"Бунт маршалов-мятеж генералов"

Автор Alex, 02 апреля 2011, 21:34:59

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Alex


"Бунт маршалов -мятеж генералов" или послевоенные дела-делишки.

"За что сижу-по совести не знаю?!
Но прокуроры видимо правы..."

Исторические факты прикрытые покрывалом тайны всегда вызывают повышенный интерес общества.В обычной жизни, подобные факты очень часто становились предметом различных слухов и домыслов среди обывателей.В средине 90-х политические изменения в общественном сознании, приоткрыли дверь к архивным фондам,и многие исследователи смогли  воочую посмотреть ранее недоступные материалы.К сожалению,вместо четкого анализа, волна достаточно искаженной информации прокатилась "девятым валом" по страницам печатных изданий и электронных СМИ смывая все на своем пути,мешая в  водовороте,превращая в горы мусора все положительное,вынося на поверхность  лишь неприглядную сторону советского руководства...
Вспоминается крылатое выражение Черномырдина "...хотели как лучше-получилось как всегда".
Во второй половине 90-х, журналистская братия совместно с  общественными организациями различного толка спешила бросить свой "камень" в могилу советского строя.Целая плеяда писателей охваченная  веянием "нового политического мышления" интерпретировала  доступные исторические факты  на все лады -доходя порой до явного (безнаказанного) оскорбления  заслуженных людей ...
В качестве примера,приведу небольшой отрывок из статьи  под названием "Бунт маршалов",автором которой является некто Ю.Краснощок.Статья была напечатана в украинском электронном издании "Зеркало недели" №23 (140) в 1997г.Речь в статье шла о так называемом "авиационном деле" (весна 1946г) инициатором которого по мнению автора был не кто иной, как- В.И.Сталин.
Итак,цитирую :
"...Вообще Василий Сталин был одиозной фигурой в советской военной авиации. Пьяница, бездельник, бабник - он вобрал в себя много негативных качеств своего именитого отца. Возомнив себя принцем-инфантом и опираясь на могучую поддержку отца, он сделал в ВВС сказочную карьеру. Этому в значительной мере содействовал и маршал Новиков, желая выслужиться перед генералиссимусом.В 21 год майор Василий Сталин занимает генеральскую должность инспектора Главной инспекции ВВС, в двадцать два - подполковник и командир 32-го гвардейского авиаполка, в двадцать три - полковник и командир гвардейской авиадивизии, в 24 - генерал-майор авиации и командир дивизии резерва Ставки Верховного Главнокомандования, в 25 - командир авиационного корпуса, в двадцать шесть ему присваивают звание генерал-лейтенанта и назначают командующим ВВС Московского военного округа.Царь Николай II за тринадцать лет отцовского правления в России дотянул до полковника, Василий Сталин за пять лет от курсанта спецшколы ВВС вырос до генерал- лейтенанта. Поэтому в недалеком будущем он представлял себя уже главным маршалом авиации. В одной из семейных бесед с отцом Василий Сталин поинформировал отца, что в авиации свили себе гнездо враги, подрывающие боеспособность ВВС Советской Армии. И главный виновник этого - маршал авиации Новиков, который их прикрывает. Мол, с его благословения на вооружение советской авиации принимают самолеты, которые не соответствуют техническим требованиям, что приводит к авариям и влияет на уровень боеготовности военной авиации, и поэтому наша авиация отстает от американской. Подавая такую обвинительную информацию, Василий Сталин и не представлял себе, какой «материал» он подкинул отцу, который давно уже собирал «дело».Вскорости Берия арестовывает всю верхушку ВВС СССР. Сначала маршала авиации Новикова. Затем командующего дальней авиацией маршала А.Голованова, маршала авиации С.Худякова, заместителей командующего ВВС генерал-полковников авиации А.Никитина, И.Туркеля и многих других генералов этого штаба. Началось обвальное удаление генералов и освобождение их от должностей в разных округах страны."

