Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
12 Декабря 2018, 13:53:31
Начало Помощь Календарь Войти Регистрация

+  Форум истории ВЧК ОГПУ НКВД МГБ
|-+  Основные форумы
| |-+  1922-1934 ГПУ - ОГПУ
| | |-+  Особый отдел ГПУ - ОГПУ (1922 - 1934)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему. « предыдущая тема следующая тема »
Страниц: [1] Вниз Печать
Ссылки на события
  • Образование контрразведки: 01 Января 1970
Автор Тема: Особый отдел ГПУ - ОГПУ (1922 - 1934)  (Прочитано 10287 раз)
Забава Александр
Полковник
*****
Offline Offline

Сообщений: 266


« : 16 Ноября 2013, 20:45:54 »

   19 декабря 2013 года исполняется 95 лет со дня образования органов военной контрразведки.
Формирование организационно –  штатной  структуры Особых отделов   ГПУ – ОГПУ (1922 – 1934 г.г.).
           6 февраля 1922 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет принял декрет "Об упразднении Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и о правилах производства обысков, выемок и арестов". Этим декретом во исполнение постановления IX Всероссийского съезда Советов о реорганизации ВЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности и ее местных органов, ВЦИК постановил упразднить ВЧК и ее местные органы.
 На основании этого документа ВЧК была реорганизована в Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР.
     9 февраля 1922 года Политбюро утвердило Положение о ГПУ, в котором  указывалось, что, для осуществления возложенных на него задач, на местах образовывались губернские и областные отделы, а также «особые отделы ГПУ фронтов, военных округов и армий, особые отделения дивизий и охраны границ».  
        15 февраля 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) принимает решение о партийном контроле над органами государственной безопасности и возлагает лично на А. С. Енукидзе наблюдение за тем, чтобы ни один вопрос, связанный с ГПУ, не поступал на разрешение Президиумом В ЦИК без предварительного согласования в Политбюро.
      В марте 1922 года  Политбюро утвердило  “Положение  об Особых отделах Госполитуправления (при нормальном положении)” в соответствии с которым   основными задачами  Особых Отделов  являлись борьба с контрреволюцией и разложением в Красной Армии и на флоте, борьба со шпионажем во всех его видах, борьба с открытыми  контрреволюционными выступлениями и вспышками, охрана границ РСФСР, выполнение специальных заданий Реввоенсовета республики.
        Особому отделу ГПУ подчинялись во всех отношениях Особые отделы ГПУ военных округов.
            При каждой дивизии войск организовывалось особое отделение дивизии, подчиненное ОО ГПУ военного округа.
              В составе Губернских отделов ГПУ могли быть в случае необходимости организованы Особые отделения на правах самостоятельных его частей.
       Задачи особых отделов были детализированы  в приказах ГПУ «О совершенствовании  чекистской работы  в частях Красной Армии» от22.03.22г., « О совершенствовании  форм и методов агентурно – оперативной работы Особых отделов» от 01.04.22 г.
        ГПУ на момент образования сохранило структуру ВЧК, где  в Особом отделе  Секретно – оперативного управления военной контрразведкой занимались 16-е спецотделение - контрразведка в Красной Армии (с января 1921 г., начальник - Я.С. Агранов, с декабря - С.В. Пузицкий) и 17-е спецотделение - контрразведывательная работа против бывших офицеров (начальник - Калинин).
      Основным моментом,  положившим начало реорганизации особых органов,   является  изменение военно – политической обстановки, переход  на мирное положение, что привело к сокращению Красной Армии и перегруппировки  в связи с этим отдельных  ее частей.
     9 мая  1922 г.  коллегией  ГПУ РСФСР, с  участием ряда полномочных представителей,   принимается решение: разделить особый отдел в центре и особые отделы ГубЧК на два самостоятельных подразделения. Теперь борьба со шпионажем и контрреволюцией, в том числе и в военной среде, являлась задачей вновь созданного Контрразведывательного отдела.
             Приказом ГПУ № 77 от 17 мая 1922 года   самостоятельные особые отделы военных округов ликвидировались, предписывалось слить их с аппаратами соответствующих полномочных представительств ГПУ. Так, особые отделы Петроградского, Западного, Юго-Западного, Северо - Кавказского военных округов и особый отдел Туркестанского фронта были слиты с соответствующими полномочными представительствами ГПУ
       Теперь полномочный представитель ГПУ или начальник губернского отдела ГПУ, как правило, являлся по совместительству и начальником особого отдела военного округа, если штаб его дислоцировался в одном населенном пункте с ПП ГПУ.
          Задачи реорганизованного ОО и его местных органов были отражены в приказе ГПУ № 133 от 12.06.22 г.  «О задачах особых отделов в связи с реорганизацией органов ГПУ».  
       На реорганизованный аппарат особого отдела возлагаются задачи всестороннего освещения жизни Красной Армии и Флота, выявление  недостатков, условий жизни, настроений, волнений и всевозможных вредных влияний и борьба с указанными явлениями путем предупреждения, влияния и давления на соответствующие органы военного аппарата Республики, борьба с крупными должностными преступлениями внутри армии и ее учреждений путем применения  предупредительных и пресекающих мер.

