"Бунт маршалов-мятеж генералов"

Автор Alex, 02 апреля 2011, 21:34:59

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Alex

#10
Несколько слов о том,что фабриковать органам ГБ уголовное (политическим оно стало в период Хрущева ) "авиационное дело" не было нужды.Фактов аварий,катастроф авиационной техники в период войны было более чем достаточно.Список составляет не одну страницу.По каждому случаю велось расследование ОО НКВД с участием авиационных специалистов.Много лет спустя авиаконструктор Яковлев,в своей книге "Цель жизни"
вспоминал один эпизод, когда из-за нарушения заводской технологии  на многих самолетах переданных в строевые части начал отслаиваться перкаль на крыльях и фюзеляже самолетов.Часто виной летных проишествий становился двигатель самолета.Например, самый распространненный на истребителях двигатель М-105П (пушечный) не добирал мощности,часто выбрасывал масло в самый не подходящий для летчика момент,забрызгивая весь самолет маслом от кока до хвоста, лишая летчика видимости.Приказ №200 по ВВС КА от 5 октября 1942г  запрещал летчикам поднимать обороты двигателя выше 2400 об/мин,хотя прирост мощности наблюдался как раз при оборотах 2550-2700.По воспоминаниям известного летчика Щербакова "...На самолете Як-9 был недоведен мотор ВК-107,и самолет был запущен в серийное производство конечно преждевременно...".Подобных примеров,у следователей было, что называется "пруд-пруди".

Из допроса генерал-полковника Н.С.Шиманова: " Шахурин создавал видимость,что авиационная промышленность выполняет производственную программу,и получал за это награды.Вместо того,чтобы доложить народному комиссару обороны,что самолеты разваливаются в воздухе,мы сидели на совещаниях иписали графики устранения дефектов на самолетах.Новиков и Репин преследовали лиц,которые сигнализировали о том,что в армию поступают негодные самолеты.Так,например,пострадал полковник Кац"...

В заключение хотелось -бы привести выдержки из письма А.А.Новикова, направленного из Лефортовской тюрьмы- И.В.Сталину:"...Помимо того,что я являюсь непосредственным виновником приема на вооружение авиационных частей недоброкачественных самолетов и моторов,выпускавшихся авиационной промышленностью,я как командующий  военно-воздушных сил должен был обо всем этом доложить Вам,но я этого не сделал,скрывая от Вас антигосударственную разболтанность ряда ответственных работников ВВС,что многие занимались своим личным благополучием больше,чем государственным делом,что некоторые руководящие работники безответственно относились к работе.Все это происходило потому,что я сам попал в болото преступлений,связанных с приемом на вооружение бракованной авиационной техники..."

Следствие по "авиационному делу" продолжалось недолго,в отличии от дела маршала Худякова,которому через полтора года (после ареста 22 августа 1947г.) было предьявлено обвинение согласно  ст.58-1 УК РСФСР.
18 апреля 1950г. Военная Коллегия Верховного суда СССР вынесла приговор по делу бывшего маршала авиации
С.А.Худякова приговорив его к Высшей мере социальной защиты и конфискации лично ему принадлежащего имущества...


