Войска НКВД СССР по охране железных дорог (1941 – 1946)

Автор Забава Александр, 04 марта 2023, 09:38:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Забава Александр

   В условиях вторжения фашистской Германии на территорию Советского Союза особая ответственность за сохранение железнодорожных коммуникаций и предупреждение дезорганизации перевозок легла на войска НКВД СССР. 
     В соответствии с приказом НКВД СССР № 00212 от 26.02.1941 г. было сформировано объединенное Главное управление войск НКВД СССР по охране железнодорожных  сооружений и особо важных предприятий промышленности.
    В довоенное  время для охраны железнодорожных сооружений предназначалось 9 дивизий и 5 бригад  в составе которых находилось 34 полка, 14 отдельных батальонов и подразделения обеспечения.
   Общая численность войск НКВД, выделенных для охраны железнодорожных сооружений, на конец апреля 1941 года составляла 62157 человек. 
    Войска НКВД по охране железнодорожных сооружений осуществляли охрану 1805  объектов инфраструктуры железных дорог (мосты, тоннели, водокачки). Для охраны каждого объекта выделялся отдельный гарнизон численностью от 16 до 50 военнослужащих.
   Несколько гарнизонов составляли роту,  две–три роты – батальон. Типового штата полка или отдельного батальона не существовало – их численность зависела от количества и типа выставляемых гарнизонов, что, в свою очередь, было обусловлено характеристиками охраняемых объектов, и колебалась в пределах от 900 до 2410 чел. для полка и от 376 до 973 чел. для отдельного батальона.
       Всего к лету 1941 г.   в 25 из 34 полков войск по охране железнодорожных сооружений имелись бронепоездные подразделения.
   Разработанная схема мобилизационного развертывания войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности (мобплан НКВД СССР «МП-41») была утверждена приказом НКВД СССР №00480 от 25.04.1941 года «С объявлением штатного расписания военного времени войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности»  
     В период 23 июня – 01 июля 1941 года с началом Великой Отечественной войны и объявлением всеобщей мобилизации в стране большинство воинских частей НКВД  были переведены на штаты военного времени.
     После отмобилизования частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений под охрану было принято 3 120 объектов, из них: мостов и тоннелей – 2 227, водокачек и других станционных сооружений – 459, шоссейных мостов – 420, складов Управления военного снабжения НКВД – 14.
    С начала боевых действий по апрель 1942 г. войсками НКВД было принято под охрану более 2500 железнодорожных сооружений, в первую очередь в европейской части СССР.
     В соответствии с Постановлением СНК СССР от 25 июня 1941 г. все части войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности, расположенные в пределах границ фронтов, вошли в оперативное подчинение начальников охраны войскового тыла соответствующих фронтов.
     Главное Управление войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности было реорганизовано.    Приказом НКВД СССР № 001155 от 26 августа 1941 г. в состав Главного Управления было включено Управление конвойных войск и оно получило наименование Главное управление внутренних войск НКВД СССР.

      Постановлением ГКО от 14 декабря 1941 г. «О мероприятиях по улучшению охраны железных дорог» на войска НКВД по охране железных дорог были возложены задачи по охране станционных и линейных железнодорожных сооружений, грузов, денежных касс и сопровождение  вагонов с важнейшими грузами.
   Войска НКВД по охране железнодорожных сооружений были переименованы в «Войска НКВД по охране железных дорог»,  их численность увеличивалась на 40.000 человек.
   Существующая стрелковая охрана НКПС  в количестве 33.320 человек упразднялась, а личный состав охраны призывных возрастов, вооружение, автотранспорт и войсковое имущество передавалась войскам НКВД СССР.
    В НКПС организовывалась вооруженная вахтерская охрана численностью 12.000 единиц с возложением на нее функций охраны грузовых дворов, пакгаузов, складов, топлива, материально-технических складов, служебных помещений, кассиров плательщиков.
    Линейные суды железных дорог СССР реорганизовывались в соответствующие военные трибуналы.
    Органам железнодорожной милиции НКВД СССР предписывалось повести решительную борьбу с разбоем, грабежами и хищением грузов, а также нарушителями общественного порядка на железных дорогах, предавая виновных суду военного трибунала.
   Численность железнодорожной милиции увеличивалась на 5000 человек за счет штатов органов железнодорожной милиции территории, временно занятой противником.
