Транспортные органы государственной безопасности МГБ – МВД СССР (1946 - 1954).

Автор Забава Александр, 09 марта 2024, 11:58:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Забава Александр

Транспортные органы государственной безопасности МГБ – МВД СССР (1946 - 1954).
 
       С окончанием Великой Отечественной войны Советский Союз приступил к восстановлению разрушенного войной народного хозяйства.
    В результате войны погибли свыше 26,6 млн. советских граждан, в основном трудоспособного и репродуктивного возраста.
    В годы войны было эвакуировано на восток около 17 млн. человек трудоспособного населения из временно оккупированных западных районов страны, которые после их освобождения хотели вернуться на родину.
    Существовали социально-экономические проблемы, обусловленные значительными потерями материальных ценностей в ходе войны. СССР потерял за годы войны около 30 % национального богатства.
    Огромный ущерб гитлеровцы нанесли и железнодорожному транспорту страны. Враг разрушил 65 тыс. километров пути, что составляло примерно половину развёрнутой длины всех железных дорог страны, 13 тыс. мостов, 4100 станций, 1600 водонапорных башен, 317 паровозных депо, 129 заводов, 500 тысяч проводо-километров линий связи, взорвал или вывез около 16 тысяч паровозов и мотовозов, 428 тыс. вагонов.
   В 1945 г., непосредственно после окончания войны с Германией, железнодорожная сеть СССР делилась на 54 самостоятельные железные дороги, из них за время боевых действий 16 железных дорог были практически разрушены, а 14 магистралей имели серьёзные повреждения.
      Принятым Законом о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства на 1946–1950 гг.  намечалось восстановление и развитие в первую очередь тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта, без которых невозможно было быстро и успешно восстановить все народное хозяйство, осуществить подъем сельского хозяйства и легкой промышленности, повышение обороноспособности страны.
   После окончания Великой Отечественной войны немаловажное значение приобрела задача обеспечения общественной безопасности на территории освобожденных районов страны, очищение их от ставленников и пособников врага, его агентуры.
     Особой страницей в деятельности правоохранительных органов в этот период стала борьба с т.н. «национальными подпольями» в западных республиках Советского Союза.
    Отступая под ударами войск РККА немецкое командование планировало на оставляемых территориях развернуть широкую сеть диверсионных действий против наших войск, объектов транспорта и органов власти. Для этого повсеместно на Западной Украине, Западной Белоруссии и в Прибалтике были созданы националистические бандитские формирования.
     В результате проведения целенаправленных мер органами власти и НКВД - НКГБ националистическим формированиям и организующему их вооруженному подполью был нанесен серьезный урон, оказались разгромлены основные бандформирования и значительное число подпольных националистических организаций.
      Оставшиеся изменили тактику борьбы, ушли в подполье и начали сотрудничать со спецслужбами империалистических государств.
     Для обеспечения оперативного руководства дорогами в 1946 году была создана новая промежуточная специальная структура в системе управления железнодорожным транспортом – округа железных дорог.
    15 марта 1946 г. сессия Верховного Совета приняла закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров в Совет Министров СССР, а наркоматов – в министерства.
    19 марта 1946 года Верховный Совет СССР принял Закон об образовании Правительства СССР — Совета Министров СССР. Председателем Совета Министров СССР был утвержден И.В. СТАЛИН, одним из заместителей Председателя Совета Министров СССР был утвержден Л.П. БЕРИЯ, министром внутренних дел СССР был утвержден С.Н. КРУГЛОВ, а министром государственной безопасности СССР — В.Н. МЕРКУЛОВ.
    Народный Комиссариат путей сообщения СССР был преобразован в Министерство путей сообщения СССР.
       Приказом НКГБ СССР № 00107 от 22 марта 1946 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР от 15 марта 1946 г. НКГБ СССР был переименован в Министерство государственной безопасности СССР.
    Соответственно, были переименованы территориальные управления и отделы НКГБ в управления и отделы МГБ.

   Новая структура утверждена решением Политбюро ЦК ВКП (б) П51/IV от 04.05.1946 г., изменена Постановлением СМ СССР № 1881–792сс от 20.08.1946 г.
Министры:
1.      МЕРКУЛОВ Всеволод Николаевич (15.03 – 04.05.1946) – генерал армии (09.07.1945);
2.      АБАКУМОВ Виктор Семенович (04.05.1946 – 04.07.1951), генерал-полковник (09.07.45);
3.      ИГНАТЬЕВ Семен Денисович (09.08.1951 – 05.03.1953). 
      Основные направления деятельности всех органов госбезопасности Советского Союза определялись как особенностями оперативной обстановки в зоне их ответственности, так и непосредственно указаниями руководства – министра и его заместителей, ориентировками ведущих управлений центрального аппарата МГБ.
     При Министерстве государственной без�опасности СССР продолжило работу Особое совещание — внесудебный орган, в состав которого входили: председа�тель (министр госбезопасности) и два члена (заместители министра госбезопасности).
