Руководители НКВД-МВД союзных республик СССР

Автор Капитан123, 18 июля 2011, 21:53:50

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Дмитрий

Да, а в 1966 его расформировывать начали. И вновь было МВД СССР и союзным республикам

BM

Совершенно верно, добавлю, что в 55-66 годах замминистра МВД РСФСР были:

1-й заместитель:
Петушков Владимир Петрович (1957 - 1966 г.)

Заместители:
Абрамов И.Н. (1955 - ?)
Богданов Николай Кузьмич  (5 мая 1955 – 2 июля 1959 г.)
Куреев Александр Васильевич (1961 - 1966 г.)
Усов М.А. (1955 - 1959 г.)
Никитаев Г.И. (1959 - 1961 г.)
Александров П.Г. (1959 - 1961 г.)
Ромашков П.И. (1961 - 1963 г.)
Пильщук Н.И. (1961 - 1966 г.)
Кудрявцев А.Я. (1963 - 1966 г.)

Заместители по кадрам:
Куреев Александр Васильевич (март 1955 - декабрь 1961 г.)
Зверев Анатолий Дмитриевич (февраль 1962 - 1966 г.)

Капитан123

Наркомы и министры внутренних дел Литовской ССР часть 2

Уточнил данные:
Микалаускас Юлионас Владович - министр внутренних дел Литовской ССР (1968-1984)

Chekist 84


Капитан123

Джакишев А.У.
Вопросы совершенствования подбора и расстановки кадров милиции Кыргызстана в    период «застоя» и «перестройки». (1964-1991 гг.)

Улучшение организации работы с кадрами в названные период выступало одним из главных условий успешного выполнения задач, поставленных перед органами милиции. Ставилась задача комплектование и расстановку кадров осуществлять на основе политических качеств и деловой компетентности. Однако, продуманного, целенаправленного отбора кадров по политическим и профессиональным качествам, по существу, не проводилось. В результате на службу в милицию продолжали проникать случайные люди. Все это серьезно затрудняло формирование стабильного профессионального ядра кадров милиции, повышение квалификации, служебного мастерства личного состава. Эти непростые задачи предстояло решать обновленному руководству МВД республики 
В начале 60-х гг. произошла смена руководства МВД Киргизской ССР: ушли на пенсию  министр Н.А. Москов и зам. министра В. Лукшт, был освобожден от должности зам. министра И. Токтосунов. Вместо выбывших членов коллегии МВД республики, приступил к обязанностям министра, бывший партработник Исаев М.И., заместителями министра внутренних дел были назначены В.С. Ушаков В.С и О. Туралиев О., Однако, уже в апреле 1961 года, вместо снятого с поста министра МВД М. Исаева, за допущенные им серьезные ошибки в бытность работы первым секретарем партии в Тянь-Шаньской области, министром внутренних дел  был назначен В.С. Ушаков 
Новое руководство Министерства унаследовало ряд сложных кадровых проблем. Многие оперативные работники не имели необходимой специальной и общеобразовательной подготовки. Имел место значительный некомплект рядового и младшего начсостава, а также большая их сменяемость. В сложившейся ситуации весьма своевременным было решение ЦК ВЛКСМ о направлении в органы милиции союзных республик по комсомольскому призыву 15 тысяч комсомольцев. В 1962-1963 годах на службу в органы внутренних дел Кыргызстана было направлено около 500 членов КПСС и ВЛКСМ. (1)
Во второй половине 60 - х годов, благодаря притоку образованной молодежи, несколько повысился образовательный уровень кадров милиции. По состоянию на первое января 1965 года должности офицерского состава на 95% были укомплектованы работниками с высшим и средним специальным образованием.  Из 42 начальников горрайорганов милиции 26 имели высшее юридическое образование, а в вузах и средних спецшколах обучалось 742 сотрудника. Личный состав нацеливался на получение высшего или среднего специального образования по профилю выполняемой работы. Была введена номенклатура должностей для замещения их специалистами (юристами в следственных подразделениях, экономистами в ОБХСС и т.п.). В целях качественного укрепления периферийных органов из центрального аппарата МООП и его управлений на руководящие должности было направлено 20 работников, имевших необходимый практический опыт работы и теоретическую подготовку. (2)


