Форум истории ВЧК ОГПУ НКВД МГБ

Основные форумы => 1941-1946 НКВД - НКГБ - СМЕРШ => Тема начата: Забава Александр от 20 Апреля 2016, 14:29:52



Название: Развитие службы собственной безопасности в органах государственной безопасности
Отправлено: Забава Александр от 20 Апреля 2016, 14:29:52
Развитие  службы собственной безопасности в органах государственной безопасности (1939 – 1947 г.г.).
    
      Архивы с документами подразделений органов государственной  безопасности, которые выполняли функции по обеспечению собственной безопасности, вероятно еще длительное время не будут доступны историкам.
   Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР 10 июля 1934 года на базе Объединенного Государственного политического управления  СССР  был образован Народный комиссариат внутренних дел (НКВД СССР).
     В его структуре  приказом НКВД СССР № 2 от 11.07.1934 г. была введена должность Особоуполномоченного НКВД СССР. Штат аппарата  особоуполномоченного состоял из 36 человек, на 01.01.1940 г. он увеличился до 70 сотрудников. На данное подразделение возлагалась задача по расследованию преступлений и проступков, совершенных работниками подразделений, входивших в состав НКВД.
Должность Особоуполномоченного НКВД СССР последовательно занимали:

•   ФЕЛЬДМАН Владимир  Дмитриевич (11.07.34 – 23.10.37), ст. майор ГБ (1935).
Арестован 23 октября 1937 г. как участник «антисоветского заговора в НКВД СССР», расстрелян 10 января 1938 г. по приговору ВКВС СССР. Реабилитирован в 1956 году.
•   БАЛЯБИН  Григорий Степанович  (27.11.38 – 20.12.38),  лейтенант ГБ 02.12.38;
•   КРУГЛОВ Сергей  Никифорович,  (20.12.38 – 28.02.39), ст. майор ГБ 28.12.38;
•   СТЕФАНОВ Алексей Георгиевич,  (28.02.39 – 26.02.41), майор ГБ 09.03.39, ст. майор ГБ 14.03.40;  
Соответствующие аппараты Особоуполномоченных НКВД были созданы в республиканских НКВД, УНКВД краев и областей, окружных Особых отделах.
    Одновременно  была введена должность Особоуполномоченного  при Наркоме внутренних дел СССР, которая была упразднена приказом НКВД № 00415 от 27.12.1936 года.
•   БЕЛЕНЬКИЙ Абрам Яковлевич (10.07.34 – 27.12.36). С декабря 1936 г. по май 1938 г. помощник особоуполномоченного НКВД СССР. Арестован в 1938 году, осужден ОСО при НКВД СССР 29.05.39 г. за «антисоветскую агитацию» на 5 лет лишения свободы. Вторично осужден ВКВС СССР 07.07.41 г. по ст. 58-7, 58-8, 58-11 УК РСФСР, приговорен к ВМН. Расстрелян.
•   ЦЕСАРСКИЙ Владимир Ефимович,  (08.10.36–28.11.36),  майор ГБ (22.12.36). Арестован 09.12.38 года, приговорен ВКВС СССР 21.01.40 г. к ВМН. Расстрелян, не реабилитирован.
      Самое непосредственное участие Аппарат особоуполномоченного  принял в работе по выполнению органами НКВД Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия».
      Данному органу поручалось провести расследование фактов участия сотрудников НКВД в массовых репрессиях и провести пересмотр следственных дел на арестованных работников органов внутренних дел.
         Начиная с ноября 1938 по декабрь 1939 года из органов НКВД было уволено 7 372 сотрудника, из которых аресту подверглись 937 исполнителей массового террора.
    Из мест заключения освобождено более восьми тысяч чекистов, пострадавших в годы массового террора.
         Приказом  НКВД СССР от 10.01.1939 года было утверждено  «Положение об аппарате особоуполномоченного при НКВД СССР», в обязанности которого входило выполнение специальных поручений, связанных с проверкой и расследованием дел о сотрудниках НКВД, совершивших правонарушения, проверка материалов по заявлениям, жалобам, рапортам о должностных и государственных преступлениях, возбуждение уголовных дел в отношении сотрудников НКВД и их расследование, проведение обследования отдельных участков работы местных органов НКВД.
      3 февраля 1941 года принимается  постановление ЦК ВКП (б) о разделении НКВД СССР на два наркомата: Народный комиссариат внутренних дел  и Народный комиссариат государственной безопасности.
         Л.П. Берия назначается  Наркомом внутренних дел СССР,  В.Н. Меркулов Наркомом  государственной безопасности  СССР.
       В связи с изменением  организационно – штатной структуры в  аппарат особоуполномоченного при НКВД  СССР был ликвидирован.
       В НКВД и НКГБ СССР  было образовано новое  подразделение – Особая инспекция, которая вошла в состав Отделов кадров НКВД – НКГБ.  
     Циркуляром  НКВД СССР от 15.05.1941 г.  № 106 «Об обязанностях и задачах особых инспекций при отделах кадров НКВД республики, УНКВД краев, областей» были определены задачи нового подразделения, которые полностью пересекались с функциями бывшего аппарата особоуполномоченного.
      Заместителем  начальника отдела кадров – начальником Особой инспекции НКВД СССР был назначен ст. майор ГБ Стефанов А.Г. (11.08.41—03.46), в НКГБ – ст. майор ГБ Балябин Г.С.(02 – 07.1941).
         Постановлением  ЦК ВКП (б) и СНК СССР "О передаче  Особого отдела из НКВД СССР в ведение наркомата обороны и наркомата военно-морского флота СССР" были  организованы  при Наркомате обороны и Наркомате Военно-Морского Флота Третьи управления НКО и НКВМФ, непосредственно подчиненные народным комиссарам обороны и Военно-Морского Флота.        
      При НКВД СССР был организован  Третий отдел с функциями чекистского обслуживания пограничных и внутренних войск НКВД СССР.
     В Третьих управлениях НКО и НКВМФ  аппараты  особоуполномоченных были сохранены.
           В связи с началом Великой Отечественной  войны и переходом от мирного времени на военные условия работы 20 июля 1941 года  принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об объединении Народного комиссариата государственной безопасности  и Народного комиссариата внутренних дел  в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР.
      Народным комиссаром внутренних дел назначен Берия Л.П., его первым заместителем Меркулов В.И.
          Особая инспекция отдела кадров НКВД СССР была объединена с Особой инспекцией НКГБ, ее начальником  остался Стефанов А.Г., Балябин Г.С. был назначен его заместителем (07.41 – 04.43).
          Обстановка на советско-германском фронте и возросшие задачи вызвали  необходимость перестройки органов государственной безопасности.    Структура Народного комиссариата внутренних дел СССР уже не отвечала требованиям, предъявляемым к ней советским правительством. Государственный Комитет Обороны, ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР  приняли решение  о реорганизации НКВД СССР путем выделения из его состава оперативных подразделений государственной безопасности. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1943 года  был образован Народный комиссариат государственной безопасности СССР.
      В составе отдела кадров НКГБ СССР была образована Особая инспекция, которую возглавил полковник ГБ   Балябин Г.С.
      Приказом  НКГБ СССР № 007 от 10.03.44 г. объявлено «Положение об Особой Инспекции Отдела Кадров НКГБ  СССР».
На Особую Инспекцию Отдела Кадров НКГБ СССР возлагались следующие задачи:
1. Выполнение специальных поручений Народного Комиссара и его Заместителей, связанных с проверкой и расследованием дел о сотрудниках НКГБ.
2. Проверка и расследование материалов, поступающих в Особую Инспекцию о сотрудниках НКГБ в виде заявлений, жалоб, рапортов о должностных, бытовых и государственных преступлениях.
3. Возбуждение уголовного преследования в отношении сотрудников НКГБ, имеющих специальные звания государственной безопасности, производится с санкции Народного Комиссара Государственной Безопасности или его Заместителей.
4. Наблюдение за ходом следствия по делам о сотрудниках НКГБ, находящихся в производстве у Особых Инспекций на местах, как по возникшим у них непосредственно, так и по материалам, направляемым через аппарат центра.
5. Проведение обследования отдельных участков работы местных органов НКГБ, вызываемого необходимостью установления фактов совершенного преступления.
6. Расследование и дача заключений по материалам, поступающим от партийных, общественных организаций и государственных учреждений относительно сотрудников НКГБ.
7. Подготовка к Особому Совещанию при Народном Комиссаре Внутренних Дел СССР и передача в суды законченных следственных дел, проходящих через аппарат Особой Инспекции.
8. Проверка работы Особых Инспекций на местах и осуществление постоянного руководства их деятельностью.
          Органы военной контрразведки не вошли в состав НКВД  и НКГБ.  19 апреля 1943 г.  Постановлением СНК СССР № 415 -138 сс Управление особых отделов  было изъято из ведения НКВД СССР и на его базе были образованы:
1.   Главное управление контрразведки «СМЕРШ» Народного комиссариата обороны СССР.
2.   Управление контрразведки «СМЕРШ» Народного комиссариата ВМФ СССР.