     Значительная часть дел, расследуемых органами госбезопасности, в нарушение основного законодательства о подсудности направлялась органами МГБ не в судебные органы, а в Особое совещание при МГБ СССР, где было проще добиться обвинительного приговора.
    Формальный подход к рассмотрению дел о государственных преступлениях порождал снижение качества следствия, что вело к использованию порочных методов в работе, нарушениям законов.
  Структура МГБ сложилась в основном как структура органа, имеющего все необходимые оперативные и вспомогательные подразделения для выполнения своих функций — обеспечения безопасности государства.
   В ходе реорганизации МГБ 4 мая 1946 г. 3-е Управление (транспортное) НКГБ было переименовано в Транспортное управление МГБ СССР без изменения структуры.
   В его подчинении на местах имелось 108 органов, в том числе 26 водных отделов и 2 отдела по метрополитенам
    С сентября 1946 г. охрана грузов в пути следования, в парках станций и на крупных грузовых дворах, а также важнейших объектов железнодорожного транспорта согласно особого перечня стала осуществляться военизированной охраной Министерства путей сообщения СССР, т.к. Совет Министров СССР передал МПС функции охраны грузов на железных дорогах от войск МВД СССР.
     Приказом МВД СССР № 001083 от 07.12.1946 г. Управление войск МВД по охране особо важных предприятий промышленности и Управление войск МВД по охране железных дорог были реорганизованы в одно Управление войск МВД СССР по охране особо важных объектов промышленности и железных дорог. Его начальником стал генерал – лейтенант СИРОТКИН А.С.
      Во исполнение постановления Совета Министров СССР от 20 января 1947 г. № 103-50сс, совместным приказом МВД и МГБ № 0075/0030 от 21.01.1947 г. Управление транспортной милиции ГУМ МВД СССР было передано в состав Транспортного управления МГБ СССР, со всеми подчиненными ей подразделениями общей численностью 26 тыс. человек.
     Правительством страны было поручено МГБ СССР организовывать и контролировать выполнение задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на транспорте.
   На основании постановления СМ СССР № 2104-556СС от 17.06.1947 г. приказом МГБ СССР № 00322 от 19.06.1947 г. Транспортное управление было преобразовано в Главное управление охраны МГБ на железнодорожном и водном транспорте, которое объединило функции охраны общественного порядка, уголовного и политического сыска на транспорте. 
   Положение и структура ГУО объявлены приказом МГБ № 00324  от 21.06.1947 г., штаты № 00395 от 01.08.1947 года.
ü  Руководство.
Начальники:
·         ВАДИС Александр Анатольевич (27.11.1947 – 03.01.1951), генерал-лейтенант (25.09.44);
·         ГОГЛИДЗЕ Сергей Арсентьевич (03.01 – 18.09.1951), генерал-полковник (09.07.45);
·         МАКАРЬЕВ Петр Павлович (18.09.1951 – 17.09.1952), полковник;
·         15 сентября 1952 – 12 марта 1953 г. – вакансия;
·         Заместители начальника:
·         ПРОНИН Илья Филиппович (1947 – 04.04.1951), полковник ГБ;
·         ТИХОНОВ Борис Сергеевич (14.02.1948 – 02.07.1952), полковник ГБ;
·         МАЖАРА Николай Константинович (23.08.1951 – 20.03.1953), полковник ГБ;
·         КИРЕЕВ Тихон Андреевич (02.10.1951 – 20.03.1953), полковник ГБ;
Заместитель начальника по кадрам:
·         САМЫГИН Дмитрий Семенович (22.09.1947 – 06.08.1948), генерал-майор;
·         ФИЛОНОВ Владимир Михайлович (18.02.1949 – 13.09.1952), полковник ГБ;
·         ЕГОРОВ Михаил Иванович (13.09.1952 – 14.04.1953), полковник ГБ;
ü  Партком;
·         ФИЛОНОВ Владимир Михайлович (15.02.48 – 01.49), подполковник ГБ;
ü  Следственная часть;
·         НИКИТИН Леонид Николаевич (18.02.1949 - 01.09.1950), полковник ГБ;
·          КОМАРОВ Ф.А. (01.09.1950 - 24.11.1951), полковник ГБ;
ü  Служба наружного наблюдения и установки;
·         РОДОВАНСКИЙ Яков Федорович (22.09.1947 – 11.11.1950), генерал-майор;
·          ГЕРАСИМОВ Григорий Иванович (11.11.1950–23.05.1952), подполковник ГБ;
ü  Служба оперативной техники;
·         НИКИТИН Леонид Николаевич (12.11.1947–18.02.1949), полковник ГБ;
·         ЛЕВИН Дмитрий Михайлович (21.04.1949–24.10.1952)
ü  Учетно – информационный отдел;
·         ТЕРЕЗОВ Михаил Алексеевич (22.09.1947 – 11.1948), полковник ГБ;
·          БЛИНОВ Н.И. (18.02.1949 - 20.09.1952)
·         ЮДИЧЕВ П.Н. (20.09 - 24.10.1952)
ü  Отдел кадров;
·         САМЫГИН Дмитрий Семенович (22.09.1947 - 06.08.1948), генерал - майор (09.07.45).
