Форум истории ВЧК ОГПУ НКВД МГБ

Основные форумы => 1946-1953 МГБ - МВД => Тема начата: Alex от 02 Апреля 2011, 21:34:59



Название: "Бунт маршалов-мятеж генералов"
Отправлено: Alex от 02 Апреля 2011, 21:34:59

"Бунт маршалов -мятеж генералов" или послевоенные дела-делишки.

"За что сижу-по совести не знаю?!
 Но прокуроры видимо правы..."

 Исторические факты прикрытые покрывалом тайны всегда вызывают повышенный интерес общества.В обычной жизни, подобные факты очень часто становились предметом различных слухов и домыслов среди обывателей.В средине 90-х политические изменения в общественном сознании, приоткрыли дверь к архивным фондам,и многие исследователи смогли  воочую посмотреть ранее недоступные материалы.К сожалению,вместо четкого анализа, волна достаточно искаженной информации прокатилась "девятым валом" по страницам печатных изданий и электронных СМИ смывая все на своем пути,мешая в  водовороте,превращая в горы мусора все положительное,вынося на поверхность  лишь неприглядную сторону советского руководства...
Вспоминается крылатое выражение Черномырдина "...хотели как лучше-получилось как всегда".
Во второй половине 90-х, журналистская братия совместно с  общественными организациями различного толка спешила бросить свой "камень" в могилу советского строя.Целая плеяда писателей охваченная  веянием "нового политического мышления" интерпретировала  доступные исторические факты  на все лады -доходя порой до явного (безнаказанного) оскорбления  заслуженных людей ...
В качестве примера,приведу небольшой отрывок из статьи  под названием "Бунт маршалов",автором которой является некто Ю.Краснощок.Статья была напечатана в украинском электронном издании "Зеркало недели" №23 (140) в 1997г.Речь в статье шла о так называемом "авиационном деле" (весна 1946г) инициатором которого по мнению автора был не кто иной, как- В.И.Сталин.
Итак,цитирую :
"...Вообще Василий Сталин был одиозной фигурой в советской военной авиации. Пьяница, бездельник, бабник - он вобрал в себя много негативных качеств своего именитого отца. Возомнив себя принцем-инфантом и опираясь на могучую поддержку отца, он сделал в ВВС сказочную карьеру. Этому в значительной мере содействовал и маршал Новиков, желая выслужиться перед генералиссимусом.В 21 год майор Василий Сталин занимает генеральскую должность инспектора Главной инспекции ВВС, в двадцать два - подполковник и командир 32-го гвардейского авиаполка, в двадцать три - полковник и командир гвардейской авиадивизии, в 24 - генерал-майор авиации и командир дивизии резерва Ставки Верховного Главнокомандования, в 25 - командир авиационного корпуса, в двадцать шесть ему присваивают звание генерал-лейтенанта и назначают командующим ВВС Московского военного округа.Царь Николай II за тринадцать лет отцовского правления в России дотянул до полковника, Василий Сталин за пять лет от курсанта спецшколы ВВС вырос до генерал- лейтенанта. Поэтому в недалеком будущем он представлял себя уже главным маршалом авиации. В одной из семейных бесед с отцом Василий Сталин поинформировал отца, что в авиации свили себе гнездо враги, подрывающие боеспособность ВВС Советской Армии. И главный виновник этого - маршал авиации Новиков, который их прикрывает. Мол, с его благословения на вооружение советской авиации принимают самолеты, которые не соответствуют техническим требованиям, что приводит к авариям и влияет на уровень боеготовности военной авиации, и поэтому наша авиация отстает от американской. Подавая такую обвинительную информацию, Василий Сталин и не представлял себе, какой «материал» он подкинул отцу, который давно уже собирал «дело».Вскорости Берия арестовывает всю верхушку ВВС СССР. Сначала маршала авиации Новикова. Затем командующего дальней авиацией маршала А.Голованова, маршала авиации С.Худякова, заместителей командующего ВВС генерал-полковников авиации А.Никитина, И.Туркеля и многих других генералов этого штаба. Началось обвальное удаление генералов и освобождение их от должностей в разных округах страны."

В статьях подобного рода меня всегда поражает отсутствие журналистской этики и та авторская бесцеремонность в обращении с историческим материалом.Возможно, автор получил в свое время фундаментальное образование,но не удосужился (возможно  в погоне за гонораром или преславутой популярностью) узнать,что Л.П.Берия занимал пост наркома НКВД лишь до 29 декабря 1945г. и никакого отношения к аресту "всей верхушки ВВС СССР" не имеет.Впрочем,перевоспитывать кого-то или открывать страничку литературной критики здесь никто не намерен,а уж тем более навязывать сообшеству личное мнение о том или ином авторе...

