РАЗМЫШЛЕНИЯ о РЕПРЕССИИ и РЕАБИЛИТАЦИИ

Автор Alex, 13 марта 2013, 22:58:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

МирВ

#40
 ;D

Alex

#41
Цитата: МирВ от 27 марта 2013, 18:35:08
А он и рассматривался в индивидуальном порядке. Я не встречал такого, чтобы реабилитировали скопом, списочно, без просмотра дел. В Омском архиве в 2002 году я видел женщину-прокурора, которая ежедневно ходила в архив как на работу. Да не как, а на работу! В перчатках работала, дела-то пыльноватые... И рассматривала КАЖДОЕ дело, и по КАЖДОМУ выносила заключение.

Ну в том,что работники прокуратуры ходят на работу-я не сомневаюсь.Только что,можно сделать на работе,если ты не хирург и не паталогоанатом,в- перчатках.Пыль стирала со СД не оставляя при этом  своих отпечатков... тем более в присутствии свидетеля. Шучу конечно.

Если говорить серьезно то ДА! Многие сотрудники прокуратуры и КГБ на начальном этапе всерьез занимались этой работой,пока она не превратилась в рутину...

BM

#42
Уважаемые коллеги,

Мне кажется мы тут говорим, и не слышим друг друга. В теме репрессий есть масса точек зрения которые в общем даже не противоречат друг другу. Есть вопрос "что произошло" - в 20-е - 50-е годы, особенно в 1937 - 1938 г. было арестовано огромное количество людей, подвергавшихся жестокому обращению. Тут никто не спорит! Да, были массовые аресты, были пытки, все верно.

Но вопросы "почему это произошло и кто виноват", о котором говорит Alex - никак этому не противоречат. Эти вопросы не менее важны и о них надо говорить. Альтернатива - можно просто назвать крайними сержантов-лейтенантов, которые непосредственно писали показания и на том закрыть тему. Можно принимать на веру решения хрущевских судов - но тогда получится, что Берия с десятком подручных убивал честных коммунистов по заданиям английской разведки...

BM

Хочу добавить, что напоминать о крови и грязи, через которую проходили люди "внизу" совершенно не лишне, без этого тема борьбы в Кремле и вокруг будет такой же ущербной, как и творения Великого Писателя Земли Вермонтской Русской.

Alex

Цитата: BM от 27 марта 2013, 21:24:05
Хочу добавить, что напоминать о крови и грязи, через которую проходили люди "внизу" совершенно не лишне, без этого тема борьбы в Кремле и вокруг будет такой же ущербной, как и творения Великого Писателя Земли Вермонтской Русской.

Уваж.ВМ
На мой взгляд тема репрессий стала ушербной задолго до "творений Великого Писателя".Что касается крови и грязи то это вечные спутники большой политики о каком-бы государстве не заходила речь...

МирВ

#45
 ;D

BM

Простите, но не могу согласиться, что "необходимость = отрицание незаконности". Политика это одно, юридические нормы другое, а мораль третье. Попытка понять подоплеку событий не означает, что мы считаем всех репрессированных априори виновными. Точно так же, касаемо Солжа, то, что он говорит о репрессиях вообще, не делает его слова хотя бы ПОЛУправдой. Насколько он завысил число арестованных? Раз в 30, если не ошибаюсь?