По неподтвержденной документально версии в ГУКР  НКО «СМЕРШ» и УКР НКВМФ «СМЕРШ» существовали аппараты особоуполномоченных, данный вопрос требует дальнейшей проработки.
        Приказом НКВД СССР от 15 мая 1943 г. на базе 6 отдела бывшего Управления особых отделов НКВД СССР был образован Отдел контрразведки НКВД СССР "СМЕРШ" по контрразведывательному обеспечению войск НКВД, который имел строго вертикальную систему подчинения (полк(отряд)  – дивизия – округ  – центр).
       Во всех республиканских НКВД, УНКВД  краев и областей были образованы самостоятельные отделы (отделения) контрразведки «СМЕРШ», которые подчинялись  начальникам соответствующих УНКВД – НКВД.
          Отделы контрразведки «СМЕРШ»  территориальных органов решали следующие задачи:
а) проведение оперативно — розыскных мероприятий, направленных на борьбу со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок в  подразделениях и учреждениях НКВД;
б) борьба с антисоветскими элементами;
в)  изучение и проверка сотрудников, зачисленных на службу  и принятых на работу, бывших в плену и окружении противника;
г)  борьба с предательством и изменой Родине;
д) возбуждение уголовных дел и проведение следствия по делам, отнесенным к компетенции органов  «СМЕРШ» НКВД;

    Отделы контрразведки «СМЕРШ» территориальных органов и их Особые инспекции работали параллельно  в соответствии с возложенными на них задачами.
       В целях борьбы с различного рода преступными проявлениями в масштабах Наркомата внутренних дел в целом, по вскрытым фактам издавались приказы, как общие – с анализом положения и указанием на необходимость усиления борьбы с преступлениями, нарушениями и аморальными проявлениями, так и отдельные – о привлечении к судебной ответственности, либо о наложении взысканий на того или иного сотрудника. Объявлялись приговоры военных трибуналов, проводились показательные процессы.
           Согласно данным  Особой инспекции НКВД  СССР  в 1945 году поступили материалы для расследования на 42849 работников.
         Основными недостатками в работе Особой инспекции НКВД СССР отмечались: чрезмерно большие сроки расследования поступавших материалов, отсутствие плановости в работе, надлежащего контроля за приведением в исполнение решений о взысканиях на виновных, недостаточная связь с партийными органами.

             Приказом МВД СССР № 063 от 29 января 1947 г. Отдел кадров МВД СССР был реорганизован в Управление кадров МВД СССР.
          Приказом МВД СССР № 00320 от 22 марта 1947 г. на базе Особой инспекции Управления кадров МВД СССР была организована Особая инспекция МВД СССР (расследование административных правонарушений сотрудников МВД).
            Приказом МВД СССР № 858 от 24 июня 1947 г. начальником Особой инспекции МВД СССР был назначен бывший начальник Юридической части МВД СССР  полковник С.Н. Сухарев.


 

 


Название: Re: Развитие службы собственной безопасности в органах государственной безопасности
Отправлено: картограф от 20 Апреля 2016, 20:35:21
.... совершенных сотрудниками органов внутренних дел.
......

Приветствую, Александр!
Спасибо за статью.
По этой фразе возникли вопросы :
1. В документах того времени слово "сотрудники"писали? По-моему только "работники".
2. Тоже по органам внутренних дел. ГУГБ к этим органам разве относиться?


Название: Re: Развитие службы собственной безопасности в органах государственной безопасности
Отправлено: Забава Александр от 21 Апреля 2016, 05:40:08
Внес поправку


Название: Re: Развитие службы собственной безопасности в органах государственной безопасности
Отправлено: Забава Александр от 03 Февраля 2018, 16:24:12

Дальнейшее изучение данного вопроса подтвердило наличие особоуполномоченных в структуре военной контрразведки. В период с июля 1941 года по апрель 1943 года данные должности имелись в звене фронт - флот - округ. Особоуполномоченные имели двойное подчинение, в административном плане подчинялись руководителю органа и в оперативном замыкались на  Особую  инспекцию отдела кадров НКВД СССР.

БОЛЬШАНОВ Владимир Григорьевич
Особоуполномоченный ОО НКВД Юго - Восточного фронта (08.42 - )
Особоуполномоченный ОО НКВД Сталинградского фронта
Особоуполномоченный ОО НКВД Южного фронта ( - 03.43)

ЛЕШКОВ  Алексей Георгиевич
особоуполномоченный ОО НКВД Западного фронта

НЕКРАСОВ Александр  Михайлович
Особоуполномоченный ОО НКВД Закавказского фронта

ТИМОФЕЕВ  Евлогий Матвеевич
         особоуполномоченный 00 НКВД Архангельского военного округа (  -  04.42)

 С момента образования органов военной контрразведки "СМЕРШ" аппарат особоуполномоченных в звене фронт - флот - округ был сохранен.
ЧЕРКАШИН  Ефим Михайлович
Особоуполномоченный УКР «СМЕРШ» Белорусского фронта, майор

СОРОКИН Александр Дмитриевич
Особоуполномоченный ОКР «СМЕРШ»  НКВМФ Черноморского флота, подполковник

Возникает вопрос о их подчиненности в ГУКР:
на отдел кадров ГУКР
 или
на помощника начальника ГУКР по кадрам генерал - лейтенанта Москаленко И.И.


