54-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железных дорог

Автор Москвин Александр Вячеславович, 27 февраля 2024, 23:27:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Москвин Александр Вячеславович

54-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железных дорог
(в/ч 5246; в/ч «Полевая почта № 51971»)
 
54-й полк внутренних войск НКВД СССР
 
54-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности
 
54-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений
Сформирован в ноябре 1932 года в городе Днепропетровск как 8-й Днепропетровский полк войск ОГПУ УССР по охране и обороне Екатерининской железной дороги. На формирование полка обращен личный состав Управления стрелковой охраны Екатерининской железной дороги. Боевой состав и дислокация полка:
- управление части, команда связи, хозкоманда – город Днепропетровск; 
- команда служебных собак – город Синельниково;
- Школа младшего начсостава – станция Запорожье-l;
- 1 линейный дивизион – город Днепропетровск; 
- 2 линейный дивизион – город Нижне-Днепровск;
- 3 линейный дивизион – станция Знаменка;
- 4 линейный дивизион – станция Долгинцево;
- 5 линейный дивизион – станция Ясиноватая;
- 6 линейный дивизион – станция Запорожье-ll;
- 7 линейный дивизион – станция Симферополь.
Основание – приказ ГПУ УССР за №347 от 4 ноября 1932 года.
15 января 1933 года полк переформирован в 28-й Днепропетровский железнодорожный полк войск ОГПУ УССР. На переформирование полка обращен средний комадно-начальствующий и младший начсостав пограничной охраны и войск ГПУ УССР, стрелковой охраны Екатерининской железной дороги, красноармейцы полевых частей Красной Армии. Боевая задача полка: охрана Екатерининской железной дороги. Боевой состав и дислокация полка:
- управление части, команда связи, хозкоманда, Школа младшего начсостава, 1 резервный дивизион, 2 линейный дивизион – город Днепропетровск;
- 3 линейный дивизион – станция Знаменка;
- 4 линейный дивизион – станция Долгинцево;
- 5 линейный дивизион – станция Ясиноватая;
- 6 линейный дивизион – станция Запорожье-l;
- 7 линейный дивизион – станция Симферополь;
- команда служебных собак – г. Синельниково.
Основание – приказ по полку за №1/с от 29 декабря 1932 года изданный во исполнения приказа ОГПУ СССР за №1207/с от 28 декабря 1932 года «О формировании частей войск ОГПУ по охране и обороне железных дорог». 
1 мая 1933 года полку вручено Революционное Красное Знамя и к последнему Грамота ЦИК СССР за №225. Основание – приказ ОГПУ СССР за №046 от 11 апреля 1933 года изданный во исполнения Постановления Президиума ЦИК СССР от 1933 года. 
Приказом по полку за №9/с 11 августа 1934 года объявлен приказ НКВД УССР за №67 от 5 августа 1934 года «С объявлением перечня частей и управлений пограничной и внутренней охраны НКВД УССР и Крымской АССР» о переименовании полка в 54-й Днепропетровский железнодорожный полк внутренней охраны НКВД CССР. Основание – приказ НКВД СССР за №0015 от 28 июля 1934 года «С объявлением перечня частей и управлений пограничной и внутренней охраны НКВД».
В феврале-марте 1935 года 50 военнослужащих полка приняли участие в выселении населения из пограничной полосе Советско-Польской государственной границы в Западную Сибирь. Основание – директива ОО УПВО НКВД УССР за № 310752/51 от 14 февраля 1935 года. 
Приказом НКВД УССР за №0041 от 25 февраля 1936 года объявлено о том, что в связи с переименованием 4 января 1936 года Екатерининской железной дороги в Сталинскую железную дорогу полку присвоено наименование «Сталинский». Основание – приказ НКВД СССР за №0054 от 9 февраля 1936 года «О переименовании Днепропетровского железнодорожного полка № 54 в Сталинский железнодорожный полк № 54». 
В мае-июне 1936 года 8 команд полка общей численностью 96 военнослужащих приняли участие в сопровождении железнодорожных эшелонов переселяемого населения из пограничной полосе Советско-Польской государственной границы в Карагандинскую область Казакской АССР. директива ОО УПВО НКВД УССР за № 314171 от 17 мая 1936 года. 
Приказом НКВД СССР за №00195 от 19 апреля 1937 года полк включен в состав ново созданной 7-й Днепропетровской бригады внутренних войск НКВД СССР.
В ноябре-декабре 1937 года два сводных взвода полка сопровождали осужденных и лиц спецконтингента в железнодорожных эшелонах на Дальний Восток.
В июне 1938 года полк переформирован по новым штатам, боевой состав и дислокация полка:
- управление полка, хозкоманда, Школа младшего комсостава – город Днепропетровск;
1 линейный батальон
- командование, 1 рота – станция Нижнеднепровск-Узел;
- 2 рота – станция Синельниково;
- 3 рота – станция Долгинцево; 
2 линейный батальон
- командование, 4 рота – станция Запорожье-l
- 5 рота – станция Аполостово; 
- 6 рота – станция Симферополь.
