Обеспечение безопасности железнодорожного транспорта в дореволюционной России

Автор Забава Александр, 17 января 2023, 08:32:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Забава Александр

     Появление и развитие железнодорожного транспорта в России вызвали необходимость образования специальных органов государственной власти, которые должны обеспечивать на нем  правопорядок, охрану государственной и общественной безопасности.
     В 1840-х гг. полицейский надзор за строительством и эксплуатацией железных дорог осуществлялся жандармскими эскадронами и командами, которые находились в подчинении Министерства путей сообщения, что ставило их в служебную и денежную зависимость от него.
    В июле 1861 года, они были преобразованы в управления, что закреплялось   «Положением о полицейских управлениях на Санкт-Петербургско-Варшавской и Московско-Нижегородской железных дорогах».
   В соответствии с данным документом на жандармско-полицейские  управления на железных дорогах, возлагались функции наблюдения за точным исполнением рабочими и подрядчиками их взаимных обязательств, обеспечение сохранности имущества и порядка на железнодорожных станциях, рассмотрение жалоб рабочих, подрядчиков, служащих, проезжающих и проживающих на железных дорогах, контроль за паспортами.
   Полицейские управления  продолжали оставаться в подчинении Министерства путей сообщения через инспекторов соответствующих дорог, в обязанность которых входило руководство деятельностью подразделений железнодорожной полиции.
    В декабре 1866 г. по закону «Об обязанностях и подчинении жандармских полицейских управлений железных дорог» все полицейские управления были изъяты из ведения Министерства путей сообщения и вошли в систему Министерства внутренних дел.
   Общее руководство деятельностью железнодорожной полиции осуществлял Министр внутренних дел Российской империи. Прямое руководство возлагалось на товарища (заместителя Министра внутренних дел), которым являлся командир Отдельного корпуса жандармов.
    Непосредственное руководство жандармской железнодорожной полицией  в масштабе всей империи, осуществлял начальник штаба Отдельного корпуса жандармов.
      Во главе ЖПУ ж. д. стояли начальники на правах командиров полков в чине генерал-майоров или полковников, назначались они приказами по Отдельному корпусу жандармов.
       В соответствии с утвержденным 13 марта 1867 года «Порядком учреждения жандармского надзора на вновь проводимых дорогах» в ведении каждого жандармско-полицейского управления включался участок дороги протяженностью 2000 верст. Это расстояние делилось на участки в 200 верст каждый, находившиеся в ведении отделений.             
    В соответствии с Высочайшим повелением от 16 марта 1867 года штатное число нижних чинов Жандармских полицейских управлений железных дорог определялось нормой по два унтер-офицера на станцию, за исключением столичных местностей, где было положено по три унтер-офицера на станцию.
     В Своде Военных Постановлений 1869  г. говорилось: «Жандармские полицейские управления железных дорог несут все обязанности и пользуются всеми правами наружной полиции, принимая участие в охранении внешнего порядка и в предупреждении и пресечении нарушений общественных благочиния и общественной безопасности на определённых районах по железным дорогам».
     Статья 47 Устава Уголовного Судопроизводства устанавливала: «Предметы ведомства жандармских полицейских управлений железных дорог касаются:
 1) исполнения обязанностей по делам судебного ведомства;
 2) непосредственного участия и наблюдения за исполнением на железных дорогах публикой и служащими дороги правил и распоряжений, обеспечивающих внешний порядок и благочиние на железных дорогах или имеющих целью предупреждение и преследование совершающихся на оных преступных действий;
 3) исполнения обязанностей, возложенных Общим Уставом Российских железных дорог и подлежащими постановлениями, издаваемыми в развитие него;
 4) исполнения обязанностей по делам военного ведомства, казённого управления и департамента полиции и содействия в подлежащих случаях лицам правительственных, земских и общественных учреждений;
 5) осмотра паспортов в некоторых пограничных пунктах Империи;
 6) непосредственного и исключительного руководства на местах делом охраны императорских поездов при Высочайших путешествиях и связанного с этим постоянного наблюдения за составом железнодорожных служащих, в отношении политической их благонадёжности, и ведения алфавитных паспортных книг;
 7) исполнения особо данных через начальство инструкций и указаний для действия в известных случаях; производство дознаний по политическим делам и переписок по охране».

