Действующий резерв или "бывших чекистов не бывает!"

Автор BM, 23 ноября 2016, 17:34:01

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

mrodos

Цитата: Alex от 23 ноября 2016, 20:17:51
Цитата: BM от 23 ноября 2016, 19:37:41
А известно, куда их направляли? Если все-таки по линии ИНО, то получаем примерные временные рамки - конец 36 - начало 37, когда появилась эта система.

Уваж.Валентин,приветствую!
Что-то Вы стали редко появляться на форуме.

В отношении действующего резерва-  Советский атомный проект - яркий пример послевоенных лет.

Что касается доевоенной ситуации в отношении ДР, то тут  особой статьей  можно выделить зарубежные командировки работников ГБ. Например, В.В.Греднев,в 1932г. был переведен в ДР в связи с выездом  в Монгольскую народную республику...


Понятие – действующий резерв – впервые (ранее я не встречал), упоминается в Положении о прохождении службы начальствующим составом ГУГБ НКВД от 16 октября 1935 г. В ОГПУ существовало такое понятие – особый резерв ОГПУ. В 1931 г. большую группу чекистов перебросили на работу в НКПС СССР, все они были переведены в особый резерв ОГПУ СССР.

Б.И.Лобынцев

Боюсь это несколько Другой ДР :-)

"Обязательная служба начальствующего состава Главного управления государственной безопасности слагается из действительной службы (в кадрах и действующем резерве) и состоянии в запасе Главного управления государственной безопасности НКВД СССР"

"Действующий резерв Главного управления государственной безопасности НКВД СССР состоит из кадрового начальствующего состава Главного управления государственной безопасности, временно командируемого приказами Народного комиссара внутренних дел Союза ССР на руководящую работу в другие управления НКВД СССР (кроме пограничной и внутренней охраны"

Alex

"Лубянка" А.И. Кокурина, в приложении,  достаточно ясно (вплоть до пенсионного обеспечения) проясняет  вопрос о ДР.
 

Б.И.Лобынцев

#13
вообще резерв понятие очень емкое

в 60-80 годы только в системе ОГБ можно выделить несколько видов резерва (в кадровом понимании):

"действующий резерв [КГБ]" -
"действующий резерв [ПГУ]" -
"особый резерв [ПГУ]" -
"специальный резерв [ПГУ]" -
"оперативный резерв [ПГУ]" -
"резерв назначения" -

как минимум

из них 4 - активные, работающие, а не только аттестационное понятие

а на закате СССР когда был создан КПС его руководство выкатило понятие "офицер криптографического резерва"



BM

Цитата: Alex от 23 ноября 2016, 20:17:51
Уваж.Валентин,приветствую!
Что-то Вы стали редко появляться на форуме.

Здравствуйте! Да я как-то больше читаю...

Цитата: Alex от 23 ноября 2016, 23:56:16
"Лубянка" А.И. Кокурина, в приложении,  достаточно ясно (вплоть до пенсионного обеспечения) проясняет  вопрос о ДР.
 

Разве у него было? Я у литовцев видел "Положение..." от 1958 года, где все это расписано.

Цитата: Б.И.Лобынцев от 23 ноября 2016, 21:38:17
в книжке по истории кадровых аппаратов ОГБ в какой то мере есть ответ на ваш вопрос

но в целом понятие действующего резерва менялось, конспирация и эффективность - вот 2 кита действующего резева

Аж интересно, что это за книжка и где ее найти...


Цитата: Б.И.Лобынцев от 24 ноября 2016, 02:04:03
вообще резерв понятие очень емкое

в 60-80 годы только в системе ОГБ можно выделить несколько видов резерва (в кадровом понимании):

"действующий резерв [КГБ]" -
"действующий резерв [ПГУ]" -
"особый резерв [ПГУ]" -
"специальный резерв [ПГУ]" -
"оперативный резерв [ПГУ]" -
"резерв назначения" -

как минимум

из них 4 - активные, работающие, а не только аттестационное понятие

а на закате СССР когда был создан КПС его руководство выкатило понятие "офицер криптографического резерва"

Я правильно понимаю, что это:

сотрудники режимных органов
сотрудники резидентур
???
ОБОН-КУОС-ОУЦ
???
Сидящие без дела в ожиднии назначения

Б.И.Лобынцев

Цитата: BM от 24 ноября 2016, 04:21:17


Аж интересно, что это за книжка и где ее найти...




