Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
09 Августа 2020, 09:00:22
Начало Помощь Календарь Войти Регистрация

+  Форум истории ВЧК ОГПУ НКВД МГБ
|-+  Основные форумы
| |-+  1941-1946 НКВД - НКГБ - СМЕРШ
| | |-+  Развитие службы собственной безопасности в органах государственной безопасности
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему. « предыдущая тема следующая тема »
Страниц: 1 ... 4 5 [6] Вниз Печать
Автор Тема: Развитие службы собственной безопасности в органах государственной безопасности  (Прочитано 14358 раз)
Забава Александр
Полковник
*****
Offline Offline

Сообщений: 444


« Ответ #50 : 01 Июня 2020, 02:51:44 »

Из решения коллегии КГБ Литовской ССР от 20.04.1990 г. «О выполнении служебно – воинского долга сотрудниками КГБ республики в сложившихся политических и  оперативных условиях».
    Коллегия КГБ Литовской ССР отмечает, что оперативно – служебная деятельность подразделений комитета в последнее время осуществляется в условиях резко обострившейся   общественно – политической и оперативной обстановки.
   Вновь избранный Верховный Совет Литвы 11 – 13 марта с.г провозгласил акт о восстановлении независимости литовского государства, а также  объявил о недействительности Конституции и Законов  СССР на территории республики.
   Принимаемые парламентом решения в основном носят ультимативный и оскорбительный характер для всего Союза ССР.
   С особым рвением предпринимаются попытки дискредитировать органы госбезопасности, в лице которых антисоциалистические силы видят одно из препятствий для реализации своих сепаратистских целей.
    Верховным  Советом  Литвы принято решение о создании при Совете Министров республики параллельной Комитету структуры – т.н Департамента безопасности.
   Опубликовано заявление, - содержащее призыв к гражданам Литвы не содействовать более органам КГБ в выполнении ими своих функций.
    Имеют место откровенно тенденциозный показ средствами массовой информации различных сторон деятельности органов госбезопасности, зачастую откровенная дезинформация, проведение различных провокационных  акций, нередко прямые угрозы и запугивания  в адрес сотрудников КГБ.
   На оказание негативного психологического воздействия на чекистов и их негласный аппарат также рассчитаны публикации в ряде изданий, раскрывающие конкретные формы и методы работы некоторых подразделений Комитета, другую секретную информацию.
    В создавшихся условиях большинство сотрудников КГБ республики проявляют политическую зрелость и бдительность, партийную принципиальность в оценке происходящих процессов, честно выполняют свой  служебно – воинский  долг, не снижая при этом уровень оперативной работы, прежде всего с агентурой.
  Повышению боеспособности коллектива способствовало обращение Президента СССР т. Горбачева М.С. к литовскому народу.
  Как своевременная поддержка чекистами Литвы оценивается заявление КГБ СССР, вырожающее протест попыткам шельмования, угроз и морального давления на сотрудников КГБ Литвы и негласных помощников.
   Вместе с тем в этой обстановке у отдельных сотрудников появились растерянность и не-уверенность в своих действиях, сомнение в правильности проводимой Комитетом политической линии.
  Некоторые из офицеров подали рапорта на увольнение. Многие сотрудники справедливо высказывают обеспокоенность за личную безопасность членов их семей.
  Исходя из необходимости обеспечить в сложных политических условиях выполнение предъявляемых к Комитету требований КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:
7. Руководящему составу, отделу кадров, опираясь на помощь партийной организации, обес-печить надлежащую служебно – воинскую и исполнительскую дисциплину личного состава.
   В работе с кадрами особое внимание обратить на необходимость укрепления  политической и идейно – нравственной закалки сотрудников, интернационального их воспитания, повышения профессионального уровня.
   Разработать конкретные меры  по обеспечению безопасности сотрудников и  членов их семей.
8. Руководителям подразделений Комитета и ГО – РО принять неотложные меры по проти-водействию возможного доступа противника и враждебных элементов к информации, связанной с оперативно – служебной деятельностью органов госбезопасности.
   Своевременно пресекать случаи беспечности и халатности, излишней болтливости, нарушений режима секретности  и потери бдительности.
   Обеспечить надлежащую сохранность оружия и боеприпасов, постоянно контролируя по-рядок и условия их хранения.
Председатель КГБ Литовской ССР
полковник                                                                                                 Р. Марцинкус

Сообщение в газете «Красная Звезда» от 23 июня 1990 года.
    В КГБ СССР
    В Комитете государственной безопасности СССР самым серьезным образом отнеслись к публикациям в некоторых московских печатных изданиях, передачам по радио, а также по-явлению в зарубежных средствах массовой информации ряда интервью с бывшим сотрудником КГБ генерал-майором запаса Калугиным.
      Личность Калугина хорошо нам известна. Допущенные им высказывания с грубыми ис-кажениями, нападками на деятельность нынешних органов госбезопасности, логически вытекают из его поступков и поведения во время работы в органах. И, тем не менее, оценки Калугиным органов госбезопасности как организации политического сыска, обвинения их в совершении преступных действий заставляют задуматься над целями, которые преследует их автор.
      Комитет госбезопасности решительно отвергает подобные утверждения Калугина, выражает возмущение по поводу оскорбления им профессиональной чести и человеческого достоинства сотрудников КГБ СССР. Ему-то ведь известно, что они действуют строго в рамках существующего законодательства, ведя сложную борьбу в интересах государственной безопасности нашей страны.
  Знание личных качеств Калугина не оставляет сомнений в том, что, встав на путь «сенсационных» публичных выступлений, он решил начать новую, «политическую» карьеру и использовать для этого отечественные и зарубежные средства массовой информации. Видимо, Калугин посчитал ситуацию удобной для этого.
       В публикациях просматривается явная попытка ввести в заблуждение общественное мнение, бросить тень на процесс перестройки в органах КГБ, негативно повлиять на связи чекистов с трудящимися, которые, благодаря демократизации и гласности в нашем обществе, получили заметное развитие и укрепление.
   КГБ СССР даст всестороннюю оценку высказываниям Калугина.
                                                                                            Центр общественных связей КГБ СССР

 Указ Президента СССР от 31 августа 1991 г. № УП-2516 "Об отмене постановления Совета Министров СССР "О лишении Калугина О.Д. воинского звания генерал-майора запаса"
Рассмотрев представление Комитета государственной безопасности СССР, постановляю:
Отменить Постановление Совета Министров СССР от 29 июня 1990 г. N 621-88 "О лишении Калугина О.Д. воинского звания генерал-майора запаса".
Президент Союза Советских    Социалистических Республик
                                                                                                                         М. ГОРБАЧЕВ
 
Записан
Забава Александр
Полковник
*****
Offline Offline

Сообщений: 444


« Ответ #51 : 02 Июня 2020, 03:28:19 »