Речь в данной теме пойдет о малоизвестных фактах "тихих дел" первого послевоенного года.История этих дел многогранна,запутана и коснулась она в основном заслуженных людей,которые немало сделали,что-бы обеспечить Победу советского народа в борьбе с гитлеровской Германией.Выражение о том,что "...вся Москва с ужасом говорила об этих арестах..." пусть остается на совести "историка" Э.Радзинского и Д.Волкогонова.
Читатель,вероятно уже догадался,что разговор пойдет не о стяжательстве,алчности или коррупции среди старшего офицерского состава КА и МГБ,а таких было немало  вставших на "рельсы" личного обогащения незаконным путем ...

Как известно,в 1945г,в  Советском Союзе 12 человек носили высокое воинское звание -Маршал СССР.Среди них два человека были удостоены специального звания Главный маршал авиации Е.Голованов и А.Новиков.С апреля 1942г. А.Новиков  являлся командующим ВВС СССР,заменив на этом ответственном посту Жигарева.В марте 1946г.Новиков внезапно был отстранен от занимаемой должности,а затем арестован...

13 декабря 2000г. агенство "Интерфакс"  опубликовало следующее сообщение:  Военная коллегия Верховного суда РФ реабилитировала Главного маршала СССР дважды Героя Советского Союза Александра Новикова. "Изучив после обращения к нам жены А.Новикова Светланы архивные материалы так называемого авиационного дела 1946 года,мы пришли к выводу,что оно СФАБРИКОВАНО  и носило не уголовный ,а ПОЛИТИЧЕСКИЙ характер",-сообщил председатель комиссии при президенте России по реабилитации жертв политических репрессий Александр Яковлев.
Вот те раз! Какая Новость ! Прям некий  каламбурчик по Яковлеву. Выходит все статьи УК РСФСР редакции 1926г., которые касались  служебной халатности,стоит рассматривать как политические,и скорее всего сфабрикованные руками Абакумова,а личность маршала Новикова и других допустивших халатность.... как политзаключенных?
Так что произошло на самом деле в марте 1946г.? Кто интересуется историей отечественных спецслужб знает,что с марта по май 1946г. в центральном аппарате бывшего наркомата госбезопасности и внутренних дел произошли кардинальные замены руководства.4 мая 1946г. В.Н.Меркулов был  снят с поста наркома НКГБ в связи с преобразованием наркомата в министерство ГБ.Куратором МГБ по партийной  линии был назначен начальник Управления кадров ЦК ВКП(б) А.А.Кузнецов.Ранее занимавший эту должность Г.М.Маленков (во время войны курировал НКАП) был переведен на должность секретаря ЦК...

Продолжение следует.


Название: Re: "Бунт маршалов-мятеж генералов"
Отправлено: Дмитрий от 03 Апреля 2011, 17:48:33
Alex, приветствую! Рад снова возможности поддержать правильную позицию!
Да, журналисты такого напишут...
Ну начнем. "Вся Москва с ужасом говорила"? Ха-ха! Какое дело ВСЕЙ Москве до трех генералов, маршала, министра и парочки цековских завсекторов?  Если люди считают себя историками, то пусть оперируют фактами а не тенденциозными сплетнями.
Интересную "позицию" высказали "историки" из Хабаровского университета в нетленке "Культ личности и послевоенная элита вооруженных сил": будто бы военные, объединившись с Абакумовым, решили свергнуть Сталина! (И не меньше). Но (далее цитирую) "... МИНИСТР НКВД Берия, узнав об этом НЕ РЕШИЛСЯ идти к Верховному главнокомандующему и ПОПРОСИЛ Василия Сталина информировать отца".... Хочется процитирировать начальника цеха Михалыча - "Развели гомосятину!" И добавить - "Развели лжеученых!"
Претензии к наркомату авиапромышленности (Шахурин) и главкомату ВВС (Новиков) были и до войны. Но, во-первых: в годы войны репрессии и чистки умные руководители не устраиввают; во-вторых: сменщики будут делать тоже самое да и еще концы будут прятать более профессионально. До 1942г. между главкоматом ВВС, возглавляемым тогда г-п Жигаревым и наркоматом Шахурина шла война по поводу качества самолетов. В аппаратной борьбе Шахурин победил, а "сменщик" Новиков подружился с Шахурином. Кстати, всю эту гопкомпанию окончательно оправдали только в наше время. И как бы всякие писаки не изгалались, они не могут обойти того факта, что посадки-то были не за заговоры, а за профнепригодность.


