Форум истории ВЧК ОГПУ НКВД МГБ

Дополнительные форумы => ВОЙСКОВЫЕ ЧАСТИ и СОЕДИНЕНИЯ НКВД-МГБ-КГБ 1941-1991 => Тема начата: Александр Слободянюк от 19 Июня 2022, 18:56:20



Название: Морпогранохрана НКВД накануне советско-японской войны 1945 г.
Отправлено: Александр Слободянюк от 19 Июня 2022, 18:56:20
Морпогранохрана НКВД накануне советско-японской войны 1945 г.

Государственная граница на российских дальневосточных рубежах составляет практически третью часть от общей протяженности государственной границы страны - 19734 км и включала в себя охраняемые пограничными войсками участки протяженностью 4083 км с Маньчжурией, 24 км – с Кореей, 132 км (по другим данным 131 км по прямой линии 50 параллели северной широты или приблизительно 33 японских ри (японская мера длины, равна 3927 м.)  – с Японией и 15 495 км – на море.  К началу 1941 г. государственную границу на сухопутном, морском, озерном и речном  участках Краснознаменных пограничных войск Хабаровского округа охраняли 9 пограничных отрядов, из них 7 (78 Кумарский, 75 Иннокентьевский, 56 Благовещенский, 76 Екатерино-Никольский, 63 Биробиджанский, 70 Казакевический и 77-й Бикинский) – на реках Амур и Уссури, один сухопутный 132 км (к северу от 50 параллели) и морской – на острове Сахалин 52-й ордена Ленина и Знака Почетный Чекист морской пограничный отряд (управление г. Александровск-Сахалинский), силами 65-го морского пограничного отряда (управление в г. Николаевск-на-Амуре) – морской участок. Охрана границы на морских участках осуществлялась в основном службой наблюдения на морских береговых постах в дневное время, а также дозорами вдоль береговой полосы и другими пограничными нарядами, которые могли обеспечить охрану только незначительной по протяженности их части. Основная нагрузка по обеспечению неприкосновенности морских рубежей решалась применим пограничных судов (катеров) и авиации. Приказом Командующего Амурской Краснознаменной флотилии от 03.07.1943 г. №00207 было введено наставление по взаимодействию кораблей и частей АКФ, 70 ПО и ДВФронта, прикрывающих г. Хабаровск от прорыва кораблей Сунгарийской Речной флотилии.
Приказом АКФ от 06.07.1943 г.  временная инструкция о взаимоотношении и взаимодействии АКФ и Краснознаменных погранвойск НКВД Хабаровского округа (приказ АКФ №0095 от 30.04.40 г., была отменена. Командирам отдельных частей и соединений АКФ при взаимоотношениях и взаимодействии с Краснознаменными пограничными войсками Хабаровского округа и Дальневосточного фронта, расположенных в пограничной полосе, руководствоваться «Инструкцией по охране государственной границы Союза ССР на реках Амур, Уссури и Аргунь» - 1940 г. и «Инструкцией о взаимоотношениях и взаимодействии пограничных войск НКВД Хабаровского округа с частями 2 и 15 армий – 1940 г.»
Операционная зона АКФ охватывала реки: Амур - от истока (село Покровка) до села Ново-Троицкое (в низовьях) - 2712 км; Уссури - от Лесозаводска до устья - 480 км; Сунгача - от истока до устья - 250 км и озеро Ханка; Шилка - от Сретенска до Покровки - 400 км; Зея - от Суражевки до Благовещенска - 190 км; Бурея - от Малиновки до устья - 77 км. Общая протяженность операционной зоны флотилии составляла - 4119 км. АКФ насчитывала 12,5 тыс. чел. личного состава, 126 кораблей, около 200 орудий и минометов и 68 самолетов.
 В составе пограничных войск Приморского округа имелось 7 погранотрядов (57 Иманский, 58 Гродековский, 59 Посьетский, 69 Ханкайский,  60 ордена Ленина Камчатский морской, 61 Нагаевский и 62-й Владивостокский, охранявших участки государственной границы по р. Уссури, оз. Ханка,  ст. Гродеково, у оз. Хасан, прибрежные воды Японского и Охотского морей, а также на Камчатке, омываемой с запада Охотским морем, с востока — Беринговым морем и Тихим океаном.
Краснознаменным пограничным войскам Хабаровского округа - зам. начальника пограничных войск по морской части он же начальник Морского отдела Приморского округа капитан 1 ранга Крамеров Михаил Алексеевич, ставились задачи охранять водный участок границы по рекам Амур и Уссури (протяженность участка госграницы в бассейне рр. Амур,  Уссури,  Сунгача  - 2519 км в том числе: в Приморском крае  - 424 км по р. Уссури и р. Сунгача, Хабаровский край - 261 км, Еврейской автономной области - 581 км, Амурская область - 1194 км и Читинской области и Восточно-Сибирского края - 59 км), озерный участок на Ханка в Приморском крае - 70 км, а также на материковой части побережья Японского (от Нельмы до Николаевска на Амуре), Охотского морей (от Николаевка на Амуре Сахалинский залив до включая Ульбей) и побережья северной части острова Сахалин выше 50 параллели. В состав морпогранохраны входили 6 дивизионов и 3 группы катеров, общим числом 102 рейдовых катера, которые на период навигации передавались в подчинение пограничных отрядов и комендатур. Всего в боевых действиях принимало участие 205 пограничных судов.  Они осуществляли переброску пограничных нарядов по воде на острова, вели наблюдение за действиями маньчжурских катеров на реках и осуществляли перехват незаконно перемещающихся грузов. Основными недостатками деятельности катеров являлись большая нагрузка на плавсостав (в среднем по 12 часов в сутки), сказывалось слабое взаимодействие с береговыми пограничными подразделениями. Неустойчивая связь не позволяла наладить взаимодействие и корректировку задач, обмен информацией носила характер доклада о текущем местоположении.
21 июля 1945 года все части Хабаровского погранокруга перешли на усиленный вариант несения службы, были активизированы разведка и наблюдение за сопредельной стороной, оборудованы пункты посадки войск и разведаны места высадки.
Перед личным  составом морских частей и подразделений КПВ Хабаровского округа стояли следующие задачи: обеспечить переправу основных войск Красной Армии через многоводные реки Амур и Уссури; оказать помощь АКФ в организации разведки, патрулирования, выставлять дозоры и выявлять вражеские суда. Пограничники также выступали в качестве проводников для катеров флотилии по сложным участкам рек. Для такого взаимодействия пограничные подразделения переходили в подчинение командующего АКФ.
В пограничных войсках Приморского округа - зам. начальника пограничных войск по морской части он же начальник Морского отдела Приморского округа капитан 1 ранга Дианов Александр Иванович. В составе морпогранчастей округа 12 дивизионов морских судов и катеров, три группы речных катеров, имевших в своем составе пограничных сторожевых кораблей -3, катеров типа «МО» IV класса - 38, бронекатеров – 30 и других – 47. При организации службы на морской границе части руководствовались приказом НКВД СССР № 097-41 г. и инструкцией по охране морских границ. Пограничные корабли на весенне-летний период 1945 года вступали в строй в период с 21 апреля по 23 июля, такой длительный промежуток времени вступления в строй объясняется различными метеорологическими условиями на участках дислокации дивизионов. На участке 59 ПО охрана границы со стороны моря стала осуществляться катерами с 23 апреля, 62 МПО с 27 апреля, 60 МПО с 12 мая и на участке 61 МПО с 27 июня. СКР «Киров» вступил в строй 15 мая, СКР «Дзержинский» 21 мая. В соответствии с приказом войскам округа на летний период дивизионы катеров службу несут в районах:
ДПК -59 ПО                     р. Тюмень-Ула   — о. Отенина.
2 ДПК – 60 МПО                     м. Лопатка   — м. Кроновский.
3 ДПК -60 МПО                     р. Тигиль   — м. Лопатка.
ДПК -   61 МПО                     м. Дуга   — м. Прецкий.
2 ДПК -62 МПО                    о. Отенина   — м. Елагина.
5 ДПК -62 МПО                     м. Елагина   — б. Юзгоу.
4 ДПК -62 МПО                    б. Юзгоу   — м. Красный.
1 ДПК -62 МПО                    м. Красный   — м. Грозный.
3 ДПК -62 МПО                    р. Единка   — м. Кой

продолжение следует.



Название: Re: Морпогранохрана НКВД накануне советско-японской войны 1945 г.
Отправлено: Александр Слободянюк от 19 Июня 2022, 18:57:44
Продолжение.