ЗАКЛЮЧЕНИЕ по материалам расследования роли и участии должностных лиц КГБ СССР  в событиях 19 - 21 августа 1991 года. (сентябрь 1991)
     Во исполнении приказа Председателя КГБ СССР №140 от 1 сентября 1991 года специальной Комиссией КГБ СССР проведено служебное расследование действий должностных лиц КГБ СССР, органов госбезопасности и войск КГБ СССР накануне и в период антиконституционного переворота в августе с.г.
       Из материалов расследования усматривается, что еще в декабре 1990 года Крючков В.А. поручил бывшему заместителю начальника ПГУ КГБ СССР Жижину В.И. и помощнику бывшего первого заместителя председателя КГБ СССР Грушко В.Ф. Егорову А.Г. осуществить проработку возможных первичных мер по стабилизации обстановки в стране на случай введения чрезвычайного положения . Указанные материалы были подготовлены, однако, по словам исполнителей, до начала августа 1991 года не использовались.
      С большой степенью достоверности можно предположить, что с конца 1990 года до на-чала августа 1991 года, учитывая сложившуюся в стране обстановку, Крючков В.А. совместно с другими будущими членами ГКЧП предпринимали возможные политические и иные меры по введению в СССР чрезвычайного положения конституционным путем. Однако, не получив поддержки президента СССР и Верховного Совета СССР, указанные лица с начала августа 1991 года начали осуществлять конкретные меры по подготовке введения чрезвычайного положения незаконным путем.
    С 7 по 15 августа Крючков В.А. неоднократно проводил встречи с некоторыми членами будущего ГКЧП на секретном объекте ПГУ КГБ СССР под кодовым названием “АБЦ”. В этот же период времени Жижин В.И. и Егоров А.Г. по указанию Крючкова провели корректировку декабрьских документов по проблемам введения в стране чрезвычайного положения. Они же с участием бывшего в то время командующего воздушно-десантными войсками генерал-лейтенантом Грачевым П.С. подготовили для Крючкова В.А. данные о возможной реакции населения страны на введение в конституционной форме режима чрезвычайного положения. Содержание указанных документов потом нашло отражение в официальных указах, обращениях и распоряжениях ГКЧП. 17 августа Жижин В.И. участвовал в подготовке тезисов выступления Крючкова В.А. по телевидению в случае введения чрезвычайного положения.
    Полученные в ходе расследования материалы свидетельствуют о том, что участники заговора на различных этапах его реализации отводили КГБ СССР решающую роль в осуществлении следующих задач:
•   устранении от власти Президента СССР путем его изоляции;
•   блокирования вероятных попыток Президента РСФСР оказать сопротивление деятельности ГКЧП;
•   установления постоянного контроля за местонахождением руководителей органов власти РСФСР, Москвы, известных своими демократическими взглядами народных депутатов СССР, РСФСР и Моссовета, крупных общественных деятелей с целью их последующего задержания;
•   осуществления совместно с частями Советской Армии и подразделениями МВД штурма здания Верховного Совета РСФСР с последующим интернированием захваченных в нем лиц, включая руководство России.
        Для этих задач бывший председатель КГБ СССР Крючков В.А., используя свое служебное положение, привлек отдельные, в том числе специальные силы и средства подразделений центрального аппарата и войска КГБ СССР.
        В результате этого в период времени с 17 по 19 августа некоторые войска специального назначения КГБ СССР и спецподразделения ПГУ КГБ СССР были приведены в повышенную боевую готовность и передислоцированы в заранее выделенные места для участия совместно с подразделениями СА и МВД в мероприятиях по обеспечению режима чрезвычайного положения.
        Силами специально созданных групп 18 августа Президент СССР Горбачев М.С. был изолирован в месте отдыха в Форосе, а за Президентом РСФСР Ельциным Б.Н. и другими оппозиционно настроенными по отношению к заговорщикам лицами установлено наружное наблюдение.
       С участием сил и средств КГБ СССР проводились также и другие мероприятия, направленные на создание условий для осуществления заговора.
      Так, после объявления 19 августа об образовании ГКЧП и о введении чрезвычайного по-ложения, руководством Комитета предпринимались меры, направленные на повышение боевой готовности органов и войск КГБ и обеспечение их участия в выполнении решений и указаний ГКЧП. С использованием сил КГБ СССР был организован контроль за деятельностью средств массовой информации, производилось изучении реакции населения в СССР и зарубежных кругов на события в СССР.
      20 августа была проведена подготовка непланируемого ранее захвата здания Верховного Совета РСФСР группами специального назначения КГБ СССР с использованием в этой операции подразделений СА, МВД и спецвойск КГБ СССР. Тогда же, из-за невозможности ее проведения без значительных человеческих жертв со стороны мирного населения, штурм был отменен.
      Осуществляя общее руководство проводимыми мероприятиями, Крючков В.А. активно использовал в этих целях приближенных к себе лиц из числа руководства КГБ СССР, которыми по его указаниям организовывалось задействование отдельных сил и средств подразделений Центрального аппарата и войск КГБ СССР на конкретных участках и направлениях
В частности:
Первый заместитель Председателя КГБ СССР, генерал-полковник Грушко Ф.В.
    Являлся непосредственным участником заговора, неоднократно вместе с Крючковым В.А. присутствовал на его встречах с членами ГКЧП. Систематически принимал участие в работе т.н. рабочей группы Бакланова О.Д.
     Наряду с Крючковым В.А. отдавал наиболее важные распоряжения по использованию возможностей Комитета Госбезопасности СССР для реализации замыслов заговорщиков. Непосредственно отдал указание о подготовке мероприятий по изоляции Президента РСФСР, задействованию спецподразделений ПГУ КГБ СССР, усилении режимных мер на Гостелерадио СССР.
Первый заместитель Председателя КГБ СССР, генерал-полковник Агеев Г.Е.
     Непосредственно руководил мероприятиями по изоляции Президента СССР путем отключения средств связи на объекте “Заря” в Форосе и переподчинения 79 погранотряда и 5 отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей начальнику Службы охраны КГБ СССР Плеханову Ю.С. и его заместителю Генералову В,В,
     По его прямому указанию осуществлялась подготовка к задержанию и изоляции Президента РСФСР и руководства Российской Федерации, блокированию в контакте с подразделениями Советской Армии и МВД СССР здания Верховного Совета РСФСР, его последующего штурма, разоружению находящихся в нем лиц и их интернированию.
    Отдал распоряжение по формированию и направлению в Латвию, Литву, и Эстонию групп оперативных сотрудников для обеспечения режима чрезвычайного положения.
15 августа лично осуществил инструктаж вызванного из отпуска начальника 12 отдела КГБ СССР, генерал-майора Калгина Е.И. и начальника УПС КГБ СССР, генерал-лейтенанта Беду А.Г. по организации слухового контроля в отношении ряда руководителей СССР и РСФСР, обслуживаемых совершенно секретной, секретной и городской телефонной связью по местам их работы и жительства.
      С 18 августа осуществлял общее руководство по использованию задействованных в осу-ществлении заговора сил и средств подразделений Центрального аппарата и войск КГБ СССР. Как представитель КГБ СССР принимал участие в заседании Кабинета Министров СССР 19 августа с.г., руководил подготовкой отдельных документов о деятельности органов и войск КГБ СССР в условиях чрезвычайного положения, направляемых на места.
Заместитель Председателя КГБ СССР, генерал-майор Лебедев В.Ф.
      Дал указание об организации 18 августа наружного наблюдения за рядом руководителей СССР и РСФСР, народных депутатов СССР и РСФСР, видных общественных деятелей, ад-министративному задержанию отдельных из них. В частности, по его прямому указанию были задействованы силы Управления “З” и 7 Управления КГБ СССР по задержанию Уражцева, Гдляна, Проселкова, Камчатова.
     Создал группу информационного обеспечения режима чрезвычайного положения, осуще-ствлял руководство мероприятиями по подготовке и распространению документов ГКЧП, а также касающихся деятельности средств массовой информации, в том числе в отношении радиостанции “Эхо Москвы”.
Заместитель Председателя КГБ СССР, генерал-лейтенант Петровас И.К.