      Борьба со шпионажем, контрреволюционными  и белогвардейскими заговорами, бандитизмом,  контрабандой и незаконным переходом границ  были  сосредоточены  в   Контрразведывательном отделе  ГПУ.
    Этим же приказом вводились новые штаты полномочных   представительств ГПУ, губернских отделов ГПУ 1,2,3 и 4 категории, особых отделений дивизии, особых отделений отдельных бригад, уполномоченных Особотделов при штабах корпусов.
    С 1 июня 1922 года В.Р. Менжинского, являвшегося по совместительству начальником Секретно-оперативного управления ВЧК-ГПУ, в руководстве Особым отделом сменил член Коллегии ГПУ Г. Г. Ягода, с 1921 г. занимавший должность заместителя начальника ОО.
         В результате выделения из особых отделов линии контрразведки и борьбы с контрреволюционными проявлениями, особые отделы превратились, по сути, в военно- полицейские структуры, занятые борьбой с хозяйственными преступлениями и разного рода недостатками в войсках. Одновременно они лишались права арестов и ведения предварительного следствия.
        Оставшаяся после реорганизации часть Особого отдела состояла всего лишь из секретариата и двух отделений — информационного и регистрационного. К октябрю 1922 г. в структуре ОО ГПУ создали еще экономическое отделение для обслуживания военной промышленности и бюро по фильтрации прибывающих из-за границы репатриантов.
     24 июля 1922 г. приказом ГПУ № 148 самостоятельность сохранялась за Особым отделом Туркестанского фронта. А в октябре того же года, в соответствии с приказом № 271 и с учетом ликвидации ПП ГПУ по Поволжью, воссоздавался Особый отдел Приволжского округа с центром в Самаре. Действие приказа № 77 не распространили и на Особый отдел Московского военного округа. Независимым органом остался и Особый отдел Черноморского флота.
       На середину октября 1922 г. в Особом отделе ГПУ  имелось по штату 56 сотрудников,
        В среднем на корпус приходится два секретных уполномоченных, на дивизию — 5, на отдельную бригаду — 4, на губотдел — 3, на округ — 15.
    С 1 декабря 1922 г. в ГПУ был введен новый штат:
Особый отдел (Г.Г. Ягода, заместитель - Л.Н. Мейер (Захаров).
•   1 отделение – информационное  (В.П. Лавровский);
•    2 отделение – регистрационное (И.К. Лазоцкий);
•    3 отделение  - экономическое (Г.З.Зарембо – Розовский);
          В 1923 г. вся территория страны была разбита на 13 округов ГПУ (приказ № 305/417 от 18 июля 1923 г.): Московский, Приволжский, Уральский, Петроградский, Западный, Украинский, Крымский, Северо-Кавказский, Киргизский, Туркестанский, Сибирский, Дальневосточный и Закавказский.             Губернии, входившие в округа, как правило, объединялись в ПП ГПУ по соответствующему округу. Исключения составили Московский и Приволжский округа (где губернские отделы ГПУ напрямую подчинялись Центру) и Закавказский округ (где до 7 сентября 1926 г. сохранялись органы ЧК республик, входивших в ЗСФСР, — Грузии, Армении и Азербайджана, — объединенные в Закавказскую ЧК).
        В "Договоре об образовании СССР", принятом I Всесоюзным съездом Советов 30 декабря 1922 года, предусматривалось учреждение при Совете народных комиссаров СССР объединенного Государственного политического управления. 2 ноября 1923 года Президиум ЦИК СССР принял по этому поводу постановление, а 15 ноября утвердил "Положение об ОГПУ и его органах".  ОГПУ приобрело статус центрального государственного учреждения, а председатель ОГПУ вошел в состав правительства.
      На 2 – м Всесоюзном  съезде особых отделов ОГПУ 28   января 1925 г., была принята специальная резолюция по организационным вопросам:
1. Особотделения и военные группы губотделов ОГПУ вливаются в особые отделения кадровых частей Красной армии.
2. Особые органы кадровых частей подчиняются особотделам военных округов. Начальниками последних могут быть и руководители губотделов, однако только во внутренних, но не в приграничных военных округах и при условии, что штаб округа дислоцируется в соответствующем губернском городе.
3. Особые отделения конных корпусов и дивизий подчиняются только начальнику военно-окружного аппарата ОО ОГПУ.
4. Особые отделения стрелковых корпусов наделяются правом давать оперативные директивы и инспектировать дивизионные аппараты
       Приказом ОГПУ № 78/32 от 10 марта 1925 года особые отделы стрелковых корпусов, расположенные в одном городе с подчиненными им особыми отделами стрелковых дивизий, были слиты в один аппарат.
        В свою очередь, особые отделы дивизий были слиты с особыми отделами соответствующих губернских отделов ОГПУ.
       Так, приказом ОГПУ № 160/77 от 27 июня 1925 года на территории расположения частей Московского военного округа были объединены: особый отдел 17-й стрелковой дивизии с особым отделом Нижегородского губернского отдела ГПУ, особый отдел 81-й стрелковой дивизии с особым отделом Калужского губернского отдела ГПУ, особый отдел 18-й стрелковой дивизии с особым отделом Ярославского губернского отдела ГПУ, особый отдел 48-й стрелковой дивизии с особым отделом Тверского губернского отдела Государственного политического управления и особый отдел 84-й дивизии с особым отделом Тульского губернского отдела ГПУ.
         Начальниками этих особых отделов стали по совместительству начальники соответствующих губернских отделов ГПУ.
        Сохранил независимость особый отдел Черноморского флота. Он был лишь переименован (приказом Объединенного Государственного политического управления № 164/59 от 9 августа 1926 года) в особый отдел ОГПУ Морских сил и береговой обороны Черноморского и Азовского морей.      
   По вводимому с 1 ноября 1925 года штату центрального аппарата ОГПУ ОО напрямую был подчинен Коллегии ОГПУ, в июле 1927 года он вновь вошел в состав СОУ.
   15 декабря 1925 г. Я.К. Ольский был назначен заместителем начальника ОО и по совместительству КРО.        
   16.09.1927 г. из ОО в ЭКУ была передана функция  по агентурно – оперативному обслуживанию военной промышленности.
    В связи с осложнением обстановки на Дальнем Востоке  решением правительства СССР была создана Особая Дальневосточная армия (ОДВА).
Приказом ОГПУ СССР от 13,08.1929 г. №185/100 на базе расформированных особых отделов ПП ОГПУ ДВК, 18 – го и 19 – го армейских корпусов, был создан Особый отдел ОДВА в составе 29 человек, непосредственно подчиненный  ОО ОГПУ СССР. С 01.10.29 г. его штат был увеличен до 33 человек.
 Особые отделения дивизии состояли из 15 сотрудников, кавалерийских бригад – из 16.
      26.10.1929 г. начальником ОО ОГПУ был назначен Я.К. Ольский,  являясь одновременно начальником КРО.
 С 1 декабря 1929 года введен новый штат центрального аппарата ОГПУ:
Особый отдел (Я.К. Ольский,  помощник начальника  - А.Г.Лепин).
•   1 отделение (А.И. Полуэктов)
•    2 отделение (В.М. Троицкий)
•    3 отделение (С.Ф. Пинталь)
    Приказом ОГПУ № 299/137 от 10 сентября 1930 г. в целях объединения  работы по всем видам шпионажа и по «белогвардейско – кулацкой  и повстанческой контрреволюции» как в самой Красной Армии, так и вне  ее, КРО и ВО были ликвидированы и влиты в ОО ОГПУ.
15 сентяб¬ря 1930 г.  утверждена новая структура и штат Особого отдела:
Начальник ОО ОГПУ (Я.К. Ольский);
Заместитель начальника (Л.Б. Залин, С.В. Пузицкий – с 11 октября);
Помощники  начальника (С.В. Пузицкий –   до 11 октября, Н.Г. Николаев – Журид, В.А. Стырне, Т.М. Дьяков, Л.А. Иванов – они же одновременно начальники отделов);
1 - й отдел – борьба со шпионажем западных стран, наблюдение за иностранными посольствами, консульствами, предста¬вительствами и их связями, национальными колониями в  СССР  (В. А. Стырне);
2 – й  отдел - борьба с кулацкой, повстанческой, белогвардейской контрреволюцией, молодежными контрреволюционными организациями, связанными с заграницей (Н. Г. Николаев-Журид);
3 – й отдел - борьба с национали¬стическими движениями и организациями,  со всеми видами шпионажа со  стороны государств Востока, наблюдение за посольствами, консульствами, предста¬вительствами и национальными колониями этих стран на территории СССР (Т. М.Дьяков);
 4 -  отдел - оперативное обслуживание штабов, частей и соединений  РККА и флота, оборонного строительства и военно-учебных заведений (Л. А. Ива¬нов).
 С 5 марта 1931 г. существующие в составе ОО отделы  были переименованы в отделения.
      6 августа 1931 года начальником  ОО был назначен Г. Е. Прокофьев, с 17 ноября 1931 года  И. М. Леплевский, с 1 июня 1933 года - М. И. Гай.
   Во всех ПП ОГПУ  прошла  реорганизация  ОО, которым были подчинены все особые отделения, как территориальных органов, так и Особые отделы бригад, дивизий и корпусов.
      По постановлению ЦИК СССР от 17 сентября 1931 года были внесены изменения  в
Положение об Особом отделе ОГПУ, утвержденного постановлением Президиума ЦИК Союза ССР 2 ноября 1923 г.  «Исключить из Положения об Особом отделе п. „д“ § 1, дающий Реввоенсовету право давать Особому отделу задания, и § 3, по которому РВС Союза ССР имеет право контроля над выполнением этих заданий».
         Дополнить Положение следующим пунктом: «Особый отдел непосредственно подчинен ОГПУ».
     Приказом ОГПУ № 2/1 от 2 января 1931 года все особые отделы корпусов и дивизий, дислоцированные в краевых и областных центрах, были слиты с аппаратом особых отделов полномочных представительств ОГПУ.
           Так же были объединены все особые отделы оперативных секторов ОГПУ и особые отделы дивизий и корпусов, находившихся в том же населенном пункте. В этом случае они стали именоваться как особые отделы оперативного сектора ОГПУ и соответствующей дивизии (корпуса).
            В населенных пунктах, где располагался особый отдел дивизии (корпуса), но не было оперативного сектора ОГПУ, объединение с аппаратом городского или районного ГПУ не производилось, но начальником городского (районного) отдела ОГПУ и особого отдела соответствующей дивизии (корпуса) становился один человек.
          10 июля 1934 г. Центральный исполнительный комитет СССР, основываясь на решении Политбюро ЦК ВКП(б), создал на базе ОГПУ Народный комиссариат внутренних дел. Структура ядра НКВД — Главного управления государственной безопасности — первоначально мало чем отличалась от ОГПУ.
    Самостоятельным оперативным подразделением ГУГБ НКВД СССР остался Особый отдел, функции которого не изменились

