Отдельная женская бригада войск НКВД

Автор Александр Слободянюк, 19 марта 2024, 13:27:12

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Александр Слободянюк

Из досье еженедельника МВД России «Щит и меч»

А ИМЕНОВАЛАСЬ СОЕДИНЕНИЕ... ЖЕНСКИМ!
В годы Великой Отечественной в составе советских Вооруженных Сил находилось такое во многом уникальное воинское формирование, как 1-я женская добровольческая стрелковая бригада, которая, вдобавок, с осени 1943 года к официальному наименованию имела приставку, конкретно указывающую на ведомственность принадлежность, – «внутренних войск НКВД СССР»!
Об этом несправедливо забытом историками соединении – языком только недавно рассекреченных архивных документов.
Итак, дата рождения бригады – поздняя осень сорок второго. А в роли же главной мотивации выступил тот душевно-патриотический подъем, который массово и неугасимо царил в рядах советских девушек. Тысячи и тысячи из них горели искренним желанием уйти на фронт, однако военкоматы в качестве добровольцев призывали преимущественно только тех из них, кто уже владел военно-учетными специальностями. Получившие же отказ, как правило, тут же направляли письма с гневным протестом в адрес Верховного Главнокомандующего. Как логический итог – изданное Государственным комитетом обороны СССР 3 ноября 1942 года Постановление за № ГОКО-2470сс «О формировании женской добровольческой стрелковой бригады». Этот документ, кстати, и начинался со слов: «Идя навстречу желаниям женщин с оружием в руках защищать свою социалистическую Родину...» А вот другие не менее принципиально важные положения из него: «...Сформировать в Московском военном округе к 1 февраля 1943 года женскую добровольческую стрелковую бригаду...
...Общую численность бригады установить 6983 человека.
...Отдельную женскую добровольческую стрелковую бригаду укомплектовать комсомолками и некомсомолками, путем тщательного отбора из числа добровольно изъявивших желание служить в Действующей армии.
Для пополнения бригады женщинами, имеющими боевой опыт, персонально отозвать с фронтов 1.000 женщин...
...Должности командного и начальствующего состава, в первую очередь, заместить командирами-женщинами, имеющими боевой опыт».
Из воспоминаний, направленных в адрес «Щита и меча» рядовой в отставке Идой Рувимовной Шрайтер (в девичестве – Лахман), проживающей ныне в Израиле: «Родилась я осенью 1921 года в Херсонской области. В начале Великой Отечественной вместе с родителями эвакуировалась в Саратовскую область. Первым на фронт добровольцем ушел папа, а в январе 1943 года, следуя его примеру, и мы с младшим братом Давидом. Давид, к сожалению, в том же сорок третьем погиб в боях по освобождению родной для нашей семьи Украины. А мне же выпало нести гарнизонную и караульную службу в прифронтовой полосе Западного фронта.
Что помнится: по прибытию в подмосковное Очаково меня определили стрелком в 3-е отделение 3-го стрелкового взвода 1-й стрелковой роты 1-го отдельного стрелкового батальона. Жили в большой казарме. В конце нее – пирамида для винтовок. Двухъярусные нары. Сначала я спала наверху, однако после обморожения ног, полученном на посту, меня «поселили» на нижний ярус.
Баня была раз в неделю, но не в нашем военном городке, а в соседнем кунцевском. В столовую и из нее ходили строем. За каждым столом на лавках размещалось по двенадцать девушек. Дежурные раскладывали хлеб – по две буханки черного на каждый стол. Буханку разрезали на шесть частей.