Цитата: Б.И.Лобынцев от 24 ноября 2016, 02:04:03
вообще резерв понятие очень емкое

в 60-80 годы только в системе ОГБ можно выделить несколько видов резерва (в кадровом понимании):

"действующий резерв [КГБ]" -
"действующий резерв [ПГУ]" -
"особый резерв [ПГУ]" -
"специальный резерв [ПГУ]" -
"оперативный резерв [ПГУ]" -
"резерв назначения" -

как минимум

из них 4 - активные, работающие, а не только аттестационное понятие

а на закате СССР когда был создан КПС его руководство выкатило понятие "офицер криптографического резерва"

Я правильно понимаю, что это:

сотрудники режимных органов
сотрудники резидентур
???
ОБОН-КУОС-ОУЦ
???
Сидящие без дела в ожиднии назначения

действующий резерв не столько и не только режимные органы - это в первую очередь решение контрразведывательных и разведывательных задач с позиций министерств, ведомств, организаций и непосредственно в них, когда либо ценность объекта обслуживания высока или слишком часто там происходит "боевое соприкосновение" - и ОДР - это выдвинутые в таком случае вперед форпост :-)

др ПГУ - это не только сотрудники легальных резидентур, точек и самостоятельно находящиеся в ДЗК, но и прикомандированные к ПГУ или представительствам сотрудники КГБ из других управлений

особый резерв - это эвфемизм нелегальной разведки

специальный резерв - это эвфемизм для лиц прошедших специальную подготовку для проведения особой работы (острых мероприйтий типа разведывательно-диверсионных)

оперативный резерв - это военнослужащие ПВ, других органов и войск КГБ (типа ОТУшников посланных провести мероприятия ОТЗ, сотрудников 8 и 16 управлений и т.п.) находящихся за рубежом (например в составе комендантской службы СЗУ) и подчиняющихся в этот момент ПГУ

"резерв назначения" - это и есть резерв назначения

книжку - ну обложку и оглавление кинуть могу, ищите и обрящете

Б.И.Лобынцев

Полезно посмотрет и известные словари ("Контрразведывательный словарЬ", "Разведывательный словарь", "Словарь пограничных оперативных органов") на словарные статьи про резерв

"Д.

Дальние соседи. Дальняя радиосвязь. Двойник. Двусторонняя связь. Дезинформатор (в разведке). Дезинформационные материалы. Дезинформационные сведения. Дезинформация. Действующая агентурная сеть. Действующий резерв. Дело агентурной разработки (ДАР). Дело оперативной переписки (ДОП). Дело оперативной разработки (ДОР). Деловые (официальные) связи разведчика. Демаскирующие признаки. Демонстративное наружное наблюдение. Денежное вознаграждение. Дешифрование (в разведке). Диверсионная разведывательная группа. Диверсионная сеть. Диверсионная техника. Диверсия (в разведке). Дипломатическое прикрытие. Доброжелатели. Доверенное лицо. Доверительное сотрудничество. Доверительные отношения (доверительное сотрудничество). Доверительные связи. Доверительные связи влияния. Докладная записка. Доктрина разведки. Документальная акция. Документальная обстановка. Документальная разведывательная информация. Документальная фотография. Документальщик. Документирование нелегала. Достоверная разведывательная информация. Досье. Друзья. Дублирование связи."

"С.

