ОБ АВТОРСТВЕ МЕМУАРОВ "ШКОЛА ОПРИЧНИКОВ".

Автор Навроцкий Юрий Анатольев, 18 декабря 2018, 23:32:52

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Навроцкий Юрий Анатольев

      В 60-х годах 20-го века в журнале «Посев» в Франкфурте-на-Майне были изданы мемуары А.Г. Бражнева «Школа опричников», первоначально имевшая название «Дневник чекиста. Жатва». Ныне эти мемуары публикуются и широко тиражируются различными электоронными ресурсами, на мой взгляд сознательно без рецензий и комментариев специалистов. По ходу чтения книги, у меня сложилось впечатление, что мемуары писались группой авторов на основе устных свидетельств и каких-то архивных материалов, переданных членам «Народно-трудового Союза» коллаборантами из СССР, некоторые из которых служили в органах НКВД УССР (скорее всего в качестве вольнонаемного персонала). Вообще эта книга напоминает мне «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицина – собрание лагерных баек и побасенок, сдобренных для правдоподобия архивными документами.   
      В начале главы «Первые дни», условно обозначенный в качестве автора мемуаров «Школа опричников» А.Г. Бражнев сообщает, что «17 сентября 1937 года я перешагнул порог Харьковской межрайонной школы НКВД». Однако, имеющиеся в свободном доступе документы (Приказ НКВД СССР от 23 августа 1936 года № 345 «О 4 выпуске Харьковской школы НКВД СССР», подписанный заместителем наркома НКВД СССР М. И. Рыжовым; свидетельство об окончании Харьковской школы НКВД курсанта Затонного-Тобольского Ивана Аксеновича от 20 мая 1938 года, подписанное начальником-комиссаром школы старшим лейтенантом госбезопасности С.С. Вашуниным, партхарактеристика на того же Затонного-Тобольского от 8 апреля 1938 года, подписанная секретарем парткома школы НКВД Ковалевским) дают основания полагать, что автор не только никогда не обучался в данной школе, но и использовал при написании псевдоисторических мемуаров непроверенными источниками из вторых или даже третьих рук. Никаких следователей территориальных подразделений НКВД Харьковская школа не готовила (В соответствии с Приказом НКВД СССР от 5 августа 1936 года № 00459 предписывалось в целях подготовки работников мест заключения, лагерей, а также финансовых работников ГУЛАГа НКВД в 1937/1938 учебном году произвести очередной 5-й набор в Харьковскую школу НКВД в количестве 400 человек, по 100 человек на каждое из отделений усовершенствования начальников тюрем, колоний, начальников лагерных отделений и отдельных лагерных пунктов, их замов и помов; подготовки и переподготовки начальников частей (общеадминистративных, учетно-распределительных, культурно-воспитательных) и секретарей аттестационных комиссий; подготовки финансовых работников (бухгалтеров, помощников бухгалтеров); переподготовки работников ВОХР лагерей. Срок обучения - годичный; срок начала занятий определялся с 1 октября 1937 года (а ни как, не 17 сентября как пишется в книге), хотя неизвестный нам автор «Школы опричников» утверждал о двухгодичном обучении. В свидетельстве об окончании Харьковской школы НКВД уже упомянутого курсанта Затонного-Тобольского И.А. дата начала обучения указана с 7 октября 1937 года.
      В другой главе «Бег на месте» Бражнев утверждает: «В первом квартале 1938 года на практику нас не выводили», что тоже не соответствует действительности. В соотвествии с Приказом НКВД СССР № 048 от 14 марта 1938 года 106 курсантов Харьковской школы ГУЛАГа НКВД СССР были направлены на двухмесячную практику в аппараты 3-х (оперчекистских) отделов ИТЛ: по 10 человек - в Бамлаг, Дальлаг, Вяземлаг, Волголаг и Сазлаг, 9 - в Ухтпечлаг, 7 - в Карлаг и по 5 человек - в Шосдорлаг (управление в Хабаровске - дорожное строительство на Дальнем Востоке), Сиблаг и в занятые лесозаготовками Томскасинлаг (управление в селе Асино), Кулойлаг (управление в Архангельске), Каргопольлаг (управление в Каргополе), Онеглаг (управление на станции Плесецкая), Ивдельлаг (управление в селе Ивдель Свердловской области) и Темлаг. 
        В главе «Приезд тестя, снова вверх и вперед», автор пишет, что его тесть в апреле 1938 года носил звание генерал-майора, хотя система генеральских званий Красной Армии была введена   Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 года. Однако они были введены только для командного состава РККА. Начальствующий состав Красной Армии (военно-политический, военно-технический, военно-медицинский, военно-ветеринарный, юридический, административный и интендантский состав) носил прежние звания, которые были изменены только в 1943 году (политработники получили генеральские звания осенью 1942 года после упразднения института военных комиссаров).
В главе «Выпуск» Бражнев указывает, что выпускные экзамены их набор начал сдавать в начале ноября 1939 года, однако, известно, что Приказом НКВД СССР от 2 июля 1938 года № 00414 Харьковская школа ГУЛАГа НКВД была реорганизована в Школу по подготовке оперативного состава для ИТЛ НКВД с шестимесячным сроком обучения. Набор курсантов производился два раза в год, по 300 человек в каждом наборе. Выпускникам школы присваивались спецзвания ГУГБ «согласно аттестации». В дальнейшем, в соответствии с приказом НКВД СССР от 23 апреля 1939 года № 209 Харьковская школа ГУЛАГа ликвидировалась «из-за отсутствия помещения». А 2 октября 1939 года Приказом № 001187, взамен Харьковской школы создавались Центральные курсы ГУЛАГа для подготовки и переподготовки руководящих кадров лагерей и строек НКВД с дислокацией на участке «Печатники» Строительства Южной гавани (ныне в черте Москвы).
      Вероятно, «мемуары» содержат массу других неточностей и прямых фальсификаций, которых я не заметил, так как не имею возможности провести более детальное исследование. Предлагаю Уважаемым форумчанам принять участие в разоблачении автора (или коллектива авторов) этого «труда», созданного под крышей НТС и их печатного органа – журнала «Посев».

