Кто сказал "фу" на СТАЛИНСКУЮ КОНСТИТУЦИЮ ?

Автор Alex, 18 июня 2015, 17:28:08

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Velfrjd

#120
-

Alex

Цитата: Velfrjd от 16 августа 2015, 11:31:53
А-а-а... Да Вы - троцкист!  А я-то думал...)))
Думали правильно.
Троцкистом я не стал, несмотря на то,что в начале 90-х все книжные прилавки были завалены
полиграфическими трудами гражданина Лейба Давидовича Бронштейна- мимо нельзя было  пройти не взяв книгу в руки...

Velfrjd

#122
-

Alex

#123
Возвращаясь к теме о создании "ТРОЕК,ДВОЕК" мы почему-то забываем о том,что в период 20-30-х годов  на просторах нашей Родины помимо вышеназваных судейских органов существовало множество различных судебных органов,которые можно отнести к административной юрисдикции (ранее название- "Суды общественной самодеятельности") и о которых я кратко  уже писал:

1.ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СУДЫ.
7 июля 1923г ВЦИК РСФСР утвердил положение о дисциплинарных судах при ЦИК РСФСР.
В то время в РСФСР уже действовали два декрета о дисциплинарной ответственности, изданные двумя годами ранее, в 1921 году. Одним из них определялись виды дисциплинарных взысканий за нарушения служебной дисциплины в советских учреждениях, а на основе второго были созданы дисциплинарные товарищеские суды на предприятиях. Оба декрета предусматривали порядок привлечения к дисциплинарной ответственности рабочих и служащих, то есть рядовых трудящихся. Особенностью созданных в 1923 году дисциплинарных судов было привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц, занимающих ответственные посты в государственных органах. Чиновников и руководителей предприятий суды привлекали к административной ответственности за служебные упущения, проступки и неправильные действия, если за подобные нарушения не предусматривалось уголовное наказание. Дисциплинарные суды действовали при губернских (областных) исполнительных комитетах. При ВЦИК был создан Главный Дисциплинарный Суд, решения которого были окончательными и не подлежали обжалованию. В качестве мер судебного дисциплинарного взыскания применялись: «замечание, публичный выговор, перемещение на другую должность, арест домашний на срок от трех суток до одного месяца, лишение права занимать ответственные должности в государственных органах до двух лет, увольнение от должности, возложение обязательств загладить причиненный вред или возместить ущерб». При этом суд мог соединять меры взыскания и назначить сразу несколько наказаний. Никакого специального представительства сторон при рассмотрении дела не допускалось. Срок для дисциплинарного производства составлял один год со времени совершения служебного проступка или упущения. Дисциплинарные суды просуществовали недолго до 1926г.После чего,совместным  Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 14.06.1926г. были разкассированы. Однако, специальные военные дисциплинарные суды продолжали рассматривать дела в отношении военнослужащих вплоть до 1928г.

Думаю,всем будет интересно ознакомится с положение о дисциплинарных судах.


ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 1923 года

ПОЛОЖЕНИЕ О ДИСЦИПЛИНАРНЫХ СУДАХ

В целях борьбы со служебными упущениями, проступками и неправильными действиями лиц, занимающих ответственные должности в государственных органах, если эти действия не подлежат наказанию в уголовном порядке, - II-я сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановляет:

Учредить дисциплинарные суды на следующих основаниях:

Раздел I. Организация дисциплинарных судов

Ст. 1. Дисциплинарные суды образуются:
а) при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете - Главный Дисциплинарный Суд;
б) при губернских (областных) исполнительных комитетах - губернские (областные) дисциплинарные суды.

Ст. 2. Губернские (областные) дисциплинарные суды действуют в составе трех членов, назначаемых сроком на одни год губернскими (областными) исполнительными комитетами советов, при которых они состоят, из следующих лиц: одного из состава членов президиума областного или губернского исполнительного комитета, одного из состава местного губернского суда и одного по выбору губернского (областного) исполнительного комитета. Один из членов этого состава утверждается губернским (областным) исполнительным комитетом - председателем губернского (областного) дисциплинарного суда.

Главный Дисциплинарный Суд действует в составе председателя и двух членов, назначаемых Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.Кроме того, в каждом губернском (областном) дисциплинарном суде и в Главном Дисциплинарном Суде назначаются в порядке, установленном для назначения членов суда, два запасных члена суда.

Раздел II. Подсудность дисциплинарных судов

Ст. 3. Губернским дисциплинарным судам подсудны:
А. Дела о служебных упущениях и проступках:
а) членов губернских и уездных исполнительных комитетов;
б) должностных лиц, избираемых или утверждаемых губернским исполнительным комитетом;
в) директоров и членов правления трестов, а также отдельных предприятий, подведомственных губернским советам народного хозяйства.