Забава Александр

Сталинские репрессии не обошли стороной и внутренние войска. Первоначально они проводились  как чистки, носившие форму компаний, постепенно переросшие в поиски «врагов народов». Из войск НКВД увольнялись социально — чуждые элементы,  запятнавшие себя связями с  политически неблагонадежными лицами.     Значительное число военнослужащих  лишилось партбилетов, воинских званий, занимаемых должностей, а в ряде случаев свободы.
          При проведении массовой коллективизации во все Особые отделы поступил циркуляр ОГПУ  № 25/00 от 2 февраля 1930 года, где указывалось:
1. Выявленных красноармейцев из кулаков и прочего социально - чуждого элемента, замеченных в антисоветской агитации, арестовывать и дело направлять, не демобилизовывая их, на Особое совещание, а на военнослужащих войск ОГПУ в Колегию ОГПУ.
2. Обратить особое внимание на выявление связей начсостава с кулацкими элементами в деревне и нэпанами в городе, создав специальный учет таковых. Начсостав, изобличенный в систематической антисоветской агитации против политики партии и Соввласти в деревне, подлежит аресту. Арест среднего начсостава производить с разрешения начальника Особого отдела округа, согласованного с Реввоенсоветом округа, а старшего и высшего — Особого отдела ОГПУ.
            В течении 1931 — 1932 гг. активно проводились мероприятия по выявлению и очистке войск, от лиц, служивших хотя бы  короткие сроки в белых армиях.
         В 1933 году политотдел ГУПВО НКВД, во главе с корпусным коммисаром Рошаль П.В., проводит широкомасштабные мероприятия под лозунгом - «Поднять еще на большую высоту большевистскую бдительность!».
         От политорганов  требуется усиление работы по разоблачению сторонников «еще не полностью разгромленных остатков классового врага», который ведет вредительско — подрывную работу  в сплоченных чекистских рядах.
           После проведенного летом 1936 года политического процесса над Зиновьевым Г.Е, Каменевым Л.Б, Смирновым И.Н. и другими, происходит усиление борьбы против «троцкистской опозиции», что привело к увеличению политических репрессий в Вооруженных  силах.
        Практически до весны 1937 года репрессии в войсках НКВД заключались в увольнении с военной службы командиров и красноармейцев. Основанием для увольнения являлась социальная принадлежность военнослужащих (бывшие кулаки и их родственники, духовенство, бывшие офицеры). Аресты военных по политическим мотивам носили единичный характер.
     29 марта 1937 года арестован бывший нарком внутренних дел Ягода Г.Г., репрессивная машина заработала в полную силу. Был дан старт по разоблачению заговоров, новый нарком внутренних дел Ежов Н., начал с «заговора в НКВД».
       Были произведены аресты  140  сотрудников НКВД, среди них заместитель начальника Оперативного отдела ст. майор ГБ   Волович З. ? и начальник Управления НКВД Восточно — Сибирского края комиссар ГБ 2 ранга Гай М.И., который с июня 1934 по ноябрь 1936 года руководил Особым отделом ГУГБ.
           В ходе проведенных допросов  ЯгодыГ.Г.  и его  ближайшего окружения были получены данные о наличии заговора с целью свержения Сталина и его соратников.  Арестованные Гай и Волович  дали показания о связях  Ягоды с  рядом высокопоставленных военных.
      1 июня 1937 года И.В. Сталин на заседании Военного совета при НКО   сделал заявление о том, что в армии вскрыт заговор, а  Нарком обороны Ворошилов К.Е. выступил с докладом «О раскрытом органами НКВД контрреволюционном заговоре в РККА». Он получил название  «военно — фашистский заговор в РККА», во главе которого стоял маршал Тухачевский М.Н. Его жертвами стал сам опальный маршал и видные советские военначальники — командармы И.Уборевич, А. Корк, И. Якир, комкоры — В.Примаков, Б. Фельдман, Р. Эйдеман и другие.
    Нити заговора  потянулись к ряду   военных  из  высшего и старшего командного состава войск НКВД. Одними из первых  был арестован  начальник  Управления пограничной и внутренней охраны  Украинской ССР комдив Н.К. Кручинкин, который ранее возглавлял войска  пограничной и внутренней охраны, его заместитель комбриг П. Семенов и начальник политотдела дивизионный комиссар Л. Сороцкий. Им инкриминировали, по аналогии с РККА, организацию «военно - фашистского заговора в войсках НКВД», санкцию на проведения расследования дал лично Ежов.
      Основная задача по проведению политических репрессий в войсках была возложена на структуру органов НКВД в вооруженных силах - Особые отделы.
       С января по август 1937 года в войсках НКВД СССР было арестовано 153 кадровых работника.
         Политуправление ГУПВО НКВД СССР направило в подчиненые округа и части очередную директиву, в ней говорилось
   «... наши политорганы, партийные организации, наши работники в силу беспечности не разоблачили во время врагов и предателей, пробравшихся на руководящие посты, не смогли вскрыть , выкорчевать троцкисто — бухаринские, шпионские гнезда, которые свили враги в некоторых наших частях и управлениях».
     На совещании руководящих работников войск НКВД Украины 21 августа 1937 года начальник политотдела 8-й бригады Быховский заявил: «Наши части 8-й бригады несомненно имеют в своих рядах врагов народа. Из числа красноармейцев мы имеем 5- 6 человек арестованных за контрреволюционную агитацию, но по линии начальствующего состава еще никого из врагов не выявили, а они должны быть».
       Маховик репрессий раскручивался, как выяснило следствие, в планах заговорщиков важное место отводилось  внутренним войскам, в первую очередь Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения им. Ф.Э. Дзержинского.
            В 1938 году произведены аресты среди командно —  начальствующего состава ОМСДОН — командир дивизии комбриг Торощин П.В., начальник штаба дивизии  Барков И.К., начальник политотдела Гольхов Ю.С.и другие. Им было предъявлено обвинение в в подготовке к использованию частей дивизии в вооруженном выступлении против Советской власти.
         Особый  отдел   дивизии в тот период возглавлял ст. лейтенант ГБ Беккер (Хренов)  Р. И., в органах государственной безопасности с 1920 года. Трагично сложилась его дальнейщая судьба, в 1941 году попал в плен. Сотрудничал со спецслужбами нацистской Германии, служил в Российской освободительной армии, где был начальником разведшколы. В 1945 году установил контакты с органами военной контрразведки «СМЕРШ», передал данные на известную ему агентуру противника. Был арестован, на следствии свою вину не признал, осужден на 15 лет исправительно — трудовых лагерей. Освобожден по  амнистии в 1955 году, в 1990 году  реабилитирован  за отсутствием состава преступления.