     В 1881 г. было принято «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», в  соответствии с ним, жандармские чины наделялись правом обыскивать и арестовывать любое лицо, подозреваемое в совершении государственного (политического) преступления.
     Жандармские полицейские управления осуществляли руководство по обеспечению безопасности передвижения высших должностных лиц железнодорожным транспортом, путем принятия мер по охране железнодорожного пути со всеми сооружениями, а также железнодорожного транспорта в пути следования в обслуживаемом районе.
    Железнодорожными правоохранительными органами велась активная борьба с уголовной преступностью (хищениями с железной дороги, кражами имущества пассажиров и другими правонарушениями). 
      В массовых выступлениях  1905 г., активную роль сыграли железнодорожные рабочие, которые приняли участие в Октябрьской стачке всероссийского масштаба, что стало основанием для привлечения ЖПУ ж. д. к борьбе с революционным  движением.
    На  ЖПУ ж. д. приказом по Отдельному корпусу жандармов от 28 июля 1906 г. № 145 были возложены обязанности производства дознаний обо всех «преступных действиях» политического характера, «совершенных в полосе отчуждения железных дорог».
      При производстве дознаний начальники отделений подчинялись начальникам местных Губернских жандармских  управлений.
    В результате ЖПУ ж. д. стали выполнять функции по ведению политического сыска, что потребовало формирования секретной агентуры в среде железнодорожных рабочих и служащих.
     Перед чинами ЖПУ ж. д. стояли  задачи по предупреждению и предотвращению  распространения революционной угрозы.
     Деятельность управлений состояла в наблюдении и негласном надзоре за конкретными лицами, революционными организациями с обязательным доведением полученной информации до сведения Департамента полиции.
    С 1908 г. премьером П.А. Столыпиным было введено военное положение на железной дороге. Многие железнодорожники, по информации полученной из ЖПУ,  за ведение революционной деятельности, были уволены администрацией дорог без права работы на любой из частных и казенных линий страны.     
     19 июля (1 августа) 1914 года Германская империя объявила России войну, которую в последующем назовут Первой мировой войной.
     Железнодорожный транспорт приобрел статус важного стратегического объекта Российской империи.
    Произошло резкое увеличение объема перевозок, что требовало усиленного внимания со стороны правоохранительных органов.
      В период военного времени к той деятельности, которой жандармская железнодорожная полиция занималась в мирных условиях, добавились ещё и дополнительные обязанности.
      На протяжении всей войны одной из важнейших задач оставалось обеспечение охраны железнодорожных магистралей империи от готовящихся диверсий.
     Жандармскими железнодорожными управлениями проводился ряд мероприятий по организации противодиверсионных мероприятий и охране железнодорожных узлов, станций, мостов, осуществлялся надзор за перевозкой военных грузов и размещением на станциях беженцев.
     Совершенно новым видом деятельности для ЖПУ ж. д. стало противодействие шпионажу противника на объектах транспорта.
      В  «Инструкции начальникам контрразведывательных отделений» говорилось: «Контрразведка (борьба со шпионством) заключается в своевременном обнаружении лиц, занимающихся разведкой для иностранных государств, и в принятии вообще мер для воспрепятствования разведывательной работе этих государств в России. Конечная цель контрразведки есть привлечение к судебной ответственности уличенных в военном шпионстве лиц на основании ст. ст. 108–119 Уголовного  уложения 1903 г. или прекращение вредной деятельности названных лиц хотя бы административными мерами».
   Жандармская железнодорожная полиция постоянно информировалась о способах и методах проведения шпионажа и диверсионных актов со стороны иностранных разведок, получала указания об усилении наблюдения.
   Ими пресекался сбор информации об объектах транспортной инфраструктуры, запрещалось вести фотосъемку на железной дороге.
    В число контрразведывательных мероприятий входило осуществление негласного надзора за иностранцами, которые следовали по железным дорогам «дабы выяснить истинную цель их поездки и принять все меры к недопущению разведки».
      К 1917 г. в России на 67 железных дорогах функционировало 33 жандармско-полицейских управления, в состав которых входило 332 жандармских отделения.
   В результате революционных событий февраля 1917 г. произошло падение самодержавия в России.
    В марте 1917 года Временное правительство приняло решение об упразднении Отдельного корпуса жандармов, включая и жандармских полицейских управлений железных дорог.
     Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, проходивший 25 - 26 октября (7- 8 ноября) 1917 года провозгласил образование Советского государства и юридичес�ки закрепил ликвидацию буржуазного Временного правитель�ства и его органов в центре и на местах.
    Функцию охраны общественного порядка и борьбы с преступностью стал осуществлять Наркомат внутренних дел при СНК РСФСР.