 СКР «Киров» и «Дзержинский» — на всем участке 60 МПО.
Каждый дивизионный морской (речной, озерный) район несения службы разбит на линии дозоров, которые по участкам отряда распределяются следующим образом: на участке 59 пограничного отряда (ПО) — 4 линии, 62 морского пограничного отряда (МПО) — 16, 61 МПО — 5, и 60 МПО — 9 линий.
Всего участок морской (речной, озерный) границы округа разбит на 34 линии дозора, на которых катера постоянно несли службу. Как например: на участке 59 ПО охрана границы в обычных условиях осуществлялась на линиях дозора № I устья р. Тюмень-Ула — о. Фуругельма одним пограничным катером (ПК), № 2 о. Фуругельма — о. Большой] Пелис одним ПК. При усиленной охране служба будет осуществляться на линиях дозора № 1 устья р. Тюмень-Ула — о. Фуругельма одним ПК, № 2 о. Фуругельма- мыс Гамова одним ПК, № 3 м. Гамова — о. Большой Пелис одним ПК. В зависимости от оперативной обстановки начальнику отряда разрешалось по своему усмотрению усилить охрану границы на любом участке, путем дополнительной высылки катеров на любую линию дозора. Все дивизионы катеров, кроме дивизионов пограничных катеров (ДПК) 59 ПО, 61 МПО и 2 ДПК 62 МПО, которыми распоряжались начальники погранотрядов, были приданы комендантам участков, последние, принимая решение на охрану границы, ставили задачу командиру дивизиона пограничных катеров (ДПК) в письменной форме.
В зоне ответственности пограничных войск Забайкальского округа, начальник морского отделения управления пограничных войск капитан 3-го ранга Скопинич Иван Петрович, государственная граница охранялась 53-м Даурским пограничным отрядом на речном участке по р. Аргунь  протяженностью 301 км (всего участок госграницы в ответственности отряда – 389 км) и 54-й пограничный отряд на р. Аргунь – 84 км. Государственную границу на речном участке на реках Шилке  и Амуре нес 74-й пограничный отряд, общая протяженность участка пограничного отряда 311 км. 55-й пограничный отряд – на реках Аргунь и Амур.

Боевой состав морпогранчастей и их участие в боевых операциях:

Дивизион судов 52-го морского пограничного отряда КПВ Хабаровского округа (г. Александровск на Сахалине). Командир дивизиона  капитан-лейтенант Зайченко Виталий Павлович. Дивизион состоял из восьми боевых катеров: 6 типа «МО-II» (ПК-61, ПК-62, ПК-63, ПК-64, ПК-65, ПК-66), 2 типа «КМ» и 12 вспомогательных (из них - 5 типа «КА-ЗиС-5», 2 типа «КА-ГАЗ», 1 посыльное судно). Командиры катеров – «ПК-61» старший лейтенант Сажнев Евгений Андреевич, «ПК-62» старший лейтенант Скобелев Федор Федорович, «ПК-63» старший лейтенант Криворучко Николай Клементьевич, «ПК-64» капитан-лейтенант Рожков Сергей Николаевич, «ПК-65» - лейтенант Авитесян, «ПК-66» старший лейтенант Родин Степан Васильевич.
Пограничный катер «ПК-61» на борту которого находился командир дивизиона капитан-лейтенант Зайченко В.П., возглавивший операцию и пограничные катера дивизиона «ПК-62» и «ПК-64» (флагманский катер дивизиона под командованием капитан-лейтенанта Рожкова С.Н.) с 12.08.45 г участвовали в боях за пос. Амбецу (ныне Возвращение) до Эсутору (ныне Углегорск) на Сахалине, где артиллерийским и пулеметным огнем подавили огневую точку противника и способствовали быстрому продвижению подразделений Красной Армии. Старший лейтенант Сажнев Е.А. лично три раза высаживал десант на берег, ходил в разведку и способствовал успешному выполнению поставленной задачи. Катер «ПК-61» провел успешную операцию по ликвидации японского катера. С 19 по 28 августа 1945 г. отлично выполнял поставленные боевые задачи по обеспечению высадки десанта с дрифтеров и кунгасов. Аварий и потерь не имел. Старший лейтенант Скобелев Ф.Ф. лично высаживал десант и успешно провел разведку побережья, а полученные данные позволили разминировать фугасы и безопасно высадить десант на берег. Катер «ПК-66» под командованием капитан-лейтенанта Родина С.Н. с 19 по 29.08.1945 г. обеспечил переход 3-го эшелона пехотного десанта и его поддержку от пос. Амбецу до Эсутору. Без потерь высадил десант пехоты у мыса Китосоя, что дало возможным ему быстро развернуться и приступить к выполнению поставленной боевой задачи. 20 августа 1945 года в составе десанта первого броска в Маоко был включен катер «ПК-63» из состава дивизиона 52-го морпогранотряда под командованием старшего лейтенанта Криворучко Н.К. Моряки катера в условиях штормовой погоды проявили исключительный героизм и отвагу ворвались в южный ковш порта. Несмотря на полученные повреждения (потеря управления) артогнем катера уничтожили в порту Маоко ныне Холмск на Сахалине четыре огневые точки противника.

продолжение следует.



Название: Re: Морпогранохрана НКВД накануне советско-японской войны 1945 г.
Отправлено: Александр Слободянюк от 19 Июня 2022, 18:58:32
Продолжение.

Дивизион речных судов 56-го пограничного отряда КПВ Хабаровского округа (г. Благовещенск) Командир дивизиона капитан-лейтенант Сидельников Дмитрий Алексеевич. Дивизион состоял из восьми боевых катеров: 4 бронекатера проекта 1125 (К-63, К-64, К-65, К-66), 4 катера «КМ» (К-67, К-68, К-69, К-70) и 32 вспомогательных судов (9 катеров типа «КА-ЗиС-5», 17 катеров типа «КА-ГАЗ», 3 посыльных судна и 3 баржи). Командиры бронекатеров - капитан-лейтенант Ковалев Александр Кириллович, старший лейтенант Шавлак Георгий Васильевич,
Задачи, поставленные перед дивизионом командованием:
а)   форсирование Амура на основных оперативных направлениях наступающей  Красной Армии, в районах г. Сахалян, с. Константиновка;
б)   переброске первых групп десантов погранподразделений, войск НКВД и частей Красной Армии при взятии городов Сахалян, Айгунь, населенных пунктов Хадаян, Тахарчен, Таудядцзе, Мачан, Маньчжоутунь;
в)   уничтожении катерными десантными партиями погранполицейских постов с целью обеспечения быстрейшего захвата пограничных селений Маньчжоу-Го на южном берегу Амура;
г)   систематической переброске частей Красной Армии и войск НКВД для расширения захваченных первыми группами десантов плацдармов и усиления гарнизонов взятых городов и пограничных сел;
д)   уничтожении и захвате плавсредств противника на Амуре;
е)   конвоировании с целью обеспечения переброски частей Красной Армии и бесперебойного снабжения кораблей Зейской бригады бронеречных катеров продовольствием, боеприпасами и горюче-смазочными материалами;
ж)   контролировании проходящих по Амуру кораблей и досмотре судов, заходящих в Зею, для обеспечения коммуникаций наступающих частей Красной Армии.
В 11.00 10.08.45 г. канонерская лодка и бронекатера дивизиона катеров 56-го Благовещеннского пограничного отряда вышли из р. Зея и к 12.00 подойдя к набережной г. Сахалян (Хэ-Хэ), высадили десант и овладели городом. Одним из первых водрузил Красное Знамя над городом заместитель командира Десантного отряда пограничников гв. майор Батюк Анатолий Иванович  старший инструктор политотдела 56-го пограничного отряда.
С занятием г. Сахалян (Хэ-Хэ) были взяты трофеи – 1 пароход, 15 катеров и несколько складов с продовольствием, углем и лесом. Отличились - старшина 2-й статьи Митин Иван Михайлович, старшина 2-й статьи Тарасенко, мичман Дубровский. В частности, тов. Митин И.М. в ходе операции по ликвидации японского погран-полицейского поста «Шекмель» /Шакшаун/ при переброске на катере «К-95» разведывательных групп в  Уюнь, Пекарка, Челу и при переброске пленных и трофей из Челу, Сяо-цинза, Н-Долга в с. Иннокентьевку  бессменно находился на посту обеспечивая работу главных моторов катера и делал по два рейса, брал на борт 50—55 чел., вместо 18. Под его руководством был задержан маньчжурский пароход, оказавший сопротивление (на пароходе находилось 26 гражданских лиц). Старшина Тарасенко перевозил на катере вместо положенных 12 чел. по 35, ежедневно совершая по пять рейсов. Мичман Дубровский, не заводя мотор катера, бесшумно высадил десант в район малого пикета Сихетунь.
Захват гор. Айгунь. В 14.00 10.08.1945 г. Командующий 2 КА поставил задачу 256 ОСБ 101 УРа со взводом погранзаставы «Красная» 56 пограничного отряда на кораблях Зея-Бурейской Бригады речных кораблей (ЗББРК) овладеть г. Айгунь. Заместитель командира Десантного отряда пограничников капитан Костин Иван Васильевич начальник 2-го отделения штаба 56-го пограничного отряда, умело руководил оперативными группами и обеспечил взаимодействие между ними. Отряд выполнил поставленную боевую задачу не имея потерь. Назначен комендантом города Айгунь. Заместитель начальника 56-го пограничного отряда майор Зякин Михаил Семенович,  согласно приказу Командующего войсками 2-й армии и начальника пограничных войск округа лично руководил сколачиванием боевых десантных групп по ликвидации погранполицейских постов и захвата городов Сахалян и Айгунь. 12 августа при высадке десанта пограничников для разгрома японо-маньчжурского погранполицейского поста Хурманжин, бронекатер дивизиона был обстрелян артогнем противника и получил повреждения, которые благодаря мужествую членов экипажа сумели устранить течь в системе охлаждения, не допустили выхода из строя катера, в течении 15 часов возвратились на базу. Состав катеров привлеченных к операциям - БК-63, БК-64, БК-65, БК-66, ЗИС-35, КМ-68, КМ-69, КМ-70.
29 августа 1945 года в 17.00 личный состав бронекатера БК-63 под командованием старшего лейтенанта Шавлак Г.В. на участке заставы «Саратовка» задержал маньчжурский пассажирский пароход, который в 18.30 был доставлен на пристань Константиновка. На пароходе взято в плен 2 офицера японца и три полицейских китайца, 23 женщины, 9 детей. Все интернированные, пленные согласно приказа командующего 2-й Красной Армии были переданы отделу контрразведки «Смерш» 3-й стрелковой дивизии. В качестве трофеев на пароходе изъято «Маузеров» – 1, клинков – 8»
Из донесения по результатам операции: В 16—45 БК-65 принял в с. Веселый десант погранподразделения в 25 человек и при обеспечении высадки БК-66 перебросил его через Амур в г. Айгунь. Вместе с высаженными катерами Зеевской бригады бронекатеров (ЗББРК) взводом пехоты десант пограничников в 17-00 10 августа овладел г. Айгунь... К 4—00 10 августа БК-63 закончил переброску десанта стрелковой роты части Красной Армии...
В 4-50 9 августа БК-64 подошел по Амуру к погранполицейскому посту с. Имануха, выбросил катерную десантную партию, которая во взаимодействии с десантом пограничников заставы Гурман с боем овладела селением...
В 12-45 на участке Амура, на траверзе с. Бибиково, БК-64 захватил  полицейский катер. Полицейский катер пытался оказать сопротивление, но после применения бронекатером в дело оружия с целью уничтожения катера команда в 6 человек сдалась в плен. Катер отбуксирован в с. Бибиково.
В 18-45 10 августа выброшенный БК-64 десант пограничников (18 человек) совместно с корабельной десантной группой овладел с. Маньчжоутунь, разбив погранполицейский пост и захватив шаланду, груженную продовольствием...
С 13-35 до 22—35 10 августа БК-63 перебрасывал в район с. Хадаян в устье пристани Хурманджиха (Соинская пристань) десант стрелкового батальона (400—500 человек)...
Результатом десантной операции явился захват частями Красной Армии с. Хадаян и других населенных пунктов.
В 21-20 11 августа БК-66 обеспечил десантную операцию в районе с. Тахарчен, куда был выброшен бронекатером десант пограничников (45 человек). При содействии катерной десантной партии десант захватил  населенный пункт...
Командир дивизиона речных судов капитан-лейтенант Сидельников, Начальник штаба дивизиона капитан-лейтенант Паламарчук

