Немного математики в истории

(1/138) > >>

Ygrek:
   Большинство исследователей вряд ли смогли  проигнорировать попытку качественной оценки масштабов репрессий в РККА в конце 30-х годов. Попыток со времён Тодорского было предпринято множество и результаты их весьма интересны. Сведём некоторые варианты в таблицу и присмотримся к цифрам
   Исходные данные:
   1. «Военно-исторический журнал» №  5  -  1993г., стр.63
   2. Ефимов А. «Знание-сила» № 1 – 1988г., стр.59,60
   3. Павленко Н. со ссылкой  на авторство Тодорского А.И. в предисловии к статье Ю.Геллера «Сталинский нарком», «Огонёк», конец 80-х
   4. Э.Генри со ссылкой на авторство Тодорского А.И., «Дружба народов», конец 80-х
   5. О.Сувениров «1937. Трагедия Красной Армии», табл.7 – 12
   6. О.Сувениров «1937. Трагедия Красной Армии», прил.1 - 36
   Здесь и далее приношу свои извинения, что  не всегда могу точно назвать источники, поскольку не сразу понял, насколько это может быть важным, поэтому  желающим проверить некоторые факты придётся сильно постараться.

Сводная  таблица  оценок  масштабов  репрессий в НКО и НКВМФ

                  
Источник                                             1       2       3       4       5       6
-------------------------------------------------------------------------------------------
Маршалы Советского Союза                  4        3       3       3       3       3
Командармы 1-го ранга                         4        3       3       2       5       6
Флагманы флота 1-го ранга                   2        -       2       2       2       2
Армейские комиссары 1-го ранга           -         -      2       2       2       2
Командармы 2-го ранга                         10      10     10      12     14      10
Флагманы флота 2-го ранга                   2        -       2       -       3       3
Армейские комиссары 2-го ранга           14       -      15      15     15     15
Комкоры                                              59      50     57      60     64     60
Флагманы 1-го ранга                             6        -       6       -       5       5
Корпусные комиссары                           22      25      23      25    27     27
Комдивы                                              125      -      125    136   131   130
Флагманы 2-го ранга                             3         -      9        -      5       6
Дивизионные комиссары                        73      58      69      -      72     73
Комбриги                                             216      -      200     221   217   211
Капитаны 1-го ранга                              -         -       -       -      15     15
Бригадные комиссары                            -         -       -       34    131    120

