Репрессии в НКВД (1935-1941)

Автор Андрей, 09 августа 2015, 14:48:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 8 гостей просматривают эту тему.

Михаiл

#2690
Цитата: Dolor от 18 января 2016, 00:34:13
ХОРОШИЛКИН Леонид Михайлович. Род. 28 октября 1900, д. Молошино, Вяземский уезд, Смоленская губ; русский; из крестьян; обр. низшее <2-классное министерское училище, вечерний рабфак Смоленского университета (1924), курсы бухгалтерии Калошина в Петрограде, 2 курса Московского текстильного института (1926)>; член ВКП(б) с апреля 1920 г.; в органах ВЧК-ОГПУ-НКВД с 15 мая 1919 г. (уволен 16 сентября 1938 г.)
1916 - 1918 гг. — курьер и отметчик адресов в экспедиции газеты «Новое и Вечернее время», затем мальчик на мойке посуды гостиницы «Селект», курьер и переписчик Особой комиссии увечных воинов; 5 мая 1918 г. - 8 апреля 1919 г. — делопроизводитель земельного отдела Юреневского волиспокома; 8 апреля - 15 мая 1919 г. — в РККА на Западном фронте.
15 мая 1919 г. - 1920 г. — секретный регистратор дивизионного особого отделения ВЧК Белорусско-Литовской дивизии, затем мл. агент, ст. агент агентурного отделения ОО ВЧК 52-й стрелковой дивизии, с того же года комендант, затем зам. нач. агентуры ОО ВЧК 3-й стрелковой дивизии; 1920 - 1921 гг. — мл. делопроизводитель, затем ст. делопроизводитель, затем. пом. нач. информации ОО ВЧК 16-й армии; 1921 г. - январь 1923 г. — кодификатор, затем секретарь административной части, затем сотрудник для поручений при секретной части ПП ВЧК/ГПУ по Западному краю; 16 ноября 1926 г. - январь 1934 г. — пом. уполномоченного 1-го отделения, уполномоченный 1-го отделения, уполномоченный 5-го отделения, оперуполномоченный 2-го отделения, уполномоченный 4-го отделения, пом. нач. 2-го отделения ОО ПП ОГПУ по Московской области; январь - 10 июля 1934 г. — нач. 1-го отделения ОО ПП ОГПУ по Московской области; 15 июля 1934 г. - 9 апреля 1937 г. — нач. 1-го отделения ОО/5-го отдела УГБ УНКВД по Московской области и ОО ГУГБ НКВД СССР Московского ВО, одновременно 20 июля 1935 г. - 9 апреля 1937 г. — пом. нач. ОО/5-го отдела УГБ УНКВД по Московской области и ОО ГУГБ НКВД СССР Московского ВО; 1 марта - 9 августа 1937 г. — зам. нач. 2 части 1-го отдела ГУГБ НКВД СССР; согласно приказу НКВД № 00166 от 7 апреля 1937 г. командирован в распоряжение Л.Г.Миронова на Дальний Восток (в составе бригады Миронова 23 апреля 1937 г. прибыл в Хабаровск); 9 августа - 25 сентября – и. о. зам. нач. ОО ГУГБ НКВД НКВД СССР ОКДВА и 5-го отдела УГБ УНКВД по Дальневосточному краю; с 25 сентября 1937 г. по момент ареста – зам. нач. ОО ГУГБ НКВД СССР ОКДВА и 5-го отдела УГБ УНКВД по Дальневосточному краю. Ст. лейтенант ГБ (26.12.1935); капитан ГБ (16.04.1937).
Награды: знак «Почетный работник ВЧК—ОГПУ (XV)» №794 (20.12.1933); орден Красной Звезды (19.12.1937); трижды - пистолет «Маузер» от Коллегии ОГПУ (18.09.1930; 20.12.1932; 19.04.1934); серебряные часы от ПП ОГПУ по Московской области (24.01.1931).
Арестован 20 июля 1938 г. Приговорен ВТ 2-й отдельной Краснознаменной армии 4 - 17 мая 1940 г. Постановлением ПВС СССР от 24 августа 1940 г. ходатайство о помиловании отклонено. Расстрелян 27 августа 1940 г. в г. Хабаровске. Место захоронения - Хабаровское городское кладбище.
Не реабилитирован.
[/quote]