« Последнее редактирование: 06 Декабря 2018, 22:09:15 от Administrator » Записан
Velfrjd
Полковник
*****
Offline Offline

Сообщений: 493


« Ответ #1 : 11 Января 2015, 16:18:21 »

-
« Последнее редактирование: 20 Ноября 2015, 19:17:05 от Velfrjd » Записан
VLADVLAD
Полковник
*****
Offline Offline

Сообщений: 616


« Ответ #2 : 11 Января 2015, 22:13:47 »

Во всех известных источниках по истории ОО ОГПУ последняя структура - это 4 отдела (отд-я) с 09.30. Но в некоторых материалах примерно с 09.31 фигурируют начальники 5, 6 и 7 отделений. Есть ли у кого-нибудь изменения структуры ОО ОГПУ с 09.30 по 07.34 ?
Записан
VLADVLAD
Полковник
*****
Offline Offline

Сообщений: 616


« Ответ #3 : 27 Марта 2015, 13:23:13 »

И кто был начальником ОО ОГПУ с 20.02.33 по 01.06.33 ?
Записан
Забава Александр
Полковник
*****
Offline Offline

Сообщений: 266


« Ответ #4 : 10 Марта 2018, 18:01:05 »

Положение об Особых отделах Госполитуправления
(при нормальном положении)
К Приложению № 110 заседания Политбюро ЦК от 09.03.1922 года.

1.   Особый отдел является органом ГПУ, выполняющим нижеследующие из задач, возложенных постановлением ВЦИК от 6 февраля 1922 г. на ГПУ.
а)  Борьба с контрреволюцией и разложением в Красной Армии и во флоте;
б)  Борьба со шпионажем во всех его видах (разведывательным и вредительным), направленным против интересов РСФСР, как со стороны окружающих  Республику государств и их отдельных партий, так и со стороны русских контрреволюционных партий и групп.
в)   Борьба с открытыми контрреволюционными выступлениями и вспышками (бандитизмом) путем разведки сил противника и разложения его рядов;
 г) Охрана границ РСФСР и борьба с политической и экономической контрабандой и незаконным переходом границ.
д) Выполнение специальных заданий Реввоенсовета Республики и Реввоенсоветов фронтов, Армии и военных округов, в связи с сохранением интересов Красной армии и флота.
2.   Особому отделу ГПУ подчинена  сеть Особых отделов ГПУ военных округов, организуемых Особым отделом ГПУ в тех Военных округах, политическая обстановка коих вызывает к этому необходимость.
3.   Особые отделы Военных округов представляют собой особую организацию централизованного Управления во всех отношениях подчиненную Особому отделу ГПУ, Реввоенсоветам по политической линии через одного из своих членов и военных комиссаров дивизии представляется право контроля над выполнением упомянутого в пункте 1 – м «д».
Примечание: Реввоесовет Республикии имеет право представлять на утверждение ГПУ своих кандидатов на должность нач. Особ. Отделов фронтов, армий и военных округов.
4.   Особые отделы действующей армии и особые отделы пограничных военных округов приравниваются к полевым действующим частям Красной армии со всеми вытекающими отсюда последствиями.
5.   В пограничных военных округах в подчинении Особого отдела военного округа организуются пограничные Особые отделения, пункты и посты, выполняющие задачи пункта «г» .
6.    В составе Губполитотдела ГПУ может быть, в случае надобности, организовано особое отделение на правах самостоятельной его части.
7.   При каждо дивизии войск организуется Особое отделение дивизии, входящие в подчинение тому особому отделу ГПУ Военного округа, на территории которого дивизия находится.
8.   Особый  отдел ГПУ Военного округа ответственен за выполнение задач СОГПУ на территории   Военного округа и руководит в полной мере непосредственно работой Дивособотделений, погранособотделений и через председателей Губполитотделов работой Особотделений Губполитотделов, а также Губотделами в целом в соответствии с указанными выше задачами Особого отдела ГПУ.
9.   Порядок арестов, обысков, выемок и производства следствия производится согласно декрета ВЦИК от 6 – го февраля 1922 г.

(Для военного положения)
1.   В местностях, объявленных на военном положении, а также в районах действующих армий права Армейских особых отделов и особых отделов соответствующих военных округов расширяются в нижеследующих пределах:

а)     Право ускоренного производства следствия и расправы на месте, согласно особо изданной инструкции ГПУ.
б)     Право административной высылки элементов населения, активно противодействующих успокоению района, объявленного на военном положении.
в)    Право содержания под стражей в целях изоляции и следствия более двух месяцев без особого на то постановления ВЦИКа.
Записан
Забава Александр
Полковник
*****
Offline Offline

Сообщений: 266


« Ответ #5 : 10 Марта 2018, 18:03:28 »


ИЗ ПРИКАЗА ОСОБОГО ОТДЕЛА МОСКОВСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА ОГПУ № 36 от 07.02.1924 года.