                                                                    П Р И Г О В О Р                              
                           ИМЕНЕМ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Военная Коллегия Верховного суда Союза ССР в составе:
Председательствующего — генерал-полковника юстиции УЛЬРИХ В.В.
Членов: генерал-майора юстиции ДМИТРИЕВА Л.Д. и полковника юстиции СЮЛЬДИНА В.В.
При секретарях — подполковнике юстиции ПОЧИТАЛИНЕ и майоре юстиции МАЗУР
В закрытом судебном заседании, в гор. Москве, 10–11 мая 1946 года, рассмотрела дело по обвинению:
1. бывш. Народного Комиссара Авиационной Промышленности СССР, Героя Социалистического Труда, генерал-полковника инженерно-авиационной службы ШАХУРИНА Алексея Ивановича, 1904 года рождения, с высшим образованием, в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 193-17 п. «б» и 128 а УК РСФСР;
2. бывш. Командующего Военно-Воздушными Силами Красной Армии, дважды Героя Советского Союза, главного Маршала авиации НОВИКОВА Александра Александровича, 1900 года рождения, с высшим образованием;
3. бывш. Члена Военного Совета Военно-Воздушных Сил Красной Армии генерал-полковника авиации ШИМАНОВА Николая Сергеевича, 1901 года рождения;
4. бывш. Заместителя командующего ВВС Красной Армии и главного инженера ВВС Красной Армии генерал-полковника инженерно- авиационной службы РЕПИНА Александра Константиновича, 1903 года рождения, с высшим образованием, и
5. бывш. Начальника Главного Управления заказов ВВС Красной Армии генерал-лейтенанта инженерно- авиационной службы СЕЛЕЗНЕВА Николая Павловича, 1906 года рождения,
всех четырех в преступлении, предусмотренном ст.193-17 п. «а» УК РСФСР;
6. бывш. Заведующего Отделом Управления Кадров ЦК ВКП /б/ — БУДНИКОВА Александра Викторовича, 1907 года рождения, с высшим образованием.
7. бывш. Заведующего Отделом Управления Кадров ЦК ВКП /б/ ГРИГОРЬЯН Гамлета Мкртычевича, 1909 года рождения, с высшим техническим образованием –обоих в преступлениях, предусмотренных ст. ст.17-193-17 п. «б» и 17-128-а УК РСФСР.
Предварительным и судебным следствием установлено, что в системе Народного Комиссариата Авиационной промышленности и Военно-Воздушных Сил Красной Армии существовала антигосударственная практика, приводившая к тому, что на протяжении войны и в послевоенный период Наркоматом Авиационной Промышленности систематически выпускались бракованные самолеты и авиамоторы, которые преступным
путем «протаскивались» на вооружение авиачастей Красной Армии.Основными виновниками выпуска и приемки на вооружение Военно-Воздушных Сил СССРнедоброкачественной военной техники были: бывший Нарком Авиационной Промышленности генерал-полковник инженерно-авиационной службы ШАХУРИН А.И.; бывший главнокомандующий Военно-Воздушными Силами — главный Маршал авиации НОВИКОВ А.А., заместитель командующего и главный инженер Военно-Воздушных Сил — генерал-полковник инженерно- авиационной службы РЕПИН А.К., Член Военного Совета Воено-Воздушных Сил — генерал-полковник авиации ШИМАНОВ Н.С., начальник Главного Управления ВВС генерал-лейтенант инженерно- авиационной службы СЕЛЕЗНЕВ Н.П. и заведующие авиационными отделами Управления кадров ЦК ВКП /б/ БУДНИКОВ А.В. и ГРИГОРЬЯН Г.М.
В результате существовавшей между руководителями НКАП и ВВС семейственности и круговой поруки, ШАХУРИН, НОВИКОВ, РЕПИН, ШИМАНОВ, СЕЛЕЗНЕВ, БУДНИКОВ и ГРИГОРЬЯН протаскивали на вооружение ВВС заведомо бракованные самолеты и моторы крупными партиями, по прямому сговору между собой, что приводило к большому количеству аварий и катастроф в строевых частях ВВС, гибели летчиков, а на аэродромах, в ожидании ремонта, скапливалось большое количество самолетов.По данным Управления Технической Эксплуатации ВВС, за период с ноября 1942 года по февраль 1946 года, в частях и учебных заведениях ВВС, по причине конструктивно-производственных недоделок самолетов и моторов, имело место более 45.00[417] не выходов самолетов на боевые задания, 766 аварий и 305 катастроф.
Бывший Нарком Авиационной Промышленности ШАХУРИН, в погоне за цифровыми показателями выполнения плана, систематически нарушая решения правительства, запускал в серийное производство самолеты и моторы, имевшие крупные конструктивные недоделки. Наряду с этим по вине ШАХУРИНА в серийное производство
запускались самолеты и моторы не прошедшие государственных и войсковых испытаний. В процессе самого производства допускались случаи нарушения технологического процесса и недоброкачественное выполнение работы.Подобную преступную практику работы в авиационной промышленности ШАХУРИН сознательно скрывал от правительства.Антигосударственной деятельности ШАХУРИНА способствовали заведующие авиационными отделами ЦК ВКП /б/ БУДНИКОВ и ГРИГОРЬЯН, которым было известно о том, что авиационная промышленность выпускает недоброкачественные самолеты и моторы и тем не менее никаких мер к прекращению этой антигосударственной практики не принимали и в ряде случаев, в угоду ШАХУРИНУ, сознательно помогали последнему протаскивать бракованные самолеты и моторы на вооружение ВВС.