Продолжение следует.


Название: Re: Морпогранохрана НКВД накануне советско-японской войны 1945 г.
Отправлено: Александр Слободянюк от 19 Июня 2022, 18:59:27
Продолжение.

Группа речных катеров 57-го Иманского пограничного отряда ПВ Приморского округа. В составе - (ПС-2, К-3, К-11, К-14, К-37, К-38). Командир группы капитан-лейтенант Бутин Всеволод Федорович. Командиры катеров -  «К-11» мичман Мяконьков  Андрей Константинович,  «К-14» старшина 2 статьи Белов Анатолий Васильевич, главстаршина Рогаткин Виктор Иванович. .  В ночь с 8 на 9 августа 1945 г. обеспечил действия пограничников в переправе через водные преграды реки Сунгача и Уссури, чем обеспечили успешное выполнение ими поставленной боевой задачи. Группа боевых катеров: «К-3», «К-7», «К-11»»К-14», «К-37» и «К-38» под командованием капитан-лейтенанта Бутина В.Ф. в ночь с 8 на 9 августа 1945 г. обеспечивала боевые действия оперативных групп пограничников при переправе через р.р. Сунгач и Уссури, ликвидации японских пикетов. Катер под командованием мичмана Мяконькова А.К. старшего оперативной группы из 4 катеров действовал решительно при выброске десанта на вражеский берег, обратном приеме и эвакуации раненных. Катер «К-11» огнем из ПТР подавил огневую точку на берегу. Командир катера «К-14» старшина 2 статьи Белов А.В. назначен старшим оперативной группы в составе четырех катеров. 10 августа по заданию командования частей Красной Армии перебросил десант в количестве 320 чел. Главсташина Рогаткин В.И. назначен старшим оперативной группы в составе трех катеров организовал переброску десанта на другой берег и эвакуацию раненных. Катер «ПС-2» в течении двух суток доставил к месту проведения операции 34 тонны боеприпасов, взрывчатых веществ и 921 чел. десанта, эвакуировал 98 тяжело раненных солдат и офицеров.


Группа катеров 58-го Гродековского пограничного отряда ПВ Приморского округа.
Никаких данных по наличию в 58-м пограничном отряде подразделения речных катеров не обнаружено.  В полосе участка государственной границы   участие принимали бронекатера проекта 1125 с 76-мм пушками обр. 1927/32 г.: БК-25 лейтенанта Платонова Александра Федоровича пикет Данньбижень, БК-26 лейтенанта Сиюшева Хамзы Абдуловича, БК-27 лейтенанта Николаева Ивана Алексеевича,  участвовал в операции против японской погран-заставы Сидаолинцзы, Лотандия и Кузнецка, БК-28 старшего лейтенант Пугачева Ивана Игнатьевича участвовал в ликвидации пикетов Сидаолинцзы и  Лотандия, захватили погран-полицейский катер, все они из состава Уссурийского отд. отряда «БКА» и Ханкайский отд. отряд «БКА» (пос. Камень-Рыболов) АКФ, последний имел в составе четыре бронекатера проекта 1124 с 76-мм пушками обр. 1927/32 г.: БК-15 старшего лейтенант Хотяинцева Вадима Сергеевича, ликвидация погран-заставы Дуньянмо и Дабиньчжень БК-65 главстаршины Малышенко Ивана Васильевича, уничтожил два десантных катера противника, БК-66 лейтенант Гопоненко Владимира Павловича поддерживал операцию пограничников по ликвидации поста Юнфандун.

Дивизион катеров 59-го пограничного отряда ПВ Приморского округа (передан в оперативное подчинение Тихоокеанского флота). Командир дивизиона капитан-лейтенант Савельев Георгий Васильевич. Состав дивизиона бронекатера («ПК-1», «ПК-2», «ПК-3», «ПК-4», «ПК-5», «ПК-45»). Командиры катеров - «ПК-1» старший лейтенант Акимичев Александр Андреевич, «ПК-3» старший лейтенант Прихно Павел Яковлевич, «ПК-4» капитан-лейтенант Филатов Евгений Владимирович, «ПК-5» капитан-лейтенант Иванов Аркадий Валерьянович. Командир дивизиона капитан-лейтенант Савельев Г.В. безупречно выполнил задание командования по подготовке высадки десанта в корейский порт Юки, первым вошел в порт и разведал места подходов для фрегатов и высадил на берег первый бросок автоматчиков. Руководил операцией по высадке роты автоматчиков в порт Сейсура. На острове Нан, где взял в плен 8 японцев в плен и до 30 ящиков винтовочного боезапаса. Обеспечил руководством дивизионом в ходе несения дозорной службы и проводки конвоев. В ходе боевых действий выполняя приказ командования ПК-3 старшего лейтенанта Прихно П.Я., с 11 на 12.8.45 г. обеспечил высадку разведгруппы на территорию Маньчжурии в районе залива Посан-Ван в порту Сейсура; ПК-4 капитан-лейтенанта Филатова Е.В., в ночь с 11 на 12.8.45 г. участвовал в разведывательной операции на побережье противника и захвате «языка», высадке десантов в порты Юки, Сейсуро и на остров Нан. ПК-5 капитан-лейтенанта Иванова А.В. участвовал в высадке десантов на о. Нан и в порт Сейсуро, обеспечивал действия десанта огневой поддержкой на берегу, затем участвовал в конвоировании транспортов. Старший лейтенант Акимичев А.А. командуя катером «МО-IV» участвовал в операции по захвату о. Нан и порта Сейсуро, быстро высади десант и огнем расчищал место высадки и продвижения главный сил десанта.