   С переходом Красной армии на мирное положение особенное значение приобретает соответствующий подбор войсковых начальников всех степеней, вполне подготовленных к выполнению лежащих на них сложных и ответственных задач по боевой и политической подготовке вверенных им частей, а также по дальнейшему усовершенствованию военного дела. Поэтому всестороннее и тщательное изучение служебных, политических и моральных качеств командного и административного состава Красной армии является одной из важнейших задач особых отделов, призванных к участию в аттестационной работе в армии.
Приказом ГПУ от I/IX-22 года за № 200 особым отделам были даны соответствующие указания о постановке учета и ведения беспрерывного и тщательного наблюдения за ком и адмсоставом Красной армии по выявлению всякого рода преступлений и использования результатов наблюдения через своих представителей в соответствующих Аттестационных комиссиях Военного ведомства.
Опыт работы особых отделов в аттестационных комиссиях показывает, что предусмотренный приказом № 200 учет ком и адмсостава при данной обстановке не является вполне исчерпывающим. До сих пор главное внимание было обращено на выявление отрицательных сторон наблюдаемого комсостава. При объективной же оценке аттестуемого комсостава, применительно к настоящим условиям, особорганам необходимо, наряду с отрицательными данными, располагать также исчерпывающими сведениями и о положительных качествах ком и адмсостава. Отсутствие же в местных особорганах систематизированных, достаточно полных и проверенных сведений крайне осложняет работу особых отделов в соответствующих окружных и центральных аттестационных комиссиях, и в случаях экстренных запросов требуемые характеристики представляются с значительным опозданием и нередко заключают в себе весьма ограниченные, односторонние и неполные сведения.
Для устранения указанных недочетов по согласованию с ОО ОГПУ приказываю:
1. Завести на весь командный и административный состав Красной армии от комвзводов и выше и им соответствующих, т. е. на всех тех, кои проходят аттестации в соответствующих аттестационных комиссиях с участием представителя ОО ОГПУ, личные дела.
ПРИМЕЧАНИЕ: На лиц низшего ком и адмсостава, аттестации коих рассматриваются без участия представителя ОО, личные дела — не заводятся.
2. В основу личного дела высшего и среднего комсостава должна быть положена копия послужного списка, а низшего — анкета. В дальнейшем личные дела пополняются периодически составляемыми характеристиками данного лица по материалам осведомительной сети и по материалам агентурных дел, находящихся в разработке. Копии послужных списков и сведения анкетного характера на низший комсостав должны быть затребованы от военкомов соответствующих штабов.
3. С заведением личных дел на весь ком и адмсостав туда же вливаются материалы 3-й категории наблюдаемого комсостава (приказ № 200, п. 5), а также личные дела на высший комсостав, заведенные в порядке циркуляра ОО ОГПУ № 172775 от 14/Х-22 года.
4. Все заведенные личные дела регистрируются по карточной системе. Для этой цели должны быть использованы карточки прежнего образца.
5. Вследствие технических неудобств, возникающих при хранении личных дел и в третьих папках легендарных дел, таковые хранить отдельно. При этом личные дела располагаются в порядке занимаемых должностей (от высших и низших) и складываются в общую папку личных дел данной части или учреждения. Папки с личными делами раскладываются в строгом порядке, придерживаясь точно установленной дислокации, обслуживаемых данным особорганом частей и учреждений.
ПРИМЕЧАНИЕ: Формы характеристик и личных дел изготавливаются особым отделом округа и будут разосланы подведомственным особорганам.
7. В личном деле учитываемого комсостава, помимо основных его материалов и характеристик — должны подшиваться постановления по агентурным и следственным делам, а при передаче дела в судебные инстанции — копии решений последнего.
8. Личные дела на комсостав, ранее судившийся или на который имеются старые, законченные разработкой и компрометирующие этих лиц материалы, а также дел на комсостав из числа бывших белых, неснятых с учета, являются одновременно и делами особого учета (форма № 3 прик ГПУ № 200-22 г.).
9. Ком и адмсостав в комиссиях военведа аттестуется раз в год в декабре — январе месяцах. В соответствии с этим характеристики комсостава особорганами составляются раз в год — по состоянию на октябрь или ноябрь месяц и отсылаются в соответствующий, вышестоящий особорган без специальных запросов. Характеристики составляются по прилагаемой при сем форме (см. приложение № 1) и печатаются: на средний комсостав — в 2 экземплярах, а на высший — в 3 экз., из коих один экземпляр хранится в личном деле в особотделении, остальные отсылаются в особый отдел округа, а последним в ОО ОГПУ. К высшему комсоставу должны быть отнесены лица комсостава, аттестующиеся при специальных аттестационных комиссиях, соответствующих центральных учреждений Военного ведомства (ЦАК), а также стажирующиеся генштабисты, в какой бы должности они эту стажировку не проходили.
ПРИМЕЧАНИЕ: Списки ком и адмсостава аттестуются в округе или центре, запрашиваются из соответствующих штабов и учреждений Военного ведомства.
10. Ввиду того что работа некоторых аттестационных комиссий (например — высшей) не производится в определенные сроки и что вследствие этого ОО ОГПУ или ОО округа характеристики могут быть затребованы раньше указанного срока, всем органам надлежит своевременно заняться тщательным и всесторонним изучением обслуживаемого ими комсостава, подбором и проверкой необходимого для составления характеристик материала, причем особое внимание следует обратить на детальную проверку фактов судимости, дисциплинарных взысканий и т. п.
11. Личные дела лиц, откомандированных в другие округа местным особотделением, отсылаются в ОО округа и последним вместе с имеющимся вторым экз. личного дела (на средний и высший комсостав) отсылаются в соответствующий ОО округа по месту назначения.
12. Личные дела на лиц комсостава, уволенных в порядке демобилизации или по каким-либо другим причинам из армии, а также отбывающих наказание по суду, особорганами, обслуживающими те части или управления и заведения военного ведомства, из коих произошло увольнение данного лица, пересылаются в окружные особорганы, а последним все производство направляется в ОО ОГПУ. Агентурные дела, требующие дальнейшей их разработки, в случае демобилизации лиц комсостава, проходящих по данному делу, направляются в соответствующие губотделы ОГПУ по месту жительства демобилизуемого. После того когда эти дела будут закончены разработкой, заключительные постановления по ним губотделами ОГПУ направляются в ОО ОГПУ. <…>
15. Срочные донесения, установленные приказом № 200-22 г., с последующими изменениями и дополнениями должны представляться в прежнем порядке.


П/п. нач. ОО МВО ОГПУ (Мейер)
Записан
Забава Александр
Полковник
*****
Offline Offline

Сообщений: 266


« Ответ #6 : 10 Марта 2018, 18:23:40 »

ПРИКАЗ ОГПУ № 299/137  10.09.1930 г.  «О РАСФОРМИРОВАНИИ КРО И ВО ОГПУ »

     В целях создания мощного чекистского аппарата, приспособленного и на военное время, по типу Особых Отделов периода гражданской войны, который, устраняя существующий параллелизм и разобщенность, и что особенно важно при нынешнем районировании и ликвидации округов, объединил бы всю оперативную работу по борьбе со шпионажем, белогвардейско-кулацкой и повстанческой к.-р., как в самой Красной армии, так и вне ее, главным образом, на селе и в нац. районах.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1) Контрразведывательный и Восточный Отделы ОГПУ расформировать и слить в ОО, сохранив за ним все функции сливаемых КРО, ВО и ОО.
2) Во всех ПП ОГПУ сформировать с аналогичными функциями Особые отделы, подчинив им все Особые Отделения, как терорганов (ОО Опергруппы, ОО Гор. отделения), так и ОО бригад, дивизий и корпусов.
        В ПП ОГПУ с восточно-национальными Республиками и Областями построение аппарата ОО должно полностью обеспечивать работу по восточной линии.
3) ОО ПП, расположенных в пунктах, где находится Командование Военных Округов — именовать ОО Военного Округа и ПП, возложив на них дополнительно руководство информацией о состоянии армии на территории всего Военного Округа и принятие соответствующих мероприятий через Командование Округов.
4) В составе Опергрупп (секторов) сформировать Особое Отделение по обслуживанию как воинских частей, так и всей территории деятельности Опер, группы с тем, однако, чтобы в случае переброски воинской части (бригады, дивизии, корпуса), могло бы быть немедленно выделено соответствующее Особое отделение.
5) Нач. ОО Дивизий и корпусов, расположенных вне пунктов дислоцирования Опер, групп (секторов), назначить, как правило, старшими оперативными начальниками (район, или все районы комплектования тердивизий), подчинив их непосредственно ПП.
6) Всем ПП подобрать на должности Нач. ОО ПП, Опергрупп, корпусов, дивизий и бригад и их зам’ов, работников. Всех отобранных кандидатов представить мне на утверждение с исчерпывающей характеристикой.
7) Организацию ОО ОГПУ закончить к 15/IX-30 г., Особых Отделов на местах — к 1 /X-1930 г.

Председатель ОГПУ Менжинский
Записан
Забава Александр
Полковник
*****
Offline Offline

Сообщений: 266


« Ответ #7 : 10 Марта 2018, 19:12:53 »

Письмо В.Р. Менжинского И.В. Сталину с просьбой поставить на заседании Политбюро вопросы по Особому отделу (4 августа 1931 г.)