Руководство ВВС, в лице НОВИКОВА, РЕПИНА, ШИМАНОВА и СЕЛЕЗНЕВА, не только не вело борьбу за качество выпускаемой авиационной промышленностью продукции, но по сговору с ШАХУРИНЫМ, БУДНИКОВЫМ и ГРИГОРЬЯНОМ, принимало заведомо недоброкачественные самолеты и моторы, имеющие конструктивно-производственные дефекты, на вооружение частей ВВС, грубо нарушая, тем самым, постановления правительства.По признанию самого ШАХУРИНА, он протаскивал в ВВС самолеты и моторы, заведомо зная об их серьезных конструктивных и производственных недоделках, прибегая в таких случаях к сговору с командующим ВВС НОВИКОВЫМ и главным инженером РЕПИНЫМ, которые в силу существующих между ними близких отношений, принимали от него бракованные самолеты.Эти показания ШАХУРИНА подтвердили на суде НОВИКОВ, ШИМАНОВ, РЕПИН и СЕЛЕЗНЕВ.
РЕПИН, являясь главным инженером ВВС и Начальником Научно-Испытательного Института, возглавлял техническое руководство в ВВС. Пользуясь своим бесконтрольным положением, РЕПИН преступно проводил государственные испытания новых образцов самолетов.По вине РЕПИНА Научно-Испытательный Институт ВВС принимал на государственные испытания новые образцы самолетов без статических испытаний, т. е. без
предварительной проверки прочности данного образца.В отношении многих самолетов, фактически не выдержавших государственных испытаний из-за имеющихся в них серьезных конструктивных недоделок,
Научно-Испытательный Институт, возглавляемый РЕПИНЫМ, давал заключения о допуске этих самолетов в серийное производство, при условии устранения выявленных при испытании дефектов. Практически такие решения приводили к тому, что самолеты поступали на вооружение, оставаясь недоработанными.
СЕЛЕЗНЕВ, будучи Начальником Главного Управления заказов ВВС, как инженер-специалист, зная, что выпускаемые авиационной промышленностью самолеты и моторы имели серьезные дефекты, принимал их на вооружение Военно-Воздушных Сил.Руководимый СЕЛЕЗНЕВЫМ аппарат военных представителей по приемке самолетов от авиапромышленности, не проверял в должной мере на заводах принимаемые самолеты,
что увеличивало недоброкачественность самолетов, поступающих в ВВС.В годы Отечественной войны по вине ШАХУРИНА, НОВИКОВА, РЕПИНА, ШИМАНОВА, СЕЛЕЗНЕВА, БУДНИКОВА и ГРИГОРЬЯН на вооружение Военно-Воздушных Сил был протащен не выдержавший государственных испытаний истребитель «ЯК-9у» с мотором «ВК-107 А»Самолет был запущен в производство ШАХУРИНЫМ вместе с конструктором только по результатам заводского испытания опытного образца.Между тем, в процессе государственных испытаний, проводившихся в Научно-Испытательном Институте ВВС уже в период серийного производства самолета
«ЯК-9у» было выявлено, что самолеты этой конструкции имели недостаточную прочность крыла, что приводило к авариям и катастрофам, не имели пылефильтров, что способствовало преждевременному износу и выходу мотора из строя, не были оснащены радиомачтами и имели плохую вентиляцию кабины летчика. Наряду с этим
самолет «ЯК-9у» не мог дать заданной правительством скорости.РЕПИН, лично утверждавший заключение о результатах испытаний самолета «ЯК-9у», хорошо знал о крупных недостатках самолета, но в угоду ШАХУРИНУ не ставил вопроса о прекращении серийного производства этих самолетов. Такую же позицию в отношении самолета «ЯК-9у» занимали НОВИКОВ, ШИМАНОВ и СЕЛЕЗНЕВ.В случаях, когда военпреды на заводах пытались приостановить приемку самолетов «ЯК-9у» от промышленности, ШАХУРИН, НОВИКОВ, РЕПИН, ШИМАНОВ и СЕЛЕЗНЕВ давали распоряжения продолжать их приемку, хотя и были осведомлены о низком качестве
выпускаемых самолетов.БУДНИКОВ и ГРИГОРЬЯН, зная о том, что самолет «ЯК-9у» был допущен в серийное
производство с нарушением существующих на этот счет постановлений правительства и, что промышленностью самолеты выпускаются недоброкачественные, не желая портить личные отношения с ШАХУРИНЫМ, не приняли мер к прекращению выпуска этих самолетов и скрывали от правительства преступные действия ШАХУРИНА и других.