·          ФИЛОНОВ Владимир Михайлович (18.02.1949 - 13.09.1952);
·         ЕГОРОВ Михаил Иванович (13.09.1952 - 14.04.1953);
ü  Секретариат;
·         САМАРЦЕВ Александр Михайлович (18.04.1949 –1950)
·         ЮДИЧЕВ П.Н. (10.1950 - 20.09.1952);
ü  Инспекция при начальнике ГУО;
ü  Управление Охраны МГБ СССР на водном транспорте;
ü  Управление Охраны МГБ СССР на железнодорожном транспорте
Руководство:
Начальник:
·         МАКАРЬЕВ Петр Павлович (15.09.1947 - 18.09.1951), полковник ГБ (11.03.43);
Заместитель начальника:
·         ДЕКУШЕНКО Фока Федорович (2.10.1947 – 09.09.1949), полковник ГБ (24.04.43);
1.      Оперативный отдел (агентурно-оперативная работа по борьбе с агентурой иностранных разведок и антисоветским подпольем).
·         БЕНЕНСОН Максим Львович (22.09.47– 01.09.1950), полковник ГБ;
·         НИКИТИН Леонид Николаевич (01.09.1950 - 09.01.1952), полковник ГБ;
·         КУЗНЕЦОВ Борис Владимирович (03.06 – 24.10.1952), полковник ГБ;
2.      Сыскной отдел (розыск агентов иностранных разведок и других государственных и уголовных преступников, борьба с бандитизмом, грабежами и убийствами).
·         ОХРИМЕНКО Евгений Федорович (16.01.1948 - 03.1952), подполковник ГБ;
·         АГАФОНОВ К.В. (03 –24.10.1952)
3.      Отдел по борьбе с преступностью (кражами, хищениями, спекуляцией, взяточничеством и другими преступлениями).
·         ГРУЗДОВ А.Ф. (16.01.1950 - 18.07.1952)
·         БЛИНОВ Н.И. (20.09 - 24.10.1952);
     Для обеспечения охраны общественного порядка на транспорте в составе ГУО были сформированы — корпус охраны на железнодорожном транспорте и дивизия охраны на водном транспорте в составе:
а) Командование Корпуса;
·         МАЙОРОВ Федор Сергеевич (22.09.1947 - 06.08.1948), генерал - майор (1944);
·         САМЫГИН Дмитрий Семенович (06.08.1948 - 24.10.1952), генерал - майор (09.07.45).
б) Штаб
в) Политотдел
г) Казначейско - хозяйственная часть
д) Полки и отдельные дивизионы.
    Рядовой состав корпуса состоял из сверхсрочно служащих сержантского состава и комплектовался за счет наиболее дисциплинированных и проверенных военнослужащих войск Советской Армии, МГБ и МВД, подлежащих демобилизации, а также личного состава транспортной милиции.
  Личному составу корпуса охраны присваивались общевоинские звания.
   Обязанности постовых регулировались «Временной инструкцией дежурному сержанту частей Корпуса и Дивизии по охране общественного порядка».
На местах были организованы следующие органы:
а) Управления Охраны Министерства Государственной Безопасности железных дорог.
б) Отделы-отделения Охраны Министерства Государственной Безопасности железнодорожных узлов.
в) Линейные отделения, участковые пункты и посты охраны на железнодорожном транспорте.
    Для внешнего отличия сержантов, офицеров и генералов управлений и частей охраны МГБ на транспорте приказом МГБ СССР № 00333 от 27.06.1947 г. была установлена особая форма одежды, 
    Структура местных органов охраны на железнодорожном транспорте устанавливалась применительно к структуре ГУО МГБ СССР.
- Управление Охраны МГБ железной дороги:
1. Начальник Управления.
2. Заместитель Начальника Управления.
3. Оперативный отдел (агентурно-оперативная работа по борьбе с агентурой иностранных разведок и антисоветским подпольем).
4. Сыскной отдел (розыск агентов иностранных разведок и других государственных и уголовных преступников, борьба с бандитизмом, грабежами, убийствами).
5. Отдел по борьбе с преступностью на транспорте (кражами, хищениями, спекуляцией, взяточничеством и другими преступлениями).
6. Следственная часть.
7. Служба наружного наблюдения и установки.
8. Отделение кадров.
9. Учетно-статистическое отделение.
10. Казначейское отделение.
11. Канцелярия.
12. Комендатура и внутритюремные камеры.
    Для обеспечения охраны общественного порядка Управлению Охраны МГБ железной дороги придавался полк или отдельный дивизион корпуса охраны на железнодорожном транспорте.
- Отдел-отделение Охраны МГБ узла железной дороги
1. Начальник отдела-отделения.
2. Зам. Начальника отдела-отделения.
3. Оперативное отделение-группа (агентурно-оперативная работа по борьбе с агентурой иностранных разведок и антисоветским подпольем).