Дивизион судов 63-го пограничного отряда ПВ Приморского округа. Командир дивизиона капитан-лейтенант Малыгин Григорий Дмитриевич. Дивизион состоял из восьми основных боевых кораблей: 2 катеров типа «РПК» (К-74, К-75), 2 катеров типа «ПК» (К-77, К-78), 3 катера типа «КМ» (К-71, К-72, К-73), канонерской лодки К-76 и 24 вспомогательных судов (2 катера типа «КА-ЗиС-5», 13 катеров типа «КА-ГАЗ», 1 посыльное судно). Командиры катеров - главстаршина Волкодавов Степан Никитович, главстаршина Садаков Александр Гаврилович.
Дивизион речных судов в оперативном отношении был подчинен Амурской Краснознаменной флотилии и в боях по взятию городов Лыхасусу (Тунцзян) и Фугдин, обеспечивая действия боевых катеров флотилии бдительным несением дозорной службы.
Командир катера дивизиона катеров 63-го Биробиджанского ПО главстаршина Волкодавов С.Н.  по приказу командовал совершил поход в очень трудных навигационных условиях по реке Гайзе и умело высадил десант в тылу противника для захвата вооруженных японских групп. Командир катера главстаршина Садаков А.Г.  умело руководил катером во время боевого столкновения с маньчжурскими плавсредствами, которые оказывали вооруженное сопротивление. Обеспечил точное выполнение приказа начальника пограничного отряда.

Продолжение следует.


Название: Re: Морпогранохрана НКВД накануне советско-японской войны 1945 г.
Отправлено: Александр Слободянюк от 19 Июня 2022, 19:00:21
Продолжение.

Дивизион судов 69-го Ханкайского пограничного отряда ПВ Приморского округа (посёлок Камень-Рыболов, на озере Ханка). Командир дивизиона капитан-лейтенант Тейтельбаум Алексей Самуилович. В 1941 г. дивизион состоял из бронекатеров проекта 1124 (К-15, К-25, К-65, К-66). В 1945 г. - катера имели номера - К-5, К-6, К-7, К-8, К-9, К-10) Командиры катеров: капитан-лейтенант Боличенко Леонтий Евгеньевич, старший лейтенант Браилко Антон Кузьмич, старший лейтенант Веревкин Филипп Фролович, старший лейтенант Данильченко Петр Нестерович, «К-5» лейтенант Кубраков Николай Кузьмич, «К-9» капитан-лейтенант Бабий «К-10» капитан-лейтенант Сендлеров Израил Анатольевич.
Отряд катеров под командованием капитан-лейтенанта Тейтельбаум А.С. в ночь с 8 на 9 августа 1945 г. выполнял боевую задачу по уничтожению японских пикетов, укреплений и наблюдательных пунктов на побережье озера Ханко. Бронекатер капитан-лейтенант Боличенко Л.Е. во взаимодействии с пограничной заставой Ново-Михайловка уничтожил японскую заставу Луньянмно. В составе отряда катеров дивизиона нанес артиллерийский налет на гарнизон противника в Байцаодзы и уничтожил оборонительные сооружения японцев. Бронекатер старшего лейтенант Браилко А.К. действовал в ночь с 8 на 9 августа 1945 г. с оперативной группой по уничтожению полицейского поста, которую десантировал в тыл противника. Задача была выполнена, пограничники захватили знамя, важные документы, трофеи- 2 винтовки и 40 гранат. Бронекатер под командованием старшего лейтенанта Веревкина Ф.Ф. трижды выбрасывал десант на побережье противника.10.08.45 г. артогнем уничтожил три моторных катера и 9 лодок противника, разрушил деревянный мост. В результате артналета бронекатера старшего лейтенанта Данильченко П.Н. на побережье озера Ханка были уничтожены 6 наблюдательных постов, 2 полицейских заставы, радиопеленгаторная станция и мост, 2 понтона водоизмещением 20 тонн, 4 склада с боеприпасами и продовольствием. Всего в результате боевых действий отряда катеров из состава дивизиона уничтожено: 8 наблюдательных вышек, 6 складов  с боеприпасами и продовольствием, 4 погранполицеских заставы, 3 моторных катера, 11 кунгасов и 2 ДЗОТа. Захвачено: 26 десантных барж, 3 миномета, 32 винтовки, 6 автоматов и другое военное имущество.

Дивизион судов 70-го пограничного отряда ПВ Приморского округа (с. Казакевичево). Командир дивизиона капитан-лейтенант Фишман Борис Иосифович. Дивизион состоял из семи основных боевых катеров: 2 бронекатеров проекта 1124 (К-86, К-89), 2 бронекатеров  проекта 1125 (К-87, К-88), 2 канонерских лодок типа «ГВТУ» (К-308, К-310), катера «КМ» (К-92) и 19 вспомогательных судов (5 катеров типов «КА-ЗиС-5» и «КА-ГАЗ», 2 посыльных судна и 1 баржа). Командиры судов - канонерской лодки КЛ-117 лейтенант Кондратов Клим Иванович, «К-86» старший лейтенант Чистоклетов Илья Викторович, «К-87» капитан-лейтенант Салыков Яков Алексеевич, «К-88» старший лейтенант Шлихтин Сергей Петрович, «К-89» старший лейтенант Полиенко Андрей Маркиянович,
В ходе боевых действий КЛ-117 перебросила оперативную группу по ликвидации погранполицейского поста Тетюпай и десантной группы поддержки от 630-го стрелкового полка 388-й стрелковой дивизии в район Фуюань, где высадил десант под огнем противника.
Дивизион взаимодействовал с кораблями Амурской Краснознаменной флотилии в районе г.  Фуюань. На своих катерах перебросил до 1000 чел. десантников с боевой техником и вооружением на вражеский берег, а также военнопленных на нашу сторону. Бронекатера дивизиона принимали участие в боевых операциях с оперативными группами по ликвидации погранполицейских участков врага, успешно выполнили поставленную им боевую задачу. Начальник штаба дивизиона старший лейтенант Шлихтин С.П. командовал бронекатером «К-88» при ликвидации погранполицейского отряда Чуадер оперативным отрядом под командованием капитана Токарева Н.Д. старшего помощника начальника 5-го отделения управления погранотряда, который во взаимодействии с бронекатером полностью уничтожил японо-маньчжурский погранполицейский отряд и гарнизон, а также были захвачены важные документы, трофеи и пленные. Командир пограничного бронекатера «К-87» капитан-лейтенант Салыков Я.А.  обеспечивал выброску и боевые действия оперативной группы против погранполицейского отряда Хайциньчжень. Умелым маневром и артиллерийским огнем бронекатера были разрушены на важнейших направлениях огневые точки и гарнизон врага. Кроме этого, выделенным личным составом были обеспечены проходы для штурмовых групп в проволочных заграждениях. В ходе проведения десантной операции и выброске людей на вражеский берег обеспечена скрытность движения и маскировка, обеспечившие внезапность действий оперативных групп. Командир катера «К-89» дивизиона речных катеров дивизиона речных старший лейтенант Полиенко А.М. обеспечил переброску на катере десантов на вражеский берег в районе г. Фуюань. В тяжелых метеоусловиях в ночь с 8 на 9 августа 1945 г. в районе Тарабаровских островов обеспечил взаимодействие с кораблями АКФ, обеспечивал получение информации для командования пограничным отрядом. Командир бронекатера «К-86» дивизиона речных катеров старший лейтенант Чистоклетов И.В. в ночь с 8 на 9 августа 1945 г. на бронекатере в плохих метеоусловиях в холодной протоке выбросил десантную оперативную группу по ликвидации японо-маньчжурского пограничного полицейского отряда Сябача. Оказал поддержку пограничникам на берегу.

