26 ноября 1991 год - БЕССЛАВНЫЙ ЮБИЛЕЙ

Автор Alex, 25 ноября 2013, 15:18:44

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Alex

Указом президента России от 26 ноября 1991 г. № 233 КГБ РСФСР был преобразован в Агентство федеральной  безопасности 

                        Через сутки после возвращения из «форосского заточения»
                        президент СССР подписал указ о назначении В. Бакатина
                        Председателем КГБ СССР. По просьбе «свежеиспеченного»
                        председателя от руки М. Горбачев вписал в него «не для
                        печати» следующий пункт: «Поручить т. Бакатину В.В.
                        подготовить предложения о реорганизации системы
                        государственной безопасности».
                        Следует отметить, что образование 18 августа 1991 г.
                        государственного комитета по чрезвычайному положению
                        (ГКЧП) было, по нашему мнению, отчаянной попыткой
                        предотвратить развал Советского Союза, переломить
                        сепаратистские тенденции в Москве и других союзных
                        республиках.
                        В 9.00 19 августа на коротком совещании руководящего
                        состава в зале коллегии КГБ Крючков сообщил, что создан
                        ГКЧП, у которого есть все полномочия по руководству
                        страной. Просил проинформировать об этом личный состав
                        возглавляемых подразделений, поддерживать порядок и
                        дисциплину и ждать дальнейших указаний.
                        А указаний-то больше не поступало.
                        Начальника УКГБ по Ярославской области генерала А.С.
                        Разживина о введении чрезвычайного положения дежурный
                        проинформировал по сообщению радио в 6.05.
                        На закономерные вопросы дежурная служба КГБ СССР
                        отвечала:
                        - Сидите спокойно. Когда потребуется, вам сообщат!
                        Даже ближайшие помощники председателя КГБ Крючкова
                        признавались:
                        - Мы сами в неведении. Нас никто ни о чем не
                        информировал.
                        Практические рекомендации руководству территориальных
                        подразделений КГБ сводились к участию в работе местных
                        КЧП, где они будут организованы.
                        Оперативный состав УКГБ по Ярославской области получил
                        приказ: усилить агентурно-оперативную работу на важных
                        объектах, выявлять и докладывать о зарождении негативных
                        антиобщественных проявлений со стороны преступных
                        элементов. В неотложных случаях принимать
                        предупредительно-профилактические меры; оказывать
                        содействие органам милиции, учитывать, что партийные
                        органы бездействуют и рассчитывать на их помощь не
                        приходится. Необходимо руководствоваться в своей
                        деятельности только требованиями приказов и положениями
                        инструкций КГБ СССР.
                        Заместителю председателя генерал-лейтенанту В.А.
                        Пономареву в течение всего дня звонили начальники
                        территориальных управлений КГБ, спрашивали, что им
                        делать, так как от них разъяснения ситуации требуют
                        руководители партийных и советских органов.
                        «Я же, - вспоминал Пономарев, - следуя указанию
                        председателя, просил их исполнять установки ГКЧП,
                        направленные на места. Только многим до конца не были
                        ясны конечные цели и задачи. А их никто не разъяснял».
                        Впоследствии о мотивах действий «путчистов» В.А. Крючков
                        писал: «Анализ, проводившийся социологическими службами,
                        показывал, что в районах повышенной политической
                        напряженности, включая республики Прибалтики, людей по
                        их настроениям можно было разделить на три неравноценных
                        группы.
                        После ареста 22 августа В.А. Крючкова, уголовные дела по
                        подозрению в «поддержке деятельности ГКЧП» были
                        возбуждены также в отношении заместителей председателя
                        КГБ СССР Г.Е. Агеева и В.А. Пономарева, начальника ВГУ
                        В.Ф. Грушко, начальника и заместителя начальника службы
                        охраны Ю.С. Плеханова и В.В. Генералова, начальника УКГБ
                        по г.Москве и Московской области В.М. Прилукова. (В.А.
                        Крючков, как и другие лица, проходившие по «Делу ГКЧП»,
                        были амнистированы постановлением Государственной думы
                        Российской Федерации от 23 февраля 1994 г.).
                        23 августа последним председателем КГБ СССР указом
                        Горбачева был назначен Вадим Викторович Бакатин. Ранее,
                        4 декабря 1990 г. отстраненный с поста министра
                        внутренних дел по требованию Верховного Совета СССР в
                        связи с развалом работы правоохранительных органов.
                        На состоявшейся в тот же день Коллегии новый
                        «руководитель Лубянки» заявил, что «пришел в КГБ, чтобы
                        его ликвидировать». Да и «помощников» себе он подобрал
                        соответствующих - О.Д. Калугина, Г.П. Якунина.
                        Окружение Бакатина вспоминает его грубость и
                        специфическое «партхамство», хамелеонство и невыносимое
                        позерство. Ну а лучшее представление о мировоззрении и
                        деятельности Бакатина на этом посту, а также его
                        интеллектуальных способностях, дают необычайно быстро
                        «сверстанные» им мемуары «Избавление от КГБ» (М., 1992).