4. Сыскное отделение-группа (розыск агентов иностранных разведок и других государственных и уголовных преступников, борьба с бандитизмом, грабежами, убийствами, воровством, хищениями, спекуляцией и другими преступлениями).
5. Следственное отделение-группа.
6. Канцелярия.
7. Комендатура и камера предварительного заключения.
     Для обеспечения охраны общественного порядка отделу-отделению охраны МГБ узла железной дороги придавался дивизион, взвод или отделение корпуса охраны на железнодорожном транспорте.
    На органы Главного Управления Охраны МГБ СССР на железнодорожном и водном транспорте возлагалось решение следующих задач:
а) борьба со шпионской, диверсионной и террористической деятельностью иностранных разведок на железнодорожном и водном транспорте, а также в пристанционных поселках;
б) борьба с антисоветским подпольем;
в) борьба с бандитизмом, грабежами, убийствами, хулиганством, кражами, хищениями грузов и багажа, спекуляцией, взяточничеством на транспорте, выявление и задержание уголовных преступников;
г) охрана общественного порядка на транспорте;
д) обеспечение безопасности следования литерных поездов;
е) расследование крушений, аварий и других происшествий, подозрительных по диверсии;
ж) охрана государственной тайны на объектах транспорта (проверка и допуск к секретной работе).
    ГУО МГБ СССР на железнодорожном и водном транспорте осуществлял контроль за деятельностью военизированной охраны Министерств Путей сообщения, Морского флота, Речного флота в деле обеспечения надежной охраны грузов на станциях, в портах, на пристанях и в пути следования, принимал надлежащие меры через командование железнодорожного и водного транспорта к улучшению несения службы и устранению выявленных недостатков в охране грузов.
    Совместно с Министерствами Путей сообщения, Морского флота и Речного флота личный состав ВОХР очищался от преступных, негодных и не внушающих доверия лиц.
    Допуск вновь принимаемых на работу в военизированную охрану Министерств: Путей сообщения, Морского флота и Речного флота производился только после проверки их органами охраны МГБ на железнодорожном и водном транспорте.
   Для осуществления данных задач, ГУО МГБ СССР на железнодорожном и водном транспорте и его органы на местах имеют право:
а) вести агентурно-оперативную работу;
б) производить в установленном законом порядке выемки, обыски и аресты лиц, подозреваемых в преступной деятельности;
в) проводить следствие по делам арестованных с последующей передачей дел по согласованию с органами Прокуратуры на рассмотрение соответствующих судебных органов или Особого Совещания при Министре Государственной Безопасности СССР;
г) применять различные специальные мероприятия, направленные к выявлению преступной деятельности агентуры иностранных разведок и антисоветских элементов;
д) задерживать на транспорте подозрительных лиц, хулиганов и других нарушителей общественного порядка, а также налагать штрафы в установленном законом порядке;
е) обеспечивать поддержание паспортного режима.
       На личный состав оперативных органов Охраны МГБ на железнодорожном и водном транспорте распространялись права и льготы (денежное содержание, продовольственное снабжение, обмундирование и т. д.), установленные для оперативного состава органов МГБ СССР.
     Корпус охраны на железнодорожном транспорте выполнял следующие задачи:
а) охрану общественного порядка, задержание преступников и подозрительных лиц на железнодорожном транспорте;
б) поддержание паспортного режима;
в) наблюдение за выполнением работниками транспорта и пассажирами правил поддержания порядка, установленных для железнодорожного транспорта законами, постановлениями и инструкциями, привлечение к ответственности и штрафованию лиц, нарушающих эти правила;
г) изъятие безнадзорных детей с транспорта;
д) обеспечение пропускного режима при въезде в пограничные полосы и запретные пограничные зоны;
е) охрана арестованных в тюрьмах и камерах предварительного заключения и их конвоирование.
    Для подготовки кадровых сотрудников, 2 апреля 1948 года была основана Могилёвская школа переподготовки сержантского состава охраны МГБ СССР на железнодорожном и водном транспорте со сроком обучения 7 месяцев.
    Первым начальником школы был назначен ЛЯХОВ Василий Иванович.
     С 20 января 1951 года и по 2 августа 1952 года – Могилёвская школа подготовки и переподготовки офицерского состава охраны МГБ СССР на железнодорожном и водном транспорте.

   В соответствии с Указом ПВС СССР от 02.05.1948 г. «Об отмене военного положения на железнодорожном, речном и морском транспорте» созданы окружные суды и прокуратуры железнодорожного транспорта.
    Во исполнение постановления СМ СССР № 1483-749сс от 06.05. 1951 г. приказом МВД СССР № 00248 от 15 мая 1951 г. войска МВД СССР по охране особо важных объектов промышленности и железных дорог были расформированы, а охрана промышленных предприятий, железных дорог, шоссейных сооружений была передана военизированной охране министерств и ведомств.