ХОРОШИЛКИН:
«Когда я ознакомился с протоколом ВОЛЬСКОГО, написанным СЕМЕНОВЫМ, я увидел, что там записаны как заговорщики и шпионы сотни людей, мне совершенно по делам не знакомых. Там проходили группы людей по рыбной и по угольной промышленности, по сельскому хозяйству, по Крайкому, Крайисполкому к другим отраслям хозяйства, промышленности и советским организациям.
Я исправил этот протокол стилистически, перепечатал и, не подписывая, передал его ЛЮШКОВУ. Ему я заявил, что я ВОЛЬСКОГО по этим людям и по этим фактам совершенно не допрашивал, дел этих не знаю, и что поэтому я не могу этого протокола подписать.
ЛЮШКОВ оставил этот протокол у себя, а когда приехал КАГАН, он вызвал меня к себе к сказал, что в протоколе ВОЛЬСКОГО все правильно, и его надо подписать. Я вызвал к себе ВОЛЬСКОГО, говорил с ним по протоколу. Он всё подтвердил, но я уверен, что ВОЛЬСКИЙ многих людей оклеветал...»

«ЛЮШКОВ неоднократно говорил мне, что основная задача - сохранить голову БЛЮХЕРА, уберечь его от террористов. От ЛЮШКОВА и КАГАНА я получил установку искать террористов... КАГАН дал установку начать допрашивать заговорщиков по вопросам террора... С этого времени стали поступать протоколы с террором...»

«ЛЮШКОВ два или три раза собирал у себя следователей, ведущих дела на этих арестованных, и давал установку «прорваться на штаб». Под этим углом эти арестованные и допрашивались, от них требовали назвать участников заговора в штабе ОКДВА, хотя никаких материалов о наличии заговорщической организации в штабе у нас не было.
Когда допрашивались арестованные работники ПУАРМа ВАЙНЕРОС  и РАБИНОВИЧ , от меня ЛЮШКОВ и КАГАН требовали искать через них выход на ПУАРМ.
Получая такого рода вражеские установки от ЛЮШКОВА, КАГАНА и ОСИНИНА, я, в свою очередь, давал эти вражеские установки следователям, что не могло не способствовать созданию провокационных дел и аресту невиновных... Это вело к избиению кадров Армии. Все такого рода установки были сделаны мною как отдельные заметки, которые имеются в руках следствия...»

«По мере поступления директив из Москвы по полякам, латышам, немцам и другим националам, КАГАН давал распоряжение допрашивать арестованных поляков по их связям с «ПОВ», латышей - по связям с латышской фашистской организацией, немцев - с немецкими фашистскими формированиями... такие же указания я давал следователям...»

«Дела на Военную коллегию вообще готовились преступно небрежно. О предстоящем заседании Военной коллегии я всегда узнавал накануне этого заседания, почему дела готовились в ужасной спешке. Тщательно просмотреть за несколько часов 60-70 дел не было никакой возможности.
Каган, который представительствовал на Военной коллегии, говорил, что он изучает дела вместе с прокурором Военной коллегии Калугиным, но в последний приезд коллегии в мае 1938 г. я узнал, что ни Каган, ни Осинин дел, идущих на Военную коллегию, вовсе не знали и их не просматривали.
Секретарь Военной коллегии Кудрявцев рассказал мне в мае 1938 г., что Каган, а после его отъезда – Осинин, обвинительные заключения по делам утверждали не до заседания коллегии, а после, т. е. уже после исполнения приговора...»