                        В.В. Бакатин объявил целью своей деятельности «изживание
                        чекизма».
                        Поскольку, по его мнению, КГБ «представлял угрозу
                        обществу не только как репрессивный механизм»(?), но и
                        как «источник информации, на основании которой
                        принимались решения высшего государственного
                        руководства». Видимо, ему просто не дано было понять,
                        что именно таково
                        назначение любой спецслужбы мира.
                        В то же самое время в программном выступлении в
                        Конгрессе США при утверждении его кандидатуры на пост
                        директора ЦРУ Роберт Гейтс заявлял: «Разведка становится
                        во все возрастающей степени центральным фактором в
                        формировании американской внешней политики... Самым
                        важным является то, что возрастает роль разведки как
                        единственной организации в системе американской
                        администрации, которая смотрит вперед, можно сказать,
                        «разведывает будущее». Разведка значительно опережает
                        другие ведомства США в оценках и определении проблем, с
                        которыми США столкнутся через 5-10 лет и даже в XXI
                        столетии.
                        Неприязнь к «чекизму», дилетантская предубежденность
                        бывшего секретаря обкома КПСС, наложили отпечаток не
                        только на восприятие им функций и задач нового
                        ведомства, но и на отношение к нему кадровых сотрудников
                        органов госбезопасности.
                        25 августа Бакатин поручил заместителю председателя КГБ
                        по кадрам подготовить представление о назначении первым
                        своим заместителем экс-генерала О. Калугина. Однако
                        услышал в ответ: «Такое назначение допустить нельзя, так
                        как оно не будет понято сотрудниками КГБ и вам будет
                        сложно работать с ними».
                        Так Комитет государственной безопасности СССР вступил в
                        полосу краткосрочной агонии, завершившейся его
                        ликвидацией, символизировавшей и предопределившей крах
                        великой державы, каковой являлся Советский Союз.
                        26 августа на сессии Верховного Совета СССР М.С.
                        Горбачев заявляет: «Нужно провести реорганизацию КГБ. В
                        моем указе о назначении тов. Бакатина председателем
                        этого Комитета есть неопубликованный пункт 2 с
                        поручением ему представить немедленно предложения о
                        реорганизации всей системы государственной
                        безопасности».
                        Аплодисментами встречаются слова председателя Комитета
                        Конституционного надзора СССР С.С. Алексеева: «Я
                        выдвигаю предложение об упразднении КГБ. Надо, чтобы
                        вместо этого комитета было управление по разведке и
                        управление по охране правительственных учреждений. И
                        все».
                        Указом президента СССР М.С. Горбачева от 28 августа 1991
                        г. была образована Государственная комиссия для
                        расследования деятельности органов государственной
                        безопасности, которую возглавил депутат Верховного
                        Совета РСФСР С.В. Степашин. А 28 ноября она была
                        преобразована в Государственную комиссию по
                        реорганизации органов государственной безопасности.
                        За означенный период времени комиссия не смогла
                        обнаружить факты, свидетельствующие о «преступной
                        деятельности» сотрудников органов КГБ.
                        Несмотря на многочисленные инсинуации в прессе о
                        сотрудниках органов КГБ, в том числе и подогреваемых
                        многочисленными велеречивыми интервью Бакатина, позднее
                        этот же вердикт подтвердит и Конституционный суд
                        Российской Федерации.
                        Уже само назначение нового руководства КГБ -
                        "советниками" некомпетентного В.В. Бакатина стали
                        известные оппоненты КГБ О.Д. Калугин и Г.П. Якунин, -
                        повлекло кадровую "чистку" центрального аппарата.
                        Добровольно увольнялись и те сотрудники КГБ, для которых
                        оказался утраченным смысл их предыдущей служебной
                        деятельности в органах госбезопасности СССР.
                        Эти обстоятельства объективно не могли не породить в
                        будущем неминуемых кадровых проблем для вновь
                        создаваемых органов безопасности России и других новых
                        независимых государств СНГ.
                        Уже 29 августа на базе 3-х управлений КГБ –
                        правительственной связи, 8-го главного и 16-го был
                        образован Комитет правительственной связи -
                        впоследствии, до 11 марта 2003 г. - Федеральное
                        агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ).
                        После августовских событий активно пошел процесс
                        демонтажа Комитета государственной безопасности и его
                        органов на местах, как в союзных республиках, так и
                        Российской Федерации. Из КГБ было уволено несколько
                        сотен опытных сотрудников в Центре и в местных органах.
                        Более 20 тысяч человек в период с конца августа 1991 по
                        июнь 1992 г. по морально-идеологическим соображениям
                        сами уволились из органов безопасности.
                        На заседании Государственного совета СССР 11 октября при
                        обсуждении вопроса будущего страны, В.В. Бакатин доложил
                        о «состоянии» КГБ СССР. Он доложил, что численность