    Военизированная охрана МПС СССР стала единственной вооруженной охраной железных дорог. Она осуществляла охрану грузов на станциях и в пути следования, особо важных искусственных технических сооружений и специальных помещений, охрану денежной наличности, перевозимой кассирами-плательщиками, соблюдение пропускного режима на территории железнодорожных станций, борьбу с самовольным проездом в грузовых поездах, обеспечение пожарной безопасности всего железнодорожного хозяйства.

Забава Александр

    Большое место в деятельности Управления охраны МГБ на железнодорожном транспорте занимал оперативный розыск в отношении выявленных агентов германских разведывательных и контрразведывательных органов, а также лиц, служивших в карательных, полицейских и иных формированиях оккупантов.
     Эта работа органами безопасности осуществлялась на основе приказа НКГБ  СССР № 00252 от 29 мая 1945 г., объявлявшего «Инструкцию по учету и розыску агентуры разведки, контрразведки, карательных и полицейских органов, воевавших против СССР стран, предателей, ставленников и пособников немецко-фашистских оккупантов».

   Иностранные разведчики прибывали в Советский Союз по легальным кана�лам или тайно перебрасывались через границу.
    Для вербовки шпионов, диверсантов и террористов активно исполь�зовались бывшие советские граждане, оказавшиеся за рубе�жом, которые ранее сотрудничали с органами немецко – фашистской разведки.
   Со стороны центрального аппарата МГБ в территориальные органы шли требования по предоставлению результатов работы по розыску иностранной агентуры, при этом не учитывались особенности оперативной обстановки и отсутствие реального противника.
    Транспортные органы госбезопасности стали заложниками количественных показателей по оценке результатов работы, что нередко приводило к грубейшим нарушениям социалистической законности.
   Министр МГБ СССР В.С. Абакумов писал 03.08.1946 года И. Сталину о проведенной проверке ОКТО МГБ дорог Донбасса и выявленных «грубых извращениях в работе», необоснованных арестах и т.п.
  По результатам проверки сообщалось, что зам. нач. ОКТО был снят с должности, два сотрудника преданы суду, а в отношении начальника отдела Хащина принято решение об увольнении, «учитывая, что он болен тяжелой формой туберкулеза».
   Еще более грубые нарушения были выявлены в Сибирском регионе.
   Сотрудники Управления охраны МГБ на Томской ж. – д на крупных станциях и вокзалах систематически незаконно проводили облавы, сплошные проверки документов у проезжавших по дороге граждан, причем многих ни в чем неповинных людей задерживали, арестовывали и выдворяли в камеру предварительного заключения.
    Большинство этих лиц арестовывали без санкции прокурора и содержали в КПЗ более положенного срока.
     Только в 1948 г. незаконно было задержано и арестовано, а затем освобождено из КПЗ 1103 человека.

    Многие из незаконно арестованных лиц подвергались допросу по нескольку дней, причем к ним применялись запрещенные методы следствия. Путем уговоров, шантажа и угроз, а также избиения отдельных арестованных следственные работники добивались от них вымышленных признаний в измене Родине или в сотрудничестве с иностранной разведкой.
       Всего таким путем было сфальсифицировано дел об измене Родине более чем на 100 человек, которые впоследствии были осуждены на длительные сроки лишения свободы.     
   Именно по этой причине абсолютное большинство арестованных по обвинению в принадлежности к агентуре английской или американской разведок в 1945 – 1953 годах было репрессировано незаконно и в последующем реабилитированы.
    Начальник Управления полковник ГБ Лапшин В.В. в 1952 г. был уволен из органов госбезопасности на пенсию, но в марте 1955 г. за ранее допущенные нарушения советский законности формулировка увольнения была изменена на увольнение по служебному несоответствию.
      В апреле 1956 года  Горьковским обкомом КПСС за грубые нарушения социалистической законности, в бытность начальником управления охраны МГБ на Томской железной дороге, Лапшин В.В. был исключен из членов КПСС.
        Основным видом общеуголовных преступлений на железной дороге продолжали оставаться хищения грузов, при этом подавляющая их часть совершалась работниками железнодорожного транспорта.

    Борьба с кражами на грузовом железнодорожном транспорте являлась одним из приоритетных направлений в деятельности правоохранительных органов на транспорте.
     В период подготовки к торжественным мероприятиям, связанным с организацией охраны в дни празднования первомайских и ноябрьских праздников все оперативные подразделения переходили на усиленный вариант несения службы, что включало в себя организацию круглосуточного дежурства оперсостава на объектах транспорта, для обеспечения безопасности движения поездов, принимались меры по дополнительному обеспечению охраны железнодорожных мостов, тоннелей и опасных участков полотна железной дороги.
    Работа по обеспечению государственной тайны, строилась на основании утвержденного Советом Министров СССР «Перечня сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых карается по закону» (08.06.1947) и «Инструкции по обеспечению сохранения государственной тайны в учреждениях и на предприятиях СССР» (01.03.1948).
    В этих целях осуществлялась проверка и допуск работников к секретной и совершенно секретной работе.
   Для затруднения деятельности иностранных разведок с легальных позиций в 1949 году было принято постановление Совета Министров СССР «О порядке передвижения по территории СССР дипломатических и консульских представителей в СССР иностранных государств и служащих иностранных посольств и миссий».