Ст. 4. Главному Дисциплинарному Суду подсудны дела о служебных упущениях и проступках, касающиеся членов Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и членов Центральных Исполнительных Комитетов Автономных Республик, Народных Комиссаров и их заместителей, членов коллегий Народных Комиссариатов, членов Совета Труда и Обороны и Малого Совета Народных Комиссаров, председателей и членов президиумов губернских исполнительных комитетов и ответственных должностных лиц центральных учреждений и Народных Комиссариатов, не ниже заведующих отделами, а также директоров и членов правления трестов и отдельных предприятий, подчиненных непосредственно центру, причем в отношении двух последних категорий лиц, от Главного Дисциплинарного Суда зависит, принять дело к своему производству или направить его в соответствующий губернский дисциплинарный суд.

Ст. 5. Право направления дел в дисциплинарный суд принадлежит:
а) учреждениям и лицам, коим предоставляется право наложения дисциплинарных взысканий по декрету Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 27 января 1921 года о дисциплинарных взысканиях за нарушение служебной дисциплины в советских учреждениях (Собр. Узак., 1921, N 8, ст. 58), если, по их мнению, направление дела в дисциплинарный суд более соответствует серьезности допущенного должностного упущения или проступка;
б) распорядительным заседаниям Верховного и губернских судов, в случае, если они признают, что привлеченные к суду лица, указанные в ст. ст. 3 и 4, не подлежат наказанию в уголовном порядке.

Примечание 1. Право внесения в распорядительные заседания Верховного и губернских судов представлений о направлении дел в порядке п. "б" настоящей статьи предоставляется прокурорскому надзору и Народному Комиссариату Рабоче - Крестьянской Инспекции.

Примечание 2. Прокурорский надзор и Народный Комиссариат Рабоче - Крестьянской Инспекции обязаны, одновременно с представлением о направлении дела в дисциплинарный суд, приложить отзыв соответствующего ведомства.

Ст. 6. В Главный Дисциплинарный Суд дела направляются также Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Президиумами Центральных Исполнительных Комитетов Автономных Республик, Советом Народных Комиссаров, Советом Труда и Обороны и Прокурорами Республик.

Ст. 7. В отношении членов Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны направление дела о них в дисциплинарные суды может иметь место исключительно с соблюдением правил, указанных в ст. ст. 23 и 24 Положения о Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете (Собр. Узак., 1922, N 74, ст. 925), а в отношении членов Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны - с разрешения Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны, по принадлежности.

Ст. 8. Если при рассмотрении дела дисциплинарный суд придет к убеждению, что деяния привлеченных к ответственности лиц выходят за пределы компетенции дисциплинарных судов, последние вправе направить дело в обще - судебном порядке.

Раздел III. Меры взыскания, налагаемые дисциплинарными судами

Ст. 9. Дисциплинарные суды вправе налагать следующие меры взыскания:
а) замечание;
б) выговор с опубликованием в печати или без опубликования;
в) перемещение на другую должность;
г) арест домашний на срок от трех суток до одного месяца;
д) лишение права занимать ответственные должности в государственных органах до двух лет;
е) увольнение от должности;
ж) возложение обязательств загладить причиненный вред или возместить ущерб.

Примечание. Дисциплинарным судам предоставляется право при наложении дисциплинарных взысканий соединять меры взыскания, предусмотренные настоящей статьей.

Раздел IV. Производство в дисциплинарных судах

Ст. 10. Рассмотрение в дисциплинарных судах начинается докладом одного из членов дисциплинарного суда по назначению председателя. Суду предоставляется право производить слушание дела при закрытых дверях. Вызов обвиняемого обязателен, однако, неявка его без уважительных причин не останавливает производства дела. Суд вправе поручить одному из своих членов дополнительное, вне суда, расследование отдельных обстоятельств дела или всего дела.

Ст. 11. Никакого специального представительства сторон при рассмотрении дела не допускается. Однако, лица и учреждения, возбудившие дисциплинарное преследование, а в случаях направления дела в дисциплинарный суд в порядке п. "б" ст. 5 и заинтересованное в деле начальство привлекаемых лиц, а также представитель прокуратуры вызываются, если они того потребуют, к объяснению лично или через специально на то уполномоченных лиц. Обвиняемому должно быть предоставлено последнее слово.

Ст. 12. Постановления губернских (областных) дисциплинарных судов могут быть в семидневный срок обжалованы в Главный Суд. Постановления Главного Суда никакому обжалованию не подлежат.

Ст. 13. Дисциплинарное производство может быть возбуждено не позднее одного года со времени совершения служебного проступка или упущения.