                                                                                                 Тов. Сталину
Прошу поставить завтра, 5.VIII., вопросы:
1.   О назначении т. Прокофьева Нач. Особого отдела; он работал до ЭКУ в Особом отделе 1 – й конной армии и в Особом отделе ВЧК.
2.   О снятии т. Бельского с работы в органах  ОГПУ. Временно, до приискания приемлемого кандидата, его будет заменять Кацнельсон, зам. ПП.
3.   Об изменении отношений Особого отдела с Реввоенсоветом.
Из прилагаемого положения об Особом отделе просил бы вычеркнуть:
п. «д» № 1, дающий Реввоенсовету право  давать Ос. Отд.  задания и  № 3 по которому Реввоенсовет  имеет право контроля над выполнением этих заданий.
Уничтожить право Ревсовета представлять своих кандидатов на должность нач. Особ. Отд. фронтов, армий и военных округов.

В. Менжинский

Выписка из протокола № 54 заседания Политбюро ЦК ВКП (б) об Особом отделе № П54/2 от 05.08.1931 г.

 Вопросы ОГПУ. (т.т Менжинский, Акулов, Ягода)
в) Исключить из положения об Особом отделе п. «д» № 1, дающий Реввоенсовету право  давать Особ. отд.  задания и  № 3 по которому РВС СССР  имеет право контроля над выполнением этих заданий, с тем,  чтобы Особый отдел был непосредственно подчинен ОГПУ.
                                                                       Секретарь ЦК
Записан
Забава Александр
Полковник
*****
Offline Offline

Сообщений: 266


« Ответ #8 : 08 Декабря 2018, 15:09:57 »

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА ОСОБОГО ОТДЕЛА Р. ПИЛЯРА ЗАМЕСТИТЕЛЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОГПУ Г. ЯГОДЕ от13.12. 1924 г.