Название: Re: Развитие службы собственной безопасности в органах государственной безопасности
Отправлено: VLADVLAD от 03 Февраля 2018, 23:48:55
Развитие  службы собственной безопасности в органах государственной безопасности (1939 – 1947 г.г.).
    
   •   ФЕЛЬДМАН Владимир  Дмитриевич (11.07.34 – 23.10.37), ст. майор ГБ (1935).
Арестован 23 октября 1937 г. как участник «антисоветского заговора в НКВД СССР», расстрелян 10 января 1938 г. по приговору ВКВС СССР. Реабилитирован в 1956 году.


Фельдман занимался этими вопросами с января 1924


Название: Re: Развитие службы собственной безопасности в органах государственной безопасности
Отправлено: Забава Александр от 04 Февраля 2018, 06:29:59
Развитие службы собственной безопасности в  МВД СССР – РФ.

      Приказом МВД СССР № 063 от 29 января 1947 г. Отдел кадров МВД СССР был реорганизован в Управление кадров МВД СССР.
          Приказом МВД СССР № 00320 от 22 марта 1947 г. на базе Особой инспекции Управления кадров МВД СССР была организована Особая инспекция МВД СССР (расследование административных правонарушений сотрудников МВД).
            Приказом МВД СССР № 858 от 24 июня 1947 г. начальником Особой инспекции МВД СССР был назначен бывший начальник Юридической части МВД СССР  полковник С.Н. Сухарев.
Штат Особой инспекции состоял из оперуполномоченных и следователей.
      В июне 1947 г. издается Приказ МВД СССР "Об объявлении Положения об особых инспекциях МВД СССР, МВД республик, УВД по краям и областям".
     На базе Отдела контрразведки «СМЕРШ» НКВД  СССР  был образован Отдел контрразведки Министерства внутренних дел СССР, который просуществовал  до марта 1953 года, когда МГБ и МВД были объединены в одно министерство  - МВД СССР.
      До апреля 1947 года Отдел контрразведки МВД СССР возглавлял генерал – майор  В.И. Смирнов, его сменил генерал – майор А.Н. Асмолов, в декабре 1950 года на эту должность был назначен генерал – майор П.И. Окунев, а с  декабря 1952 года полковник внутренней службы И.Е. Клименко.
      Отдел контрразведки МВД СССР занимался  контрразведывательной  работой  в органах внутренних дел по вопросам обеспечения их государственной безопасности.
        В конце 1953 года Особая инспекция вновь вводится в состав Управления кадров УК МВД СССР.
           С июня 1957 года Особые инспекции стали называться  Инспекциями по личному составу (ИЛС) при УК МВД СССР, отделах кадров МВД - УВД республик, задачами которых стали проверка материалов, заявлений и жалоб на работников учреждений МВД, производство дознания по делам о преступлениях, совершенных работниками органов внутренних дел.
       28 августа 1957 года было утверждено Положение об инспекции по личному составу.
        После создания в 1966 году Министерства охраны общественного порядка РСФСР инспекции по личному составу перестали проводить дознание, а Положение, регламентировавшее их деятельность, практически не применялось.
         В 1979 году было утверждено Примерное положение об инспекции по личному составу кадровых аппаратов, определившее основные задачи инспекций, заключавшиеся в проведении служебных расследований по фактам нарушений дисциплины и социалистической законности.
       В рамках активизации работы по обеспечению собственной безопасности и укреплению законности в органах внутренних дел 18  декабря 1995 года во исполнение статьи 10 Закона РФ "Об основах государственной службы в Российской Федерации" и пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 сентября 1995 года № 954с "Об организации контрразведывательной деятельности в Российской Федерации", приказом  МВД  РФ № 050 от 18.12.95 года,  в структуре Министерства внутренних дел было создано Управление собственной безопасности, на которое возложено выполнение задач по борьбе с преступностью и коррупцией среди личного состава органов внутренних дел.
   Приказ  МВД РФ № 129 от 26.02.1996 года  «О мерах по обеспечению законности в Российской Федерации и укреплению собственной безопасности», положил начало образования системы аппаратов собственной безопасности в регионах.
        Данным приказом Инспекции по личному составу были выведены из состава управлений (отделов) кадров МВД, ГУВД, УВД, УВДТ и за счет их штатной численности были созданы управления (отделы) собственной безопасности в регионах страны.       
       Началось формирование подразделений собственной безопасности органов внутренних дел в субъектах Российской Федерации, УВД на транспорте, УВД (ОВД), подчиненных Управлению режимных объектов МВД  страны.
     В октябре-ноябре 2001 года сформированы управления и отделы собственной безопасности ГУ МВД России по федеральным округам.
     УСБ МВД России было реорганизовано в ГУСБ МВД России.
     В соответствии с Указом Президента РФ от 5 ноября 2004 г. № 1407 «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий  в структуре центрального аппарата МВД России образован Департамент собственной безопасности МВД России.
       Приказом МВД России № 765 от 23.11.2004 «Вопросы Департамента собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации» были определены основные  задачи ДСБ МВД России по обеспечению собственной безопасности.
          Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации  № 679 от 16.06.2011 г.  утверждено «Положение о Главном управлении собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации».  В соответствии,  с которым на ГУСБ МВД России было  возложено осуществление  оперативно-розыскной  деятельности по обеспечению собственной безопасности и противодействию коррупции в центральном аппарате МВД России, территориальных органах МВД России на окружном и межрегиональном уровнях, в линейных отделах МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
     Штатное расписания Главного управления собственной безопасности утверждено приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 644 от 16.06.2011 г. 
       Со вступлением в силу Федерального закона «О полиции» (№3-ФЗ от 07.02.2011 г.) региональные Управления собственной безопасности реорганизованы в оперативно-разыскные  части  собственной безопасности  (ОРЧ СБ).

       Основными задачами ОРЧ СБ России являются:

•   Реализация мер обеспечения собственной безопасности в подразделениях, находящихся в оперативном обслуживании, предотвращение проникновения в них лиц, преследующих противоправные цели.
•   Противодействие коррупции, разработка и реализация мер по вопросам деятельности ОРЧ (СБ) ГУ МВД России подразделениях, находящихся в оперативном обслуживании.
•   Предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, планируемых к совершению, совершенных либо совершаемых сотрудниками, гражданскими служащими и работниками подразделений, находящихся в оперативном обслуживании, а также выявление их коррупционных связей.
•   Организация государственной защиты и участие в обеспечении безопасности сотрудников, гражданских служащих и их близких.
•   Профилактика в пределах компетенции правонарушений сотрудников, гражданских служащих и работников подразделений, находящихся в оперативном обслуживании, выявление и устранение условий, способствующих их совершению.
•   Осуществление ведомственного контроля за деятельностью подразделений, находящихся в оперативном обслуживании, по вопросам соблюдения сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России законности, в том числе прав и свобод граждан при исполнении служебных обязанностей, а также установленных ограничений и запретов.
•   Организация деятельности структурных подразделений МВД России , подчиненных ему территориальных органов МВД России на районном уровне, а также подразделений и организаций, созданных для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов, по защите их от дискредитации.
•   проведение служебных проверок по инициативно выявленным правонарушениям, совершенным сотрудниками органов внутренних дел, а также специальных мероприятий по предотвращению приема на службу в органы внутренних дел лиц, преследующих противоправные цели;
•     Организация и проведение оперативно-профилактических мероприятий, направленных на противодействие преступлениям террористической направленности.