Самопроверка. Санитарная разведка. Санкция на вербовку. Сведения из легальных источников. Сведения из официальных источников. Сводка наружного наблюдения. Сводка радиоперехвата резидентуры. Свой флаг. Связи (в разведке). Связи агента. Связник. Связь (в разведке). Связь курьерская. Связь с агентом. Связь с помощью сигнализации. Секретная выемка. Секретная информация (сведения). Секретное делопроизводство. Секретное сотрудничество. Секретность. Секретные материалы. Секретный (негласный) арест. Сеть агентурная. Сигнал (в разведке). Сигнал вызова на встречу. Сигнал невыхода на встречу. Сигнал о закладке вложения. Сигнал об изъятии вложения. Сигнал опасности. Сигнал отмены встречи. Сигнализаторы (в разведке). Сигнализация (в разведке). Силы разведки. Симпатические чернила. Синхронизация вложения и изъятия. Скрытый провал. Слежка. Словесный пароль. Словесный портрет. Служба наружного наблюдения. Служебная записка. Случайный контакт. Советская колония. Советский флаг (в разведке). Содержатель конспиративной квартиры. Содержатель передаточного пункта. Содержатель почтового адреса. Содержатель прикрытия. Создание основы вербовки. Соседи. Соседи ближние. Соседи дальние. Сотрудник особого резерва. Сотрудничество доверительное. Спецагент внешней разведки КГБ. Специализация агента. Специализация оперативного состава разведки. Специальные дисциплины (в разведке). Специальные операции. Специальные службы противника. Спецкомната. Спецсообщение. Справка. Справка-заместитель. Средства маскировки связи (в разведке). Средства проведения активных мероприятий. Средства разведки. Средства связи (в разведке). Срыв вербовки. Стадии вербовочной разработки. Стажировка разведчика. Стационарное наружное наблюдение. Стационарный пост наружного наблюдения. Страна назначения. Стратегическая разведка. Субъекты активных мероприятий. Сюрте насиональ."

BM

Спасибо за науку, это очень интересно.

"КР словарь" я смотрел перед тем как завести тему - там не было ( А остальных у меня нет.

Книжку покажите, конечно, опять же интересно.

