ПОГИБ НА БОЕВОМ ПОСТУ...

Автор Капитан123, 12 декабря 2011, 21:17:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Капитан123

20 декабря — День сотрудника органов государственной безопасности
На Военном кладбище в Минске есть могила, на гранитной плите которой начертано: «Погиб на боевом посту 22.03.1953г. Память от жены, дочери и товарищей по работе». В ней покоится подполковник госбезопасности Борис Иванович Гладышев. Мало кто знает, что за скупыми словами на памятнике — биография офицера-чекиста, с достоинством пронесшего это высокое звание через всю свою короткую, но яркую жизнь. Так кто же он, Борис Гладышев? Почему погиб в мирное время?
Из электриков — в чекисты
...В августе 1913 года в семье железнодорожника на дальней станции Шарья Костромской области появился мальчик. С малых лет ему вместе с родителями пришлось поколесить по стране: Тюмень, Новосибирск, Семипалатинск, где развернулась всесоюзная стройка — Туркестано-Сибирская магистраль. Здесь, в Семипалатинске, Борис окончил школу, после чего по путевке комсомола отправился в Ленинград поступать в Военно-морское училище им.М.В.Фрунзе. Но «забраковала» медкомиссия — подвело зрение. Однако домой решил не возвращаться, увлекла кипучая жизнь большого города. Юноша работал электромонтером на молочном комбинате, без отрыва от производства окончив электротехникум. В 1936 году был призван в армию. Служил Борис Гладышев в военно-строительном отряде. Сырой климат и тяжелая работа привели к тому, что он заболел малярией, и его демобилизовали. Вернулся на прежнее место работы, уже мастером электроцеха.
Март 1938 года стал переломным в жизни Гладышева. Московским райкомом партии г. Ленинграда он был мобилизован на службу в органы госбезопасности и направлен в Беларусь. Призванный, как говорится, по прямому назначению, без предварительной учебы, Гладышев оказался способным учеником и быстро освоился в новой для себя чекистской профессии.
Начав службу младшим лейтенантом в должности помощника начальника отделения, уже через два года он становится начальником 2-го отделения 5-го отдела НКВД БССР. Его принимают в ряды ВКП(б). Но какие бы способности ни проявлял сотрудник, без специальной подготовки все же не обойтись. И Гладышева направляют на учебу в филиал Высшей школы НКГБ СССР в Ленинграде. Учеба закончилась в июне 41-го...
«Майкл», «Западник» и другие
Борис Иванович был оставлен работать в системе Управления НКГБ СССР Ленинградской области. Вовсю бушевала война, враг приближался к Ленинграду. Гладышев умело проводит эвакуацию мирного населения из прифронтовой полосы. Организует смелые чекистские акции на оккупированной территории. Установив связь с оставшейся там агентурой и партизанским отрядом, добывает ценную разведывательную информацию, выявляет предателей и агентов противника. В 1942 году за выполнение особо важного задания награждается знаком «Заслуженный работник НКВД». В декабре 1944-го ему досрочно присваивается звание майора. Важное событие происходит и в личной жизни: он встречает свою суженую, Галину Григорьевну Иванову, работавшую хирургом в местной больнице. В победном 45-м семья пополнилась дочуркой Зоей.
После войны Гладышева переводят на службу в аппарат Управления МГБ Ленинградской области, где поручают ответственный участок: «американскую линию». Он эффективно использует проводившиеся в Ленинграде пушные аукционы, в ходе которых устанавливает контакты с интересующими МГБ объектами, выявляет ряд связей иностранных агентов с советскими гражданами. Ему удается «заполучить» несколько ценных источников информации. При разработке дел «Западник», «Майкл» и других изобличены крупные агенты американской разведки. За достигнутые успехи Гладышеву объявлена благодарность с выдачей денежного вознаграждения. Ответственная работа требовала повышения уровня знаний, и Гладышев, уже получивший звание подполковника, поступает на заочное отделение юрфака Ленинградского университета, изучает английский язык. В декабре 1950 года его вновь направляют для прохождения дальнейшей службы в Беларусь.