     Приказом  МВД России от 2 января 2013 г. № 1от 02.01. 2013 г. утверждена «Концепция  обеспечения собственной безопасности в системе МВД России».

Структура обеспечения собственной безопасности:
а) Главное управление собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации;
б) подразделения собственной безопасности территориальных органов МВД России:
в) подразделения собственной безопасности оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений

Руководители УСБ –ГУСБ –ДСБ – ГУСБ МВД России:

Генерал – лейтенант внутренней службы Голицын Святослав Васильевич (декабрь1995 – июль 1998)
Генерал – лейтенант Макарычев Александр Константинович (июль 1998 –апрель 1999)
Генерал – лейтенант внутренней службы Стрельников Александр Александрович (апрель 1999 –июнь 1999)
Генерал - лейтенант милиции Серебряков Валерий Вадимович (июнь 1999 – апрель 2001)
Генерал  - лейтенант милиции Ромодановский Константин Олегович (апрель 2001 – июль 2005)
Генерал - лейтенант милиции Драгунцов Юрий Владимирович (2006 –2012)
Генерал - лейтенант полиции Макаров Александр Иванович (28.07.12 – по настоящее время).   


Название: Re: Развитие службы собственной безопасности в органах государственной безопасности
Отправлено: картограф от 04 Февраля 2018, 15:45:40
....
           С июня 1957 года Особые инспекции стали называться  Инспекциями по личному составу (ИЛС) при УК МВД СССР, отделах кадров МВД-УВД республик, задачами которых стали проверка материалов, заявлений и жалоб на работников учреждений МВД, производство дознания по делам о преступлениях, совершенных работниками органов внутренних дел.
       28 августа 1957 года было утверждено Положение об инспекции по личному составу.
      ...
В качестве дополнения. Как решался кадровый вопрос.
9 ноября 1955 года министр внутренних дел Татарской АССР полковник ГБ ( с 02.06.1956 года-
 полковник внутренней службы) Япеев своим приказом в штате Особой инспекции отдела кадров МВД ТАССР  создал группу "по расследованию дел на работников милиции" (за счёт штатной численности) в составе старшего следователя и следователя.


Название: Re: Развитие службы собственной безопасности в органах государственной безопасности
Отправлено: Забава Александр от 04 Февраля 2018, 16:49:23
Управление «Р»  ГУСБ МВД  РФ.

      В 2009 году в структуре Департамента собственной безопасности МВД РФ было создано отдельное оперативно - разыскное бюро - ОРБ-16, которое занималось вопросами обеспечения собственной безопасности в транспортной полиции.
 
   В декабре 2011 года  в  структуре ГУСБ МВД России образовано 5 Управление ("Р"), которое осуществляло  оперативное обслуживание Главного управления на транспорте МВД России, ФКУ "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации", управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, а также главных управлений МВД России по федеральным округам, подразделений ФМС России и иных организаций и подразделений, осуществляющих полномочия в пределах соответствующего федерального округа.
    Для реализации задач, стоящих перед 5 Управлением ("Р") ГУСБ МВД России, в его структуре  были образованы 14 отдел (координации деятельности "Ф") и  15 отдел (координации деятельности "Т") по направлениям деятельности в федеральных округах и на транспорте.
   14 отдел 5 Управления ("Р") ГУСБ МВД России – осуществлял координацию  деятельности "Ф" в отделах - "ЦФО-Ф" (г. Москва), "СЗФО-Ф" (г.Санкт-Петербург), "ЮФО - Ф" (г.Ростов-на-Дону), "СКФО - Ф" (г.Пятигорск), "ПФО - Ф" (г.Нижний Новгород), "УрФО - Ф" (г.Екатеринбург), "СФО - Ф" (г.Новосибирск), "ДФО - Ф" (г.Хабаровск) по делам о преступлениях коррупционной направленности.
   15 отдел 5 Управления ("Р") ГУСБ МВД России – осуществлял координацию  деятельности "Р" в отделах -  "ДФО-Т" (г.Хабаровск) "ПФО-Т" (г.Нижний Новгород)
"СФО-Т" (г.Новосибирск) "СЗФО-Т" (г.Санкт-Петербург) "СКФО-Т" (г.Ростов-на-Дону) ЮФО "Т" (г.Краснодар) "УрФО-Т" (г.Екатеринбург) "ЦФО-Т" (г.Москва) "У-Т" (г.Иркутск
           В 2013 году 5 Управление («Р») преобразовано в Управление «Р». Приказом ГУСБ МВД России от 01.07.2013 № 41 утверждены положения об Управлении «Р» ГУСБ МВД России и о его структурных подразделениях.
          Приказом МВД России от 06.08.2014 N 666 в структуре ГУСБ МВД России ликвидировано Управление "Р" и создано Региональное управление собственной безопасности, положения о котором и его структурных подразделениях утверждены приказом ГУСБ МВД России от 25.09.2014 N 35.
        Функциями Регионального управления собственной безопасности ГУСБ МВД России являлось осуществление оперативно-розыскной деятельности по обеспечению собственной безопасности и противодействия коррупции в Главном управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации, федеральном казенном учреждении "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации", в управлениях на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, Восточно-Сибирском и Забайкальском линейных управлениях Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, временных подразделениях, созданных для выполнения оперативно-служебных задач на территории соответствующего федерального округа, а также в иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, дислоцированных на территории федеральных округов, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, носящих межрегиональный характер, вызвавших большой общественный резонанс, отнесенных к компетенции ГУСБ МВД России.
      Для реализации задач, стоящих перед Региональным управлением собственной безопасности ГУСБ МВД России, в его структуре образованы отдел координации деятельности ПСБ на межрегиональном уровне ГУСБ МВД России и 16 отдел ("Центр"), 17 отдел ("Запад"), 18 отдел ("Юг"), 19 отдел ("Кавказ"), 20 отдел ("Урал"), 21 отдел ("Приволжье"), 22 отдел ("Сибирь"), 23 отдел ("Восток") собственной безопасности и входящие в их состав группы "Воронеж:", "Калининград", "Сочи", "Ханкала", "Сургут", "Красноярск", "Иркутск", "Чита", "Владивосток" и отделения "Краснодар", "Крым", "Ростов", "Самара".
    20 апреля 2017 г. министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев подписал приказ об упразднении  Регионального управлением собственной безопасности ГУСБ МВД России и его подразделений.