Основание – распоряжение ГУПВВ НКВД СССР за №277448 от 24 мая 1938 года изданный во исполнения приказа НКВД СССР за №00254 от 26 апреля 1938 года «О переформировании железнодорожных частей внутренних войск НКВД». 
Приказом НКВД СССР за № 00593 от 10 сентября 1938 года «Об обра�зовании Киевского и Харьковского округов пограничных и внутренних войск НКВД» полк выведен из состав 7-й Днепропетровской бригады включен в состав ново созданного УПВВ НКВД Харьковского округа. 
Приказом НКВД СССР за №00206 от 8 марта 1939 года «О реорганизации Управления пограничных и внутренних войск НКВД Союза ССР» полк включен в состав ново созданных Войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
Приказом ГУВ НКВД СССР ОЖДС за №11/сс от 10 апреля 1939 года полк включен в состав ново созданной 5-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. Основание – приказ НКВД СССР за №00206 от 8 марта 1939 года «О реорганизации Управления пограничных и внутренних войск НКВД Союза ССР». 
Распоряжением УПВВ НКВД Харьковского округа за №012066 от 14 апреля 1939 года полк передан в состав 5-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. 
В июле 1939 года полк переформирован по новым штатам. Боевой состав и дислокация полка:
- управление полка, взвод связи, автотранспортный взвод, школа младшего начсостова, резервная рота – г. Днепропетровск;
- 1 рота – ст. Нижнеднепровск-Узел;
- 2 рота – ст. Синельниково;
- 3 рота – ст. Запорожье-1;
- 4 рота – ст. Аполостово;
- 5 рота – ст. Симферополь.
Основание – приказ НКВД СССР за №00780 от 8 июля 1939 года «О переформировании частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений». 
11 сентября 1939 года 91 курсантов Школы младшего начсостава полка убыли в распоряжение УПВ НКВД Киевского округа и 17-22 сентября приняли участие в Освободительном походе Красной Армии в Западную Украину (17.09.-12.101939). Основание – распоряжение штадива-5 за №001020 от 11 сентября 1939 года. 
17 сентября 1939 года в связи с началом Освободительного похода Красной Армии в Западную Украину (17.09.-12.101939) полк был переведен на положение военного времени "для обеспечения бесперебойной работы железных дорог". Основание – Постановление Комитета Обороны при СНК СССР за № 338сс от 17 сентября 1939 года.
23-26 июня 1941 года в связи с началом Великой Отечественной войны (22.06.1941-09.05.1945) полк развернулся по штату военного времени №021 Войск НКВД СССР. В составе полка сформированы командование, штабы батальонов, дислокация и боевой состав полка:
 Управление части, взвод связи, автотранспортный взвод, резервная рота – город Днепропетровск, ул. Рабочая, д. 77а;
- 1 линейный батальон
- 2 линейный батальон.
Основание – схема мобилизационного развертывания войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности утвержденной приказом НКВД СССР за №00480 от 25 апреля 1941 года «С объявлением штатного расписания военного времени войск НКВД по охране полк железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности».  
В период Великой Отечественной войны полк выполнял боевые задачи по охране железнодорожных сооружений Сталинской, Южной, Северо-Донецкой и Южно-Донецкой железных дорог, в 1941-1942 годах отдельные подразделения полка приняли участие в боевых действиях на передовых позициях Юго-Западного (l ф) и Южного (l ф) фронтов, 51-й отдельной армии, в обороне Севастополя, а также в охране тыла данных фронтов. В ходе боевых действий и выполнения боевых и оперативно-служебных задач по охране объектов полк к 1 января 1944 года потерял убитыми – 45, ранеными – 56 и пропавшими без вести – 320 военнослужащих. 
26 июня 1941 года полк отнесен к частям Действующей Красной Армии.
27 июня 1941 года полк вошел в оперативное подчинение Управление охраны тыла Юго-Западного фронта. Основание – приказание НКВД СССР за № 31 от 26 июня 1941 года «Об организации охраны тыла Действующей Красной Армии».
10-25 июля 1941 года полк выделил 300 военнослужащих на формирование 32-го стрелкового полка оперативных войск НКВД СССР. Основание – приказ НКВД СССР за №00901 от 9 июля 1941 года. 
Приказом по дивизии за №008 от 15 июля 1941 года объявлено о переформировании полка. 
Приказом войскам Южного фронта за №0022 от 20 июля 1941 года дислоцированная в Крыму 5-я линейная рота передана в оперативное подчинение ново созданному Управлению войск НКВД по охране тыла 9-го отдельного стрелкового корпуса Южного фронта. 
В августе-сентябре 1941 года подразделения полка по месту дислокации приняли участие в обороне городов Запорожье (26.08.-01.10.1941), Днепропетровск (13-25.08.1941) и с 26 августа по 1 октября полк принял участие в оборонительных боях на левом берегу реки Днепр.