Тезисы к защите сметы ОО ОГПУ Функции ОО

A. Освещение жизни армии.
Б. Выявление ненормальностей этой жизни и через соответствуйте органы устранение этих ненормальностей.
B. Выявление экономических преступлений в армии, а также в обслуживающей ее промышленности и борьба с ними.
Г. Выявление контрреволюции во всех ее видах в армии и борьба с нею.
Особый отдел является ГПУ в миниатюре (со всеми его функциями) в армии.
На нашу работу мы получили в 1923-24 г. — 903 632 руб. (без Закавказья и ДВО). На 1924-25 г. предполагают дать 994 628 руб.
Это кажущееся увеличение — на самом деле нас урезают на 11,42 процента.
Обслужить армию с теми средствами, которые нам были отпущены в прошлом году, было чрезвычайно трудно. Ряд отраслей работы страдал из-за отсутствия средств.
Уложиться в ту сумму, которую нам отпускают в нынешнем году, будет совершенно невозможно без ослабления работы.
Между тем как международная политическая обстановка, так и политическая конъюнктура внутри Республики, требует от нас всех, в частности Особого отдела, усиления внимания к армии (значит для Особого отдела расширения агентурно-осведомительной работы).
Те процессы, которые мы наблюдаем в стране — в городах и интеллигентских слоях — быстро прогрессирующий рост консолидации антисоветской общественности, рост активизации контрреволюционных элементов,
— в деревне — рост активности крестьянства, наряду с этим слабость наших сельских низовых партийных и советских аппаратов и рост кулачества, а также его влияния на деревню. Недовольство крестьян городом, стремление его к расширению политических прав — в результате такие случаи, как в Крыму, Одессе и Волыни, где крестьянство массово принимало участие в монархический повстанческой организации.
— Все это имеет отражение в армии.
1) Хотя реорганизация армии и чистка просеяла комсостав и штабных военспецов, но среди них осталось еще немало враждебно настроенных против нас бывших царских офицеров.
Еще год тому назад мы подметили стремление бывших офицеров к объединению, выразившееся в возникновении большого количества группировок. Первоначально группировки носили бытовой характер, но постепенно стали принимать политическую окраску. Чистка ликвидировала группировки. За последнее время мы замечаем опять быстрый рост группировок Характер вновь выявленных группировок изменился, они очень быстро после своего возникновения принимают ярко выраженную политическую окраску (монархические, фашистские оттенки).
2) За последнее время мы подметили также рост антисоветских группировок среди интеллигенции — красноармейской, канцелярской и снабженческой (УКП, союз фашистов, монархисты и т. д.). В прошлом году группировки в этой среде носили по преимуществу случайный характер.
3) Поскольку раньше мы мало останавливали свое внимание на краскомах, постольку сейчас, в связи с ростом активности крестьянства и кулацкого влияния в деревне, мы должны усилить свою бдительность по отношению к ним. Среди краскомов 62 процента из крестьян, не порвавших связи с деревней, притом из крестьян более зажиточных, 19,6 процентов из мещан и только 18,4 процента из рабочих (давно порвавших связи с производством). Материальное положение краскомов, являющихся в подавляющем большинстве низшим комсоставом — тяжелое. Недовольство, вызванное тяжелым материальным положением, а также затиранием со стороны бывшего офицерства, зачастую переносится краскомами на власть.
Возникшие в процессе борьбы с бывшим офицерством краскомовские группировки могут со временем, при известных условиях, превратиться в антипролетарские ячейки, возглавляющие недовольных крестьян в армии.
4) Новый набор красноармейцев резко отличается от прежнего контингента. В армии, вследствие отсутствия классового подхода со стороны некоторых приемочных комиссий, попало много кулаческих сынков, также повысился процент интеллигенции. Поскольку прежний красноармейский контингент в общем и целом был мало политически активен, постольку крестьянский молодняк последнего набора проявляет огромную политическую активность. Он связан с деревней, живет ее интересами, он принес с собой в армию крестьянские настроения. Недовольство крестьян налогами, которые во многих местах считаются тяжелее прошлогодних, сказывается в армии — многие красноармейцы открыто в разговорах, на собраниях, на политчасе негодуют на город и советскую власть, которая их грабит. Противопоставление города деревне, крестьян рабочим, стремление крестьянства к расширению политических прав имеет тоже свои отражения среди красноармейцев (в разговорах, вопросах на политчасах и собраниях красноармейцы вполне точно это формулируют). Наблюдается стремление красноармейцев-односельчан к объединению для защиты своих интересов в армии и интересов своих родных (льготы для семей), в деревне возникают земляческие группировки, которые подчас, во время столкновений с начальством одного из членов группировки, выступают спаянно и солидарно.
Кулаки и интеллигенция, используя ненормальности красноармейского быта, ведут агитацию против начальства, политсостава и соввласти.
5) Особо необходимо отметить работу в терчастях, как по отношению кадров, так и в отношениях оперсостава. Здесь мы должны проявить особую бдительность.
Комсостав, разъезжающий по деревням, не говоря уже о том, что он, вследствие материальной необеспеченности, попадает в зависимость к кулакам, может быть проводником антисоветского влияния и организатором контрреволюции в деревне.
Переменный состав — молодняк — наиболее активная часть крестьянства, находится все время, за исключением нескольких недель сбора, вне нашей политической обработки и полностью отражает настроения деревни.
Предоставленные самим себе переменники являются объектом воздействия консолидирующейся антисоветской части деревни, а также всевозможных к.-р. организаций (УКП, монархисты, Одесса, Сибирь, контрреволюционные казачьи организации на Северном Кавказе и т. д.).
6) Необходимо отметить также, что наш политсостав в армии политически недостаточно развит, легко поддающийся мелкобуржуазному влиянию, далеко не всегда и везде справляется с активным крестьянским молодняком.
7) Наконец, в области военного снабжения и промышленности наши задачи в этом году не сузились, а расширились.
а) реорганизация снабженческого аппарата в армии (его децентрализация) потребовала от нас гораздо больше затраты сил для выявления хозяйственных преступлений, чем это требовалось при централизованном аппарате. Вся тяжесть этой работы легла на наш низовой аппарат, который соответствующим образом должен увеличить и перестроить агентуру в этой области,
б) халатность, бесхозяйственность, мошенничество, а иногда сознательный подрыв обороноспособности в области военной техники со стороны спецов не уменьшились.
Яркой иллюстрацией могут служить хотя бы раскрытые нами за последние месяцы дела.
Крутой Итак, нам придется —
1) с прежней интенсивностью вести агентурно-осведомительную работу среди комсостава и военспецов из бывшего офицерства;
2) усилить работу в отношении краскомов;
3) усилить работу в отношении интеллигенции в армии;
4) усилить выявление, путем осведомления, настроения красноармейской массы;
5) в связи с постоянным ростом кулацкого влияния в деревне, усилить работу по терчастям;
6) усилить агентуру по выявлению хозяйственных преступлений и усилить качество агентуры, обслуживающей военно-промышленные и технические учреждения.
За 1923/24 год на секретные расходы Особый отдел получил 893 330 рублей. Это кажущееся увеличение, на самом деле смета на 24–25 год уменьшена на 11,42 % против 23–24 года. Сокращение получается следующим образом: на работу полевым частям и губотделам в 23–24 гг. мы получили 852 530 рублей без ДВО и Закавказья. На 24–25 год на эту же работу — нам намерены ассигновать 757 147 рублей, без Закавказья и ДВО (На ДВО и Закавказье на 24–25 гг. мы получаем 81 023 рубля). На обслуживание переменного состава терчастей в 23–24 гг. мы получили 37 800 рублей на квартал (деньги стали получать лишь последние три месяца); на эту же работу на весь 24–25 гг. нам ассигновывают 156 458 рублей. Итак, получается реальное уменьшение сметы на 11,42 %.Сумму в 37 800 рублей, предназначенную на обслуживание районов формирования терчастей, мы распределяли по округам соответственно количеству имеющихся в округе дивизий, учитывая политическое состояние данного района. Это последнее в распределении играет доминирующую роль: так, например, Ленинградскому военному округу, где имеется 3 территориальных дивизии, мы ассигновали всего 540 рублей в месяц. Северо-Кавказскому же округу, где имеется лишь 2 дивизии, мы ассигновывали месячно 1410 рублей, (учитывая антисоветское настроение в районе).
В среднем в месяц на одну тердивизию приходилось 486 рублей. Причем надо отметить, что дивизии обнимают район от 5 до 9 уездов; в дивизии насчитывается 10 000 переменного состава.
Оставшиеся 852 530 рублей распределялись по округам по тому же принципу и расходовались следующим образом:
На содержание секретных уполномоченных (резидентов) в месяц тратилось 39 249 рублей 71 копейка, в год — 471 536 рублей 52 копейки. Всех секретных уполномоченных в истекшем году было 599 человек.
На обмундирование уполномоченных (военного образца) в год затрачено было 40 016 рублей (согласно военной нормы 70 рублей на каждого). Итак, содержание целиком уполномоченных (резидентов) обошлось в 511 552 рубля 52 копейки.
В среднем на корпус приходится два секретных уполномоченных, на дивизию — 5, на отдельную бригаду — 4, на губотдел — 3, на округ — 15.
Содержание конспиративных квартир (428 кв.) в год обошлось в 114 240 рублей, в месяц на каждую в среднем тратилось 25 рублей 45 копеек (вместе с покупкой).
Таким образом на содержание уполномоченных и конспиративные квартиры было истрачено за истекший год — 625 792 рубля 52 копейки. Остальная сумма в 226 737 рублей 48 копеек была потрачена на содержание осведомительной сети; в месяц на осведомительную сеть тратилось 18 894 рубля 79 копеек. Высчитать, сколько в том или ином органе было осведомителей и сколько каждый получал — представляется совершенно невозможным. Количество осведомителей меняется в связи с ухудшением или улучшением положения в данной части; что касается губотделов, то число осведомителей в каждом зависит как от величины гарнизонов, так и от сосредоточения заводов и предприятий военной промышленности, а также, конечно, как и в полевых частях, особых отделений от политического состояния частей, гарнизона и района. Так, например, — в тульском особотделении, по последним сведениям, мы имеем больше 100 осведомителей. В Самарском больше 60. В Ульяновском — 76, в то время, как в Вятском и Северо-Двинском — по 13 человек, в Акмолинском — 6 человек.
Осведомители определенного твердого жалованья у нас не получают, им оплачивается в зависимости от ценности тех сведений, которые они нам сообщают. Так, например, у нас здесь, в центре, один весьма ценный осведомитель получал: в марте месяце — 100 рублей, в апреле — 50 рублей, в мае — 50 рублей, в июне — 100 рублей, июле, августе, сентябре — ничего не получал, в октябре — 150 рублей.
В общем и целом та сумма, которая оставалась на содержание осведомления, была настолько ничтожна (на дивизию приходилось по 60–70 рублей в месяц в среднем, на губотдел по 30 рублей в среднем), что нередко приходилось сокращать секретных уполномоченных или по месяцам не давать им жалованья, используя средства на содержание уполномоченных для оплаты осведомления. Конечно, это чрезвычайно вредно отражалось на работе.
Насколько были урезаны в средствах на секретные нужды наши органы, ярким примером может служить тот случай, на который я натолкнулся во время своего объезда в Украине. Начальник особотделения одной из дивизий должен был продать имеющуюся у него при отделе лошадь и коляску для того, чтобы на вырученные деньги иметь возможность продолжать дальше весьма важную разработку.
Наши секретные расходы подлежат как формальному финансовому контролю, так и оперативному контролю. Оперативный контроль выражается в 1) количестве секретных уполномоченных и осведомительной сети и каждого местного органа; 2) в содержательности информации о жизни Красной армии; 3) в количестве раскрытых преступлений; 4) в количестве и степени серьезности предупредительных мер, предпринятых данным особотделением.
Финансовый контроль выражается в проверке оправдательных документов комиссиями, состоящими из ответственных, авторитетных партийных товарищей (в округах и центре).
Сравнительная таблица по армии
   Военная смета   Численность армии
1913 г.   1 275 000 000* (837 652 000) — без пром. и спец. расходов.   1 200 000
1924–1925 гг.   395 000 000** (200 000 000)   5 652 000
* Включает и расходы на военную промышленность и всякие специальные расходы.
** В переводе на довоенные рубли по коэффициенту 1,94.
О положении особистов
1. Ставка особистов ниже ставок даже комполитсостава.
Военкомокр 143 р.
Военштаткор 122 р.
Начособкора 68 р. 88 коп.
Вредкомдив 122 р.
Военкомштатдив 110 р.
Начособдив 68 р. 88 к.
Военком полка 93 р.
Упол. полка 63 р. 38 к
2. Особисты не получают пайков, ни личных, ни семейных, как комполитсостав.
ПРИМЕЧАНИЕ: Ставки исчисляются средне по СССР.

РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 3. Д 307. Л. 35–45.

Записан
Забава Александр
Полковник
*****
Offline Offline

Сообщений: 266


« Ответ #9 : 08 Декабря 2018, 15:27:25 »

ПОЧТО - ТЕЛЕГРАММА № 192/00 ОБЪЕДИНЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ                                          22 июня 1930 г.

Содержание: «О прекращении заведения особорганами мелочных дел дознаний по воинским преступлениям.

