117-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железных дорог

Автор Москвин Александр Вячеславович, 23 сентября 2024, 14:23:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Москвин Александр Вячеславович

117-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железных дорог (в/ч «Полевая почта №01249; в/ч 5354):
сформирован 22 июля-1 августа 1941 года в селе Эльдуга, Приморского края в составе 6-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности. На формирование полка обращены призывной контингент и военнослужащие 6-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности. Основание – телеграфное распоряжение ГУВ НКВД СССР ОЖДС и ОВПП за № 36335 от 21 июля 1941 года и схема мобилизационного развертывания войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности утвержденная приказом НКВД СССР за № 00480 от 25 апреля 1941 года «С объявлением штатного расписания военного времени войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности».
Приказом КД-6 за № 0016 от 1 августа 1941 года объявлено о сформировании полка и возложении боевой задачи по охране участка Приморской железной дороги.
Полк в период Великой Отечественной войны (22.06.1941-09.05.1945) выполнял боевую задачу по охране Приморской (до 30 января 1944 года) и Ковельской (с 15 апреля 1944 года) железных дорог, обеспечение воинских и народно-хозяйственных перевозок на охраняемых железных дорогах, по месту дислокации оказывал содействие местным правоохранительным органам НКВД в охране внутреннего правопорядка, с 15 апреля 1944 года по месту дислокации привлекался к ликвидации ведущих вооруженную борьбу против Советской власти западноукраинских нацистских антисоветских отрядов УПА-ОУН и СБ-ОУН. С 1 марта 1944 года с по 21 февраля 1945 года полк пребывал в составе Действующей Красной Армии, в тылу 1-го Белорусского фронта по месту дислокации в период проведения Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион» (23.06.-29.08.1944), Висло-Одерской (12.01.-03.02.1945), Восточно-Померанской (10.02.-04.04.1945) и Берлинской (14.04.-02.05.1945) стратегических наступательных операций обеспечивал воинские перевозки.
Приказом НКВД СССР за № 00292 от 11 февраля 1942 года «С об"явлением перечня частей и соединений, входящих в состав войск НКВД СССР по охране железных дорог» полк в составе 6-й дивизии включен в состав ново созданных войск НКВД СССР по охране железных дорог.
Приказом НКВД СССР за № 00293 от 11 февраля 1942 года 6-я дивизия переименована в 27-ю стрелковую дивизию войск НКВД СССР по охране железных дорог. Основание – приказ НКВД СССР №00293 от 11 февраля 1942 года.
Приказом НКВД СССР за № 00625 от 23 марта 1942 года «О формировании частей и соединений войск НКВД по охране железных дорог» полк включен в состав ново созданной 32-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог, а 3 апреля был принят в состав данной дивизии.
В ноябре 1942 года линейный бронепоезд полка переформирован в 49-й отдельный бронепоезд 32-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог. Основание – приказ НКВД СССР за № 002344 от 21 октября 1942 года «О внесении изменений в типовые штаты и переформировании частей войск по охране железных дорог». 
23 февраля 1943 года полку вручено Воинское Красное Знамя, объявлено приказом полку за № 63 от 23 февраля 1943 года. Основание – приказ КД-32 от 18 февраля 1943 года изданный во исполнения Указа Президиума Верховного Совета СССР от1942 года.
Приказом НКВД СССР за №00735 от 9 апреля 1943 года полку установлен ежегодный день полка: «27 июля – день организации полка».
25-30 января 1944 года полк сдал под охрану 72-му стрелковому полку войск НКВД СССР по охране железных дорог 19 железнодорожных мостов, 3 железнодорожных моста, 3 водокачки, 5 парков груженных вагонов и 2 автодорожных моста. Основание – распоряжение УВ НКВД СССР ОЖД за № 23/5-0013138 от 15 января 1944 года изданное во исполнения приказа НКВД СССР за № 0040 от 12 января 1944 года.
19 февраля-28 марта 1944 года полк был передислоцирован в поселок Томилино Московской области, в полевой лагерь войск НКВД СССР по охране железных дорог, для переформирования. Основание – приказ НКВД СССР за № 0040 от 12 января 1944 года.
15 апреля 1944 года полк в составе управления части, служб, 1 и 2 линейных батальонов передислоцирован в Западную Украину для выполнения боевой задачи по охране Ковельской железной дороги. Дислокация подразделений полка:
- управление части, взвод связи, автотранспортный взвод, резервная рота – город Ровно;
1 линейный батальон
- Командование – станция Каневичи;
2 линейный батальон
- Командование – город Ровно.
Основание – приказ НКВД СССР за № 00310 от 21 марта 1944 года.
15 апреля-31 декабря 1944 года полк не допустил ни одной диверсии на Ковельской железной дороги, предотвратил 15 крушений поездов, 10 диверсий на железнодорожных  объектах, задержал 517 шпионов, диверсантов и членов УПА-ОУН и СБ-ОУН, 140 военнослужащих-дезертиров из Красной Армии, 74 расхитителей грузов на железнодорожных  объектах, во время пожаров возникших от авианалетов авиации противника спас 137 груженных вагонов.
1 ноября 1944 года-1 мая 1945 года полк предотвратил 18 диверсий, провел 130 чекистско-войсковых операций против отрядов УПА-ОУН СБ-ОУН, при этом уничтожил 279 и задержал 763 членов УПА-ОУН и СБ-ОУН.
В июне 1945 года полку присвоено условное наименование: «в/ч 5354».
На 20 октября 1945 года боевой состав и дислокация полка:
- управление части, взвод связи, автотранспортный взвод, резервная рота – город Ровно;
- 1 линейный батальон – город Домбровица (ныне – Дубровица);
- 2 линейный батальон – город Шепетовка;
- 3 линейный батальон – город Ровно;
- 4 линейный батальон – город Здолбуново;
- 5 линейный батальон – город Сапеженка
- 6 линейный батальон – город Ковель;
- 7 линейный батальон – город Владимир-Волынский.
Приказом НКВД СССР за № 0054 от 17 января 1946 года «Об оперативном использовании войск НКВД по охране железных дорог в борьбе с бандами» полк и подразделения полка по месту дислокации переданы в оперативное подчинение УНКВД по Ровенской области, УНКВД по Волынской области, УНКВД по Тернопольской области и УНКВД Каменец-Подольской области и районным отделениям НКВД.
25 июля 1946 года полк в полном составе передан в состав 25-й стрелковой дивизии войск МВД СССР по охране железных дорог, с продолжением выполнения прежней боевой задачи по охране Ковельской железной дороги. Основание – приказ МВД СССР за № 00489 от 25 мая 1946 года.
В ноябре 1951 года полк был расформирован, личный сос тав с арттехвооружением был передан в состав стрелковой охраны Ковельской железной дороги МПС СССР. Основание – приказы МВД СССР за № 1026 от 20 сентября 1951 года и за № 0665 от 17 сентября 1951 года изданные в развития приказа МВД СССР за № 00248 от 15 мая 1951 года и во исполнения Постановления Совета Министров СССР за № 1483-749сс 5 мая 1951 года «Вопросы МВД СССР».
Командиры полка:
- Петр Михайлович Шпидонов, майор (впоследствии – подполковник), 1944-1945 гг.
- Анатолий Андреевич Карцев, полковник, с 20 октября 1945 года
Архивные документы полка хранятся в РГВА как фонд № 38385.