Б.И.Лобынцев

"Коллегия КГБ СССР отмечает, что подразделении центрального аппарата КГБ СССР и органы КГБ на местах, руководствуясь решениями инстанций, приказами и указаниями КГБ СССР, установками Председателя КГБ СССР на совещаниях руководящего состава органов и войск КГБ, вторых и пятых подразделений КГБ - УКГБ (1975, 1978 и 1979 гг.), стали больше уделять внимания улучшению качественного состава и расстановки офицеров действующего резерва, организации их оперативно-служебной деятельности и повышению активности в решении контрразведывательных задач на объектах оперативного обеспечения, вопросам их идейно-политического воспитания и профессиональной подготовки.
Офицеры КГБ, направляемые в министерства и на объекты оборонных отраслей промышленности, предприятия транспорта и связи, другие важные объекты народного хозяйства и в высшие учебные заведения, под руководством оперативных подразделений КГБ - УКГБ заняли прочное место в системе сил и средств контрразведки, вносят весомый вклад и укрепление режима секретности, участвуют в разработке и осуществлении мероприятий по комплексному противодействию иностранным техническим разведкам и легендированию объектов, обеспечению скрытности и безопасности литерных перевозок и полетов.
Эксперты по вопросам безопасности, а также офицеры, работающие в министерствах и ведомствах с позиций прикрытия. Осуществляют разносторонние агентурно-оперативные мероприятия по ограничению и пресечению разведывательно-подрывной деятельности иностранцев на территории СССР, контрразведывательному обеспечению советских граждан, выезжающих за границу, предотвращению фактов измены Родине, вскрытию и разоблачению акций идеологической диверсии, изучению и локализации негативных процессов, просионистских, националистических и эмиграционных настроений.
Оправдало себя создание служб безопасности в ряде союзных министерств и ведомств, которые ведут там контрразведывательную работу в полном объеме.
Офицеры действующего резерва стали лучше работать с агентами и доверенными лицами, более целеустремленно использовать их для выявления и проверки лиц, подозреваемых в преступных связях с иностранными спецслужбами и проведении иной враждебной деятельности, получения разведывательной информации, в мероприятиях по предупреждению и расследованию чрезвычайных происшествий и установлению их виновников.
Большая работа по обеспечению государственной безопасности проведена офицерами действующего резерва в период подготовки и проведения XXII Олимпийских игр.
Офицеры действующего резерва активно участвуют в предупредительно-профилактических мероприятиях, проводимых партийными организациями и администрацией по воспитанию членов трудовых коллективов в духе высокой политической бдительности, сознательного соблюдении требовании режима секретности, порядка работы с иностранцами и т. д. Многогранная деятельность офицеров способствует расширению и укреплению связи органов госбезопасности с трудящимися.
Вместе с тем Коллегия отмечает, что работа офицеров действующего резерва КГБ СССР еще не в полной мере соответствует требованиям современном политической и оперативной обстановки.
Не все руководители органов госбезопасности и оперативных подразделений КГБ - УКГБ в практической работе исходят из того, что действующий резерв является составной сил контрразведки, призванной решать важные чекистские задачи, не уделяют должного внимания приданию их деятельности большей контрразведывательной направленности. Защита государственных секретов на многих объектах ограничивается преимущественно мерами режимного характера и слабо дополняется активными агентурно-оперативными мероприятиями по выявлению вражеской агентуры и лиц, пытающихся по различным мотивам инициативно передавать иностранцам секретную информацию; установлению источников осведомленности противника; ограничению и пресечению с бора иностранцами разведывательной информации с использованием легальных возможностей.
На ряде объектов оперативного обеспечения еще недостаточно высока эффективность проводимых предупредительно-профилактических мероприятий, вследствие чего не снижается количество утрат секретных документов и специзделий, а также взрывов, пожаров и других чрезвычайных происшествий, наносящих Советскому государству значительный моральный и материальный ущерб. Офицерами действующего резерва не полностью используются имеющиеся возможности в выявлении случаев и причин срыва выполнения особо важных правительственных заказов, выпуска некачественных оборонных изделий, плохого использования отечественного и импортного оборудования и т. п.
Некоторые офицеры девствующего резерва не проявляют должной заботы об укреплении агентурного аппарата, обучении и воспитании агентов, расширении их оперативных возможностей и целенаправленном использовании в решении контрразведывательных задач; недостаточно глубоко изучают оперативную обстановку на объектах; не всегда своевременно вскрывают и информируют соответствующих должностных лиц об имеющихся негативных тенденциях и проявлениях.
Отмеченные недостатки свидетельствуют об известных просчетах и упущениях, допускаемых руководителями контрразведывательных подразделений в индивидуально-воспитательной работе с офицерами действующего резерва, в определении конкретных задач, в повседневном контроле и спросе за их выполнение, в повышении ответственности за порученное дело. В действующем резерве в основном состоят квалифицированные и хорошо зарекомендовавшие себя сотрудники КГБ, имеющие большой опыт, в том числе и руководящей работы, однако с переходом в действующий резерв некоторые из них снижают служебную активность, работают не в полную меру своих возможностей.
В подборе, расстановке, воспитании и обучении кадров действующего резерва в отдельных органах КГБ отсутствуют плановость и перспектива. Не создается резерв сотрудников КГБ, которые по своим качествам, чекистскому опыту и профилю образования соответствовали бы предстоящей работе в министерствах, госкомитетах и ведомствах. Не практикуется их предварительная курсовая подготовка. При подборе кадров на службу в органы госбезопасности не учитывается потребность действующего резерва в специалистах различного профиля.
Не все делается для выполнения указаний КГБ СССР об осуществлении планового обмена кадрами офицеров оперативных подразделений и действующего резерва; по прежнему допускаются факты ошибочных назначений и оставления в действующем резерве офицеров, не обеспечивающих решение возложенных на них задач.
Руководители многих органов госбезопасности, оперативных подразделений и кадровых аппаратов недостаточно контролируют выполнение офицерами действующего резерва чекистских обязанностей, слабо изучают их ведомственную загрузку и своевременно не вносят предложений об отзыве офицеров с объектов, где их дальнейшее пребывание не вызывается оперативной необходимостью. Подчас необоснованно ставятся вопросы о введении дополнительных должностей действующего резерва и повышении их тарификации. Нуждаются в дальнейшем улучшении организация и содержание работы по повышению квалификации офицеров действующего резерва в учебных заведениях КГБ. Не изжиты случаи проявления недисциплинированности и аморальных проступков отдельных офицеров действующего резерва.