Всем нач. ОО округов

           Почто-телеграммой № 214384 от 15 мая 1927 г. ОО ОГПУ предлагало прекратить заведение особорганами мелочных дел, дознаний по воинским преступлениям, которые должны решаться в административном порядке или по линии прокуратуры.
        Некоторые особорганы до сих пор продолжают производить дознания по делам обычных воинских преступлений, не требующих предварительной разработки и т. д.
Так, например, по данным Центральной военной прокуратуры в особорганах УВО имелось 58 дел о злоупотреблениях властью военнослужащими, 12 дел о неисполнении приказаний, 18 о кражах.
     Особый отдел ОГПУ предлагает прекратить в дальнейшем производство особорганами дознаний по мелким воинским преступлениям (кражи, злоупотребление властью, оскорбление начальника и т. д.), сообщая о выявленных агентурным путем мелких преступлениях командованию или военной прокуратуре, передав ей имеющиеся в производстве дела по указанным преступлениям.

Нач. ОО ОГПУ                                                                    Ольский

ПИСЬМО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ОГПУ СССР ВСЕМ ПОЛНОМОЧНЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ И НАЧАЛЬНИКАМ ОСОБЫХ ОТДЕЛОВ ВОЕННЫХ ОКРУГОВ                                                                              12 августа 1930 г.

        В настоящий период обостренной классовой борьбы и надвигающейся опасности войны, внутренняя и зарубежная контрреволюция основную ставку делает на проникновение в армию. Это требует от наших органов перегруппировки сил. Мы должны уже сейчас иметь мощный аппарат по борьбе с кулацкой, белогвардейской, бандитско-повстанческой контрреволюцией, иностранным шпионажем и диверсиями, оберегающий Красную армию и вполне приспособленный для военного времени.
       Вопрос о слиянии ОО и КРО сверху донизу и создании единого мощного аппарата требует немедленного разрешения.
ПРЕДЛАГАЮ: ПП к 25/VIII — представить свои соображения по этому вопросу с проектом штатов и дислокации. Учитывая, что при районировании необходимо сохранить не только ОО при дивизиях, бригадах и корпусах, но и создать достаточно мощные аппараты ОО-КРО, как в ПП, так и в районах, насыщенных бандитским, белогвардейским и повстанческим элементом, в важных стратегических и промышленных пунктах, особенно в пунктах большого скопления иностранцев.
При представлении соображений и разработке проектов штатов учесть:
1) Что объединение должно быть органическим и преследовать устранение параллелизма, четкое распределение функций.
2) При бригадах, дивизиях и корпусах сохраняются ОО, которые одновременно ведут работу (ОО-КРО) и по району комплектования, если это территориальные части.
3) Аппараты ОО (ОО-КРО) при кадровых и территориальных дивизиях должны быть в организационно-штатном отношении построены таким образом, чтобы при передвижении дивизии аппарат ОО, обслуживающий дивизию, мог быть снятым без ущерба для местной работы, а на месте остался аппарат ОО, беспрерывно работающий.
4) Аппарат слитого ОО должен ориентировочно строиться в ПП ОГПУ из 4 основных групп:
A) информационный по армии;
Б) по технике и снабжению армии;
B) по к.-р. в армии и вне ее (к.-р., направленная на армию и в самой армии, а также белогвардейско-кулацко-повстанческие организации и бандитизм. За СО полностью сохраняются теперешние функции);
Г) по шпионажу в армии и вне ее: в бригадах, дивизиях, опергруппах (секторах) из двух основных — информационной и оперативной.
5) ОО бригад, дивизий и корпусов, расположенные на территории ПП ОГПУ, не имеющего в своем составе ОО военного округа, во всех отношениях подчиняются ПП ОГПУ. По линии же освещения внутриармейской жизни и принятия соответствующих мероприятий — через соответствующие ПП ОГПУ — ОО военного округа.
6) При районировании и создании оперативных секторов (групп), учитывая необходимость наличия единого старшего оперативного начальника, признать желательным назначение начальников ОО по совместительству с должностями начальников оперативных групп (секторов).

ПРИМЕЧАНИЕ: 1) При наличии на данной территории старшего начальника по линии ОГПУ — начальники ОО подчиняются последнему;
2) В районных центрах старшим оперативным начальником является нач. ОО бригады, дивизии или корпуса.

ИЗ ДОКЛАДНОЙ ЗАПИСКИ ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ОГПУ по ДКВ                                                                          Июль 1932 г.

Основные выводы по итогам развертывания особых органов ОКДВА

1. Отметить, что развертывание особорганов в связи со сложившейся обстановкой на Востоке, проходило не в соответствии с нашими мобразработками.
2. Директивой ОГПУ № 16760 от 2/III — о 80 % развертывании особорганов — не было указано, по какому варианту какие особорганы подлежат развертыванию, — последнее было дано телеграммой № 16829 от 14/III и то только в отношении ОО дивизий.
Кроме того, первоначальной директивой № 16857 на OK ПП ДКВ было возложено комплектование особорганов, расположенных на территории ВСКрая, в исполнение чего OK ПП направило 22 работника из занаряженных для ДКВ. Телеграммой № 16901 вопросы комплектования этой группы особорганов было переложено на ВСК, однако вместо посланных работников ни одной единицы не компенсировали.
3. Сроки развертывания особ[ых] и транспортных органов, указанные ОГПУ, соответственно 1 и 15 апреля, выдержаны не были, в основном в силу несвоевременного прибытия пополнения.
4. Констатировать, что в результате развертывания особистские аппараты имеют в своем составе на 20/VI с.г. свыше 50 % чекзапаса.
5. Прибывший запас в основном имеет удовлетворительную политическую и техническую подготовку, однако в чекистском отношении подготовлен очень слабо. Особо следует подчеркнуть, что запас, шедший на укомплектование особых органов, примерно до 70 % своего состава ничего общего с работой в особорганах в прошлом не имел (территориальный транспорт). Несмотря на директивы ПП ДВК об особом внимании обучения чекистской работе, не все особотделения принимают достаточные меры к чекистскому воспитанию.
6. Благодаря недостаточно внимательному отношению отделов кадров ПП, которые выделяли запас для ОО ОКДВА, — к отбору, — имеют место случаи прибытия запасников больных, непригодных для работы в органах и морально неустойчивых. К настоящему времени отсеяно 15 человек.
На 20 июня количественный некомплект оперативного состава по особорганам ОКДВА 57 человек, из них: ОО див. и бригад, территориально расположенных на ДВК, и ОО двух групп 40 человек и ОО дивизий расположенных ВСК — 17.
7. Состоящий на учете в ПП ДВК чекзапас ни в коем случае не обеспечивает укомплектование органов ОГПУ ДВК при развертывании.
На 25/VI состоит на учете 153 человека.
Из них: особистов… 43
Территориальн… 50
Транспорт… 30
Пограничник… 30
Из них не подлежит мобилизации из руководителей краевых учреждений 59 человек. Работает в милиции — 4; беспартийных, подлежащих снятию согласно циркуляру № 492185 — 37 человек. Остается всего 53 человека, из них часть будет отсеяна по болезни и отсрочке.
8. Для укомплектования спецчастей, как то ОО морсил, авиабригад, не получили ни одного работника из кадров, имеющих опыт в таких частях, а также и запаса для этого специального назначения.
9. В ряде дивизий, в силу недостатков кадрового состава, сидят на полках слабо подготовленные запасники, — имеются случаи, когда в полку сидят по одному человеку.
10. Наличие стойких демобилизационных настроений среди запаса является в основном результатом:
а) что, как заявляют абсолютное большинство запасников OK полномочных представительств: Урала, СВК и др., ПП направляет их в ДВК и ВСК под видом временной работы и даже с определением срока работы (2–3 месяца).
б) отсутствием обмундирования и вооружения, что являлось результатом: с одной стороны — неподготовленность ПП, принимающих запас к освоению его в смысле элементарного удовлетворения указанных потребностей, с другой — не принято нужных мер и со стороны ОГПУ и даче нарядов на обмундирование и вооружение из фондов войсковых полевых частей в порядке одолжения, что ставит органы в зависимость от командования;
в) прибывший запас, оказавшись в стационарном положении и будучи недостаточно обеспечен с бытовой стороны, особенно квартирными условиями, — не имеют возможности перевести семьи.
11. Следует отметить недостаточно внимательный отбор кадрового состава, прибывающих для усиления органов ОГПУ ДВК (значительная часть из них систематически пьет) и имеющих недостаточный оперативный опыт.
12. Особо отметить тяжелое положение с автотранспортом развернутых частей — нет машин: 57, 94, 35, ОО Забгруппы, ОО Пригруппы и ОО 26 дивизии. Никак не решен вопрос с лошадьми, положенными по штату военного времени. Это положение сильно отражается на работе особорганов в настоящее время, не говоря уже о фронтовой обстановке.
13. Считать необходимым:
а) организацию самостоятельных особистских аппаратов для обслуживания частей Колхозного корпуса;
б) единственным разумным решением в вопросе обслуживания желдорбригады является передача особистского и прочего обслуживания в аппарате ДТО с оставлением особистского руководства за ПП и ОКДВА.
14. Существующий порядок комплектования ОО, расположенных на территории ВСК (за исключением ОО Забгруппы) не обеспечивает правильной расстановки сил, ибо оно (комплектование) не ходит в отрыве от оперативного руководства. Согласно распоряжения ОГПУ, оперативное руководство возложено на ОО ОГПУ и ОКДВА, а вопросы укомплектования личным составом и материального обслуживания, в том числе и оперативные суммы, оставлены за ПП.
Отсюда необходимо в срочном порядке этот вопрос разрешить, передав особые отделения войсковых частей в полное подчинение ОО ОКДВА.
15. Положенные по штату взводы при ОО дивизии до сих пор не даны, несмотря на то, что ООрганы не имеют ни вахтеров, ни надзирателей, что чрезвычайно осложняет оперативную деятельность особых органов.