Название: Re: Развитие службы собственной безопасности в органах государственной безопасности
Отправлено: Забава Александр от 04 Февраля 2018, 18:41:41
 Что послужило основанием для высоких инстанций  для  принятии решения о ликвидации РУСБ ГУСБ МВД РФ ?

   В декабре 2017 года Главное следственное управление СКР по Санкт-Петербургу предъявило в окончательной редакции обвинение экс-начальнику 17-го отдела («Запад») регионального управления собственной безопасности МВД России Юрию Тимченко по ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере), а также по ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество в особо крупном размере). По версии следствия, полицейский в ноябре 2016 года получил 4 млн. руб. от компании «Деловые линии», в отношении которой велось уголовное дело об уклонении от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ) на сумму свыше 1 млрд.  руб., возбужденного региональным ГСУ СКР.  В рамках уголовного дела был арестован счет «Деловых линий», на котором находилось около 1,6 млрд руб. Полковник Тимченко, как полагает следствие, за взятку обещал информировать представителей компании о перспективах следствия. Деньги, по данным СКР, передавались через двух посредников — Константина Марченкова и Сергея Зиновенко, которые сотрудничают со следствием и дают показания.
    Второй эпизод — покушение на мошенничество на 100 млн руб.— датируется началом декабря 2016 года. По версии следствия, Тимченко совместно с посредниками ввел в заблуждение представителя той же компании о своих возможностях оказывать влияние на принятие решений следствием — в частности, разблокировать счет.  На встрече с представителем «Деловых линий» и посредниками, по данным следствия, он показал копии материалов уголовного дела, демонстрируя тем самым свои возможности.
          Согласно материалам дела, первый транш — 50 млн. руб.— планировалось передать 8 декабря прошлого года, а оставшуюся сумму — после снятия ареста. Однако коммерсанты  обратились в управление ФСБ России, после чего ситуацию взяли под контроль чекисты. 7 декабря 2016 года при получении денег  были задержаны посредники, а на следующий день и полковник полиции Тимченко Ю., арест которого санкционировал суд.


Название: Re: Развитие службы собственной безопасности в органах государственной безопасности
Отправлено: Забава Александр от 06 Февраля 2018, 12:09:11
Обеспечение собственной безопасности в ФСБ России.

Закон "О Федеральной службе безопасности"  требует применения особых мер по защите сведений о федеральной службе безопасности.
       Одним из направлений  деятельности органов федеральной службы безопасности является контрразведывательная деятельность, в том числе для обеспечения собственной безопасности.
         Для этого,  органам федеральной службы безопасности  предоставлено право осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органами федеральной службы безопасности сведениям, составляющим государственную тайну.
     К мерам обеспечения собственной безопасности органов федеральной службы безопасности относятся:
Граждане Российской Федерации, поступающие на военную службу, на федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы федеральной службы безопасности, военнослужащие и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности проходят:
а) психофизиологические исследования, тестирования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости, проверку в целях определения их пригодности к службе или к работе в органах федеральной службы безопасности и соответствия квалификационным требованиям, в том числе обязательный опрос с использованием технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде;
б) процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;
в) проверку, которая связана с обеспечением собственной безопасности органов федеральной службы безопасности, в том числе с использованием технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде.
Военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности запрещается размещать в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию (в том числе фото-, видеоматериалы и другие материалы) о себе, других сотрудниках органов федеральной службы безопасности, позволяющую раскрыть ведомственную принадлежность к кадровому составу органов федеральной службы безопасности, о своей служебной деятельности, деятельности органов федеральной службы безопасности.
Граждане Российской Федерации, поступающие на военную службу, на федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы федеральной службы безопасности, военнослужащие и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности обязаны представлять в подразделения кадров информацию, относящуюся к обеспечению собственной безопасности органов федеральной службы безопасности, в соответствии с перечнем в случаях и порядке, которые определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности допускается устанавливать контакты с лицами, в отношении которых заведомо известно, что они являются иностранными гражданами, обращаться в зарубежные средства массовой информации, иностранные, международные организации, а также в некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, в порядке и на условиях, которые определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Сотрудникам органов федеральной службы безопасности, их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, если это не обусловлено решением задач оперативно-служебной деятельности.
Военнослужащие и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности могут размещать свои персональные данные в социальных сетях, блогах  и иных сетевых сообществах информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Для решения вышеперечисленных задач в  1992 году была создана Служба собственной безопасности, в настоящее время Управление собственной безопасности ФСБ РФ.
УСБ ФСБ РФ  подчиняется директору ФСБ.  Одним из главных направлений ее  работы является выявление, пресечение и предупреждение противоправной  деятельности отдельных сотрудников госбезопасности и пресечение утечки информации.
           В решении вопросов по обеспечению собственной безопасности важное место занимают Управление кадров и Инспекция по личному составу в составе Инспекторского управления ФСБ. В функции Инспекции  входит проведение служебных разбирательств по указанию директора.
          Кроме выполнения основных функций УСБ по чистке собственных рядов на нее добавили оперативное сопровождение уголовных дел по банковским аферам, отмыванию денег, незаконной обналичке, контрабанде и похищению крупных бизнесменов.
     Известно, что все громкие уголовные дела последнего времени были в разработке этого управления - дела бывшего губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, главы Коми Вячеслава Гайзера, мэра Владивостока Игоря Пушкарева, бизнесмена Дмитрия Михальченко и экс-руководителя Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Дениса  Сугробова.
      Непосредственное  участие в их реализации принимала 6-я служба УСБ,  образованная в 2004 году для оперативного сопровождения громких уголовных дел и защиты свидетелей. В ее состав входит группа спецназа, которая проводила аресты  фигурантов этих дел.
        В сентябре 2016 года  Президент России Владимир Путин подписал указ о назначении главой Управления собственной безопасности  ФСБ бывшего начальника 2-й службы УСБ Алексея Викторовича  Комкова.

Руководители Управления собственной безопасности ФСБ (9-е управление):
АНИСИМОВ Владимир Гаврилович
ПАТРУШЕВ  Николай Платонович 1994 – 1998
ИВАНОВ Виктор Петрович  1998-99 гг.
СМИРНОВ   Сергей Михайлович  до июля  2000 г.
Генерал-майор ШИШИН .Сергей Владимирович (17.12.2002 - )
Генерал-лейтенант КУПРЯЖКИН Александр Николаевич
Генерал-лейтенант КОРОЛЕВ   Сергей Борисович (08.2011 – 07.2016)
Генерал – майор КОМКОВ Алексей Викторович (09.2016 по н.в)  


Название: Re: Развитие службы собственной безопасности в органах государственной безопасности
Отправлено: Забава Александр от 07 Февраля 2018, 11:59:36
Обеспечение собственной безопасности таможенных органов.

