113-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железных дорог:

Автор Москвин Александр Вячеславович, 01 сентября 2024, 00:35:16

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Москвин Александр Вячеславович

113-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железных дорог/113-й полк внутренних войск НКВД СССР/113-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности:
Сформирован 23-26 июня 1941 года в городе Красный Лиман Сталинской (ныне – Донецкая) области по штату военного времени № 023 войск НКВД СССР. На формирование полка обращен 2-й линейный батальон 81-го стрелкового полка войск НКВД ССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности и призывной контингент. С момента создания – в составе 5-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности. Боевой состав и дислокация полка:
- управление в/ч, взвод связи, автотранспортный взвод, резервная рота – город Красный Лиман;
- 1 линейный батальон
- 2 линейный батальон
Численность полка 1410 военнослужащих. Полученная боевая задача – охрана объектов Северо-Донецкой и Южно-Донецкой железных дорог. Основание – схема мобилизационного развертывания войск НКВД ССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности, утвержденная войск НКВД ССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности утвержденная приказом НКВД СССР за № 00480 от 25 апреля 1941 года «С объявлением штатного расписания военного времени войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности».
27 июня 1941 года полк в составе дивизии вошёл в оперативное подчинение Управления войск НКВД по охране тыла Юго-Западного фронта (I ф). Основание – телеграмма ГУВ НКВД СССР ОЖДС и ООВПП за №24/45130 от 26 июня 1941 года отправленная во исполнения приказания НКВД СССР за № 31 от 26 июня 1941 года «Об организации охраны тыла Действующей Красной Армии».
Приказом комдива-5 за №007 от 15 июля 1941 года было объявлено о сформировании полка.
28 октября 1941 года управление, службы и спецподразделения полка были передислоцированы в город Старобельск Ворошиловградской (ныне – Луганская) области. Полк на участках железной дороги Валуйки-Старобельск-Ворошиловград, Россошь-Кантемировка-Чертково-Миллерово, Купянск-Сватово и Лисичанск-Ворошиловград приступил к несению службы заграждения.
7 декабря 1941 года на станции Дебальцево часовым полка был задержан агент немецкой разведки.
Приказом НКВД СССР за № 00292 от 11 февраля 1942 года «С об"явлением перечня частей и соединений, входящих в состав войск НКВД СССР по охране железных дорог» полк в составе дивизии включен в состав ново созданных войск НКВД СССР по охране железных дорог.
Приказом НКВД СССР за № 00293 от 11 февраля 1942 года «О переименовании войсковых соединений войск НКВД» 5-я дивизия переименована в 26-ю стрелковую дивизию войск НКВД СССР по охране железных дорог.
26 марта 1942 года часовыми объекта задержан экипаж немецкого самолета совершившего вынужденную посадку.
13 мая 1942 года управление, службы и спецподразделения полка были передислоцированы в город Ворошиловград (ныне – Луганск), численность полка на 10 июля 1942 года – 1522 военнослужащих.
12-17 июля 1942 года в связи с общем отходом войск Южного фронта (I ф) полк численностью 685 военнослужащих начал отход из Ворошиловграда и походным маршем по маршруту Ворошиловград-Морозовская на Сталинград. Остальные подразделения оставались на своих местах и продолжали выполнять боевую задачу по охране железнодорожных мостов. В ходе отступления полк из-за противодействия войск противника был вынуждено разделиться на две группы. 
26 июля 1942 года вторая группа полка под командованием начальника штаба общей численностью до 500 военнослужащих прибыла в Сталинград и в начале августа 1942 года через Каспийское море-город Баку прибыла в город Грозный где была обращена на формирование 176-го и 176-го отдельных стрелковых батальонов внутренних войск НКВД СССР.
28 июля 1942 года в городе Сальск первая группа полка под командованием командира полка общей численностью свыше 520 военнослужащих, присоединив отошедшие гарнизоны полка, начала отход в общем направлении на город Грозный.
31 июля 1942 года первая группа полка вошла в оперативное подчинение 3-го гвардейского стрелкового корпуса (I ф) Красной Армии, распоряжением комкора-3 полк был передан в распоряжение 2-й гвардейской стрелковой (впоследствии – Таманская Краснознаменная ордена Суворова ll степени) и до 13 августа прикрывал отход дивизии.
13 августа 1942 года в селе Эльхотово Северо-Осетинской АССР полк вошел в боевой состав 37-й армии (II ф) и в Кабардино-Балкарии принял участие в оборонительных боях. 
Распоряжением командира 41-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог за № ОП/0135 от 28 августа 1942 года первая группа полка передана в распоряжение 30-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог.
На 1 сентября боевой состав и численность первой группы полка: командование, штаб, хозчасть, санчасть, взвод конной разведки, взвод пешей разведки, комендантский взвод, музвзвод, взвод снабжения, взвод ПВО, рота связи, транспортная рота, пулеметная рота, 2 и 3 стрелковые роты, численность группы – 331 военнослужащих.
Приказом командарма-37 от 7 сентября 1942 года первая группа полка исключена из состава войск НКВД СССР и включена в состав 37-й армии (II ф) под наименованием 113-й армейский стрелковый полк 37-й армии (II ф), при этом командиром полка был утвержден прежний командир полка подполковник Василий Алексеевич Назаров.
25-27 октября 1942 года полк в Баксанском ущелье Кабардино-Балкарии оборонял гору Харахора близ селения Заюково.
В середине октября 1942 года полк распоряжением штаба 37-й армии включен в состав 11-й стрелковой дивизии внутренних войск НКВД СССР.
11 ноября-23 декабря 1942 года за этот период 89 военнослужащих полка включены в состав 24-го пограничного полка войск НКВД СССР по охране тыла Действующей Красной Армии.
1 декабря 1942 года численность первой группы полка составила 100 военнослужащих из них 29 человек это были представители среднего и старшего начсостава и 71 человек представителей младшего начальствующего и рядового состава.
21 и 23 декабря полк двумя группами численностью соответственно 105 и 54 военнослужащих был сосредоточен в городе Грозный где вошел в распоряжение Грозненской стрелковой дивизии внутренних войск НКВД СССР и 31 декабря 1942 года согласно требованиям приказа НКВД СССР за № 002344 от 21 октября 1942 года «О внесении изменений в типовые штаты и переформировании частей войск по охране железных дорог» был расформирован.
За проявленное мужество и доблесть в боях с гитлеровскими в период отступления полка в город Грозный 24 военнослужащих были награждены государственными наградами СССР в т. ч. орденом «Ленина» – 2, «Красное Знамя» – 1, «Красная Звезда» – 5 и медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги» – 16, представлены к награждению государственным наградам СССР – 27 военнослужащих.
Командир полка:
- Василий Алексеевич Назаров, подполковник (впоследствии – полковник), до 31 декабря 1942 года.