Органы военной контрразведки и железнодорожные войска.

Автор Забава Александр, 10 февраля 2021, 11:07:33

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Забава Александр

Органы военной контрразведки по обслуживанию железнодорожных войск в годы Великой Отечественной войны.

   Накануне Великой Отечественной войны часть железнодорожных войск, численностью 29 260 человек, подчинялась Управлению военных сообщений Наркомата обороны, а другая часть - 68 002 человек, объединенная в Особый корпус железнодорожных войск, подчинялась по общевойсковым вопросам Наркомату обороны, а по производственным -- Наркомату путей сообщения.
   До 1941 года железнодорожные войска, подчиненные Управлению ВОСО, состояли из отдельных полков, батальонов и рот, а Особый корпус состоял из бригад и отдельных полков.
    С началом войны железнодорожные бригады после развертывания и формирования были направлены на фронты для заграждения и технического прикрытия железных дорог.   Каждый фронт имел 1–2 железнодорожные бригады, которые придавались армиям и оперативно подчинялись начальникам военных сообщений армий. Бригады Особого корпуса находились в двойном подчинении: управлению корпуса и начальникам ВОСО армий, в полосе действий которых они находились.
   3 января 1942 года Государственный Комитет Обороны своим постановлением № 1095 объединил все восстановительные силы и средства в руках НКПС.
    В соответствии с этим постановлением ГКО все железнодорожные бригады и части, как подчинявшиеся начальнику военных сообщений, так и входившие в Особый корпус, были переданы в НКПС.
           В Наркомате путей сообщения было организовано Главное Управление военно-восстановительных работ (ГУВВР), которое возглавило все Железнодорожные войска и спецформирования НКПС.
    Для непосредственного руководства Железнодорожными войсками в составе ГУВВРа было создано Управление и штаб Железнодорожных войск.
     На каждом фронте были сформированы управления военно-восстановительных и заградительных работ (УВВР) и организованы головные базы восстановительных материалов. Для непосредственного руководства железнодорожными войсками фронтов при УВВР были созданы штабы железнодорожных войск фронтов (НЖВФ).
         Начальник УВВР одновременно являлся и начальником железнодорожных войск фронта. 
      При создании ГУВВР в НКПС были переданы все Железнодорожные войска (в том числе 22 железнодорожные бригады) штатной численностью 147 660 человек, а списочная численность тогда составляла 131 370 человек.
   Реорганизация железнодорожных войск потребовала перестройки их оперативно – чекистского обслуживания.
   До февраля 1942 года контрразведывательную работу в железнодорожных войсках вели Особые отделы НКВД СССР.
  После передачи железнодорожных войск в НКПС в Транспортном управлении НКВД СССР приказом № 00509 от 13/14 марта 1942 г. создано самостоятельное 5 отделение по обслуживанию железнодорожных войск НКПС.
    Через некоторое время приказом НКВД № 00848 от 26/28 апреля 1942 г.  5 отделение было передано в состав 1 отдела по обслуживанию железнодорожного транспорта.
    Приказом НКВД СССР № 00345 от 18.02.1942 г. «О передаче особых отделов НКВД железнодорожных частей из подчинения особых органов в подчинение транспортных органов НКВД» обслуживающие их особые органы НКВД СССР переходят в подчинение Транспортного управления НКВД СССР.
    При Управлениях военно – восстановительных работ и железнодорожных войск фронтов создаются Транспортные отделы НКВД СССР.
    Особые отделы НКВД СССР в железнодорожных войсках продолжают действовать и решают задачи по обеспечению безопасности деятельности войск.
   Государственный Комитет Обороны, ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР приняли решение о реорганизации НКВД СССР путем выделения из его состава оперативных подразделений государственной безопасности.   
         Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1943 года был образован Народный комиссариат государственной безопасности СССР (НКГБ СССР).
   В составе НКГБ СССР образуется 3 (транспортное) Управление во главе с комиссаром ГБ 3 – го ранга С. Р. МИЛЬШТЕЙНОМ (12 мая 1943 – июнь 1947 г.).
     Транспортные отделы НКВД фронтов стали именоваться как Транспортные отделы НКГБ СССР фронта.
  Особые отделы НКВД СССР в железнодорожных войсках были переименованы в 3 отделы НКГБ СССР, вышестоящим органом для них были ТО НКГБ СССР фронта.