В результате преступной деятельности ШАХУРИНА, НОВИКОВА, РЕПИНА, ШИМАНОВА, СЛЕЗНЕВА, БУДНИКОВА и ГРИГОРЬЯН, в ВВС было поставлено около 4.000 таких дефектных самолетов, причем по данным акта правительственной комиссии на 2 267 самолетах «ЯК-9у», полеты были запрещены по причине производственных недоделок.В 1943 году на вооружение ВВС ШАХУРИНЫМ, при содействии НОВИКОВА, РЕПИНА, ШИМАНОВА, СЕЛЕЗНЕВА, БУДНИКОВА и ГРИГОРЬЯН, был протащен самолет «ЯК-3» с мотором «ВК-105ПФ», который не проходил войсковых испытаний, а также не был испытан на прочность.Крупным дефектом на самолетах «ЯК-3» являлось отставание верхней обшивки крыла, что приводило к срыву обшивки в воздухе и неизбежной катастрофе. По показаниям свидетелей инженера-полковника ЖУКОВА и инженер-майора САЛЬНИКОВА процент самолетов с такими дефектами был большим и достигал 40 % из числа проступавших в части. В итоге полеты на этих самолетах в 1945 году были запрещены.В 1943 году по вине ШАХУРИНА, НОВИКОВА, ШИМАНОВА, РЕПИНА и СЕЛЕЗНЕВА на вооружение ВВС стали поступать самолеты «ТУ-2», с мотором «АШ-82 ФН», у которых имелось большое количество серьезных конструктивных дефектов, что приводило к загоранию самолета и гибели экипажа.Государственными испытаниями в 1943 году был забракован представленный Наркоматом Авиационной Промышленности самолета «ЕР-2» с мотором «М-105» из-за
ряда серьезных конструктивно-производственных недоделок. Несмотря на это в том же году Наркомат Авиационной Промышленности запустил самолет «ЕР-2», но уже с мотором «АЧ-30» в серийное производство. Убедившись в дельнейшем, что самолет «ЕР-2» является все же непригодным для ВВС, но, боясь сообщить об этом правительству, ШАХУРИН в течение 2-х лет продолжал производство этих негодных самолетов на автозаводе. Таким образом, 2-годичная работа одного авиационного завода протекла впустую.В 1943 году было несколько случаев аварий и катастроф на самолетах «ЛА-5» с мотором «АШ-82» из-за срыва в воздухе обшивки крыльев самолета и выхода из строя мотора. В некоторых авиачастях, как например, в 278 авиадивизии, после первого вылета выходило из строя 50–60 % самолетов этого типа.Летом 1943 года во время государственных испытаний самолета «ЛА-7» с мотором «АШ-82 НФ» было выявлено, что самолет имеет максимальную скорость на 15 км. в час ниже установленной правительством. Кроме того, на этом же самолете не было радиомачты, отсутствовал пылефильтр и во время полета самолета, в кабине летчика создавались высокая температура, доходившая до 50–55. Тем не менее, самолет «ЛА-7» РЕПИНЫМ был рекомендован для запуска в серийное производство при условии устранения выявленных дефектов, а ШАХУРИНЫМ этот самолет был запущен в серийное производство лишь с частично устраненными недоделками.НОВИКОВ, ШИМАНОВ, РЕПИН и СЕЛЕЗНЕВ зная о том, что самолет «ЛА-7» запущен в серийное производство с не устраненными конструктивно-производственными дефектами, принимали эти самолеты на вооружение ВВС.
В частях при эксплуатации самолета «ЛА-7» были выявлены и другие серьезные дефекты — непрочность лонжеронов, в результате чего в воздухе отваливались крылья самолетов и гибли летчики, имели место случаи и срыва в воздухе элеронов.В связи с этим в условиях фронтовой обстановки, непосредственно в боевых частях ВВС приходилось проводить большие ремонтные работы по устранению производственного брака.Крупные конструктивно-производственные недоработки имели и самолеты «ИЛ-2» и «ИЛ-10», поставлявшиеся авиапромышленностью на вооружение частей ВВС в период войны.В результате преступной деятельности подсудимых по настоящему делу государству был нанесен значительный материальный ущерб и в войсках ВВС имели место гибель большое количества летного состава и самолетов.На основании изложенного Военная Коллегия Верхсуда СССР признала доказанным виновность:
1/ ШАХУРИНА Алексея Ивановича в том, что, будучи Народным Комиссаром Авиационной Промышленности СССР:
а/ на протяжении длительного времени выпуская самолеты и моторы с большими конструктивно -производственными недоделками и по сговору с командованием Военно-Воздушных Сил постановлял их на вооружение ВВС, в результате чего в авиационных частях произошло большое количество аварий и катастроф, гибли летчики, а также скапливалось много бракованных самолетов, которые нельзя было использовать в боях с немцами;
б/ многочисленные сигналы о серьезных недоделках самолетов, которые поступали с фронтов, ШАХУРИН скрывал от правительства и продолжал поставлять на вооружение Воено-Воздушных Сил недоброкачественную продукцию;
в/ нарушая решения правительства, запускал в серийное производство самолеты и моторы, имеющие крупные недоделки, которые по этой причине впоследствии оказались непригодными и тем самым нанес государству большой материальный ущерб, т. е. в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 193-17 п. «а» и 128-а
УК РСФСР.