    Для выполнения данного постановления НКВД СССР и НКПС СССР 25 декабря 1941 года издали совместный приказ  № 0017/с-713/4 «О мерах по улучшению охраны железных дорог», который регламентировал порядок передачи войскам НКВД по охране железных дорог важнейших объектов, находившихся в ведение отделов военизированной стрелковой охраны НКПС.
    Разрабатывались и вводились в действие новые дислокации охраны железных дорог,  дополнительно под охрану брались ранее не охранявшиеся железно�дорожные мосты и водокачки.
   В соответствии с указанным постановлением войсками было принято под охрану 1 726 линейных и станционных объектов и 585 грузовых парков, организовано 312 пунктов смены нарядов по сопровождению грузов. 
     Основные задачи, которые решались войсками НКВД по охране железных дорог в военное время:
- противодействие диверсионным акциям противника, направленными на разрушение железнодорожных сооружений и подвижного состава;
- борьба с хищениями транспортируемых материальных ценностей, в том числе с деятельностью организованных преступных групп, действовавших на железнодорожных коммуникациях;
- обеспечение пропускного режима, осуществление проверок документов;
- сопровождение восстановительных поездов, ремонтных бригад.
    Приказом НКВД СССР № 00150 от 19 января 1942 г., в связи с возросшими задачами войск НКВД в условиях военного времени, Главное Управление внутренних войск НКВД СССР было расформировано и вместо него созданы:
 1) Управление войск НКВД по охране железных дорог.
 2) Управление войск НКВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности.
 3) Управление конвойных войск НКВД СССР.

Начальники  Управления войск НКВД по охране железных дорог:
 1. КУРЛЫКИН Арсений Павлович (19.01.1942 – 19.07.1943), генерал-майор (24.01.42);
 2. ФИЛИППОВ Тарас Филиппович (19.07.1942 – 31.12.1946 г.), генерал-майор, генерал-лейтенант (08.04.44);

      Приказом НКВД СССР №  00292 от 11.02. 1942 года  утверждался «Перечень соединений и частей войск НКВД СССР по охране железных дорог».
    В соответствии с решением Ставки Верховного Главнокомандующего и на основании Приказа НКВД СССР № 00298 от 11.02.1942 г. соединения и части войск НКВД СССР по охране железных дорог были выведены из оперативного подчинения начальников охраны тыла фронтов  Красной Армии и обращены на исполнение своих прямых задач.
    Приказом НКВД  № 00445 от 03.03.1942 г. были объявлены типовые штаты войск НКВД по охране железных дорог. Гарнизон 1-го типа состоял из 16 человек, 2-го типа – 21 человека, 3-го типа – 28 человек, 4-го типа – 36 человек, 5-го типа – 50 человек, 6-го типа – 97 человек. Численность роты достигла 130 человек. Штат отдельного бронепоезда составлял 128 человек, бронепоезда полка – 120 человек.
    В результате проведенных мероприятий войска НКВД СССР по охране железных дорог к середине 1942 г. включали 13 дивизий, 2 бригады, 57 полков, 11 отдельных батальонов, 31 бронепоезд и 15 школ младшего начсостава. Их численность составляла 136 310 человек, которые обеспечивали охрану 4 304 объектов на 47 железных дорогах страны.
    Из состава полков выведены все бронепоезда и переформированы в отдельные БЕПО (отдельные части дивизионов бронепоездов), они стали напрямую подчиняться  командиру соединения.
      Для организации деятельности гарнизонов войск НКВД по охране железных дорог совместным приказом НКВД и НКПС 15 апреля 1942 г. была утверждена «Инструкция войскам НКВД по охране грузов на железных дорогах Союза ССР».
       В соответствии с ней охрана грузов войсками осуществлялась на крупных железнодорожных станциях в соответствии с перечнем грузов, подлежащих охране войсками НКВД, а также в пути следования. В перечне грузов значилось 32 наименования.
       Для охраны груза на железнодорожных станциях и в пути следования выделялись гарнизоны, численность которых определялась начальником войск НКВД по охране железных дорог.  Для непосредственной охраны груженых вагонов на железнодорожных станциях и в пути следования гарнизоны из своего состава выделяли диспетчеров охраны груза, приемщиков вагонов под охрану, караулы, посты, дозоры, секреты и засады.
      Железнодорожные станции, где были дислоцированы гарнизоны по охране грузов в пути следования, также являлись пунктами смены караулов (нарядов).