Горячее приносили дневальные по столовой в больших кастрюлях. На второе всегда давали перловую кашу. Чувства сытости, тем не менее, не было...
Из нашего взвода сразу выделились Леля Орлова и Крюкова (имя ее сейчас уже не припомню) – обе москвички. Лелька, как не удивительно, материлась, не хуже извозчика. Отучить ее от этого мы так и не сумели. Крюкову же в силу ярко выраженных лидерских способностей почти сразу же назначили командиром отделения, присвоив ей звание ефрейтора. Крепко сдружилась тогда с Аней Майзенштейн из Белоруссии и Ниной Майоровой из Татарстана. С последней мы потом после войны еще долго переписывались»...
С осени сорок третьего бригаду лично по воле Сталина направили на усиление внутренних войск НКВД СССР. Нормативно жк это было оформлено распоряжением Генерального Штаба Красной Армии:
«29.10.1943 года №/17/710
Совершенно секретно
Командующему войсками Московского военного округа
Копия: народному комиссару внутренних дел Союза ССР
Народный комиссар обороны ПРИКАЗАЛ:
1 женскую добровольческую стрелковую бригаду, дислоцированную в Очаково, к 20 ноября передать на месте в состав войск НКВД.
Исполнение донесите».
А это уже строки из совместного Акта командования МВО и руководства ГУВВ НКВД СССР от 25 ноября 1943 года: «...Штат офицеров – 506, по списку – 471... участвовали в боевых действиях – 81, имеют ранения – 61, награждены орденами и медалями – 3...
...сержантского состава по штату – 1470, по списку – 1465, .. участвовали в боевых действиях – 133, имеют ранения – 75, награждены орденами и медалями – 10.... Из кадра – 5, из запаса – 1460...
...рядового состава по штату – 4931 чел., по списку – 4885 чел., участвовали в боевых действиях – 134, имеют ранения – 51, награждены орденами и медалями – 7... из кадра – нет, из запаса – 4885 чел...
По образованию начсостава бригады: окончили академии – 9 чел., курсы усовершенствования – 49 чел., окончили военные училища в мирное время – 28 чел., в военное время – 341 чел., не имеют военного образования – 43...
По национальному составу: русские – 3987 чел., украинцы – 375, белорусов – 60, евреев – 58, татар – 79, армян – 1, башкир – 16, казахов – 1, коми – 111, чуваши – 33 и др.
...В составе бригады четыре отдельных стрелковых батальона и другие подразделения...
После принятия бригады в состав ВВ НКВД СССР выполняла боевые задачи на территории Смоленской области: штаб бригады и подразделения обеспечения - в г. Дорогобуже; 1 осб [отдельный стрелковый батальон] – г. Вязьма, 2 осб – г. Спас-Деменск, 4 осб – Починок, а также в гг. Рославль и Ельня».
Согласно официальному Перечню управлений объединений, соединений, частей и учреждений войск НКВД СССР, входивших в годы Великой Отечественной войны в состав действующей армии, в боях и сражениях с фашистской Германией в составе войск правопорядка и безопасности участвовали три из четырех штатных отдельных стрелковых батальонов 1-й женской добровольческой стрелковой бригады внутренних войск НКВД СССР – 1-й, 2-й и 3-й: все трое – в период с 8 января по 28 мая 1944 года. Они, специально уточним, вплоть до расформирования бригады непосредственно обеспечивали охрану и оборону войскового тыла в зоне наступления наших фронтов, действовавших на Белорусском операционном направлении.