Улучшение организации работы с кадрами в названные период выступало одним из главных условий успешного выполнения задач, поставленных перед органами милиции. Ставилась задача комплектование и расстановку кадров осуществлять на основе политических качеств и деловой компетентности. Однако, продуманного, целенаправленного отбора кадров по политическим и профессиональным качествам, по существу, не проводилось. В результате на службу в милицию продолжали проникать случайные люди. Все это серьезно затрудняло формирование стабильного профессионального ядра кадров милиции, повышение квалификации, служебного мастерства личного состава. Эти непростые задачи предстояло решать обновленному руководству МВД республики  В начале 60-х гг. произошла смена руководства МВД Киргизской ССР: ушли на пенсию  министр Н.А. Москов и зам. министра В. Лукшт, был освобожден от должности зам. министра И. Токтосунов. Вместо выбывших членов коллегии МВД республики, приступил к обязанностям министра, бывший партработник Исаев М.И., заместителями министра внутренних дел были назначены В.С. Ушаков В.С и О. Туралиев О., Однако, уже в апреле 1961 года, вместо снятого с поста министра МВД М. Исаева, за допущенные им серьезные ошибки в бытность работы первым секретарем партии в Тянь-Шаньской области, министром внутренних дел  был назначен В.С. Ушаков  Новое руководство Министерства унаследовало ряд сложных кадровых проблем. Многие оперативные работники не имели необходимой специальной и общеобразовательной подготовки. Имел место значительный некомплект рядового и младшего начсостава, а также большая их сменяемость. В сложившейся ситуации весьма своевременным было решение ЦК ВЛКСМ о направлении в органы милиции союзных республик по комсомольскому призыву 15 тысяч комсомольцев. В 1962-1963 годах на службу в органы внутренних дел Кыргызстана было направлено около 500 членов КПСС и ВЛКСМ. (1) Во второй половине 60 - х годов, благодаря притоку образованной молодежи, несколько повысился образовательный уровень кадров милиции. По состоянию на первое января 1965 года должности офицерского состава на 95% были укомплектованы работниками с высшим и средним специальным образованием.  Из 42 начальников горрайорганов милиции 26 имели высшее юридическое образование, а в вузах и средних спецшколах обучалось 742 сотрудника. Личный состав нацеливался на получение высшего или среднего специального образования по профилю выполняемой работы. Была введена номенклатура должностей для замещения их специалистами (юристами в следственных подразделениях, экономистами в ОБХСС и т.п.). В целях качественного укрепления периферийных органов из центрального аппарата МООП и его управлений на руководящие должности было направлено 20 работников, имевших необходимый практический опыт работы и теоретическую подготовку. (2)
Высокая сменяемость и некомплект кадров милиции республики все еще продолжал иметь место еще и по причине бытовавших служебных злоупотреблений в работе кадровых аппаратов. Так, в ходе проведенной в мае 1966 г. проверки в УООП Ошской области были установлены вопиющие должностные злоупотребления, выразившиеся в протекционизме, взятках для вынесения решений о присвоении званий и наград. В беседах с проверяющими местные сотрудники отмечали бездушное отношение со стороны кадровых служб, жаловались на необоснованные задержки присвоения очередных званий, выказывали нежелание продолжать службу. Многие работники, направленные по рекомендациям партийно-советских органов и проработавшие в милиции несколько лет, так и не были аттестованы на звание. По оценке начальника отдела кадров МООП республики И. Искакова причинами увольнений значительного числа сотрудников, проработавших менее года, были: неверный выбор профессии, отсутствие помощи молодым сотрудникам в преодолении служебных трудностей. Некоторые начальники подразделений не заботились об организации труда милиционеров, заставляли работать по полторы - две смены подряд. Имели место факты, когда милиционеры несли службу без отдыха по две-три недели. (3) 
Таким образом, из-за высокой текучести кадров, вызванной бездушным, пренебрежительным отношением к личному составу, кадровые службы МООП республики работали в холостом режиме. Если в 1964-1966 гг. на должности оперативно-начальствующего, рядового и сержантского состава было принято 1772 чел., то за этот же период было уволено 1297 чел., в том числе 258 по личному заявлению. (4) 
В 1967 г. произошла смена руководства МООП республики. Вместо ушедших на пенсию министра Ушакова В.С. и его заместителя Туралиева О., министром был назначен, переведенный с должности начальника Калининского областного управления ООП РСФСР Сморыго В.А., первым заместителем министра был назначен Кутманалиев А.А. Приход нового министра совпал с периодом смены поколений сотрудников органов внутренних дел республики. На заслуженный отдых уходило поколение фронтовиков, на смену им пришла молодежь, которой в МООП республики насчитывалось около 600 чел. (5)