    В соответствии с ним органы МГБ разработали планы, которые предусматривали меры по пресечению шпионской деятельности разведчиков – дипломатов, в том числе при следовании ими железнодорожным транспортом. 
    Управления охраны МГБ СССР на железных дорогах, как специализированные органы, обладали широкими правами для обеспечения правопорядка и безопасности на железнодорожном транспорте, в том числе функциями политического сыска.
   На 1 января 1951 г. железнодорожная сеть страны делилась на 56 дорог:
    Длительный промежуток времени Министерство путей сообщения СССР возглавлял БЕЩЕВ Борис Павлович (05.06.1948 – 14.01.1977).
     В целях более успешного разрешения задачи дальнейшего подъёма ж.- д. транспорта, скорейшего устранения недостатков в его работе, улучшения работы партийных, профсоюзных и комсомольских организаций и значительного усиления политико-массовой работы среди железнодорожников, постановлением ЦК ВКП (б) от 29.09.1948 г. на железнодорожном транспорте вновь были образованы политические органы.
    Безопасность движения поездов продолжала характеризоваться неудовлетворительно, что подтверждают Постановления Совета Министров СССР от 18 мая 1949 года «О мерах по борьбе с крушениями и авариями на железных дорогах» и от 25 июня 1951 года «О неблагополучном положении с безопасностью движения поездов и мерах по укреплению дисциплины на железнодорожном транспорте».
    В начале 1950 г. структура ГУВВР была упразднена, а железнодорожные войска в соответствии с Постановлением Совета министров СССР № 965-346сс от 7 марта 1950 г. «О железнодорожных войсках» и приказом заместителя военного министра СССР № 0055 от 13 марта 1950 г. были приравнены к специальным войскам и содержались вне норм численности Советской Армии.
   Железнодорожные войска подчинялись в вопросах производственной деятельности непосредственно Министерству путей сообщения СССР, в отношении устройства и службы войск боевой, политической, специальной и мобилизационной готовности – Военному министру СССР, а с 1954 г. – Министерству транспортного правительства СССР и Главному управлению железнодорожных войск.
   В связи с передачей в ведение МГБ СССР функций по надзору за ссыльными, высланными и спецпоселенцами, приказом МГБ № 00552от 16.11.1950 г. «Об организации в МГБ СССР 9 Управления и его аппаратов на местах» от ГУО на транспорте требовалось усилить работу по розыску лиц, бежавших из мест ссылки, высылки и спецпоселений.
    При получении информации о побеге немедленно принимались активные меры розыска и поимки бежавшего, используя для этой цели оперативно – розыскные группы, агентуру и корпус охраны.
    ГУО МГБ на железнодорожном и водном транспорте передавались, принятые из МВД СССР, оперативно – розыскные отряды, расположенные на транспортных магистралях, общей численностью 2 500 человек.
    Для повышения ответственности начальников дорог и устранения двойственности в руководстве железными дорогами Совет Министров СССР 25 июня 1951 г. принял постановление «О ликвидации округов и укреплении единоначалия на железных дорогах», в соответствии с которым округа как элемент структуры управления прекратили свою деятельность.
    Одновременно вышло Постановление Совета Министров СССР № 2164 «О неблагополучном положении с безопасностью движения и о мерах по укреплению дисциплины на железнодорожном транспорте», которое было принято после тяжелейшего крушения пассажирского поезда № 6 под Новосибирском.
    В сентябре 1952 года органам МГБ на транспорте, в связи с выявленными серьезными недостатками в проведении розыска шпионов, диверсантов, террористов, было предложено решительно покончить с недооценкой этой работы.
   Розыскные мероприятия рекомендовалось проводить систематически и повседневно.
  От оперативных работников требовалась политическая зоркость, находчивость, творческая инициатива, умения, исходя из складывающейся оперативной обстановки, проводить квалифицированные агентурно – оперативные розыскные мероприятия. 
   В июле 1952 года И. Сталину были предоставлены на утверждение документы с проектом Положения о Министерстве государственной безопасности и новая его структура.
    В соответствии с данными документами на МГБ СССР среди прочих возлагалась задача по ведению контрразведывательной работы, выявлению и пресечению подрывной деятельности шпионов, диверсантов, террористов и других антисоветских элементов на транспорте.
   В составе Министерства государственной безопасности СССР планировалось создать Четвертое Главное Управление (транспортное) для борьбы с агентурой иностранных разведок и антисоветскими элементами,
     Решение по данному проекту принято не было, но была проведена частичная реорганизация МГБ СССР.
  И. Сталин открыто проявлял недовольство ходом оперативной и следственной работы органов госбезопасности: «...необходимо решительно покончить с бесконтрольностью в деятельности органов Министерства государственной безопасности и поставить их работу в центре и на местах под систематический и постоянный контроль партии, ее руководящих партийных органов, партийных организаций».
