Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
24 Апреля 2017, 21:13:43
Начало Помощь Календарь Войти Регистрация

+  Форум истории ВЧК ОГПУ НКВД МГБ
|-+  Дополнительные форумы
| |-+  Внутренняя и внешняя политика СССР
| | |-+  1953-1964 гг. ЦК КПСС и ГОСБЕЗОПАСНОСТЬ.
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему. « предыдущая тема следующая тема »
Страниц: [1] Вниз Печать
Автор Тема: 1953-1964 гг. ЦК КПСС и ГОСБЕЗОПАСНОСТЬ.  (Прочитано 1638 раз)
Alex
Глобальный модератор
Полковник
*****
Offline Offline

Сообщений: 2566


« : 23 Сентября 2014, 14:51:25 »

В кризисных ситуациях исторического развития, в процессе перехода общества  из одного качественного состояния в другое повышается уровень критического отношения к тем властным структурам и специальным службам, которые обеспечивали безопасность предыдущей социально-экономической системы. Прежде всего это касается органов госбезопасности СССР, деятельность  которых в условиях административно-командного режима власти всегда находилась с створе большой политики государства. Органы КГБ на современном этапе оказались в ракурсе острой критики не только со стороны средств массовой информации, но и определенных кругов общественности, поскольку в их деятельности, протекавшей на переднем крае внешне-и внутриполитической борьбы, особенно стало заметно отклонение от норм права и нарушение законности. В этой связи очень важно дать обоснованные оценки происходившим событиям,взвешенно проанализировать объективные и  субъективные причины злоупотреблений, которые имели место в деятельности органов госбезопасности, увидеть закономерности негативных процессов, извлечь уроки для предотвращения подобных ошибок в будущем. Необходимость этого вызвана коренным изменением прежних государственных институтов власти, глубокой реорганизацией бывшего КГБ и созданием новой  концепции обеспечения безопасности личности, общества и государства. Ошибки, которые были совершены в прошлом, сегодня вновь повторяются политиками в процессе перестройки общества, еще более усугубляя и без того  сложную ситуацию в стране. За последние годы органы государственной безопасности России реорганизуются несколько раз. Как и прежде этот институт государственной власти находится в фокусе кризисных тенденций,связанных с необходимостью  коренных преобразований в стране. При этом растет желание лидеров государства заручиться поддержкой силовых министерств, обеспечить свободу действий и обезопасить себя от нежелательных эксцессов. Нестабильность и социальная напряженность в обществе предопределяют выдвижение органов государственной безопасности на ключевой уровень в политической борьбе за власть. По существу, власть реформирует органы госбезопасности в соответствии со своей политической и экономической концепцией. Какова власть, таковы и спецслужбы. И насколько глубоко реформируется все наше общество, власть, экономика, настолько подвержен  реформированию институт безопасности. Политические аспекты перестройки деятельности органов государственной безопасности приобретают в этой связи приоритетное значение. Это подтверждает исторический опыт, дающий  поучительные злободневные уроки. Обратимся к событиям сорокалетней  давности.
      