Определенный импульс в улучшении работы кадровых аппаратов дало принятое ЦК КПСС и Советом Министров СССР постановление от 19 ноября 1968 г. «О серьезных недостатках в деятельности милиции и мерах по дальнейшему ее укреплению». Постановление ввело новый порядок комплектования аппаратов горрайорганов милиции, как правило, по направлениям трудовых коллективов с обсуждением рекомендуемых на собраниях партийных, профсоюзных и комсомольских организаций. Органы милиции обязывались систематически информировать коллективы предприятий и организаций о том, как служат их посланцы. ЦК КП Киргизии и Совет Министров республики предложило партийным и комсомольским органам республики направить на службу в милицию 200 коммунистов и комсомольцев. В целях повышения профессионализма молодых сотрудников были увеличены сроки первоначальной подготовки рядового состава милиции, участковых уполномоченных и других работников ОВД. (6)
Введенная в республике новая практика комплектования кадров дала положительные результаты. За 1969-1972 гг. в ОВД республики было принято 3230 чел., в том числе половина по направлению партийных и комсомольских органов, трудовых коллективов, после демобилизации из Советской Армии – 32%, из учебных заведений – 8%. По решению ЦК КП Киргизии было направлено на работу в ОВД 340 членов КПСС. Если в 1969 г. некомплект составлял почти 8% к штатной численности, то в 1972 г. он снизился до – 4,4%. В результате проведенных мероприятий произошло резкое омоложение личного состава органов милиции республики. Почти половину личного состава составили молодые сотрудники до 28 лет. В целях закрепления кадров МВД республики издало приказ о создании специальных комиссий в МВД, УВД областей и УВД г. Фрунзе, обязанных разбираться с каждым фактом увольнений. Прекратилась практика неоправданных увольнений на пенсию работников, которые по состоянию здоровья и деловым качествам могли продолжать службу. В результате более 500 сотрудников со стажем работы в органах более 25 лет были оставлены на службе. (7)
Вместе с тем, укоренявшаяся десятилетиями кадровая политика устарела и не отвечала новым требованиям. Практика оргнабора кадров имела существенные изъяны. Так, направленные с предприятия и организаций кадры, как правило, имели преимущественно не юридическое образование и низкий уровень правовой культуры. Они не могли соответствовать определенным должностям  в ведущих службах милиции. В силу значительной сменяемости кадров медленно складывалось профессиональное ядро милицейских коллективов. Проводимые мероприятия по повышению качественного состава кадров не сопровождались кардинальным улучшением материального положения сотрудников, созданием надлежащих условий для труда, отдыха и быта. Средняя зарплата рабочих и служащих значительно опережала зарплату отдельных категорий сотрудников ОВД, что объективно сдерживало комплектование кадров достойным пополнением. Зарубежный опыт показывает, что зарплата у стражей порядка с учетом сложности и риска их профессии, должна быть выше, чем в среднем по другим категориям служащих. Именно отсутствие должной материальной заинтересованности не позволяло вести качественный отбор, вынуждая комплектовать органы милиции давно изжившим себя методом общественного призыва. Не были выработаны и не применялись научно обоснованные критерии подбора, воспитания и расстановки кадров милиции. Существенным изъяном в кадровой работе было и то, что трудовые коллективы на службу в органы милиции нередко рекомендовали далеко не лучших своих представителей.
В 1974 г. по рекомендации ЦК Компартии Киргизии на пост министра внутренних дел республики был назначен партийный функционер Габидулин А.К., который активно проводил в жизнь Министерства партийный стиль перманентных кадровых перестановок, чтобы начальствующий состав «не засиживался» на одном месте, «не обрастал» сомнительными связями. На службу в ОВД, на руководящие должности охотно принимались посланцы партийных органов, комсомольские активисты.
Выполняя требования ЦК КПСС и МВД СССР о комплектовании милиции, как правило,  по рекомендациям партийных, комсомольских органов и направлениям трудовых коллективов, за городскими и районными органами внутренних дел республики было закреплено 94 базовых предприятий за счет которых осуществлялось комплектование. В горкомах и райкомах КПСС было создано 48 отборочных комиссий. Так, в 1976 г. на должности рядового и начсостава ОВД было принято 847 чел. (в 1975 г. – 781) из них по направлению трудовых коллективов – 262 (30,9%), в 1975 г. – 26,2%, по рекомендациям партийных, комсомольских органов – 150 чел. или 17,7%. Определенное внимание было уделено закреплению молодого пополнения: 650 наставников взяли шефство над 1255 молодыми сотрудниками. (8)
На рубеже 70-80-х гг. в поведении части сотрудников ОВД стали проявляться негативные тенденции, выражавшиеся в ослаблении дисциплины, участившихся фактах, нарушения законности, иных отрицательных явлениях, чем был нанесен урон престижу милицейской профессии. С избранием в конце 1983 г. Ю.В. Андропова на пост Генерального секретаря ЦК КПСС, была развернута активная антикоррупционная кампания по очищению органов МВД. Вместо Н.А. Щелокова, обвиненного в коррупции, МВД СССР возглавил В.А. Федорчук – кадровый чекист, много лет проработавший председателем КГБ Украины. Работники органов госбезопасности заняли многие руководящие должности в госаппарате, правоохранительных органах. В 1982 г. по предложению ЦК Компартии республики приказом МВД СССР в должности министра внутренних дел Киргизской ССР был утвержден Дж. Акматов, сменив на этом посту А. К. Габидулина. Назначение Дж. Акматова, переведенного с должности зам. председателя КГБ республики, было воспринято сотрудниками как проявление линии КПСС, сфокусированной на ужесточении борьбы с коррупцией, протекционизмом, служебными злоупотреблениями. В 1983 г. из КГБ республики на руководящую работу в систему МВД были направлены Е. Казаков, А. Джолдошев, О. Мамбетакунов. ЦК КП Киргизии на должность заместителя министра и начальников отдела кадров, политотдела направило партийных работников: И.В. Шимкина, Б. Молдогазиева. Новым руководством МВД республики был осуществлен ряд мероприятий по оздоровлению обстановки в  подразделениях, искоренению фактов нарушений законности, протекционизма, семейственности. Были уволены скомпрометировавшие себя недостойным поведением сотрудники.