                        органов КГБ – около 500 тысяч человек. Бюджет – свыше 6
                        миллиардов рублей. Численность центрального аппарата –
                        73 тысячи.
                        Прежде чем продолжить выступление Бакатина, уточним, что
                        последнее его утверждение не верно. Поскольку в КГБ
                        Центральным аппаратом называли личный состав основных
                        оперативных управлений Комитета – ПГУ, ВГУ, Третьего
                        Главного, Управления «З», 4, 6 управлений и т.д. Его
                        численность по номенклатуре КГБ СССР составляла около 5
                        тысяч человек.
                        Бакатин же произвольно «включил» в его состав
                        Военно-строительное и военно-медицинское управление,
                        сотрудников поликлиник, санаториев, НИИ, лабораторий и
                        спецпроизводств, особых отделов, отделов
                        правительственной связи, УКГБ по г. Москве и Московской
                        области с его районными и городскими отделами,
                        преподавателей и слушателей учебных заведений и т.д.
                        Нъюанс, недоступный для понимания высокомерного
                        «варяга»: «мелочи» его не интересовали.
                        На территориальные органы приходится 88 тысяч
                        сотрудников, из них 44 тысячи – в Российской Федерации.
                        Выедены из КГБ служба охраны, спецсвязь – всего 90 тысяч
                        сотрудников.
                        Предлагаемые направления реформы КГБ:
                        - функциональная дезинтеграция (по основным направлениям
                        работы разведка, контрразведка, охрана, погранвойска и
                        т.д.);
                        - децентрализация (полная самостоятельность
                        республиканских органов безопасности в сочетании с
                        координирующей ролью союзных органов). Данное
                        предложение, объективно отражавшее сложившуюся
                        политическую реальность в стране, на деле означало
                        де-факто и де-юре согласие на развал не только системы
                        обеспечения безопасности, но и самого Союза ССР;
                        - деидеологизация, демократизация и т.д.
                        На деятельность создаваемой межреспубликанской
                        Центральной службы разведки (ЦСР) было ассигновано 267
                        млн. рублей и 100 миллионов долларов.
                        На основании информации Бакатина Госсовет принимает
                        решение об образовании на базе Комитета государственной
                        безопасности СССР трех самостоятельных ведомств:
                        - Центральной службы разведки (ЦСР);
                        - Межреспубликанской службы безопасности (МСБ);
                        - Комитета по охране государственной границы СССР.
                        Постановлением Государственного совета СССР от 22
                        октября 1991 г. КГБ СССР был упразднен.
                        Так завершилась история одной из могущественнейших
                        спецслужб ХХ века.
                        Деятельность Бакатина на посту «руководителя»
                        национальной службы безопасности завершилась скандальной
                        передачей (с санкции президентов СССР и Российской
                        Федерации) 4 декабря 1991 г. американскому послу Р.
                        Страусу 70 листов секретной оперативно-технической
                        документации.
                        Но с решением Госовета 22 октября чехарда и неразбериха
                        в сфере обеспечения безопасности формально еще
                        продолжавшего существовать СССР не прекратилась.
                        Указом президента России от 26 ноября 1991 г. № 233 КГБ
                        РСФСР был преобразован в Агентство федеральной
                        безопасности (АФБ), но уже 19 декабря Б.Н. Ельцин
                        подписал указ об образовании Министерства безопасности и
                        внутренних дел (МБВД), реализовав, тем самым давнее
                        стремление Бакатина.
                        Но и этот указ остался нереализованным: уже 22 января
                        1992 г. Конституционным Судом РСФСР он был признан не
                        соответствующим Конституции, в связи с чем указом
                        президента России 24 января было образовано Министерство
                        безопасности РСФСР (МБ РФ).
                        Подобное «реформирование», многочисленные
                        организационные изменения с выведением сотрудников «за
                        штат» реально вели к приостановке дел и проведения
                        мероприятий, потере оперативных позиций, времени и
                        возможностей. Короче говоря, создали весьма комфортные
                        условия для работы реальных противников нашего
                        государства, нашей страны.
                        Оперативные базы не только ЦРУ США, но и спецслужб
                        других государств мира появились и включились в активную
                        работу по сбору информации о происходящих в нашей стране
                        процессах не только в столицах восточноевропейских
                        государств, но и в столицах бывших союзных республик
                        Советского Союза.
                        Однако завершая рассмотрение истории КГБ СССР нам
                        представляется необходимым остановится еще на нескольких
                        вопросах: попробовать подвести некоторые итоги, сделать
                        некоторые выводы, представляемые на суд читателей.
                        По-видимому, и сегодня актуален вопрос о том, а что
                        думали о Комитете государственной безопасности его
                        современники?
                        Особенно в свете ранее отмеченной нами
                        информационно-пропагандистской кампании, направленной,
                        по мнению одних, на «разоблачение преступной
                        деятельности КГБ», а по мнению других – на дискредитацию
                        органов безопасности СССР.
                       