В статьях подобного рода меня всегда поражает отсутствие журналистской этики и та авторская бесцеремонность в обращении с историческим материалом.Возможно, автор получил в свое время фундаментальное образование,но не удосужился (возможно  в погоне за гонораром или преславутой популярностью) узнать,что Л.П.Берия занимал пост наркома НКВД лишь до 29 декабря 1945г. и никакого отношения к аресту "всей верхушки ВВС СССР" не имеет.Впрочем,перевоспитывать кого-то или открывать страничку литературной критики здесь никто не намерен,а уж тем более навязывать сообшеству личное мнение о том или ином авторе...

Речь в данной теме пойдет о малоизвестных фактах "тихих дел" первого послевоенного года.История этих дел многогранна,запутана и коснулась она в основном заслуженных людей,которые немало сделали,что-бы обеспечить Победу советского народа в борьбе с гитлеровской Германией.Выражение о том,что "...вся Москва с ужасом говорила об этих арестах..." пусть остается на совести "историка" Э.Радзинского и Д.Волкогонова.
Читатель,вероятно уже догадался,что разговор пойдет не о стяжательстве,алчности или коррупции среди старшего офицерского состава КА и МГБ,а таких было немало  вставших на "рельсы" личного обогащения незаконным путем ...

Как известно,в 1945г,в  Советском Союзе 12 человек носили высокое воинское звание -Маршал СССР.Среди них два человека были удостоены специального звания Главный маршал авиации Е.Голованов и А.Новиков.С апреля 1942г. А.Новиков  являлся командующим ВВС СССР,заменив на этом ответственном посту Жигарева.В марте 1946г.Новиков внезапно был отстранен от занимаемой должности,а затем арестован...

13 декабря 2000г. агенство "Интерфакс"  опубликовало следующее сообщение:  Военная коллегия Верховного суда РФ реабилитировала Главного маршала СССР дважды Героя Советского Союза Александра Новикова. "Изучив после обращения к нам жены А.Новикова Светланы архивные материалы так называемого авиационного дела 1946 года,мы пришли к выводу,что оно СФАБРИКОВАНО  и носило не уголовный ,а ПОЛИТИЧЕСКИЙ характер",-сообщил председатель комиссии при президенте России по реабилитации жертв политических репрессий Александр Яковлев.
Вот те раз! Какая Новость ! Прям некий  каламбурчик по Яковлеву. Выходит все статьи УК РСФСР редакции 1926г., которые касались  служебной халатности,стоит рассматривать как политические,и скорее всего сфабрикованные руками Абакумова,а личность маршала Новикова и других допустивших халатность.... как политзаключенных?
Так что произошло на самом деле в марте 1946г.? Кто интересуется историей отечественных спецслужб знает,что с марта по май 1946г. в центральном аппарате бывшего наркомата госбезопасности и внутренних дел произошли кардинальные замены руководства.4 мая 1946г. В.Н.Меркулов был  снят с поста наркома НКГБ в связи с преобразованием наркомата в министерство ГБ.Куратором МГБ по партийной  линии был назначен начальник Управления кадров ЦК ВКП(б) А.А.Кузнецов.Ранее занимавший эту должность Г.М.Маленков (во время войны курировал НКАП) был переведен на должность секретаря ЦК...

Продолжение следует.