    Отдал распоряжение о приведении войск спецназначения в боевую готовность, направил в органы и войска КГБ СССР конкретные указания, регламентирующие их действия в условиях повышенной боевой готовности. Осуществлял руководство и координацию действий с МО СССР по продвижению войск к Москве, в том числе при подготовке штурма здания Верховного Совета РСФСР. По его команде в Прибалтику были направлены 300 человек личного состава 103 Воздушно-десантной дивизии.
Заместитель Председателя КГБ СССР, начальник Управления КГБ СССР по Москве и Московской области, генерал-лейтенант Прилуков В.М.
     17 августа был ознакомлен Крючковым В.А. с основным замыслом заговора и, начиная с 18 августа, осуществлял практические меры по участию в его реализации с использованием сил и средств УКГБ. Принимал личное участие во всех совещаниях у руководства КГБ СССР и в МО СССР, где разрабатывались конкретные мероприятия по использованию войск, спецназа и оперативного состава в г.Москве, отдавал указания по их исполнению своим заместителям.
       Полученные комиссией данные в отношении указанных выше лиц дают основания полагать, что еще за несколько дней до 19 августа они в той или иной степени были осведомлены о замыслах заговорщиков и осознанно действовали в их интересах.
      Одновременно из материалов расследования усматривается, что ряд руководителей под-разделений Центрального аппарата и войск КГБ СССР активно участвовал в выполнении их указаний, При этом отдельные из них еще до начала событий располагали информацией о направленности и целях проводимых ими мероприятий, однако до появления признаков провала заговора конкретных шагов по противодействию ему не предпринимали. В ходе работы комиссии некоторые из них проявили неискренность и пытались умалить долю своей ответственности.
В частности:
Начальник Управления “З” КГБ СССР, генерал-майор Воротников В.П.
    По утверждению заместителя начальника Управления “З” Мороза А.В. Воротников ин-формировал его о том, что в 18 часов 18 августа в стране будет введено чрезвычайное поло-жение. В этот же день к 16 часам он обеспечил вызов и направление сотрудников Управления совместно с представителями Третьего Главного Управления спецрейсом в Эстонию, Латвию и Литву.
     Одновременно по его указанию была сформирована группа из 11 сотрудников Управления “3” и 7 работников УКГБ по Москве и Московской области для проведения административных задержаний. ( При инструктаже каждому члену группы вручались незаполненные бланки распоряжения на административное задержание, осуществление которых предусматривалось во взаимодействии с бригадами “НН”).
    19 августа получил у Лебедева В.Ф. список лиц, подлежащих негласному наблюдению и задержанию, и передал его Добровольскому Г.В.
Заместитель начальника Управления “3” КГБ СССР, генерал майор Добровольский Г.В.
    Являясь руководителем указанной выше группы непосредственно руководил мероприятиями по задержанию Уражцева, Гдляна, Комчатова и Проселкова.
Заместитель начальника Управления “3”, генерал-майор Перфильев И.В.
    Во взаимодействии с заместителями начальника УКГБ по Москве и Московской области, генерал-майором Кучеровым И.В. 19 августа организовал группы сотрудников для обеспечения решения ГКЧП о временном приостановлении выпуска ряда газет и журналов. Вече-ром 19 августа соответствующие требования были доведены до издательства “Правда”, “Московская правда”, “Литературная газета” и 20 типографиям издательства “Известия”.
Начальник погранвойска КГБ СССР, генерал-полковник Калиниченко И.Я.
     18 августа поставил задачи Симферопольскому погранотряду и Балаковской бригаде по-граничных сторожевых кораблей по усилению внимания охране района зоны отдыха Президента СССР и подчинению командиров этих частей только начальнику службы охраны генерал-лейтенанту Плеханову Ю.С. и его заместителю генерал-майору Генералову В.В.
     Узнав 19 августа о введении чрезвычайного положения в стране, отдал распоряжение об усилении охраны госграницы, а на совещании руководителей Главка объявил распоряжение о переводе войск в состояние повышенной боевой готовности. Подписал и направил в войска подготовленное начальником Военно-политического управления погранвойск генерал-лейтенантом Бритвиным Н.В. указание, в котором предлагалось широко вести пропаганду среди всех категорий военнослужащих документов ГКЧП и принять участие в работе создаваемых на местах КПЧ в интересах выполнения служебных задач. Этим документам, подписанным также секретарем парткома погранвойск генерал-майором Анцуповым В.Г., рекомендовалось обсудить меры по реализации решений ГКЧП на партийных собраниях.
Начальник Третьего Главного Управления, вице-адмирал Жардецкий А.В.
    О существовании ГКЧП и его замыслах знал с 18 августа. Принимал личное участие в со-вещаниях у руководства КГБ и Министерства обороны СССР, где решались вопросы о фор-мировании сил и средств для блокирования здания ВС РСФСР и его штурма, отдавал указания своим заместителям по их реализации.
     По его указанию в Главке были сформированы оперативные группы: для действий у здания ВС РСФСР во главе с заместителем начальника Управления ОО КГБ СССР по Внутренним Войскам МВД СССР, генерал-майором Гущей Ю.А.; для вылета в Прибалтику под руководством своего заместителя генерал-майора Рыжака Н.И.; для анализа оперативной обстановки, а также группы резерва.
Заместитель начальника Третьего ГУ КГБ СССР, генерал-майор Булыгин Ю.Е.
     Осуществлял руководство подчиненными Главку органами, дал указание руководителям Особых Отделов КГБ СССР по Военным округам, что в связи с обострением обстановки в ряде регионов накануне подписания Союзного договора туда направлены полномочные представители МО СССР, с которыми им надлежит вступить в контакт и получить соответствующие разъяснения для дальнейших действий.
Заместитель начальника Третьего ГУ КГБ СССР, генерал-майор Калганов Ю.А.
    Для выполнения поручения по отслеживанию действий войск в Москве дважды выезжал к бывшему командующему МВО генерал-полковнику Калинину и по результатам докладывал заместителю Председателя КГБ СССР, генерал-лейтенанту Петровасу И.К.
Заместитель начальника Третьего ГУ КГБ СССР, генерал-майор Рыжак Н.И.
     Осуществлял общее руководство оперативными группами, вылетевшими 18 августа во главе с ним в Прибалтику. 19-20 августа по личной инициативе направил из особого отдела КГБ по Приб. ВО в адрес военной контрразведки прибалтийской зоны и в КГБ СССР три шифротелеграммы, в которых выражалась фактическая поддержка действий ГКЧП, вносились предложения о введении режима чрезвычайного положения на территории Прибалтики.
Заместитель начальника Управления Особых отделов КГБ СССР по внутренним войскам МВД СССР, генерал-майор Гуща Ю.А.
    19 августа выдвигался с группой на подступы к зданию ВС РСФСР вместе с батальоном ВДВ и 20 августа поступил в распоряжение заместителя начальнику УКГБ по г.Москве и Московской области Корсака А.Б. Узнав о готовящемся на 3 часа ночи 21 августа штурме здания ВС РСФСР после принятого на совещании у руководства группы “А” Карпухина отказался от участия в нем, о чем доложил Жардецкому
Заместитель начальника УКГБ СССР по Москве и Московской области, полковник Карабанов Е.П.
     Принимал личное участие в совещании у руководства КГБ СССР и в МО СССР при проработке вопросов о штурме здания ВС РСФСР, административном задержании ряда лиц , находящихся там, непосредственно руководил разработкой плана по обеспечению режима чрезвычайного положения в Москве, лично отдавал распоряжения о планировании и подготовке мер по участию УКГБ в штурме.
Заместитель начальника УКГБ по Москве и МО, генерал-майор Кучеров В.К.
     С 19 августа возглавил созданный в УКГБ оперативный штаб. По его указанию в горрайорганы 19 августа была направлена шифротелеграмма “об уточнении наличия печатной базы, кабельного телевидения и взятия на контроль их работы”.
     Направил группы сотрудников службы “З” УКГБ для доставки уведомлений в издательства о закрытии выпуска некоторых центральных, московских городских и областных изданий. Дал указание начальнику отделения Службы “З” Рязанову А.И. принять участие в обсуждении у заместителя Председателя КГБ СССР Лебедева В.Ф. вопроса о локализации деятельности радиостанции “Эхо Москвы”, выделив для этой цели несколько сотрудников УКГБ.
