Секретные операции НКВД в Синьцзяне

Автор Александр Слободянюк, 10 октября 2016, 21:16:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

картограф

Цитата: Александр Слободянюк от 13 октября 2016, 23:07:33
..
Поэтому я не пришел сюда для того, чтобы снова разбирать отношения с картографами, которые сами ничего не выдают на форумы и считают себя некой "ревизионной комиссией". ..

Лучше до конца разобраться, а потом "выдать". Например:
http://voenspez.ru/index.php?topic=75671.msg379044#msg379044
А у Вас как всегда- количество перерастёт в качество

Александр Слободянюк

Подполковник Шонов Мурат Кадырович зам. коменданта по разведке 11-й Отдельной Лепсинской пограничной комендатуры ПВ НКВД-МГБ-МВД Казахского округа. Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Других сведений пока не обнаружил.

Александр Слободянюк

Сейчас продолжаю работать с материалами Киргизской части УПВО НКВД СССР в Средней Азии.
Обращает внимание напряженная обстановка на Синьцзянской границе, проводятся активно
различные мероприятия по вскрытию подготовки и вторжения вооруженных банд.
Впервые за все время изучения материалов в РГВА встретил должность сотрудник пограничной
разведки особого назначения?
Среди личного состава погранчастей встречаются представители местных национальностей достаточно
широко, часть из них ранее проживала в Синьцзяне...

Alex

#33
Уваж.Александр.

История советско-китайских отношений периода 20-30-х (Чан Кайши -ГМД),конца 40-х(Мао Цзедун-КПК) чрезвычайно интересна, и не удивительно,что сегодня данная тема стала предметом  изучения для многих соискателей ученой степени.
Кстати сказать Синьцзян  (в переводе буквально  означает-"новая столица") возник на месте крупного поселка Урумчи  в результате начала строительства в 1939 г.советскими специалистами авиазавода "600" по выпуска ЛА для китайской армии.Позднее вся провинция Зап.Китая стала носить название Синьцзян.

При этом возникает некая ТУМАННОСТЬ  
- если судить по арх. документам  РГАЭ, ф. 6328 название авиазавод в Урумчи упоминается начиная с 1939 г.,в тоже время Ильин,Шумихин,Костырченко утверждают что авиазавод в указанный период  строился в г. Хами где и собирали самолеты для китайцев из деталей поступающих из Союза.


Александр Слободянюк

Уважаемый Alex
Действительно и я сообщал такие сведения:
"11 августа 1939 года между СССР и Китаем подписан протокол о строительстве самолетосборочного завода в районе Урумчи. Протоколом предусматривалась сборка на заводе до 300 И-16 в год из советских частей, деталей и узлов. Первая очередь завода была закончена 1 сентября 1940 года. В советских документах завод получил наименование "авиазавод №600". Однако, китайцам произведенные в Урумчи И-16 (по-видимому, там производили тип 5 и УТИ-4) так и не достались. В апреле 1941 года на заводе находилось 143 законсервированных И-16, хранящихся там уже в течении 6-8 месяцев. Тогда же и появилось решение о возвращении этих самолетов в Союз. Возвращение началось уже после начала войны. Машины собирались, облетывались, камуфлировались, после этого следовала приемка военными летчиками и перегонка в Алма-Ату. К 1 сентября перегнали 111 самолетов, один И-16 был потерян в горах. Оставшиеся 30 И-16 и 2 УТИ-4 ушли в Алма-Ату до конца года. В течение 1941-42 годов завод №600 занимался изготовлением отдельных агрегатов для И-16, однако новых самолетов здесь так и не строили.
Всего в 1937-1941 гг. СССР поставил Китаю 1285 самолетов (истребителей — 777, бомбардировщиков — 408, учебных самолетов — 100), 82 танка, примерно 1550 артиллерийских орудий, свыше 15,3 тыс. пулеметов, около 180 млн. патронов, 31,6 тыс. авиабомб, около 2 млн. снарядов, 1850 автомашин и тракторов, а также другое вооружение и материалы. В эти годы в Китае сражались свыше 700 советских летчиков (более 200 из них погибли). В 1937-1939 гг. советские пилоты сбили около 1 тыс. японских самолетов, составляя главную боевую мощь китайских ВВС, потерявших в это время в боях почти весь свой арсенал авиации, закупленной в предшествовавшие годы у западных держав.»
На территории района, где в свое время я работал главой, располагались объекты, которые в свое время выполняли эти важные правительственные задания.
Тогда и в голову не пришло записать обрывочные воспоминания участников этих операций... Сверхсекретность всего вокруг данной "дорожной карты" была в основном по требованиям не советской стороны и поэтому многое маскировалось, распространялись ложные слухи и т.д. Поэтому наверное сегодня появляются
сообщения подтвердить которые не чем...