6 марта 1953 г. ЦК КПСС, Совет Министров СССР и Президиум Верховного Совета СССР после совместного заседания признали необходимым" в целях  "бесперебойного и правильного руководства всей жизнью страны осуществить  ряд мероприятий по организации партийного и государственного руководства". Большая часть министерств согласно этому постановлению объединялись в новые ведомства. Возобладавшая тенденция на укрупнение привела к слиянию Министерства государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел в единую структуру - МВД СССР, во главе которого этим же  постановлением был назначен Л.Берия. Следует отметить, что после смерти Сталина место и должность министра МВД меняли политический вес человека,находящегося во главе этого ведомства. Обострившееся соперничество и разногласия в высших эшелонах власти, а затем арест и устранение с политической арены Л.Берия вызывали определенную тревогу у нового руководства страны за перспективы дальнейшего развития МВД. Необходимость ликвидации объединенного министерства и подчинения жесткому контролю со стороны партии всей деятельности органов госбезопасности, не в последнюю очередь была обусловлена боязнью лидеров страны за свое господство. Члены Президиума ЦК партии понимали, что нельзя отдавать в одни руки огромные рычаги власти,так как это грозило появлением непредвиденных обстоятельств, порождающих нового диктатора. Все это предопределило снижение государственного статуса органов государственной безопасности, и как следствие - появление партийного решения (в марте 1954 г.) о выделении Комитета государственной безопасности из Министерства внутренних дел и организации его деятельности  при Совете Министров СССР, при всеобъемлющем руководстве и контроле со стороны КПСС. При этом в направлениях работы нового КГБ больше вниманияуделялось собственно разведывательной и контрразведывательной деятельности, со значительным сокращением внутренней секретно-политическойлинии. Лидеры КПСС понимали, какую опасность представляет для общества и  для них самих продолжение произвола, беззаконий и массовых репрессий  предприняли попытки направить деятельность органов государственной безопасности во вне, взять под партийный контроль всю систему ведомства государственной безопасности. Новое руководство КПСС начало упорно стремиться к восстановлению положения, когда ЧК были созданы, существовали и работали "лишь как прямые органы партии под ее директивами и под ее контролем". После ареста Берии в работе органов с особым вниманием и настойчивостью начала проводиться линия, обосновывающая политический характер деятельности органов, и прежде всего партийное руководство и контроль, которые предопределяли назначение, компетенцию и направленность работы органов КГБ, как филиала партии, с обязательными отчетами и докладами соответствующим партийным структурам, начиная с районного звена. Подчеркивалась связь существования спецслужб с непримиримой классовой борьбой и выполнение ею как внешних государственных функций, так и внутренних. Партийный работник стал для органов госбезопасности неприкосновенным лицом и подвергнуться каким-либо преследованиям мог только с санкции соответствующей партийной организации. Органы  государственной безопасности перестали использоваться для расправы с оппозицией в партии. Роль и назначение органов государственной безопасности как органов, призванных обеспечить внутреннюю и внешнюю безопасность государства, вцелом оставались неизменными на протяжении всего их существования. Однако, права и обязанности органов ВЧК-КГБ на разных этапах развития советского  государства изменялись в зависимости от тех задач, которые возлагали на них руководители КПСС. С изменением формы подчинения государственных структур партийному аппарату, окончательно устанавливался непреложный закон, когда задачи и обязанности органов государственной безопасности определялись только на основе руководящих указаний партии. Решения, постановления и указания съездов, пленумов ЦК, Президиума ЦК КПСС фактически устанавливали направление работы и задачи органов государственной безопасности. При этом Первый секретарь ЦК партии имел безусловный приоритет в постановке и решении всех вопросов, касающихся  органов КГБ, но документально это оформлялось как решение съезда или пленума ЦК КПСС.
    
