Кто сказал "фу" на СТАЛИНСКУЮ КОНСТИТУЦИЮ ?

Автор Alex, 18 июня 2015, 17:28:08

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Alex

Цитата: Velfrjd от 18 июня 2015, 16:58:21
Цитата: Alex от 18 июня 2015, 16:38:54
Цитата: Velfrjd от 18 июня 2015, 16:30:02
Потому, что он НАРКОМ именно того ведомства, пущавшего народу кровь.
Следует добавить- для ясности:"пущавшего кровь" не НАРОДУ,а  как известно его ВРАГАМ.
типичная реакция фанатов, готовых объявить врагами всех, кто смеет усомниться в величии вождя).

О чем вы пишите? Какая реакция фанатов? Читайте КОНСТИТУЦИЮ СССР которая была принята 5 декабря 1936 года.

Ст.131 ч.2
Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа".

Могу дать и более расширенное трактование "кто является врагом народа",если вас не устраивает  формулировка
данная в ОСНОВНОМ Законе Союза СССР.

Alex

Цитата: Velfrjd от 18 июня 2015, 17:53:56
Интересно-интересно.... Ну-ну... Продолжайте. Расширяйте. Углубляйте. И не забудьте процитировать вот это из "ОСНОВНОГО" закона:

Статья 102. Правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом
СССР,  Верховными судами союзных республик, краевыми и областными
судами,   судами  автономных  республик  и  автономных  областей,
окружными  судами,  специальными  судами  СССР,  создаваемыми  по
постановлению Верховного Совета СССР,
народными судами.
(что-то не нашел здесь ни "двоек", ни "троек", ни ОСО...)
Специально выделил.Читайте и вникайте в написанное.

Статья 111. Разбирательство дел во всех судах СССР открытое,
поскольку законом не  предусмотрены  исключения,  с  обеспечением   
обвиняемому права на защиту. (особенно на заочных заседаниях ОСО и троек...)
Разговор об ОСО отдельный. См.статью 102. А в остальном,что касается нарсудов заседания проводились согласно статьи 102.

Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях
укрепления  социалистического  строя гражданам СССР гарантируется
законом:
     а) свобода слова;
     б) свобода печати;
     в) свобода собраний и митингов;
     г) свобода уличных шествий и демонстраций.
На 1 мая ходили,на 7 ноября ходили,песни и частушки пели,статьи в газетах печатали,
собрания и митинги на заводах и фабриках устраивали постоянно,требуя наказать всяких врагов народа. Что вам еще надо? Кричать на улице "Ура Троцкому!" или "Долой ЛДПР"?


Статья 127. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность
личности.  Никто не может быть подвергнут  аресту  иначе  как  по
постановлению суда или с санкции прокурора. (а можно и без санкции, либо санкцию оформить задним числом...)
Санкции прокурора на арест были.Это подтверждается АСД. Если вы считаете, что санкции оформлялись задним числом,значить человека не арестовывали,а задерживали -читайте УПК.

Статья 128.   Неприкосновенность   жилища  граждан  и  тайна
переписки охраняются законом. (не забудьте про эту статью в вашем "эссе" о "Черных кабинетах")
Статью 128 прокомментирую отдельно,лично для вас,в своем эссе о "Черных кабинетах"



Alex

#2


В продолжении разговора создании "тоталитарного государства",в рамках которого- "по приказу одного человека- Сталина, были начаты политические процессы" перешедшие в "массовые репрессии" с нарушением статей Основного Закона Конституции СССР 1936г.думаю стоит кратко напомнить некоторые существенные моменты из более ранего периода жизни страны Советов.

Начну с образования СССР и принятия Конституции СССР редакции 1924г.

29 декабря 1922 года на конференции делегаций от съездов Советов был подписан союзный Договор четырёх республик: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.30 декабря 1922 года,Договор был утвержден на Первом съезде советов Союза Советских Социалистических Республик. В преамбуле Договора говорилось о том,что  РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР объединяются в единое союзное государство — Союз Советских Социалистических Республик — управляемое в соответствии с положениями договора.Думаю стоит выделить некоторые пункты Договора:

Пункт 1 устанавливал компетенцию Союза ССР, в которую помимо всего прочего входило: представительство СССР в международных отношениях, изменение внешних границ и прием новых республик в состав СССР, война и мир, заключение займов и ратификация международных договоров, а также отмена антиконституционных (по отношению к Договору) актов Съездов Советов, Центрисполкомов и Совнаркомов республик.