      Утром 19 августа направил 7 человек в распоряжение зам.начальника Управления “З” КГБ СССР Добровольского Г.В. для участия в административном задержании некоторых народных депутатов.
Заместитель начальника УКГБ по Москве и МО, генерал-майор Корсак А.Б.
     Являясь заместителем руководителя оперативного штаба, осуществлял координацию действий с воздушно-десантными войсками по блокированию Моссовета, Останкинского теле-центра, Госбанка и Гохрана СССР.
     Отдал указание о выдаче 7 сотрудникам УКГБ табельного оружия. Принимал личное участие в совещаниях у руководства КГБ СССР и МО СССР, на которых рассматривались вопросы оперативно-войсковой операции в районе здания ВС РСФСР. Отдавал необходимые распоряжения о подготовке сотрудников УКГБ к участию в штурме здания ВС РСФСР. Не-смотря на решительный отказ руководителей оперативных подразделений УКГБ от участия в этой акции, отдал указания продолжать необходимую подготовку к штурму.
    Генералы Алферов, Корсак, Кучеров не доводили до сотрудников управления поступающие через офицеров связи документы, принятые российским и московском руководством, до вечера 20 августа не пытались дать принципиальной оценки действиям ГКЧП.
Начальник 7 Управления КГБ СССР, генерал-лейтенант Расщепов Е.М.
    В период подготовки и введения чрезвычайного положения непосредственно участвовал в организации мероприятий по негласному наблюдению за руководителями органов власти РСФСР, Москвы, народными депутатами СССР, РСФСР и Моссовета, давал указания подчиненным на их участие в административном задержании четверых из них.
     18 августа в 14 часов лично вручил группе руководителей подразделений наружной разведки списки советских граждан и дал указание срочно взять их под наружное наблюдение. В списках значилось 63 человек, среди которых Руцкой, Хасбулатов, Бурбулис, Попов, Луж-ков, Яковлев, Шеварнадзе, Шахрай, Станкевич.
     17 августа перед возвращением Президента РСФСР из Алма-Аты совместно с начальником группы “А” 7 Управления КГБ СССР, генерал-майором Карпухиным В.Ф. изучал условия для проведения мероприятий по возможному задержанию Ельцина Б.Н. в аэропорту “Чкаловский”. В этих целях лично выезжал на место, поставил задачу подготовить для этого 25-30 сотрудников группы “А” и согласовать действия с МО СССР. На следующий день аналогичные мероприятия проводились по комплексам “Сосенки-4” и “Архангельское-2”.
      По особому указанию Расщепова Е.М. силами наружного наблюдения 18 августа фикси-ровались прилет Ельцина Б.Н. в аэропорт Внуково и прибытие его на дачу в поселок “Архангельское-2”.
    Кроме того, Расщеповым Е.М. было дано указание подготовить необходимые силы для организации наружного наблюдения за Бакатиным В.В., однако работу по нему не начинать до особого распоряжения.
Командир группы “А” 7 Управления КГБ СССР, генерал-майор Карпухин В.Ф.
      По распоряжениям Крючкова В.А. и Грушко В.Ф., Агеева и Расщепова 17 и 18 августа привел в боеготовность личный состав группы, осуществлял подготовку спецмероприятий в отношении Президента РСФСР, проводил рекогносцировку в аэропорту “Чкаловский”, в дачных комплексах “Сосенки” и “Архангельское”.
    По его команде группа “А” в количестве 60 человек выдвигалась 19 августа в район “Ар-хангельского”.
    По указанию Агеева осуществлял подготовку штурма группой “А” совместно с подразделениями Советской Армии и МВД СССР здания ВС РСФСР. С учетом сложившейся обстановки вокруг здания ВС РСФСР, отрицательного отношения личного состава группы и при-данных подразделений, доложил Агееву о нецелесообразности проведения операции.
Начальник Отдельного учебного центра КГБ СССР, полковник Бесков Б.П.
     По указанию начальника ПГУ КГБ СССР генерал-лейтенанта Шебаршина Л.В. привел 18 августа в повышенную боевую готовность боевые группы и подразделения и поступил в распоряжение Агеева.
     20 августа, получив указание на участие в штурме здания ВС РСФСР, доложил об этом Шебаршину, который запретил ему предпринимать какие-либо действия без его приказов.
     В критический момент поддержал позицию Карпухина и командиров других приданных подразделений о нецелесообразности проведения штурма.
    Аналогичную позицию заняли начальник 15 ГУ КГБ СССР генерал-лейтенант Горшков В.Н. и его заместитель генерал-майор Ионов В.Я., которым по указанию Агеева 20 августа была создана резервная группа в количестве 200 человек.
Начальник 12 отдела КГБ СССР, генерал-майор Калгин Е.И.
   По личному указанию Крючкова В.А., получив инструктаж у Агеева Г.Е. в нарушение законов СССР и действующих нормативных актов отдал распоряжение первому заместителю начальника 12 отдела генерал-майору Гуськову Г.В. об организации технического исполнения контроля в отношении руководителей СССР и России.
    Слуховой контроль осуществлялся с 18 по 21 августа, поступающая информация устно докладывалась Калгину, и по его указаниям частично излагалась в письменной форме без соответствующего учета. С полученными материалами Калгин знакомил Крючкова, а в его отсутствие Агеева.
   Калгин и его заместители генералы Гуськов, Смирнова, полковники Кутный, Абакумов, Фетисов в ходе служебного расследования вели себя неискренне, правдивую информацию сообщали лишь по предъявлению фактов, уличающих их в противоправных действиях.
Начальник Управления правительственной связи КГБ СССР, генерал-лейтенант Беда А.Г.
          По личному указанию Крючкова 15-17 августа организовал подачу в 12 отдел КГБ СССР линий правительственной связи абонентов – руководителей СССР и России.
15 августа по указанию Агеева направил в составе оперативной группы Службы охраны КГБ СССР, вылетевшей в Крым, сотрудников УПС во главе со своим заместителем генерал-майором Глущенко А.С., подчинив его начальнику Службы охраны КГБ СССР.
       По указанию Плеханова Ю.С. 18 августа в 16.30 Глущенко А.С. отдал распоряжение на-чальнику 21 отдела УПС КГБ СССР Парусникову С.В. выключить все виды связи на даче Президента СССР в Форосе (Объект “Заря”).
       Одновременно с 18.00 18 августа до 9.00 22 августа Службой охраны КГБ СССР была отключена связь с подразделениями погранвойск, несущих охрану внешнего периметра дачи Президента СССР.
19 августа по приказу Крючкова В.А. отдал указание о выключении аппаратов правительственной междугородной связи Ельцина Б.Н., Силаева И.С., Бурбулиса Г.Э.
Заместитель начальника 2 ГУ КГБ СССР, генерал-майор Кононов В.И.
       19 августа по указанию Грушко В.Ф. отдал соответствующие распоряжения начальникам отделов Главка по усилению режима безопасности ТАСС и АПН в связи с введением режима чрезвычайного положения.
Начальник Юридического отдела с арбитражем КГБ СССР, генерал-майор юстиции Алексеев В.И.
      Совместно со старшим консультантом Группы консультантов при Председателей КГБ СССР Сидоренко А.Г. и начальником секретариата КГБ СССР Сидаком В.А. 20 августа под-готовили проект Указа Янаева “Об Указах президента РСФСР №№ 59,61 и 63 от 19 августа 1991 года”.
     Привлекался руководством КГБ к правововй оценке и консультациям некоторых других нормативных документов.
    Касаясь роли других должностных лиц Центрального аппарата и войск КГБ в подготовке и участии в событиях 19-21 августа, следует отметить, что они узнали о их начале из сообщений средств массовой информации или по прибытии в КГБ СССР утром 19 августа. В последующем они действовали в строгом соответствии и в рамках своих функциональных обязанностей. Работа возглавляемых ими подразделений осуществлялась в обычном режиме, за исключением введения усиленного дежурства личного состава и выполнения отдельных поручений руководства КГБ СССР.
      Одновременно с этим необходимо отметить, что подавляющее большинство рядовых со-трудников, руководителей низшего и среднего звена Центрального аппарата и войск КГБ СССР не поддержали заговорщиков. В эти критические для судеб страны дни, народа и демократии они фактически блокировали проведение в жизнь замыслов ГКЧП, чем в немалой степени способствовали провалу переворота.
       Следует отметить принципиальность личного состава отдельных подразделений УКГБ СССР по Москве и МО, группы “А” 7 Управления КГБ СССР, группы “Б” ПГУ КГБ СССР, войск спецназа, частей погранвойск и других, которые заняли твердую позицию отказа от участия в возможных акциях против народа и законно избранных им органов власти
Записан
Забава Александр
Полковник
*****
Offline Offline