      В  1995 году было создано Управление собственной безопасности Государственного таможенного комитета РФ (УСБ  ГТК РФ).
    Приказом ГТК России от 3 апреля № 202 от 03.04.1995 г. в Московском таможенном управлении был образован первый специальный отряд быстрого реагирования штатной численностью 105 сотрудников с оперативным подчинением Управлению собственной безопасности  ГТК России.
    Приказом ГТК России от 26.04.1995 № 287 утверждена Концепция ГТК
об обеспечении собственной безопасности.
    Приказом  ГТК России № 259 от 28.04.1998 г.   утверждено «Общее  положение о подразделениях собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации и «Положение об Управлении собственной безопасности ГТК России".
      В связи с проведением реформы таможенной службы в 2004 году на базе УСБ ГТК образовано Управление собственной безопасности Федеральной таможенной службы РФ (УСБ ФТС РФ).
     Приказами ФТС России № 134 от 12.10.2004 г. утверждено «Положение об Управлении собственной безопасности" , № 415 от 04.05.2005 г. «Типовое положение о службе собственной безопасности регионального таможенного управления». .
    Приказом ФТС России № 1067  от 30.10.2006 г.  было  утверждено новое «Положение об Управлении собственной безопасности".
       В 2009 году по материалам службы собственной безопасности ФТС России было возбуждено 697 уголовных дел, из них 516 – по преступлениям против интересов государства, в том числе коррупционной направленности, в отношении 261 должностного лица таможенных органов и 39 взяткодателей.
          Приказом Федеральной таможенной службы России  № 964 от 05.10. 2010 г. утверждена Аналитическая программа ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2010-2011 гг.».
        Совершенствование организационных и практических мер, направленных на выявление и пресечение фактов совершения должностными лицами таможенных умышленных правонарушений против интересов службы, позволило службе собственной безопасности ФТС России пресекать не только отдельные факты противоправных деяний, но и преступные схемы.
     Приказом руководителя ФТС РФ № 1570 от 01.08.2011 г. «О проведении организационно-штатных мероприятий в центральном аппарате ФТС России» УСБ ФТС ликвидировано.
    В соответствии с данным приказом с 8 августа 2011 года в ФТС создано Управление по противодействию коррупции (УПК ФТС),  которое возглавил бывший советник главы таможенной службы России Андрея Бельянинова, генерал-майор таможенной службы Игорь Морозов.
    Приказом  ФТС России № 1708 от 22.08.2011 г. утверждено «Положение  об Управлении по противодействию коррупции".
     Управление по противодействию коррупции   является оперативным структурным подразделением ФТС России, наделенным полномочиями органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в целях обеспечения противодействия коррупции, обеспечения собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенный орган), а также создания необходимых условий для наиболее эффективного и качественного выполнения таможенными органами и их должностными лицами задач по защите экономических интересов и экономической безопасности Российской Федерации; Управление является головным структурным подразделением ФТС России, определяющим приоритетные направления оперативно-служебной деятельности подразделений по противодействию коррупции таможенных органов.

        28 июля 2016 года на должность руководителя Федеральной таможенной службы назначен Булавин В.И., бывший  полномочный представитель Президента в Северо-Западном федеральном округе, ранее работавший в ФСБ России.

       Приказом  ФТС России № 207 от 09.02.2017 г. утверждено новое «Положение об Управлении по противодействию коррупции".

Направление деятельности УПК ФТС:
1) защита экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, организация и осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях противодействия коррупции и коррупционным проявлениям в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, обеспечения собственной безопасности таможенных органов;
2) осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений коррупционной направленности и иных преступлений против интересов государственной службы в таможенных органах;
3) организация и обеспечение государственной защиты должностных лиц таможенных органов в связи с исполнением ими должностных обязанностей, безопасности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие таможенным органам в лице Управления и подразделений по противодействию коррупции таможенных органов, при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на их жизнь, здоровье или имущество, а равно членов их семей и близких;
4) оперативное и методическое руководство оперативно-розыскной деятельностью подразделений по противодействию коррупции таможенных органов;
5) организация и обеспечение взаимодействия с другими правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;
6) участие в разработке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в части, касающейся компетенции ФТС России и правоохранительных органов Российской Федерации.

     Результаты деятельности УПК ФТС за 2017 год:

           По материалам подразделений по противодействию коррупции возбуждено 406 уголовных дела (за 2016 год – 409).
          По должностным преступлениям в целом возбуждено 183 уголовных дела в отношении 102 должностных лиц таможенных органов.
           Количество уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности по сравнению с 2016 годом увеличилось на 33%. Так, за 2016 год возбуждено 230 таких дел, в 2017 году – 306 дел. При этом в отношении 78 должностных лиц таможенных органов возбуждено 135 уголовных дел коррупционной направленности, в то же время в отношении 71 взяткодателя – 171 уголовное дело.
        По иным совершенным должностными лицами таможенных органов преступлениям против интересов государственной службы, не носящих коррупционный характер, возбуждено 48 уголовных дел.
        Другими правоохранительными органами за 2017 год возбуждено 7 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности в отношении 8 должностных лиц таможенных органов. При этом в 2016 году иными правоохранительными органами было возбуждено 9 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности в отношении 9 должностных лиц таможенных органов.
          Наиболее распространенными видами преступлений коррупционной направленности, выявленных подразделениями по противодействию коррупции в указанный период, являлись: дача взятки (ст. 291 УК РФ) – 171 уголовное дело; получение взятки (ст. 290 УК РФ) – 82 уголовных дела; мошенничество, присвоение или растрата (ч.ч. 3, 4 ст. ст. 159, 160 УК РФ) – 25 уголовных дел; злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) – 14 уголовных дел.


Руководители УСБ – УПК ФТС РФ:

Генерал-майор  таможенной службы ГУТИН  Борис Михайлович (28.10.99 - 2000)
Генерал-майор таможенной службы  ЗАВРАЖНОВ  Игорь Антонович (2004 – 2006)
КУЗЬМИН Вадим Николаевич (2009 - 2011)
Генерал-майор таможенной службы  МОРОЗОВ Игорь  Михайлович (08.08.2011 - )
Генерал-майор таможенной службы  АВГУСТИНОВИЧ Франц Францович (2015 по н.в)


Название: Re: Развитие службы собственной безопасности в органах государственной безопасности
Отправлено: Забава Александр от 07 Февраля 2018, 19:12:55
Обеспечение собственной безопасности в Следственном комитете РФ.