   Существенная разница в цифрах, несмотря на их невысокий порядок, обуславливается несколькими факторами. Во-первых, это временные рамки, которыми авторы ограничивают изучаемый период, чаще всего 1937 - 1941 или 1937 - 1953 гг. Однако стоило бы за точку отсчёта взять окончание гражданской войны, когда внутриполитическая обстановка стабилизировалась и истребление людей стало либо преступлением, либо прерогативой государства. Это позволило бы учесть тот факт, например, что М.М. Загю сидел в тюрьме - ещё не будучи ни бригинтендантом, ни генерал-лейтенантом. Просто его взяли раньше, чем тех, кого брали по "делу Тухачевского".  Во-вторых, используются различные методики подсчётов, применение которых никак не оговаривается. Собственно методик всего две: по первоначальному воинскому званию и по последнему. Обе методики имеют один и тот же недостаток - нелинейность динамики развития процесса присвоения званий. А если не мудрить, то генерал-лейтенант авиации Рычагов в 1936 был старшим лейтенантом, т.е. если отталкиваться от "времени стабильных кадров", то ст. лейтенантом его считать и должно, что, однако, нечестно - Рычагов  к моменту своей гибели если и не "тянул" на генеральские звёзды    по всем требованиям, то уж рядовым пилотом точно не был. А вот его современник А.С. Николаев прошёл ещё более головокружительный карьерный рост от ст. политрука в 1937 до корпусного комиссара в 1939, сыграй с ним судьба злую шутку тогда - и кем бы его пришлось учитывать?  Видимо понимая, что некоторые судьбы ни в одну из схем не уложить, авторы оценочных подсчётов иногда методики  комбинируют. Результаты бывают экстравагантными. В качестве примера - табл. 7 из  вышеуказанного источника (5), отражающая истребление бригадного звена начсостава РККА в 1937-41гг. В таблице напрочь отсутствуют капитаны 1-го ранга, перемещённые в табл. 12, хотя до лета 1940 г  они относились не к старшему, а к высшему комсоставу, и именно в этот период большинство их и погибло. Что касается собственно комбригов, то их общее число на 1936г (474) точно совпадает с данными опубликованными на сайте "РККА" А.А. Жуковым (алфавитный список высшего комначсостава). Далее идёт число расстрелянных - 201 с загадочным довеском - (СН 331) - цитирую по изданию 2009 г. Сравнение этого итога с поимённой таблицей 27 Приложений позволяет предположить, что в числе расстрелянных и умерших в заключении оказались полтора десятка комбригов из НКВД и ещё сколько-то, получивших это звание после 1936 г - чего быть не должно (если множество В есть подмножество множества А, то каждый элемент множества В обязательно должен принадлежать множеству А). Или вот ещё: в 1935 г арестовали командира РККА 12-й (судя по фотографиям) категории Майстраха Б.В. и командира РККА 13-й категории Гая. Г.Д. Гая в 1937 расстреляли, а Майстрах дожил до реабилитации и получил звание полковника - так они и значатся в "Мартирологе": Гая Дмитриевич - комкором (три ромба), а Борис Владимирович - полковником (лучше поздно, чем никогда), хотя, по логике, должны быть среди активных участников Гражданской войны, табл. 68.
   Парадоксальность ситуации заключается в том, что проблемными вопросами военной истории конца 30-х годов, кажется, занимается кто угодно, только не те, кому это положено по должности. Обратите внимание: наиболее качественные книги выпущены военными историками Сувенировым и Черушевым уже тогда, кода к их званиям добавилось «в отставке». Остальной личный состав Института военной истории МО РФ гордиться серьёзными исследованиями на данную тему не может: вероятно исследования не стоят в утверждённом плане работ. (Кстати: покойный Д. Волкогонов в «Триумфе и трагедии» цитировал некий неназываемый справочник по репрессированным военачальникам. Кто-нибудь может похвастаться знакомством с этой работой?) Не лучше обстоят дела и в «Мемориале»; в личной беседе летом 2013 года Н.В. Петров посетовал, что при огромном объёме накопленного материала военной тематикой в обществе не занимается никто.
   Принципиальное решение вопросов оценок  масштабов  репрессий в НКО и НКВМФ может выглядеть следующим образом: 1. Уточнить алфавитный список лиц, которым были присвоены персональные воинские звания ВКНС «образца 1935 года». 2. Уточнить лиц, из их числа, подвергавшихся репрессиям на протяжении всего периода службы (до введения званий как таковых, после переаттестаций). 3. Сравнение полученных чисел даст абсолютный общий показатель. Поскольку это будет усреднённое число, а процесс террора так же был нелинейным, можно разбить итоги по временным периодам: отдельно рассмотреть для лиц, присвоение званий которым было первичным в1935-36 гг (+ некоторое небольшое число их в 1937) и для тех, кто в званиях был повышен (здесь очень чётко прослеживается 1938 год). Уход от методики «одной таблицы», куда непременно требовалось включить всех, представляется перспективным.
   Следует подчеркнуть, что математика итогов не является самоцелью предлагаемой работы, в процессе уточнения данных появляется возможность дополнить сведения ранее проведённых исследований: известных списков, опубликованных А.А. Жуковым, «Отдали жизнь за Родину» в ВИЖе,  список Чуракова, список уволенных из РККА, список умерших и погибших до войны и проч.  Установить лиц, попавших во всевозможные «мартирологи» по недоразумению, или прямых «поручиков Киже».
   В качестве  исходного списка лиц, которым были присвоены звания высшего командно-начальствующего состава  безусловно необходимо рассматривать последние версии документов «k35» и «chekist», опубликованные в интернете к настоящему времени. Однако анализ опубликованных работ О.Ф. Сувенирова, Д. Чуракова, Н.С. Черушева, Н.В.Петрова, Н.Махмутова, поиск по другим источникам,  включая материалы исторических интернет-форумов, позволяет составить довольно объёмный список лиц, в эти два документа не включённых. Причин тому несколько. Первую из них кратко и ёмко указал сам Жуков, охарактеризовав анализируемые им документы как «бардак в делопроизводстве». (При этом ссылки на источники сведений ограничиваются московскими архивами. Между тем копии приказов о присвоении званий в НКО по логике должны были рассылаться в штабы округов и флотов, где вполне могли найтись вполне аккуратно подшивающие их в папку архивариусы. Если это предположение разумно, то каков срок хранения этих документов «на местах»? Найдись такая папка во Владивостоке – цены ей нет). Недоразумение второе: без указания имён, поскольку я знаком с ней из третьих рук. Основой «k35» послужила рукописная копия приказов НКО, попавшая в руки А.А.Жукова. Поскольку автор рукописи «штурманским» почерком не обладает, это трагикомическое обстоятельство привело к тому, что при составлении алфавитного списка появились ошибки. «Медников» = «Телятников» тому подтерждением. Вероятно поэтому бесполезно искать в черушевских «Комбригах» бригвоенюриста ТиГишвили, т.к. в поиске был мифический ТиТишвили. Причина третья: у А.А.Жукова не до всего ещё руки дошли. Массовое присвоение званий политического состава РККА членам Военных Советов армейского и фронтового звена с началом войны (Брежнев - вспомним), пока никак не отражено. А если права присвоения воинских званий имелись, помимо наркома обороны, у главкомов направлений, то А.А.Жукову и далее придётся нелегко.
   Что до остальных авторов, то сплошная путаница в званиях и должностях. Ошибка настолько распространённая, что иногда и ошибкой не воспринимается, но всё же: в системе воинских званий 1935 г. прилагательные «бригадный», «дивизионный», «корпусной», «армейский» в полной форме употреблялись только в званиях военно-политического состава;  во всех остальных случаях применялось сложение начальной части слова («бриг», «див», «кор», «арм») с целым словом. Во фразе «корпусной инженер военинженер 3-го ранга» первые два слова обозначают должность, а всё остальное – звание. Увы, «дивизионные интенданты» и «бригадные врачи» в избытке встречаются и в упомянутом списке Чуракова и в справочнике Н.В. Петрова и К.В. Скоркина «Кто руководил НКВД 1934-1941» и у О.Ф. Сувенирова в «Мартирологе»! (Любопытно: у Н.С. Черушева ранее совершенно точно употреблялось «корпуснОй комиссар», а в «Расстрелянной элите РККА» вдруг появляется слово «корпуснЫй»). В оправдание слышал как-то аргумент: непринципиально-де и пора совсем избавляться от «советизмов». Сразу вспомнил американское кино, где гитлеровские генералы сплошь и рядом говорят друг другу «сэр», а римскими легионами командуют  «генералы». И если подобные вольности проникают в крепкие, добротно сделанные труды, чего ж ждать от публицистики? Видимо от неё, скороспелой, и рождаются сомнительные, но живучие версии, где «командир бригады» = «комбриг».
   Необходимо отметить и методологические просчёты региональных «Книг памяти»,  где «Иванов Иван Иванович,  военнослужащий» без указания звания и должности вызывает недоумение и раздражение.
   Хотя тема весьма обширна, выкладываю её в разделе «Разное», т.к. возможен целый хвост дополнений и уточнений. Поскольку материал для анализа немалый, выкладывать буду частями в алфавитном порядке, отсюда просьба – при наличии уточнений не забегать вперёд.