Сообщений: 444


« Ответ #52 : 02 Июня 2020, 03:29:55 »

Из Указа Президента РФ № 1630 от 11.10.93 г. « О назначении на должность, освобождении от должности и увольнении с военной службы офицеров федеральных органов государственной безопасности, для которых штатов предусмотрены воинские звания высших офицеров».

     1. Назначить:
 генерал-майора ВАРЛАМОВА   Валерия   Ивановича  -  начальником  Службы   собственной   безопасности    Министерства    безопасности Российской   Федерации,  освободив  его  от  должности  заместителя начальника Управления кадров Министерства  безопасности  Российской Федерации;

     2. Освободить  генерал-майора  ПРОНИНА  Анатолия  Петровича от
должности начальника Службы собственной  безопасности  Министерства  безопасности Российской Федерации.

Президент Российской Федерации                                                              Б. Ельцин
Записан
Забава Александр
Полковник
*****
Offline Offline

Сообщений: 444


« Ответ #53 : 05 Июня 2020, 03:26:04 »

Собственная безопасность в ФСБ России (1995 – 2020).

     3 апреля 1995 года Президент РФ Б.Ельцин подписал Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации».  В соответствии с ним, ФСК РФ  была переименована  в Федеральную службу безопасности Российской Федерации, при этом не проводилось организационно-штатных мероприятий, сотрудники службы (включая директора и его заместителей) оставались на своих должностях без переназначений и переаттестаций.
       Федеральную службу безопасности РФ возглавляли: М.И. Барсуков (июль 1995 - июнь 1996), Н.Д. Ковалев (июль 1996 - июль 1998), В.В. Путин (июль 1998 - август 1999), Н.П. Патрушев  (август  1999 - май 2008), А.В. Бортников (май  2008 – н/в).
      В отношении Федеральной службы безопасности со стороны представителей различных политических групп  предпринимались  попытки   обвинения в «возрождении в ФСБ политического сыска и откровенной слежке за оппозицией», переориентации ведомства на «защиту частной собственности» в ущерб деятельности по борьбе с терроризмом и шпионажем,  о засилии в ней сторонников «жесткой руки» и наличии коррупции.
      К одной из таких провокационных акций по дискредитации органов госбезопасности,  можно отнести выступление 18 ноября 1998 года  сотрудника ФСБ подполковника А. Литвиненко, который  совместно с несколькими коллегами - сотрудниками УРПО, провели в Москве пресс-конференцию, на которой сообщили журналистам, что в ноябре 1997 года руководители УРПО генерал-майор Е. Хохольков и капитан I ранга А. Камышников отдали им устный приказ убить Бориса Березовского - в то время заместителя секретаря Совета безопасности РФ.
   Директор ФСБ В. Путин сделал по  данному поводу следующее заявление: «… Как известно, Главной военной прокуратурой сейчас расследуется дело по факту подстрекательства к убийству Б. Березовского. Упомянутая в его открытом письме информация о конкретных сотрудниках ФСБ находится в поле нашего зрения. При этом мы не боимся «выносить сор из избы». В случае подтверждения сведений о неблаговидной или преступной деятельности наших сотрудников, независимо от их званий и должностей, мы безжалостно избавляемся от них и передаем материалы в Прокуратуру. Эту работу достаточно эффективно проводит Управление собственной безопасности, которое я лично курирую. В то же время я против того, чтобы публичные оценочные суждения и глубокомысленные обобщения происходили лишь на основе личных заявлений некоторых сотрудников ФСБ (в том числе и бывших) из числа упомянутых в данном открытом письме. В них объективно не исключены личные интересы, обиды и амбиции».
    По результатам проведенной Главной военной  прокуратурой проверки обвинения Литвиненко в адрес руководства не подтвердились.
      В 2000 году, после возбуждения в отношении него ряда уголовных дел, бежал с семьёй в Великобританию, где власти предоставили ему политическое убежище.
   Написал книгу "Лубянская преступная группировка", где рассказывает о грязных методах работы спецслужб, о их плотной связи с преступными группами. Назвать ее достоверным источником довольно сложно.
   23 ноября 2006 года А. Литвиненко умер, якобы от отравления полонием.
   УСБ ФСБ России принимало активное участие в пресечении противоправной деятельности,  так называемого департамента безопасности группы «Мост», работники которого, в большинстве своем бывшие сотрудники КГБ и ФСБ, занимались незаконным прослушиванием телефонных переговоров граждан, тотальной слежкой за оппонентами Гусинского, совершали другие преступления, при этом пытались активно вовлекать действующих сотрудников ФСБ.
    Именно в связи с тем, что подобные «мероприятия» осуществлялись  бывшими  отставными сотрудниками органов безопасности, УСБ было задействовано при проведении Генпрокуратурой РФ оперативно-следственных действий.
    В результате удалось выявить предателя в собственных рядах, который на протяжении нескольких лет продавал конфиденциальную информацию руководству департамента безопасности Группы «Мост». Им оказался консультант одного из отделов Информационно-аналитического управления ФСБ РФ подполковник А. Межов.
   Московский гарнизонный  военный суд признал его виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.272 (неправомерный доступ к компьютерной информации), ст. 283 (разглашение государственной тайны), ст. 285  (злоупотребление должностными полномочиями) УК РФ,  он был приговорен к трем годам и одному месяцу лишения свободы с отбыванием наказания в колонии – поселении.
    Сотрудники УСБ ФСБ  принимали непосредственное участие в оперативном обеспечении проводимой подразделениями Центра специального назначения ФСБ России операции по освобождению заложников в «Норд-Осте».
   Им удалось выявить и обезвредить пособника террористов, который корректировал действия бандитов извне, передавал в телефонном режиме информацию о передвижениях спецподразделений, готовящихся к штурму, фактически исполнял роль наводчика.
        Федеральным законом № 241 от 18.07.2011 г. в закон «Об органах ФСБ РФ» была введена статья 16.2 «Меры обеспечения собственной безопасности органов федеральной службы безопасности», которая законодательно  предоставило ведомству право  на  выполнение данной функции.
     Эти задачи решает Управление собственной безопасности, как головное  подразделение  в системе ФСБ  в сферах обеспечения собственной безопасности, противодействия коррупции и непосредственно осуществляет оперативное обслуживание подразделений центрального аппарата  ФСБ РФ.
Основными функциями Управления собственной безопасности являются:
1. Анализ и оценка состояния обеспечения собственной безопасности, противодействия коррупции, определение приоритетных направлений их совершенствования. 
2. Осуществление оперативно - розыскной деятельности  управления и подразделений собственной безопасности территориальных органов ФСБ РФ.
3. Обеспечение государственной защиты сотрудников, гражданских служащих и их близких.
4. Противодействие коррупционным проявлениям в системе ФСБ РФ
5.  Выявление, устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений сотрудниками и гражданскими служащими  ФСБ РФ
6.  Предупреждение, выявление и пресечение противоправной деятельности сотрудников и гражданских служащих  системы  ФСБ РФ.
7. Осуществление в установленном порядке оперативно-разыскной деятельности и ее документирование.
8. Рассмотрение поступивших в  управление обращений граждан (организаций) и иной информации о нарушениях законности, в том числе правонарушениях, подготавливаемых, совершаемых или совершенных сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы ФСБ РФ, проведение по ним проверок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9. Рассмотрение обращений сотрудников, гражданских служащих системы ФСБ РФ об угрозе их жизни и здоровью, а также жизни и здоровью их близких, а также о сохранности их имущества и проведение по ним проверочных мероприятий.