    Одним из важнейших вопросов являлась организация взаимодействия войск НКВД по охране железных дорог с сотрудниками транспортной милиции и транспортными органами НКВД СССР.
    В связи с возрастанием роли оперативной работы в штаты ряда частей войск НКВД по охране железных дорог была введена должность заместителя командира роты (начальника гарнизона) по оперативной работе, которая комплектовалась за счет кадров Транспортного управления НКВД СССР.
    Приказом от 17 июля 1942 года в штабах дивизий, полков были сформированы разведывательные отделения. Перед оперативными подразделениями ставилась задача развернуть на вверенных охраняемых объектах агентурно-разведывательную работу с целью совершенствовать формы борьбы с вражеской агентурой и преступностью, а также осуществлять общее руководство деятельностью бригад содействия.
    При этом важным направлением работы оперативных аппаратов являлась разведка прилегающей к объекту местности, подходов к периметру. Радиус активных действий создаваемой агентуры определялся в 15 и более километров вокруг объекта.
    Приказом НКВД / НКГБ СССР от 26 мая 1943 г. № 00893/0021 на важнейших железнодорожных объектах охраняемых войсками НКВД, вводилось агентурное обслуживание.
   К началу 1943 г. войска НКВД по охране железных дорог охраняли 37 железных дорог из 54 (17 железных дорог находились на оккупированной врагом территории). После освобождения от противника в первой половине 1943 г. Северо-Кавказской, Северо-Донецкой, Южно-Донецкой и Южной железных дорог для их охраны было использовано три полка, находившихся в резерве. Освобождение новых территорий потребовало выделения на службу охраны еще четырех железных дорог дополнительных контингентов войск.
    Распоряжением СНК СССР от 26 июля 1943 г. сторожевой охране НКПС
было передано от войск НКВД по охране железных дорог 310 объектов (приказ НКВД СССР  № 001332 от 03.08.1943).
    Совместным приказом НКВД и НКПС  № 001771/976 от 25.11.1943 г. передавался еще 141 объект.
    В связи с уменьшением объемов выполнения  боевых задач,  на основании приказа НКВД СССР №001711 от 05.11.1943 года «О переформировании частей войск НКВД по охране железных дорог» ряд соединений были передислоцированы в западные районы на освобожденные от оккупантов территории.
    В целях улучшения качества службы по охране грузов на железных дорогах на 30 железнодорожных узлах и станциях была введена должность «начальник охраны грузов узла» вместо должности «начальник гарнизона», с правовым и материальным положением – командир батальона.
   В 1943–1944 гг.  на ряде железных дорог, в особенности на Казанской, Томской, Омской, Свердловской, Московско-Рязанской, Московско-Курской, Западной, Юго-Восточной, Южно-Уральской, Южно-Донецкой, Северо-Донецкой и некоторых других резко увеличилось число хищений грузов из подвижного состава.
    В распоряжении наркома внутренних дел от 15 января 1944 г. всем начальникам дорожных отделов милиции и командирам соединений войск НКВД по охране железных дорог приказывалось: « ... На станциях, неблагополучных по хищениям грузов, создать мощные оперативные группы (из работников милиции и войск НКВД) с задачей организовать и провести мероприятия для ликвидации хищений грузов в кратчайший срок».
      По состоянию на 1 января 1944 г. войска НКВД по охране железных дорог состояли из 12 дивизий, 5 бригад, 52 полков, 11 отдельных батальонов, 23 отдельных бронепоездов, 2 отдельных дивизионов бронепоездов, 18 школ сержантского состава и 18 узлов связи.
    Под охраной находилось 3809 объектов (в том числе 847 – на дорогах, освобожденных от противника), из них: 2399 железнодорожных мостов и тоннелей, 531 станционный объект, 710 грузовых парков, 153 шоссейных моста и 16 складов Управления военного снабжения.
      В 1944 г. объем службы войск НКВД по охране железных дорог вновь увеличился. По мере освобождения территории СССР были приняты под охрану объекты еще на 17 железных дорогах, что потребовало  увеличение численности личного состава для формирования новых соединений и частей.       По представлению НКВД и НКПС,  распоряжением СНК СССР № 16687  от 15.08.1944 г. была снята войсковая охрана с 453 объектов на тыловых железных дорогах, передав эти объекты стрелковой и сторожевой охране НКПС. С
    Служебно – боевая деятельность войск была связана обеспечением безопасности железнодорожных перевозок, как воинских, так и народно - хозяйственных грузов.