Ygrek:
Добрый день всем!
Начинаю выкладывать вопросы персонального характера. Сегодня на А и Б. К сожалению обработка большого количества материалов отнимает уйму времени, но очень постараюсь не затягивать. Заранее благодарен всем, кто откликнется.

Абаулин Иван Федорович ( -б/вести 25.05.1942) бригадный комиссар (?). Есть у Н.Махмутова на сайте vif.2ne, нет у А.А. Жукова
Абель Вольдемар Янович (1895-?)  дивинженер(?); инженер-полковник. Один из авторов сборника «Командарм Якир», в примечаниях к которому назван «дивизионным инженером». (По информации уважаемого Андрея: если Вы откроете газеты "Правда" или "Известия" за 17 06 1936 то Вы найдете его со званием "военинженер 1 ранга".) Не путать с начальником политодела Балтийского морского пароходства, расстрелянным 18.01.1938, иначе уподобитесь сайту Центра генеалогических исследований!
Аверин Дмитрий Васильевич (?-7.08.1942), комбриг (4.11.1939). Как и все комбриги не отнесён к потерям  высшего комначсостава в период  Великой Отечественной войны.
Аверин Михаил Дмитриевич, бригадный комиссар (?), убит во время артобстрела 5.08.41г. (по Н.Махмутову – пропал б/в).
Авраамов Николай Юрьевич (1892-3.04.1949), капитан 1-го ранга (17.09.1939). 6.06.1931 приговорен к ВМН, 28.11.1931 приговор отменён; 2.12.1931 приговорён к  заключению сроком на 10 лет. Освобождён в ноябре 1932.