Раздел V. Подотчетность дисциплинарных судов

Ст. 14. Дисциплинарные суды поднадзорны по принадлежности: областные или губернские дисциплинарные суды - Главному Дисциплинарному Суду, областному или губернскому исполнительному комитету, а Главный Дисциплинарный Суд - Президиуму Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М.КАЛИНИН

Народный Комиссар Юстиции   Д.КУРСКИЙ

СекретарьВсероссийского ЦентральногоИсполнительного Комитета Т.САПРОНОВ

=====================================================


2.ТОВАРИЩЕСКИЕ СУДЫ.
5 апреля 1921 г. СНК РСФСР утвердил Положение о дисциплинарных товарищеских судах "в целях поднятия трудовой дисциплины и производительности труда".Просуществовать данным судам пришлось недолго. В  1923г данные суды были ликвидированы.
Однако 27 августа 1928г вышло  постановление ВЦИК и СНК РФСР о создании товарищеских судов на  предприятиях. Данные суды имели право налагать на нарушителя трудовой дисциплины различные взыскания вплоть до направления подсудимого в ИТЛ сроком до 6 месяцев.Кроме этого товарищеские суды рассматривали дела о конфликтах среди рабочих (пьянки,оскорбления,обиды и т.д.)по которым выносились предупреждения, а порой принимали решение об увольнении.Товарищеские суды просуществовали много лет.

3.Сельские суды.
29 сентября  1930 г. ЦИК СССР принял постановление об организации сельских общественных  судов. В состав суда обычно входили председатель сельсовета,члены сельсовета.Решение сельского суда утверждал райисполком Совета трудящихся.Права сельских судов были аналогичными с товарищескими судами на предприятии.
     
4.КОЛХОЗНЫЕ и КОЧЕВЫЕ СУДЫ.
Колхозные и кочевые суды были созданы в 1933г. Состав суда избирался членами колхоза.Колхозный суд рассматривал дела о мелких кражах (до 50 руб) и правонарушениях (драках,оскорблениях и т.д.)имел право оштафовать подсудимого (не выше 10 руб.), вынести общественное порицание,назначить общественные работы на срок не более 5дней. Колхозные товарищеские суды были ликвидированы в 1935г, в связи принятием 17 февраля 1935 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР "Устава сельскохозяйственной артели".

5.ТУЗЕМНЫЕ СУДЫ
Согласно Постановлению Президиума ВЦИК СССР от 20 января 1927г в северных окраинах РСФСР исполнение судебных функций было возложено на родовые органы Управления.При рассмотрении дел наряду с применением статей УК РСФСР 1926г ст. ст.  194-205 (которые применялись судами в связи с преступлениями, связанными с пережитками родового быта)применялись меры наказания характерные для местного  населения,которые не противоречили советскому законодательству.Подсудимый не согласный с приговором мог обжаловать его в районном суде в 2-х месячный срок.Туземный суд выбирался из числа местных жителей и имел право  рассматривать дела связанные с хулиганством,кражами, скупками краденного,пережитком родового быта (другими словами чисто гражданские дела- брачные, семейные отношения).Уголовные дела связанные с тяжкими преступлениями (убийством и т.д) передавались органам обшей юрисдикции. Туземные суды функционировали в течении двух лет (1931-1933гг) в трех районах Северного края, в Ленинградской области,в Бурят-Монгольской АССР ,в Восточно-Сибирском, Туруханском и Дальневосточном краях.

Alex

#124
Как видим,создание "внесудебных органов" и "судов общественной самодеятельности" было возможно в СССР вплоть до 1938г. пока не было единого закона  о судоустройстве СССР.Изданные в 1924 г. «Основы судоустройства СССР и союзных республик» содержали лишь отдельные принципы построения судебной системы Союза. Действующие в различных союзных республиках Положения о судоустройстве не отличались единством, по-разному
формулировали задачи суда и по-разному разрешали ряд организационных вопросов. В РСФСР последнее Положение о судоустройстве было принято в 1926 г. В последующие годы оно подвергалось неоднократным изменениям и дополнениям.

Возможно мало кто знает о том,что 8 августа 1936г. вышло постановлением ЦИК и СНК СССР согласно которому при ИТЛ (ГУЛАГ)были созданы  отделения краевых и областных судов. Эти отделения действовали в составе председательствующего и двух членов суда.Напомню,что до 1938 г. краевое (областное) деление было лишь в РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Казахской ССР и Узбекской ССР.

Как уже указывалось выше, 7 июня 1934 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление "Об организации воднотранспортных судов". Во изменение этого постановления ЦИК и СНК СССР 28 марта 1935 г.постановили провести дальнейшее подчинение водных судов непосредственно Верховному суду Союза ССР, а постановлением ЦИК и СНК от 7 апреля 1936 г. были переданы в систему Верховного суда СССР воднотранспортные суды, оставленные законом 1934 г. в непосредственном ведении Верховного суда РСФСР.Таким образом, с этого времени все специальные суды полностью вошли в систему Верховного суда СССР.