Пункты 2-10 определяли структуру высших органов власти СССР. «Верховной властью» Договор провозглашал Съезд Советов СССР, делегаты которого избирались городскими и губернскими (а не республиканскими) съездами Советов. Съезд Советов СССР избирал однопалатный Центральный исполнительный комитет СССР (371 человек), являвшийся высшим органом между Съездами и избирающий из своего состава Президиум ЦИКа из 19 членов.

Пункт 11 объявлял исполнительным органом Союза избираемый ЦИКом СССР Совет народных комиссаров СССР и определял его структуру.

Пункт 12 регулировал деятельность Верховного Суда СССР и Объединённого государственного политического управления при СНК СССР.

Пункты 13-17 определяли основы правового регулирования СССР (декретами и постановлениями ЦИК и СНК СССР).

Пункт 18 определял состав республиканских Совнаркомов.

Необходимо отметить,что делегаты I Съезда Советов настойчиво потребовали,что ввиду чрезвычайной важности документа декларация и союзный договор были переданы на дополнит. рассмотрение и одобрение ЦИК четырех союзных республик. Последние образовали спец. комиссии, к-рые одобрили тексты декларации и договора об образовании СССР. Декларация впервые была опубликована в газ. "Правда" No 298 от 31 дек. 1922.
Президиум ЦИК СССР,образовал Конституционную комиссию,которая приступила к работе над проектом Конституции союзного государства,которое по сути являлось первым в мире - государством диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства,провозгласившим ленинские принципы строительства социалистического государства,на основе добровольного объединения и равноправия народов на интернациональной классовой основе.Нельзя думать,что союзный договор,а затем и Конституция были приняты по взмаху "волшебной палочки".История зафиксировала как тяжело проходило принятие решающего документа,сколько споров,"баталий" возникало в узком,но решающем круге (М.В. Фрунзе, Л.Б. Каменев, И.В. Сталин, А.И. Рожков, Г.К. Орджоникидзе, М.И. Калинин, Т.В. Сапронов, Г.Я. Сокольников, Г.И. Петровский.)вокруг различных вариантов-каким  должен быть Союз федерацией, конфедерацией или унитарным государством. Союзный договор,  допускал любой из этих вариантов.Замечу,что никакой речи и о Конституции Союзного государства тогда еще не возникало,только через полгода(23 января 1923г)после того как, полномочные  делегации всех республик, объединяющихся в Союз,участвующие в X съезде Советов РСФСР приняли решение о подписании  Союзного Договора,Т.В.Сапронов,представитель ВЦИК "заострил" вопрос, предложив на рассмотрение подкомиссии,свой "Проект Конституции Союза ССР".Описывать события,которые предшествовали принятию союзной Конституции не буду,отмечу лишь то,что год спустя 31 января 1924 г. союзная Конституция была утверждена. Конституция СССР 1924 г.,по сути вобрав себя основные принципы союзного договора завершила оформление принципиально нового государства - Союза Советских Социалистических Республик.

Во второй половине 20-х годов,республики вошедшие в состав Союза,занялись внесением дополнений и изменением в своих ранее принятых Конституций.Одной из первых, свою новую Конституцию приняла Закавказская Федерация. В апреле 1925 г. III Закавказский съезд Советов утвердил проект Основного закона ЗСФСР. В том же году,новую Конституцию приняла РСФСР. Спустя два года (1927 г.) была принята новая Конституция республики Белоруссии.Что касается Украины,то там последовало двухэтапное принятие новой Конституции: на первом этапе были внесены изменения в старый текст основного закона,а затем последовал текст в новой редакции. Окончательный текст новой Конституции республики Украина  был единогласно утвержден XI Всеукраинским съездом Советов 15 мая 1929 г.С этого момента Конституции союзных республик  полностью соответствовали Основному закону Союза ССР.


