26-я отдельная стрелковая бригада войск НКВД-МВД СССР по охране железных дорог:

Автор Москвин Александр Вячеславович, 25 августа 2024, 09:38:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Москвин Александр Вячеславович

26-я отдельная стрелковая бригада войск НКВД-МВД СССР по охране железных дорог:
Управление бригады и узел связи данного соединения сформированы 17 сентября 1942 года в городе Вологде. В состав бригады были включены переданный из 23-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог 80-й стрелковый полк и переданные из 31-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог 6-й отдельный стрелковый батальон и 87-й стрелковый полк.
Боевая задача, возложенная на бригаду, – охрана объектов, сопровождение воинских и народнохозяйственных грузов по Кировской и Северной железных дорог. Боевой состав и дислокация:
- управление соединения, узел связи и 87 полк – в городе Вологде;
- 6-й отдельный батальон – в городе Архангельске;
- 80-й полк – в городе Кандалакша. Основание – приказ НКВД СССР за № 001867 от 2 сентября 1942 года «О сформировании 26 и 28 бригад войск НКВД по охране железных дорог».
Приказом НКВД СССР за № 2830 от 4 сентября 1942 года командиром бригады был назначен полковник Вячеслав Николаевич Андреев, а начальником штаба – подполковник Иван Иванович Ноздрачёв.
5 октября 1942 года на станции Плесецкая Северной железной дороги в состав бригады из состава 26-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог прибыл 13-й отдельный резервный батальон. Основание – приказ по 26-й дивизии за № 0017 от 25 сентября 1942 года; Телеграфное распоряжение Управления войск НКВД СССР по охране железных дорог за №89790 от 24 сентября 1942 года.
Приказом комбрига-26 за №26 за № 009 от 18 ноября 1942 года два линейных бронепоезда 80-го и 87-го стрелковых полков бригады выведены из состава полков и переименованы соответственно в 27-й и 47-й отдельный бронепоезда войск НКВД СССР по охране железных дорог с включением обоих в состав бригады. Основание – приказ НКВД за № 002344 от 21 октября 1942 года «О внесении изменений в типовые штаты и переформировании частей войск по охране железных дорог».
20-29 ноября 1942 года 13-й резервный батальон был расформирован, а его личный состав распределён по частям бригады. Основание – приказ НКВД СССР за № 002344 от 21 октября 1942 года «О внесении изменений в типовые штаты и переформировании частей войск по охране железных дорог».
28 декабря 1942 года гарнизон железнодорожной станции Ковда 80-го стрелкового полка при отражении налёта авиации групповым ружейно-пулеметным огнем сбил один самолёт противника.
В 1942 году бригада предотвратила 14 крушений поездов, обнаружила 22 лопнувших рельс, предотвратила и ликвидировала 13 пожаров на охраняемых объектах, сопроводила 49870 вагонов с грузами, задержала 8 уголовных преступников, 34 заключённых, бежавших из мест лишения свободы, 55 военнослужащих-дезертиров из частей Красной Армии. Кроме того, бронепоезд неоднократно сопровождал поезд командующего войсками Карельского фронта, а также привлекался к охране коммуникаций и поимке диверсионных групп противника.
12 февраля 1943 года 27-му отдельному бронепоезду было вручено воинское Красное знамя. Основание – Указ Президиума Верховного Совета СССР.
23 февраля 1943 году 87-му полку вручено воинское Красное знамя, что было объявлено приказом по полку за № 77 от 23 февраля 1943 года. Основание – Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 октября 1942 года.
В марте 1943 года Школа младшего начсостава 87-го полка была переформирована в Школу младшего начальствующего состава бригады. Основание – приказ НКВД СССР за № 097 от 19 марта 1943 года.
Приказом НКВД СССР за № 00735 от 9 апреля 1943 года установлены ежегодные дни 27-му отдельному бронепоезду «7 ноября» и 87-му полку «6 сентября – день начало формирования полка».
23 августа 1943 года наряд 87-го полка по охране парка гружённых вагонов на станции Бабаево задержал трёх диверсантов.
31 августа-14 сентября 1943 года две сводные снайперские команды 87-го полка численностью в 25 снайперов на передовых позициях 18-й стрелковой (впоследствии – Мгинская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова) и 374-й стрелковой (впоследствии – Любанская Краснознамённая) дивизий 8-й армии Волховского фронта (II ф) в период прохождения боевой стажировки вывели из строя 180 гитлеровцев.
Приказом НКВД СССР за № 001541 от 15 сентября 1943 года Школа младшего начальствующего состава переименована в Школу сержантского состава бригады.
7 ноября 1943 года секрет Школы сержантского состава бригады в составе трёх курсантов западнее станции Вожега задержал диверсионную группу противника численностью четыре человека, у диверсантов захвачены два карабина, один пистолет-пулемет марки «ППШ-41», один револьвер, три кинжала, одна ручная граната, боеприпасы и 39990 рублей.