Александр СЛОБОДЯНЮК,
активист работающего при «Щите и мече»
неформального клуба историков спецслужб.

http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=9361.40

Сов. секретноГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫПОСТАНОВЛЕНИЕ № ГОКО-2470ссот 3 ноября 1942 г. Москва, Кремль
О формировании женской добровольческой стрелковой бригады
Идя навстречу желаниям женщин с оружием в руках защищать свою социалистическую родину, Государственный Комитет Обороны постановляет:
1. Сформировать в Московском военном округе к 1 февраля 1943 года женскую добровольческую стрелковую бригаду по штатам № 04/330, 04/331, 04/333-04/343 с внесением в штаты следующих добавлений:
а) увеличить расчеты: на противотанковое ружье до 3-х чел., на 45 мм пушку до 8 чел., на 76 мм пушку до 10 чел., на 82 мм миномет до 6 человек;б) на каждую грузовую и специальную автомашину иметь по два шофера;
в) в составе автороты подвоза иметь мужскую команду для погрузки грузов, численностью 60 человек;
г) в состав бригады ввести учебный батальон для подготовки младшего командного состава численностью 400 человек. Общую численность бригады установить 6.983 человека.
2. Формирование бригады возложить на начальника Главупраформа тов. Щаденко.

3. Отдельную женскую добровольческую стрелковую бригаду укомплектовать комсомолками и некомсомолками, путем тщательного отбора из числа добровольно изъявивших желание служить в Действующей Армии.
Для пополнения бригады женщинами, имеющими боевой опыт, персонально отозвать с фронтов 1.000 женщин, согласно прилагаемому расчету по фронтам (приложение № 1).
4. Должности командного и начальствующего состава, в первую очередь, заместить командирами-женщинами, имеющими боевой опыт.
Впредь до подготовки и обеспечения бригады полностью женскими кадрами командного, политического и начальствующего состава, должности старшего, среднего и младшего начальствующего состава укомплектовать мужчинами, одновременно развернув ускоренную подготовку необходимого количества кадров из женщин.
5. Обязать начальника Главного Управления Кадров и начальников Главных Управлений НКО по специальности укомплектовать к 15 октября женскую бригаду специально отобранным, хорошо подготовленным, имеющим боевой опыт средним, старшим и высшим командным, политическим и начальствующим составом.6. Обязать начальника Главупраформа тов. Щаденко укомплектовать женскую бригаду к 20 ноября специально отобранным, хорошо подготовленным и имеющим боевой опыт младшим начальствующим составом.
Начальникам Главных Управлений НКО выделить потребное количество младшего командного состава специалистов по заявке начальника Главупраформа тов. Щаденко.
7. Обязать начальников Главных Управлений НКО организовать не позднее 15 ноября подготовку 2.000 средних командиров из женщин по специальности, согласно прилагаемого расчета (приложение № 2).
8. Для подготовки бригаде обученного пополнения сформировать в МВО отдельный запасный женский стрелковый полк, численностью 3.200 человек.

9. Обязать ЦК ВЛКСМ (тов. Михайлова) для укомплектования бригады, запасного полка и курсов средних командиров отобрать 12.000 комсомолок и некомсомолок, из них 1.000 человек на фронтах.
10. Главному интенданту Красной Армии к 20 ноября изготовить и обеспечить бригаду обмундированием и снаряжением улучшенного качества.
11. Начальникам Главных Управлений НКО к 1 декабря 1942 г. обеспечить бригаду, запасный женский полк и курсы подготовки командиров из женщин вооружением, материальной частью, имуществом, повозками и упряжью.


12. Обязать начальника ГАБТУ тов. Федоренко обеспечить бригаду не позднее 15 декабря положенным автотранспортом.
13. Командующему войсками Московского Военного округа тов. Артемьеву обеспечить удобное расквартирование бригады и запасного полка и зачислить бригаду и полк на все виды довольствия, для чего отпустить МВО потребное количество продфуражных пайков.

14. Обязать НКПС (тов. Хрулева) перевезти людей, лошадей, имущество и автотранспорт в сроки и пункты по заявке начальника Главупраформа тов. Щаденко.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ И. СТАЛИН

Выписки посланы: т.т. Бокову, Белякову (Главупраформ), Михайлову, Андрееву – все.
Румянцеву, Щербакову – 5, 6, 7;
Воронову, Пересыпкину, Воробьеву – 5, 6, 7, 11;
Аборенкову – 5, 6, 7, 11; Хрулеву – 5, 6, 7, 11, 14; Артемьеву – 8, 13;
Драчеву – 10, 11; Федоренко – 12; Микояну – 1, 3, 7, 8, 10, 13.


РГВА: фонд 38650, опись 1, дело 617 - «Организационно-штатные мероприятия 1943 год».
Письмо на официальном бланке Генерального штаба Красной Армии:
«29.10.1943 года №/17/710 Совершенно секретно
Командующему войсками Московского военного округа
Копия: народному комиссару внутренних дел Союза ССР
Народный комиссар обороны ПРИКАЗАЛ:
1 женскую добровольческую стрелковую бригаду, дислоцированную в Очаково, к 20 ноября передать на место в состав войск НКВД.
Исполнение донесите.
Заместитель начальника Генерального Штаба генерал армии Антонов».
Мастичный штамп: «вх. № 5048 22.Х1.43 г.»
Собственноручная резолюция наркома внутренних дел карандашом красного цвета: «т. Стаханову - текст не читается, возможно «ис. штатно 20.Х1. ЛБ». Источник - РГВА: ф. 38650, оп. 1, д. 617, л. 436 - подлинник.


Предписание заместителю начальника ВВ НКВД СССР генерал-майору Кирюшину:
«Вы назначаетесь председателем комиссии по приему стрелковой женской добровольческой бригады МВО.
С получением сего убыть в командировку в д. Очаково для приемки бригады.
Работу комиссии по приемке закончить 25 ноября 1943 года.
О результатах работы составить акт представить мне.
Начальник внутренних войск НКВД СССР генерал-майор Шередега»
Мастичная гербовая печать подпись». Источник - РГВА: ф. 38650, оп. 1, д. 617, л. 437 - подлинник.