«При ЯМНИЦКОМ  же была состряпана провокация о существовании на ДВК объединенного антисоветского дальневосточного центра, объединяющего все контрреволюционные формирования на ДВК, и главным образом правотроцкистскую организацию, эсеров, ТКП, РОВС и др. В создании этой провокации принимал непосредственное участие и я - ХОРОШИЛКИН. Отсюда берет свое начало и созданная провокационная краевая повстанческая организация.
Эта провокация началась с допроса ПОКУСА . По прибытии этапом из Москвы ПОКУСА, он допрашивался ОСИНИНЫМ и РУДАКОВЫМ. Они допрашивали по его делу бывшего шофера Крутова, делали им очную ставку. Когда работал здесь комкор ФРИНОВСКИЙ, вечером в кабинет ОСИНИНА зашел майор ЛИСТЕНГУРТ  и вызвал меня. В руках у ЛИСТЕНГУРТА был большой блокнот, и на верхнем листе этого блокнота была набросана карандашом схема объединенного антисоветского дальневосточного центра.
ЛИСТЕНГУРТ нас проинформировал, что показаниями арестованных (каких арестованных он не сказал) устанавливается, что на ДВК существовал антисоветский Дальневосточный центр, который был связан с японцами и который руководил в крае всей, и, главным образом, диверсионной и повстанческой работой.
По словам ЛИСТЕНГУРТА центр этот возник при ВАРЕЙКИСЕ, а позже им руководил СТАЦЕВИЧ, что ВОЛЬСКИЙ и СЛИНКИН (арестованные СПО УНКВД по ДВК) руководили по заданию этого центра всей повстанческой деятельностью в крае, возглавляя краевой повстанческий центр, что от армии в состав этого центра последовательно входили - АРОНШТАМ, ВАЙНЕРОС, а затем КРОПАЧЕВ...»
До этого момента мне о таком центре и о расстановке людей в этом центре ничего известно не было.
Закончив информацию, ЛИСТЕНГУРТ заявил, что арестованный ПОКУС является активным участником этого центра, что показания арестованных упираются в него, и что он лично (ЛИСТЕНГУРТ) должен ПОКУСА по этому вопросу допросить...
Я вызвал ПОКУСА... ЛИСТЕНГУРТ пришел... с тем же блокнотом и с той же схемой... ПОКУС написал показания об антисоветском дальневосточном центре, об участниках этого центра и о его повстанческой работе, почти точно так, как об этом проинформировал нас с ОСИНИНЫМ майор ЛИСТЕНГУРТ...»

«... Моя вина заключается в ... незаконных методах допроса..., путем избиений добивались от арестованных показания на других лиц, которых затем также арестовывали..., в показания арестованных врагов народа вписывали и честных людей... Конкретно это выражено в делах ПОКУСА... и других... "

«Ни одну антисоветскую организацию, которые были вскрыты по протоколам арестованных, но фактически не существовавших, я не отношу за свой счёт. Всё это было сделано под руководством ФРИНОВСКОГО и ЛИСТЕНГУРТА...»

«До приезда в Хабаровск Люшкова прокуроры участвовали при допросах арестованных, производили очные ставки и прочее. С приездом Люшкова был выделен следственный корпус, и он приказал прокуроров гнать из этого корпуса...»

ДБАРТ

Здравствуйте  уважаемые создатели форума!
Нашел на вашем форуме информацию о моем дедушке. Артемьев Дмитрий Фёдорович мл. лейтенант гб мой дед. Если это возможно, не могли бы вы выслать его дело. биографию или послужной список. Вместе с ним по семейной легенде возможно служила его жена Артемьева Анна Дмитриевна. В семье кроме нескольких фотографий, на которых он в форме с разными знаками воинских званий и одна  с ромбом в петлицах ничего нет. Делал запрос В Оренбург. Часть информации по делу прислали. Полной картины кем он был и чем занимался так и нет. Я понимаю время было непростое. Но лучше знать , чем не знать.
Буду рад любой информации,
с уважением Дмитрий.

Михаiл

Цитата: Andrei от 28 октября 2016, 10:22:06

Непомнящий Сергей Осипович, 1901, Красноярск, русский,
нач-к отделения ОО НКВД ОКДВА.
Арестован 09.06.1937 по ст. 193-17 п. "а" УК РСФСР.
20.11.1939 УД прекращено.