Сегодня,когда повсеместно идет критика коммунистической партии,стоит сказать,что в те далекие годы именно Коммунистическая партия большевиков, возглавляемая ЦК, обеспечила организационную, пропагандистскую и другую работу,преодолевая шовинистические и националистические настроения, сумела объединить всю страну и создать по сути новое мощное государство Союз ССР. Говоря об образовании СССР  следует отметить, что высшим органом власти в стране стал Всесоюзный Съезд Советов, рабочим органом которого в период между съездами являлся Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Высшую исполнительную власть представлял Совет Народных Комиссаров (Совнарком-СНК).


Поскольку в самом начале дискуссии, речь зашла о создании "тоталитарного государства","узурпировании власти одним человеком",который якобы с нарушением Основного Закона, допустил в рамках ОГПУ-НКВД создание "всесудебных органов",деятельность которых привела к "разгулу массовых репрессий" давайте кратко рассмотрим основные положения Конституции СССР редакции 1924г,а также основные положения Конституции РСФСР ред.1925г.

Продолжение следует.



Velfrjd

#3
-

Alex

Цитата: Velfrjd от 29 июня 2015, 17:57:20
И КОНСТИТУЦИЮ СССР которая была принята 5 декабря 1936 года.
Кстати, а куда делась часть ветки? Да и название вроде иное было...

Топик,во избежание "общей тетради по всем предметам" пришлось разделить  на две части- "греческих разведчиков"
оставить на прежнем месте, а  разговор о "внесудебных органах"  перенести в политотдел.

Velfrjd

#5
-

Alex

С содержанием Конституции  Союза ССР,которая  была утверждена II Съездом Советов Союза ССР от 31 января 1924 г. можно ознакомится по адресу: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1924/red_1924/5508661/

В нашем случае,особый интерес в Конституции СССР ред.1924г. вызывает содержание следующих глав:
Глава V. О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза С. С. Р.
Глава VI. О Совете Народных Комиссаров Союза ССР
Глава VII. О Верховном Суде Союза ССР
Глава VIII. О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических Республик
Глава IX. Об об'единенном государственном политическом управлении

Рассматривая Глава VII. О Верховном Суде Союза ССР,стоит отметить,что за два года до принятия Конституции СССР, в РСФСР была начата судебная реформа.26 мая 1922г. ВЦИК утвердил "Положения об адвокатуре",а 28 мая - "Положения о прокуратуре".Согласно Положению об адвокатуре, коллегии защитников должны были создаваться при областных (губернских) отделах юстиции на добровольных началах. Оплата труда защитников производилась клиентами.
Прокуратура должна была решать следующие задачи: 1) осуществление надзора за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций, а также граждан путем возбуждения уголовного преследования и опротестования нарушающих закон постановлений; 2) надзор за производством дознания и предварительного следствия, а также за деятельностью органов ГПУ; 3) поддержание обвинения в суде; 4) надзор за правильностью содержания заключенных под стражей.

В октябре 1922 года ВЦИК утвердил "Положение о судоустройстве РСФСР" согласно которому была учреждена единая по республике трехзвенная система судов состоящая из Верховного суда РСФСР,Губернских (областных) и районных судов.Работа революционных трибуналов и общих судов была прекращена.Положение о судоустройстве РСФСР предусматривало наличие работы специальных судов, в которых должны были рассматриваться дела о  преступлениях особой опасности, угрожавших оборонной мощи государства. К специальным судам Положение относило военные и военно-транспортные трибуналы, земельные и арбитражные комиссии, особые трудовые сессии народных судов.Надзор и деятельность военных и военно-транспортные трибуналов возлагались на Военную и Военно-транспортную коллегии Верховного суда РСФСР.Не стоит забывать и о том,что в 1922г. были приняты УК и УПК РСФСР.
Стоит отметить,что в принятом УК РСФСР ред 1922г.в отношении многих преступлений  была существенно изменена санкция. Изменения касались тяжести совершенного деяния.Эти изменения в УК были продиктованы самой жизнью.Отныне, "легкое" преступления, стоящего на грани административного деликта, превращалось в тяжкое преступление и наоборот.