Юридическое оформление соответствующих указаний КПСС происходило затем вправовых актах, издаваемых высшими органами государственной власти и государственного управления СССР, или же совместными постановлениями ЦК партии и Совета Министров. В июне 1954 г. первый секретарь ЦК КПСС Н.Хрущев лично принял участие во Всесоюзном совещании руководящих работников органов КГБ, обсуждая проблемы госбезопасности и стремясь заручиться поддержкой чекистов в предстоящих политических схватках. Желая не допустить какой-либо альтернативы своей власти, верхушка КПСС полностью подчинила себе органы госбезопасности, не считаясь с принадлежностью этой структуры к государственному аппарату. КГБ только формально находился при Совете Министров СССР, получая финансовое обеспечение. Фактически же руководство им осуществлял отдел административных органов ЦК КПСС. Если раньше идеологическое влияние на правоохранительные институты государства осуществлялось в  за камуфлированной форме и не вторгалось в специфику чекистской работы, то с 1953 г. в органах госбезопасности местные партийные организации могли производить тщательные проверки, заслушивать руководителей подразделений КГБ на бюро обкома или крайкома партии. В целом после июльского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС усиление партийного контроля над деятельностью органов госбезопасности рассматривалось как восстановление ленинских принципов в деятельности органов ВЧК-КГБ и возвращение к социалистической законности. Выступивший на Всесоюзном совещании руководящих работников органов КГБ в июне 1954 г. Н.Хрущев обязал чекистские органы "постоянно держать связь с партийными организациями, советоваться с ними и докладывать им о своей  работе", которая должна быть повсеместно проникнута духом партийности. Установка Первого секретаря ЦК КПСС юридически была закреплена в приказе Председателя КГБ И.Серова в июле 1954 г. "О задачах органов  государственной безопасности", с которым ознакомили первых секретарей ЦК союзных республик, крайкомов и обкомов КПСС. Секретарей райкомов партии  при этом не включили в списки для ознакомления с приказом, их проинформировали, проведя таким образом своеобразную грань допустимости партийной номенклатуры к делам органов государственной безопасности и  предполагающей в свою очередь линию подчиненности местных управлений КГБ до областного (краевого) партийного уровня. Вместе с тем приказ предписывал органам КГБ докладывать о всей проделанной работе "соответственно руководителям республиканских, краевых, областных, городских и районных партийных организаций".  С этого времени усиливается воздействие партийных функционеров на организацию агентурно-оперативной работы с целью получения информации от органов КГБ и ее использования в интересах организаций КПСС; основополагающие приказы издаются во исполнение постановлений и решений ЦК КПСС, если же они касались непосредственной специфики работы, то должны  были обязательно согласовываться с ЦК КПСС. Укрепление руководящего звена  и кадровое пополнение органов происходит теперь только за счет членов партии и по рекомендациям партийных и комсомольских органов. Приобретает  широкий размах практика утверждения партийных функционеров на руководящие должности в органах КГБ (начиная с председателей республиканских комитетов ГБ и заканчивая начальниками отделений). Назначение на руководящие должности партработников приводило в какой-то мере к снижению  уровня профессионализма руководства органов КГБ. В органах госбезопасности повсеместно начинает насаждаться принцип подчиненности первым руководителям партийных структур. Партийное руководство стало основополагающим в деятельности органов, подчинив себе все остальные политико-организационные принципы. После усиления контроля со стороны партийного аппарата за деятельностью органов государственной безопасности в законодательной базе КГБ появились тенденции нарушения принципа равенства перед законом по отношению к членам  КПСС (прежде всего это касалось партийной номенклатуры) и беспартийным гражданам. К партийным функционерам различного уровня воспрещалось проводить какие-либо чекистские мероприятия. Кроме того, органам КГБ разрешалось привлекать к сотрудничеству на негласной основе коммунистов только в исключительных случаях. Таким образом, партийная номенклатура вышла из-под сферы оперативного контроля КГБ и получила благоприят возможности для совершения различного рода безнаказанных правонарушений и коррупции.
    