Агеев Александр Владимирович (1900 - 1990) бригинженер (?), генерал-майор инженерно-авиационной службы (03.06.42). Нет у А.А. Жукова.
Адельсон Абрам Яковлевич (1892-?), бригврач (17.02.1938). В дополнение к Черушеву: в звании полковника медицинской службы возглавлял военную кафедру Ивановского мединститута в 1944-51 гг.
Азаров Илья Ильич (1902-16.07.1979), дивизионный комиссар (6.09.1941), вице-адмирал (25.09.1944).  Нет у А.А. Жукова.  Есть у Лурье. В каком звании был Азаров до 6.09.1941?
Аксенов Михаил Алексеевич (1903-б/вести .06.1942.) бригадный комиссар (?). Есть у Н.Махмутова, нет у А.А. Жукова
Александров Александр Петрович (1900-18.01.1946)  капитан 1 ранга (?); контр-адмирал (27.07.44) – ни в одном источнике не указана дата присвоения звания «капитан 1-го ранга»; между тем в 1936-37 гг. был начальником штаба и начальником Военно-морской академии. Дважды под следствием: 1938-40 и 1941-42 гг.
Александров Дмитрий Константинович   (1878(1880?)-1947), бригинженер (20.09.1940), генерал-майор авиации (?). Отсутствует в списке генералов и адмиралов.
Александров Николай Михайлович, бригадный комиссар (19.09.1940) и Александров Николай Михайлович, генерал-полковник (27.04.1962) – это одно и то же лицо?
Алексеев Борис Алексеевич (1901-б/вести 10.1941) бригадный комиссар (?). Есть у Н.Махмутова целых два раза – как военком 151-й СД и как военком 152-й СД; сомнительно, чтобы это были два разных человека. Не вполне понятен сам принцип построения списка Н.Махмутова – функция сортировки данных по алфавиту в компьютере аксиоматична.
Алексеев Георгий Алексеевич (1895-23.05.1942). Нет у Жукова А.А. как корвоенюриста (9.08.1941). Есть у Лурье.
Алексеев Пётр Гаврилович (1892-1947),  комдив (?).     Нет у Жукова А.А.
Андрезен Эдуард Эрнестович, бригврач – «не был выслан в Казахстан, как, например, проф. Эдуард Эрнестович Андрезен, работавший там участковым врачом» - т.е., по сути, репрессирован, даже если НКВД не арестовывался и дело на него как на «врага народа» не заводилось. Уточнить бы.