Взять живьем!
В послевоенные годы у белорусских чекистов работы было предостаточно. Предатели, пособники оккупантов, многочисленная агентура абвера, СД, ГФП... Приходилось «просеивать» огромный поток возвращавшихся из Германии репатриантов, куда американцы активно внедряли свою агентуру. К этому следует добавить и массовую заброску американцами по воздуху шпионов и диверсантов, особенно в 1952—1953 годах.
Гладышева назначают начальником 2-го отдела Управления МГБ Минской области. Здесь оперативную обстановку «дополняло» еще одно наследие войны – банды из числа бывших полицаев и других немецких пособников, которые, боясь справедливого возмездия, сбивались в волчьи стаи и рыскали по лесам, занимаясь грабежами и терроризмом. В 1953 году с бандами в республике в основном было покончено. Оставалась лишь одна, орудовавшая на стыке Минской и Могилевской областей. Все ее члены служили в полиции, участвовали в карательных акциях. Фамилии были известны: Альшевский из д.Журовка Березинского района Минской области, Мороз и Гречиха из пос.Иванчевск Белыничского района Могилевской области. Днем бандиты скрывались в лесу, а по ночам и в холода — в своих деревнях, где проживали их семьи и родственники. Руководство МГБ БССР приняло решение покончить с бандой и, наконец, поставить точку в борьбе с бандитизмом в Беларусь. Был разработан детальный план, прежде всего предусматривавший варианты бескровной операции: бандитов взять живьем, а чекистов максимально уберечь от ранений.
По легенде — лесники
Альшевский перебивался то в своем доме — у жены, то у сестер Татьяны и Анны. Навещал и одинокую подругу детства. Этим бандитом, его связями и занялся подполковник Гладышев. Наблюдение за объектом вел агент «Майский», проживавший в той же деревне, но тесных взаимоотношений с Альшевским не имевший. Ему лишь иногда доводилось видеть, как тот под покровом ночи пробирается на ночлег к своему дому. По информации «Майского», жена Альшевского замучилась управляться в одиночку с хозяйством и тремя детьми в придачу. Это было решено использовать. Но беседа с женой Альшевского прошла безуспешно, она заявила, что о муже ничего не знает...
К Гречихе и Морозу тоже искали подходы. Было установлено, что с бандитами поддерживают отношения жители Иванчевска Сидорович и Анна Поддубская, в прошлом любовница Мороза. В район дислокации бандгруппы была выдвинута группа оперработников. По легенде, это были представители Министерства лесного хозяйства, изучающие в районе лесные массивы. Группа состояла из начальника отделения УМГБ Минской области майора Мерзликина и представителей УМГБ Могилевской области. На время проведения операции Березинскому райотделу МГБ придавались дополнительно автомашина и два сотрудника милиции со служебной собакой. Руководство разработкой и задержанием бандгруппы было возложено на начальника Березинского РО МГБ подполковника Жукова.
Ракеты в небе
Чекисты вели оперативную работу также под видом уполномоченных по выборам в местные Советы. Такое прикрытие позволяло свободно разъезжать по окрестным деревням. В результате удалось установить, что Альшевский периодически встречался с Морозом и Гречихой, которые укрывались в пос.Иванчевск (в 7 км от д.Журовка, где базировался Альшевский). К этому времени выяснилось, что Поддубская, бывшая любовница бандита Мороза, с некоторых пор находится с ним в неприязненных отношениях. Она согласилась выдать чекистам Мороза и Гречиху. Ее нынешний сожитель Сидорович также был привлечен к участию в операции, начало которой назначили на 21 марта. В этот день к Поддубской должны были прийти на вечеринку Мороз и Гречиха; ожидалось и появление Альшевского у своих родственников в Журовке. Группой по захвату последнего было поручено руководить подполковнику Гладышеву.