   В течение 1944 года было зафиксировано 134 факта диверсий или их попыток на железнодорожном транспорте, почти 100 фактов подрыва подвижного состава.
     В октябре - ноябре 1944 года на основании совместных приказов НКВД СССР/НКГБ СССР «Об усилении охраны железнодорожных коммуникаций и недопущений на них диверсий»,  «О мероприятиях по усилению борьбы с антисоветским подпольем и ликвидации вооруженных банд на территории Литовской ССР»,  «О мероприятиях по усилению борьбы с антисоветским подпольем и ликвидации вооруженных банд в западных областях Белорусской ССР» и других происходила передислокация частей и соединений  войск НКВД.
    К концу 1944 года на Львовской, Ковельской, Винницкой, Брест-Литовской, Латвийской и Литовской железных дорогах действовало 16 бронепоездов, на 15 из которых имелись десантно-маневренные группы по 134 человека каждая.
    На 1 января 1945 г. войска охраняли 3 925 объектов, службу нес 2 961 гарнизон. В состав войск входили: 13 дивизий, 4 бригады, 60 полков, 8 отдельных батальонов, 3 отдельные маневренные группы, 23 отдельных бронепоезда, 2 отдельных дивизиона бронепоездов, 18 узлов связи, 18 школ сержантского состава, 2 отдельные строительные роты. Общая численность войск по охране железных дорог составляла 119 204 человек по штату и 118 689 – по списку.
    Войска НКВД, в первую очередь, несли охрану крупных железнодорожных узлов, мостов, водокачек, путепроводов и других коммуникаций, оберегали наиболее важные народно-хозяйственные и военные грузы, включая продовольствие и промышленные товары первой необходимости, цветные металлы, мыло, спички и другие, боеприпасы и взрывчатые вещества, а также грузы наркомата химической промышленности.
    Действия советских войск перешли на зарубежные территории, где  имелась  вражеская агентура, действовали диверсионные банды противника, остатки разбитых вражеских войск, что поставило вопрос об охране транспортных коммуникаций.
    Для решения данной проблемы, было принято решение о создании частей и соединений внутренних войск  НКВД по охране тыла и коммуникаций действующей армии, выполнявшие одновременно задачи и по охране тыла советских войск,  обеспечению порядка на освобожденных территориях и охраны транспортных коммуникаций.
       В соответствии с постановлением ГКО  № 7163сс от 18.12.1944 г. «Об охране тыла и коммуникаций действующей Красной армии на территории Восточной Пруссии, Польши, Чехословакии, Венгрии и Румынии» на Народный комиссариат обороны возлагалось формирование 6 дивизий трехполкового состава по 5 000 человек с выделением для этого 3 000 офицеров, 15 000 обученного и рядового сержантского состава и лиц, годных к нестроевой службе, из состава запасных частей. 3 000 человек в эти дивизии выделялось из состава НКВД СССР.
     Эти соединения включались в состав внутренних войск НКВД и передавались в оперативное подчинение соответствующим начальникам войск НКВД СССР по охране тыла фронтов.
    В связи с формированием в составе внутренних войск соединений и воинских частей по охране тыла и коммуникаций действующей армии в декабре 1944 г. в структуре Главного управления  ВВ НКВД СССР был создан отдел, осуществлявший руководство этими воинскими частями в составе двух отделений: агентурно-оперативного и по охране фронтовых и железных дорог.
    Постановление ГКО от 8 апреля 1945 г. № 5584сс общую численность внутренних войск НКВД СССР, выполняющих задачи по охране тыла и коммуникаций действующей армии, устанавливало в 57 тыс. человек.
    Подразделения контрразведки «Смерш» НКВД СССР  совместно с командованием соединений и частей войск вели борьбу с расхитителями грузов на железных дорогах. Контрразведчиками жестко пресекались хищения, организованные или происходившие при участии самих военнослужащих войск.
      Органы контрразведки «Смерш» НКВД вели предупредительно-профилактическую работу, боролись с дезертирством и уголовными преступлениями в  войсках, пресекали различные негативные морально-бытовые явления.
   Соединения и части войск НКВД по охране железных дорог внесли свой определенный вклад в обеспечение безопасности железнодорожного транспорта.
   При этом осуществлялось тесное взаимодействие с оперативно - чекистскими подразделениями на транспорте в розыске и задержании диверсантов, шпионов, бандитов, дезертиров, нарушителей паспортного режима и других преступных элементов, что способствовало получению положительных результатов в служебно – боевой деятельности войск в годы Великой Отечественной войны.