2/ РЕПИНА Александра Константиновича в том, что являясь главным инженером и руководителем технической эксплуатации материальной части в Военно-Воздушных Силах, знал, что на фронтах из-за приемки от авиационной промышленности недоброкачественных самолетов и моторов имело место большое количество
катастроф, гибли летчики и отдельные авиасоединения временно теряли боеспособность, однако в силу круговой поруки, существовавшей в НКАП и ВВС, не принимал мер к пресечению преступной деятельности ШАХУРИНА и скрывал это от Народного комиссара Обороны.Кроме того, возглавляя Научно- Испытательный институт ВВС, преступно проводил государственные испытания новых образцов самолетов и моторов, которые, поступая на вооружение Красной Армии, оказывались негодными к эксплуатации, что приводило к снижению боеспособности Военно-Воздушных Сил, т. е. в совершении преступления, предусмотренного ст. 193-17 п. «а» УК РСФСР.
3/ НОВИКОВА Александра Александровича и
4/ ШИМАНОВА Николая Сергеевича — в том, что, возглавляя ВВС, вступили в преступный сговор с бывшим Наркомом Авиационной Промышленности ШАХУРИНЫМ и на протяжении 1943–1945 г.г. систематически принимали на вооружение ВВС самолеты и авиационные моторы с крупными конструктивн-производственными недоделками.В результате этих преступных действий НОВИКОВА и ШИМАНОВА в действующих авиационных частях происходило большое количество аварий и катастроф, приводивших к гибели летчиков, а также понижалась боеспособность Военно-Воздушных Сил.
Несмотря на многочисленные сигналы, поступавшие из авиационных частей о низком качестве самолетов и моторов, НОВИКОВ и ШИМАНОВ скрывали все это от Народного Комиссара Обороны и продолжали принимать от авиационной промышленности недоброкачественную материальную часть вплоть до 1946 года, т. е. в совершении преступления, предусмотренного ст. 193-17 п. «а» УК РСФСР.
5/ СЕЛЕЗНЕВА Николая Павловича в том, что, являясь руководителем приемки материальной части ВВС, в угоду ШАХУРИНУ, систематически принимал от Наркомата Авиационной Промышленности недоброкачественную авиационную технику, в результате чего на фронтах были катастрофы с гибелью летчиков, т. е. в совершении
преступления, предусмотренного ст. 193-17 п. «а» УК РСФСР.
6/ БУДНИКОВА Александра Викторовича,
7/ ГРИГОРЬЯН Гамлет Мкртычевича, в том, что будучи заведующими авиационными отделами ЦК ВКП/б/ и, зная, что бывший Нарком Авиационной Промышленности ШАХУРИН выпускал и поставлял на вооружение ВВС самолеты и моторы с крупными конструктивно-производственными недоделками, не принимали мер к пересечению антигосударственной деятельности ШАХУРИНА и, подпав под влияние ШАХУРИНА, выгораживали и покрывали его, способствуя протаскиванию на вооружение Военно-Воздушных Сил недоброкачественных самолетов и моторов, т. е. в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 17-193-17 п. «а» и 17-128-а УК РСФСР.Руководствуясь ст. ст. 319 и 320 УПК РСФСР и, имея в виду заслуги всех обвиняемых в период Отечественной войны — Военная Коллегия Верховного суда СССР.
П Р И Г О В О Р И Л А:
1/ ШАХУРИНА Алексея Ивановича по совокупности совершенных им преступлений, на основании ст.128 а и 193-17 п. «а» УК РСФСР к лишению свободы сроком на СЕМЬ лет;
2/ РЕПИНА Александра Константиновича, на основании ст. 193-17 п. «а» УК РСФСР к лишению свободы сроком на ШЕСТЬ лет;
3/ НОВИКОВА Александра Александровича, на основании ст. 193-17 п. «а» УК РСФСР к лишению свободы сроком на ПЯТЬ лет;
4/ ШИМАНОВА Николая Сергеевича, на основании ст. 193-17 п «а» УК РСФСР к лишению свободы сроком на ЧЕТЫРЕ года;
5/СЕЛЕЗНЕВА Николая Павловича, на основании ст. 193-17 п. «а» УК РСФСР к лишению свободы сроком на ТРИ года;
6/ БУДНИКОВА Александра Викторовича и
7/ ГРИГОРЬЯН Гамлета Мкртычевича по совокупности преступлений, на основании ст. ст. 17-128 а и 17-193-17 п. «а» УК РСФСР к лишению свободы сроком на ДВА года каждого.
Возбудить ходатайство перед Президиумом Верховного Совета СССР:
1/ о лишении НОВИКОВА А.А. воинского звания Главного Маршала Авиации и звания дважды Героя Советского Союза;
2/ ШАХУРИНА А.И. — звания Героя Социалистического Труда и
3/ о лишении всех правительственных наград /орденов и медалей/ ШАХУРИНА, НОВИКОВА, РЕПИНА, ШИМАНОВА, СЕЛЕЗНЕВА, БУДНИКОВА и ГРИГОРЬЯН.
Возбудить ходатайство перед Советом Министров СССР о лишении воинских званий: ШАХУРИНА А.И. и РЕПИНА А.К. генерал-полковника инженерно-авиационной службы;
ШИМАНОВА Н.С. — генерал-полковника авиации; СЕЛЕЗНЕВА Н.П. — генерал-лейтенанта инженерно -авиационной службы.
Ввиду того, что действиями осужденных причинен большой материальный ущерб государству, наложить арест на имущество лично принадлежащее осужденным, в целях обеспечения возможности возмещения ущерба.
Приговор окончательный и кассационному обжалованию не подлежит.