10. Обеспечение государственной защиты жизни, здоровья и имущества сотрудников, гражданских служащих и их близких, применения и осуществления подразделениями системы ФСБ РФ предусмотренных законодательством Российской Федерации мер безопасности.
11. Формирование и ведение информационных систем, необходимых для обеспечения деятельности  управления и подразделений собственной безопасности территориальных органов ФСБ РФ.
12. Осуществление в пределах своей компетенции мероприятий по защите государственной тайны и конфиденциальной информации.
13. Разработка и реализация мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение фактов расшифровки сведений в сфере оперативно-разыскной деятельности, разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также служебной информации ограниченного доступа или утраты служебных документов, в части касающейся.
14. Выявление фактов несоблюдения сотрудниками и гражданскими служащими подразделений, находящихся в оперативном обслуживании, обязанностей, ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации.
15.  Проведение контрольно-профилактических мероприятий, направленных на повышение защищенности объектов, используемых органами, подразделениями организациями ФСБ РФ, от преступных посягательств и террористических угроз и внесение соответствующих предложений по устранению выявленных недостатков.
16. Рассмотрение материалов и сообщений, опубликованных в средствах массовой информации по вопросам деятельности Управления.
17. Проведение в установленном порядке психофизиологических исследований.
18. Участие в кадровом обеспечении системы ФСБ РФ. Проведение в установленном порядке проверок кандидатов на должности в систему ФСБ РФ, назначение на которые осуществляется с учетом рекомендаций Главного управления.
19. Оказание практической помощи подразделениям собственной безопасности территориальных органов ФСБ РФ.
         Для этого,  органам федеральной службы безопасности  предоставлено право осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органами федеральной службы безопасности сведениям, составляющим государственную тайну.
     К мерам обеспечения собственной безопасности органов федеральной службы безопасности относятся:
а)  предварительная проверка при поступлении на службу или на работу в органы федеральной службы безопасности (психофизиологические исследования, тестирования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости, процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну и т. д.)
б) установление ограничительных   запретов на размещение  в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации  о  деятельности органов федеральной службы безопасности, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
в) представление ежегодных сведений  о  доходах,  расходах,  об   имуществе   и обязательствах имущественного характера.
      Военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности запрещается самостоятельно или через доверенных лиц принимать участие в управлении организациями, заниматься предпринимательской деятельностью, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности.
   Ограничено  право  на выезд за рубеж бывшим сотрудникам ФСБ — в течение пяти лет после их увольнения из органов безопасности. Согласно закону, решение о запрете на выезд принимается руководством спецслужбы в индивидуальном порядке. Сейчас сотрудники ФСБ не могут выезжать за границу, пока несут службу, но после увольнения запрет действует только в случае их допуска к сведениям особой важности или совершенно секретным.
    Кодексом этики и служебного поведения сотрудников органов федеральной службы, утвержденным 19 марта 2011 г. Директором ФСБ России, предусмотрена обязанность сотрудника органов федеральной службы безопасности соблюдать Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности», иные нормативные правовые акты Российской Федерации.   
        В решении вопросов по обеспечению собственной безопасности важное место занимают Управление кадров и Инспекция по личному составу в его составе. В функции Инспекции  входит проведение профилактической работы по предупреждению чрезвычайных происшествий и дисциплинарных проступков, совершаемых личным составом органов ФСБ, служебных проверок в порядке, установленном нормативными правовыми актами ФСБ России, по фактам дисциплинарных проступков и иных происшествий, не связанных с совершением сотрудниками преступлений.
      Для рассмотрения вопросов по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих органов федеральной службы безопасности и урегулированию конфликта интересов образована специальная  комиссия ФСБ России.           
          Управление собственной безопасности  возглавляет начальник Управления, который подчиняется непосредственно  директору  ФСБ России. В отсутствие начальника Управления общее руководство Управлением осуществляет его первый заместитель.
        Деятельность Управления осуществляется на основе текущего и перспективного планирования, персональной ответственности каждого должностного лица Управления за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.
      Одним из главных направлений ее  работы является выявление, пресечение и предупреждение противоправной  деятельности отдельных сотрудников органов федеральной службы безопасности  и пресечение утечки информации.
        Кроме выполнения основных функций УСБ по чистке собственных рядов на нее добавили оперативное сопровождение резонансных уголовных дел по банковским аферам, отмыванию денег, незаконной обналичке денежных средств, контрабанде и похищению крупных бизнесменов.
     Известно, что многие громкие уголовные дела  были в разработке этого управления - дела бывшего губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, главы Коми Вячеслава Гайзера, мэра Владивостока Игоря Пушкарева, бизнесмена Дмитрия Михальченко,  экс-руководителя Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Дениса  Сугробова.
      Непосредственное  участие в их реализации принимала 6-я служба УСБ,  образованная в 2004 году для оперативного сопровождения резонансных  уголовных дел и защиты свидетелей. В ее состав входит группа спецназа, которая проводила аресты  фигурантов этих дел.   
     Руководители Управления ФСБ России одни из первых кандидатов при выдвижении на вышестоящие должности, так генерал армии Смирнов С.М. в настоящее время занимает должность Первого  заместителя директора, генерал-полковник Купряжкин А.Н.  — статс-секретарь — заместитель директора, генерал – лейтенант Королев С.Б. руководит Службой экономической безопасности, генерал – майор Комков А.В. стал заместителем  начальника Департамента  военной контрразведки.
        Структурные подразделения Управления действуют на основании положений, утверждаемых начальником Управления.
        В сфере ответственности  УСБ организация и совершенствование работы подразделений собственной безопасности на местах, координация и контроль их оперативно-служебной деятельности.
        В  соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФСБ  России и в целях обеспечения собственной безопасности   ведется  оперативно-разыскная  деятельность.
     При  ее осуществлении  УСБ проводит  весь комплекс, разрешенных законом  мероприятий.
    Одной из  задач УСБ является проверка обращений граждан о неправомерных действиях сотрудников органов  ФСБ, установление объективной картины чрезвычайных происшествий, в которых сотрудник является предполагаемым виновником. 
   Для получения информации (в том числе анонимно) используется телефон доверия ФСБ России, который  является средством прямой связи граждан с органами федеральной службы безопасности.
   В Управлении собственной безопасности  рассматриваются письменные и устные обращения граждан  в отношении действий (бездействия) должностных лиц  ФСБ России, а также любая информация, которая поможет выявить и пресечь преступную деятельность в ее структурах.