Президиум Верховного Совета СССР указом от 13 марта 1954 г. образовалКомитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. В его состав вошли главные управления, управления и самостоятельные отделы бывшего Министерства государственной безопасности, существовавшего до марта 1953 г.Соответствующие преобразования были осуществлены по всей вертикали органов госбезопасности.На органы Комитета государственной безопасности было возложено: ведение разведывательной работы в капиталистических странах; борьба со шпионской диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок внутри СССР; борьба с вражеской деятельностью антисоветских и националистических элементов внутри СССР; ведение контрразведывательной работы в частях Советской Армии и Военно-Морского Флота; организация шифровальной и дешифровальной службы; охрана руководителей Коммунистической партии и советского правительства. Исходя из этих основных задач, с учетом изменившейся оперативной обстановки, была определена система оперативных подразделений в Центре и на местах. Структура органов КГБ, введенная в 1954 г., несмотря на прошедшие сокращения и изменения в штатах, была еще во многом несовершенна,  сохраняла в некоторой степени элементы организационного построения аппарата государственной безопасности прошлых лет. К числу ее основных недостатков относились в первую очередь громоздкость, рассредоточение контрразведывательной работы в ряде главных управлений и управлений. Это мешало целеустремленной работе, а в ряде случаев порождало дублирование. Очередная реорганизация чекистского ведомства и значительное сокращение штатов негативно отразились на морально-психологическом климате коллектива органов госбезопасности. Начиная с 1951 г. штаты органов госбезопасности несколько раз изменялись, постоянно шла корректировка их деятельност колебалась позиция руководства в отношении партийного набора в органах ГБ  и партийных структур на местах. К примеру, лишь штаты Управления МГБ СССР по Ленинградской области за три месяца 1952 г. пять раз претерпевали различные дополнения и перестановки. Партия начала "чистку" органов госбезопасности от лиц, виновных в нарушениях социалистической законности, от карьеристов, двурушников; ЦК КПСС обязал партийные органы и руководство КГБ "освободиться от лиц, утративших партийное чутье, от фальсификаторов, людей, допускающих непартийные методы в работе". В ответ на призыв июльского (1953 г) Пленума ЦК КПСС извлечь из дела Берии политические уроки коммунисты на своих собраниях по всей стране начали вскрывать "всех ставленников Берии, разосланных им по принципу личной преданности", вскрывать недостатки в работе органов госбезопасности и подвергать их резкой критике, усматриваяв этом плоды преступной деятельности бывшего шефа МВД. Выступающие клеймили позором "заклятого врага партии и народа Берию", заверяли, что еще теснее сплотятся вокруг ЦК КПСС, приложат все усилия для успешного выполнения решений XIX съезда коммунистической партии.Сотрудники органов госбезопасности со всей откровенностью заявляли о том,  что в последние три года органы буквально парализованы реорганизациями и перестановками. "Неоднократное сокращение штатов и особенно последнее, связанное со слиянием МГБ и МВД, когда партия поставила задачу из штатов управлений двух министерств оставить по численности половину, порождали аврал и штурмовщину". Обстановка, в которой вопрос об увольнении сотрудников в связи с сокращением штатов был отдан на усмотрение непосредственного начальника,  нередко использовался для сведения счетов и старых обид, порождал многочисленные жалобы. Так, только в одном управлении МВД по Свердловской области на июль 1953 г. за штатами остались 388 чел., "... до последнего времени продолжает сохраняться какая-то неопределенность и неуверенность,  - писали в письме 6 января 1954 г. в адрес ЦК КПСС чекисты из г.  Свердловска. - Люди работают в полсилы или вхолостую, ожидают чем все этокончится. Тем более, что такая атмосфера подогревается чередующимися одн за другой кампаниями по сокращению штатов, которые лихорадят работу... Воуже три года подряд нас бьет лихорадка всевозможных перестроек перестановок, сокращений, которые ни к чему, кроме как к развалу работы не приводят. Все эти три года большинство аппарата органов занимаются чем угодно, только не оперативной работой. Неужели у нас половина аппарата ненужных людей, чтобы проводить сокращения на 20-30% да по нескольку раз?" (Центр хранения современной документации. - коллекция документов). К тем, кого увольняли из органов госбезопасности, тотчас же прилипал ярлык   "бериевщины". Изменения в структуре и штатах органов на местах,