 
 
 
 

Забава Александр

27 бригада войск НКВД СССР по охране железнодорожных дорог в начальный период Великой Отечественной войны (1941 – 1942 гг.).                                                                          
      В   предвоенные годы служебно-боевая деятельность войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений (мосты, тоннели, водокачки, галереи) заключалась в обеспечение полной сохранности и целости охраняемых объектов от возможных диверсионных актов.
      Для решения данных задач приказом НКВД СССР от 26.02.1941 г. № 00212 было сформировано Главное управление войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности (начальник – генерал-майор А.И. Гульев).
      В зоне ответственности соединений войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений (дивизия, бригада) находилось несколько железных дорог, на которых осуществлялась охрана объектов.  
       В г. Новосибирске дислоцировалась 27 бригада войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности, которая выполняла служебно - боевые задачи на коммуникациях Омской, Томской и Красноярской железных дорогах.
      Бригада была сформирована приказом НКВД СССР № 00206 от 08.03.1939 «О реорганизации Управления пограничными и внутренними войсками» во исполнения Постановления СНК СССР № 154-16 сс от 02.02.1939 «О реорганизации управления пограничными и внутренними войсками» как 7 бригада войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
       Приказом НКВД СССР № 001497 от 29.11.1940 г. «Об изменении нумерации частей войск НКВД» переименована в 27 бригаду войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, с февраля 1941 года 27 бригада войск НКВД СССР по охране железнодорожных
сооружений и особо важных предприятий промышленности.
      Бригада имела следующую организационно – штатную структуру:
      В г. Новосибирске находились управление бригады, штаб бригады, политотдел бригады (51 чел.);
·        65-й полк, численностью 1 189 чел. в дислоцировался в г. Новосибирске;
·        11-й отдельный батальон численностью 598 чел. в г. Омске;
·        12-й отдельный батальон численностью 743 чел. в г. Красноярске;
·        98-й отдельный стрелковый батальона численностью 387 чел. в г. Кемерово.
      Численность личного состава бригады в мирное время составляла 2 968 военнослужащих.
      Командиром бригады был полковник САРАЕВ Александр Андреевич.
      В период Великой Отечественной войны железнодорожный транспорт являлся основной артерией по обеспечению бесперебойной и быстрой доставке войск и грузов для нужд армии, эвакуации населения и промышленного оборудования в тыловые районы страны.
      Только в июле-ноябре 1941 г. на восток эвакуировалось 2 593 предприятия, в их числе 1 523 крупных завода, 18 млн. рабочих, служащих и членов их семей.
      Решение задач по обеспечение жизнедеятельности транспортной системы страны становилось одним из ключевых факторов для достижения победы.
     Железнодорожный транспорт Советского Союза был важен для ведения войны, поэтому являлся одним из объектов первоочередных устремлений спецслужб фашистской Германии.
     Руководители немецких спецслужб направляли свою деятельность на совершение диверсионных актов на железных дорогах, чтобы разрушить коммуникации и нарушить транспортные связи между фронтом и тылом, наиболее важными экономическими районами Советского Союза.
      Работа сибирских железных дорог привлекала внимание противника. Однако в ходе войны не было допущено ни одного диверсионно-террористического акта на транспорте.
     Этому способствовала напряженная контрразведывательная работа Транспортных отделов НКВД и обеспечение физической вооруженной охраны важных железнодорожных объектов специализированными частями войск НКВД СССР.
      С началом Великой Отечественной войны в период 23 – 26 июня 1941 года,  в соответствии с мобилизационным планом НКВД СССР «МП - 41»  утвержденного приказом НКВД СССР № 00480 от 25.04.1941 года «С объявлением штатного расписания военного времени войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности», 27 бригада была переформирована на штаты военного времени, 11 отдельный батальон переформирован в 118 полк, 12 отдельный батальон – в 111 полк.
      В составе бригады сформирован 191 полк войск НКВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности, штаб полка – г. Новосибирск.
     После завершения мобилизационных мероприятий численность бригады составила – 5 959 человек.
       Бригада имела 283 лошади, при охране объектов широко применялись служебные собаки, которых насчитывалось 564 единицы.
     Подразделения 65 – го полка осуществляли охрану объектов Томской железной дороги и дислоцировались на станциях Новосибирск, Тайга и Барнаул.
