Добрый день всем!
Комментарии меня несколько озадачили. Формальная сторона вопроса выглядит так (
https://ru.wikipedia.org/wiki/Особый_отдел):
«3 февраля 1941 года состоялось решение Политбюро ЦК ВКП(Б) «О передаче Особого отдела из НКВД СССР в ведение Наркомата обороны и Наркомата Военно-морского флота СССР», по которому Особый отдел ГУГБ НКВД СССР ликвидировался, а вместо него создавались третьи управления НКО и НК ВМФ соответственно. В НКВД также остался свой 3-й отдел, который теперь выполнял соответствующие функции только в войсках и органах НКВД. Начальники третьих управлений НКО и НК ВМФ, а также 3-го отдела НКВД подчинялись непосредственно своим наркомам.
В мае-июле 1941 года сотрудников ОО (теперь уже 3-х Управления/отделов) начали аттестовывать в званиях политсостава. После возвращения военной контрразведки в состав НКВД (с августа 1941 г. — Управление особых отделов НКВД СССР) особистов вновь принялись переаттестовывть на спецзвания ГБ. На форме одежды, однако, эти переаттестации никак не отразились.
До февраля 1941 года военные контрразведчики непосредственно в частях носили униформу обслуживаемого рода войск со знаками различия политического состава (наличие нарукавных звёзд политсостава и отсутствие нарукавных знаков госбезопасности) и звались либо спецзваниями государственной безопасности, либо званиями политсостава. Личный состав 4-го отдела Главного управления государственной безопасности Народного комиссариата внутренних дел СССР (с 29 сентября 1938-го по 26 февраля 1941-го годов выполнял функции военной контрразведки) носили униформу и знаки различия госбезопасности и имели звания «сержант ГБ — генеральный комиссар ГБ» — спецзвания госбезопасности. В период с февраля 1941-го по июль-август 1941-го военные контрразведчики так же носили униформу обслуживаемого рода войск со знаками различия политического состава и имели только звания политсостава. Сотрудники центрального аппарата (3-е управление НКО) в тот же период носили униформу ГБ и спецзвания ГБ (Начальник 3-го управления НКО майор ГБ А. Н. Михеев, зам. начальника — майор ГБ Н. А. Осетров и так далее). С 17 июля 1941 года, с образованием Управления особых отделов Народного комиссариата внутренних дел СССР, контрразведчики в войсках перешли на спецзвания ГБ (но также, наверное, пользовались и званиями политсостава). Униформа осталась прежней — политсостава».
Теперь о том, как отсутствие информации об аттестации особистов на звания политсостава РККА и РККФ отразилось на документах под названиями «chekist» и «k35» А.А.Жукова, к которым я искренне неравнодушен. 1.«k35» изобилует многими неточностями и изначально является неполным – это предмет отдельного разговора. 2. В оба документа попали Борисов Дмитрий Иванович (как бригинтендант и майор гб) и Семёнов Пётр Васильевич (как майор гб и комбриг). Следовательно, при попытке подсчёта общего количества перечисленных в обоих списках лиц итог необходимо уменьшить на два. 3. Коль скоро А.А.Жуков включил Борисова и Семёнова в оба списка, так же он должен был поступить и с остальными сотрудниками НКВД, получившими при переходе в НКО и НКВМФ звания политсостава, но не смог этого сделать, т.к. соответствующих приказов очевидно не видел. 4. Спектор М.Б. не попал ни в один из этих списков, т.к. в спецзваниях гб он до перехода в НКО был капитаном гб, а затем полковником гб; «промежуточное» звание бригадного комиссара составителем «k35» опять же не учтено по вышеназванной причине. Следовательно, при попытке подсчёта общего количества перечисленных в обоих списках лиц итог необходимо уменьшить на два и увеличить, как минимум, на единицу. Возможно, «казус Спектора» распространяется не на него единственного. (А как же! Дивизионный комиссар Петров и бригадный комиссар Кудрявцев, упомянутые ранее – тому пример.) К чему вся эта околоисторическая математика? В частности – к призыву уважаемого модератора Alex`а не засорять сайт мелкими информациями, в т.ч. по уточнению званий. Но, «это совсем не ерунда, дружище Битнер!», прежде чем ставить вопрос «КТО» необходимо круг этих «КТО» правильно сформировать. К сожалению, спустя 75 – 80 лет после анализируемых событий по многим вопросам мы находимся на стадии сбора первичной информации…