13 ноября 1943 года 47-й отдельный бронепоезд бригады был расформирован. При этом его офицерский состав обращён на пополнение частей бригады, рядовой и сержантский состав передан в состав 23-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог, а арттехматериальная база передана 32-му отдельному учебному дивизиону бронепоездов войск НКВД СССР по охране железных дорог. Основание – приказ комбрига-26 за № 003 от 13 ноября 1943 года, изданный во исполнение приказа НКВД СССР за № 001711 от 5 ноября 1943 года «О переформировании частей войск НКВД по охране железных дорог» и распоряжения начальника войск НКВД СССР/заместителя народного комиссара НКВД СССР (по войскам) генерал-лейтенанта А.Н. Аполлонова за № 23/3/0015420 от 26 сентября 1943 года.
В 1943 году бригада задержала 7 диверсантов, 1 бандита, 34 уголовных преступников, 115 заключённых бежавших из мест лишения свободы, 213 граждан за попытку хищения грузов из вагонов, 95 военнослужащих-дезертиров из Красной Армии. Предотвратила 49 крушений поездов, обнаружила 47 лопнувших рельсов, предотвратила и ликвидировала 59 пожаров на охраняемых объектах, сопроводила 403375 вагонов с грузами.
В 1943 году бригада при выполнении боевых и оперативно-служебных задач потеряла убитыми четырёх, умершими от ран двух и пропавшими без вести четырёх военнослужащих.
21 февраля 1944 года в командование бригады вступил полковник Григорий Семенович Барко. Основание – приказ НКВД СССР от 25 декабря 1943 года.
31 марта 1944 года гарнизон по охране железнодорожного моста через реку Нермыш «95 км» 80-го стрелкового полка на участке Сорокская – Обозерская Кировской железной дороги задержал двух вооружённых парашютистов-диверсантов.
Приказом НКВД СССР за № 00922 от 3 августа 1944 года дислоцировавшийся в городе Котласе 114-й стрелковый полк 28-й отдельной стрелковой бригады войск НКВД СССР по охране железных дорог и выполняющий боевую задачу по охране Северо-Печорской железной дороги был включен в состав 26-й бригады.
В августе 1944 года командиром бригады был назначен полковник Анатолий Андреевич Карцев.
Приказом НКВД СССР за № 001361 от 2 ноября 1944 года 27-й отдельный бронепоезд включён в состав 32-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог. Основание – совместный приказ НКВД СССР/НКГБ СССР за №001240/00380 от 9 октября 1944 года «О мероприятиях по усилению борьбы с оуновским подпольем и ликвидации вооруженных банд ОУН в западных областях Украинской ССР».
20 ноября 1944 года 27-й отдельный бронепоезд был передислоцирован в город Львов, где вошёл в состав 32-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог.
В январе 1945 года 6-й отдельный батальон был передан в состав 87-го полка на правах линейного батальона. Основание – приказ НКВД СССР за № 001522 от 23 декабря 1944 года.
В период Великой Отечественной войны бригада в составе Действующей Красной Армии не входила, но отдельные части и подразделения бригады пребывали в составе Действующей Красной Армии, а именно: 80-й стрелковый полк (до 10 октября 1944 года), 27-й отдельный бронепоезд (до 9 мая 1945 года), 1-я и 3-я роты 87-го стрелкового полка (соответственно до 15 февраля 1944 года и 3 ноября 1942 года), управление, резервная рота, 2-я и 3-я роты 6-го отдельного стрелкового батальона (соответственно до 1 декабря 1943 года и 15 ноября 1944 года). Бригада несла службу по охране Кировской, Северной и Северо-Печорской железных дорог, охраняла и сопровождала воинские и народно-хозяйственные грузы и перевозки, а также поступивших по ленд-лизу военных и иных грузов из Мурманского и Архангельского портов в центр страны, в период Свирско-Петрозаводской стратегической наступательной операции Карельского фронта (21 июня-9 августа 1944 года) и Петсамо-Киркенесской наступательной операции 14-й армии и Северного флота (7 октября-8 ноября 1944 года) обеспечивала воинские перевозки по Кировской железной дороги. По месту дислокации бригада оказывала содействие местным органам НКВД и НКГБ в охране внутреннего правопорядка.
Приказом НКВД СССР за № 00593 от 30 мая 1945 года 80-й полк был передан в состав 23-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог, а дислоцированный в городе Ярославле 112-й стрелковый полк 31-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог наоборот включён в состав 26-й бригады.
В 1946 году бригада задержала 11 уголовных преступников, 245 граждан за попытку хищения грузов из вагонов, 4 военнослужащих-дезертиров из Красной Армии. Предотвратила 5 крушений поездов, 115 случаев хищения грузов из вагонов, предотвратила и ликвидировала 3 пожара на охраняемых объектах.
23 июля 1946 года 114-й стрелковый полк был передан в состав 34-й стрелковой дивизии войск МВД СССР по охране железных дорог. Основание – приказ МВД СССР № 00489 от 25 мая 1946 года.
25 июля 1946 года управление и службы соединения, Узел связи, Школа сержантского состава, 112-й полк были расформированы, а 87-й полк передан в состав 23-й стрелковой дивизии войск МВД СССР по охране железных дорог. Основание – приказ комбрига-26 за № 007 от 25 июля 1946 года, изданный во исполнение приказа МВД СССР за № 00489 от 25 мая 1946 года.