Военные трибуналы,линейные суды железнодорожного транспорта,линейные суды водного транспорта  действовали на основе общего для всех судов материального и процессуального законодательства и подчинялись общему для всех судов надзору Верховного суда СССР. Избрание народных заседателей производилось отдельно для каждого специального суда — военного трибунала, линейно-железнодорожного и линейного водно-­транспортного суда.Так как территория деятельности большинства специальных судов не совпадала с территорией деятельности советов депутатов трудящихся (железная дорога, например, проходит по территории нескольких республик, краев, областей, водный бассейн также простирается на территории нескольких территориальных образований), то основную массу народных заседателей должен был избирать тот совет, на территории которого находится спе­циальный суд. Другие советы избирают для данного специального суда лишь дополнительное число народных заседателей, привлекаемых к участию в судебных засе­даниях в выездных сессиях этого суда на территории данной республики, края, области.
Этот порядок избрания исключал необходимость выездов народных заседателей, так как они могут быть привлечены для участия в выездной сессии на месте.Специальные суды рассматривали дела  в составе председательствующего — председателя или члена суда и двух очередных народных заседателей, кроме случаев, когда по закону дела рассматриваются в составе трех членов соответствующего суда.

К подсудности военных трибуналов были отнесены дела:
а) о преступлениях, совершенных военнослужащими и военнообязанными, состоящими в рядах Советской Армии, лицами строевого и административно-хозяйственного состава военизированной охраны и военизированной пожарной охраны предприятий и сооружений, имеющих особое государственное значение, лицами оперативного, строевого и административно-хозяйственного состава рабоче-крестьянской милиции, лицами оперативного и административного состава ИТУ, работниками экспедиции подводных работ (ЭПРОН) и др., а также лицами начальствующего и рядового состава частей тылового ополчения и трудовых частей из лиц, освобожденных от военной службы по религиозным убеждениям, если перечисленные лица совершают преступления воинские, контрреволюционные или особо опасные для Союза ССР против порядка управления, преступления, предусмотренные законом 7 августа 1932 г. об охране общественной социалистической собственности, должностные и имущественные преступления (дискредитация власти, незаконное задержание, незакон­ный привод, присвоение или растрата, взяточничество, служебный подлог, квалифицированная кража из государ­ственных или общественных складов или мест общего пользования);

б) о совершенном кем бы то ни было военном шпионаже;

в) о совершенном кем бы то ни было тайном или открытом похищении огнестрельного оружия (кроме охотничьего) и огнеприпасов, а также о покупке, хранении и продаже заведомо похищенного огнестрельного оружия и огнеприпасов к нему, о преступлениях угрожающих крепости и мощи Советской Армии и Военно-Морского Флота, рассмотрение которых будет в установленном порядке поручено военным трибуналам, о преступлениях в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.

Как уже указывалось выше, подсудность линейных судов железнодорожного транспорта определена постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 ноября 1930 г. и дополнительным постановлением ЦИК и СНК СССР от 10 июня 1934 г., подсудность линейных судов водного транспорта — постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 июня 1934 г.
Дела о всех совершенных военнослужащими убийствах частных граждан также относились к подсудности военных трибуналов .Линейные суды железнодорожного и водного транспорта рассматривали дела лишь в качестве судов первой инстанции. Кассационной инстанцией для них являлась соответствующая коллегия Верховного суда СССР.

Расследованные НКВД СССР и его местными органами дела связанные с КРД, изменой родине, о шпионаже, терроре, взрывах, поджогах и иных видах диверсий подлежали рассмотрению военной коллегии Верховного суда СССР, военных трибуналов военных округов по подсудности.

Напомню 19 января 1937 г.в НКЮ было проведено оперативное совещание,в ходе которого было принято  постановление Наркомата юстиции "О взаимоотношениях НКЮ СССР с военной, водно­транспортной и железнодорожной коллегиями Верховного суда СССР".Этим постановлением была сделана попытка  разграничить функции Наркомюста СССР и Верховного суда СССР в отношении руководства специальными судами СССР.

В начале 1937 г. НКЮ СССР провел аттестацию судей.Согласно отчетности переаттестацию прошли  73% всех народных судей,  из них было оставлено на прежней работе 62%.Недокомплект составлял 20%.Количество судей с высшим юридическим образованием составляли 6,4%, со средним юридическим образованием 39,8%. Остальные, т. е. больше половины, не имели никакого юридического образования.

По РСФСР: в период 1935-36 гг.народные судьи без правового образования составляли — 41,6% .Среди членов краевых (областных) судов работавшие в органах юстиции свыше 10 лет составляло 36,3%, от 5 до 10 лет — 29,2%, от 3 до 5 лет — 12,9%, от 1 до 3-х лет— 10,8%, до одного года— 10,8%.  Известной поправкой к этому может служить то обстоятельство, что новые судебные работники обладали стажем партийной работы, работали в органах ЦКК-РКИ и других советских учреждениях, имели до избрания их судьями  опыт партийной и советской работы.