Дмитрий

Alex, приветствую! Рад снова возможности поддержать правильную позицию!
Да, журналисты такого напишут...
Ну начнем. "Вся Москва с ужасом говорила"? Ха-ха! Какое дело ВСЕЙ Москве до трех генералов, маршала, министра и парочки цековских завсекторов?  Если люди считают себя историками, то пусть оперируют фактами а не тенденциозными сплетнями.
Интересную "позицию" высказали "историки" из Хабаровского университета в нетленке "Культ личности и послевоенная элита вооруженных сил": будто бы военные, объединившись с Абакумовым, решили свергнуть Сталина! (И не меньше). Но (далее цитирую) "... МИНИСТР НКВД Берия, узнав об этом НЕ РЕШИЛСЯ идти к Верховному главнокомандующему и ПОПРОСИЛ Василия Сталина информировать отца".... Хочется процитирировать начальника цеха Михалыча - "Развели гомосятину!" И добавить - "Развели лжеученых!"
Претензии к наркомату авиапромышленности (Шахурин) и главкомату ВВС (Новиков) были и до войны. Но, во-первых: в годы войны репрессии и чистки умные руководители не устраиввают; во-вторых: сменщики будут делать тоже самое да и еще концы будут прятать более профессионально. До 1942г. между главкоматом ВВС, возглавляемым тогда г-п Жигаревым и наркоматом Шахурина шла война по поводу качества самолетов. В аппаратной борьбе Шахурин победил, а "сменщик" Новиков подружился с Шахурином. Кстати, всю эту гопкомпанию окончательно оправдали только в наше время. И как бы всякие писаки не изгалались, они не могут обойти того факта, что посадки-то были не за заговоры, а за профнепригодность.

Alex

#2
Уважаемый Дмитрий
Полностью согласен с Вашим мнением.Честно сказать надоело читать различного рода измышления о "кровавой гебне и белых и пушистых сталинских жертвах".И дело даже не в личности бывших заключенных ГУЛАГа или  И.В.Сталине. Думаю так,что не нам судить и реабилитировать тех людей, которые  жили в тот период,по тем принятым в стране законам.А тем более сочинять об этих людях какие-то небылицы в СМИ. Старшее
поколение героически перенесло лихолетие великих строек, трудных военных лет.Народ под руководством ВКП(б) добился  Победы над врагом в Отечественной войне, и  роль коммунистов и комиссаров КА в приближении Победы нельзя сбрасывать со счетов,как-бы кто этого сейчас не хотел.В послевоенные годы-в короткие сроки восстановили разрушеннное войной народное хозяйство, города и села.Создали ядерный щит Родины и оказали неоценимую услугу дружеским народам Китая и Кореи.
Извините за высокопарность,но как говорится "слов из песни не выкинешь",чтобы там не кричали на западе, пристижь Советскогонарода и СССР был огромен в послевоенный (сталинский) период- и это признавалось всем миром до момента непродуманной "оттепели"...

Перед тем как продолжить  разговор о так называемом "авиационном деле" 1946г. хотел предложить как-бы в качестве примера,рассмотреть одно небольшое, но достаточно яркое проишествие случившееся с маршалом артиллерии  Н. Н. Вороновом в глубоком тылу. В феврале 1943г. после блистательно проведенной операции "Кольцо" Воронов на автомобиле ЭМка в сопровождении БТР охраны направлялся  в штаб. На проселочной дороге ЭМка,в которой находился маршал, неожиданно теряет управление,скатывается на большой скорости в кювет и переворачивается. Воронов получает значительные травмы и его немедленно направляют в г оспиталь.Расследование аварии  как всегда в таких случаях берет на себя Особый отдел Сталинградского фронта.Следствие по делу вел старший лейтенант ГБ Ю.С.Кривошапкин.
Первое,что удалось установить Кривошапкину,то это то,что шофер N. был достаточно опытный, длительное время был водителем автомобиля закрепленным за маршалом,перед предстоящей поездкой не проверил тех.состояние автомобиля,за обедом "хряпнул" наркомовские 100гр. и как следствие не справился с управлением автомобиля т.к. тяги рулевой колонки были достаточно изношены.Пришить тех. экспертизу к делу Кривошапкин не мог -  "...Совешенно не представляется возможным во фронтовых условиях  провести техническую экспертизу изношенности тормозных колодок и  состояния колонки рулевой тяги". Дело водителя N. быдо передано в военный трибунал,решением которого он был отправлен в штрафную роту на передовую...
К чему я привел этот пример? Думаю догадаться несложно.Есть очень хорошее слово в русском языке - личная ответственность т.е. ответ, за все тобой принятые решения в прошлом и настоящем...