Alex

Уваж.Александр.

Позволю себе зафиксировать Ваш фрагмент- выдержкой из работы  сотрудника ИРИ РАН,
известного исследователя по авиационной тематики, к.и.н. М.Ю. Мухина (2005 г.)

Официально завод в Синьцзяне может считаться существующим с 1941 г., так как он не имел собственных средств до 20 декабря 1940 г. , а своей бухгалтерии и вовсе - до 1 ноября 1941 г. Тем не менее уже в 1940 г. завод № 600 выпустил (собрал) 10 истребителей И-16, из них 2 - учебных.

Рабочие на стройку прибывали из СССР; местное население привлекали к работам неохотно, и только на подсобные работы в гараже и жилищно-коммунальном хозяйстве. Так как пуск завода был назначен на сентябрь, в конце этого месяца на строительную площадку стали прибывать эксплуатационные рабочие.
К началу 1941 г. завод обзавелся не только производственными цехами, но и солидной инфраструктурой. Как уже говорилось выше, строительная площадка находилась в достаточно безлюдной местности, поэтому жилищно-коммунальное хозяйство сравнительно быстро превратилось из группы вспомогательных построек в жизненно важное для функционирования предприятия производство.
На 1 января 1941 г. завод № 600 имел 2168 м2  жилплощади с водопроводом, канализацией и электроосвещением, но без центрального отопления. Здесь проживали 160 человек, из них 130 работали на заводе, остальные - члены семей. Были проложены водная и канализационная сети протяженностью 2,287 км и 2,122 км соответственно. В поселке работала баня с пропускной способностью 15 чел/час. Была своя библиотека.

По-прежнему самым "узким" местом производства оставался транспорт. Завод располагал автопарком лишь из 8 машин. Из них 5 грузовиков, 2 легковые и 1 автобус. За 1940 г. было перевезено 30 тонн, сделано 17769 тонно-километров.

Несмотря на то, что завод еще официально не был принят в эксплуатацию, на 1941 г. ему уже был назначен план по сборке и обмену 143 И-16, которые предназначались для последующего перегона в глубь Китая. Разумеется, после 22 июня планы советского руководства на продукцию завода № 600 резко изменились. Теперь каждый истребитель (вне зависимости от типа и модели) требовался советско-германскому фронту. К 6 августа 1941 был сдан 71 самолет. На 1 сентября в Алма-Ату было отправлено 111 [22] (при плане - 107) самолетов с соответствующим количеством запчастей [23], 1 самолет погиб в горах. Перелет проводился без дополнительных подвесных баков.

Начиная с августа завод начал работу по графику, без штурмовщины, что позволило сократить количество рабочих в основных цехах и укомплектовать Отдел главного механика. На 1 сентября состояние оставшихся (по плану) 32 самолетов было следующим: проходили испытание - 16; в сборке - 14; на складе - 2.

Из продукции 1941 г. заводу № 600 было разрешено оставить один истребитель И-16 . Так как во второй половине 1942 г. завод производил агрегаты для И-16, этот экземпляр использовался как эталонный. Ввиду нужды в боевых самолетах не позднее 8 апреля 1942 г. он тоже был передан армии. Местные власти передали заводу в собственность разбитый У-2, он был восстановлен.

В основных производственных целях работали 67 рабочих и ИТР. Во вспомогательные цеха были набраны рабочие из местных жителей. К этому времени завершилось формирование заводской инфраструктуры. При заводе работали электростанция, водопровод, кислородная и ацетиленовая станции, топливная база, подсобное хозяйство, компрессорная, термическая, кузница, химводоочистка, литейная, фильтровальная, угольная шахта и слаботочное хозяйство.

Укомплектование Отдела главного механика позволило наладить бесперебойную работу локомобильной электростанции, теплосильного хозяйства, насосной станции и всей сети водоснабжения и канализации, а так же кислородной и ацетиленовой станций. Достраивалось и готовилось к приему в эксплуатацию бензино-мазуто-хранилище.

Поначалу уголь покупали у местного населения, но это оказалось весьма дорогим (ежегодные траты -50-60 тыс. синцзянских долл.), а главное, ненадежным источником. Постоянные перебои с топливом вынудили организовать собственную угольную шахту.

Из-за скученности оборудования пришлось организовать новый механический цех и расширить помещения заводской лаборатории. Для восстановления бракованных и изготовления отсутствующих деталей были созданы гальваническая, пескоструйная и термическая мастерские.Ввиду нехватки счетных работников (из СССР прислали только двух бухгалтеров) их готовили из членов семей сотрудников.