Примечание.
1 "За социалистическую законность" 1936, № 2.
2."Социалистическая законность" 1937г.№1-12
3 "Советская юстиция" 1937, № 14.

Velfrjd

#125
-

Alex

ТРОЙКИ- феномен 37 года.
 
Существует широкораспространенное мнение,что знаменитый,печально известный "внесудебный" орган,под названием "тройка",образованный как принято считать при НКВД, был создан на основании  оперативного приказа НКВД №00447 от 30.07.1937г. за подписью наркома НКВД Ежова и Фриновского. А так ли это? Мог-ли нарком НКВД Н.И. Ежов,создать в рамках НКВД подобный судебный орган на основании оперативного приказа?.Боюсь,что нет...

Как нам уже известно (кто внимательно читает) согласно постановления принятого делегатами VII Съезда Советов СССР, 5 февраля 1935 г. в Конституцию СССР ред. 1924 г. были внесены дополнения и изменения. В частности,Ст. 57 гласившая:" Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего комиссариата, доводя о них до сведения коллегии. В случае несогласия с тем или иным решением народного комиссара, коллегия или отдельные ее члены, не приостанавливая исполнения решения, могут обжаловать его в СНК Союза ССР."- была ИСКЛЮЧЕНА из основного закона... а нарушать действующий порядок даже малограмотный нарком Ежов, без постановления верховной  власти не посмел-бы...

Стоит заметить,что согласно фактам, ТРОЙКИ ,как призраки,то возникали в системе ГПУ-ОГПУ, то исчезали.
Например, 28 августа 1923 г.Совет Труда и Обороны (СТО) своим постановлением создает спец.комиссию в составе начальника ЭКУ ГПУ Кацнельсона,начальника Управления Уголовного розыска (УУР) Николаевского и начальника ССО МГО ГПУ Михайлова с целью выработать методы по борьбы  с фальшивомонетчиками.Этим же постановлением предусматривалось создание троек при ПП ГПУ.

"1 апреля 1924 г. Президиум ВЦИК СССР в интересах быстрейшего производства следствия и усиления борьбы с фальшивомонетчиками предоставил Коллегии ОГПУ право внесудебного рассмотрения дел вплоть до вынесения приговора о высшей мере наказания в отношении лиц, занимающихся изготовлением, сбытом и хранением фальшивых денежных знаков и звонкой монеты, имеющих обращение на территории СССР.
6 апреля 1924 г. в целях урегулирования вопроса борьбы с фальшивомонетничеством была направлена шифр-телеграмма прокурорам губернских, областных и автономных республик. В ней разъяснялось право органов ОГПУ на внесудебное рассмотрение дел в отношении лиц, занимающихся изготовлением, сбытом и хранением фальшивых денежных знаков, вплоть до вынесения приговора о высшей мере наказания. Предварительное следствие по данной категории дел должно заканчиваться в кратчайший срок в порядке упрощенного судопроизводства (ст. 381 УПК РСФСР), без участия обвинителя и защиты, с вызовом наименьшего количества свидетелей и слушания дела при закрытых дверях...
в 1924 г. было раскрыто 11 организаций фальшивомонетчиков, в 1925 г. - 19.К лицам, осужденным за фальшивомонетничество, применялись жесткие репрессивные меры. Так, из 330 задержанных к высшей мере наказания по СКК были приговорены 106 человек, к 10 г.м заключения — 45. Наибольшее количество организаций было раскрыто в Ростове — 7, Краснодаре — 5 и Армавире — 4...

13 марта 1925 г. центральной «тройкой» были подведены первые итоги о числе раскрытых организаций фальшивомонетчиков, изготовлявших фальшивые и поддельные денежные знаки советского образца и иностранной валюты в период с 15 сентября 1923 г. по 1 марта 1925 г. Всего за это время в стране было ликвидировано 174 организации с количеством обвиняемых 1487 человек и ликвидировано 26 мелких дел (58 человек обвиняемых).
Общее число обвиняемых по возникшим 200 делам — 1545 человек. Число обвиняемых по делам, заслушанным в Коллегии ОГПУ, — 841. Общее число обвиняемых по делам, находящимся в стадии следствия — 704.
В 1926 г. Коллегией ОГПУ, Особым совещанием при Коллегии ОГПУ, а также на чрезвычайных сессиях губернских судов по СССР было заслушано еще 205 дел, связанных с подделкой, изготовлением или сбытом фальшивых денежных знаков, в 1927 г. — 243 дела.

Кроме «тройки» по борьбе с фальшивомонетничеством, в Центральном аппарате ОГПУ к 1929 г. работали еще семь «троек».В октябре 1929 г. особоуполномоченный при Коллегии ОГПУ В. Д. Фельдман сообщает Г. Г. Ягоде о медлительности в рассмотрении дел «тройками». За ОГПУ в то время числилось дел на шесть тысяч человек, которые следствием были закончены и присланы с мест для своего разрешения. Данные дела ждали своего рассмотрения на Коллегии или Особом совещании несколько месяцев.Рост числа заключенных в связи с возросшими объемами оперативной работы ОГПУ (кризис хлебозаготовок, высылка кулаков) создавал тяжелое положение на местах. Перегрузка тюрем достигла невиданных масштабов.