Дивизион судов 75-го пограничного отряда КПВ Хабаровского округа (с. Иннокентьевка) Командир дивизиона капитан-лейтенант Кузнецов Анатолий Никитович. Дивизион состоял из семи боевых катеров: 6 типа «РПК» (К-93, К-94, К-95, К-96, К-97, К-98), 1 типа «КМ» (К- 99) и 17 вспомогательных (4 «КА-ЗиС-5», 12 «КА-ГАЗ», 1 посыльное судно Командиры катеров – «К-93» мичман Поляков Федор Кузьмич, «К-94» лейтенант Альков Алексей Никитович, «К-95» главстаршина Сухоносенко Георгий Иванович.
Командир бронекатера «К-94» лейтенант Альков А.Н. в плохих метеоусловиях обеспечил высадку десантов по ликвидации полицейских постов и одновременно для развития успеха десантников в тылу противника. Оказал огневую поддержку действующим оперативным группам при взятии города Цикэ.  Бронекатер «К-93» под командованием мичмана Полякова Ф. К. при проведении боевой операции по ликвидации полицейских постов Каушинцун и Нижнего Чаянзы, при этом обеспечил скрытый и  бесшумный поход с последующей внезапной высадкой  десанта на территорию противника. 13.08.1945 г. при переброске частей Красной армии и форсировании р. Амур при взятии г. Фошань, а также высадке оперативных групп обеспечил внезапность действий. Командир бронекатера «К-95» главстаршины Сухоносенко  Г.И.  9.08.1945 г. выполнял боевую задачу по выброске и поддержке в бою оперативной группы по ликвидации полицейского поста Шакшаун. Произвел в ночных условиях выброску разведывательных групп в Уюн и Пекарка. Высажено десанта на маньчжурский берег 1248 человек, переброшено груза 70 тонн.  11 августа бронекатер «К-95» под прикрытием огня своих средств высадил десант с катера в г. Уюн, 12 августа в г. Пекарка, а 14 августа забрал на борт разведгруппы из состава частей Красной Армии и в этот же день высадил десант в селение Шуанденьчжао, 16 августа высадил разведывательную группу пограничников у устья р. Харпиган.

Группа судов 76-го пограничного отряда КПВ Хабаровского округа (с. Екатерино-Никольское) Командир дивизиона капитан-лейтенант Богданович Петр Григорьевич. Дивизион состоял из 4 боевых катеров типа «РБК» (К-103, К-104, К-105, К-106) и 22 вспомогательных (7 типа «КА-ЗиС-5», 14 типа «КА-ГАЗ», 1 посыльное судно «ПС-58»). Командиры катеров – главстаршина Аношко Василий Пименович. С началом боевых действий речные катера группы приняли участие в высадке личного состава оперативно-боевых групп на маньчжурский берег и в активных боевых операциях по уничтожению объектов противника. Речной катер РБК-105 захватил маньчжурский боевой катер с командой численностью 26 чел. Катерами группы была обеспечена эвакуация раненных и убитых в боях пограничников, а также захваченных в плен японо-маньчжурских солдат и офицеров (27 чел.) Боевой катер под командованием главстаршины Аношко В.П. бесшумно переправил оперативно-боевую группу через Амур, высадил на маньчжурском берегу, чем способствовал разгрому погранополицейского поста. Одновременно катер прикрывал действия оперативно-боевой группы с вероятных направлений появления японских войск.

Группа судов 77-го Бикинского пограничного отряда КПВ Хабаровского округа (г. Бикин). Командир группы Группа состояла из 4 боевых катеров типа «КМ» (К-108, К-109, К-110, К-111) и 19 вспомогательных (9 типа «КА-ЗиС- 5», 10 типа «КА-ГАЗ»). Командиры катеров – старшина 2 статьи Жариков Иван Иванович. Командир катера старшина II статьи Жариков И.И.  с началом боевых действий обеспечивал переправу частей Красной армии через р. Уссури. В ходе проведения операции обнаружил японскую шаланду, которую он смело атаковал и не смотря на открытый с шаланды ружейно-пулеметный огонь, решительный атакой и огнем пулеметов уничтожил шаланду с 8 японскими солдатами.

Продолжение следует.


Название: Re: Морпогранохрана НКВД накануне советско-японской войны 1945 г.
Отправлено: Александр Слободянюк от 19 Июня 2022, 19:01:27
Продолжение.

Группа судов 78-го пограничного отряда КПВ Хабаровского округа (с. Кумара). Командир группы капитан-лейтенант Перекрестов Иван Савельевич. Группа состояла из пяти боевых катеров типа «КМ» (К-84, К-107, К-112, К-113, К-114) и 19 вспомогательных (4 типа «КА-ЗиС-5», 13 типа «КА-ГАЗ», 2 посыльных судна). Командиры бронекатеров - «К-63» старший лейтенант Шавлак Георгий Васильевич, мичман Дубровский Александр Емельянович, «КМ-114» главстаршина Белов Андрей Алексеевич, старшина 2 статьи Тарасенко Григорий Абрамович, командир катера РБК старшина 1 статьи Молчан Александр Иванович. В выброске десантных групп на сопредельную сторону большую роль сыграла группа катеров под командованием капитан-лейтенанта Перекрестова И.С.  в составе катеров КМ-5, ЗИС-З и ГАЗ-7. Только за 9 августа катерами было переброшено на маньчжурский берег и обратно 2200 человек, доставлено 90 военнопленных и 19 тонн различного груза. Бронекатер «К-63» 9.08.45 г. задержал пассажирский японо-маньчжурский пароход, на котором находились японские солдаты и офицеры. Несмотря на вооруженное сопротивление пароход был отбуксирован и задержан. Командир катера мичман Дубровский А.Е. в бою по ликвидации японского поста японо-маньчжур командовал катером по высадке пограничников на берег, успешно выполнил поставленную задачу. Командир катера КМ-114 главстаршина Белов А.А.  09.08.1941 г. командовал катером под огнем противника произвел высадку десанта, решительными и умелыми действиями обеспечил поддержку десанта на берегу. Метким огнем уничтожил несколько огневых точек противника, чем обеспечил выполнение поставленной боевой задачи. Старшина Тарасенко Г.А. являясь командира катера успешно выполнил боевой задачи по поддержке оперативной группы и частей Красной армии, действовавших на маньчжурской территории. Командир катера «РБК» старшина 1 статьи Молчан А.И. в ходе операции по ликвидации японского пикета скрытно произвел посадку десанта, доставил его и высадил на берег без потерь, огнем своих пулеметов поддержал атаку огнем. Умело управляя огнем катера, дополнительно высадил группу краснофлотцев подкрепления в помощь основной группе десанта. Во взаимодействии с пограничной заставы японский пикет был разгромлен без потерь с нашей стороны.