Дмитрий

Уважаемый Alex!
Рад приветствовать!  По поводу роли И.В. Сталина, ВКП(б) и нашего народа в Великой Отечественной войне, в послевоенном восстановлении народного хозяйства и помощи странам народной демократии. Причем это было сделано в рекордно короткие сроки, без привлечения иностранных кредитов! Это было героическое поколение! Скромные, честные, непритязательные люди, все силы отдававшие Великому Делу!
И благодаря их Победе над врагом мы сейчас и живем и имеем возможность общаться.
Интересно, но после смерти И.В. Сталина и убийства Л.П. Берии генералитет обнаглел и в какой-то степени вышел из под контроля партии. А почему бы и нет? Жуков вошел в силу, Булганин ему не решался особо перечить. Военная контрразведка под контрорлем - генерал-лейтенант Леонов (политрабочий, далекий от оперработы) ее возглавляет и согласовывает с Главпуром свои шаги. Вот и появилась возможность спрятать "ослиные уши" под новую папаху! Оправдали не только профнепрегодных Новикова и компанию, но и Жуковских подельников-хапуг трофеев.
Кстати, партработников за профнепрегодность также нещадно выгоняли с постов и из ЦК ВКП(б).

Alex

#4
 
Дмитрий
Вполне допускаю то,что Г.К. Жуков как личность (на мой взгляд) был человеком довольно противоричивым и властным.Возможно считал себя незаслужено обиженым (судя по его покаятельным письмам вначале Сталину,затем Хрущеву и наконец в Политбюро ЦК ).Полагаю, на то были веские причины (сегодня достаточно известные), о которых не хочется говорить.Именно эти причины и привели Жукова к опале в период правления Сталина,а затем после небольшого взлета (до поста министра обороны СССР) при Хрущеве. Понятное дело,что уменьшать заслуги Жукова в период ВОВ нельзя,но и делать из его персоны идола считаю далеко неправильно.Кстати сказать политическую позицию Жукова,его "флюгирование" в известный период разделял далеко не весь генералитет МО.Многие
прославленные генералы и маршалы  были направлены в послевоенный период командовать отдаленными ВО понимали свою степень ответственности в укреплении обороноспособности и не роптали, что они кем-то и как-то обделены.Добавлю,в 1945г в среде генералитета МО  было более 250 человек беспартийных...  

Однако перейдем к "авиационному делу".
Как все "тихие и громкие" дела послевоенного периода начинались с "мелочей".Кто-то, где-то,что-то сказал,кто-то написал...Инициатором этого дела стал далеко не В.И.Сталин,хотя в дальнейшем
в период "хрущевской оттепели" и своего ареста,Василий дал показания следователю военной прокуратуры о том,что он делился с отцом информацией о качестве продукции НКАП  сопоставляя надежность советских и американских самолетов (к этому вернусь несколько позже).Замечу,что на мой взгяд Василий Сталин не был наделен такой чертой характера,что бы бегать к отцу и жаловаться на кого- либо.Наоборот по воспоминаниям его боевых товарищей,В.И.Сталин часто скрывал от вышестоящего руководства крупные и мелкие случаи,которые случались в авиаполку.
"Авиационное дело" началось в январе 1946г., с момента ареста органами военной контразведки в декабре 1945г.  бывшего командующего 12-й Воздушной армии маршала авиации (звание было присвоено в августе 1944г. ) С.А.Худякова. Командующий был арестован на аэродроме под Читой т.к. 12-я Воздушная армия входила в состав Забайкальского фронта и под конвоем был отправлен в Москву. В январе 1946г. следственное управление МГБ СССР возбудило  уголовное дело №100384 по факту ареста (в деле значится дата ареста 18 марта 1946г.) и проверки  личности С.А.Худякова,который на самом деле оказался  Арменак Артемович Ханферянц,1902г. рождения, по национальности-арменин.