При проведении предварительного следствия по моему делу со стороны ряда работников НКВД были умышленно и сознательно допущены преступные нарушения революционной законности, с целью создания провокационного обвинения меня в преступлениях по ст. 58-1-б, 8 и 11 УК, которых я не со¬вершал, и чтобы лишить меня возможности разоблачить всю эту провокацию. Так:
а) Арестован я был еще 9/У1-1937 года бывш. нач. ОО ОКДВА БАРМИНСКИМ, оказавшимся в врагом народа, по обвинению меня в служебном преступлении по ст. 193-25 УК, вину в ко¬тором я тогда же признал и признаю.
В ноябре-декабре 1937 года, в январе, марте или апреле 1938 года меня подвергли жестоким избиениям и другого рода истязаниям, путем которых принудили записать заведомо ложные собственноручные показания, в которых я по принуждению и под диктовку со стороны пом. особоуполномоченного УДАЛЬЦА и др. оклеветал себя и других лиц в причастности к право-троцкистской к/р организации, хотя я сам о существовании такой организации до ареста ничего не знал;
В результате избиений мне серьезно повредили ребро в левой части груди в области сердца, на ребре появилась большая опухоль, которая, периодически воспаляясь, причиняет сильные боли и влияет на деятельность сердца. Повредили переднюю стенку живота, разбив мышцы, повредили зубы и глаз.
В избиениях меня участвовали бывш. пом. нач. отдела МАЛКЕВИЧ, пом. особоуполномоченного УДАЛЕЦ, уполномоченный его аппарата ТИХОНОВ.
О том, как меня эти лица били и истязали, как принудили написать заведомо ложные собственноручные показания, я под¬робно напишу особо. Я неоднократно заявлял пом. особоуполномоченного УДАЛЬЦУ, работникам его аппарата ТИХОНОВУ, ЭПЕЛЬБАУМУ и др. , что принудив меня путем избиений написать ложные показания они создают заведомую провокацию, совершают преступление перед родиной, обманывают партию и правительство. На эти мои заявления и просьбы дать мне возможность написать правду, со стороны УДАЛЬЦА и ТИХОНОВА встречались разными издевательствами.
Об избиениях, которым я подвергался со стороны МАЛКЕВИЧА, УДАЛЬЦА и ТИХОНОВА, о том, как эти палачи принудили меня под их диктовку написать заведомо ложные собственноручные показания, я при первом же вызове меня следователем БОЛЬШАКОВЫМ заявил ему, потом это заявление неоднократно повторял ему при каждом вызове, но следователь Большаков, сам изби¬вавший двух арестованных и создававший такие же провокационные дела, как и УДАЛЕЦ, эти мои заявления также умыш¬ленно игнорировал, издевательски заявляя: "Мало били, я тебя еще так побью, что не только подтвердишь то, что напи¬сал, а еще напишешь, что твоя жена и дети тоже члены организации".

Михаiл

16 мая 1938 года аппаратом Особоуполномоченного при УНКВД по ДВК арестован
ЦИВИЛЕВ Виктор Николаевич, 1902 года рождения, уроженец г. Улан-Удэ, русский, член ВКП/б/ с 1920 г., быв. нач. 2 отделения 7 отдела УГБ УНКВД на ДВК, женат, лейтенант госбезопасности.
ЦИВИЛЕВУ предъявлено обвинение в том, что он, работая в органах НКВД, являлся японским шпионом и участником правотроцкистской организации, орудовавшей в УНКВД по ДВК.
Как участник правотроцкистского заговора ЦИВИЛЕВ прошел по показаниям арестованных быв. сотрудников УНКВД: НЕЙМАН-НИКОЛЬСКОГО, ЖУЧ, ВЕРГУНОВА, ПОПОВА, ЭПЕЛЬБАУМ, ОСИНИНА, МАЛАХОВА и майора янонской армии ЛИ ИР-ГВАНА.
В процессе доследования 20 октября 1939 года дело было возвращено военным трибуналом в/НКВД Хабаровского округа. Установлено, что ЦИВИЛЕВ заговорщиком и японским шпионом не был и что дело о нём в этой части сфальсифицировано сотрудниками УНКВД РЫСЕНКО, СЕМИБРАТЧЕНКО и др.
Так, обвиняемый ЭПЕЛЬБАУМ А. А., ранее изобличавший ЦИВИЛЕВА в принадлежность к японской разведке, на допросе от 01.12.1939 г. показал:

"Никаких показаний на быв. работника 7 отдела ЦИВИЛЕВА я не давал. По существу дела меня никто не допрашивал. Я был вызван в ночь с 17 на 18 июня 1938 г., и в результате применения пыток со стороны РЫСЕНКО, БОЛЬШАКОВА и СЕМИБРАТЧЕНКО подписал в 2-х экземплярах предъявленный мне ими протокол"

Обвиняемый ПОПОВ Л. В. на допросе от 01. 12. 1939 г. также заявил о том, что ранее данные им показания о принадлежности ЦИВИЛЕВА к правотроцкистской организации являются ложными.