   По указанию ЦК партии, штаты МГБ СССР были сокращены примерно на 25 % личного состава
    В соответствии с Постановлением СМ СССР № 4290–1699 сс от 24.09.1952 года, приказом МГБ № 00902 от 14.10.1952 г. введена новая структура ГУО на ж. – д. и водном транспорте.
   Упразднялись  Управления охраны на железнодорожном и водном транспорте, Служба наружного наблюдения и установки, вместо них были созданы отделы – по агентурно-оперативной работе и по розыску государственных преступников на железнодорожном и на водном транспорте. Следственная часть также была преобразована в отдел.  
   Расстановка личного состава объявлена приказом МГБ СССР № 00929 от 24.10.1952 года.
   Структура ГУО МГБ на железнодорожном и водном транспорте приобрела следующий вид:
- Руководство;
- Секретариат;
- Партком;                  
- Отдел кадров;
·         ЕГОРОВ Михаил Иванович (13.09.1952 – 14.04.1953), полковник;
- 1- й отдел (агентурно-оперативная работа на железнодорожном транспорте);
·         КУЗНЕЦОВ Борис Владимирович (24.10.1952 – 13.04.1953), полковник;
- 2 – й отдел (розыск государственных преступников на железнодорожном транспорте);
·         ПОЗДНЯКОВ Александр Александрович (24.10.1952 - 13.04.1953), полковник ГБ;
- 3 – й отдел (следственный);
·         ГЕРАСИМОВ Алексей Акимович (24.11.51 – 24.10.1952), полковник;
- 4 – й отдел (агентурно-оперативная работа на водном транспорте);
- 5 – й отдел (розыск государственных преступников на водном транспорте);
    Одновременно произошла реорганизация Корпуса охраны на железнодорожном и дивизии охраны на водном транспорте.
   На их базе в составе Главного управления милиции МГБ, для охраны общественного порядка и общественной безопасности на железнодорожном и водном транспорте, было создано Управление транспортной милиции, которое возглавил генерал – майор Д.С. САМЫГИН (11.1952 – 03.1953).
    После смерти И.В. Сталина, во всей жизни страны произошли серьезные изменения, которые, прежде всего, коснулись структуры высших и центральных государственных учреждений.
    5 марта 1953 г. состоялось совместное заседание Пленума ЦК КПСС, Совета Министров и Президиума Верховного Совета СССР, которое приняло решение об объединении МВД и МГБ в единое Министерство внутренних дел СССР во главе с Л. БЕРИЯ.
    Первыми заместителями были назначены С. Н. Круглов, Б. З. Кобулов и И. А.  Серов.
     14 марта 1953 г. после образования объединенного МВД СССР Главное управление охраны МГБ на транспорте было ликвидировано, его функции переданы 6-у (Транспортному) управлению МВД СССР, занимавшимся контрразведывательным обеспечением транспорта, и Управлению транспортной милиции ГУМ МВД СССР, которое обеспечивало правопорядок на железнодорожных и водных магистралях.
    Структура 6 – го Управления МВД СССР (объявлена приказом МВД № 0054 от 01.04.1953 г.):
Начальники:
·         ЛОРЕНТ Петр Павлович (20.03 – 13.07.1953), генерал – майор (09.07.45);
·         ШАШКОВ Николай Георгиевич (05.08.1953 – 03.1954), полковник;
   ШАШКОВ Н.Г. до своего назначения (приказ МВД СССР № 890 от 05.08.1953 г.) работал начальником ДТО МВД Северо – Кавказской железной дороги.
Заместители начальника:
·         КИРЕЕВ Тихон Андреевич (20.03 - 22.12.1953), полковник ГБ;
·         ЕГОРОВ Михаил Иванович (12.09.1953 – 17.03.1954), полковник ГБ;
   Приказом МВД №00146 от 24 апреля 1953 г. и № 00700 от 22 августа 1953 г. были объявлены новые структуры и штаты.
ü  Руководство (начальник, заместители начальника, партком);
ü  Секретариат;
ü  Инспекция при начальнике;
ü  Отдел кадров
·         ФИЛОНОВ Владимир Михайлович (30.04 – 10.07.1953), полковник;
·         ЕГОРОВ Михаил Иванович (10.07 – 12.09.1953), полковник ГБ;
ü  1-й отдел
·         КУЗНЕЦОВ Борис Владимирович (13.04 – 12.09.1953), полковник;
·         ФРОЛАГИН Александр Ильич (12.09.1953 – 03.04.1954), полковник;
ü  2-й отдел
·         КРЫСАНОВ Александр Петрович (13.04 –12.09.1953), полковник;
·         БАТАШОВ А.А. (10.12.1953 – 03.04.1954)
ü  3-й отдел
·         ПОЗДНЯКОВ Александр Александрович (13.04 – 12.09.1953), полковник;
·         МУХИН Иван Яковлевич (12.09.1953 – 23.03.1954), полковник;
ü  4 – й отдел
·         ГЕРАСИМОВ Алексей Акимович (13.04 – 12.09.1953), полковник;
ü  5 – й отдел
·         ЮДИЧЕВ П.Н. (13.04.53–03.04.1954)
ü  6 – й отдел (введен в штаты 12.09.1953)
ü  Следственная часть (введена в штаты 12.09.1953)
·         ГЕРАСИМОВ Алексей Акимович (12.09 – 03.12.1953), полковник;
·         ЖЕЛЕЗКО Н.В. (03.12 – 03.04.1953)
   Во исполнение постановления Совета Министров СССР № 1263 от 14.05.1953 года была проведена крупная реорганизация структуры железных дорог.