      Массовая компания по раскрытию всевозможных заговоров продолжалась, во многих частях и округах были «обезврежены» группы заговорщиков.
         В рамках расследования заговора  обнаружена «фашистская» группа в  Главном управлении пограничных и внутренних войск, сочинская группа, владивостокская организация, камчатская группа и другие.
           В 1938  - 1939 г.г. были уволены или арестованы 11 начальников войск округов и их заместителей. Среди них —  начальник УПВО Казахской ССР комбриг Ротэрмель А.А., начальник войск Северо — Кавказского округа комбриг Кобелев П.Г., начальник войск Восточно — Сибирского округа комбриг Лепсис Р.К., начальникУПВО Гррузинской ССР полковник Дэрбут Ж.А., начальник  УПВО Азербайджанской ССР комбриг Смирнов П.И., начальник  УПВО  Туркменской  ССР комбриг  Леонов В.А. и другие.
           В 1938 году был арестован и репрессирован начальник Политуправления ГУПВО корпусной коммисар  П.В. Рошаль, начальники политотделов  войск НКВД -  Ленинградского округа  дивизионный комиссар Севастьянов Н.Ф,  УПВО Восточно — Сибирского  округа  дивизионный комиссар Грушко Ю.М., УПВО ДВК  бригадный комиссар  Богданов Н.Г.
    Для укрепления своего авторитета Ежов Г.Г. систематически демонстрировал И. Сталину заслуги своего ведомства и себя лично в деле предотвращения возможного государственного переворота с участием войск НКВД.
       Арестованным командирам и политработникам войск НКВД  предъявлялись стандартные обвинения как участникам контрреволюционных террористических организаций за ведение «контрреволюционной троцкистской работы», вредительство, направленное на ослабление боевой и политической подготовки войск, за связь и сращивание с классовыми, чуждыми и вражескими элементами,  «за шпионаж».
       Расследование дел в отношении военнослужащих сопровождалось грубыми нарушениями при проведении следственно — судебных мероприятий, широко применялись меры физического воздействия.
        Бывший начальник Управления пограничной и внутренней охраны Туркменской ССР комбриг В.А.Леонов в заявлении от 28 мая 1938 г. сообщил о том, что начальник Особого отдела НКВД СССР Федоров? на допросе избивал его  На одном из допросов   Федоров заявил Леонову: «Враг ты или не враг – мне не интересно, а показания давать будешь».
        Приговор был как правило один — расстрел с конфискацией имущества и лишение воинских званий.
        17 ноября 1938 года выходит Постановление СНК и ЦК ВКП (б) «Об арестах, прокурорском надзоре  и ведении следствия». Началась массовая чистка среди сотрудников органов безопасности, допустивших массовые нарушения социалистической законности.
     25 ноября 1938 года был снят с должности наркома внутренних дел Генеральный комиссар ГБ Н.Ежов, НКВД возглавил Л. Берия.
       Постановление от 17.11.1938 года послужило поводом для начала работы НКВД и Прокуратуры по пересмотру уголовных дел.  От бывших военнослужащих РККА , многие из которых находились под следствием или были осуждены, поступило более 32 тысяч заявлений, большинство из которых было удовлетворено путем снятия судимости, восстановления в правах и в кадрах Вооруженных Сил.
      Направляли заявления и  военнослужащие войск НКВД, но результат был отрицательный. В январе 1940 года были расстреляны последние участники «заговора в войсках  НКВД».
      Разоблачение заговоров в НКВД и РККА  происходило в рамках общей карательной политики советского государства путем проведения массовых репрессий в отношении своего народа.
        Репрессии в отношении военнослужащих представляют собой составную часть массовых репрессий в стране. Общее число репрессированных в войсках НКВД  не превышает 1 000 человек, нужно учесть, что соединения и части внутренних войск  комплектовались лучшими, политически надежными представителями рабочего класса и крестьянства.
     Основной удар политических репрессий был направлен против комсостава высшего звена: начальников войск НКВД   округов, их заместителей, командиров  дивизий, бригад. Значительно пострадал комначсостав управлений и штабов в соответствующих звеньях, профессорско-преподавательский состав военно-учебных заведений.
          Проверка материалов уголовных дел по репрессированным военнослужащим   войск НКВД  Прокуратурой СССР показала, что  законных оснований к  их  аресту не было.     Органы НКВД арестовали их в нарушение Конституции СССР, вопреки требованиям уголовных и уголовно-процессуальных законов, без санкции прокурора или постановления суда, по прямому произволу Сталина и Ежова. В делах  нет объективных доказательств, подтверждающих совершение кем-либо из обвиняемых государственных преступлений. Версия о наличии военно-политического заговора не подтверждается документально. Обвинения в этих преступлениях являются ложными и базируются лишь на противоречивых «признательных» показаниях арестованных, навязанных им работниками НКВД преступными методами проведения следствия по делу.
          Фактически все военнослужащие войск НКВД  осужденные в рамках «заговора» посмертно реабилитированы и признаны жертвами репрессий.
          Личный состав войск НКВД  СССР в местах постоянной дислокации  в 1937 — 1938 годах систематически привлекался к участию в массовых репрессивных операциях органов НКВД. К основным задачам относилось конвоирование «важных государственных преступников»,  обеспечение безопасности оперативно — чекистских групп при проведении обысков и арестов.
       Курсанты военных училищ НКВД СССР использовались во многих регионах СССР, кроме решения стандартных задач, связанных с охраной и конвоированием репрессированных  лиц, они принимали  непосредственное участие в проведении арестов и допросах задержанных «врагов  народа».
      Основную тяжесть несли военнослужащие  Конвойных войск НКВД  СССР. В 1937 году они производили конвоирование по 160 железнодорожным маршрутам. По каждому конвойному маршруту ежемесячно совершалось от 3 до 12 поездок, в общей сложности 960 конвоев в месяц. (ЦА ФСБ Ф.3. Оп.4. Д.103. Л.192 - 194).
     В течении 1938 года по железной дороге отконвоировали более одного миллиона человек.