Alex

                         Понятно, что окончательно ответить на этот вопрос можно,
                        только опираясь на реальные, конкретные факты.
                        И одним из таких конкретных фактов является мнение
                        населения СССР о деятельности КГБ.
                        Представление о нем, «фотографию» его состояния на
                        конкретный момент времени дают результаты
                        репрезентативного социологического опроса на тему
                        «Общественное мнения о службе государственной
                        безопасности», проведенного Институтом социологии
                        Академии наук СССР по заказу Межреспубликанской службы
                        безопасности.
                        Опрос этот проводился в декабре 1991 - январе 1992 года
                        и всего в ходе него вопросы задавались 1 530 гражданам 9
                        бывших союзных республик СССР.
                        По мнению большинства опрошенных, сотрудник КГБ - это
                        прежде всего профессионал (64% ответов респондентов),
                        умный (52%), сильный (46%) человек долга (45%). В то же
                        время около 30% респондентов считали, что они лично,
                        либо их родственники пострадали в разные годы от
                        действий органов НКВД-МГБ-КГБ. Мы еще возвратимся к
                        возможным вариантам интерпретации этого показателя. При
                        этом 25% опрошенных полагали, что и они сами «находились
                        под наблюдением КГБ». При всей очевидной абсурдности
                        этой цифры, что будет показано далее, тем не менее,
                        подобные мнения также являлись характеристикой массового
                        общественного сознания того времени.
                        И если 17,9% опрошенных считали, что деятельность
                        органов госбезопасности СССР с 1917 г. принесла стране в
                        основном пользу, то противоположного мнения
                        придерживались 33,6% респондентов.
                        Однако, как нетрудно заметить, почти половина
                        респондентов не имела собственного определенного мнения
                        по этому вопросу, затруднившись с ответом на него.
                        Примечателен и тот факт, что 22% тех, кто считал себя
                        пострадавшим от действий КГБ, оценивали деятельность
                        органов госбезопасности в целом положительно.
                        По мнению опрошенных, приоритетными для деятельности
                        преемников КГБ должны были стать:
                        - борьба с мафией, наркобизнесом, терроризмом (82%
                        ответов);
                        - охрана военных объектов и государственных секретов
                        (75%);
                        - противодействие вооруженному захвату власти (73%).
                        В то же время 40% опрошенных считали, новые органы
                        госбезопасности страны должны были бороться с
                        идеологическими диверсиями спецслужб иностранных
                        государств. При этом 34% респондентов полагали, что
                        деятельность иностранных спецслужб представляет большую
                        угрозу для их страны, а 33% из них были уверены, что
                        «западные спецслужбы ставят подрывные задачи по
                        отношению к странам СНГ», а 16% полагали, что «страна
                        находится во враждебном окружении».
                        Руководитель цитируемого исследования профессор О.В.
                        Крыштановская считала, что последние из приведенных
                        суждений и оценок респондентов – это проявление остатков
                        «оборонного сознания», внушавшегося населению страны
                        официальной пропагандой.
                        На наш же взгляд, они скорее отражали серьезные реалии
                        геополитических отношений в мире, о справедливости
                        которых свидетельствую многие последующие события в
                        нашей стране и за ее пределами.
                        Пришло время дать ответы и на другие вопросы,
                        муссировавшиеся в СМИ противниками органов
                        госбезопасности в годы перестройки.
                        Прежде всего это касается численности сотрудников КГБ
                        СССР.
                        Один из «видных» отечественных «экспертов по КГБ» Е.М.
                        Альбац указывала, что «по западным источникам,
                        численность сотрудников КГБ колеблется от 400 до 700
                        тысяч сотрудников».
                        Мы уже приводили округленную цифру, озвученную Бакатиным
                        на заседании Госсовета.
                        Наконец, из мемуаров «последнего председателя» КГБ стало