Деятельность чекистов рассматривалась ВЦИК отдельной статьей.Как известно,органы ВЧК (согласно Декрета ВЦИК от 6 февраля 1922г., . «Об упразднения ВЧК и о правилах обысков, выемок и арестов») были транформированы в Государственное политическое управление при НКВД РСФСР.Вся работа органов ГПУ в правовом отношении определялась системой закрытых (в дальнейшем "грифованных")нормативных актов,инструкций, циркуляров, издаваемых ВЦИК. Так например, 10 августа 1922 г. ВЦИК принял декрет «Об административной высылке», предусматривавший высылку  в административном порядке лиц, причастных к «контрреволюционным
выступлениям».Рассмотрение вопросов о высылке лиц велось особой комиссией при НКВД под председательством наркома внутренних дел и представителей от НКВД и НКЮ, утверждавшихся ВЦИК.16 октября 1922 г. выходит Декрет ВЦИК,о предоставлении ГПУ права непосредственной расправы в отношении лиц, уличенных в вооруженных ограблениях, уголовников-рецидивистов, пойманных с оружием на месте преступления.Часть Декрета была опубликована в «Известиях ВЦИК» 19 октября 1922 г.,другая часть,этого Декрета,в которой говорилось о  «функции прокурорского надзора по наблюдению за следствием и дознанием» была грифована и ограничивала надзор прокуратуры за следствием и дознанием по делам политическим и по обвинению в шпионаже (ст. 55-73, 213 УК РСФСР ред.1922).

Дела в отношении самих сотрудников ГПУ рассматривалось в "особом порядке" наркомом юстиции и прокурором РСФСР. Право вынесения внесудебных приговоров по делам о должностных преступлениях сотрудников ГПУ было представлено исключительно коллегии ГПУ и как отмечалось "...всякий раз, с ведома НКЮ".К злостным нарушителям следовало "...применять высшую меру, не допуская замедления и задержки в судебных органах ". 

Продолжение следует

Alex

2 ноября 1923г. Президиум ВЦИК СССР постановил преобразовать ГПУ в Объединенное государственное политическое управление  при Совнаркоме СССР.Это преобразование явилось следствием принятого на 1-м съезде Советов "Договора об образовании СССР", ( см. пункт 12:" В целях утверждения революционной законности на территории СССР и объединения усилий республик по борьбе с контрреволюцией учреждается при ЦИК СССР Верховный Суд с функциями верховного судебного контроля, а при СНК Союза - объединенный орган государственного политического управления, председатель которого входит в СНК с правом совещательного голоса").15 ноября 1923 г.ВЦИК утвердил  «Положение об ОГПУ СССР и его органах».Таким образом,ОГПУ при СНК СССР стало центральным (союзным) органом,которому были подчинены  республиканские ГПУ.   

Напомню,что в Конституции СССР,утвержденной II Съездом Советов Союза ССР от 31 января 1924г. ОГПУ отводилась целая глава.

Глава IX.
Об об'единенном государственном политическом управлении

61. В целях об'единения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контр-революцией, шпионажем и бандитизмом, учреждается при СНК Союза ССР об'единенное государственное политическое управление (ОГПУ), председатель которого входит в СНК Союза ССР с правом совещательного голоса.
62. ОГПУ Союза ССР руководит работой местных органов ГПУ через своих уполномоченных при Советах Народных Комиссаров союзных республик, действующих на основании специального положения, утвержденного в законодательном порядке.
63. Надзор за закономерностью действий ОГПУ Союза ССР осуществляется прокурором Верховного Суда Союза ССР на основе специального постановления ЦИК'а Союза ССР.

Как видим Глава IX Конституции СССР ред.1924г. определила цель создания, систему руководства и подчинения ОГПУ
В соответствии с Конституцией СССР, ОГПУ (как это не покажется странным) было включено  в систему исполнительных  органов Союза ССР и союзных республик на правах   союзно-республиканского наркомата с распорядительным правом.