      28 декабря 2010 г. был принят Федеральный закон № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».
    Указом  Президента РФ от 14.01.2011 N 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" утверждено "Положение о Следственном комитете Российской Федерации".
       В соответствии с данными полномочиями   Следственный комитет самостоятельно  обеспечивает в своей системе собственную безопасность, физическую защиту сотрудников Следственного комитета, а также защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
   Для решения задач по обеспечению собственной безопасности в структуре СК был создан Отдел собственной безопасности, а затем на его базе Управление собственной безопасности.
    В феврале 2015 года в СК России было образовано Главное управление межведомственного взаимодействия и физической защиты, которое уже в июле 2015 года было переименовано в Главное управление межведомственного взаимодействия и собственной безопасности (ГУ МВ и СБ СК России). Данные управления последовательно возглавлял полковник юстиции МАКСИМЕНКО М.И.
      В состав ГУ МВ и СБ СК России входили Управления физзащиты, оперативных служб и межведомственного взаимодействия, а также три обособленных отдела — информационной безопасности, сопровождения на транспорте, организационного и документационного обеспечения, затем включили и контрольно-ревизионное управление СКР.
    На  должность  заместителя руководителя Главного  управления  межведомственного взаимодействия и собственной безопасности СК России – руководителя Управления собственной безопасности 01.10.2015 г. был назначен полковник юстиции ЛАМОНОВ А.Н.
На Управление собственной безопасности  были возложены следующие задачи:
1.   Осуществление мер по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и иных правонарушений, в том числе коррупционной направленности, со стороны сотрудников СК России, а также установлению их связей с криминальными элементами.
2.   Проведение служебных проверок в отношении  сотрудников СК России.
3.   Сбор и анализ  сведений о кандидатах, претендующих на замещение должностей в системе СК России.
4.   Изучение материалов уголовных дел и процессуальных проверок, находящихся в производстве СК России без последующего принятия по ним процессуальных решений в порядке ст. 39 УПК РФ.
5.   Участие в проверках деятельности следственных органов и учреждений в СК России.

          В региональных  СК  введена должность  - Старший помощник руководителя управления (по вопросам собственной безопасности)

     В настоящее  время идет  судебный  процесс над  начальником  ГУ МВ и СБ  Максименко М.И, руководителем УСБ Ламоновым А.Н. и первым заместителем  руководителя ГСУ СКР по Москве  Никандровым Д., которые были задержаны  органами ФСБ в августе 2016 года и  обвиняются в получении взятки в размере €500 тыс. от вора в законе Захария Калашова (Шакро Молодой).
   По непроверенной информации ГУ МВ и СБ СК России  расформировано, на 5 отдел управления кадров возложено проведение  проверок и профилактики коррупционных проявлений и иных правонарушений.
    Сохранены Управление физической защиты и комендантских служб и Управление по защите государственной тайны.



Название: Re: Развитие службы собственной безопасности в органах государственной безопасности
Отправлено: Забава Александр от 10 Февраля 2018, 19:43:04
    Зарождение службы собственной безопасности в правоохранительных органах (1922 - 1924).      

         Приказом ГПУ № 184 от 22.08.1922 г. «О реорганизации юридического отдела ГПУ»  Следственная часть Президиума ГПУ была реорганизована в Юридический отдел в составе трех отделений: юрисконсультского; следственного; по надзору за следствием и тюремному надзору численностью 42 человека  
Начальник – В.Д.Фельдман, заместитель начальника - А.А.Холщевников
•   следственное отделение (К.А.Рацен)
•    отделение следственного и тюремного надзора (Я.А.Штаммер)
•    юрисконсультское отделение (В.А.Байковский).
     В число его функции входило  производство предварительного следствия по делам сотрудников органов ГПУ, преступления которых связаны с их работой.
       В целях укрепления законности в органах безопасности Президиум ВЦИК своим постановлением от 16 октября 1922 г. предоставил ГПУ право ведения следствия и вынесения Коллегией ГПУ внесудебных приговоров по всем должностным преступлениям своих сотрудников.
          В приказе ГПУ от 8 февраля 1923 г. № 51 отмечалось, что в результате проведенных мероприятий было расстреляно 18 сотрудников ГПУ, совершивших различные должностные преступления. Из них 8 человек было приговорено за взяточничество.
       15  ноября 1923 г. «в целях объединения революционных усилий республик по
борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом» было создано Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при Совете народных комиссаров СССР, которое руководило работой ГПУ союзных республик, подведомственных им особых отделов военных округов, фронтов и армий, органов ГПУ на железнодорожных и водных путях сообщений и их местных органов, организацией охраны границы СССР.  
         Для укрепления  соблюдения законности в деятельности органов безопасности, ведению предварительного следствия по делам о должностных преступлениях своих сотрудников, приказом ОГПУ от 28 февраля 1924 г. № 128 «О реформировании юридических отделов ОГПУ и учреждении при Коллегии должности "особоуполномоченного"»  было предусмотрено образование при Коллегии ОГПУ аппарата особоуполномоченного.
       На аппарат Особоуполномоченного возлагались и все прочие функции (кроме следственно-тюремного надзора) бывшего Юридического отдела.
         В приказе отмечалось, что он создается «в целях объединения, инструктирования, юридического оформления и надзора» за следствием по делам о должностных преступлениях сотрудников ОГПУ.
        Большое внимание в работе аппарата особоуполномоченного уделялось вопросам морально-политического состояния кадров органов и войск ОГПУ в центре и на местах, выявлению и служебному расследованию морально-бытовых проступков и должностных преступлений сотрудников ОГПУ.
         В  обязанности нового подразделения входила проверка материалов по заявлениям, жалобам, рапортам о должностных и государственных преступлениях, возбуждение уголовных дел в отношении сотрудников НКВД и их расследование.
           На должность Особоуполномоченного при Коллегии ОГПУ был назначен В. Д. Фельдман, ранее возглавлявший упраздненный Юридический отдел. Общий штат аппарата Особоуполномоченного при коллегии ОГПУ был установлен в 9 человек.
              Всем полномочным представителям ОГПУ предписывалось немедленно сообщать особоуполномоченному о проступках и преступлениях, совершенных подчиненными сотрудниками. Им же также предлагалось регулярно, один раз в три месяца, представлять особоуполномоченному ОГПУ оперативные отчеты по обслуживанию хозяйственных, кооперативных и динамовских организаций полномочных представительств.
             На основании всех поступающих в аппарат особоуполномоченного материалов последний их обобщал и представлял в Коллегию ОГПУ отчет о характере и содержании поступивших от подразделений центрального аппарата и из местных органов материалов о состоянии и мерах по улучшению и совершенствованию работы по борьбе с            должностными преступлениями и проступками сотрудников органов ОГПУ, особенно нарушившими социалистическую законность.
       Приказом ОГПУ № 26 от 24.01.1925 года  запрещалось затрагивать в печати вопросы структуры аппарата, методов работы и даже быта сотрудников ОГПУ.
        Приказом ОГПУ № 87 от 28.04.1926 г.  сотрудникам ОГПУ впредь запрещалось в форменной одежде посещать пивные и "другие подобные заведения".
Некоторые результаты работы аппарата особоуполномоченного отражены в  приказе ОГПУ № 131/47 от 05.07.1926 г.: "31 мая 1926 г. постановлением Коллегии ОГПУ Комендант ВЧК/ОГПУ Вейс Карл Иванович приговорен к лишению свободы на 10 лет со строгой изоляцией по обвинению его в сношениях с сотрудниками иностранных миссий, явными шпионами. Имеющимися в деле установленными данными Вейс характеризуется, как совершенно разложившийся, утративший всякое понимание лежавшей на нем, как чекисте и коммунаре, ответственности и не остановившийся перед фактом крайней дискредитации Объединенного Государственного Политического Управления, сотрудником которого он состоял".
        13 августа 1928 г. приказом ОГПУ № 160 паралельно с аппаратом особоуполномоченного была создана Особая инспекция при Коллегии ОГПУ. Она организовывалась «в целях предоставления свободного доступа в ОГПУ всем гражданам и в первую очередь широким рабочим массам, желающим подать в Коллегию ОГПУ жалобы, заявления, а также для концентрации в одном месте всех поступающих в ОГПУ заявлений, для устранения ненормальностей, указанных в жалобах».
  Ее начальником был назначен Иванов Л.А.
           На Особую инспекцию возлагались следующие задачи: прием всех заявлений, жалоб, как устных, так и письменных, поступающих в ОГПУ; направление жалоб, заявлений в соответствующие отделы для принятия по ним необходимых мер; наблюдение за своевременной реализаций жалоб и заявлений; уведомление жалобщиков заявителей о результатах принятых ОГПУ мер. Вход в Особую инспекцию был установлен свободный — без пропусков.
        За период 1924–1927 гг. Коллегией ОГПУ за различные преступления было осуждено 7263 сотрудника ОГПУ. Из них за взяточничество было привлечено к ответственности 351 человек.
      Приказом ОГПУ  № 144 от 27.06.1929 г. до чекистов было доведено  то, что при оформлении ими писем в различные ведомства по личным вопросам и при заполнении анкет зачастую указываются точные наименования подразделений (отделов и отделений) ОГПУ, а это неизбежно ведет к "расшифровыванию" структуры ОГПУ. Приказом предписывалось впредь  в анкетах и частной переписке именовать себя лишь "сотрудник ОГПУ".    
     Приказом ОГПУ  № 282 от 01.12.1929 г. был введен новый штат Центрального аппарата.   При  Председателе  ОГПУ В.Р.Менжинском введена должность Особоуполномоченного, на которую был назначен М.М.Луцкий.
    11 сентября 1930 года  М.М.Луцкий был освобожден от должности Особоуполномоченного при председателе ОГПУ и 29 сентября на нее был назначен Беленький А.Я.
    Аппарат особоуполномоченного при Коллегии  ОГПУ,  под руководством Фельдман В.Д., продолжал действовать на правах самостоятельного отдела.
         Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 февраля 1933 г.  ОГПУ получило право внесудебного рассмотрения (вплоть до применения ВМН) следственных дел о должностных преступлениях начальствующего состава органов милиции.
10 июля 1934 года был образован НКВД СССР.