                        известно, что в 1991 г. численность сотрудников КГБ
                        составляла около 480 тысяч человек.
                        При этом 180 тысяч сотрудников КГБ являлись офицерами, и
                        90 тысяч сотрудников работали в КГБ союзных республик
                        Союза ССР.
                        Всего же численность оперативного состава КГБ СССР на
                        рубеже 90-х годов прошлого века, по нашим подсчетам, не
                        превышала 70 – 80 тысяч человек.
                        Уточним, что для сравнения Е.М. Альбац называла
                        численность сотрудников ФБР США – 21 тысяча сотрудников.
                        Но следует только уточнить, чего она не делала, - в
                        штаб-квартире ведомства в Вашингтоне, не считая
                        сотрудников еще более 400 отделений ФБР по стране.
                        Численность же «штаб-квартиры» Лубянки, без сотрудников
                        ПГУ, была в 4 раза меньше.
                        Добавим только, что из 480 тысяч сотрудников КГБ около
                        220 тысяч составляли военнослужащие погранвойск и еще
                        около 50 тысяч – войск правительственной связи.
                        Помимо этого, в КГБ СССР в январе 1990 г. были переданы
                        103-я дивизия ВДВ и 75-я мотострелковая дивизия (мсд).
                        Общая численность – 11 895 человек. В июне 1990 г. также
                        КГБ были переданы 48-я мсд и 27-я отдельная
                        мотострелковая бригада (общая численность – 11 912
                        человек).
                        Общая численность приданных частей составляла 23 767
                        человек.
                        Таким образом, на все оперативные подразделения КГБ,
                        вместе с разведкой, контрразведкой, радиоконтрразведкой,
                        службой охраны, шифровально-дешифровальной службой и
                        оперативно-техническими подразделениями, приходилось
                        около 170 тысяч военнослужащих и лиц гражданского
                        персонала.
                        При этом зарубежные исследователи Норман Полмер и Аллен
                        Б. Томас указывали, что только с 1954 по 1989 г. при
                        исполнении служебных обязанностей «по оказанию
                        военно-технической помощи другим странам» в общей
                        сложности погибли 572 сотрудника КГБ. Не будем
                        утверждать, что последняя цифра верна. Возможно, в
                        действительности она намного больше.
                        11 октября 1991 г. Бакатин уточнял, что численность
                        сотрудников территориальных управлений КГБ (помимо
                        сотрудников особых отделов, отделений 9 управления
                        (Службы охраны), подразделений и частей
                        правительственной связи, 8-го Главного и 16, 15
                        управлений, пограничных подразделений) составляла 88
                        тысяч человек. 44 тысячи из них работали на территории
                        РСФСР.
                        Ясно, что эти цифры, составлявшие государственную тайну,
                        гораздо меньше, чем об этом домысливалось, говорилось и
                        писалось в прессе.
                        Смехотворно заявление Е.М. Альбац о том, что, якобы
                        численность только «спецназа КГБ, по американским
                        данным, превышает 60 тысяч человек». У страха, как
                        известно, глаза велики, и называвшаяся американским
                        конгрессменам цифра «всего лишь» в 60 раз превышала
                        реальную цифру.
                        Это, однако, было необходимо для поддержания мифа о
                        «советской военной угрозе».
                        Альбац также указывала, что бюджет КГБ в 1991 г.
                        составлял 4,9 млрд. рублей в марте, и 6,5 млрд. рублей в
                        октябре того же года.
                        Для сравнения она также указывала бюджет
                        разведсообщества США – 32 млрд. долларов, и бюджет ФБР –
                        1 млрд. долларов.
                        По данным Комитета по разведке Конгресса США за октябрь
                        2006 г., на разведывательную деятельность этой страны
                        тратилось 44 миллиарда долларов в год. Бюджет ЦРУ – 5
                        млрд. долларов, АНБ – 6-8 млрд., Национального
                        управления космической разведки – 7 млрд., военной
                        разведки – 1 млрд.
                        Согласно исследовательскому центру American Empire
                        Projеct, бюджеты и численность личного состава
                        большинства из 16 федеральных ведомств, входящих в
                        разведывательное сообщество США, засекречены.
                        Только в ноябре 2006 г. тогдашний директор ЦРУ Джон
