ЕДИНЫЙ УЧЕБНИК ИСТОРИИ

Автор Alex, 07 сентября 2013, 19:44:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Alex

Группа российских ученых проанализировала концепцию единого учебника истории, подготовленного Министерством образования и науки РФ, и предложила разработать альтернативный вариант учебного пособия. Об этом на круглом столе, состоявшемся 2 августа в Москве, сообщил депутат Госдумы, член Генсовета "Единой России" Владимир Бурматов. Он рассказал, что в экспертную группу при Госдуме РФ вошли наиболее авторитетные историки страны, представители ведущих вузов, авторы учебников по истории, представители Российской академии наук, Российской академии образования, учителя и методисты школ, представители издательств.В.Бурматов напомнил, что подготовка единого учебника истории ведется по поручению президента Владимира Путина. Однако депутат констатировал, что Минобрнауки провалило исполнение поручения главы государства. "Тот документ, который был представлен для обсуждения общественности рабочей группой ведомства, не просто не выдерживает никакой критики, он вообще не может считаться профессионально подготовленной концепцией", - пояснил он.

По словам депутата, у представленного министерством документа нет авторов, а кроме того, он "в буквальном смысле списан с источников очень сомнительного содержания, вроде сайтов рефератов для школьников и шпаргалок по истории". "Такой подход к источникам не мог не сказаться на качестве текста документа, который содержит более 200 ошибок, неточностей в формулировках и датах, что вызвало резкую критику научно-педагогической общественности", - сообщил парламентарий.В тексте документа есть не только фактические ошибки, но и серьезные недочеты системного толка. В частности, он содержит пренебрежительное отношение к истории дореволюционного и советского периода, а Великая Отечественная война представлена лишь как цепь ошибок руководства страны. Видимо поэтому, предположил В.Бурматов, обсуждение документа попытались свернуть, перенеся на сезон отпусков, когда многие представители академического сообщества находятся в отъезде."В итоге недовольство этим документом возросло настолько, что на меня вышла большая группа историков, авторов учебников, представителей РАН и вузов страны с просьбой создать площадку, на которой можно было бы нормально обсудить эту концепцию. Такая площадка была создана в начале июля, тогда же и началась кропотливая работа над тем экспертным докладом, который мы представляем сегодня", - рассказал В.Бурматов.Представляемый документ, по словам депутата, содержит собственно экспертный доклад, посвященный концепции единого учебника по истории, таблицу замечаний к тексту концепции, предложенной Минобрнауки, авторские замечания разработчиков этого доклада, оформленные в виде стенограммы состоявшегося в июле круглого стола, и другие материалы.К сожалению, добавил В.Бурматов, все эксперты, принимавшие участие в составлении доклада, признают, что работать с концепцией, предложенной образовательным ведомством, невозможно, ее нужно "просто переписать с нуля". В связи с этим разработчики экспертного доклада пришли к выводу, что необходимо готовить альтернативную концепцию единого учебника истории. Эта работа уже началась и будет завершена, как ожидается, к концу августа.

Как пояснил профессор, президент АНО "Научно-исследовательский институт истории, экономики и права" Игорь Турицын, документ, подготовленный министерством, "не выдерживает самой элементарной критики". "Ляпов много. Очень небрежное построение фраз, - возмутился профессор. – Школьники, которые закончат 9 классов, изучат историю в лучшем случае до отмены крепостного права Александром II. Все остальные важные периоды отсутствуют".
Член-корреспондент РАН и автор учебников Николай Арсентьев заметил, что в имеющейся концепции учебника не освещен вклад народов традиционных конфессий в общероссийскую историю. "Многие проблемы современного гуманитарного пространства возникли не сегодня. Следует широко учитывать опыт, накопленный в регионах", - заявил историк, добавив, что необходимо использовать наработки, имеющиеся в действующих учебниках.В свою очередь профессор МГУ имени Ломоносова, автор учебников истории Александр Данилов рассказал о своем видении нового учебного пособия. По его словам, объем учебника должен быть минимальным. "Нужно переходить от "учебников-просветителей" к "учебникам-навигаторам", - заявил профессор. Он привел в пример один из учебников истории для 9 класса, в котором весь объем материала одного урока умещается на одной странице. "Дополнительный материал размещается на компьютерных дисках для самостоятельного изучения", - объяснил А.Данилов.

Профессор, заведующий кафедрой истории МАИ Виктор Порохня подчеркнул, что теперь перед рабочей группой стоит задача правдивого освещения истории страны. "Если мы этого не сделаем, человек после вуза не будет любить нашу страну, а будет стремиться за рубеж. Надо через историю помочь студенту, молодому человеку, полюбить свою страну такой, какая она есть", - считает В.Порохня.

Напомним, впервые идея о едином учебнике истории была высказана Владимиром Путиным в феврале 2013г. В апреле глава государства поручил правительству до декабря разработать единую концепцию курса истории России в школах. По мнению президента, учебники должны быть свободны от двойных толкований и стилистически выверены.

09 августа 2013 г.


Общество

Историю XX века избавили от эффективных менеджеров и кровавых палачей



Статьи по теме:
 Академики готовят альтернативный учебник истории
 За фальсификацию истории в СМИ накажут по Уголовному кодексу
 Смоленский губернатор поручил ввести в школах "уроки Болотной"
=============================================================================
По итогам круглого стола, посвященного освещению истории XX века в школьных учебниках, ученые пришли к "консенсусу по большинству трудных вопросов той эпохи", сообщил газете "Коммерсантъ" заместитель директора Института российской истории Сергей Журавлев. События и процессы, согласия по которым в научной среде нет, нужно будет, по его словам, "вариативно" преподносить в школьных учебниках.
Ученые, многие из которых являются авторами школьных учебников, достигли консенсуса в отношении Октябрьской революции 1917г., которую в советские времена называли главным событием XX века. Теперь предлагается революцией считать не конкретное событие, а "процесс", пояснил С.Журавлев.