      Управление части, взвод связи, автотранспортный взвод, саперный взвод, резервная рота, полковая школа младшего начальствующего состава находились в г. Новосибирске.
      111-й полк выполнял служебно – боевые задачи по охране объектов Красноярской железной дороги и имел в своем составе, два линейных батальона в составе четырех рот, которые несли службу на станциях Красноярск, Ачинск, Иланская.
       В период с 10 по 25 июля 1941 года, согласно приказу НКВД СССР № 00901 от 09.07.1941 года, полк выделил 300 военнослужащих для формирования 12-го стрелкового полка оперативных войск НКВД СССР.
       118-й полк выполнял задачи по охране объектов Омской ж. д. Подразделения полка несли службу на станциях Омск, Ишим.

     Был начат прием под охрану дополнительных объектов, влияющих на обеспечение бесперебойной работы железных дорог в условиях военного времени.
     Главными объектами в создании противодиверсионной защиты на магистралях были железнодорожные мосты, которые являлись наиболее уязвимыми сооружениями на железных дорогах.
       С 10 июля 1941 года охрана линий правительственной ВЧ - связи возложена на войска НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности, в том числе на личный состав 27 - й бригады.
      В августе 1941 года Главное управление войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности было расформировано и создано Главное управление внутренних войск НКВД СССР, в состав которого входили отделы, руководившие службой конвойных войск, войск по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности.
       В декабре 1941 года в состав 27 бригады включен 115-й отдельный стрелковый батальон войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности, прибывший из г. Тулы в г. Красноярск и принявший под охрану завод № 580 наркомата боеприпасов.
       Повышению эффективности служебно-боевой деятельности войск способствовало постановление Государственного Комитета Обороны от 14 декабря 1941 г.  № 1024/сс «О мероприятиях по улучшению охраны железных дорог», которое возложило на войска НКВД охрану важных (номенклатурных) народно-хозяйственных грузов на железнодорожном транспорте как в грузовых парках станций, так и в пути следования. Кроме того, под войсковую охрану передавались денежные кассы, железнодорожное полотно и другие объекты.
      Войска НКВД по охране железнодорожных сооружений, получили наименование «Войска НКВД по охране железных дорог».
      Существующая стрелковая охрана НКПС упразднялась, а личный состав охраны призывного возраста, вооружение, автотранспорт и войсковое имущество передавали войскам НКВД СССР.
       Для выполнения данного постановления НКВД СССР и НКПС СССР 25 декабря 1941 года издали совместный приказ за № 0017/с-713/4 «О мерах по улучшению охраны железных дорог», который регламентировал порядок передачи войскам НКВД по охране железных дорог важнейших объектов, находившихся в ведение отделов военизированной стрелковой охраны НКПС.
      Приказом НКВД СССР от 19.01.1942 г. № 00150 Главное управление внутренних войск НКВД было расформировано и вместо него создано три управления, в их числе Управление войск НКВД СССР по охране железных дорог (начальник – комбриг А.П. Курлыкин) и Управление войск НКВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности начальник управления – генерал-майор И.С.  Любый).
       Для охраны оборонных предприятий, в соответствии с приказом НКВД СССР № 00223 от 31.01.1942 г., в г. Новосибирске началось формирование 6 отдельной стрелковой бригады войск НКВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности, на его укомплектование из состава 27 бригады были переданы 181 полк, 98-й и 115 – й отдельные батальон войск НКВД.
       В январе 1942 года личный состав стрелковой военизированной охраны Красноярской, Томской и Омской железных дорог включен в состав 111, 65 и 118 полка в соответствии с их дислокацией.
     В период с 26 марта по апрель 1942 года 1-й батальон 62-го полка войск НКВД СССР по охране железных дорог и подразделения 65 полка, дислоцированные в г. Барнауле, согласно приказу НКВД СССР № 00625 от 26.03.1942 года переформированы в 12-й отдельный батальон войск НКВД СССР по охране железных дорог (2 формирование).
     В октябре 1942 года 118 полк в г. Омске переформирован во 2 отдельный батальон войск НКВД СССР по охране железных дорог.
     Необходимо отметить, что основным подразделением при охране объектов железнодорожной инфраструктуры были гарнизоны, которые дислоцировались в основном в отрыве от своих частей.