Подлинный за надлежащими подписями.
С подлинным верно: Секретарь ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХСУДА СССР подполковник юстиции /Почиталин/
верно: Начальник 1 отделения Отдела «А» МГБ СССР подполковник  (ВОРОБЬЕВ)

В связи с "авиационным делом" Г.М.Маленков,получивший в 1943г. за образцовое выполнение  правительственных заданий звание Героя Социалистического Труда,19 марта 1946г был снят с должности заместителя Председателя СНК СССР,а 6 мая 1946г. был отстранен от должности секретаря ЦК с  формулировкой "...как шеф над  авиационной промышленностью и по приемке самолетов для ВВС, морально  отвечает за те безобразия, которые вскрыты в работе ведомств (выпуск   и приемка недоброкачественных самолетов),и  зная об этих безобразиях, не сигнализировал о них в ЦК ВКП(б)".

 А.А.Новиков вышел на свободу в феврале 1952г.После смерти Сталина,29 мая 1953г. Военная Коллегия Верховного суда прекратила  дело Новикова из-за отсутствия состава преступления.12 июня 1953г. Президиум ЦК КПСС отменил решение Политбюро от 16 мая 1946г.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июня 1953г.
А.А.Новиков был восстановлен в воинском звании,были возвращены все награды и звание Героя Советского Союза. В 1954г.Новиков выступил в качестве свидетеля на судебном процессе над бывшим министром МГБ Абакумовым...        
         