Компетенция «троек» ОГПУ по предварительному рассмотрению законченных следствием дел была следующая:
1. «Тройка» Контрразведывательного отдела рассматривала дела Контрразведывательного отдела, Особого отдела и Московского военного округа.
2. «Тройка» Секретного отдела рассматривала дела Секретного отдела и отчасти Информационного отдела.
3. «Тройка» Оперативного отдела — дела уголовников-рецидивистов и бандитские.
4. «Тройка» Транспортного отдела — дела уголовников-рецидивистов, бандитские и другие, связанные с транспортом.
5. «Тройка» Экономического управления — дела на социально опасных эконом-валютчиков, спекулянтов и т. п. дела.
6. «Тройка» Главного управления Погранохраны — дела контрабандистов.
7. «Тройка» Специального отдела — дела, связанные с их пересмотром, лагерные преступления, а также дела по досрочному освобождению.
8. «Тройка» при особоуполномоченном рассматривала дела на сотрудников ОГПУ, дела на лиц, у которых заканчивался срок в лагерях, ссылке и т. д., дела на беспризорных и иные, не подпадающие к рассмотрению в других отделах.
Однако должного эффекта и быстроты рассмотрения дел существование восьми «троек» не давало. Случалось, что одно и то же дело слушалось на двух «тройках» и выносились два постановления, противоречащих друг другу.
Приказывалось принять срочные меры по разгрузке «троек» от скопившихся дел и в ударном порядке за две-три недели ликвидировать загрузку путем незамедлительного рассмотрения дел на «тройках», после чего существующие «тройки» предлагалось распустить и образовать две-три, так как раздробленность была нецелесообразна с точки зрения единства карательной линии и по техническим причинам.Г. Г Ягода поддержал эти предложения. Все существовавшие «тройки» по предварительному рассмотрению законченных следствием дел Коллегии ГПУ и Особого совещания были распущены. Для предварительного рассмотрения дел были образованы три «тройки».
1. «Тройка» по делам Секретного отдела, Контрразведывательного отдела, Главного управления Погранохраны, Транспортного отдела, Оперативного отдела и Информационного отдела.Председателем этой «тройки» был назначен помощник начальника СОУ Я. X. Артузов (с заменой начальником КРО Я. К. Ольским или начальником СО Я. С. Аграновым), а членами — Вележев (или Андреева) и начальник или помощник соответствующего отдела, дела которого рассматриваются.Секретарем на всех заседаниях указанной «тройки» был назначен секретарь СОУ П. И. Буланов с заменой Л.Н. Ивановым.
2. «Тройка» по делам Экономического управления в составе: председательствующий — начальник ЭКУ Г.Е. Прокофьев или его помощник, члены: начальник ИНФО Н. Н. Алексеев (или И. В. Запорожец) и особоуполномоченный В. Д. Фельдман, а также начальник или помощник начальника соответствующего отделения, дела которого рассматриваются.
3. Все остальные дела должна была рассматривать «тройка» в составе: председательствующий — особоуполномоченный Коллегии ОГПУ В. Д. Фельдман (без замены) и члены: К. В. Паукер и начальник или помощник соответствующего отдела, дела которого рассматриваются.

Вышеуказанные «тройки» рассматривали соответственно по принадлежности: как законченные следствием дела, так и все вопросы, связанные с пересмотром дел ввиду окончания срока, прерывания наказания, по болезни и т. п.
Крупные по значимости дела, дела, имеющие политическое значение, и дела, опротестованные прокуратурой, ставились на рассмотрение Коллегии О ГПУ и Особое совещание по принадлежности.Ввиду большой загрузки мест заключения и жалоб местных органов на затягивание присланных на рассмотрение оконченных следствием дел Г. Г. Ягода предложил вновь образованным «тройкам» в срочном порядке в две десятидневки рассмотреть все законченные следствием дела и доложить ему.Необходимо отметить, что «тройки» работали с участием прокуроров и все приговоры посылались на утверждение в Коллегию ОГПУ.Ведение дел органами РКМ, так же как и ОГПУ, оставляло желать лучшего. Дела, рассмотренные «тройками» ПП и подлежащие утверждению Коллегии ОГПУ, Учетно-статистическим отделом (УСО) ПП направлялись в одних случаях через ГУРКМ, а в других — через особые отделы и другие отделы ОГПУ, что создавало ряд неудобств.17 декабря 1933 г. Приказ ОГПУ № 0134 изменил предыдущее постановление. Дела, расследованные органами РК милиции, рассмотренные на «тройках» при полномочных представительствах ОГПУ и требующие утверждения судебной Коллегии ОГПУ, предписывалось направлять только в ГУРКМ через Учетно-статистический отдел.В связи с кризисом хлебозаготовок ОГПУ предпринимались меры по изъятию хлеба у населения, и здесь не обошлось без расширения внесудебных полномочий."*

Примечание.
* см.Мозохин О.Б.«Право на репрессии. Внесудебные полномочия органов государственной безопасности (1918-1953 гг.)»