Отдельный дивизион пограничных судов. В Хабаровском пограничном порту (Владивостокский, Петропавловский и Хабаровский пограничные порты переданы Тихоокеанскому флоту) базировались: 2 речных судна («Красин», «Сахалинец») и 7 вспомогательных судов (2 катера типа «КА-ЗиС-5», 3 посыльных судна, 2 баржи) в составе Отдельного дивизиона КПВ НКВД Хабаровского округа. Командир дивизиона капитан-лейтенант Блинов Василий Иванович.
60-й Камчатский морской пограничный отряд ПВ Приморского округа, заместитель начальника пограничного отряда по морской части капитан 3-го ранга Маслий Петр Данилович. Пограничный отряд имел в составе 3 дивизиона и два СКР - «Киров» под командованием капитана 3-го ранга Сизова Ивана Дмитриевича (ранее командиры корабля капитан 3 ранга Иванов Николай Федорович зачислен слушателем ВМА РКВМФ им. К.Е. Ворошилова (приказ НКВД СССР от 03.02.1940 г. №151. Основание: приказ НКВМФ СССР от 08.01.1940 г. №071), капитан-лейтенант Кулинич Е.Д., назначен командиром 3-го дивизиона 62-го морпогранотряда, капитан 3 ранга Маслий Петр Данилович назначается заместителем по морчасти начальника того же пограничного отряда) и СКР «Дзержинский» под командованием капитан-лейтенанта Гончарова Матвея Алексеевича. Третий пограничный сторожевой корабль II ранга «Воровский» в период с 1944 по 1948 гг. находится на капитальном ремонте в г. Владивостоке (ранее командир капитан 2-го ранга Антонов Неон Васильевич зачислен слушателем ВМА РКВМФ им. К.Е. Ворошилова (приказ НКВД СССР от 03.02.1940 №151. Основание: приказ НКВМФ СССР от 08.01.1940 г. №071) 1-й дивизион ПСК, 2-й дивизион капитана 3 ранга Бойко Никифор Игнатьевич погиб 06.08.1945 г. в бою с иностранными самолетами, врид командира капитан Эдельман Яков Соломонович, 3-й дивизион «К» капитан 3 ранга Скиба Иван Максимович. Пограничный катер «МО-II» (корабль IV ранга) - «ПК-7» старшего лейтенанта Овсянникова Василия Федоровича ранен 06.08.1945 г. в бою с иностранными самолетами, «ПК-8» под командованием капитан-лейтенанта Федченко Николая Тихоновича, погиб 18.08.1945 г. при высадке десанта на остров Шумшу; «ПК-9» капитан-лейтенанта Крикунов Василий Кириллович,  «ПК-10» старшего лейтенанта Мариловцева Семена Васильевича тяжело ранен 06.08.1945 г. в бою с иностранными самолетами, «ПК-11» старший лейтенант Гуляй Федор Федорович, «ПК-12» лейтенант Остистый Григорий Васильевич, «К-19» старший лейтенант Кочетов Антон Павлович, «К-21», «К-22» старший лейтенант Старшов Владимир Кондратьевич, «К-24» лейтенант Кудлай Александр Константинович.
В составе морских сил десанта первого броска на Шумшу участвовали из 60-го морпогранотряда катера «К-17», «К-19», «К-21», «К-22», «К-24», «ПК-8», «ПК-9», «ПК-11» и «ПК-12». ПК-9 до Шумшу не дошел. Во время перехода к острову в темноте его протаранило десантное судно ДС-43. На обратном пути в Петропавловск катер затонул.
По оценке командира высадки десанта капитана 1 ранга Пономарева Д.Г.,* поставленную Командующим Тихоокеанским флотом боевую задачу Петропавловская ВМБ выполнила успешно. Особо отличившимися являются ЭМ «Охотск», СКР «Киров» и СКР «Дзержинский» (оба 60-й МПО НКВД) отлично выполнившие задачу по поддержке огнем десанта при высадке на берег. Противник совершенно не ожидал высадки Камчатских войск на островах Курильской гряды, а готовился к отражению американского десанта. По показанию командира 91 пехотной дивизии генерал-лейтенанта Фусаи Цуцуми 18 августа для него является «черным днем».   
Примечание: Пономарев Дмитрий Григорьевич (03.11.1908-?), капитан 1 ранга. Родился 3 ноября 1908 г. Уроженец г. Архангельск. Окончил Архангельское мореходное училище в 1929 г. В РК ВМФ с 1931 г. В 1935 г. окончил Учебный отряд подводного плавания. Участник советско-японской войны с 09.08.1945 г. Во время Курильской десантной операции командир Петропавловской ВМБ капитан 1 ранга Д.Г. Пономарев в сложных погодных условиях в короткие сроки подготовил и осуществил переход морем, произвел высадку десанта на сильно укрепленные противником о-ва Шумшу и Парамушир, организовал подавление вражеских опорных пунктов и огневых точек. Звание Герой Советского Союза присвоено 14 сентября 1945 г.  После войны продолжал службу в ВМФ. В 1948 г. окончил Академические курсы офицерского состава при Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова. С 1954 г. капитан 1 ранга Д.Г. Пономарев в запасе. Жил в Ленинграде.
Успех в поведении десантной операции был обеспечен правильным выбором района высадки, скрытностью операции на всех этапах подготовки и перехода десанта морем, внезапностью и быстротой действий десанта первого броска, прорвавшегося в глубину обороны противника (захват выс. 171). Благодаря исключительному героизму моряков, в том числе из состава ордена Ленина 60-го Камчатского морского пограничного отряда, противник был дезорганизован в силах десанта, а в свою очередь быстрые и решительные  действия сил десанта первого броска, принудили японцев к капитуляции.
Большая группа пограничников по итогам Курильской операции была награждена государственными наградами. Командиры СКР «Киров» и СКР «Дзержинский» награждены орденами Красного Знамени. 60-й ордена Ленина Камчатский морской пограничный отряд получил почетное наименование «Курильский». СКР «Дзержинский» награжден орденом Красного Знамени.

61-й морской пограничный отряд ПВ Приморского округа Командир дивизиона капитан 3 ранга Ядревский Антон Васильевич, в 1944 г. сменил  Дивизион имел в составе катера ПК-20, ПК-21, ПК-23, ПК-24. Командиры катеров – «ПК-20» капитан-лейтенант Злобин Петр Терентьевич, «ПК-22» капитан-лейтенант Евдокимов Леонид Алексеевич.
В период боевых действий с Японией в суровых условиях плавания в Охотском море на катера дивизиона 61-го морпогранотряда «ПК-20», «ПК-22» и др. была возложена ответственная задача по охране 27 транспортов с грузами и боеприпасами, находившихся Нагаево, а также выполнения заданий по несению службы ближнего и дальнего дозора, транспортировке и высадке десанта.

Продолжение следует.


Название: Re: Морпогранохрана НКВД накануне советско-японской войны 1945 г.
Отправлено: Александр Слободянюк от 19 Июня 2022, 19:02:18
Продолжение.