корректировки деятельности приводили в замешательство сотрудников. Напомним, что в 1951-1952 гг., когда руководителем МГБ был С.Игнатьев,начала внедряться практика партийных призывов в органы, были частично усовершенствованы приказы военного времени, проведена реорганизация и сокращение агентурного аппарата. Л.Берия, сменив С.Игнатьева на посту главы органов госбезопасности, войдя в число первых лиц в государстве, начал усиливать более самостоятельную и независимую от "коллективного руководства" тенденцию в работе объединенного МВД, демонстрировал пренебрежение к партийным функционерам, направленным на работу в МГБ поощрял их увольнение, а также отменил частично приказы 1951-1953г.Теперь же, после июньского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС, произошла резкая смена курса - на "руководящую и контролирующую роль партии". Была осуждена  практика выдвижения руководящего состава без согласования с партийными  организациями на любом уровне, начиная с районного звена. Ранее уволенные  или пониженные в должности чекисты, которые были мобилизованы на работу в
органы МГБ по направлению партии, вновь восстанавливались на своих прежних должностях. Партийные структуры на местах, прикрываясь партийным контролем и установками ЦК КПСС, начали проводить проверку агентурно-оперативной деятельности Управлений МВД, ставить конкретные задачи перед их подразделениями. Жестоко пресекались попытки какой-либо самостоятельности  в подборе и расстановке кадров. Партийные функционеры получили теперь возможность анализировать работу чекистов, давать ей оценку, ходатайствовать перед ЦК КПСС об утверждении решений областных бюро об освобождении руководящего состава МВД, обвиняя последних в порочном стиле и методах руководства, неправильном, слабом или непартийном подборе и  расстановке кадров, в отсутствии настоящей самокритики и критики снизу, в запущенности в организационно-партийной работе, в низком уровне агентурно-оперативной работы или в ее развале, "в неправильном отношении отдельных работников к воспитанию своих детей" и так далее. Некоторые начальники управлений органов госбезопасности упрекались за то, что они неинформировали обком партии о наличии аморальных поступков и нарушени дисциплины работниками МГБ, за то, что они за длительное время работ сжились с обстановкой, не проявляют должной требовательности к подчиненным, потеряли остроту в работе. В идеологической и кадровой работе целенаправленно проводилась линия на воспитание в чекистском коллективе преданности КПСС, политической  бдительности и ответственности за порученное партийное дело. Значительно возросло внимание к нравственным и моральным качествам оперработников. Приказы Л.Берии, в которых не была подчеркнута роль КПСС отменялись,  вместо них издавались приказы, в которых акцентировалось значение партии, говорилось о недопустимости проведения каких-либо агентурно-оперативных  мероприятий в отношении ее лидеров; возобновлялась прежняя практика направления на руководящие должности партийных функционеров. В различных заявлениях в ЦК КПСС поднимается вопрос о целесообразности использования коммунистов в качестве агентов органов КГБ. После новой реорганизации в марте 1954 г. вновь произошли различные перестановки в органах госбезопасности.  "...Прошедшие в последние годы частичные сокращения, значительное уменьшение денежного содержания сотрудников, за счет отмены  платы за воинские звания, отсутствие ясной перспективы в оперативной работе породили среди оперработников чувство неуверенности и  неопределенности, - отмечали в своем письме в адрес ЦК КПСС 10 июня 1954 г. чекисты УКГБ при СМ СССР по Свердловской области. Все это создавало  неделовую нервозную обстановку среди сотрудников, которая порождала  демобилизационные настроения и мнения о том, что контрразведывательные органы в переходный период от социализма к коммунизму начинают терять свое значение.