Коллегия решила:

1. Председателям КГБ союзных и автономных республик, начальникам УКГБ по краям и областям, начальникам главных управлений, самостоятельных управлений и отделов КГБ СССР принять необходимые меры к устранению имеющихся недостатков в работе офицеров действующего резерва КГБ, дальнейшему совершенствованию организации и повышению эффективности их контрразведывательной деятельности в соответствии с требованиями решений инстанций, приказов и указаний КГБ СССР.
При этом учитывать, что основой совершенствования организации и повышения эффективности обеспечения государственной безопасности является рациональная расстановка, квалифицированное и целеустремленное использование всех имеющихся оперативных сил и средств. В этой связи при оценке роли и значения действующего резерва исходить из принципиального положения о том, что в современных условиях действующий резерв является неотъемлемой частью оперативных подразделений, а его офицеры – это оперативные работники, решающие чекистские задачи в особых условиях, работая непосредственно в министерствах и ведомствах, на предприятиях и в учреждениях. С участием офицеров действующего резерва контрразведывательным подразделениям глубже изучать складывающуюся обстановку на объектах оперативного обеспечении и своевременно оказывать положительное воздействие на ее развитие.
Сосредоточить усилия офицеров действующего резерва на:
- обеспечении сохранности государственных секретов путем сочетания мер усиления режима секретности с активными чекистскими мероприятиями по вскрытию и пресечению агентурной и иной разведывательной деятельности иностранных спецслужб;
- обеспечении защиты экономики от подрывных действий иностранных спецслужб и враждебных элементов;
- выявлении и предупреждении взрыво- и пожароопасной или иной неблагополучной обстановки, чрезвычайных происшествий, утраты секретных документов и изделий, расследовании их причин и установлении виновников;
- оказании оперативными силами и средствами помощи партийным, советским и хозяйственным органам в решении важных оборонных и народнохозяйственных задач;
- контрразведывательном обеспечении советских граждан, выезжающих за границу, ограждении их от враждебной обработки и негативного идеологического воздействия противника; предотвращении измены Родине и невозвращения;
- вскрытии и разоблачении акций идеологической диверсии, выявлении среди иностранцев эмиссаров зарубежных антисоветских организаций; изучении и локализации негативных процессов, националистических, просионистских и эмиграционных настроений; усилении предупредительно-профилактической работы и проведении мероприятий по повышению политической бдительности трудящихся, расширении и укреплении связи с ними органов госбезопасности;
- приобретении агентурных источников из числа иностранцев, добыче политической, научно-технической, экономической и оперативной информации.
2. Руководителям органов и оперативных подразделений КГБ - УКГБ для обеспечения успешного решения указанных задач:
- оперативную и служебную работу офицеров действующего резерва вести на плановой основе; с учетом реальных возможностей определять каждому офицеру конкретные чекистские задачи, способы и средства их решения; обеспечивать контроль за деятельностью этих офицеров и оказание им помощи в выполнении намеченных мероприятий; в индивидуальном порядке рассматривать состояние дел на закрепленных за офицерами участках, осуществлять разбор результатов их деятельности. В тех случаях, когда на объекте чекистскую работу ведут сотрудники оперативных подразделений и офицеры действующего резерва, строго разграничивать их функции и персональную ответственность, добиваясь в то же время их тесного взаимодействия в решении o6щих задач. Повседневное руководство деятельностью офицеров действующего резерва, равно как и оперативных сотрудников, осуществлять руководителям соответствующих оперативных отделений - отделов, а служб безопасности - руководителям отделов ВГУ КГБ СССР;
- обеспечивать обязательное участие офицеров действующего резерва в проводимых оперативных совещаниях, своевременное изучение ими руководящих и иных документов Комитета госбезопасности, относящихся к их компетенции; периодически бывать на объектах и лично знать обстановку, в которой работают офицеры действующего резерва;