      Приказом НКВД от 03.03.1942 г. № 00445 были объявлены типовые штаты войск НКВД по охране железных дорог. Гарнизон 1-го типа состоял из 16 человек, 2-го типа – 21 человека, 3-го типа – 28 человек, 4-го типа – 36 человек, 5-го типа – 50 человек, 6-го типа – 97 человек.  
      Для организации деятельности гарнизонов войск НКВД по охране железных дорог совместным приказом НКВД и НКПС 15.04.1942 г. была утверждена Инструкция войскам НКВД по охране грузов на железных дорогах Союза ССР.
       В соответствии с ней охрана грузов войсками осуществлялась на крупных железнодорожных станциях в соответствии с перечнем грузов, подлежащих охране войсками НКВД, а также в пути следования. В перечне грузов значилось 32 наименования.
       Для охраны груза на железнодорожных станциях и в пути следования выделялись гарнизоны, численность которых определялась начальником войск НКВД по охране железных дорог.  Для непосредственной охраны груженых вагонов на железнодорожных станциях и в пути следования гарнизоны из своего состава выделяли диспетчеров охраны груза, приемщиков вагонов под охрану, караулы, посты, дозоры, секреты и засады.
      Железнодорожные станции, где были дислоцированы гарнизоны по охране грузов в пути следования, также являлись пунктами смены караулов (нарядов).
    Численный состав караула (наряда) назначался в зависимости от количества вагонов (платформ), подлежащих охране по следующей норме: 1–3 вагона (наряд) – 2 человека, 4–7 вагонов (караул) – 3 человека, 8–15 вагонов (караул) – 5 человек. На каждые последующие 5 вагонов добавлялся 1 человек.
     Служебно – боевая деятельности 27 бригады была направлена на проведение противодиверсионных мероприятий, в результате которых на транспорте, вблизи магистралей и на охраняемых объектах задерживалась лица, нарушающие режим военного времени, совершившие хищения грузов, дезертиры, самовольно проезжавшие в товарных вагонах, уголовный элемент и другие правонарушители.
      Нередко военнослужащие бригады привлекались Транспортными отделами НКВД для участия в проведении оперативно - чекистских мероприятий.
     Так, 15.12.1942 года была проведена массовая проверка документов по всей Омской ж. д. у лиц, находившихся на станциях, вокзалах и перронах.
     В результате проверки было задержано 329 человек, из которых 12 оказались дезертирами РККА и оборонной промышленности, 14 воров, 13 уклоняющихся от воинского учета, 179 лиц, проживающих без прописки, ряд спекулянтов и другого преступного элемента.   
     Важным направлением деятельности войск НКВД в годы Великой
Отечественной войны явилось формирование новых частей и соединений.
5 января 1942 года командир 27 бригады войск НКВД по охране железных дорог полковник САРАЕВ А.А. был назначен командиром 10 – й стрелковой дивизии войск НКВД СССР, которая под его командованием прославится при обороне Сталинграда.
      В ее состав вошел 273 - й полк (1- го формирования), который был сформирован в городе Бердске, в июне 1942 года. На его укомплектование были направлены военнослужащие 27 бригады войск НКВД по охране железных дорог и граждане, призванные из запаса.
     Новым командиром бригады стал полковник БУЛГАЧ Леонард Степанович.
     Помимо служебной деятельности, личный состав бригады тесно взаимодействовал с местными органами власти. Оно выражалось в участии в массовых воскресниках, оказании помощи в подготовке станционных хозяйств и ж/д путей к осенне-зимней эксплуатации.
      Охрана и оборона железных дорог и сооружений на них, а также перевозимых грузов являлась для войск НКВД одной из важнейших задач. 
     В первый период войны личный состав 27 бригады войск НКВД по охране железных дорог обеспечил надежную охрану объектов и перевозимых грузов, что способствовало более полному удовлетворению потребностей действующей Красной армии в личном составе, вооружении, обмундировании и продовольствии.

Александр Слободянюк

Левицкий Василий Митрофанович, полковник. Дата рождения: 28.02.1903 г. Место рождения: г. Харьков Дата поступления на службу:03.1918 г. 8 бр. войск НКВД ОЖДС. В 1944 г. полковник Левицкий В.М. начальник 2-го отдела и начальника штаба ВВ НКВД Белорусского округа. С 31.07.1946 г. начальник ОУВС Азербайджанского округа. Дата окончания службы: 15.04.1955 г. Награды: орден Ленина, два орден Красного Знамени, орден Кутузова II степени (1944), Красной Звезды, медали