После длительного сталинского периода деятельности органов госбезопасности, после ежегодных массовых репрессий и громких дел, когда чекистам давали лимиты на аресты и каждый день требовали "брать, брать и брать шпионов и диверсантов", многие сотрудники органов госбезопасности как в руководстве Комитета, так и на периферии не могли сразу переориентироваться в происходящих переменах. "Дело сводится к тому, что начиная с 1951 г., то есть после снятия министра госбезопасности СССР  Абакумова, все старое, где имеется много хорошего отброшено и опорочено, а нового ничего нет", - отмечали чекисты МВД по Свердловской области в своих  выступлениях на объединенном собрании, посвященном итогам июльского (1953  г.) Пленума ЦК КПСС. - "Свыше двух лет мы наводим порядок в собственном доме: перестраиваемся, организуемся, сокращаемся. Конца перестройке не видно, а настоящей целеустремленной оперативной работы по разоблачению  антисоветской деятельности вражеского подполья и иностранной агентуры у нас нет. В течение 1953 г. Управление не разоблачило ни одного  американского или английского шпиона, разоблачены лишь несколько немецких  шпионов". Такой подход к оценке контрразведывательной деятельности свидетельствовал о возрождении стремления к достижению "конкретных"  результатов в работе КГБ. После резкого прекращения ликвидации"многочисленных врагов народа", система безопасности объективно нуждалась в реорганизации и перепрофилировании. Необходимо также учитывать, что аппарат органов государственной безопасности после войны по числу своих сотрудников был в три раза больше по сравнению с довоенным временем. Нужны  были аресты, шпионы, вредители, а их становилось все меньше и меньше. Таким образом возникала питательная почва для роста фальсификаций в оперативной работе. Особые трудности возникали у сотрудников отдаленны управлений КГБ, которые часто по-прежнему оценивали факты антисоветских  проявлений. Например, в г. Барнауле летом 1957 г. был привлечен к уголовной ответственности по ст. 58-10, часть I, УК РСФСР гражданин,  который бросил пустую бутылку в бюст В.И.Ленина и при этом нецензурно  высказывался. Алтайский краевой суд вынес приговор подсудимому - 5 лет лишения свободы с заключением в исправительно-трудовых лагерях. Президиум
Верховного Совета отменил это наказание. Такое же решение было принято и в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР в отношении  других лиц, которые были привлечены к уголовной ответственности по этой же статье уголовного кодекса, за антисоветские высказывания. Показательным примером служит также дело рядового Ш. в одной из войсковых  частей на Дальнем Востоке, который по ст. № 58-16; 58-4; 58-8; 58-9 УК  РСФСР в феврале 1953 г. Военным трибуналом был приговорен к расстрелу. По данным особого отдела этот военнослужащий, распространяя антисоветские суждения среди солдат, пытался якобы создать подпольную организацию с целью свержения существующего строя и намеревался совершить это послеувольнения в запас. В январе 1955 г. суд осудил гражданина Ш. к пяти годам лишения свободы и, применив амнистию, освободил его из-под стражи. В обстановке, когда органы государственной безопасности были фактически  изъяты из-под сферы государственного управления и контроля со стороны  правительства, Хрущев на XXI съезде КПСС указал: "Надо укреплять органы государственной безопасности, острие которых прежде всего направлено против агентуры, засылаемой империалистическими государствами, а также укреплять другие органы, призванные пресекать провокационные действия и  происки наших противников из лагеря империализма. Наши враги затрачивают огромные средства на подрывную работу против социалистических стран. Как же мы можем ликвидировать органы, которые призваны охранять безопасность социалистического государства. Это было бы глупо и преступно".
    