Согласно Положению об ОГПУ СССР  от 15 ноября 1923 г. Председатель ОГПУ и его заместители назначались Президиумом ВЦИК СССР. Председатель или его заместитель входили в состав Правительства СССР с правом совещательного голоса. При Председателе ОГПУ создавалась коллегия, члены которой утверждались Совнаркомом и пользовались всеми правами членов коллегий народных комиссариатов СССР. Коллегия являлась высшим органом централизованного руководства ГПУ.Следует подчеркнуть то,что Коллегия ОГПУ совместно с Председателем несла ответственность перед правительством и ЦК РКП(б) за реализацию совместных советско-партийных решений.С учетом последнего в ОГПУ был создан институт Полномочных представительств...

Теперь, давайте более подробно, рассмотрим в Конституции СССР 1924 г. главу VII. О Верховном Суде Союза ССР.
Как видим,пункт 44 гласит:

44. Верховный Суд Союза ССР действует в составе:
а) пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР;
б) гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий Верховного Суда Союза ССР;
в) военной и военно-транспортной коллегий.

Пленарные заседания Верховного Суда Союза образуют специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения:
а) уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных республик, и
б) дел персональной подсудности членов ЦИК'а и CНК Союза ССР.Принятие Верховным Судом Союза ССР к своему производству этих дел может иметь место исключительно по особым на каждый раз постановлениям ЦИК'а Союза или его Президиума.

Что касается массовых гражданских и общеуголовных дел,в том числе спецкатегорий,то право на их рассмотрение было предоставлено низовым инстанциям- народным и специальным судам,созданных в союзных республиках по аналогии с судоустройством РСФСР с жесткой привязкой к административно-территориальному делению страны.

Таким же образом проходило и  формирование судейского корпуса.Согласно положения народные судьи (граждане и гражданки) избирались из числа лиц,в основном по классовому признаку: не ущемленных в правах и имеющих не менее 2 лет стажа ответственной политической работы в рабоче-крестьянских общественных, профессиональных или партийных рабочих организациях или 3 года стажа практической работы в органах советской юстиции на должности не ниже народного следователя."Народные судьи избираются губернскими исполнительными комитетами по представлению губернского суда или НКЮ, судьи Верховного Суда – Президиумом ВЦИК РСФСР по представлению Народного комиссара юстиции, а члены военной и военно-транспортной коллегий Верховного Суда по представлению Реввоенсовета Республики и Народного комиссара путей сообщения и Народного комиссара юстиции."

Согласно "Положения о судоустройстве" к спецсудам были отнесены:

- военные трибуналы;
- военно-транспортные трибуналы;
- особые трудовые сессии народных судов;
- земельные комиссии;
- арбитражные комиссии.

Арбитражные комиссии состояи при Совете Труда и Обороны (СТО) и рассматривали споры об имущественных правах между государственными органами.

Стоит напомнить, что в данный период, помимо народных и специальных судов,оговоренных в "положении о судоустройстве", на территории СССР действовали:
-дисциплинарные суды (Постановление ВЦИК от 7 июля 1923г.)
-товарищеские суды (Постановление ВЦИК от 5 апреля 1921г.Были ликвидированы в 1923г. и вновь возрождены 27 августа 1928г)

Отмечу один интересный момент в судопроизводстве.Согласно Положению о дисциплинарных судах (пункт 2),утвержденное ВЦИК "... из общей компетенции судов изымаются дела о служебных упущениях и проступках лиц, занимающих ответственные должности в государственных органах" с последующей их передачей в дисциплинарный суд учрежденный при ВЦИК.

Продолжение следует.






Alex

#8
Перед тем, как перейти к рассмотрению вопроса о наделении ОГПУ внесудебными полномочиями,хотел бы обратить внимание читателя на то,что вся наработанная в 20-х годах законодательная база,не являлась каким-то " мертвым грузом".Начиная с Основного Закона,законодательные акты  составлявшие правовую основу организации и деятельности судебных органов постоянно обновлялись,дополнялись отдельными постановлениями центральных органов власти,значимость которых была продиктована реальной жизненной необходимостью.Например,«Об ограничении прав по судебным приговорам»,  «О борьбе со взяточничеством», « О наказаниях за ложные доносы»,«О трудовом дезертирстве», «О мерах борьбы с хищением из государственных складов», «О контрабанде»  и т.д.
Изменения происходили в Основах законодательства, судоустройстве союзных республик (Декреты «О суде» №1, №2 и №336, Положения о народном суде),УК и УПК РСФСР и союзных республик.Верховный суд, начиная с момента начала своей работы, ввел в свою практическую деятельность- трактование законодательных основ.Начиная с 20-х годов практическая деятельность советской юриспруденции освещалась на страницах ведомственных журналов "Еженедельник Советской юстиции", "Правоведение","Российская юстиция" и т. д.