                        Негропонте заявил, что в целом национальную безопасность
                        США в разведывательной сфере защищают около 100 тысяч
                        американских граждан. Речь при этом идет о штатных,
                        «кадровых» сотрудниках спецслужб США.
                        Коснемся и столь «деликатного» вопроса как численность
                        негласных сотрудников КГБ. Например, из отчета о
                        деятельности КГБ при СМ СССР за 1968 г. следует, что
                        весь агентурный аппарат насчитывал около 260 тысяч
                        негласных сотрудников. Позднее, со ссылкой на Бакатина,
                        Е.М. Альбац называла цифру 400 тысяч негласных
                        сотрудников КГБ в 1991 г. Для сравнения она также
                        указывала, что МГБ ГДР имело 180 тысяч агентов. Правда,
                        умалчивая о том, что 38 тысяч из них являлись
                        иностранными гражданами, проживавшими за пределами
                        республики. А МВД Чехословакии располагало 140 тысячами
                        агентов.
                        Позволим себе отметить, что, вопреки широко
                        распространенным мифам о, якобы, «тотальной слежке» КГБ
                        за согражданами, в частности, подтверждаемыми ранее
                        приводившимися данными социологического опроса, этого не
                        было и не могло быть в действительности.
                        В печати, правда, встречаются указания на то, что «по
                        оценкам самого Андропова, «потенциально враждебный
                        контингент» в СССР составлял 8,5 миллионов человек».
                        Даже при вполне понятном скептицизме в отношении
                        подобных оценок, следует все же признать, что этот
                        «потенциально враждебный контингент» составлял ничтожное
                        меньшинство из 287 миллионов граждан нашей страны! И уж
                        тем более не означает количество лиц «состоявших на
                        оперативном учете», то есть тех, на кого, якобы, КГБ
                        были заведены «досье».
                        В связи с распространенными многочисленными спекуляциями
                        на тему «репрессий» и «жертв» КГБ, укажем, что согласно
                        отчету за 1967 г., по различным категориям дел
                        оперативного учета проходили... 10 008 человек. Причем,
                        как советских граждан, так и иностранцев. А это –
                        подозрения шпионаже, подготовка незаконного перехода
                        государственной границы и бегство за рубеж, розыск
                        карателей и фашистских пособников периода Великой
                        Отечественной войны, незаконные валютные операции – все
                        18 составов преступлений, подследственность по которым
                        Уголовно-процессуальным кодексом была отнесена
                        компетенции следственных подразделений КГБ.
                        В материалах Комиссии «по расследованию деятельности
                        КГБ» указывалось, что по линии Управления «З» (защиты
                        конституционного строя) в 1991 г. в КГБ было 2 500 дел
                        оперативного учета в отношении лиц, подозревавшихся в
                        причастности к противоправной деятельности.
                        Уже эти объективные данные вызывают сомнение в отношении
                        наличия «миллионов репрессированных» органами КГБ СССР
                        лиц. Чтобы не быть голословным, укажем, что за 36 с
                        половиной лет существования КГБ СССР к уголовной
                        ответственности было привлечено 25 627 человек. Впрочем,
                        эта цифра может быть и недостаточно точна, поскольку
                        некоторые лица, как например С. Затикян, Э. Кузнецов, В.
                        Буковский, привлекались к уголовной ответственности
                        неоднократно. При этом в 1954 – 1959 годы за
                        «контрреволюционные преступления» по статье 58 УК РСФСР
                        1926 г. были осуждены 10 938 человек.
                        В 1960 – 1991 годах по материалам органов КГБ были
                        осуждены 14 689 человек, в том числе 5 483 из них за
                        особо опасные, в том числе 2 781 человек якобы «за
                        инакомыслие», по статьям 70 и 190-1 УК РСФСР.
                        Характерная деталь: парадоксальным образом, писала
                        «эксперт по работе КГБ» Е.М. Альбац, «именно функции
                        «тайной полиции» - в действительности, в значительной
                        мере гипертрофированные «разоблачениями» 1989 – 1991
                        годов, добавим мы от себя, - в наибольшей степени и
                        составили «славу» этому ведомству в собственной стране».