"Я знал его /Цивилева/ как честного коммуниста и сотрудника органов НКВД, говорит ПОПОВ, - 13 июня 1938 г. меня в полусознательном состоянии после моего истязания следователями РЫСЕНКО, СЕМИБРАТЧЕНКО и 3-й фамилия которого мне неизвестна, но которого знают двое названных, мной без прочтения был подписан протокол... Этот протокол был составлен следователем РЫСЕНКО и СЕМИБРАТЧЕНКО без моего участия и ни в коей мере не соответствует действительности"

Допрошенный 03.12.1939 г. обвиняемый ЛИ ИР-ГВАН заявил, что ранее данные им показания о принадлежности ЦИВИЛЕВА к японской разведке являются неправильными, т. к. эти показания им даны в результате применения к нему мер физического воздействия со стороны следователя ЛЮШКОВА.
Постановлением от 13 декабря 1939 г. уголовное дело на ЦИВИЛЕВА В. Н. в силу ст. 204 "б" УПК РСФСР производством прекращено и ЦИВИЛЕВ из-под стражи освобожден.

картограф

Цитата: ВАЛЕНТ от 24 марта 2016, 18:19:54

Шварц Сергей Соломонович
1894. ........
В ОГПУ  Татарской АССР (начальник Татотдела 1922-1924),

Начальник Татарского политического отдела ГПУ (ОГПУ)

Инес

Уважаемые участники форума, есть ли у вас возможность расширить сведения об капитане ГБ Шашкине Иване Ивановиче? Есть ли сведения о его биографии и родителях, семье? Заранее спасибо.

Андрей

#2696
Шашкин Иван Иванович

Родился в августе 1903 в г.Оренбурге. Отец мой кадровый рабочий транспортник работал на железнодорожной дороге в 1901-1927.
В 1928 мой отец ввиду преклонного возраста ушел на пенсию и в в том же году умер.
Я окончил трехклассное высшее народное училище на  станции Новосибирска.
В 1919-1922 работал на транспорте, телеграфистом на станции Новосибирска.
В 1922-1924 служил в РККА добровольцем.
С 1924 беспрерывно работаю в органах ОГПУ-НКВД. С 1924 был комсомольцем.
С января 1928 член ВКП /б/ .Партийных взысканий не имею.
14.01.1938

ГАРФ ф.7523,оп.44,д.197,л.1-5 - Автобиография.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вроде Ваш родственник не реабилитирован - у Вас есть вариант посмотреть его регбланк в РГАСПИ.
Если он есть в номенклатурной картотеке.
Если Вы в Москве живете - нет проблем. РГАСПИ находятся на против здания Моссовете за лошадиным задом коня Долгорукова прямо метров через
20. Вероятно и по почте можно связаться с  РГАСПИ.
Смотрите сайт РГАСПИ.

zosimkus

Цитата: Dober от 05 августа 2016, 09:37:13
Похоже, в реабилитации им отказано:

201-Н15-15СС
09:35
Зал №6024
На отказ в возбуждении надзорного производства (реабилитация)
16.03.1940 Приговор
ЛИЦА ПО ДЕЛУ: Перельмутр Яков Ефимович, УК РФ: ст. 58/1; ст. 58/7; ст. 58/11
30.06.2015 По делу вынесено определение, постановление

Здравствуйте,
по неподтвержденным данным у него был младший брат, Иван (?), работал директором кинотеатра в Ленинграде, сотрудник НКВД, возможно, без специального звания. В начале войны был направлен на фронт и погиб летом-осенью 1941 при обороне Ленинграда. В базе данных Память народа отсутствует.
Вопрос, есть ли база данных сотрудников НКВД Ленинграда, которые занимали такие должности?

Андрей

#2698
Есть приказы НКВД СССР по личному составу а также есть приказы УНКВД Ленинградской обл.
Такого сочетания директор кинотеатра и сотрудник НКВД конечно нет, другое дело если он был сексот НКВД - это другая сфера и крайне сомневаюсь
что возможно найти следы НКВД по нему.
Возможно и то что он служил в ОГПУ-НКВД затем уволен и есть приказ о его увольнении.
Надо просто послать письмо запрос в Арх.упр.УФСБ по Омской обл. и посмотреть что они ответят...

Арх.упр.

Цитата: Андрей от 14 октября 2019, 20:13:00
Надо просто послать письмо запрос в Арх.упр.УФСБ по Омской обл. и посмотреть что они ответят...
Знаток, не подскажете, когда омский отдел РАФ стал управлением? ;D