Стоит заметить,что для 1920-х - 1930-х гг.система правосудия лежала в плоскости идейно-теоретических установок диктатуры пролетариата,немалую роль в этой системе играл классовый подход и идеологический фактор.В этом отношении,на мой взгляд,очень интересную работу  опубликовал М. В. Кожевников* в 1939г. разделив деятельность судебной системе периода средина 20-х,начало 30-х на два этапа:
-Суд в период восстановления народного хозяйства (1921-1925 гг.);
-Суд в период борьбы за социалистическую индустриализацию и коллективизацию сельского хозяйства (1926-1934 гг.)

Классовый подход отразился на социальном составе советского суда.Например,согласно статистическим данным по составу народных заседателей,которые приводит А. Дудолин по  Свердловскому округу за 1927-1928 гг. было избрано рабочих - 2625, крестьян - 1180, служащих - 903, кустарей и домашних хозяев - 372. В процентном отношении рабочих - 51,6%, крестьян - 23,3%, служащих - 17,8%, остальных - 7,3%6.

Уголовный кодекс РСФСР ред. 1922г., как и УПК, по мере развития социалистического строительства подверглись значительным изменениям.Чтобы лучше понять как работала машина правосудия,применяя советское законодательство, в период 1917-1945гг, какие вносились изменения в УК и УПК, как трактовались,изменялись и применялись те или иные статьи УК, советую ознакомится с содержанием книги " ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА."**

Если говорить о наделении ГПУ- ОГПУ "внесудебными полномочиями" то данный вопрос, довольно подробно, рассмотрен в монографии «Право на репрессии. Внесудебные полномочия органов государственной безопасности (1918-1953 гг.)» автором которой является О.Б.Мозохин. Кроме монографии Мозохина, в которой помимо фактического материала,дополнительно  приводятся подробные стат.данные о репрессиях, хотел бы указать не менее известные работы -Теплякова А.Г.,Камаловой Г.Т. и многих других.

Согласно Конституции  1924 г. надзор за законностью работы органов ОГПУ СССР был возложен на Прокурора Верховного суда СССР. Верховный Суд СССР напрямую курировал деятельность ОГПУ,а его представитель был включен в состав пленарного заседания Верховного Суда СССР.Председатель ОГПУ мог по своей инициативе направлять вопросы на рассмотрение пленарного заседания. Этим же правом был наделен Президиум ЦИК СССР,Прокурор Верховного суда СССР, прокуроры союзных республик.Прокурор Верховного Суда СССР был наделен правом выносить представления по линии ОГПУ на рассмотрение Верховного Суда СССР.Стоит отметить,что отношения между ГПУ-ОГПУ и прокуратурой в области надзора оставалась проблематичной из-за специфики ведения оперативно-агентурных мероприятий и последующего следственного процесса.Прокуратура не раз отмечала безграмотность следователей ОГПУ как в центре,так и на местах: "нарушением и несоблюдение процессуальных норм,почти совершенным незнакомством сотрудников ГПУ с советским законодательством и порядком производства следствия и дознания".Среди наиболее частых нарушений правовых норм встречались:
- мера пресечения в виде заключения под стражу,без предъявления обвинения;
- официальные дознания или следствия,при этом дела не открывались или не были принятыми к производству.