 В 1959 г., в соответствии с указаниями XXI съезда КПСС, был принят важный политический и правовой документ " Положение о Комитете государственной безопасности и его органах на местах", в котором были сформулированы основные задачи и принципы организационного построения органов государственной безопасности. Деятельность органов государственной безопасности была поставлена в рамки принятого законодательного акта. "Решения XXI съезда КПСС, выдвинувшего новые идеологические установки в строительстве коммунизма, ...еще раз с предельной ясностью определили роль, задачи и значение органов государственной безопасности как политических органов в новый исторический период жизни советского общества - в период развернутого строительства коммунизма в стране", - отмечалось в Положении об органах государственной безопасности. В нем был окончательно зафиксирован тезис о том, что КГБ и его структуры на местах являются политическими органами, а также указано, что органы  государственной безопасности систематически отчитываются в своей работе перед партией и что по наиболее важным вопросам агентурно-оперативной следственной работы приказы Председателя КГБ при Совете Министров СССР  издаются с одобрения ЦК КПСС. Роль органов КГБ по мере их дальнейшего развития все больше направлялась на повседневную работу по охране безопасности не только государства как  такового, но и элитного положения высших партийных структур.Политический характер деятельности органов КГБ предопределял их  назначение, компетенцию и направление работы. Непосредственный контроль за их действиями и фактическое управление их работой осуществлялся партийными органами. На основе Положения об органах КГБ были усовершенствованы и упрощены центральный и местные аппараты органов государственной безопасности.Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР по новому нормативному акту функционировал на правах союзно-республиканского министерства. В союзных и автономных республиках имелись комитеты государственной безопасности при советах министров этих республик. В краях, областях, автономных областях РСФСР имелись управления КГБ при Совете Министров СССР. В советских Вооруженных Силах контрразведывательную работу вели особые отделы КГБ военных округов, флотов и армий. Таким образом, советская политическая система позволяла решать все ключевые вопросы в делах КГБ Президиуму ЦК КПСС и тому лидеру, который сумел установить в нем свое господство. Большое значение для определения направленности и характера деятельности органов КГБ и стиля их работы в дальнейшем имело состоявшееся в мае 1959 г. Всесоюзное совещание руководящего состава органов государственной безопасности. На совещании были подвергнуты критике отдельные, уже изжившие себя формы и методы работы, предложены новые организационные  формы и способы решения некоторых насущных задач, намечены путрешительного исправления недостатков в оперативной и следственной работе,в подборе и воспитании кадров.5 февраля I960 г. было подписано Постановление ЦК КПСС и Совета Министров  СССР о дальнейшем совершенствовании структуры органов государственной безопасности в соответствии с требованиями современной обстановки. Был намечена ликвидация элементов дублирования в системе органов государственной безопасности, нередко порождавших неразбериху в распределении функций между оперативными подразделениями и снижавших ответственность за обеспечение государственной безопасности на участках  направлениях наибольшей активности противника. Такие управления Центра, как 4, 5 и 6-е, были слиты со 2-м Главным управлением, после чего Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР и его местные органы практически стали состоять из двух оперативных подразделений -  разведывательного и контрразведывательного. Относительно самостоятельной   стала система военной контрразведки во главе с 3-м Управлением КГБ СССР, существовали также оперативно-технические и следственные аппарат 1-е и 2-е главные управления центра получили широкие обязанности и права в вопросах руководства подчиненными аппаратами. Специализированные подразделения внутри главков стали выполнять оперативные функции по группе однородных вопросов, связанных с охраной безопасности СССР, не получив  этом возможность распоряжаться низовыми звеньями аналогичного аппарата, вмешиваться в его работу или подменять его. Такая система ликвидировала бесконечные согласования мероприятий, повысила ответственность местных органов государственной безопасности и их руководителей за порученную им работу, позволила улучшить контроль за исполнением и в определенной мере улучшить всю агентурно-оперативную и следственную деятельность. Были максимально сокращены промежуточные звенья, передающие приказ от высшего оперативного органа к исполнителю. В то же время реорганизация вызвала и неудобства: централизованная контрразведка приобрела слишком громоздкую форму и постепенно внутри структурного образования стали опять возникать самостоятельные направления контрразведывательной работы, которые заставили вернуться все на круги своя.
      


      А.ПОЖАРОВ,
      кандидат юридических наук
« Последнее редактирование: 23 Сентября 2014, 14:57:15 от Alex » Записан
nikos
Рядовой
*
Offline Offline

Сообщений: 1


« Ответ #1 : 23 Сентября 2014, 18:20:59 »

То что он кандидат конечно важно. ..  Источник?
Записан
Alex
Глобальный модератор
Полковник
*****
Offline Offline

Сообщений: 2566


« Ответ #2 : 23 Сентября 2014, 19:34:49 »

То что он кандидат конечно важно. ..  Источник?

 Источник первой публикации потерян.Зато автор хорошей статьи известен!

Алексей Иванович ПОЖАРОВ, член Общества изучения истории спецслужб, кандидат юридических наук, доцент



Записан
Страниц: [1] Вверх Печать 
« предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  


Войти

Powered by SMF 1.1.20 | SMF © 2006-2008, Simple Machines
Перейти на корневой сайт МОЗОХИН.RU