                        Поскольку этот вопрос о «репрессиях за свободомыслие»,
                        «инакомыслие» вызывает немалый интерес, ограничимся
                        сухим приведением данных статистики. Справка 5-го
                        управления КГБ СССР № 5/5 – 167 от 4 марта 1988 г. в ЦК
                        КПСС свидетельствует, что с 1956 по 1987 годы по статье
                        70 (антисоветская пропаганда и агитация) УК РСФСР было
                        осуждено 6 543 человека, по статье 190-1 УК РСФСР
                        (распространение ложных измышлений, порочащих советский
                        государственный и общественный строй) - 1 609 человек.
                        Исправим только одну некорректность данного документа.
                        Во-первых, до 1960 г. антисоветская агитация и
                        пропаганда подпадала под действие статьи 58-10 УК РСФСР
                        1926 года. Во-вторых, имеются также ввиду статьи,
                        аналогичные статье 70 статьи Уголовных кодексов других
                        союзных республик.
                        Немало говорилось о якобы возросших масштабах
                        «репрессий» в те годы, что КГБ возглавлял Ю.В. Андропов.
                        Но подобные высказывания не имеют под собой реальных
                        оснований.
                        Так, Питер Рэддэвей, известный советолог, выступая в
                        1995 году Москве на V международной конференции «КГБ:
                        вчера, сегодня, завтра», указывал, что с 1958 по 1966
                        год за антисоветскую агитацию были осуждены около 6000
                        человек, а ежегодно в среднем за антисоветскую агитацию
                        и пропаганду осуждалось 254 человека. В тоже время в
                        1967-1975 годах этот показатель составил 176 приговоров
                        в год, а в 1977-1988 годах - 89 приговоров.
                        Предоставляем читателям возможность проверить этот вывод
                        приводимой справкой 5 Управления КГБ СССР. За 15 лет, с
                        1967 по 1982 год, что КГБ СССР возглавлял Ю.В. Андропов,
                        по статье 70 были осуждены 552 человека, и по статье
                        190-1 были осуждены еще 1 353 гражданина, то есть почти
                        в три раза меньше, чем за предыдущие 10 лет – 1 905
                        против 5 806 осужденных !
                        Исторической правды ради подчеркнем и следующее
                        чрезвычайно важное обстоятельство. За годы, когда КГБ
                        возглавлял И.А. Серов (с 1956 – 1958 гг.) за
                        «антисоветскую пропаганду по статье 58-10 УК 1928 г.,
                        или, как ныне говорят, за «инакомыслие», были осуждены 3
                        764 гражданина, при А.Н. Шелепине, уже по статье 70 УК
                        1960 г., - 1 442, и при В.Е. Семичастном – 600.
                        Приведем слова главного редактора Иельского университета
                        Джонатана Брента, на наш взгляд, наиболее объективно
                        характеризовавшие судьбу КГБ и Советского Союза: «Можно
                        сказать, что советских людей предали их лидеры. Почему?
                        Потому, что идеологические обязательства и
                        всепоглощающее стремление удержать власть были для
                        лидеров главным и мешали смотреть правде в глаза. Как
                        говорил Метью Арнольд, «поглощены собой они». И хотя
                        информации у них часто было больше, использовать ее с
                        максимальной отдачей им не удалось. Выигрывая сражение
                        за сражением, они проиграли войну».
                        Приведем еще одно весьма компетентное мнение.
                        В связи с рассмотрением в Конституционном Суде РСФСР
                        вопроса по иску «КПСС против президента России» («Дело
                        КПСС»), специальной комиссией, представлявшей интересы
                        ответчика, были отобраны и изучались документы КГБ –
                        приказы, указания, отчеты, сообщения в ЦК КПСС и т.д.,
                        призванные доказать якобы «преступный характер
                        деятельности» этих организаций. Ныне, рассекреченные,
                        они являются одним из фондов Российского
                        государственного архива новейшей истории (РГАНИ) -