В плане реализации постановления ЦК КПСС от 16 марта 1983 г. был организован самый масштабный за всю историю партийный набор на службу в ОВД, в 1983-1984 гг. на службу было принято 3544 посланцев трудовых коллективов, в том числе 832 члена КПСС. Это позволило увеличить партпрослойку среди личного состава с 17% до 22,5%. Впервые у ОВД республики появилась возможность иметь качественный резерв из числа гражданских лиц. Из 726 направленцев трудовых коллективов было отобрано и изучено 387 кандидатов готовых к зачислению на службу. Принятый комплекс мер, значительно сократил некомплект и улучшил качественный состав кадров. Если в 1982 г. некомплект кадров составлял 3,1%, то в 1985 г. некомплект практически был ликвидирован, составив 0,5%. (9)
Нам представляется, проведенная кампания по приему на службу в органы МВД, при необычайно высокой активности граждан, была связана отнюдь не с повышением их сознательности, а кардинальным повышением денежного содержания офицерского состава МВД в 1981 г., которое почти сравнялось с денежным содержанием офицерского состава Советской Армии.
Проведенный партийный оргнабор по принципу «чем больше, тем лучше» обернулся неожиданной стороной. Так, предоставленное право первоочередного трудоустройства «посланцев партии» повлияло на то, что у многих старослужащих сотрудников ОВД не сбылись планы на продвижение по службе, так как все вакантные места были зарезервированы для трудоустройства вновь принимаемых на службу. Было нарушено плановое распределение выпускников Фрунзенской средней спецшколы милиции, кадровым работникам милиции не были предоставлены должности, так как они были заняты посланцами партии, как правило, не имевшими юридического образования. Начиная с 1986 г. МВД республики, впервые в своей истории, имело избыток специалистов со средним юридическим образованием. Из-за отсутствия вакантных должностей, 65 сотрудников, окончивших заочно ФССШМ МВД СССР, вынуждены были работать на должностях рядового и младшего начсостава, а 70 выпускников данной школы были направлены для прохождения службы за пределы республики. (10)
Освобождение в 1985 г. с поста первого секретаря ЦК Компартии Киргизии Т. Усубалиева с формулировкой  «за серьезные ошибки в кадровой политике» и избранием на эту должность инспектора ЦК КПСС А. Масалиева повлекло за собой широкомасштабную смену руководящих кадров в республике. Для устранения недостатков и активизации перестройки руководство ЦК КПСС направило для работы в республику группу партийных функционеров. Впервые, с 60-х гг., на должность министра МВД республики был назначен посланец Москвы Гончаров В.В., сменивший Дж. Акматова.
С назначением на должность министра внутренних дел республики Гончарова В.В. (1987-1991 гг.) произошли кардинальные изменения в системе отбора, обучения, воспитания и расстановки кадров. В МВД республики заработала школа резерва кадров. Увеличился приток специалистов с высшим и средним юридическим образованием. В подразделениях милиции был организован юридический всеобуч для сотрудников, не имевших юридического образования. Знаковым элементом перестроечных процессов стало внедрение конкурсного отбора на службу в милицию и проведение аттестаций личного состава с участием представителей местных партийных и советских органов. Из восьми тысяч сотрудников, прошедших аттестацию, 624 были зачислены в резерв на выдвижение, в отношении 169 чел. было вынесено решение об их увольнении. Впервые был проведен конкурсный отбор на службу в ГАИ, БХСС, а также выдвижение при наличии альтернативных кандидатов. (11)
В результате осуществленного комплекса мер, наметились позитивные процессы улучшения качественного состава кадров, возрос удельный вес начсостава с высшим юридическим образованием: в 1988 г. он составил 20,9%, в 1989 г. – 21,6%, в 90 г. – 22,7%. Сократилась текучесть кадров:  если в 1988 г. было уволено 850 чел. (6,7%), в 1989 г. – 763 (5,9%), то в 1990 г. - 482 чел. (3,3%). Однако темпы снижения текучести кадров оставались неудовлетворительными. В течение 1988-1990 гг. было уволено 1995 сотрудников, из них – 136 (6,8%) проработали менее одного года. С 1988 по 1991 гг. в 55 горрайорганах практически сменилось все руководство, из них более половины по отрицательным мотивам. Каждый третий руководитель горрайоргана милиции и почти половина их заместителей работала в занимаемой должности менее трех лет. (12)
К сожалению, стремительный распад СССР не позволил развить и закрепить  полученные позитивные результаты в кадровой политике, которые были безвозвратно утрачены.         