Крайне сложная криминальная обстановка,которая сложилась в годы НЭП в РСФСР и союзных республиках потребовала от советского руководства принять решительные меры по ее ликвидации.14 февраля 1924 г. ВЦИК и ЦК обязуют комиссию, в составе Дзержинского, Крыленко и Белобородова, предоставить план расширения прав ОГПУ на внесудебные репрессии в отношении лиц причастных к бандитским группам, шайкам (наводчики бандитов, укрыватели, скупщики,пособники и т.д. В связи с ростом бандитизма в городах и деревне на ОГПУ и его местные органы было возложено руководство этой борьбой с оперативным подчинением органов Уголовного розыска и милиции. Были временно расширены права ОГПУ в области внесудебных репрессий.9 марта 1924 г. на заседании Президиума ЦИК СССР был одобрен  проект постановления о расширении прав ОГПУ в целях борьбы с бандитизмом.
21 марта 1924 г. Президиум ЦИК СССР предоставил полномочным представительствам ОГПУ в качестве временной меры в борьбе с бандитизмом право высылки социально опасных элементов с Сев.Кавказа. Вопросы о высылке каждого отдельного лица решались специальными комиссиями, образованными в автономных республиках и областях. Через неделю Президиум ЦИК СССР «при самых исключительных обстоятельствах» предоставил такое право ОГПУ на территории всей страны.

28 марта 1924г. Президиум ЦИК СССР утвердил новое положение о правах ОГПУ в части административных высылок, ссылок и заключения в концентрационный лагерь, в котором он предоставил ОГПУ право в отношении лиц, признаваемых ими социально опасными:
а) высылать таковых из местностей, где они проживают, с запрещением дальнейшего проживания в этих местностях на срок не свыше 3 лет;
б) высылать таковых из тех же местностей с запрещением проживания, сверх того, в ряде областей или губерний, согласно списка, устанавливаемого ОГПУ на тот же срок;
в) высылать с обязательным проживанием в определенных местностях по специальному указанию ОГПУ и обязательным в этих случаях гласным надзором местного отдела ГПУ на тот же срок;
г) заключать в концентрационный лагерь сроком до 3 лет;
д) высылать за пределы государственной границы Союза ССР на тот же срок".

ЦА ФСБ РФ Ф.66. - Оп.1. - Поp.133.
====================================================
"Вынесение  постановлений возлагалось на создаваемое Особое Совещание, которое формировалось в составе 3 членов Коллегии ОГПУ, по назначению председателя ОГПУ с обязательным участием Прокурорского надзора. Аналогичные Особые совещания создавались в союзных республиках. Таким образом, через два года вновь вернулись к прежнему названию, которое было отвергнуто в 1922 г.Особое совещание при ОГПУ стало решать вопросы о применении административных мер воздействия в отношении лиц, причастных к контрреволюционной деятельности, шпионажу и другим видам государственных преступлений.Право высылки за границу и заключение в концентрационный лагерь принадлежало исключительно Особому совещанию при ОГПУ. Постановления Особого совещания ГПУ союзных республик о высылке за пределы республики и заключении в концлагерь вступало в силу после утверждения Особым совещанием ОГПУ."***

В марте 1924г.в ЦК РКП(б) поступило письмо от руководства ЦК Украины,с просьбой разьяснить вопрос,о действиях местных судов в отношении возбужденных дел "о контреволюции" и вынесение приговоров к ВМСЗ. В ответ  17 апреля 1924г.ПБ РКП(б) принимает решение, в котором говорилось:" Разъяснить ЦК КПУ, что, поскольку дело идет о политических приговорах, ни один из местных судов не должен выносить приговоров о высшей мере наказания без предварительной санкции ЦК РКП(б) ".Стоит заметить,что в апреле  1924г вопрос ЦК КПУ был поставлен перед  ВЦИК и Верховным судом СССР.Этот же вопрос несколько раз обсуждался и в Политбюро,с последующим  решением от 5 ноября 1924г. о создании комиссии для рассмотрения расстрельных дел:"Установить как правило, что местные обвинительные заключения предварительно просматриваются особой комиссией Политбюро ЦК РКП в составе т.т. Курского, Куйбышева и Дзержинского. Созыв Комиссии за т. Курским.

а) Установить как правило предварительное сообщение губернской и военной прокуратурой о всех предполагаемых к постановке процессах политического характера, по которым возможно и предполагается вынесение в.м.н.,— в центральную прокуратуру одновременно с утверждением обвинительного заключения, но до отправления в суд.
б) Обязать центральную прокуратуру совместно со специально  выделенным для этого членом ЦКК просматривать предоставления местной прокуратуры и докладывать Политбюро".
           