62-й морской пограничный отряд ПВ Приморского округа. Заместитель начальника 62-го пограничного отряда по морчасти Алексеев Вячеслав Николаевич. В составе 5 дивизионов под командованием: 1-го дивизиона «К» капитан-лейтенант Кабанов Андрей Васильевич, 2-го капитан-лейтенант Лукьянчиков Николай Алексеевич, 3-го капитан 3 ранга Кулинич Евлампий Демьянович, 4-го капитан-лейтенант Костиков Сергей Владимирович и 5-го капитан-лейтенант Сторчеус Михаил Степанович. В составе следующие катера: ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-25, ПК-26, ПК-27, ПК-28, ПК-29, ПК-30, К-31, К-32, К-33, К-34, ПК-37, ПК-39, ПК-40, ПК-41, ПК-42, ПК-43. Командиры катеров – ПК-13 капитан-лейтенанта Кострубина Николая Филипповича, «ПК-16» лейтенант Митрошина Александра Матвеевича, «ПК-17» старший лейтенант Антоненко Александр Петрович, «ПК-18» старший лейтенант Постриган Михаил Федорович, «ПК-25» лейтенант Балалаев Данил Семенович, «ПК-26» лейтенант Погорелов Андрей Ермолаевич, «ПК-27» старший лейтенант Кацура Борис Васильевич, «ПК-28» старший лейтенант Литвинов Григорий Михайлович, «ПК-29» старший лейтенант Сокуренко Гурий Яковлевич, «ПК-30» старшего лейтенанта Алдошина Михаила Андреевича, «ПК-31» старший лейтенант Ветров Дмитрий Алексеевич, «К-31» старший лейтенант Пичугин Константин Александрович, «ПК-32» старшего лейтенанта Антощенко Александра Алексеевича, «К-32» лейтенант Мищенко Ивана Лукича, ПК-33 лейтенант Мумин Сергей Алексеевич, «К-33» мл. лейтенант Бородина Михаила Семеновича, ПК-34 старший лейтенант Бабаев Дадаш-Ага Наги-Оглы, «К-34» лейтенанта Тимофеева Алексея Яковлевича, ПК-35 капитан-лейтенант Александров Петр Сергеевич, «ПК-37» старший лейтенант Крымский Олег Михайлович, ПК-39 старший лейтенант Караваев Павел Дмитриевич,  ПК-40  старший лейтенант Олейник Владимир Федорович, «ПК-42» капитан-лейтенант Милошенко Петр Иванович, «ПК-43» капитан-лейтенант Кострубин Николай Филиппович.
С началом боевых действий 1-й дивизион 62-го морпогранотряда обеспечил проводку 12 транспортов из Владивостока в Совгавань. Командир ПК-17 старший лейтенант Атоненко А.П., совместно с катерами «МО-4» 9-12 августа 1945 г. обеспечивал безопасность конвоя транспортов в порт Юки. При занятии порта первым ворвался в порт с другими кораблями. ПК-31 под огнем противника обеспечивал огневую поддержку высадки десанта первого броска в Маоко, затем забрав с транспорта 60 чел. высадил десант второго броска в порт. ПК-33 13.8.45 г. по заданию командования СТОФ выполнял дневную операцию по разведке побережья противника на острове Сахалин район Торо (Шахтерск-Эсуторо /обстрел побережья с целью выявления огневых точек противника/ задача выполнена успешно, обнаружено две огневых точки противника и разведаны районы удобные для высадки десанта. С 15 по 18.8.45 успешно провел пароход «Арпа» из Совгавань в Александровск на Сахалине. ПК-35 11-13.8.45 г. в составе МО-29, ПК-34, осуществил проводку трех судов из Совгавани в Де-Кастри и из Де-Кастри в Совгавань двух судов. 11 на 12.8.45 г. по заданию командования СТОФ выполнял разведывательную операцию по разведке побережья противника на острове Сахалин в составе отряда катеров: МО-35, ТКА-643, 644 в районе Эсутору-Тору. 13.8.1945 г. по заданию командования СТОФ дивизион выполнил дневную разведку побережья противника на острове Сахалин в районе Торо и Эсуторо /обстрел побережья с целью выявления огневых точек противника/. Поставленная задача выполнена успешно, обнаружены две огневые точки противника и разведаны удобные районы для высадки десанта. 15.-16.8.45 г. первым десантным отрядом по захвату плацдарма районе селения Торо в составе отряда: ПК-27, ПК-29, ПК-33 и ПК-34 под командованием командира 3-го дивизиона 62-го пограничного отряда капитан-лейтенанта Кулинича Е.Д. ПК-35 получил прямое попадание 76-мм фугасного снаряда, взрывом была повреждена бензосистема, на борту возникло четыре пожара, командир и три члена экипажа получили ранение. Катер из боя не вышел, командир умелым маневром катера вывел его из под огня противника, и приступил к выполнению следующей задачи. Взял с транспорта 140 чел. десанта второго броска и высадил в Маоко (ныне Холмск). Задача «произвести высадку разведывательного отряда 365-я батальона морской пехоты (командир десанта захватившего Торо и Эсуторо подполковник Тавхутдинов Карам Петрович) в районе поселка Торо и поддержать огнем продвижение разведывательного отряда на берегу, выполнена успешно. Потерь не имел. Действовал решительно и умело чем обеспечил высадку десанта последующих отрядов. (командир Охраны Водного Района Совгаваньской Военно-Морской Базы капитан 3-го ранга А. Цыпник»
С 12 августа 1945 г. группа катеров 4-го дивизиона в условиях штормовой погоды и плохой видимости обеспечивали переход транспортов из порта Владивосток в порт Советская Гавань. В ходе проведения второго конвоя из Владивостока в порт Юки один из транспортов в районе Фуругольмм в условиях плохой видимости из-за тумана оторвался от основного состава конвоя. В течении трех часов катера дивизиона вели поиск транспорта в ночных условиях, сумели его найти и поставить в кильватер конвоя. При подходе к порту Юки командир дивизиона капитан 3 ранга Костин получил приказание полным ходом пройти по фарватеру и сбросить несколько глубинных бомб, в результате были инициированы подрывы двух донных мины с акустическими взрывателями.  Охраняемый коновой прибыл в порт назначения благополучно. 17 августа 1945 г. группа катеров 4-го дивизиона обеспечивала переход каравана транспортов из бухты Преображение в порт Владивосток. В районе мыса Лихачева был обнаружен перископ подводной лодки противника. Незамедлительно в этот район бросился ПК-39 и забросал глубинными бомбами. Лодка была загнана на глубину и караван продолжил движение в пункт назначения. Катер «ПК-40» при конвоировании транспорта из Владивостока в корейский порт Сейсин в течении суток в условиях штормовой погоды, затем нес дозорную службу по охране порта Сейсин.
11 - 12 августа 1945 г. ПК-35 (командир - капитан-лейтенант Александров П.С.) совместно с ПК-29 и ПК-34, осуществили успешную проводку трех грузовых судов из порта Советская Гавань в порт Де-Кастри, а также двух других судов из порта Де-Кастри в порт Советская Гавань.
18 августа 1945 г. ПК-31 (командир – старший лейтенант Ветров Д.А.) под огнем противника обеспечил огневую поддержку высадки десанта первого броска в порту Маоко, затем забрав с транспорта 60 чел. осуществил высадку десанта второго броска в этом порту.
с 11 на 12.8.45 г. ПК-33 (командир - лейтенант Мунин С.А.) по заданию командования СТОФ выполнял разведывательную операцию в районе побережья противника на острове Сахалин в составе сводного отряда катеров: ПК-35, флотских ТКА-643, 644 в районе Эсутору-Тору. 12-13.8.45 г. совместно с ПК-34 и ПК-29, осуществил проводку трех судов из Совгавани в Де-Кастри и из Де-Кастри в Совгавань двух судов.13.08.1945 г. по заданию командования СТОФ выполнял разведывательную операцию по разведке побережья противника на острове Сахалин в составе сводного отряда катеров: ПК-35, флотских ТКА-643, 644 в районе Эсутору-Тору. провел разведку побережья острова Сахалин в районе Торо (Шахтерск-Эсуторо) и произвел обстрел побережья. В результате моряками были обнаружены две новые огневых точки противника и разведаны районы удобные для высадки десанта. С 15.08.1945 г. успешно провел пароход «Арпа» из Совгавань в Александровск на Сахалине.
15.-16.8.45 г. ПК-35 (командира - капитан-лейтенант Александров П.С.) с первым десантным отрядом по захвату плацдарма районе селения Торо в составе отряда: ПК-27, ПК-29, ПК-33 и ПК-34 под командованием командира 3-го дивизиона 62-го пограничного отряда капитан-лейтенанта Кулинича Е.Д. ПК-35 получил прямое попадание 76-мм фугасного снаряда, взрывом была повреждена бензосистема, на борту возникло четыре пожара и командир и три члена экипажа получили ранение. Катер из боя не вышел, командир умелым маневром катера вывел его из под огня противника, и приступил к выполнению следующей задачи. Взял с транспорта 140 чел. десанта второго броска и высадил в Маоко. Задача «произвести высадку разведывательного отряда 365-я батальона морской пехоты (командир десанта захватившего Торо и Эсуторо подполковник Тавхутдинов Карам Петрович) в районе поселка Торо и поддержать огнем продвижение разведывательного отряда на берегу, выполнена успешно. Потерь не имел. Действовал решительно и умело чем обеспечил высадку десанта последующих отрядов. (командир Охраны Водного Района Совгаваньской Военно-Морской Базы капитан 3-го ранга А. Цыпник»
Пограничный катер «ПК-44» получил повреждения в результате подрыва на американской авиационной неконтактной мине в Расине и во избежание гибели выбросился на берег острова Масеми.
9-12 августа 1945 г. катерам 5-го дивизиона в составе катеров ПК-14, ПК-17 была поставлена боевая задача по обеспечению безопасности при переходе эшелона с десантом советских войск в порт Юки. Караван точно и в срок был выведен в район десантирования, несмотря на штормовую погоду. При подрыве танкера «Камчатнефть» экипажем катера ПК-14 умело организовано спасение личного состава танкера. 18 августа 1945 г. дивизион выполнял боевую задачу по охране конвоя транспортов «Ломоносов», «Лозовский», «Ташкент» и «Хабаровск» с личным составом и боевой техникой одной дивизии из порта Владивосток в корейский порт Сейсин. В крайне тяжелых условиях сплошного тумана на всем переходе группа катеров под командованием начальника штаба дивизиона катеров капитан-лейтенанта Аршинова обеспечила выполнение поставленной задачи. Перед заходом катерами был обследован порт на предмет наличия мин, что дало возможность подойти к причалам на разгрузку войск без потерь. Катер «ПК-13» с первых дней боевых действий нес дозорную службу, конвоировал транспорты из бухты Преображения в порт Владивосток и затем в корейский порт Сейсин. Катера ПК-15, ПК-16 и ПК-19 в ночь на 19 августа 1945 г.  в условиях тумана и шторма конвоировали транспорты «Плеханов» и «Менделеев» из бухты Преображения в порт Владивосток и  провели транспорт «Работница» из порта Владивосток в корейский порты Райсин-Сейсин. ПК-17 (командир - старший лейтенант Антоненко А.П.), совместно с катерами дивизиона и «МО» ТОФ обеспечивал безопасность конвоя транспортов в порт Юки. При атаке порта, катер вместе с другими кораблями одним из первых ворвался в порт Юки.
В августе 1945 г. 62-й морской пограничный отряд обеспечил проводку караванов общим числом - 199 кораблей и транспортов.

Дивизион судов 65-го морского пограничного отряда КПВ Хабаровского округа (г. Николаевск на Амуре). Командир дивизиона капитан-лейтенант Кудрявцев Александр Иванович. Дивизион состоял из 7 боевых (К-80, К-81, К-82, К-84, К-84) и 6 вспомогательных катеров. Командиры катеров: «К-80» капитан-лейтенант Соценко Сергей Прокофьевич, «К-81» капитан-лейтенанта Макеева Николая Ивановича, «К-82» старшего лейтенанта Хаустова Ивана Ивановича.
Катера дивизиона обеспечили выполнение боевой операции по минированию Татарского пролива. Дивизион организовал дозорную операцию в Сахалинском заливе, обеспечивая безопасность плавания в районе работы минных заградителей. В ходе боевого траления добился в результате умелого применения 4 пограничных катеров дивизиона вытраливания 39 морских мины, 4 мины расстреляны на море. Пограничный катер К-80 под командованием капитан-лейтенант Соценко С.П. в течении 8 суток охранял тыл армии и его коммуникации, несмотря на тяжелые метеорологические условия и шторм на море 6-7 баллов, оборонял подступы к базе. Пограничный катер К-82 находясь в дозоре по охране коммуникаций 16-й армии провел 18 кораблей, не допустив их на минное поле. Во время боевого траления имеет 13 вытраленных мин. Когда одна из мин, взорвалась вблизи катера, командир катера старший лейтенант Хаустов И.И., действовал умело и спас личный экипаж катера. С первых дней войны пограничный катер под командованием капитан-лейтенанта Макеева Н.И. признан флагманским, охранял подступы к Николаевской-на-Амуре Военно-Морской Базе Северной Тихоокеанской флотилии. Катер в трудных условиях штормового моря нес службу по охране минного поля, тем самым спас много сотен человеческих жизней и ценности государства. Катер вытралил 9 морских мин. Все время также нес службу по охране государственной границы.