" ХУДЯКОВ Сергей Александрович, он же ХАНФЕРЯНЦ Аремена Артемиевич, маршал авиации, бывший командующий 12 воздушной армией, 1902 года рождения, армянин, сын владельца рыбного  промысла, бывший член ВКП(б) с 1924 года.
Арестован 18 марта 1946 года.
Обвиняется в шпионской деятельности. Агент английской разведки. В 1918 году был завербован в гор. Баку английской разведкой,  по заданию которой, скрыв свою настоящую фамилию, национальность и социальное прошлое, внедрился на военную службу в Красную Армию и пролез в ряды ВКП(б). На протяжении многих лет выдавал себя за ХУДЯКОВА Сергея Александровича, сына железнодорожного машиниста, тогда как на самом деле происходит из семьи владельца рыбного промысла ХАНФЕРЯНЦ.  Являясь агентом английской разведки, в 1918 году дезертировал из красногвардейского отряда и, перейдя на сторону дашнаков, участвовал в вооруженной борьбе против Советской власти. В том же 1918 году входил в состав конвойной команды, сопровождавшей  на расстрел 26 бакинских комиссаров. По заданиям английской  разведки перебрасывался в период 1918-1919 г.г. в расположение  частей Красной Армии и доставлял англичанам шпионские сведения".

Продолжение следует...


   

Дмитрий

Аlex, приветствую!
Хм, мальчишка в 16 лет стал агентом?! Не верится, но все возможно. насколькоя помню, он взял фамилию геройски погибшего товарища по красногвардейскому отряду. На мой взгляд что-то могло попасть из захваченных нашими контрразведчиками белогвардейсих архивов и и архивов националистов относительно Ханферянца-Худякова.

Alex

#6
Худяков, Сергей Александрович (Арменак Ханферянц) родился 7 января 1902 года в селе Мец Таглар  Нагорного Карабаха.Период (1917г.- 1922г.) в личном деле Худякова,что называется покрыт
мраком- много неясностей до сих пор и ответа на них нет. Что заставило Ханферянца присвоить фамилию,имя,отчество,год,место рождение и происхождение не удалось выяснить даже во время следствия,в ходе допросов  следователями  Рюминым и Лихачевым. Если следовать официальной версии, то Ханферянц в возрасте 16 лет  ( февраль 1918 г.) вступил в ряды Красногвардейцев. Участвовал в боях на Кавказе, защищал Царицын,командовал взводом, кавэскадроном на Закавказском фронте. В 1922 году Ханферянц ( Худяков) оканчил 2-е кавалерийские курсы усовершенствования командного состава в Тифлисе.Член ВКП(б) с 1924г.В период с 1928г. по1931г.  Худяков  занимал должность начальника штаба червонно-казачьего кавалерийского полка в Изяславе (Украина). В 1928 г. женился на В. П. Леляк. В 1936 г. по окончанию  Военно-Воздушной Академии имени Н. Е. Жуковского, Худяков получил назначение в Белорусский ВО.Занимал должность начальника оперотделения штаба авиабригады. В 1937 году переведен на должность начальника оперотдела штаба ВВС КА, а в 1938г. полковник Худяков был назначен начальником тыла управления ВВС КА. Начало войны полковник Худяков встретил  в должности начальника штаба ВВС ЗапОВО.а  декабрь 1941г. уже в должности начштаба ВВС Западного фронта (командующий генерал Ф.Г.Мичугин,с 25.12.1941г генерал Н.Ф.Науменко,военком бригадный комиссар В.Я.Клоков). В 1942г. Худякову  было присвоено воинское звание генерал-майор,затем через небольшой промежуток времени -генерал-лейтенант.В 1943г  генерал-полковник С.А.Худяков- 2-й (после Г.А.Ворожейкина) заместитель командующего ВВС КА маршала авиации А.А.Новикова.Как представитель Ставки ГВК  Худяков координировал боевые действия авиации Воронежского и Степного фронтов в Курской битве  8 июля 1943г доносил командующему  ВВС КА "...Принятое накануне решение об изменении тактики нашей авиации в сторону массированного ее использования большими группами оказалось совершенно правильным.Командование Воронежского фронта признало действия авиации значительно более эффективными,чем накануне..." (ЦАМО ф35оп.226133 д.1).
Вплоть до мая 1945г Худяков оставался на должности начальника штаба ВВС КА.В августе 1944 г. за проведение 5-й и 17-й Воздушными армиями  успешной  Ясско-Кишиневской операции, Указом Президиума Верховного Совета СССР Худякову было  присвоено звание маршала авиации.Интересно отметить,что в феврале 1945 г. маршал авиации Худяков присутствовал в составе советской делегации на Крымской конференции так называемой "Большой тройке" являясь советником И.В.Сталина по авиации.В марте 1945 г. маршал Худяков был назначен командующим
авиационной группировкой советских ВВС на Дальнем Востоке.В состав авиагруппировки входили  12-я Воздушная армия Забайкальского фронта,9-я Воздушная армия 1-го Дальневосточного фронта и 10-я Воздушная армия 2-го Дальневосточного фронта (командующие С.А.Худяков,И.М.Соколов и П.Ф.Жигарев).Усилия авиационной группировки координировал командующий ВВС КА Главный маршал авиации А.А.Новиков...
Боевые действия советских войск на Дальнем Востоке завершились разгромом Квантунской армии и полной Победой.Россия вернула себе исконно русские земли Южный Сахалин и Курильские острова.23 августа 1945г. Москва салютовала победителям...

