25-й отдельный бронепоезд войск НКВД СССР по охране железных дорог (в/ч 5205):

Автор Москвин Александр Вячеславович, 03 апреля 2024, 21:44:06

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Москвин Александр Вячеславович

25-й отдельный бронепоезд войск НКВД СССР по охране железных дорог (в/ч 5205):
Сформирован в 1938 году в составе 73-го Белорусского железнодорожного полка внутренней охраны НКВД СССР. Основание – приказ УПВО НКВД Белорусской ССР за № 002 от 1938 года.
Приказом НКВД Белорусской ССР за № 0049 от 7 мая 1938 года бронепоезд в составе полка был включён в состав 4-й отдельной железнодорожной бригады внутренних войск НКВД СССР. Основание – приказ НКВД СССР за № 00254 от 26 апреля 1938 года «О переформировании железнодорожных частей внутренних войск НКВД».
Приказом НКВД СССР за № 00206 от 8 марта 1939 года «О реорганизации Управления пограничных и внутренних войск НКВД Союза ССР» 73-й Белорусский полк в составе бригады включён в состав ново созданных войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
В апреле 1939 года 4-я отдельная железнодорожная бригада переформирована в 3-ю стрелковую дивизию войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и бронепоезд в составе полка включ1н в состав данного соединения. Основание – приказ ГУВ НКВД СССР ОЖДС за № 11/сс от 10 апреля 1939 года.
25 ноября 1939 года бронепоезд передали в распоряжение 2-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. Основание – распоряжение штадива-3 за № 3683/с от 24 ноября 1939 года. Однако по прибытию в район оперирования на основании распоряжения Военного совета Ленинградского военного округа от 29 ноября 1939 года бронепоезд поступил н в оперативное подчинение Военного совета 7-й армии.
В период советско-финляндской войны 1939-1940 гг. бронепоезд принимал участие в боевых действиях, в том числе на железнодорожной станции Териоки охранял базу снабжений 7-й армии, а 30 ноября 1939 года на Кексгольмском направлении принял участие в артиллерийской поддержке частей 7-й армии, после чего продвинулся до финской железнодорожной станции Куоккала, которая ныне является платформой Репино, что на участке Санкт-Петербург – Выборг – Хельсинки Октябрьской железной дороги.
Боевым распоряжением штаба Северо-Западного фронта за №0195 от 1 января 1940 года бронепоезд был передан в оперативное подчинение 19-го стрелкового корпуса, осуществлявшее наступление в западной части Карельского перешейка.
Приказом НКВД СССР за № 0022 от 5 января 1940 года «Об усилении охраны Кировской и Октябрьской железной дороги» бронепоезд был передан в оперативное подчинение 2-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
14-15 февраля 1940 года мотоброневагон бронепоезда на финской пограничной станции Раута (ныне – станция Сосново Приозерского направления) Октябрьской железной дороги отражал налёты финской авиации.
Приказом НКВД СССР за № 0134 от 5 апреля 1940 года «О выдаче единовременного вознаграждения военнослужащим войск НКВД, принимавших участие в боях с белофиннами», бронепоезд отнесён к частям войск НКВД СССР, принимавшим непосредственное участие в боевых действиях советско-финляндской войны 1939-1940 гг., в связи с чем личный состав удостоился озвученной выше денежной премии.
Приказом НКВД СССР за № 00449 от 13 апреля 1940 года «О реорганизации частей Второй дивизии войск НКВД» бронепоезд включили в состав ново созданного 100-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
Приказом НКВД СССР за № 001497 от 28 ноября 1940 года «Об изменении нумерации частей войск НКВД» 100-й полк войск переименовали в 82-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
Боевой состав бронепоезда по состоянию на 1 июня 1941 года: командование бронепоезда, взвод управления, автомотовзвод, автотранспортный взвод, автомастерские, бронемашина марки «БА-10А», шесть контрольных платформ, три линейных мотоброневагона, имевших на вооружение каждый 9х76,2-мм артиллерийских орудий, 18х7,62-мм пулемётов. Командир бронепоезда – капитан (впоследствии – подполковник) Юрий Филиппович Мушкет, заместитель командира бронепоезда по политической части – комиссар политрук Гавриил Парфентьевич Якимчук.
23 июня 1941 года в связи с началом Великой Отечественной войны бронепоезд переведён на штаты военного времени.
18 августа 1941 года бронепоезд комбинированным пулемётно-артиллерийским огнем разгромил автоколонну противника, выведя при этом из строя до 40 автомашин, однако от штурмового удара вражеской авиации сам потерял трёх человек убитыми и шесть ранеными.
В начале сентября 1941 года бронепоезд на перегоне Погостье – Сологубовка бронепоезд комбинированным пулемётно-артиллерийским огнём уничтожил три танкетки, шесть противотанковых артиллерийских пушек, 39 военнослужащих из войск противника. Потери бронепоезда: один человек убит и три ранены, плюс выведено из строя одно башенное артиллерийское орудие.
12 сентября 1941 года бронепоезд в ходе контрнаступления войск 54-й отдельной армии поддерживал войска, наступавшие вдоль железной дороги на станцию Мгу, чем внёс немалый вклад в разгром у деревни Хандрово немецкого танкового батальона, понёсшего тогда следующие потери: потерял девять танков подбитыми и двенадцать в качестве брошенных исправными на поле боя, свыше десятка противотанковых орудий, до 200 своих солдат и офицеров, в том числе и получившего смертельное ранение командира того самого немецкого танкового батальона. В том же бою экипаж бронемашины БА-10А бронепоезда вывел из строя четыре танка и три бронемашины противника. Потери бронепоезда: двое убиты и четверо ранены, выведено из строя одно башенное артиллерийское орудие, подбита бронемашина БА-10А. Комдарм-54 Маршал Советского Союза Григорий Иванович Кулик всему личному составу объявил благодарность. И за этот же бой пятнадцать военнослужащих бронепоезда были представлены к награждению государственными наградами.
14 сентября 1941 года бронепоезд в районе станции Назия попал под авиаудар двенадцати самолётов марки «Ю-88», в результате чего оказался утраченным бронепаровоз и один броневагон, а также убиты шестеро и ранены семеро военнослужащих бронепоезда.
13 ноября 1941 года у станции Мыслино, что недалеко от города Волхов, бронепоезд попал в окружение войск противника, по причине чего экипажу пришлось взорвать материальный часть бронепоезда и прорываться к своим в пешем строю.
В конце 1941 года личный состав прибыл в Москву.
В июле 1942 года бронепоезд был переформирован в 25-й отдельный бронепоезд войск НКВД СССР по охране железных дорог с включением его в состав 23-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог. Основание – приказ НКВД за № 001466 от 9 июля 1942 года «О переименовании бронепоезда 82 полка 23 дивизии».
На 1 января 1943 года бронепоезд в ходе боевых действиях и выполнения оперативно-служебных задач потерял убитыми и умершими от ран одиннадцать человек, ранеными – десять и ещё четверых военнослужащих как эвакуированных в военные госпитали по причине болезни.
13 февраля 1943 года бронепоезду было вручено Воинское Красное Знамя. Основание – приказ комдива-23 за № 08 от 26 января 1943 года, изданный во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1942 года.
Приказом НКВД СССР за № 00670 от 5 апреля 1943 года бронепоезд включили в боевой состав 24-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог.
Приказом НКВД СССР за № 00735 от 9 апреля 1943 года установлен ежегодный день бронепоезда: «9 июля – день преобразования бронепоезда 82-го полка в 25-й отдельный бронепоезд войск НКВД СССР».
Приказом НКВД СССР за № 00922 от 3 августа 1944 года бронепоезд включили в боевой состав ново созданной 14-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог, в связи с чем 18 августа 1944 года бронепоезд передислоцировался на железнодорожный узел города Барановичи Брест-Литовской железной дороги, что было объявлено приказом Управления ВНКВД СССР ОЖД за № 0022 от 11 сентября 1944 года.
14 июня-3 сентября 1945 года бронепоезд находился на территории современной Польши, где нёс боевую службу по охране участка Свислочь – Черемха – Семятичи. За этот период бронепоезд задержал тридцать боевиков из польских подпольных антисоветских вооружённых формирований.
Приказом НКВД СССР за № 0045 от 16 января 1946 года бронепоезд включили в состав 32-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог, в связи с чем он 1 февраля передислоцировался на станцию Чертков Львовской железной дороги, что было объявлено приказом Управления ВНКВД СССР по охране железных дорог за № 004 от 22 февраля 1946 года.
15 июля 1946 года бронепоезд был расформирован. Основание – приказ МВД СССР за № 00645 от 4 июля 1946 года.
Евгений Игнатьевич Юминов, командир бронемашины «БА-10А», сержант, погибший 12 сентября 1941 года в бою в районе деревни Хандрово, за проявленное мужество и героизм по приказу Маршала Советского Союза Григория Ивановича Кулик посмертно был представлен к присвоению званию Героя Советского Союза, однако приказом по войскам Ленинградского фронта за № 01009/н от 20 декабря 1941 года данный военнослужащий посмертно удостоился ордена Красного Знамени.



