2-й отдельный стрелковый батальон войск НКВД СССР по охране железных дорог ll ф

Автор Москвин Александр Вячеславович, 18 сентября 2024, 22:58:52

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Москвин Александр Вячеславович

2-й отдельный стрелковый батальон войск НКВД СССР по охране железных дорог (ll ф; в/ч 5393):
Сформирован в апреле 1932 года в городе Омск как 2-й Омский железнодорожный дивизион войск ОГПУ по Западно-Сибирскому краю. Боевой состав дивизиона – управление части, линейные стрелковые взвода. На формирование дивизиона обращено Управление стрелковой охраны Омский железной дороги, личный состав стрелковой охраны Омской железной дороги. На дивизион возложена боевая задача по охране Омской железной дороги, Омского паровозного депо и вагонного ремонтного завода. Основание – приказ ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю за №100/26 от 22 марта 1932 года изданный во исполнения приказа ОГПУ СССР за №212/с от 10 марта 1932 года «О формировании Омского, Новосибирского ж. д. дивизионов, Томского ж. д. и усилении 1 Уссурийского и 2 Забайкальского ж. д. полков». 
1 января 1933 года дивизион переформирован в 8-й Омский железнодорожный полк войск ОГПУ по Западно-Сибирскому краю. На переформирование полка обращен средний и младший начсостав пограничной охраны и войск ОГПУ СССР, красноармейцы частей Красной Армии и призывной контингент, рядовой состав бывшей стрелковой охраны был демобилизован. Основание – приказ ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю за №451/lll от 31 декабря 1932 года изданный во исполнения приказа ОГПУ СССР за № 1207/с от 28 декабря 1932 года «О формировании частей войск ОГПУ по охране и обороне железных дорог».  
Приказом УНКВД по Западно-Сибирскому краю за № 51/5 от 8 августа 1934 года полк переименован в 66-й Омский железнодорожный полк внутренней охраны НКВД СССР. Основание – приказ НКВД СССР за № 0015 от 28 июля 1934 года «С объявлением перечня частей и управлений пограничной и внутренней охраны НКВД». Основание – приказ НКВД СССР за № 0015 от 28 июля 1934 года «С объявлением перечня частей и управлений пограничной и внутренней охраны НКВД».
4 ноября 1936 года часовые гарнизона по охране железнодорожного моста через реку Нура «692 км» Омской железной дороги задержали агента иностранной разведки, 2 военнослужащих гарнизона приказом НКВД СССР за № 9 от 15 января 1937 года «О награждении красноармейцев 65 и 66 железнодорожных полков за задержание государственных преступников» награждены металлическими часами с надписью «За бдительность – от НКВД» и деньгами в сумме 200 рублей каждый.
В мае 1938 года во исполнения приказа НКВД СССР за № 00254 от 26 апреля 1938 года «О переформировании железнодорожных частей внутренних войск НКВД» полк был переформирован в 11-й Омский отдельный железнодорожный батальон внутренних войск НКВД СССР.
Приказом НКВД СССР за № 00206 от 8 марта 1939 года «О реорганизации Управления пограничными и внутренними войсками НКВД Союза ССР» изданного во исполнения Постановления СНК СССР № 154-16сс от 2 февраля 1939 года «О реорганизации управления пограничными и внутренними войсками» батальон включен в состав ново созданных войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
Приказом ГУВ НКВД СССР ОЖДС за №11/сс от 10 апреля 1939 года батальон включен в состав ново созданной 7-й отдельной стрелковой бригады войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
В ноябре 1939 года во исполнения указания данному по прямому проводу ГУВ НКВД СССР ОЖДС от 15 ноября 1939 года учебный взвод батальона численностью 28 курсантов передан на формирование 9-й и 10-й стрелковых дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. 
В начале января 1940 года во исполнения распоряжения ГУВ НКВД СССР ОЖДС за № 1875406 от 1 января 1940 года изданного во исполнения приказа НКВД СССР за № 001566 от 31 декабря 1939 года пулеметный взвод батальона убыл в распоряжение 2-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений для усиления гарнизонов по охране железнодорожных объектов расположенных близ Советско-Финляндской государственной границы. 
В апреле 1940 года пулеметный взвод полка возвратился в состав батальона. 
Приказом НКПС СССР за № 267Ц от 20 октября 1940 года из части Омской железной дороги создана Карагандинская железная дорога (город Акмолинск Казахской ССР).
Приказом по 7-й бригаде за № 0010 от 29 декабря 1940 года объявлен приказ ГУВ НКВД СССР ОЖДС за № 0016 от 4 декабря 1940 года о переименовании 7-й бригады в 27-ю отдельную стрелковую бригаду войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. Основание – приказ НКВД СССР за № 001497 от 28 ноября 1940 года «Об изменении нумерации частей войск НКВД». 