Alex

#127
Февральско-мартовский Пленум ЦК ВКП(б) 1937г. явился лишь предверием к "массовым репрессиям".Решительный старт репрессиям был дан на июньском Пленуме ,однако до сих пор,не ясно какие вопросы были поставлены в ходе пленума,и какие решения принимали делегаты.Как известно Пленум проходил в Москве с 24.06 по 28.06.1937г. Однако до сих пор стенограммы июньского пленума,в отличии от февральско-мартовского, никто толком в глаза не видел.  

Повторюсь. Как писал Ю.Жуков:"...Накануне закрытия пленума, 28 июня 1937 г., произошло нечто весьма странное, до наших дней окруженное плотной завесой тайны.ПБ приняло решение, нигде не зафиксированное — ни в его обычных протоколах, ни в «особой папке», но тем не менее существующее, даже имеющее обычный канцелярский номер: протокол 51, пункт 661. Оно гласило:«1. Признать необходимым применение высшей меры наказания ко всем активистам, принадлежащим к повстанческой организации сосланных кулаков. 2. Для быстрейшего разрешения вопроса создать тройку в составе тов. Миронова ( председатель), начальника управления НКВД по Западной Сибири, тов. Баркова, прокурора Западно-Сибирского края, и тов. Эйхе, секретаря Западно-Сибирского краевого комитета партии".


Стоит заметить,что политические события в центре и на переферии после 11 июня 1937г.(процесс Верхсуда СССР в отношении Тухачевского,, Якира, Уборевича, Корка, Эйдемана, Примакова, Путны и Фельдмана) развивались стремительно-лавинообразно.В ЦК шел поток писем секретарей республиканских ЦК,обкомов,крайкомов в которых сообщалось о деятельности антисоветских элементов,бандгрупп быв.кулаков,приводились примеры терактов и т.д. и т.п.Подтверждение этим сообщениям находилось в докладах наркома Ежова.

2 июля 1937г. ЦК ВКП(б) принимает решение "Послать секретарям обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий следующую телеграмму:

Замечено, что большая часть бывших кулаков и уголовников, высланных одно время из разных областей в северные и сибирские районы, а потом по истечении срока высылки, вернувшихся в свои области, — являются главными зачинщиками всякого
рода антисоветских и диверсионных преступлений, как в колхозах и совхозах, так и на транспорте и в некоторых областях промышленности.

ЦК ВКП(б) ПРЕДЛАГАЕТ всем секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учёт всех возвратившихся на родину кулаков и уголовников с тем, чтобы наиболее враждебные
из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки, а остальные менее активные, но всё же враждебные элементы были бы переписаны и высланы в районы по указанию НКВД.

ЦК ВКП(б) ПРЕДЛАГАЕТ в пятидневный срок представить в ЦК состав троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке".
-------------------------------------------------------------------------

5 июля 1937 г. ПБ ЦК принимает постановление «Об антисоветских элементах» в котором говорилось:

1. Принять предложение Наркомвнудела о заключении в лагеря на 5-8 лет всех жён осуждённых изменников родины членов право-троцкистской шпионско-диверсионной организации, согласно представленному списку.

2.Предложить Наркомвнуделу организовать для этого специальные лагеря в Нарымском крае и Тургайском районе Казахстана.

3.Установить впредь порядок, по которому все жёны изобличённых изменников родины право-троцкистских шпионов подлежат заключению в лагеря не менее, как на 5 — 8 лет.

4.Всех оставшихся после осуждения детей-сирот до 15-летнего возраста взять на государственное обеспечение, что же касается детей старше 15-летнего возраста, о них решать вопрос индивидуально.

5. Предложить Наркомвнуделу разместить детей в существующей сети детских домов и закрытых интернатах наркомпросов республик.

Все дети подлежат размещению в городах вне Москвы, Ленинграда, Киева, Тифлиса, Минска, приморских городов, приграничных городов.


Утвердить ТРОЙКИ по ПРОВЕРКЕ антисоветских элементов:

а) По Крыму в составе т.т. Павлова — НКВД (председатель), членами — Монатова — прокурор Крымской АССР и Трупчу — второй секретарь обкома;

б) По Удмуртской АССР в составе т.т. Барышникова, Шленова — НКВД, Шевелькова — зам. прокурора республики;

в) По Татарской АССР в составе т.т. Лепа, Мухаметзянова и Ельшина (зам. НКВД).