Забава Александр

За этот период бронепоезд задержал тридцать боевиков из польских подпольных антисоветских вооружённых формирований.

Возможно - личный состав бронепоезда задержал...

Москвин Александр Вячеславович

Цитата: Забава Александр от 04 апреля 2024, 05:15:20За этот период бронепоезд задержал тридцать боевиков из польских подпольных антисоветских вооружённых формирований.

Возможно - личный состав бронепоезда задержал...
Бронепоезд это не железяка, а отдельная войсковая часть или же линейное подразделение в составе войсковой части.

Забава Александр

   Не будем спорить, есть два определения:
    Если рассматривать БРОНЕПО́ЕЗД как железку, то это - бро�ни�ро�ван�ный, защищенный от пуль и осколков под�виж�ной железнодорожный со�став с ар�тил�ле�рий�ским и пуле�мёт�ным воо�ру�же�ни�ем, пред�на�зна�чен�ный для ог�не�вой под�держ�ки и со�про�вож�де�ния войск, а так�же для ве�де�ния са�мо�сто�ятельных бое�вых дей�ст�вий в по�ло�се же�лез�ных до�рог. 
  В организационном отношении БРОНЕПОЕЗД  – самостоятельное воинское подразделение (часть), имеющее на вооружении подвижной бронированный состав.
   Мое видение  для лучшего восприятия - личный состав бронепоезда, военнослужащие бронепоезда. ВЫ автор - ваше изложение главное, все остальное личное мнение читателей. 
  Успехов в предоставлении на форуме интересных материалов.