Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
20 Октября 2017, 14:53:10
Начало Помощь Календарь Войти Регистрация

+  Форум истории ВЧК ОГПУ НКВД МГБ
|-+  Разное
| |-+  Личное Дело.
| | |-+  Сотрудники НКВД Сажич Н.Д. и Сажин Н.К. : Закралась ошибка?
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему. « предыдущая тема следующая тема »
Страниц: [1] 2 Вниз Печать
Автор Тема: Сотрудники НКВД Сажич Н.Д. и Сажин Н.К. : Закралась ошибка?  (Прочитано 1901 раз)
Sulejm34
Сержант
**
Offline Offline

Сообщений: 16


« : 26 Ноября 2016, 19:50:34 »

К вопросу об исправлениях и дополнениях к справочнику: «Кадровый состав органов ГБ СССР... »

Здравствуйте,

Помогите разобраться с биографией сотрудников ОГПУ-НКВД.

Имеется небольшой фотографический архив на работника ГПУ-НКВД Сажича Н. Д.

С оцифрованными  фото можно ознакомится тут (необходима регистрация) http://www.forum.antique-photos.com/topic/2311-подборка-фотографий-сотрудника-гпу-николая-са/

На сегодня о нём доподлинно известно следующее:

Сажич Николай Дмитриевич – по национальности белорус, по ряду косвенных данных  - родом из д. Негневичи(Нягневічы) или Старые Негневичи(?) Новогрудского уезда Гродненской губернии. (Источник: регион происхождения архива, ряд фото лиц, происходивших из д. Ст. Негневичи, а из д. Негневичи  происходило как минимум одно известное семейство Сажичей.)

до 1917 г. -  - служба в РИА  в составе местных войск (Б...ская местная команда).( Источник: Фото Н.Д. в соответствующей униформе, Шифровка «Б.М.» на погонах.)

декабрь 1922 г. - работает в ГПУ г. Канск (Красноярская область) (Источник: Подписное фото)

На 16 июля 1925 г. – женат. Супруга - Прасковья (Паня) Сажич. (Источник: ряд подписных фото)

1930 г. – работает в ОГПУ г. Ачинск(Источник: 2 подписных фото)

1934 г. - Н.Д. Сажич, в должности уполномоченного Омского оперсектора НКВД,  совместно с начальником Немецкого РО НКВД П.Р. Перминовым расследует  ситуацию в «колхозных» менонитских деревнях Немецкого района Западно-Сибирского края.( Источник: Этноконфессия в Советском государстве. Меннониты Сибири в 1920-1980-е годы: аннотированный перечень архивных документов и материалов : избранные документы / Савин, Российская академия наук [РАН]. Сибирское отделение [СО]. Институт истории, Center for Mennonite Brethren Studies Fresno Pacific University ; отв. ред. А. Г. Мельников. - Санкт-Петербург : Посох, 2006. –С. 197)

17 сентября 1936 г. - семья Сажич проживала в г. Мариинск Новосибирской области. (Источник: подписное фото)

Лето 1937 - Н.Д. Сажич сфотографирован на территории “Трудколония № 1”  (Источник: подписные фото с близким сюжетом)

июль 1944 г. - Н. Сажич являлся секретарём парторганизации Новосибирского областного управления Главнефтеснаба при СНК СССР. (Источник: газета «Советская Сибирь»(орган Новосибирского горкома и обкома ВКП(б), областного и городского Советов депутатов трудящихся) от 15 июля 1944 г.( № 141 (7588))

На 1956 г. - Н.Д. Сажич - уполномоченный совета по делам религии при Совете Министров СССР по Томской области. (Источник: Немецкое население в постсталинском СССР, в странах СНГ и Балтии (1956–2000 гг.). – М.: АОО «Международный союз немецкой культуры», 2003. – С. 303)


Вместе с тем, в опубликованном справочнике: «Кадровый состав органов государственной безопасности СССР. 1935−1939», имеется упоминание о неком Сажине, Николае Константиновиче (см.  http://nkvd.memo.ru/index.php/Сажин,_Николай_Константинович )

Есть серьезные основания полагать, что Сажич Н.Д. и Сажин Н.К. – это один и тот же человек.