Дмитрий

Alex приветствую!
Долго не был на форуме, т.к. ыл 2 недели в командировке в Воронеже. Там я познакомился с Эйтингоном-младшим. Не скрою, очень на это надеялся. Он на книге об отце оставил мне автограф и добрые пожелания.
Интересен тот факт, что кроме Шахурина (человека, в общем-то, довольно амбициозного и чванлиыого) все фигуранты по данному делу остались довольны своей судьбой. Их восстановили в армии, звания должности и награды... НО не вернули к активно руководящей жизни.

Alex


Дмитрий,приветствую
Служба есть служба...
Кстати о знакомстве.Каждый человек интересен сам по себе,а ветеран и его воспоминания о прошедшем  живая страница нашей истории. Я также всякий раз,когда выпадает возможность стараюсь познакомится и переговорить с ветеранами.Чисто по человечески-проявив к ним внимание и чуткость.Пожилые и старые люди воспринимают это с одобрением,что  дело всей их жизни не забыто и кто-то этим интересуется.

По теме- в отношении А.И.Шахурина.В 1983г вышла его книга,под названием "Крылья Победы"
(Политиздат М.,1983г).Книга была издана после смерти Шахурина.Рукопись передали в издательство   братья Алексея Ивановича.В подготовке рукописи к издательству приняли участие Григорьян, Завитаев,Кузнецов,Сандлер,Чаромский и другие.По сему содержание книги получилось довольно обтекаемое,как всякий коллективный труд...Но несомненно  книга  представляет определенный интерес для читателя.

Дмитрий

Alex, насчет книги согласен. Она у меня есть в домашней библиотеке. Книга обтекаема и как-то обезличена. Еще есть серия интервью Шахурина в книге "Говорят Сталинские наркомы".

Alex

ЗАПИСКА Р.А. РУДЕНКО и И. А. СЕРОВА В ЦК КПСС  О РЕАБИЛИТАЦИИ С. А.ХУДЯКОВА*

  4 июня 1954 г.

       ЦК КПСС

Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР  рассмотрены материалы дела по обвинению бывш. командующего 12 воздушной армией ВВС, маршала авиации Худякова Сергея Александровича (он же Ханферянц Арменак  Артемьевич), осужденного Военной Коллегией Верховного Суда СССР в 1950 году за измену Родине и злоупотребление служебным положением к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение.
Худяков-Ханферянц был заключен под стражу Главным управлением контрразведки «Смерш» в декабре 1945 года, однако постановление на его арест утверждено  Абакумовым и санкционировано прокурором лишь 18 марта 1946 года. На следствии Худяков-Ханферянц долгое время виновным себя не признавал, но после применения к нему мер физического воздействия показал, что в 1918  году, отстав от отряда Красной Армии, он был мобилизован на службу в
дашнакский отряд эсеро-меньшевистского правительства в Баку и в сентябре того же года вместе с группой сослуживцев принимал участие в сопровождении 26 бакинских комиссаров, вывезенных из Баку в Красноводск на пароходе «Туркмен».  В протоколах допроса Худякова-Ханферянца записано далее, что в том же 1918 году он познакомился с английским офицером Вильсоном, был привлечен им к  шпионской деятельности, а затем передан на связь белогвардейскому офицеру Вознесенскому, по заданию которого неоднократно перебирался через линию фронта в расположение частей 39 дивизии Красной Армии для сбора шпионских сведений. Перед последней заброской за линию фронта он получил сфабрикованные  документы на имя Худякова и, проникнув в расположение советских войск,  обманным путем приобрел себе билет красногвардейца и остался на службе в  Красной Армии.
В этом же плане Худяков дал показания и в судебном заседании Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР в апреле 1950 года. Вместе с тем, в суде он заявил, что после 1918 года никакой антисоветской работой не занимался и
честно выполнял свой служебный долг в рядах Советской Армии.  «Признания» Худякова-Ханферянца о службе в дашнакском отряде и связях с английской разведкой, полученные в результате применения к нему незаконных
методов ведения следствия, противоречивы, вызывают сомнение в их  правдоподобности и никакими объективными данными не подтверждаются. Следствие по делу Худякова-Ханферянца велось односторонне и тенденциозно.
К делу не были приобщены документы, оправдывающие Худякова-Ханферянца или смягчающие его вину. Например, ни в одном документе, приобщенном следствием к делу, ничего не упоминается о заслугах Худякова-Ханферянца перед Советским  государством за весь период его службы в Советской Армии и особенно в годы Отечественной войны.
Между тем следствию было хорошо известно, что за 25-летний период службы в Советской Армии Худяков-Ханферянц проявил себя с положительной стороны, был награжден семью орденами, а также медалями.  Рассмотрев все материалы дела, Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР и Прокуратура Союза ССР полагали бы возможным пересмотреть решение Военной Коллегии в отношении Худякова-Ханферянца и  посмертно его реабилитировать.
       