    По сведениям, содержащим факты противоправной деятельности сотрудников органов ФСБ, назначаются и проводятся служебные проверки. Если в действиях сотрудника обнаруживаются признаки состава преступления, обращения и материалы проверки направляются в следственные подразделения СК России для принятия решения в соответствии с действующим законодательством.
    УСБ и его региональные  структуры участвуют в обеспечении антитеррористической защиты объектов жизнедеятельности ФСБ,  что достигается следующими мерами:
•   организация вооруженной охраны объекта (территории) с использованием технических средств и групп быстрого реагирования;
•   установлением  пропускного и внутриобъектового режимов;
•   обеспечение инженерно-технической укрепленности зданий, строений и сооружений;
•    оборудование зданий, строений и сооружений, включая периметр объекта (территории), техническими системами охранной и тревожной сигнализации, системой видеонаблюдения;
•     оборудование системы контроля управления доступом.
       Так, в апреле 2017 г.  житель Хабаровска Конев, попрощавшись в соцсетях со своими друзьями и знакомыми, убил охранника, похитив оружие в стрелковом клубе, а потом совершил нападение на приемную регионального управления ФСБ. В итоге жертвами злоумышленника, которому не исполнилось и 18 лет, стали три человека, в том числе офицер ФСБ. Сам он также погиб в перестрелке.
      В ноябре 2018 г. в здании УФСБ по Архангельской области совершил самоподрыв 17-летний студент второго курса местного политехнического техникума, называвший себя анархо – коммунистом, погиб на месте, ранения различной степени тяжести получили трое сотрудников ФСБ.
      Органы государственной безопасности всегда считались наименее коррумпированными силовыми органами государства, но в наш обиход и сознание пришли  рыночные отношения. Изменилась эпоха, появились новые  люди, поменялись приоритеты, обесценились  нравственные устои, что не замедлило сказаться на оперативно – служебной деятельности спецслужб.
   В январе 2017 г. Президент  РФ В. Путин  на пресс – конференции, отвечая на вопросы  журналистов про коррупцию,  привел пример: — Знаете, где - то год назад я пригласил Бортникова… директора ФСБ, кто не знает… и дал ему материалы, которые ко мне поступили по одному из каналов в отношении конкретной структуры. Он посмотрел… неудобно говорить, но тем не менее скажу… и говорит: «Владимир Владимирович, мы ровно полгода назад в этой структуре провели оперативно - следственные действия, возбудили уголовные дела, передали в суд, все находятся в местах лишения свободы — все из целого подразделения. Полгода назад набрали новых сотрудников, и все началось сначала…».
      Сведения о преступлениях, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, всегда являлись болезненной темой для каждого ведомства.
   В октябре 2014 года суд признал  виновным в шпионаже в интересах Грузии (ст. 275 УК РФ), бывшего старшего оперуполномоченного отдела ФСБ РФ   Мурмана Сахвадзе , наказав его  лишением свободы на 14 лет.
        По словам осужденного, он был вынужден пойти на сотрудничество с департаментом военной разведки Минобороны Грузии, опасаясь за жизнь своих родственников, проживающих в этой стране. В приговоре значилось, что Сахвадзе имел доступ к гостайне и передавал секретную информацию грузинским спецслужбам через Skype или непосредственно через родственников с августа 2008 года.
    В феврале 2019 года   Московский окружной военный суд  в закрытом режиме закончил рассмотрение  двух  уголовных дел, связанных с крупнейшим шпионским скандалом последних лет. По версии обвинения, начальник отдела оперативного управления Центра информационной безопасности  полковник ФСБ Сергей Михайлов и трое его сообщников за $10 млн. раскрыли ФБР способы и методы ведения оперативно - разыскной деятельности по делу основателя и гендиректора процессинговой компании Chronopay Павла Врублевского, которого в США называют киберпреступником номер один. Информация на компакт-дисках передавалась коммерсантам, связанным с ФБР, на международных конференциях по кибербезопасности. За нее обвиняемым якобы обещали $10 млн.
      На два года больше максимального срока, предусмотренного ст. 275 УК (госизмена), назначил суд полковнику ФСБ Сергею Михайлову. Если бывший чекист проведет в колонии строгого режима 22 года, то его гражданский подельник из «Лаборатории Касперского» Руслан Стоянов должен отсидеть 14 лет
   В марте   2019 года бывший следователь УФСБ по Магаданской области Константин Костенко приговорен к 11 годам колонии общего режима за махинации с вещественными доказательствами в виде золотых самородков. Как установил суд, подсудимый похитил около 12 кг золота на общую сумму 23,8 млн. руб.
    Раскрытие  преступлений, совершенных  сотрудниками  органов госбезопасности должно свидетельствовать  не столько о степени коррумпированности данного ведомства, сколько о том, что данная проблема решается гласно, а не внутрикорпоративно.
    Напротив, причастность к правоохранительным органам является поводом для пристального внимания к людям в погонах, наделенных властью, которая является тяжелым испытанием для человека и некоторые данную проверку не проходят.
     За  период с 2017 года по сентябрь 2019 года за совершение коррупционных преступлений были осуждены почти 32 000 человек. Из них около 10% являлись сотрудниками правоохранительных органов.
     В апреле 2019 года, Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка в докладе  о состоянии законности и правопорядка в 2018 году отметил: «В результате активизации работы служб собственной безопасности правоохранительных органов в 2018 году (в сравнении с 2017 годом) выявлено больше коррумпированных сотрудников органов внутренних дел на 1,6%  (рост с 956 до 971), СК России — на 38,1% (с 21 до 29), ФСБ России — более чем в 2 раза (с 17 до 39)» — число дел, по которым в судах вынесены  обвинительные приговоры.
       Коррупционная преступность характеризуется высокой степенью латентности, поэтому имеющаяся статистика не всегда отражает реальный масштаб совершаемых деяний.
       Анализ состояния законности и дисциплины в органах  ФСБ свидетельствует о том, что количество правонарушений среди личного состава имеет тенденцию не к снижению, а наоборот, к увеличению. К их числу относятся злоупотребления служебным положением, взяточничество, вымогательство.
       Особую опасность представляют действия сотрудников ФСБ  в виде покровительства организованным преступным группам, оказания им помощи в реализации преступных замыслов и уклонения от ответственности, предательства интересов службы.
   Уже сам факт существования преступности в органах госбезопасности  вызывает серьезную тревогу, поскольку подобные преступления имеют повышенную общественную опасность, они подрывают веру людей в закон, снижают доверие к государственным органам власти, свидетельствуют о нравственной и профессиональной деформации некоторой части сотрудников, упущениями в воспитательной работе с личным составом.
   Руководители  подразделений  должны нести персональную ответственность за случаи  преступных действий  среди подчиненных. В случае выдвижения обвинения в противоправной деятельности против сотрудника,  работа его руководства подлежит обязательной проверке, кроме этого, должна проверяется работа других  сотрудников  данного подразделения.
     Позиция руководства ФСБ, должна быть одной - все факты  преступной деятельности не оставлять безнаказанными, не взирая на должности и звания.
    В этом деле  главное — не слова, а желание бороться с  теми сотрудниками, у которых на первом месте не забота о безопасности страны, а нажива.  Нужен четкий посыл на поддержание  обстановки нетерпимости в коллективах,  всякого рода проявлений морального и служебного разложения сотрудников.