Обе опергруппы — «Белыничская» и «Березинская» — должны были действовать согласованно. Предполагалось, что первая, захватив участников бандгруппы живьем, известит об этом тремя белыми ракетами; после чего вторая, установив местонахождение Альшевского, возьмет его живым или уничтожит. В 0 часов 10 минут над лесом взвились ракеты... «Березинская» опергруппа блокировала дома жены Альшевского, его сожительницы, двух его сестер. Гладышев самолично расставил сотрудников, проинструктировал каждого. Но дальше все пошло не по плану...
Окно во двор
Проверив дома сестер, оказавшихся пустыми, Гладышев со старшим лейтенантом Захаренко подошли к дому сожительницы Альшевского, который блокировала группа старшего лейтенанта Сорокина, и потребовали открыть дверь. На стук в дверь и окно никто не ответил. Тогда Гладышев дал команду Сорокину и участковому уполномоченному Горовику взломать дверь сеней, а сам подошел к окну, вероятно, чтобы заглянуть внутрь и выломать оконную раму. В это время грянул выстрел, которым Гладышев был смертельно ранен. Еще раз выстрелив и воспользовавшись замешательством сотрудников опергруппы, бандит вылез через окно и бежал.
К сожалению, в сложившейся ситуации члены опергруппы проявили себя, мягко говоря, не лучшим образом, о чем можно судить по скупым строкам рапорта: «...После произведенных бандитом выстрелов Захаренко отбежал в сторону и укрылся за картофельным буртом... Старший группы Сорокин с первоначального положения отбежал на 35 метров, участковый Горовик отбежал на 15 метров за глухую стену сеней, оставив неприкрытыми дверь и окно, выходящие во двор, что позволило бандиту выйти из дома...». Когда Альшевский еще был в поле зрения «оперов», те попытались стрелять в него из автоматов, но в снятых с консервации ППШ, покрытых густой, застывшей на морозе смазкой, патроны заклинивало, боек не разбивал капсюлей... «За Альшевским погнался проводник с собакой. Спущенная с поводка собака догнала Альшевского, но он выстрелил в ее сторону, и она вернулась обратно. Альшевский произвел два выстрела в сторону преследующих и скрылся в кустах. У д.Углица бандит вышел на дорогу, где след его потерялся...».
«Из списков исключить...»
Наказание виновных в провале операции было суровым, но справедливым. Начальнику УМГБ Минской области подполковнику Иванькову был объявлен строгий выговор, он лишился занимаемой должности. Начальник Березинского РО МГБ подполковник Жуков был предупрежден. Старшие лейтенанты Захаренко и Сорокин были арестованы «в административном порядке на 15 суток без исполнения служебных обязанностей...». И еще одна документальная запись: «Бывшего начальника 2 отдела УМГБ Минской области Гладышева Бориса Ивановича исключить из списков личного состава как погибшего при исполнении служебных обязанностей и возбудить ходатайство о назначении пенсии его семье».
Это была последняя банда на территории Беларуси и последняя жертва в борьбе с отголоском минувшей войны — бандитизмом. О размахе этой борьбы говорит тот факт, что с 1944 по 1953 годы белорусские чекисты уничтожили более 30 тысяч бандитов. Альшевского через некоторое время все же поймали, и он предстал перед судом. Борис Иванович Гладышев не забыт, за его могилой ухаживают курсанты Института национальной безопасности Республики Беларусь.
Редакция благодарит пресс-группу Института национальной безопасности Республики Беларусь за предоставленные материалы