ИЗ ДОКЛАДА ПОМОЩНИКА НАЧАЛЬНИКА ОСОБОГО ОТДЕЛА ГУГБ НКВД СССР И. ДОБРОДИДКОГО ЗАМЕСТИТЕЛЮ НАРКОМА Я. АГРАНОВУ
22 сентября 1934 г.

По Вашему приказанию представляю соображения о работе ОО ГУГБ по обслуживанию РККА.
Напряженность внешнеполитической обстановки и непосредственно возможность возникновения войны требуют от Особого отдела особо четкой и напряженной работы по обеспечению нормального отмобилизования и боеспособности РККА и пресечению работы противника в ее рядах.
На сегодня в состоянии РККА есть ряд серьезнейших недочетов в области ее технического оснащения, снабжения, тактической и боевой подготовки и т. д., снижающих ее боеспособность.
За устранение этих недостатков путем постановки вопросов о них перед командованием РККА и руководящими правительственными инстанциями мы несем непосредственную ответственность.
Кроме того, мы имеем ряд данных, свидетельствующих о наличии в рядах РККА элементов, способных на активные к.-р. действия (д. Вахромеева, Воронкова, Нахаева и ряд других), что представляет серьезную угрозу в условиях сегодняшнего дня.
Выполнение этих задач осложняется особыми условиями агентурно-оперативной деятельности в армейской среде и требует от всех наших аппаратов высокой политической и чекистской квалификации, знание хотя бы основ военного дела, большого такта во взаимоотношениях с военнослужащими, особенно командованием частей.
Во всех этих отношениях наши армейские аппараты сильно хромают.
Мы уже имели с их стороны целый ряд грубейших промахов, имевших самые нежелательные последствия.
Все это обстоятельно требует повседневного бдительного детального и твердого руководства периферийными органами со стороны ОО ГУГБ.
Вместе с тем на ОО ГУГБ ложится огромная по объему и наиболее ответственная и трудная задача чекистского обслуживания центрального аппарата НКО, проработки и постановки перед руководящими инстанциями ряда вопросов огромной важности непосредственного всестороннего обслуживания находящихся в Москве и ее окрестностях важнейших военных объектов всеармейского значения, строительства, аэродромы, авиационные и механизированные части и т. п.
Вся эта работа ложится на 1-е отделение ОО ГУГБ, которое в своем нынешнем виде удовлетворительно выполнить ее не в состоянии.
1-е отделение имеет 37 штабных единиц и 15 единиц для обслуживания крупных военных объектов, т. е. всего 52 единицы.
[…]
Каждая группа ведает разработкой в полном объеме всех специальных вопросов, входящих в компетенцию обслуживаемых его управлений и осуществляет руководство периферией по этим вопросам.
Некомплект в отделении на 10 сентября составляет 7 человек:
2 пом. нач. отделения;
1 оперуполномоченный;
3 уполномоченных;
1 помощник уполномоченных.
За последние 1,5 года проведена значительная работа по освещению и улучшению качества оперативного состава.
Из отделения за это время откомандировано более 50 работников вследствие невозможности по разным причинам их использования в центральном аппарате.
Однако до сих пор оперсостав в большинстве мало соответствует требованиям работы в центральном аппарате как с точки зрения чекистской квалификации, так и по общему развитию и грамотности.
Следует также указать, что большинство работников не имеет элементарных военных познаний. Часть из них (человек 6–7) подлежат безусловной замене.
Подбор в центральный аппарат работников сопряжен с рядом трудностей, основными из которых являются сопротивление местных органов и отсутствие в Москве жилой площади.
Как видно из приведенного выше перечня объектов обслуживания, количественно аппарат 1-го отделения также совершенно недостаточен.
[…]
Ряд объектов, в которых проводятся сугубо секретные работы (бактериологические, химические, взрыввещества и т. п.), являются притягательными центрами для иностранных разведок.
Многие из них легко могут подвергнуться разного рода несчастным случаям или неприятельской диверсии с тяжелыми последствиями для окрестного населения.
Обслуживание же их на сегодняшний день признать достаточно удовлетворительным нельзя.
Следует еще указать на загрузку аппарата 1-го отделения огромной чекистской работой по представлению и проверке л/с РККА, отделаться от которой нет возможности.
Денежные ассигнования, получаемые 1-м отделением ОО на агентурную работу, явно недостаточны — в месяц отделение получает по… — 6500 р. на обслуживание всех объектов, по которым в общей сложности имеется 817 человек агентуры.
Вследствие изложенного представляется совершенно необходимым в ближайшее же время принять радикальные меры к обеспечению нормальной работы ОО ГУГБ по армейской линии.
Считаю необходимым следующие мероприятия:
1) Пересмотреть штат 1-го отделения ОО ГУГБ в сторону его увеличения. В частности, необходимо сформировать особотделение нормального типа при 2 авиабригадах и опергруппы при академиях и крупных институтах.
2) Пополнить 1-е отделение ОО квалифицированными оперативными работниками путем переброски из других частей аппарата ГУГБ и с периферии, обеспечив последних жилой площадью.
[…]
4) Увеличить денежные ассигновения до 12 000 руб. в месяц.

Записан
Страниц: [1] Вверх Печать 
« предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  


Войти

Powered by SMF 1.1.20 | SMF © 2006-2008, Simple Machines
Перейти на корневой сайт МОЗОХИН.RU