Записан
Забава Александр
Полковник
*****
Offline Offline

Сообщений: 444


« Ответ #54 : 05 Июня 2020, 04:05:42 »

      Изменения, происходящие  в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни нашего общества, получили существенное отражение и в деятельности органов госбезопасности с момента их создания.
       Менялись структура, приоритеты, руководители, произошли серьезные преобразования в самих органах, но остаётся неизменным достойный  вклад сотрудников в дело обеспечения безопасности  СССР и Российской Федерации.
        Периодически происходит смена поколений сотрудников государственной безопасности, для которых защита интересов и безопасности государства — тяжкий  труд, требующий постоянного напряжения  сил.   
    Для этого нужны люди, обладающие широкой эрудицией, высоким профессионализмом, твердыми нравственными и моральными качествами. Важнейшими требованиями являются верность и преданность Родине, честность, порядочность, трудолюбие, ответственность.
    Наличие внешних и внутренних угроз  в отношении деятельности правоохранительных органов, вызывало необходимость создания и формирования  специализированных подразделений по обеспечению собственной безопасности в их структурах.
    От проведения различного рода чисток  в ВЧК – ГПУ, создание аппаратов Особоуполномоченных в  ОГПУ – НКВД, образование Особых инспекций в НКВД – НКГБ – МГБ – КГБ к подразделениям собственной безопасности в МБ – ФСК – ФСБ России, это их исторический путь развития.
    Это действительно ОСОБЫЕ подразделения, как по задачам, которые они решают, так и по своему положению в структуре ведомств.
     В тоже время служба в подразделениях собственной безопасности  довольно тяжелая и сложная. Работа по своим, но какие они свои, положившие низменные личные интересы выше интересов государства.
     Все это время сотрудники данных подразделений испытывали и продолжают испытывать на себе определенный психологический прессинг со стороны своих коллег из других подразделений, которые возможно не понимают важность выполняемых ими задач.
   Контрразведка в контрразведке, это о них, стоящих  барьером перед различного рода предателями и оборотнями  в погонах.
     Деятельность подразделений собственной безопасности в системе органов ФСБ России должна  обеспечить комплексный подход к борьбе с предательством интересов службы, противодействию коррупции и устойчивость к возможному давлению как изнутри, так и извне со стороны представителей любых ветвей власти и управления.
         При осуществлении своих функций подразделения собственной безопасности  руководствуются Конституцией РФ,  нормами международного права, законодательными и иными нормативными правовыми актами. Их работа  строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод граждан, законности, гуманизма, презумпции невиновности, соблюдения норм и правил служебного этикета, сочетания гласных и негласных методов и средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также на основе взаимодействия с иными подразделениями ФСБ, государственными органами, гражданами.
    Сотрудники данных подразделений должны иметь гарантии независимости, что  позволит  эффективно и результативно осуществлять возложенные на них функции, невзирая на уровень проверяемого лица.
      Для достижения этой задачи в ФСБ РФ должны быть  созданы организационные условия, позволяющие применять закон одинаково в отношении любых субъектов преступления, выстроить  четкую, стройную и достаточно эффективную систему работы.   
   Вся работа УСБ  должна строиться  с упреждением, не дать сотруднику совершить преступление, выявить предпосылки к нему на ранней стадии и освободиться от такого сотрудника, своевременно очистить свои ряды.
    Органы безопасности  действуют в интересах обеспечения безопасности личности, общества и государства и являются гарантом стабильности и укрепления российской государственности.
     В современных условиях Федеральная служба безопасности России успешно решает задачи по борьбе с терроризмом, разведывательной и иной деятельностью иностранных спецслужб  и организаций, коррупционными проявлениями в обществе и иной противоправной деятельностью.
    Сотрудники ФСБ России  и впредь будут с честью, со всей ответственностью и на высоком профессиональном уровне выполнять свой служебный долг, являться образцом служения Отечеству.



Записан
Забава Александр
Полковник
*****
Offline Offline

Сообщений: 444


« Ответ #55 : 23 Июля 2020, 04:52:55 »

Государственная Дума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Закон «О федеральной службе безопасности». Закон вводит запрет на разглашение так называемой профессиональной тайны.

Военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники органов ФСБ России, а также лица, уволенные из ФСБ России, обязаны соблюдать конфиденциальность информации о деятельности органов, составляющей профессиональную тайну.

В соответствии с законом профессиональная тайна — это информация, «не содержащая сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну», при этом ее разглашение или распространение «может создать угрозу собственной безопасности органов федеральной службы безопасности или нанести ущерб их репутации».

Кроме того, информация, которая может содержать профессиональную тайну, перед ее обнародованием должна будет проходить экспертную оценку в органах Федеральной службы безопасности. Без этого ее распространение запрещено. Перечень информации и порядок проведения такой оценки будет утвержден руководством ФСБ.
Записан
Страниц: 1 ... 4 5 [6] Вверх Печать 
« предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  


Войти

Powered by SMF 1.1.20 | SMF © 2006-2008, Simple Machines
Перейти на корневой сайт МОЗОХИН.RU