- повышать ответственность за политико-моральное состояние офицеров действующего резерва, улучшать индивидуально-воспитательную работу с ними, строить ее исходя из требований постановления ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической и политико-воспитательной работы". Воспитывать у офицеров идейную убежденность, непоколебимую преданность делу партии, вырабатывать у них боевой чекистский характер. Усилить помощь в решении служебных вопросов, особенно вновь назначаемым офицерам; постоянно проявлять внимание и заботу об их нуждах, вовремя подмечать недостатки и своевременно на них реагировать.
3. Установить, что:
- офицеры действующего резерва как оперативные работники в полном объеме участвуют в агентурно-оперативной деятельности тех подразделений, к которым они причислены. При этом содержание конкретных контрразведывательных задач, решаемых ими с позиции объектов, определяется с учетом складывающейся оперативной обстановки, занимаемого ими служебного положения, наличия на том же объекте других оперативных работников или офицеров действующего резерва и иных обстоятельств. Это в равной степени относится к офицерам действующего резерва всех категорий – заместителей руководителей по режиму на объектах промышленности, транспорта и связи, экспертам по вопросам безопасности, офицерам, работающих в министерствах и ведомствах под прикрытием;
- офицеры действующего резерва, занимающие руководящие должности в аппаратах союзных министерств и ведомств, изучают складывающуюся обстановку на объектах отрасли, и в пределах своих полномочий способствуют улучшению служебной деятельности работающих на них офицеров действующего резерва и взаимодействуют с оперативными подразделениями, ведущими контрразведывательную работу на этих объектах.
Должностные обязанности офицеров действующего резерва в ведомствах и учреждениях определяются, как правило, руководителями этих ведомств и учреждении по согласованию с органами КГБ.
Каждый офицер действующего резерва несет персональную ответственность за своевременное и качественное исполнение возложенных на него задач, обязан постоянно повышать личную организованность и исполнительскую дисциплину, проявлять инициативу и творчество на работе.
4. Руководителям первых, вторых и пятых подразделении в центре и на местах обеспечивать деловое взаимодействие в использовании возможностей офицеров действующего резерва, работающих на одном и том же объекте, в изучении оперативной обстановки, решении задач по защите государственных секретов, приобретении агентурных источников, получении политической, научно-технической, экономической и оперативной информации, принятии мер, содействующих зашифровке определенной категории сотрудников действующего резерва, создании благоприятных условий для проведения с позиции ведомств агентурно-оперативных мероприятий.
5. Председателям КГБ союзных и автономных республик, начальникам УКГБ по краям и областям, начальникам главных управлений, самостоятельных управлений и отделов КГБ СССР:
- внимательно изучать изменения в оперативной обстановки на объектах и на этой основе вносить предложения о целесообразности упразднения или перераспределения отдельных должностей действующего резерва; лучше знать служебную загрузку офицеров действующего резерва, контролировать выполнение ими своих служебных обязанностей как этого требует решение Коллегии КГБ СССР от 6 сентября 1980 г. "О мерах по дальнейшему повышению эффективности использования имеющихся сил и средств в системе Комитета государственной безопасности СССР";
- строго выполняя, требования приказа КГБ № 00118 - 1976 г. и указания КГБ № 5с - 1978 г. об улучшении работы по комплектованию должностей действующего резерва, вести ее планово, с перспективой. Рекомендовать в действующий резерв опытных работников, способных по своим политическим, деловым и личным качествам, чекистскому опыту и состоянию здоровья выполнять ответственные задачи на высоком профессиональном уровне. Иметь резерв кадров, прежде всего из числа офицеров с соответствующей гражданской специальностью или практическим опытом по профилю производственной деятельность объекта; для замещения должностей офицеров действующего резерва КГБ. Организовывать их специальную подготовку перед назначением на должности;
- назначения и освобождения от должностей в действующем резерве рассматривать на заседаниях коллегий КГБ союзных и автономных республик, советах при начальниках УКГБ и с учетом номенклатуры должности согласовывать их с ЦК компартии союзных республик, крайкомами и обкомами КПСС;