11 декабря 1924 г.Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение избрать заместителями Д. И. Курского, В. В. Куйбышева и Ф. Э. Дзержинского в комиссии по политделам Н. В. Крыленко, М. Ф. Шкирятова и В. Р. Менжинского.
13 ноября 1924 г. В. Р. Менжинский предложил расширить права оГПУ "в отношении внесудебного разбора дел о лицах, занимающихся подделкой денежных чеков с применением санкции по ст.ст. 10 и 85 Уголовного кодекса РСФСР 1922 г.". Однако это предложение** было отклонено Сталиным, который сослался на то, что данное преступление не слишком распространено.

-------------------------------------------------
Примечание
* Кожевников М. В. Советская адвокатура. М., 1939.
**ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА. А.А. Герцензон, Ш.С. Грингауз, Н.Д. Дурманов, М.М. Исаев, Б.С. Утевский. Издание 1947  
*** Мозохин О.Б.Правовые полномочия Особого совещания.


Продолжение следует.

Alex

#9
Продолжая разговор о "внесудебных полномочиях ОГПУ стоит указать,что в средине 20-х годов помимо угрозы бандитизма,разбоя,грабежа на жд транспорте и т.д. над страной нависла угроза "кулацкого" терроризма,который носил общеуголовный характер и был направлен против бедноты и советских активистов (так называемой "комсы")  в деревнях и сельской местности.Как отмечает О.Мозохин:
                       "В некоторых районах кулацкий террор в его разных видах -
                       убийствах, поджогах, избиениях и т. д. становился
                       превалирующей формой борьбы кулачества и антисоветского
                       элемента деревни против советского актива.
                       Террористические выступления кулачества из года в год
                       росли. Если в 1924 г. было зарегистрировано 339 случаев
                       кулацкого террора, то в 1925 г. эта цифра поднялась до
                       902; 1926 г. дает некоторое снижение - 711 случаев, но
                       последующие 1927 и 1928 гг. дают картину нового роста
                       террористических выступлений: в 1927 г. был учтен 901
                       случай, а за 7 месяцев 1928г. - 1049 случаев.
                       Отмечались случаи, когда террористические акты от
                       единичных превращались в массовые, направленные против
                       отдельных групп советских работников деревни: милиции,
                       налоговых работников, комсомольских и партийных ячеек,
                       культработников и культпросветорганизаций.
                       К 1928 году процент предупрежденных террористических
                       актов был незначителен. По очень большому количеству
                       терактов, особенно по поджогам, виновники оставались не
                       найденными. Не обнаруженные следствием, они продолжали
                       террористическую деятельность, одновременно создавая
                       впечатление о слабости репрессий по контрреволюционным
                       выступлениям."

Описывать деятельность органов ОГПУ в борьбе с бандитизмом,повстанческим движением на Сев.Кавказе(1923-25гг),Чумаковском восстании (1931)  и  контрреволюционными, антисоветскими организациями типа "Шахтинское дело (1928), "Трудовая Крестьянская Партия" (ТКП 1930г.), "Группа 3-5"(1933г.) и т.п. думаю нет необходимости, как и дальше излагать всем известные факты о создании в рамках ОГПУ "троек, двоек" в составе ОСО. Все это прекрасно и без меня изложено в работах профессиональных историков О.Мозохина, А.Кокурина, Н.Петрова, А.Теплякова и многих других.

Как известно,в первой половине 30-х годов система ОГПУ СССР подверглась кардинальному реформированию.ЦИК СССР вернувшись к опыту вхождения ГПУ в НКВД РСФСР, вновь объединил органы госбезопасности и правоохранительное ведомство в одной структуре.

Подводя краткий итог,можно констатировать(думаю,что многие участники форума со мной согласятся)что внесудебные полномочия были возложены на ОГПУ на вполне законных основаниях,в соответствии с Конституцией СССР 1924г.,что подтверждается постановлениями,директивами законодательной (ВЦИК),исполнительной (СНК) и партийной (ПБ РКП(б), иными словами- высшей власти в стране Советов.

Продолжение следует.