                        «Документы, рассекреченные Специальной комиссией по
                        архивам при Президенте РФ в 1992 – 1994 гг.».
                        Как подчеркивал по поводу этой коллекции заместитель
                        директора РГАНИ М.Ю. Прозуменщиков, некоторые из этих
                        документов, «...отбиравшихся для Конституционного Суда как
                        подтверждение «преступной» деятельности КПСС и КГБ,
                        после 15 лет «демократических» преобразований стали
                        выглядеть сейчас скорее как забота о таких изрядно
                        подзабытых понятиях, как интересы государства, борьба с
                        преступлениями в сфере экономики и т.п.».
                        В этой связи представляется необходимым привести
                        следующий фрагмент из показаний В.А. Крючкова в судебном
                        заседании Военной Коллегии Верховного Суда Российской
                        Федерации 30 ноября 1993г.: «... Не признаю и
                        предъявленного мне обвинения в превышении власти - мой
                        долг в качестве руководителя такого учреждения, как
                        Комитет государственной безопасности СССР, состоял в
                        том, чтобы охранять безопасность нашей страны,
                        обеспечивать соблюдение законности, в том числе и
                        Основного закона СССР - его Конституции.
                        Неуклонно проводившаяся определенными силами линия на
                        незаконное, насильственное изменение существовавшего
                        тогда конституционного строя и вынудила меня вместе с
                        товарищами по работе предпринять необходимые меры по
                        пресечению этих противоправных действий.
                        Действовал я строго в соответствии со своими
                        обязанностями - на основе Конституции СССР в условиях
                        крайней необходимости.
                        Упрекнуть себя могу лишь в том, что нам не удалось
                        выполнить свои обязанности и уберечь страну и народ от
                        тех жестоких испытаний, в которые они ввергнуты
                        политическими авантюристами...
                        Августовским событиям предшествовал целый период
                        широкомасштабной, политической, пропагандистской,
                        психологической подготовки трагического развала Союза,
                        осуществляемой сознательно и целенаправленно одними, в
                        силу заблуждений и неведения последствий – другими. Уже
                        в 1988 – 1989 годах в стране воцарилась атмосфера
                        вседозволенности, нарушений законности, которые
                        приобрели опасные, крайние формы экстремизма. Они
                        поразили тяжелым недугом социально-политическую жизнь
                        общества и саму государственность. Разрушительное
                        воздействие определенных сил не только не встречало
                        отпора, но, напротив, находило благодатную почву, и
                        прежде всего у Президента Горбачева и известной части
                        его окружения....».
                       

                        Олег ХЛОБУСТОВ
                        20 декабря 1997 г.

МирВ

Недостаток человечности начинается там, где живущих в одной стране людей делят на «своих» и «не совсем своих». Как когда-то делили на православных и иноверцев, русских и инородцев, а потом – на пролетариев и эксплуататоров. Или на эстонцев и неэстонцев, граждан и неграждан. В крайнем случае этих «не своих» просто считают врагами, коих надо разоблачить, обезвредить и уничтожить. Чем в разные времена занимались различные органы и организации, будь то опричнина или ЧК.

Целью этих органов была безопасность государства. Но своей цели они в конечном итоге не достигали, даже наоборот: попытки обеспечить безопасность страны ценой отказа от человечности, безопасности людей чаще всего заканчиваются крахом, смутой, геополитической катастрофой или потерей государственности и независимости, которые стали самоцелью.
http://rus.postimees.ee/2608556/ulica-bely-kuna

МирВ

Ув. Алекс! Хотелось бы взглянуть на источник информации... В крайнем случае хотя бы огласите его...

Alex

Цитата: МирВ от 25 ноября 2013, 16:20:48
Ув. Алекс! Хотелось бы взглянуть на источник информации... В крайнем случае хотя бы огласите его...

Источник: Чекист.ру