14 декабря 1945г. маршал авиации С.А.Худяков был неожиданно арестован сотрудниками военной контразведки.Арест маршала тут же начал обростать невероятными слухами,которые кстати до сих пор  подробно тиражируется в СМИ- о загадочно исчезнувшем транспортном самолете на борту которого находились драгоценности принадлежащие китайскому императору Маньчжоу Пу И.На самом деле Худяков (как и многие наши генералы в Германии) был арестован для проверки по банальному обвинению-"  злоупотребление властью,а также халатное отношение к службе лица начальственного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии" (ст.193-17 "а" и "б" УК РСФСР редакции 1926г с изменениями на 1 декабря 1938г.).

Продолжение следует.

Alex

#7
Причина ареста маршала авиации Худякова заключалась далеко не в трофейном барахле,которое многими вывозилось на транспортных самолетах, а в количестве летных проишествий и небоевых потерях авиационной техники 12-й Воздушной армии.После ареста Худякова, следователям НКВД(МГБ) понадобилось меньше месяца,чтобы доказать,что Худяков скрывал в течении длительного времени  своё происхождение и настоящую фамилию.Как известно жизнь военного человека,в отличии от гражданского "видна как на ладоне".Установить факт,что Худяков не был сыном "машиниста из города Вольска,родители которого умерли от тифа в 1922г." для сотрудников НКВД и СМЕРШа не составляло труда.Тем более,что лицом Худяков ни как "не тянул" на волжанина. Под натиском улик  и вопросов "кто,откуда и зачем" картина с биографией начала проясняться,а обвинительная статья УК 193- переростать в 58-ю...
После допроса многочисленных родственников Ханферянца,следствием было установлено,что в семье Ханферянц кроме Аремена (Арменак) было еще два сына- Авак (Арташес) и Андраник.Старший сын Авак с началом войны был призван в армию в звании политрука и в ноябре 1941г. пропал без вести.
В феврале 1946г. Худяков начал давать показания.В протоколе допроса появились фамилии Репина (главный инженер ВВС КА),Шаманова (член Военного Совета ВВС КА) и Новикова (командующий ВВС).Из протокола допроса: "....Касаясь конкретных фактов преступлений, совершенных в ВВС нами, Новиковым, мною, Репиным и Шимановым , я прежде всего должен остановиться на серьезных дефектах   некоторых типов самолетов, поступавших из авиационной промышленности  на вооружение Военно-Воздушных Сил...".На очередных допросах Худяков выдвинул обвинения в сторону авиаконструкторов Яковлева,Ильюшина,Климова отметив серьезные конструктивные недоработки самолетов и авидвигателей.Показания Худякова касались поставок  авиационной техники в войска с  заводским браком.А это уже было обвинение  наркома НКАП  Шахурина в "явном вредительстве": "....Шахурин всегда знал,что делается в ВВС и имел возможность сгладить все острые углы,а Новиков,зная обо всех безобразиях с материальной частью,не принимал никаких мер сам и не докладывал об этом Генералиссимусу..."
Известно,что с момента ареста, дело Худякова было под пристальным взглядом И.В.Сталина,которому постоянно шли доклады о ходе следствия.В первых числах марта 1946г. состоялось заседание Политбюро ЦК ВКП(б)на котором присутствовали  Молотов,Маленков,Жданов,Берия,Булганин,Микоян. После ознакомления с протоколами допроса,члены Политбюро приняли решение о снятии  с занимаемых должностей Репина,Шиманова,Селезнева, Новикова, Шахурина ,секретарей оборонного сектора ЦК  Григорьяна и Будникова,а их дела передать на расследование в МГБ.
В средине марта  1946г. прошла волна очередных арестов.Аресты руководящих работников проводились без лишнего шума и ажиотажа- дела были "тихие"...