Просим Ваших указаний.

  Генеральный прокурор Союза ССР  Р.Руденко
  Председатель Комитета госбезопасности при Совете Министров СССР  И.Серов
-------------------------------------------------------------
* На первом листе записки имеются резолюции: «В круговую. Чл[енам]  През[идиума] ЦК. За.Н.Хрущев. 7/VI-54г.», «За – Г.Маленков», «За –  К.Ворошилов», «За – А.Микоян», «За – М.Первухин», «За – Л.Каганович», «За –
Булганин», «За – М.Сабуров» и пометы «Тов. Булганин за. В.Малин» и «Тт. Руденко и Серову сообщено. В архив. В.Малин». – Сост.
  АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 313. Л. 167–169. Подлинник. Машинопись.
 
Цит.по: «Реабилитация: как это было...» т.1, стр.154-155

Alex

"СЛЕДСТВИЕ ПРИБЕГЛО К ИЗВРАЩЕННЫМ ПРИЕМАМ..."

Alex

Продолжение...

Alex

 Окончание...

Alex

Записка Г.К. Жукова в ЦК КПСС о председателе Военной Коллегии и Главном  военном прокуроре
   
   19 ноября 1956г.


Председатель Военной Коллегии Верховного Суда СССР генерал-лейтенант юстиции Чепцов А.А.и Главный военный прокурор и Заместитель Генерального Прокурора СССР генерал-майор юстиции Варской Е.И.в период 1946—1951 гг. своими действиями способствовали незаконному осуждению генералов Советской Армии по сфальсифицированным на них делам бывшим Министерством госбезопасности.

Так, Чепцов А.А. в 1946 году санкционировал арест Главного Маршала авиации Новикова А.А., генерал-полковника инженерно-авиационной службы Репина А.К., генерал-полковника авиации Шиманова Н.С., генерал-лейтенанта
инженерно-авиационной службы Селезнева Н.П.и им же было утверждено на них и Шахурина А.И., Будникова А.В., Григорьяна Г.М.обвинительное заключение. Все эти лица реабилитированы в своих правах и из-под стражи освобождены, причем реабилитация проходила при участии Чепцова А.А.

Варской Е.И. в 1947-1948 гг. утверждал обвинительные заключения на арестованных генералов Терентьева В.Г., Варенникова И.С., Минюк Л.Ф., Крюкова В.В., Филатова А.А.Все эти генералы в период войны 1941—45 гг. были моими адъютантами и для особо важных поручений, дела на них были явно сфальсифицированы, причем все они
вынуждались к даче ложных показаний и на меня.

Помимо этих дел на совести Чепцова и Варского лежит и ряд других подобных дел.

В настоящее время со стороны многих лиц имеется большое недовольство бывшими незаконными действиями Чепцова и Варского, их двуличностью, выразившейся в выдаче санкций на арест и проведение судебных процессов над ни в чем неповинными людьми, а впоследствии в пересмотре и реабилитации этих осужденных лиц.

В связи с этим считаю, что Чепцов и Варской в период 1946-1948 гг., находясь в органах прокуратуры и суда, нарушая социалистическую законность, себя полностью дискредитировали, за что и подлежат снятию с занимаемых ныне должностей.

Вместо них рекомендуются: на должность Председателя Военной Коллегии Верховного Суда СССР Борисоглебский В.В., работающий в настоящее время Заместителем Председателя Военной Коллегии Верховного Суда СССР,
и на должность Главного военного прокурора и Заместителя Генерального Прокурора СССР Афанасьев Н.П., работающий в настоящее время Военным прокурором Уральского военного округа.

Проект Постановления ЦК КПСС представляю1.

Прошу утвердить2.

Г. ЖУКОВ


РГАНИ. Ф. 5. Оп. 47. Д. 154. Лл. 167-168. Подлинник. Машинопись.



© 2001-2014 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация

BM

Да он всегда много на себя брал. А уж в бытность минобороны - особенно.

За что собственно и подвергался товарищеской критике.