                                                       *              *               *             

Таким образом, в исследуемый период в деятельности органов милиции особое место занимали проблемы, связанные с отбором и закреплением личного состава, повышением их правовой культуры, образования и профессионального мастерства. Однако, существовавшая практика подбора и расстановки кадров на основе командно-административных методов и волевых решений, без должного участия милицейских коллективов и общественности, была не эффективна и не отвечала новым требованиям. Практика оргнабора кадров имела существенные изъяны. Направленные с предприятия и организаций кадры, как правило, имели преимущественно не юридическое образование и низкий уровень правовой культуры.  В силу значительной сменяемости кадров медленно складывалось профессиональное ядро милицейских коллективов. Проводимые мероприятия по повышению качественного состава кадров не сопровождались кардинальным улучшением технического, материального и бытового обеспечения сотрудников, что объективно сдерживало комплектование кадров достойным пополнением. Не были выработаны и не применялись научно обоснованные критерии подбора, воспитания и расстановки кадров. Игнорировались устные  и письменные экзамены для лиц, принимаемых в милицию.
Сохраняющаяся высокая сменяемость и некомплект кадров милиции имела место еще и по причине бытовавших служебных злоупотреблений в работе кадровых аппаратов. В подразделениях милиции недостаточно уделяли внимания вопросам организации труда и отдыха милиционеров. 
В так называемый период «застоя» на службу в органы внутренних дел также стали направлять выработавшую свой трудовой ресурс, партсовноменклатуру. Практика «укрепления» органов милиции за счет партноменклатуры, плохо разбиравшейся в вопросах права и общественной безопасности стала тормозом в развитии органов милиции.
На рубеже 70-80-х гг. в поведении части сотрудников ОВД стали проявляться негативные тенденции, выражавшиеся в ослаблении дисциплины, участившихся фактах, нарушения законности, иных отрицательных явлениях, чем был нанесен урон престижу милицейской профессии.
С 1983 г. и далее в период перестройки новым руководством МВД республики был осуществлен ряд мероприятий по оздоровлению обстановки в  подразделениях, искоренению фактов нарушений законности, протекционизма, семейственности. Были уволены скомпрометировавшие себя недостойным поведением сотрудники, проведен самый масштабный за всю историю органов милиции партийный набор на службу в ОВД.
К сожалению, несмотря на позитивные изменения в качественном подборе кадров, продолжала иметь место социальная незащищенность сотрудников, судьба которых нередко зависела от волевых решений вышестоящего начальства. Политический подход в кадровой политике продолжал довлеть над профессионализмом. Пожалуй, МВД было единственным правоохранительным ведомством, принимавшее на работу лиц с инженерным, сельскохозяйственным, филологическим и т.п. образованием, наивно полагая, что с таким специалистами можно успешно решать вопросы обеспечения законности и охраны общественного порядка.
                             
http://history.krsu.edu.kg/index.php?option=com_content&task=view&id=320&Itemid=56

Капитан123

Наркомы и министры внутренних дел Эстонской ССР часть 2

Капитан123

Наркомы и министры внутренних дел Эстонской ССР часть 3

Капитан123

Наркомы и министры внутренних дел Эстонской ССР часть 4

Chekist 84

Спасибо, ув. Капитан 123, за обстоятельный обзор по министрам союзных республик!

Капитан123

#59
Наркомы и министры внутренних дел Латвийской ССР часть 2