Разрешить по Татарской АССР представить сведения о количестве подлежащих расстрелу вместо пятидневного срока в месячный срок.
=============================================================

Так в чем причина "массовых" репрессий 1937-1938гг.? И  можно ли считать врагов народа - безвинными жертвами сталинского режима?

Alex


Правительство выступило против оправдания репрессий
Правительство утвердило концепцию государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. Документ рассчитан на период до 2019 года и предусматривает, в частности, создание памятных мест и мемориальных комплексов. Cопредседатель московского «Мемориала» Ян Рачинский отмечает, что за рамками концепции остались важные социальные проблемы, однако рассчитывает, что она стимулирует власти регионов не мешать правозащитникам, которые занимаются увековечением памяти.

Распоряжение об утверждении концепции подписал премьер-министр Дмитрий Медведев, сам документ разработал Минюст.«Россия не может в полной мере стать правовым государством и занять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив память многих миллионов своих граждан, ставших жертвами политических репрессий», — говорится в концепции.

В числе примеров репрессий ведомство указывает гонения на представителей религиозных конфессий, дискриминацию дореволюционной элиты, коллективизацию, которая повлекла «многочисленные жертвы среди высланных и раскулаченных», а также «массовые репрессии, в ходе которых миллионы людей были лишены жизни, стали узниками ГУЛАГа, были лишены имущества и подвергнуты депортации».

Несмотря на начатую в 1953 году руководством СССР политику реабилитации, «места массовых казней и погребений не были преданы огласке, а документы о них остались засекреченными», подчеркивают в Минюсте.

Процесс реабилитации так и не был завершен, а точное число репрессированных остается неизвестным, подчеркивают авторы: «Общенациональный памятник жертвам политических репрессий не установлен. До сих пор не проведена необходимая работа по выявлению мест захоронения жертв репрессий. В ряде регионов (Алтайский край, Республика Коми, Республика Татарстан, Псковская и Самарская области и др.) в изданных книгах памяти названы почти все репрессированные, но в некоторых субъектах Российской Федерации таких книг памяти до сих пор нет. Недопустимыми являются продолжающиеся попытки оправдать репрессии особенностями времени или вообще отрицать их как факт нашей истории».

Среди целей концепции — установление свободного доступа к архивам репрессированных и просвещение по этой проблеме. Одним из основных принципов документа является «осуждение идеологии политического террора». Правительство планирует сформировать в местах массовых захоронений памятные места, укрепить базы музейных, архивных, образовательных организаций для ведения просветительской работы в области увековечения памяти жертв репрессий.

Концепция предусматривает два этапа. Первый (2015−2016 годы) включает в себя создание мемориальных комплексов и разработку учебных пособий. На втором этапе (2017−2019 годы) планируется реализовать «наиболее значимые проекты в области увековечения памяти жертв политических репрессий». «На 2017 год приходятся сразу две памятные даты — 100-летие революционных трансформаций 1917 года, повлекших за собой раскол общества и огромные потери населения страны, и 80-летие событий 1937 года, на который приходился пик политических репрессий в отношении гражданского населения», — отмечается в документе.

Концепция является следствием разработки программы увековечения памяти жертв репрессий, подготовка которой началась еще в 2011 году распоряжением президента Дмитрия Медведева, объясняет член правления международного общества «Мемориал», сопредседатель московского «Мемориала» Ян Рачинский. В первоначальном виде она «была конкретнее и шире, но, поскольку разные министерства под разными предлогами от нее отрезали по кусочку, в результате остался вот такой документ», добавляет эксперт. Господин Рачинский сожалеет, что за рамками концепции оказались социальные проблемы еще живых узников лагерей, которых осталось совсем немного, около 2−3 тыс. человек. Но с другой стороны, говорит собеседник, «хочется надеяться, что принятие этой концепции если не стимулирует власти к тому, чтобы большее внимание уделять проблемам увековечения памяти, то, по крайней мере, немного облегчит работу благотворительных и просветительских организаций, которые пытаются увековечить память репрессированных и сталкиваются с очень прохладным отношением региональных и федеральных властей».

Антон Фейнберг

«Коммерсантъ-Online»

Alex

В связи с решением Минюста и распоряжением Правительства РФ возникает вопрос-а стоит ли дальше изучать вопрос о репрессиях в чисто историческом плане,если сегодня всем ясно, что 99,9% всех АСД полит/репрессированных-фальсифицированы в НКВД: протоколы допроса,росписи допрашиваемых подельны,показания выбиты "кровавой гэбней", а существование различных антисоветских группировок и заговоров оппозиции в 30-е годы не соответствует реальности.

Возникает мысль.Может стоит прекратить всякое обсуждение истории органов госбезопасности Союза ССР,а открыть форум под названием "История становления советско-партийной буржуазии 1917-1991" или "история кулачества в годы НЭП"?