Вместо Новикова на пост главкома ВВС СССР был назначен К.А.Вершинин,на пост наркома авиапромышленности -М.В.Хруничев.Заместитель  наркома НКАП с 1940г.авиаконструктор А.С.Яковлев остался на своем месте,хотя следственные органы МГБ достаточно "подергали" и его."Крупно" досталось Г.М.Маленкову,который в течении длительного времени курировал НКАП...
11 апреля 1946г. всем секретарям ЦК ВКП(б),кандидатам и членам Политбюро ЦК,руководителям МО и ВВС СССР  было разослано закрытое письмо  И.В.Сталина,в котором говорилось: "...Проверка работы ВВС и жалобы летчиков с фронта на недоброкачественность наших самолетов привели к выводу, что бывший нарком авиапромышленности Шахурин, который сдавал самолеты для фронта, затем бывший главный инженер ВВС Репин и подчиненный ему Селезнев, которые принимали самолеты от Шахурина для фронта, - находились в сговоре между собой с целью принять от Шахурина недоброкачественные самолеты, выдавая их за доброкачественные,  обмануть таким образом правительство и потом получать награды за "выполнение" и "перевыполнение" плана. Эта преступная деятельность поименованных выше лиц продолжалась около двух лет и вела к гибели наших летчиков на фронте. Бывший командующий ВВС Новиков, зная о преступлениях названных выше лиц, не только не сообщал об этом  Правительству, но и запрещал своим подчиненным делать такие сообщения, опасаясь того, что в случае раскрытия вышеназванных преступных действий, ответственность падет, прежде всего, на него,  то есть на Новикова. Таким образом, преступления продолжались, фронт  получал недоброкачественные самолеты, аварии шли за авариями и расплачивались за это своей кровью наши летчики. Нам помогли вскрыть это дело летчики с фронта. Пришлось арестовать названных выше непосредственных виновников преступления - Шахурина, Репина, Селезнева, а также члена Военного Совета ВВС - Шиманова.Ниже приводятся показания арестованных.
           Секретарь ЦК И.СТАЛИН"

Контроль за ходом следствия по "авиационному делу" был возложен на  Секретариат ЦК (А.А.Кузнецов) ,с мая 1946г на министра МГБ В.С.Абакумова и на  заведующего Особым Сектором ЦК ВКП(б) Поскребышева,который должен был готовить ежедневные сводки.

Продолжение следует.
         