На 1 июня 1941 года боевой состав и дислокация батальона:
-  командование, штаб, политаппарат, взвод связи, автотранспортный взвод, резервный взвод, учебный взвод, 1 линейная рота – город Омск, условное наименование «Войсковая часть НКВД, п/я 32»;
- 2 линейная рота – станция Ишим;
- 3 рота – станция Акмолинск.
Численность батальона – 598 военнослужащих. Батальон нес службу по охране Омской и Карагандинской железных дорог.
23-26 июня 1941 года в связи с началом Великой Отечественной войны (22.06.1941-09.05.1945) и поступившей в адрес командования батальона телеграммы НКО СССР за № 2206 от 22 июня 1941 года с объявлением 23 июня 1941 года в стране всеобщей мобилизации батальон был переформирован в 118-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности. Основание – схема мобилизационного развертывания войск НКВД ССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности, утвержденная войск НКВД ССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности утвержденная приказом НКВД СССР за № 00480 от 25 апреля 1941 года «С объявлением штатного расписания военного времени войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности». 
10-25 июля 1941 года полк выделил 300 военнослужащих на формирование 12-й стрелкового полка оперативных войск НКВД СССР. Основание – приказ НКВД СССР за № 00901 от 9 июля 1941 года. 
Приказом по 27-й отдельной бригаде внутренних войск НКВД СССР за №0023 от 13 декабря 1941 года в состав полка включена на правах 5 линейной роты полка передислоцированная в Омск из Москвы 5 линейная рота 207-го полка внутренних войск НКВД СССР. 
В январе 1942 года в состав полка зачислены сотрудники стрелковой охраны Омской и Карагандинской железных дорог НКПС СССР. Основание – совместный приказ НКВД СССР/НКПС СССР за № 001717/сс/713/ц от 25 декабря 1941 года «О мероприятиях по улучшению охраны железных дорог».
Телеграфным распоряжением №10/001556 от 6 февраля 1942 года изданной во исполнения приказа НКВД СССР №00223 от 31 января 1942 года 5 линейная рота полка и три взвода включены в состав формирующейся 6-й отдельной стрелковой бригады войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности. 
Приказом НКВД СССР за № 00292 от 11 февраля 1942 года «С об"явлением перечня частей и соединений, входящих в состав войск НКВД СССР по охране железных дорог» полк в составе бригады включен в состав ново созданных войск НКВД СССР по охране железных дорог. 
12 апреля 1942 года в городе Акмолинск Казахской ССР из подразделений полка несущих службу по охране Карагандинской железной дороги был сформирован 14-й отдельный стрелковый батальон ново созданной 34-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог. Основание – распоряжение УВ НКВД СССР ОЖД за № 23/0015942 от 30 марта 1942 года изданное во исполнения приказа НКВД СССР за № 00625 от 26 марта 1942 года «О формировании частей и соединений войск НКВД по охране железных дорог».
В октябре 1942 года полк был переформирован во 2-й отдельный стрелковый батальон войск НКВД СССР по охране железных дорог. Основание – приказ НКВД СССР за № 002344 от 21 октября 1942 года «О внесении изменений в типовые штаты и переформировании частей по охране железных дорог».
В январе 1943 года из личного состава батальона сформирована внештатная оперативная рота для несения службы по охране установленного правопорядка в городе Омск. Основание – приказание УВ НКВД СССР ОЖД за № 9385 от 29 октября 1942 года.
28 марта 1943 года батальону вручено Воинское Красное Знамя, объявлено приказом по батальону за № 70 от 28 марта 1943 года. Основание – Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1942 года.    
В июле 1943 года состав батальона введены две команды патрульных катеров. Основание – приказ НКВД СССР за № 001245 от 17 июля 1943 года.
В 1943 году батальону присвоено условное наименование: «в/ч 5393.
Данная войсковая часть в период Великой Отечественной войны участия в боевых действиях на передовой линии фронта не принимала, поскольку выполняла боевую задачу по охране Омской железной дороги, охране и сопровождении воинских и народно-хозяйственных перевозок по железнодорожной магистрали, а также содействовала по месту дислокации органам правопорядка и безопасности в охране внутреннего правопорядка.
25 июля 1946 года батальон был расформирован. Основание – приказ МВД СССР за № 00489 от 25 мая 1946 года изданный во исполнения Постановления Совета Министров СССР за № 831-341сс от 13 апреля 1946 года «О демобилизации второй очереди и сокращении численности войск МВД СССР». 
 
 
Архивные документы батальона находятся в РГВА как фонд №38330.