Надо сказать, что с персоналом на заводе вообще проблем хватало. Вот список "извращенцев" - лиц, досрочно возвращенных в СССР за какие-либо провинности:

1. За нарушение летной дисциплины летчик-испытатель Федоров - снят с должности начальника летно-испытательного отдела (но в Союз не отправлен!).
2. За пропуск аварийных дефектов начальник ОТК Тепляков - отправлен в Союз.
3. За пьянство главный диспетчер Климов и заместитель Главного механика Ерыкалов - отправлены в Союз.
4. За организацию склок главный врач амбулатории Исаев - отправлен в Союз.

Материалы доставлялись на завод транспортом Совинторга (грузовиками) с завода 153 (находился в Новосибирске), причем холостых рейсов старались не делать. Существовали регулярные рейсы: Сары-Озек -площадка (3 раза в месяц) и Чимпанзе - площадка (4 раза в месяц). Для ремонта автошин работали вулканизационная мастерская. Топливо (как и другие материалы) доставлялись гужевым транспортом местными жителями по подрядным договорам. Вскоре местные жители, смекнув свою выгоду, стали солидарно повышать подрядные цены, грозя в случае невыполнения их условий забастовкой. На угрозу стачки заводское руководство ответило локаутом, а при заводе был организован собственный гужевой парк на 60 лошадей.
Единственным, в чем завод № 600 еще зависел от коренных синьцзянцев, оставалось продовольствие, которое полностью закупалось у местных жителей. Стремясь сделать завод полностью автономным, его директор В. Еськов решил организовать подсобное хозяйство в составе которого было предусмотрено огородное, животноводческое и садоводческое хозяйства. Для этого при содействии генерального консула в Урумчи И.Н. Бакулина заводу был безвозмездно выделен участок земли площадью 1000 га. Фактически при заводе планировалось создание небольшого совхоза.

Окончательно завод должен был быть введен в строй к 1 ноября 1941 г., однако уже в сентябре этого года стала видна бессмысленность существования самолетосборочного предприятия в западном Китае. Везти грузовиками составные элементы в Синьцзян, собирать там истребители, а потом транспортировать их своим ходом на советско-германский фронт представлялось очевидным нонсенсом. Использовать же завод по прямому предназначению - снабжать Гоминьдан истребителями синьцзянского (т.е. не советского) производства было невозможно как по геополитическим, так и по военно-техническим причинам. С началом Великой Отечественной войны всякие поставки военной техники в Китай прекратились.
---------------------------------------

Александр Слободянюк

#36
Строительство этого предприятия было осуществлено на основании постановлений советского правительства от 11 августа 1939 года №287сс и от 23 февраля 1940 года №82сс. Китайской Республике были выделены кредитные средства тремя равными суммами по 50 миллионов американских долларов под три процента годовых на пятилетний срок. Уже 1 октября 1940 года завод вступил в действие и начал промышленное производство основной продукции, а с марта 1941 года достиг новой проектной мощности, в полтора раза больше чем было предусмотрено контрактом (вместо 300 самолетов  в год, мог производить 450)
В целях конспирации в официальных документах завод получил условное наименование - "завод сельскохозяйственных орудий" и размещался в 40 км от Урумчи.
Окончательный акт о полном завершении проекта был подписан 5 июля 1942 года с учетом возведения дополнительных сооружений.
Использованы данные из статьи В.Г. Штатова "Советские крылья" китайской авиации (о строительстве и деятельности авиасборочного завода в Синьяцзяне в 1938-1941 гг.)