Апухтин Александр Леонидович, бригинтендант (28.04.1940) – «Был репрессирован и умер в 1947 г.» Репрессирован когда и как? Нет ни в каких исследованиях.
Аржанов Михаил Михайлович (06.1873-3.10.1938)  дивинженер запаса (?). Так у Черушева.
Аристовский Вячеслав Михайлович (1880-4.05.1950), бригврач (16.08.1938), генерал-майор медицинской службы (1.02.1943). Под следствием в 1938-39 гг. (Источник - Скоркин).  
Архипчиков Константин Яковлевич, генерал-майор (4.06.1940) – почему-то о нём минимальная и невнятная информация – за что осуждён, отсидел ли срок полностью, когда умер?
Аствацатуров Михаил Иванович (1878-1936), бригврач (24.01.1936) – к вопросу об умерших до войны.
Афиногенов Петр Степанович (-11.10.1941) бригадный комиссар (?). Есть у Н.Махмутова, нет у А.А. Жукова.
Афанасьев   Николай   Порфирьевич (1902-1979), диввоенюрист (22.07.1940), генерал-лейтенант юстиции (7.05.1945).  Бригвоенюристом не был?
Афонин Семен Анисимович (1900-17.08.1944) бригинженер (?). Присвоено звание «генерал-майор инженерно-танковой службы» 21.08.43. Как бригинженер у А.А. Жукова не проходит.
Базаров Владимир Кузьмич (1898-27.07.1941) комбриг (31.12.1938),  командир 134-й стрелковой дивизии. Как и все комбриги не отнесён к потерям  высшего комначсостава в период  Великой Отечественной войны.
Байрачный Пётр Порфирьевич (1900-29.07.1938) В газетах конца 30-х годов назывался дивизионным комиссаром. У Сувенирова и Черушева проходит как бригадный. Газетчиков никогда не упрекали за излишнюю точность?
Бакаев Михаил Иванович (1902-25.10.1962) бригадный комиссар (3.11.1939). У Лурье – контр-адмирал (11.05.1949). Отсутствует в списке генералов и адмиралов.
Баранов, комбриг, русский, 1936-1937 командир 53-й стрелковой дивизии Приволжского ВО, репрессирован – текст из Чуракова привожу целиком (По информации уважаемого Андрея: это БАРАНОВ БОРИС ИОНОВИЧ - пр.НКО СССР 2500-02 12 1935 - полковник. Его Вы найдете в "Мемориале" без должности и без звания!!!)
Баринов Александр Иванович (1884-17.11.1960), комдив (17.02.1936), генерал-майор (4.06.1940). Факт ареста и нахождения под следствием не отрицает ни один исследователь, но хотелось бы уточнить даты.
Бегильдеев Николай Петрович (1888-15.05.1940), комбриг (25.04.1940) - из числа умерших до войны.

Белобров Дмитрий Павлович (1885-1964), капитан 1-го ранга (2.12.1935). В 1930-32 гг. в заключении.

Белов Василий Павлович (1901-1979), комбриг (29.11.1939), генерал-лейтенант авиации  (13.03.1944). 4.06.1941 г. снижен в воинском звании с генерал-майора до полковника. В принципе вопрос о снижении званий достаточно подробно рассматривался на сайте REIBERT. Есть ли необходимось указывать данную категорию здесь? Или уж  если «взялся за скальпель», то препарировать по полной программе? В ожидании откликов укажу  всех кто попадётся на  литеру Б, а далее – в соответствии с Вашими мнениями.

Белоусов Сергей Филиппович (1903-1984), капитан 1-го ранга (2.12.1935), контр-адмирал (4.6.1940). В сентябре 1941 года за нарушение воинской дисциплины осуждён условно (1 год) и снижен в воинском звании до капитана 1-го ранга. Впоследствии был восстановлен в адмиральском звании (5.6.1942).

Бельский Пётр Иванович (1901-3.05.1980) бригадный комиссар (19.06.1939). У Лурье – контр-адмирал (27.01.1951). Отсутствует в списке генералов и адмиралов.

Берёзкин Константин Николаевич (1900-1941) бригадный комиссар (4.11.1939). У Н.Махмутова - зам. по п/ч НШ Сибирского ВО, пропавший б/вести.  Оторопь  берёт: это как, в тайге заблудился? На момент гибели – комиссар штаба 24 А.

Березовский Илья Николаевич (1891-19.08.1961), комбриг (17.02.1936), генерал-майор (4.6.1940) - Чураков полагает, что репрессирован.  Сувениров  не подтверждает. Хотелось бы подробнее.

Берлянд Мирон Абрамович  (?-?), бригврач (16.04.1939), начальник Казанской спецпсихбольницы – товарищ интересный уже одной только должностью.

Беттихер Николай Иосифович (1892-1946), комбриг (13.02.1936), генерал-майор артиллерии  (4.6.1940) – «подвергался репрессиям», если верить некоторым сетевым публикациям. Сомнительно.
Бибиков Яков Львович (1902—1976) бригинженер (?). Начальник 10-го управления Главного управления военно-воздушных сил НКО СССР (на август 1941 года). Присвоено звание «генерал-майор инженерно-авиационной службы» 03.06.42. Нет у Жукова А.А. в «k35».
Бланкштейн Ян Карлович - бригадный комиссар (По информации уважаемого Андрея: № 12-02.01.1936) Нет у Жукова А.А. в «k35».