Название: Re: Развитие службы собственной безопасности в органах государственной безопасности
Отправлено: Забава Александр от 13 Февраля 2018, 17:06:42
Собственная безопасность КГБ СССР.

    13 марта 1954 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР,  бывший первый заместитель министра внутренних дел СССР генерал-полковник  СЕРОВ И.А. был назначен Председателем КГБ при Совете Министров СССР.
        На должность заместителя председателя КГБ по кадрам – начальника Управления кадров получил назначение  ответственный сотрудник ЦК КПСС  ГРИГОРЬЕВ П.И. , генерал-майор (31.05.1954).
    Для расследования преступлений, совершенных сотрудниками органов КГБ в Управлении кадров была создана Особая инспекция, ее возглавил полковник  КАЛЛИСТОВ Николай Дмитриевич, в 1957 году его сменил полковник БОРОВЛЕВ Михаил Давыдович.
      С  момента образования КГБ при СМ СССР контроль за его деятельностью осуществлялся ЦК КПСС, а именно, Отделом административных органов, в который поступали все жалобы и заявления граждан в отношении действий сотрудников КГБ, адресованные в партийные инстанции, и который организовывал их проверку и рассмотрение и  Генеральной прокуратурой СССР.
         На основании Постановления  ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему укреплению социалистической законности и усилению прокурорского надзора " от 19 января 1955 г. было разработано Положение о прокурорском надзоре в СССР.  Для осуществления надзора за следствием в органах КГБ в Прокуратуре СССР был создан специальный отдел.
         Особая инспекция вела проверки личного состава органов КГБ на причастность к нарушениям законности - подобные факты нередко вскрывались в процессе пересмотра архивных дел по жалобам и обращениям граждан с просьбой о реабилитации.
      По этому поводу в отчете Комиссии партийного контроля при ЦК КПСС о работе в 1956–1961 годах отмечалось, что ею было рассмотрено 387 персональных дел на виновных в грубом нарушении социалистической законности, и 347 из них были исключены из КПСС. Среди них - 10 бывших министров внутренних дел и госбезопасности (союзных и республиканских) и их заместителей, 77 "ответственных работников" центральных, областных, краевых и республиканских аппаратов НКВД-МГБ, 72 начальника городских и районных отделов МГБ.
       Серов  И.А. докладывал по этому поводу в ЦК КПСС в июне 1957 г., что с момента образования КГБ при СМ СССР, "из органов" было уволено более 18 тысяч человек, в том числе "более 2 300 сотрудников за нарушения социалистической законности, злоупотребления служебным положением и служебные проступки.
      Около 200 человек были уволены из Центрального аппарата КГБ, 40 были лишены генеральских званий".
    Председатель КГБ СССР В.А. Крючков, проинформировал народных депутатов на сессии Верховного Совета СССР в июле 1989 г., что  только в 1954–1957 годах за грубые нарушения законности, приведшие к необоснованным репрессиям, к уголовной ответственности были привлечены 1 342 сотрудника НКВД-МГБ, в том числе некоторые из них были приговорены к расстрелу, в том числе и ряд бывших руководителей органов НКВД-МГБ в центре на местах. 2 370 человек понесли наказания в партийном и административном порядке (уволены из органов КГБ, исключены из КПСС, лишены пенсий, воинских званий и т. д.).
     В 1959 году по предложению Председателя КГБ Шелепина Особая инспекция Управления кадров, расследовавшая дела о проступках и преступлениях сотрудников КГБ была ликвидирована. Новый председатель КГБ считал, что Особая инспекция «является пережитком в работе с кадрами».
          На проходившем в октябре 1961 г. XXII съезде КПСС  председатель КГБ при СМ СССР А. Н. Шелепин выступил с речью, где в частности заявил:
"Органы государственной безопасности реорганизованы, значительно сокращены, освобождены от несвойственных им функций, очищены от карьеристских элементов…
     Вся деятельность органов КГБ проходит теперь под неослабным контролем партии и правительства, строится на полном доверии к советскому человеку, на уважении его прав и достоинства"…
       "Органы государственной безопасности — это уже не пугало, каким их пытались сделать в недалеком прошлом враги — Берия и его подручные, а подлинно народные политические органы нашей партии в прямом смысле этого слова…
        Теперь чекисты могут с чистой совестью смотреть в глаза партии, в глаза советского народа"
      Функции Особой инспекции были переданы Следственному управлению и кадровым аппаратам.