Б.И.Лобынцев

Как то Вы слишком торопитесь "разоблачить окончательно" и "закрыть вопрос". Ваше "никаких следователей школа не готовила" но при этом именно 5 выпуск опять таки по вашим же словам направлен "на практику в аппараты 3-х (оперчекистских) отделов", а они и занимались в том числе и следственной работой.

Вывод "скорее всего в качестве вольнонаемного персонала - слишком обобщаюшь, слишком поспешен - никаких аргументов кроме общих вами не представлено.

И если "не имею возможности", то и выводы надо формулировать более гипотетически.

Навроцкий Юрий Анатольев

Во-первых, я не закрываю вопрос, а предлагаю начало дискуссию по теме, с открытием каких-то упущенных мной обстоятельств.
Во-вторых, я говорил о следователях тер-альных отделов НКВД, а не ГУЛАГа. Вы книгу-то сами читали?

Б.И.Лобынцев

Да какая там дискуссия, когда у Вас уже предубежденная позиция и Вы все выводы и оценки уже сделали ? Да один заколовок заглавными буквами уже настораживает. Вы как будто кричите - "я сделал открытие ! ", " я разоблачил", "я прав".

Что касается ГУЛАГ и НКВД - без разницы. ОЧО (3 отделы) и чекистские отделы НКВД комлектовались аттестованным составом и были заняты одной и той же оперативной работой, в которую тогда понималось и включалось следственное.

В общем борьба с фальсификаторами Вам пока не засчитана, делайте второй подход к снаряду.

Навроцкий Юрий Анатольев

На мысль, что одним из авторов книги мог быть кто-то из интендантской службы натолкнуло хорошая осведомленность о ценах в буфете на папиросы, о рационе питания чекистов в столовых. А кроме того, авторы не упоминают ни разу адрес школы (она располагалась на Холодной горе по ул. Матвея Муранова дом № 5), ни начальника-комиссара школы старшего лейтенанта госбезопасности Степана Степановича Вашунина, назначенного на эту должность Приказом НКВД СССР от 04.12.1937 года.

Б.И.Лобынцев

Мелковаты аргументы. А может автор из низкодоходной семьи, и ему подсознательно важно зафиксировать детали роста своего благосостояния. Аргумент "там должны быть адрес и имя потому что так считаю я " вообще из серии непроходных.

Еще раз добрый совет - почитайте что нить из азбуки источниковедения, потом приступайте к критическому разбору.




Навроцкий Юрий Анатольев

Мне не хотелось бы использовать форум в качестве площадки для личностных выяснений в стиле "кто кого круче". Это, пардон, ригористика в стиле Валерии Новодворской: "Все книги, изданные издательством "Правда" написаны погаными коммуняками".
В книге не приводится никаких ссылок на спецкурсы по оперативно-розыскной деятельности, осмотрам места происшествия, криминалистике и ведению следствия (разделение оперативно-следственных частей на оперативно-розыскную и следственную было введено Приказом НКВД СССР от 27 августа 1939 года). Зато в главе "Первые дни" читаем: "Выдали: по две пары белья, коверкотовую гимнастерку с темно-краповыми петлицами, коверкотовые же галифе, фуражку, поясной комсоставский ремень без портупеи, хромовые сапоги, по две пары носков (шерстяных) и по паре носовых платков... Вот примерный дневной рацион. Первый завтрак — пол-литра какао или сладкого кипяченого молока с куском торта. Второй завтрак — тарелка поджаренной гречневой каши или залитой сливочным маслом лапши, отбивная или рубленая котлета, кружка сладкого чая. Хлеб всегдa свежий, только белый и в неограниченном количестве. Обед из трех-четырех блюд: суп, щи или борщ, с большим количеством мяса, можно было есть, сколько хочешь; жаркое с гарниром, кисель, компот, мороженое. Первый ужин: гречневая каша, картошка с мясом, вареные фрукты. Второй ужин: сладкий чай, 50 граммов сливочного масла, торт или печенье, свежие фрукты".  В качестве аргумента могу привести личный пример учебы в Нижне-Тагильском ЦПП УФСИН по Свердловской области на офицерских курсах в голодные 90-е. Совершенно не помню чем нас кормили, но спецкурсы могу вспомнить - даже если разбудите ночью. А чтобы закрыть вопрос о азбуке источниковедения - считаю моих преподавателей истфака УрГУ им. Горького достаточно компетентными учителями.