Бобков Семен Дмитриевич (1901-1937) - комбриг (1935?). С февраля 1928 г. - военный комиссар 192-го стрелкового полка, с ноября 1932 г. - командир 4-го стрелкового полка, с июня 1935 г. - командир 21-й механизированной бригады. Арестован 14 июня 1937 г. НКВД БССР по обвинению в участии в антисоветском военном заговоре. 30 октября 1937 г. выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР осужден по ст. 63-2, 70 и 76 УК БССР к высшей мере наказания. Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 3 марта 1956 г. реабилитирован посмертно. (По информации уважаемого Андрея: Бобков Семен Дмитриевич – полковник).
Богданов Дмитрий Матвеевич (1904-б/вести 1942) бригадный комиссар (22.02.1942) Нет у Жукова А.А. в «k35».
Богданчиков Михаил Петрович (1901—1943) бригадный комиссар (25.04.1939). К потерям  высшего комначсостава в период  Великой Отечественной войны.
Богомолов Михаил Михайлович (1897-5.05.1940) комбриг (17.05.1939), комдив (21.03.1940) - из числа умерших до войны.
Бодров Василий Степанович (1893?/1895?/1899?-1958), комбриг (16.08.1938), генерал-лейтенант артиллерии  (05.07.1943). В ноябре 1941 года (приказ НКО №0418) лишён звания и снижен в должности.
Бойцов Матвей Васильевич (1890-?), комбриг НКВД (23.12.1935). По одной версии его жизнь оборвалась в 1938, по другой – после 20-ти лет заключения был вполне жив (в 1965).
Бондаренко Степан Кондратьевич (1901-1939) бригадный комиссар (?). (По информации уважаемого Андрея: Бондаренко Степан Кондратьевич - полковой комиссар, освобожден и воевал).
Бонч-Бруевич Михаил Дмитриевич (1870-1956) комдив. С 1934-го по 1937 г. состоял в резерве РККА. 13 апреля 1937 г. уволен в запас с присвоением воинского звания «комдив запаса» - попадалась такая версия. № приказа?
Борисов Борис Владимирович, бригадный комиссар (13.12.1935), и Борисов-Боголюбов Борис Владимирович, генерал- майор интендантской службы (07.12.1942) – это одно и то же лицо?

Борисов Пётр Павлович (1901-5.02.1940) комбриг (4.11.1939), погиб в советско-финскую войну.
Ботвинник Наум Рафаилович (1872-1939), бригврач (11.04.1936) - из числа умерших до войны.
Ботнер Стефан Освальдович (1890-14.09.1937) бригинтендант (?). Нет у Жукова А.А. в «k35». Редкостный случай: никто не отрицает, но и доказать не может!
Бржезовский Юлиан Игнатьевич (1898-21.08.1937) майор гб (?). Во всех справочниках по истории НКВД УССР. (По информации уважаемого Андрея: Бржезовскому Юлиану Игнатьевичу пр.НКВД СССР №823-13 12 1935  было присвоено звание "капитан ГБ").
Брежнев Леонид Ильич (1906-10.11.1982)  бригадный комиссар (?), Маршал Советского Союза (7.05.1976). В РККА с 1941. Нет у Жукова А.А. в «k35».
Бутырин Сергей Иванович (1900-б/вести 1942)  бригадный комиссар (?). В РККА с 1941. Нет у Жукова А.А. в «k35».
Буш Эдвин Вильгельмович (1873-3.07.1942), дивврач (8.08.1940) К потерям  высшего комначсостава в период  Великой Отечественной войны.
Бушмакин Абрам Ефремович (1890-28.08.1938)  бригадный комиссар (?) = Бушмакин Иван Васильевич? Вопрос к Чуракову.

Андрей:
Кстати Абель Вольдемар Янович в анкете награжденного собственной
рукой пишет "военинженер 1 ранга"
ГАРФ фонд 7523,опись 44,дело 1

Алех:
Аствацатуров М.И. и Бельский П.И. были в звании на ступенб выше (дивврач и дивизионный комиссар соответственно).
Ботнер С.О. - бригинтендант 1936 г.

Ygrek:
Однако ж - с Аствацатуровым - первый блин комом... Кстати, с масленицей всех!
По Бельскому - здесь и далее указываю первое и последнее из ВКНС-званий.
По Ботнеру - критерием является всё же указание № и даты приказа. При всём уважении - доказательства типа "нутром чую" или "мамой клянусь" аргументами не являются.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница