Организация контрразведывательной работы в войсках Вермахта.

Автор Забава Александр, 05 декабря 2017, 19:34:14

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Забава Александр

Организация контрразведывательной работы в войсках Вермахта.

  В структуру Абвера входил контрразведывательный отдел – Абвер 3, который вел работу в вооруженных силах Германии, военно-административных и военно-хозяйственных учреждениях и на оборонных объектах.
Основные задачи отдела:
•   Борьба с иностранными разведками, изучение форм и методов их деятельности.
•   Дезинформация противника.
•   Обеспечение охраны военной и государственной тайны и, в частности, ознакомление военнослужащих с методами работы разведок противника.
Отдел состоял из десяти групп, в их числе:
    Группа ЗВ (Вермахт), контрразведывательная работа в вооруженных силах. Группа делилась на три подгруппы по родам войск:
•   ЗХ (сухопутные войска) - контролировала сохранность военных секретов, вела расследование фактов утраты секретных документов, знакомила военнослужащих с методами работы иностранных спецслужб
•   ЗМ (Маринен — Морской флот) вела аналогичную работу в ВМФ Германии.
•   ЗЛ (Люфт — ВВС) вела аналогичную работу в частях ВВС.
    В июне 1941 года для организации разведывательно-диверсионной и контрразведывательной деятельности против Советского Союза и для руководства этой деятельностью был создан специальный координирующий орган группы ЗФ на Восточном фронте — штаб «Валли-3».
     Контрразведывательные команды и группы «Абвер 3», действовавшие на советско-германском фронте в тылу немецких армейских группировок и армий, которым они были приданы, проводили активную агентурную работу по выявлению советских разведчиков, партизан и подпольных работников, а также собирали и обрабатывали трофейные документы.
     На советско-германском фронте действовало 5 контрразведывательных абверкоманд -301, 302, 303, 304 и 305. В подчинении каждой абверкоманды находилось от 3 до 8 абвергрупп, которые придавались армиям, а также тыловым комендатурам и охранным дивизиям.
    Основным организатором контрразведывательной деятельности в войсках вермахта являлся разведывательный отдел «1 - Ц», который входил в состав штабов воинских соединений от армейской группировки до дивизии включительно. и подчинялся  непосредственно начальникам штабов этих соединений.
        Отделы «1 Ц»  поддерживали контакт с разведывательными и диверсионными абверкомандами и абвергруппами. действовавшими при соответствующих соединениях немецкой армии, ставили перед ними конкретные задачи по разведывательно-диверсионной работе в тылу советских войск.
      Контрразведывательная работа проводилась специальными представителями «Абвера 3» -  абверофицерами, именовавшимися в официальных документах 1 Ц/АО. Они находились в штатах отделов «1- Ц»  армейских группировок и армий.
   Отдел  «1 - Ц» армейской группировки состоял  из начальника отдела, его заместителя, офицера по культурно-политическому обслужи¬ванию, 3—4 переводчиков (зондер-фюреров) и абвер-офицера.
     Отдел «1- Ц» армии — из начальника отдела, его заместителя, офи¬цера по культурно-политическому обслуживанию, 2 офицеров военной цензуры, 3—4 переводчиков (зондер-фюреров), офицера проверки поле¬вой почты, абвер-офицера и офицера для обработки материалов по ли¬нии абвер-3.
     Отдел «1- Ц» корпуса — из начальника отдела, его заместителя, офицера для поручений и 1—2 переводчиков (зондер-фюреров).
       Абвер-офицер армейской группировки обрабатывал все вопросы профилактической контрразведки в районе действий армейской группировки и давал установки армиям. В его задачу входило докладывать начальнику отдела "1-Ц" или непосредственно начальнику штаба армейской группировки обо всех происшествиях разведывательного и контрразведывательного порядка, имевших место в районе действий армейской группировки.
    В область работы отдела "1-Ц" армии входила дача оперативных заданий абвергруппам по розыску вражеских агентов разведывательных органов.
    Отделения Абвера отдела «1 - Ц» армии занимались   обработкой всех вопросов, связанных с профилактической контрразведкой внутри района действия армии - дача указаний о соблюдении военной тайны, расследование дел об утере секретных документов, поступавшие дела с окраской "шпионаж" оно передавало для дальнейшего ведения в абвергруппы III или тайной полевой полиции (ГФП).      
     ГФП является исполнительным органом контрразведывательной службы абвер-3 и отдела «1 – Ц». Руководство органами ГФП в армиях на совет¬ско-германском фронте и в оккупированных областях СССР возлагалось на начальника ГФП «Ост» (Восточного фронта).
       Каждой армии на фронте придавалась  группа ГФП. Оперативные указания группа ГФП получала от абвер-офицера или начальника отдела «1 – Ц».
      Основной обязанностью групп и отрядов ГФП является выявление шпи¬онов, саботажников и лиц, проводящих агитацию против фашистского ре¬жима, как из числа военнослужащих, так и гражданского населения. ГФП производило  аресты и вело следствие по делам перечисленных выше лиц.
     Кроме того, на обязанности ГФП лежало участие в выявлении и борьбе с партизанами в соответствии с указаниями, полученными на этот счет от абвер - офицеров и начальников отделов «1 – Ц»..
   ГФП   выявляла  уголовные  элемента в частях и производило их  аресты, организовывала розыск  дезертиров.
    Отделы «1 – Ц» армий осуществляли цензуру всех мате¬риалов по пропаганде,  а также производили цензуру почтовых отправлений.
     Для переброски  агентуры через линию фронта абвер-офицер направлял агента к начальнику отдела «1 – Ц»  дивизии, которому поручалось произвести переброску его на определенном участке фронта.
    Контрразведывательную работу в армии  проводил отдел «Абвер-3 через своих прикомандированных к отделу «1 –Ц» абвер-офицеров в ар¬мейских группировках и армиях. В корпусах и дивизиях эту работу проводил один из офицеров отдела «1 –Ц» , в полках и батальонах — специальные абвер-офицеры, которые контрразведывательные функции выполняли по совместительству с обязанностями адъютантов или же офицеров для поручений при командирах этих частей.
 Основной функцией Абвер-3 являлась  борьба со шпионажем, саботажем и политическим разложением в частях.
   Эту работу абвер-офицеры проводили  по двум линиям. С одной стороны, во всех воинских частях организовано обязательное преподавание основных навыков по борьбе с такого рода преступлениями. Этим преследовалось предостережение военнослужащих от совершения подобных преступлений и воспитание их к сотрудничеству с контрразведкой.
         Воинскими уставами в германской армии,  обязанность бороться с политическими преступлениями также была возложена на командиров частей.
    Другой линией, по которой велась контрразведывательная деятельность абвер-3, являлась агентурная работа в воинских частях, направленная на вы¬явление шпионов, саботажников и политически неблагонадежных лиц.
 Контрразведывательные  мероприятия в масштабе соединений абвер-офицерами согласовывались  с начальниками отделов «1 –Ц», а в особо важных случаях с командованием армии или армейской группировки.
      Абвер-офицер  мероприятия по линии выявления политических преступников и лиц, политически неблагонадежных согласовывал с начальником отдела «1 –Ц» , после чего через ГФП, командиров и абвер-офицеров частей проводил их в жизнь.
    В особо важных случаях абвер-офицер через начальника отдела «1 –Ц»  согласовывал свои мероприятия с начальником штаба или командующим армией.
         В объеме намеченных мероприятий осуществляли свою деятельность командиры и абвер-офицеры частей. В первую очередь эти мероприятия касались разработки подозрительных по шпионажу или другим преступлениям лиц.  Разработке обычно предшествовал поступивший командиру части рапорт от кого-либо из военнослужащих о подозрительных действиях того или иного лица по шпионажу или другому преступлению.
    Командир части через вышестоящих командиров или же через отдел «1 –Ц» дивизии передавал  этот рапорт абвер-офицеру армии, который в зависимости от важности преступления, в котором подозревается лицо, а также исходя из обоснованности выдвигаемых подозрений, лично выезжал  в часть или же  направлял одного из сотрудников ГФП. В воинской части абвер-офицер или сотрудник ГФП в необходимых случаях опрашивал лиц, связанных с подозреваемым, и. если не находил оснований принять решение о немедленном аресте заподозренного лица, давал указа¬ние командиру части об установлении постоянного наблюдения за этим лицом и о проверке его переписки.  Получив такое указание, командир части подбирал доверенное лицо из числа благонадежных и давал ему задание вести за подозреваемым лицом наблюдение.
    Такой солдат обычно подбирается из числа приближенных к подозреваемому. В отдельных случаях командир части не прибегая к помощи доверенных лиц, принимал функции такого лица на себя.  
     Доверенное лицо о результатах своего наблюдения устно сообщал командиру части, который, в свою очередь, об этом ставит в известность абвер-офицера армии. Абвер-офицер, убедившись, что разработка подозреваемого лица в основном закончена, принимал  решение вплоть до ареста. Свое решение он в таких случаях согласовывал  с начальником отдела«1 –Ц» и командиром полка. После чего давал указание руководителю группы ГФП о производстве ареста. Производили аресты, как правило, сотрудники передового отряда ГФП, состоящего при корпусе. В этом же отряде и велось  следствие по делу арестованного. Руководство следствием осуществлял абвер-офицер. По окончании следствии по делу,  ГФП передавал расследованное дело абвер-офицеру, который после согласования обвинительного заключения с командованием,  передавал  это дело на рассмотрение дивизионного военного суда.
      В отношении арестованных из числа гражданского населения дело после окончания следствия по нему в ГФП окончательно рассматрива¬лось  абвер-офицером, который по согласованию с командованием и начальником отдела  «1 –Ц»  принимал  решение о мере наказания в отношении такого лица.
    Все дела о военнослужащих германской армии, включая уголовных преступников, велись  и расследовались в ГФП. Это распространялось также и на дела об антифашистской агитации.
        ГФП вело также следствие в отношении гражданских лиц, обвиняемых в агитации против фашистского режима среди солдат.
      После ликвидации Абвера, на базе оставшейся в ОКБ части подразделений абвер-3 был создан отдел «Шеф группенабвер», подчинявшийся непосредственно заместителю начальника оперативного управления ОКБ.
    Отдел «Шеф труппенабвер» руководил контрразведывательной работой в частях немецкой армии и в лагерях военнопленных.
   В состав отдела входили:
•   группа 3 X — контрразведывательные мероприятия в сухопутных войсках;
•   группа 3 М — аналогичные мероприятия в частях ВМФ;
•   группа 3 Л — аналогичные мероприятия в авиационных частях;
•   группа 3 КГФ — контрразведывательная работа в лагерях военнопленных;
•   группа 3 ЦО ведала кадрами, финансами и хозяйственными вопросами;
•   группа 3 А занималась подготовкой и обучением офицеров контрразведки;
•   группа ГФП — руководство органами тайной полевой полиции при соединениях действующей армии.
       В военных округах , группировках и армиях по линии «Шеф труппенабвер» были организованы отделения АО (абверофицер) с такими же задачами и структурой.

ПАМЯТКА ПО КОНТРРАЗВЕДКЕ ДЛЯ НЕМЕЦКИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ [1944 г.]

    Борьба со шпионажем является долгом всех военных инстанций. Каждый командир части несет ответственность за тщательное расследование дел на всех подозреваемых в шпионаже, не пренебрегает ни одним средством, обеспечивающим военную тайну.
Распоряжение для связи полевой почты.
Запрещается обозначение воинской части при получении и отправке почты. Вместо этого ставится только фамилия и номер полевой почты. Это необходимо довести до сведения солдат и их близких и родных.
Основные пункты для ознакомления войск с контрразведкой:
1. В качестве шпионов используются как мужчины, так и женщины. Их одежда не бросается в глаза, они появляются часто в немецкой воен¬ной форме, женщины иногда появляются в одежде медицинских сестер. Не нужно бояться хорошей одежды, имени, награждений орденами или безупречного и уверенного поведения агента.
2. Как работают шпионы:
а) они ведут разведку собственным наблюдением;
б) они прислушиваются к разговорам, задают между прочим вопро¬сы в обычных разговорах;
в) они работают по нескольку человек вместе, причем часть группы отвлекает внимание от собственно шпионов.
3. Где появляются шпионы и что они пытаются разведать:
а) в пунктах скопления войск, в крепостях и т. п.;
б) на железнодорожных узлах.
Они наблюдают за железнодорожными перевозками, что перевозит¬ся в поездах (род войск, номера полков, количество и система орудий). Они выспрашивают у солдат относительно цели переброски и принадлежности к высшим соединениям, относительно прошедших боев, о потерях и настроении.
Они интересуются особенно железнодорожным, санитарным и низ¬шим персоналом высших штабов, а также организацией этапной службы и службы снабжения.
4. Шпионы пытаются установить местоположение:
а) штаб-квартир, складов с боеприпасами, саперных и автомобиль¬ных парков, ангаров, радиостанций, зенитных частей и т. п.;
б) артиллерийских и пулеметных позиций, опорных пунктов, тыло¬вых позиций, охраны мостов и железнодорожных обустройств, телефон-но-телеграфных узлов.
5. Какие меры следует принимать в частях против шпионов:
а) регулярное напоминание солдатам о шпионаже противника;
б) тщательное соблюдение всех предписаний по обращению с рукописным и печатным материалом, картами и особенно с секретными материалами;
в) наблюдение за канцеляриями, штабным персоналом, связью и радиосвязью;
г) осторожность в разговорах, особенно в общественных местах, в ресторанах, на улице, при разговорах по телефону.
Особенно о всех предосторожностях должны предупреждаться отпускники. Должна соблюдаться скрытность в разговорах с членами семьи и в письмах к ним. Никаких надписей части и обозначения квартир не должно быть. Необходимо соблюдать сдержанность и недоверие по отношению к посторонним, которые вмешиваются в разговоры, приглашают солдат куда-нибудь и т. д.
6. Что делать с задержанным шпионом.
Отправить в охрану (местную, железнодорожную, этапную, комендантскую). Необходимо сделать, чтобы он шел впереди, ничего не рвал, не уничтожал и не выбрасывал. Если задержаны сразу несколько человек, их необходимо изолировать друг от друга. Шпион не должен держать руки в карманах, если есть необходимость, то его надо связать.
Необходимо проверить документы: имя, фамилию, дату и место рождения, сравнить с фотографией.
Оповестить по телеграфу или телефону офицера контрразведки  о задержании шпиона и указать персональные данные.



Б.И.Лобынцев


BM

Цитата: Б.И.Лобынцев от 07 декабря 2017, 23:56:43
Очень слабый материал.

По мотивам СМЕРШевского обзора по-моему? Да, добавить конечно есть что, начиная с "договора о 10 заповедях" (отсканирую на днях).

BM

По материалу - уточню, что все-таки, не "группенабвер", а "труппенабвер". Мы люди русские и по мелочам не придираемся, но тут уж слишком разные слова. То есть дословно - "аппарат начальника войскового абвера".

Добавлю по моему "коньку" - по организации:

"Валли" был одним из трех подразделений именовавшихся, если не ошибаюсь, Leitstelle frontaufklarung - обычно переводится, как "Главное управление", но точнее наверное, "Командный центр" фронтовой разведки. Таких было три - "Восток" (как раз и именовавшийся "Валли"), "Запад" и действовавший на Балканах "Юго-Восток". О первом мы неплохо знаем из все тех же материалов наших спецслужб, люди из "Запада" оставили мемуары (Оскар Райле), а вот "Юго-Восток" - полная терра инкогнита - возможно дело в том, что в противопартизанских операциях он очень уж замазался в военных преступлениях...

Jacksonjosez