Тем более, что сами авторы проекта «Кадровый состав…» отмечают : «Считаем необходимым еще раз предупредить, что в справочнике наверняка обнаружатся неточности и ошибки. Это связано и с характером источников, на которые опирался составитель (об этом мы упоминали выше), и с огромным объемом материала, который ему необходимо было проработать, и, в немалой степени, с самой технологией работы над справочником. Создание справочника начиналось задолго до появления возможности ходить в архив с ноутбуком, и потому сведения из приказов выписывались от руки, потом переносились из тетрадей в картотеку и лишь много времени спустя были внесены в компьютер — в текстовый файл. Естественно, трудно было избежать ошибочных прочтений, описок и опечаток. Да и сами приказы далеко не безупречны в отношении точности написания имен и фамилий.»

Итак, имеются следующие совпадения:

1. Созвучные фамилии

2. Одинаковые имена

3. Географически и структурно близкое место службы в период 1936-39 гг. Сажич Н.Д. с семьёй на 1936 г. находится в в г. Мариинск Новосибирской области, а на 1937 пребывает на территории некой “Трудколонии № 1” . Т.е. , можно предположить его службу в системе Сиблага.  Также известно, что деятельность Н. Сажича после отставки из органов была связана с Новосибирском. На 1944 г. он работал секретарём парторганизации Новосибирского областного управления Главнефтеснаба.
В то же бремя сержант ГБ. Сажин Н.К. на 05.02.1938 работал на территории Новосибирской области, а на 17.04.1939 являлся уполномоченным 3 части Сусловского отдельного лагпункта 3 отделения Сиблага НКВД. А село Суслово, где располагался данный лагпункт, находилось именно в Мариинском районе Новосибирской области.

4. Дата и статья увольнения Сажин Н.К. не противоречит фактам биографии Сажич Н.Д.

Хотелось бы услышать мнение специалистов по этому поводу.
« Последнее редактирование: 26 Ноября 2016, 19:56:17 от Sulejm34 » Записан
Андрей
Полковник
*****
Online Online

Сообщений: 5287


« Ответ #1 : 26 Ноября 2016, 20:08:43 »

Как автор "Кадрового состава" могу сказать что вряд ли это одно лицо.....
Если ли была бы разница только в фамилии,то вполне мог допустить ляп или НКВД или мой Плачущий, но еще есть разница в отчестве Шокированный  это перебор
Записан
арарат
Полковник
*****
Offline Offline

Сообщений: 1942


« Ответ #2 : 26 Ноября 2016, 22:51:39 »

как не автор , согласен с коллегой Андрем
фамилия  отличается  , отчество отличается , о чем вообще разговор ?
да и сотрудники нквд и сотрудники итк это не одно и тоже
Записан
Sulejm34
Сержант
**
Offline Offline

Сообщений: 16


« Ответ #3 : 27 Ноября 2016, 19:04:28 »

Большое спасибо за ответы.

Думаю, что бы наверняка ответить на этот вопрос, хорошо было бы уточнить, где конкретно Николай Сажин упомянут как Константинович. Если это вообще возможно.
Сажин и Сажич - ну очень похожие фамилии(тем паче, что в "Списке" упомянуто ещё 5 других Сажиных и при составлении картотеки или на ином этапе могла появится опечатка), а насчёт разных отчеств так и тут может быть что угодно - от реальной ошибки в документах, либо при переписывании, либо при переводе в электронную версию. Материал ведь огромен, согласитесь. Если же допустить, что с действительно отчеством вышла ошибка, то высказанная мною версия могла бы существовать. Вопрос к уважаемому автору - разве подобных ошибок пока не выявлено в "Списке..."?
Мне сложно судить, но, например, в одном из приказов могла быть лишь фамилия, в другом - ФИО полностью. Или плохо прописанный инициал Д.(спутанный позже с К.).