     Приказом МПС № 80/Ц от 15.05.1953 г. проведено объединение и укрупнение целого ряда железных дорог:
— Закавказская и Азербайджанская дороги - в Закавказскую железную дорогу (г. Тбилиси);
— Эстонская, Латвийская и Литовская дороги – в Балтийскую железную дорогу (г. Рига);
— Белорусская и Минская дороги — в Белорусскую железную дорогу (г. Минск);
— Винницкая и Юго-Западная дороги – в Юго-Западную железную дорогу (г. Киев);
— Дальневосточная и Приморская дороги – в Дальневосточную железную дорогу (г. Хабаровск);
— Северо-Донецкая и Южно-Донецкая дороги – в Донецкую железную дорогу (г. Сталино);
— Западная и Калининская дороги – в Калининскую железную дорогу (г. Смоленск);
— Кишинёвская и Одесская дороги — в Одесско-Кишинёвскую железную дорогу (г. Одесса);
— Ковельская и Львовская дороги — в Львовскую железную дорогу (г. Львов);
— Ленинградская и Октябрьская дороги — в Октябрьскую железную дорогу (г Ленинград);
— Московско-Курская и Московско-Донбасская дороги — в Московско-Курско-Донбасскую железную дорогу (г. Москва);
— Пермская и Свердловская дороги — в Свердловскую железную дорогу (г. Свердловск);
— Сталинградская и Рязано-Уральская – в Приволжскую железную дорогу (г. Саратов);
— Северная и Ярославская дороги – в Северную железную дорогу (г. Ярославль).
     Соответствующая реорганизация произошла среди Управлений Охраны МГБ СССР на указанных железных дорогах.
    В июне 1953 года Управления Охраны МГБ на железных дорогах были переименованы в Дорожно - транспортные управления МВД.
     Объединение под началом Л.П. Берии двух мощных силовых ведомств и взятый им курс на проведение политики вмешательства в дела как государственных, так и партийных органов не нашло понимания у высшего руководства, что привело к его аресту. 
     26 июня 1953 года издается Указ Президиума Верховного Совета СССР: «Ввиду того, что за последнее время вскрыты преступные антигосударственные действия Л.П. Берия, направленные на подрыв Советского государства в интересах иностранного капитала, Президиум Верховного Совета СССР, рассмотрев сообщение Совета министров СССР по этому вопросу, постановляет:
1.Лишить Л.П. Берия полномочий депутата Верховного Совета СССР.
2. Снять Л.П. Берия с поста первого заместителя Председателя Совета министров СССР и с поста министра внутренних дел СССР.
3. Лишить Л.П. Берия всех присвоенных ему званий, а также орденов, медалей и других почетных наград.
4.Дело о преступных действиях Л.П. Берия передать на рассмотрение Верховного суда СССР».
     Министром внутренних дел был вновь назначен генерал - полковник КРУГЛОВ Сергей Никифорович (26.06.1953 – 01.1956).
    Приказом Генерального Прокурора СССР № 162 от 27 июня 1953 г. прокуратуры железнодорожного транспорта, морского и речного флота объединены в Главную транспортную прокуратуру.
    Решение о выделении органов госбезопасности из МВД в самостоятельное ведомство было принято Президиумом ЦК КПСС 8 февраля 1954 г. (П 50/II).    На этом заседании была рассмотрена записка МВД № 320/К от 04.02.1954 г. в которой говорилось о том, что структура МВД громоздка и «не в состоянии обеспечить на должном уровне агентурно-оперативной работы».
    В целях создания необходимых условий для улучшения разведывательной и контрразведывательной работы предлагалось целесообразным выделить из Министерства внутренних дел СССР оперативно-чекистские управления и отделы и на их базе создать Комитет по делам государственной безопасности при Совете Министров СССР.
   Для объединения всей контрразведывательной работы сформировать Главное управление по контрразведывательной работе внутри страны, в состав этого управления включить существующие раздельно в составе МВД СССР — 4 Управление (секретно-политическое), 5 Управление (экономическое) и 6 Управление (оперативно-чекистская работа на транспорте).
    На железных дорогах и водных бассейнах иметь аппараты Уполномоченных Комитета по делам государственной безопасности при Совете Министров СССР (на базе существующих Дорожно-транспортных управлений и Водных отделов МВД СССР).
    Президиумом ЦК КПСС 8 февраля 1954 г. было принято решение о выделении органов безопасности из структуры МВД в самостоятельное ведомство и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1954 г. был создан Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР (КГБ при СМ СССР).