1 октября 1941 года полк на участке Поворино-Лиски-Валуйки приступил к охране тыла Юго-Западного фронта (ll ф), в течении октября задержал 2 шпионов, 5371 военнослужащих отставших от своих частей и дезертиров.
28 августа-2 сентября 1941 года из личного состава отошедших гарнизонов полка в городе Харьков сформирована рота численностью 120 военнослужащих для Особого отдела НКВД 53-й армии. Основание – телеграмма комдива-5 за №416 от 25 августа 1941 года. 
2 сентября 1941 года гарнизон железнодорожного моста через реку Самара близ города Днепропетровск уничтожил 70 и взял в плен 4 гитлеровцев пытавшихся захватить мост.
В октябре 1941 года дислоцированная в Крыму 5 рота полка, отступила в Севастополь, приняла под охрану КрымГРЭС, гарнизон «Белый» в р-не станции Инкерман выполнял задачи по охране 3-х тоннелей «Белый», «Графский» и «Цыганский».
Приказом по Приморской армии за №006 от 11 ноября 1941 года 5 рота полка включена в состав Сводного пограничного полка НКВД Приморской армии. Основание – решение Военного Совета Приморской армии от 11 ноября 1941 года.
Распоряжением штадива-5 за №4/03589 от 22 декабря 1941 года все крымские подразделения полка переданы в состав 36-й отдельной бригады внутренних войск НКВД СССР. Основание – приказа комдива-5 за №413 от 17 декабря 1941 года.
15 января 1942 года полк выведен из состава Действующей Красной Армии.
Приказом НКВД СССР за №00293 от 11 февраля 1942 года 5-я дивизия в состав которой входил полк переименована в 26-ю стрелковую дивизию войск НКВД СССР по охране железных дорог.
В марте 1942 года в штат полк был включен линейный бронепоезд. Основание – приказ НКВД СССР за №00445 от 3 марта 1942 года.
4 октября 1942 года в состав полка зачислены 228 призывников призванных на службу по мобилизации в войска НКВД СССР. 
8 ноября 1942 года линейный бронепоезд полка выведен из состава полка и переименован в 35-й отдельный бронепоезд 26-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог.  Командир бронепоезда ст. лейтенант, впоследствии капитан Масимчук. Основание – приказ НКВД за №002344 от 21 октября 1942 года. 
В январе 1943 года во исполнения приказа НКВД СССР за №826 от 15 декабря 1942 года в полку создано подсобное хозяйство. 
18 февраля 1943 года полку вручено Воинское Красное Знамя. Основание – Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1942 года. 
На 1 марта 1943 года почтовый адрес полка: ППС 862, часть 202.
С апреля 1943 года полк в тылу Южного фронта охранял железную дорогу Северо-Донецкую и Южно-Донецкую железную дорогу. 
Приказом НКВД СССР за №00735 от 9 апреля 1943 года установлен ежегодный день полка: «1 января - день сформирования полка». 
В 1943 года полку присвоено условное наименование: в/ч «Полевая почта № 51971».
Приказом НКВД СССР за №001711 от 5 ноября 1943 года «О переформировании частей войск НКВД по охране железных дорог» на полк возложена боевая задача по охране объектов Северо-Донецкой и Южно-Донецкой железных дорог, во исполнения данного приказа полк в ноябре текущего года был переформирован по штату войск НКВД СССР №110 и передислоцирован со станции Кондрашевская в город Ворошиловград.
В 1943 году (на 28 августа) 103 снайперов полка в период прохождения боевых практических стрельб на передовых позиций Брянского, Воронежского и Юго-Западного фронтов вывели из строя 487 гитлеровцев. 39 военнослужащих полка награждены государственными наградами СССР. 
Приказом по полку за №207 от 6 июля 1944 года «О награждении знаком «Отличный Минёр» за отличное выполнения задания командования полка о разминировании участков местности на объектах охраняемых полком 5 военнослужащих саперного взвода полка награждены знаком «Отличный Минёр». 
В 1944 году дислокация, боевой состав полка:
- Управление, резервная рота – г. Красный Лиман
1 линейный батальон
- Управление – ст. Ворошиловград
2 линейный батальон
- Управление – ж.д.ст.  Красный Лиман
3 линейный батальон
С января 1945 года дислокация, боевой состав полка:
- Управление – г. Красный Лиман
- 1 линейный батальон – ст. Купянск(?)
- 2 линейный батальон – ст. Ворошиловград
- 3 линейный батальон
- 4 линейный батальон – ст.  Красный Лиман
- 5 линейный батальон – ст. Сталино
9 июня 1945 года опергруппа полка на станции Дебальцево задержала особо опасного государственного преступника разыскиваемого органами НКГБ СССР. 
В июне 1945 года 7 рота полка расформирована, 9 рота полка передана в состав 5 линейного батальона полка. 
В июле 1946 года полк был расформирован. Основание – приказ МВД СССР за №00489 от 25 мая 1946 года.
 
Командиры полка:
- Калинин, майор, 1936
- Вениамин Дмитриевич Сребницкий, майор (впоследствии – подполковник) 09.07.1940
- Владимир Прохорович Пименов, подполковник (впоследствии – полковник)
Военные комиссары полка:
военный комиссар/заместитель командира полка по политчасти:
- Поляков, ст. политрук, 1940