Что же касательно того, что сотрудник НКВД и сотрудник ИТЛ - вещи совершенно разные, то тут никто и не возражает.  Подмигивающий

Реально имеется в литературе факт, что Н.Д. Сажич в 1934 г. был уполномоченным Омского отдела НКВД. А позже был, вероятно, связан с некой "Трудколонией №1". Разве я утверждаю, что он был работником ИТЛ? Нет. А сержант ГБ Сажин на 17.04.1939 являлся уполномоченным 3 части Сусловского отдельного лагпункта 3 отделения Сиблага НКВД. Т.е. сотрудником НКВД, работавшим в лагпункте. Общее между ними то, что Сажин, сотрудник НКВД, работал в лагпункте, и Сажич, сотрудник ОГПУ-НКВД(на 1934) в 1937 г., возможно, был связан, с каким-то учреждением из системы ИТЛ. Вот то, что я хотел сказать. Не более. Улыбающийся

В общем, мне кажется окончательный ответ может дать лишь разбор вопроса - где Сажин назван Константиновичем и не может ли это быть ошибка. Остальное - лишь логика и предположения.

Ещё раз благодарю за интерес к теме.

Записан
Андрей
Полковник
*****
Online Online

Сообщений: 5287


« Ответ #4 : 27 Ноября 2016, 19:53:52 »

В приказах по присвоению звания дается полные ФИО,а при назначениях и увольнениях в ГУГБ НКВД давались только инициалы.
Надо сказать что очень редко давался ляп по присвоению звания.... Строит глазки Строит глазки
Так что я остаюсь при прежнем мнении....
Записан
картограф
Полковник
*****
Offline Offline

Сообщений: 449


« Ответ #5 : 27 Ноября 2016, 21:48:43 »


Sulejm34!
На будущее. В НКВД, в то время, сотрудников не было.
Записан
Б.И.Лобынцев
Полковник
*****
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 673


« Ответ #6 : 28 Ноября 2016, 00:09:05 »


Sulejm34!
На будущее. В НКВД, в то время, сотрудников не было.

Вот так и страдает Историческая Истина.
Записан
Михаiл
Сержант
**
Offline Offline

Сообщений: 25


« Ответ #7 : 09 Марта 2017, 18:45:07 »

К вопросу об исправлениях и дополнениях к справочнику: «Кадровый состав органов ГБ СССР... »

А. Н. Жуков. Кадровый состав органов государственной безопасности СССР. 1935−1939. Электронное издание, Международный Мемориал, 2016.

Приказ НКВД СССР № 1896 от 11.10.1939
(содержание документа восстановлено на основании биографических справок)
http://nkvd.memo.ru/index.php/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82:%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%D0%9D%D0%9A%D0%92%D0%94_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_%E2%84%96_1896_%D0%BE%D1%82_11.10.1939

Странно. А куда подевался  Агальцев Петр Никитич, которому этим приказом присвоен мл. л-т гб?!
Записан
Андрей
Полковник
*****
Online Online

Сообщений: 5287


« Ответ #8 : 09 Марта 2017, 20:36:12 »

А начиная с 01.07.1939 идут чекисты которым было присвоено звание не меньше старший лейтенант госбезопасности.
Почему - это долгая полемика......
Записан
Михаiл
Сержант
**
Offline Offline

Сообщений: 25


« Ответ #9 : 09 Марта 2017, 20:46:19 »

Неубедительно... В том же приказе № 1896 почему-то есть Воронин, которому присвоено звание мл. л-та.
Записан
Страниц: [1] 2 Вверх Печать 
« предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  


Войти

Powered by SMF 1.1.20 | SMF © 2006-2008, Simple Machines
Перейти на корневой сайт МОЗОХИН.RU