Дмитрий

Alex, хочу уточнить: Григорьян был Зав. Отделом авиационного моторостроения ЦК ВКП(б), а Будников - зав. Отделом самолетостроения ЦК ВКП (б). В те годы эти посты не играли такой важной и заметной роли, как  потом. После освобождения в 1953г.  оба вышеуказанных были назначены директорами заводов автиапрома в Москве.
Что же касается Худякова... Да, он явно не тянул на русского мужика. Но почему раньше-то об этом никто не мзадумывался?
Теперь интересная информация: на следствии Худяков (он же  Ханферянц) утверждал, что взял Ф.И.О. своего погиьшего боевого товарища.  Ну ладно, допускаю.  Тогда время было романтическое, вот и ряд товарищей сменил фимилию на Октябрьский. А Дрищев стал Горлинским. Но дело в другом: как простой полковник так активно продвигался по службе? Да, война, да недостаток подготовленных кадров...но как-то очень быстро двигался ничем не примечательный полковник и рос, аж дух захватывает. Вообще И.В. Сталин, СМЕРШ и терорганы госбезопасности очень внимательно присматривались к выходцам из ЗапВО. Это желтая карточка Худякову.
Теперь красная карточка. Во всех армиях мира, при авариях, катастрофах и т.п., носящих системный характер, командующий соединением/объединением всегда снимается с должности (либо отстраняется от должности временно) и по нему проводится служебная проверка. Худяков же, полвойны просидевший в Москве перекладывая бумажки, не обладал морально-волевыми и командирскими качествами, необходимыми для командующего таким крупным объединением, как 12-я армия ВВС. Я насмотрелся на таких "буревестников", кроме мата и унижения подчиненных ничего не умеют, а как малейшая заковыка, так к нам, - "избавьте, дорогие мои, от врагов и саботажников", и весь разговор. Конечно, шпионов, агентом глубокого внедрения Худяков не был.
Хочу особо остановится на личности Шахурина. Человек он, безусловно, с хорошими организаторскими способностями. Этот факт подтверждает и то, что ему в августе 1941 года, когда немец стоял под Смоленском, было присвоено звание Героя Социалистического Труда.  Проблемы с госбезопасностью у него начались  тогда, когда его сын в приступе ревности застрелил дочь посла Уманского и застрелилмся сам (эх, молодость, молодость). Учитывая и жесткий характер Шахурина, и лежащую на нем ответственность, и человеческое горе, понятно, почему он послал чекистов, приехавших к нему, к такой-то матери. А ведь он был не прав: к нему приехал Богдан Захарович Кобулов,  Лев Володзимерский и пара фигур колибром поменьше. Причем начали беседу они с сочувствия и сорболезнования. Но... тут стороны и вошли в клинч.
Существует версия, будто-бы Шахурин и Василий Сталин на приеме в честь дня ВВС в августе 1945г. поспорили и чуть ли не подрались по поводу технической оснащенности ВВС, НО перестроечные и постперестроечные лжеученые-историки вообще все строят не на фактах, а на сплетнях.  А Будников и Григорян были выходцы из Наркомата авиапромышленности, поэтому Шахуин оставался для них начальником.  Надо заметить, что Шахурина, первоначально, не хотели снимать: его перевели на должность замПредсовмина РСФСР и рассматривался вопрос о назначении на должность первого секретаря одного из крупных обкомов. Но, доказательная база перевесила.

Alex

Дмитрий
Спасибо за уточнение.Вы как всегда довольно четко аргументируете и ставите ударение  разделяя и дополняя некоторые моменты.Кстати о смене фамилий.Допустимое безобразие творилось в Союзе
вплоть до 1928-29гг. после чего сменить официально фамилию даже на фамилию жены было довольно затруднительно.Легенда о Ханферянце,при каких обстоятельствах он стал  Худяковым   впервые прозвучала из уст А.А.Новикова в период Хрущева.Кстати существуют и еще две подобных
легенды.Правда обстоятельства там другие. Но думаю для участников форума все это не очень интересно т.к.  активность участников довольно низкая в обсуждении любой темы.Уж не знаю,какую тему  предложить для рассмотрения в следующий раз. Может Вы подкините идею создав тему?