Геннадий АНУФРИЕВ

Alex

Уваж.Капитан 123
Спасибо.Хорошая статья,лишний раз напоминает,что не кто не забыт,ни что не забыто...

Предлагаю, всем участникам форума, у кого есть какие материалы о погибших чекистах на боевом посту в
послевоенное (мирное) время  постить в данной ветке...

Chekist 84

Ув.Капитан 123, спасибо за познавательную статью. Вечная память чекистам, отдавшим жизни в борьбе с бандитизмом.

Alex

Скупые статистические данные о безвозратных потерях  личного состава войск НКВД говорят о том,что война после  Победы над гитлеровской Германией продолжалась.На этот раз с политическим бандитизмом на территории Западной Украины,Белоруссии и республик Прибалтики...

О масштабах послевоенной борьбы с националистическими бандами на территории Зап.Украины  свидетельствует ДЗ  министра внутренних дел УССР Т.А.Строкача о результатах проведенной чекистко-войсковых операций за период с 01.01. по 25.05.1946 года.

"...Проведено операций и засад 47 798, убито активных бандитов - 7 523, задержано
бандитов их пособников 25 277. За этот же период явилось с повинной - 6 157
человек. Захвачены трофеи: автоматов и винтовок - 10 327, ручных пулемётов -
765, пистолета - 2 183. За указанный период зафиксировано бандпроявлений - 601,
при проведении операций погибло 236 сотрудников органов МГБ и МВД, потери при
бандпроявлениях составили 864 человек..»



РГВА: ф. 38652, оп. 1, д. 36 - «Сведения о безвозвратных потерях личного состава
войск НКВД». Начато - 10.1944 г.; окончено - 02.1948 г. На 22-х листах.

1946 год.
Потери личного состава войск НКВД за 1 квартал 1946 года:
Общая численность всех войск НКВД – 633.293 чел.
1.   Боевые потери, всего – 294, в том числе: офицеров – 24, сержантов – 65,
рядовых – 205.

4.   Общее количество боевых и безвозвратных потерь за 1 квартал 1946 года –
2860 или 0.4 % от общего числа личного состава войск НКВД.
Подписал начальник Секретариата Заместителя наркома полковник Фролов 20.5.46 г.
(ф. 38652, оп. 1, д. 36, л. 14).

Потери личного состава войск НКВД за 2 квартал 1946 года:
Общая численность всех войск НКВД – 562 373 чел.
5.   Боевые потери, всего – 309 (6.6%), в том числе: офицеров – 38, сержантов –
94, рядовых – 177.
8.   Общее количество боевых и безвозвратных потерь за 2 квартал 1946 года –
3059 или 0.6% от общего числа личного состава войск НКВД.
Подписал За начальника Секретариата Заместителя наркома майор Валяев 22.8.46 г.
Отметка на документе – «Доложено 6.9.46 г. Валяев». (ф. 38652, оп. 1, д. 36, л.
15).

Потери личного состава войск НКВД за 3 квартал 1946 года:
Общая численность всех войск НКВД – 506 002 чел.
9.   Боевые потери, всего – 203 (6.5%), в том числе: офицеров – 12, сержантов –
55, рядовых – 136.
Подписал Начальник Секретариата Заместителя наркома полковник Фролов 27.11.46 г.
(ф. 38652, оп. 1, д. 36, л. 16).

Потери личного состава войск НКВД за 4 квартал 1946 года:
Общая численность всех войск НКВД – 360280 чел.
13.   Боевые потери, всего – 34 (1.85%), в том числе: офицеров – 2, сержантов –
8, рядовых – 24.
Подписал начальник Секретариата Заместителя наркома полковник Фролов 28.2.47 г.
(ф. 38652, оп. 1, д. 36, л. 17).



Общая численность всех войск НКВД-МВД СССР в 1946-1947 гг.:
- на 1 апреля 1946 года составляла 633 293 чел., в том числе: ПВ – 181880 чел.;
ВВ - 122 150 чел.; КВ - 143208 чел.; Войска правительственной связи - 33283
чел.; Войска по охране ОВПП - 48225 чел.; Войска по охране ЖД - 94473 чел.;
Органы Военного снабжения - 10074 чел.; Источник – РГВА: Источник - РГВА: ф.
38652, оп. 1, д. 36, л. 14;