Александр Слободянюк

Музипов Габит Мазитович (1906-?), полковник внешней разведки.
Родился в 1906 году, уроженец Уфимской губернии Российской Империи. Татарин. Социальное происхождение – из крестьян. Отец умер в 1930 году. Общее образование – 7 классов. В пограничной охране с 1925 года. С 1928 года военнослужащий сверхсрочной службы в должности штатного переводчика 6-й Отдельной Каракольской пограничной комендатуры ОГПУ. Член ВКП(б) с 12.1930 года, партийный билет №1343996. В 1930 году выдвинут на должность контролера КПП «Каракол» в составе 6-й Отдельной Каракольской пограничной комендатуры. «В ходе проверки были получены сведения, что тов. Музипов  происходит из кулацкой семьи. До выяснения социального происхождения партийный билет задержан. При разборке вопроса Окружной партийной комиссией сведения о происхождении тов. Музипова из кулацкой семьи не подтвердились. Одновременно отмечено, что тов. Музипов является активным, выдержанным и растущим коммунистом.» После проверки, взамен был выдан партийный билет нового образца за №0637006. Учился в ВПШ в 1925 году и в 1931 году. С 1935 года уполномоченный СПО 6-й Отдельной пограничной комендатуры ИПВО УНКВД по Киргизской АССР (северная часть)-16-й Отдельной пограничной комендатуры (г. Каракол*) ОПВО УНКВД по Киргизской АССР. Участник боевых операций против басмачей. Член бюро Каракольского райкома партии. Летом 1937 года тов. Музипов Г. делегат 1-й Окружной партийной конференции ОПВО НКВД Киргизской АССР в г. Фрунзе с правом решающего голоса и избирается членом мандатной комиссии.
Мандат делегата за №23. В своем выступлении на Конференции 2 июня 1937 года отмечает: «Некоторые оперативные работники комендатуры редко бывают на границе, больше работают в кабинетах.
Расследования по делам затягиваются, актуальность дел снижается, на это надо обратить внимание и стремится сокращать сроки. Оперсостав с границы не получает инструкций свыше.
Особенно плохо в смысле организации командирской учебы в Каракольской комендатуре. Особенно плохо – общеобразовательная подготовка. Начсостав на группы не разбит. Недостаточно учебников. Инспектор ГУПВО тов. ПАРАХНО, который приезжал на участок,  не инспектировал, а больше охотился. В некоторых случаях извращал дисциплинарную практику, наказывая военнослужащих по 10-20 и даже 60 суток ареста.
Плохо обеспечивается комендатура белым хлебом.
Партбюро не мобилизовало вокруг вопросов сбережения конского состава, в связи с чем за 1936 год пало 16 лошадей и с начала 1937 года уже пало 5. Были случаи явно небрежного отношения к конскому составу со стороны бойцов...»
         Дальнейшая жизнь командира-пограничника тов. Музипова Г. была тесно связана с внешней разведкой.
Рабочая версия, возможны дополнения и уточнения. Публикуется впервые.
Согласно доступным сведениям: «Участие в формировании Восточно-Туркестанского уйгурского государства. После того, когда агентурную сеть свернули, отозвали в Союз, части уйгурского населения выдали советские паспорта и предали тему забвению. В некоторых подробностях мне рассказывал о ситуации полковник внешней разведки Габит Мазитович Музипов. С ним доводилось встречаться в одном из крупнейших городов Ферганской долины. Таких людей часто называют легендами. Но сведений о нем в открытой печати нет до сих пор.» http://www.russian.kiev.ua/material.php?id=11607843
«Об этом открытым текстом говорил мне когда-­то при журналистской моей встрече в среднеазиатском Оше отставной полковник Габит Мазитович Музипов, при жизни ставший одной из легенд советской внешней разведки.» http://www.russian.kiev.ua/print.php?id=11607308
Автор книг: «Чекисты Небесных Гор: роман-хроника» Г. Музипов, Р. Музипов  Угличская тип., 2006 - Всего страниц: 294
Кто убил генерала?: ист. роман / Г. Музипов, Р. Музипов Углич, 2003 (Углич : Угличская типография) Углич : Угличская тип., 2006 (Углич (Яросл. обл.) : Угличская типография)
В ауле Баязита : очерки былого : к 100-летию со дня рождения Али Мамедова (22.XI.1906 - 29.VIII.1980) / Г. Музипов, Р. Музипов Углич : Угличская типография, 2007 (Углич (Яросл. обл.) : Угличская тип.)
Партизаны : исторический роман / Г. Музипов, Р. Музипов Углич : [б. и.], 2004
Примечание: * Карако́л (кирг. Каракол) — город в Киргизии, административный центр Иссык-Кульской области. В 1889—1922 и 1939—1992 гг. носил название Пржевальск. Население (2014) — 79,7 тыс. человек. Город расположен в восточной части области, у подножья хребта Терскей-Ала-Тоо, в нижнем течении реки Каракол, в 12 км от побережья озера Иссык-Куль, на высоте 1690—1850 метров над уровнем моря. Расстояние до города Бишкек — 400 км, до ближайшей железнодорожной станции Балыкчи 220 км по автодороге и водным путём — 184 км.


Тарас

Прошу Вас помочь в поиске информации о моем дедушке Фокине Льве Емельяновиче, заранее спасибо.

Александр Слободянюк

Тарас напишите все, что Вам известно о нем. Потом можно будет уже сделать вывод, что нужно и можно дополнить.
А иначе может быть Вам известно больше чем мне, думаю что такой подход оправданный. Тем более не каждый день
в такой теме появляются родные и близкие героев о которых шел рассказ выше. С наступающим Новым 2017 Годом!