МирВ

#48
 :o

Alex

Цитата: МирВ от 28 марта 2013, 02:51:04

Не совсем понятно, ЧТО Вы понимаете под словами "Тема репрессий стала ущербной"?! Она станет таковой или вообще никакой, когда уйдут из жизни те, кто во время репрессий был "ущербным". Их итак осталось немного. Собственно репрессированных почти нет. В основном их дети, оставшиеся без родителей в детстве, или дети, родившиеся или находившиеся со своими "ущербными" родителями в ссылке, высылке, на спецпоселении. Ну, и их любопытные внуки, ощущающие "ущербность" предков не на физическом, а скорее на морально-психологическом уровне.

Ув. Алекс, Вы как угодно можете относиться к Солженицыну, но не он ли открыл стране, да и миру, глаза на ту страшную правду, о которой многие только лишь догадывались.

Ув. Алекс, трудно не согласиться с ув. ВМ, что нужно говорить на тему "почему это произошло и кто виноват".Давайте не будем о том, что, мол, еще надо бы разобраться, все ли они "жертвы", все ли незаконно репрессированы. А то, мол, хором понареабилитировали всех, в том числе и действительных врагов, преступников! А они теперь (вот ведь наглые!!!) еще и письма пишут, льгот требуют, книги памяти издают...!
Я немного утрирую, но, извините, это читается между строк...


Уваж.МирВ

Не стоит читать мои посты между строк,как и трактовать слово "ушербный" по отношению к людям, если Вам "не совсем понятно" о чем я пишу.И уж тем более применять данное слово, в обороте,когда речь заходит о морально-психологическом состоянии "Жертв сталинского беззакония" и их "любопытных внуков"...

Тема репрессий, на мой взляд, стала ушербной по двум причинам- постоянного искажения исторического материала(по простому- вранья)которое продолжается в течении длительного периода начиная с 1953г. и по сей день.Именно это обстоятельство и заставляет снова и снова обращатся к вопросу "почему это произошло и кто виноват"...

Говорить о Солженицыне -желания нет,как и о его литературной деятельности,хотя большая часть его произведений пылятся в моей библиотеке наравне с "Калымскими рассказами" Шаламова,"Крутым маршрутом" Е.Гинзбург и т.д., об этих писателях  и без меня достаточно было сказано в свое время как в Союзе писателей СССР,так и за рубежом,а оценка их творчества определялась исходя из политической ситуации,вернее взглядов того или иного политического лидера Союза ССР и РФ...

И в заключение Вы пишете:...Давайте не будем о том, что, мол, еще надо бы разобраться, все ли они "жертвы", все ли незаконно репрессированы.А то, мол, хором понареабилитировали всех, в том числе и действительных врагов, преступников! А они теперь (вот ведь наглые!!!) еще и письма пишут, льгот требуют, книги памяти издают...!
-на что я еще раз отвечаю- НЕ ПЕРЕДЕРГИВАЙТЕ и повторяю не старайтесь читать мои посты между строк...