Продолжение следует.


Название: Re: Морпогранохрана НКВД накануне советско-японской войны 1945 г.
Отправлено: Александр Слободянюк от 19 Июня 2022, 19:02:59
Продолжение.

Отдельный дивизион речных катеров ПВ НКВД Забайкальского округа. Командир дивизиона капитан-лейтенант Миненко Петр Капитонович. Дивизион был сформирован 15 мая 1941 года в составе двух групп катеров 55-го Джалиндского пограничного отряда и 74-го Шилкинского пограничного отряда. Пункт дислокации в с. Джалинда, Сковородинского района, Читинской области. Дивизион речных катеров, как отдельная часть вошел в подчинение начальника ПВ НКВД Забайкальского округа с одновременным оперативным подчинением обеих групп катеров начальникам 55 и 74 погранотрядов. Штатными судовыми единицами было всего семь единиц с бортовыми номерами от К-131 до К-137, а также катера «ГАЗ»  Командиры катеров – «РБК-135» старшина 1-й статьи Молчан Александр Иванович, главстаршина Смирнов Сергей Павлович, старший краснофлотец Гетьман Василий Павлович. Вошедшие в состав дивизиона катера типа «РБК» были построены на эллинге Хабаровского пограничного порта. В период боевых действий катера дивизиона оказали большую помощь 55-му и 74-му пограничным отрядам округа в форсировании реки Амур, в доставке боеприпасов и эвакуации раненных. Личный состав совместно с подразделениями пограничных отрядов приял непосредственное участие в операциях по ликвидации японских пограничных кордонов, в захвате японо-маньчжурских пароходов и барж с грузами, чем способствовал выполнению поставленных перед пограничниками боевых задач.
Группа катеров 55-го Джалиндинского пограничного отряда из состава отдельного дивизиона катеров ПВ НКВД Забайкальского округа. Участок государственной границы проходит по реке Амур. В ночь на 10.8 сводная группа подразделений 55 ПО численностью 100 человек [под] командой зам. начотряда по разведке майора Гпмнорьева [на] трех катерах форсировала р. Амур и [в] 3.00 10.8 сосредоточилась [на] северо-восточном берегу острова № 79, откуда [с] мерами разведки [и| охранения [в] предбоевых порядках выступила [в] направлении кордона двумя группами. Не встречая сопротивления, группы [в] 4.00 полностью окружили кордон и поселок Амурхэяця. [При] попытке разведки проникнуть [во] двор кордона она была обстреляна часовым [с] вышки кордона, одновременно по группе был открыт ружейно-пулеметный огонь из окон зданий. [В] результате боя противник потерял убитыми 9 человек, [в] том числе 4 японца: начальник РППО, начальник службы, его заместитель и радист. Кроме того, были убиты 3 жены офицеров, взято [ в] плен 12 человек, захвачено японское знамя, 18 винтовок, рация, сейф [с] шифром и секретными документами. Наши потери: убито 2 человека, тяжело ранено 3, легко ранено без выхода из строя 12 человек.
С началом боевых действий для ликвидации японского погранополицейского кордона Лянь-Инь (против с. Джалинда 55 ПО) на высоком берегу р. Амур. Оперативная группа 55 ПО [в] составе 24 человек [под] командой ст. лейтенанта ВЛАДИМИРУКА 10.8.45 г. [в] 3.00 на двух катерах самосплавом (не заводя мотора) форсировала р. Амур. В результате боя потери противника составили убитыми 6 человек, [в] том числе сгорел начкордона  японец, взято [в] плен 8 человек, из них 2 офицера, захвачено все вооружение [и] имущество кордона. С нашей стороны потерь нет.
Группа катеров 74-го Шилкинского пограничного отряда из состава отдельного дивизиона катеров ПВ Забайкальского округа (с. Покровское). Речной участок госграницы, протяженностью 311 км. пролегал от р. Яровичная (10 км зап. пос. Лубинский) до р. Ольдой. Участок государственной границы проходил фарватеру рр. Аргунь и Амур от начала Амура по направлению поселка Джалинда. Также в задачу группы катеров входило взаимодействие отрядом 1-м бронекатеров Сретенского отдельного дивизиона речных катеров (СОДРК) совместно с погранотрядом прикрыть это направление. На случай боевых действий в верховьях Амура отрабатывалось взаимодействие.
Захват г. Мохэ. На участке Покровка-Мохэ все погран-полицейские посты были уничтожены опергруппами 74 пограничного отряда, во взаимодействие с Сретинским отдельным дивизионом речных катеров (СОДРК). Атаку поддержать штурмовым ударом 3-х самолетов 8-го пограничного авиполка, приданных 74 пограничному отряду (два «ПО» и один «ПР-5»). К 11.00 11.08.1945 г. корабли с десантом пограничников сосредоточились 10 км выше г. Мохэ. В 14.00 1 ОБКА, ПК-5 выше 3 км г. Мохэ высадили десант пограничников – 220 чел. с двумя станковыми пулеметами и 15 ручными пулеметами. После высадки, корабли отошли к левому берегу, высаженный десант начал успешно продвигаться в обход г. Мохэ. В 15.00 три самолета пограничной авиации нанесли бомбовый удар по Мохэ, в 15.30 1 и 2 ОБКА открыли огонь по военному городку и полицейскому участку г. Мохэ. Под прикрытием бронекатеров Амурской Краснознаменной флотилии подразделения 368-го горнострелкового полка  были посажены на плавбазу ПБ-4 и малые пограничные катера начали высадку на берег непосредственно в Мохэ. В 15.00 «ПБ-4» и п/х «Пограничник» высадили десант (батальон 368 ОГСП) в 1 км выше г. Мохэ. Бронекатера 1-го отряда ОСДРК дали два-три залпа по штабу и казармам японцев. Ударом с флангов и тыла, с одновременной высадкой десанта – взвода автоматчиков с 1 ОБКА непосредственно в районе городской пристани к 17.00 11.8.1945 г.  г. Мохэ был занят. Подразделения горнострелкового полка и пограничников вошли в город и стали продвигаться в глубину. Не прошло и часа, как на зданиях города появились белые флаги, а мирные жители направились к порту также с белыми флагами в руках. Артиллерийский огонь с бронекатеров был прекращен. Тем временем солдаты японского гарнизона подожгли склады с оружием и продовольствием, вместе с семьями ушли таежными тропами в горы. В Мохэ были захвачены трофеи: два склада с вооружением и боеприпасами, четыре склада с продовольствием, склад связи и две радиостанции. В Мохэ и других захваченных опорных пунктах японцев остались подразделения 74-го погранотряда.
В связи с плохой организацией, [из-за] низкой требовательности и контроля за ходом переправы личного состава через реку Амур со стороны майора КОЗИНА и частичной растерянности отдельных бойцов в момент переправы на перегруженной обывательской лодке утонуло 4 человека личного состава погранзаставы № 16. Всего по округу в ходе операции утонули 15 пограничников. Начальник штаба ПК-1 старший лейтенант ЛЕВЧЕНКО с выходом на правый берег реки Аргунь поставленную задачу по организации и руководству  группой по ликвидации кордона «КУТИКАН» переложил на начальника заставы № 1 лейтенанта Чубукина А.И. , а сам лично остался на катере в районе переправы в 3-х км от кордона «КУТИКАН», тем самым со стороны старшего лейтенанта Левченко проявлена трусость.
Всего в боевых действиях принимало участие только в составе Краснознаменных пограничных войск Хабаровского округа - 205 пограничных судов различных классов и категорий. Во взаимодействии с сухопутными войсками пограничные корабли участвовали в занятии 104 населенных пунктов, расположенных по берегам Амура и Уссури и Татарского пролива. Количество подразделений морпогранчастей: отдельных дивизионов -1, не отдельных дивизионов в составе пограничных отрядов -26, групп катеров – 4.
В ходе боевых операций погранкораблями захвачено 7 пароходов и 15 других плавединиц противника. Потоплены 2 катера морского типа и шаланда.
Потерь с нашей стороны не было.
Справка. Корабли и катера дивизионов из состава погранотрядов переправили только через Амур и Уссури около 27 тысяч солдат и офицеров армейских соединений, 152 орудия, 652 тонны боеприпасов и продовольствия, 384 автомашины, 80 тракторов, 504 лошади, 312 повозок и т.д.

А.А. Слободянюк, Член общества изучения истории отечественных спецслужб. На правах рукописи, рабочая версия, возможны незначительные уточнения и дополнения.