Б.И.Лобынцев

Опять играет ваше подсознание. А с кем Вы тут меряетесь ? И кто в чем с вами меряется ?

С точки зрения исторической психологии Ваш личный пример тоже объясним - родились Вы в сытые советские годы, провал в питании в 90-е не был "голодом", а был снижением уровня потребления, как восстановился достаток, так ваше подсознание постаралось забыть этот негативный эпизод.

Плохое забывается проще и быстрее хорошего.

У него же переход к сытости если он был беден есть достижение которое помнят.

К тому же нтсовские редакторы вполне могли хотеть таким образом подчеркнуть улучшенный номеклатурный характер привилегий "чекистов".

Ну так освежите свои азы из горьковского урфу.  Ибо фразой "принять участие в разоблачении автора (или коллектива авторов)" вы не истину историческую ищете, и даже не боретесь с фальсификаторами, а именно что разоблачаете то что Вам кажется.

Навроцкий Юрий Анатольев

Не вижу смысла в подобных препирательствах на грани околофрейдовской субтильности. Я не претендую ни на какой авторитет, ни на звание правообладателя истины. Просто предложил тему для конструктивной дискуссии, а в ответ получаю ушаты комчванских поучений.
Во- первых, отец Бражнева владел хутором в Чугуеве - вроде как происходил из зажиточной семьи.
Во-вторых в книге сказано, что "По окончании школы выдавалось свидетельство-аттестат с указанием только общеобразовательных дисциплин", а согласно свидетельства об окончании Харьковской школы НКВД курсанта Затонного-Тобольского И.А., выпускники школы экзаменовались кроме общеобразовательных дисциплин по уголовному праву, уголовному процессу и технике расследования, судоустройству, режиму и охране тюрем и лагерей, учету и распределению заключенных, культурно-воспитательной работе и общевойсковым сведениям (уставам).
В-третьих, возвращаясь к вопросу о отсутствии описания школы НКВД. Прошу обратить внимание с какой подробностью описано здание Харьковского управления НКВД, расположенной по ул. Совнаркомовской, 7: "Квадратное семиэтажное здание занимает 200 т. кв. м. С Совнаркомовской — два главных подъезда: входы в УНКВД и УРКМ (управление рабоче-крестьянской милиции). Посредине железные ворота — въезд во двор. На противоположной, западной, стороне дома — улица Иванова. Нижний этаж приспособлен для гаража, седьмой — склады закрытого распределителя для работников НКВД. С южной стороны (ул. Дзержинского) — подъезды для входа в следственные отделы УГБ (управление государственной безопасности). С северной — центральное бюро пропусков, магазин закрытого распределителя и школа милиции. Во дворе этого гиганта — внутренняя тюрьма, в три этажа, огражденная цементированной стеной 6–7 метров высоты. Окна главного здания, обращенные во двор, всегда завешаны шторами, и подходить к ним не разрешается даже работникам НКВД, причем в закрытом распределителе, в бюро пропусков, в УРКМ и школе окна забелены и забиты наглухо". 

Б.И.Лобынцев

Это не комчванство. Просто Вы плохо подготовились к предмету - вон, рождаете аргументы по мере критики, а могли бы сразу - гипотеза - факты - доказательства. И не тему для конструктивной дискуссии Вы предложили, а прокрустово ложе Ваших утверждений. "Не автор", "фальсификаторы из НТС", "давайте разоблачим". Мы и так все знаем и верим что НТС плохой. Тут не общество мемориал, чтобы нам что то подобное доказывать. Вы даже не удосужились сделать раскладку версий - "мемуар подлинен", "мемуар подлинен но к нему приложили руку недоброжелатели СССР", "мемуар лжив", "мемуар лжив и написан одним человеком, который по каким то причинам был в теме но фальсифицирует", "мемуар лжив от начала до конца, написан коллективом автором с целью написать пасквиль о НКВД" и так далее.