- настойчиво добиваться планомерного обмена между кадрами оперативных подразделений и офицеров действующего резерва; при аттестовании офицеров резерва в выводах отражать целесообразность использования их непосредственно в оперативных подразделениях.
б. Управлению кадров КГБ СССР совместно с заинтересованными подразделениями КГБ:
- ежегодно определять потребность в кадрах офицеров действующего резерва различных специальностей и источники комплектования вакантных и высвобождающихся должностей;
- в мае 1981 года ввести предложения по созданию в Высшей ордена Октябрьской Революции Краснознаменной школе КГБ СССР имени Ф. Э. Дзержинского необходимой учебно-материальной базы с учетом объема, профилей подготовки и повышения квалификации офицеров действующего резерва;
- обеспечить в 1981 году подготовку правовых актов, регламентирующих положение офицеров, работающих под прикрытием в министерствах, госкомитетах и ведомствах, на судах загранплавания, а также актов, регламентирующих организационно-штатные. хозяйственные и другие вопросы.
7. Второму главному управлению Управления кадров КГБ СССР совместно с Юридическим бюро и другими заинтересованными подразделениями центрального аппарата КГБ СССР в шестимесячный срок разработать проект Положения об офицерах действующего резерва КГБ, направляемых в министерства и ведомства в качестве начальников их режимных подразделений, заместителей руководителей объектов по режиму, предусмотрев в нем права и обязанности офицеров, их роль и ответственность за состояние дел по обеспечению защиты государственных секретов.
8. Второму главному управлению, Пятому управлению, Управлению кадров и Научно-исследовательскому институту "Прогноз" КГБ СССР совместно с заинтересованными подразделениями центрального аппарата КГБ СССР:
- в шестимесячный срок подготовить и доложить в КГБ СССР предложения о расширении прав офицеров действующего резерва в той степени, в которой это необходимо для успешного решения возложенных на них агентурно-оперативных задач (проверка по учетам, ознакомление с оперативными материалами и т. д.), а также в создании им обстановки, обеспечивающей конспирацию и соответствующие условия для чекистской работы;
- обобщить в 1981 году сложившуюся практику введения должностей действующего резерва в министерствах и ведомствах, на предприятиях и в учреждениях и на этой основе разработать принципы определения целесообразности и необходимости использования офицеров действующею резерва на объектах оперативного обеспечения.
9. Высшей ордена Октябрьской Революции Краснознаменной школе КГБ СССР имени Ф. Э. Дзержинского совместно со Вторым главным управлением, Пятым управлением, Управлением кадров КГБ СССР и другими заинтересованными подразделениями центрального аппарата КГБ СССР до 1 октября 1981 года создать учебные программы и методические пособия для повышения квалификации офицеров действующего резерва в системе внешкольной чекистской учебы и самостоятельной индивидуальной подготовки с учетом специфики решаемых ими задач.
10. Второму главному управлению, Пятому управлению и Управлению кадров КГБ СССР оказывать органам госбезопасности на местах практическую помощь в организации работы с офицерами действующего резерва: обобщать опыт решении основных контрразведывательных задач с их участием, а также работы с кадрами и распространить его путем публикации обзоров, статей в других материалов в Сборнике КГБ и информационных бюллетенях, при проведении оперативных совещаний, семинаров и стажировок офицеров действующего резерва КГБ.
11. Подразделениям центрального аппарата КГБ СССР, КГБ - УКГБ о ходе выполнения настоящего решении докладывать Комитету госбезопасности СССР в годовых отчетах об итогах оперативно-служебной деятельности.
12. Второму главному управлению, Пятому управлению, Инспекторскому управлению и Управлению кадров КГБ СССР обеспечить систематический контроль за ходом выполнения настоящего решения.

Коллегия Комитета госбезопасности СССР выражает твердую уверенность в том, что руководящий состав подразделений центрального аппарата КГБ СССР и органов КГБ на местах, офицеры действующего резерва примут все зависящие от них меры, чтобы достойно выполнить требования ЦК КПСС по надежному обеспечению государственной безопасности нашей Советской Родины."

картограф