Началом революционного процесса участники круглого стола считают "переворот в феврале 1917г.", который пока называется Февральской революцией. Точно так же переворотом следует определять и Октябрьскую революцию. Дату этого переворота - 25 октября - предлагается считать днем начала гражданской войны, а ее завершение и есть конец революции как процесса.Сложился консенсус и в отношении сталинских репрессий, прежде всего тех, что имели место в 1937-1938гг. Все участники обсуждения согласились, что это не было "спонтанным явлением". Репрессии, по словам С.Журавлева, были "правомерны в логике диктатуры пролетариата, которую установили в стране большевики". Установки, которыми в советские времена оправдывались массовые репрессии ("пятая колонна" при угрозе мировой войны), а затем их порицали ("перегибы" НКВД), теперь признаны несостоятельными.Ради сохранения научного подхода историки категорически отказались от характеристик "эффективный менеджер" или "кровавый палач". Поспорили историки и о терминах. Одни предлагали отказаться от термина "сталинский социализм", но тогда пришлось бы отказаться и от термина "десталинизация", который неотделим от эпохи хрущевской оттепели, заметили другие.

Особым вопросом стала Великая Отечественная война, хотя консенсус по этой теме был достигнут. Близки ученые к согласию и в оценке перестройки. Реформы Михаила Горбачева признаны позитивными, но слишком запоздалыми. В целом же, как считает С.Журавлев, "пика своего СССР достиг в 60-е годы" прошлого века. Поэтому с 1970-х гг. в курсе истории страны, по его словам, должна быть солидная экономическая составляющая. Без этого не будут понятны ни суть перестройки, ни причины развала СССР, ни противоречия реформ Бориса Ельцина.В отношении 1990-х гг. историки не пришли к общей оценке. Однако С.Журавлев надеется, что консенсус в этом вопросе достижим, тем более что обсуждать историко-культурный стандарт будут еще минимум полтора месяца (окончательную версию стандарта президенту представят 1 ноября). Если согласия по какому-либо вопросу не будет, значит, в школьных учебниках истории нужно излагать вариативные трактовки тех или иных исторических личностей, событий и процессов.
Больше всего участников круглого стола удивило то, что авторы историко-культурного стандарта считают, будто школьникам достаточно знать историю страны до 2000г. Они отметили, что история в школе - не только научный предмет, но и воспитательная дисциплина. Потому и важно, чтобы подростки изучали то время, которое они знают и помнят по собственному опыту. Поэтому в стандарт предлагается включить и период с 2000г. по 2012г.




МирВ

Новая концепция учебника истории: Ученые решили отменить татаро-монгольское иго

Зам. директора Института российской истории РАН Сергей Журавлев:

- Какова моральная оценка Сталина в вашем стандарте?

- Никто не отрицает, что погибли миллионы, что это было преступление. Сложнее разобраться в причинах и оценить роль Сталина.

- Есть сомнения?

- В последнее время опубликованы расстрельные списки, подписанные Сталиным. Среди посланных на смерть есть старые большевики, которых он знал лично, с которыми прошел через тюрьмы и ссылку. Этот факт красноречивее любого морализаторства. Вот учителя спрашивают, как с точки зрения нормальной логики объяснить детям «большой террор»? Или Сталин не знал обо всех перегибах и это был «стихийный процесс»? Это не так. Но есть поразительные вещи. В ходе массовых операций НКВД регионам устанавливались лимиты на аресты, но они просили руководство их увеличить. Если это была организованная кампания, какова тогда была цель массовых репрессий? Опубликованные ныне сводки НКВД, ложившиеся на стол Сталину, доносили о широкой распространенности в СССР антисоветских настроений. Судя по всему, Сталин всерьез опасался выступления пятой колонны в случае войны.

- Пятая колонна действительно существовала?

- Нет, конечно. Только в воображении Сталина. Более того, можно поспорить и о достоверности упомянутых сводок. Ведь НКВД был заинтересован в демонстрации собственной значимости.

http://www.kp.ru/daily/26139/3028669/

Alex


Москва, 27 августа.

Россия откажется от единых учебников по отечественной истории, сообщил глава Министерства образования и науки Дмитрий Ливанов, выступая на пресс-конференции, сообщает РИА «Новости».

«У нас единого учебника истории, скорее всего, не будет. У нас будет единый историко-культурный стандарт, на основе которого будут разработаны учебники истории. Это не означает, что будет один единственный учебник», - заявил министр.По его словам, учебники, написанные по единому историко-культурному стандарту, будут проходить общественную и профессиональную экспертизы.В Минобразования сообщали, что преподавать историю по-новому в школах начнут уже с 1 сентября 2014 года, хотя учебник к этому времени готов еще не будет.

Напомним, что в феврале 2013 года президент России Владимир Путин заявил, что в стране необходимо разработать единый учебник по отечественной истории для средней школы. Этот учебник не должен содержать противоречий и двойных толкований как с точки зрения предмета, так и с точки зрения русского языка.Единый историко-культурный стандарт был разработан, успешно прошел общественное обсуждение и был утвержден Российским историческим обществом. На его основе предполагалось разработать единый курс по истории для школ.

В мае 2014 года после заявления замдиректора Института российской истории РАН Сергея Журавлева стало известно, что ведется работа по переподготовке преподавателей истории на основе нового историко-культурного стандарта. Тогда Журавлев сказал, что все еще трудно судить, насколько быстро новые учебники будут внедрены в систему обучения.Предполагалось, что первые варианты учебников будут готовы к осени 2014 года.

history0488

Спасибо за полезную информацию