Название: Re: "Бунт маршалов-мятеж генералов"
Отправлено: Alex от 05 Апреля 2011, 22:04:02
Уважаемый Дмитрий
Полностью согласен с Вашим мнением.Честно сказать надоело читать различного рода измышления о "кровавой гебне и белых и пушистых сталинских жертвах".И дело даже не в личности бывших заключенных ГУЛАГа или  И.В.Сталине. Думаю так,что не нам судить и реабилитировать тех людей, которые  жили в тот период,по тем принятым в стране законам.А тем более сочинять об этих людях какие-то небылицы в СМИ. Старшее
поколение героически перенесло лихолетие великих строек, трудных военных лет.Народ под руководством ВКП(б) добился  Победы над врагом в Отечественной войне, и  роль коммунистов и комиссаров КА в приближении Победы нельзя сбрасывать со счетов,как-бы кто этого сейчас не хотел.В послевоенные годы-в короткие сроки восстановили разрушеннное войной народное хозяйство, города и села.Создали ядерный щит Родины и оказали неоценимую услугу дружеским народам Китая и Кореи.
Извините за высокопарность,но как говорится "слов из песни не выкинешь",чтобы там не кричали на западе, пристижь Советскогонарода и СССР был огромен в послевоенный (сталинский) период- и это признавалось всем миром до момента непродуманной "оттепели"...

Перед тем как продолжить  разговор о так называемом "авиационном деле" 1946г. хотел предложить как-бы в качестве примера,рассмотреть одно небольшое, но достаточно яркое проишествие случившееся с маршалом артиллерии  Н. Н. Вороновом в глубоком тылу. В феврале 1943г. после блистательно проведенной операции "Кольцо" Воронов на автомобиле ЭМка в сопровождении БТР охраны направлялся  в штаб. На проселочной дороге ЭМка,в которой находился маршал, неожиданно теряет управление,скатывается на большой скорости в кювет и переворачивается. Воронов получает значительные травмы и его немедленно направляют в г оспиталь.Расследование аварии  как всегда в таких случаях берет на себя Особый отдел Сталинградского фронта.Следствие по делу вел старший лейтенант ГБ Ю.С.Кривошапкин.
Первое,что удалось установить Кривошапкину,то это то,что шофер N. был достаточно опытный, длительное время был водителем автомобиля закрепленным за маршалом,перед предстоящей поездкой не проверил тех.состояние автомобиля,за обедом "хряпнул" наркомовские 100гр. и как следствие не справился с управлением автомобиля т.к. тяги рулевой колонки были достаточно изношены.Пришить тех. экспертизу к делу Кривошапкин не мог -  "...Совешенно не представляется возможным во фронтовых условиях  провести техническую экспертизу изношенности тормозных колодок и  состояния колонки рулевой тяги". Дело водителя N. быдо передано в военный трибунал,решением которого он был отправлен в штрафную роту на передовую...
К чему я привел этот пример? Думаю догадаться несложно.Есть очень хорошее слово в русском языке - личная ответственность т.е. ответ, за все тобой принятые решения в прошлом и настоящем...


Название: Re: "Бунт маршалов-мятеж генералов"
Отправлено: Дмитрий от 05 Апреля 2011, 22:25:42
Уважаемый Alex!
Рад приветствовать!  По поводу роли И.В. Сталина, ВКП(б) и нашего народа в Великой Отечественной войне, в послевоенном восстановлении народного хозяйства и помощи странам народной демократии. Причем это было сделано в рекордно короткие сроки, без привлечения иностранных кредитов! Это было героическое поколение! Скромные, честные, непритязательные люди, все силы отдававшие Великому Делу!
И благодаря их Победе над врагом мы сейчас и живем и имеем возможность общаться.
Интересно, но после смерти И.В. Сталина и убийства Л.П. Берии генералитет обнаглел и в какой-то степени вышел из под контроля партии. А почему бы и нет? Жуков вошел в силу, Булганин ему не решался особо перечить. Военная контрразведка под контрорлем - генерал-лейтенант Леонов (политрабочий, далекий от оперработы) ее возглавляет и согласовывает с Главпуром свои шаги. Вот и появилась возможность спрятать "ослиные уши" под новую папаху! Оправдали не только профнепрегодных Новикова и компанию, но и Жуковских подельников-хапуг трофеев.
Кстати, партработников за профнепрегодность также нещадно выгоняли с постов и из ЦК ВКП(б).


Название: Re: "Бунт маршалов-мятеж генералов"
Отправлено: Alex от 07 Апреля 2011, 17:42:25
 
Дмитрий
Вполне допускаю то,что Г.К. Жуков как личность (на мой взгляд) был человеком довольно противоричивым и властным.Возможно считал себя незаслужено обиженым (судя по его покаятельным письмам вначале Сталину,затем Хрущеву и наконец в Политбюро ЦК ).Полагаю, на то были веские причины (сегодня достаточно известные), о которых не хочется говорить.Именно эти причины и привели Жукова к опале в период правления Сталина,а затем после небольшого взлета (до поста министра обороны СССР) при Хрущеве. Понятное дело,что уменьшать заслуги Жукова в период ВОВ нельзя,но и делать из его персоны идола считаю далеко неправильно.Кстати сказать политическую позицию Жукова,его "флюгирование" в известный период разделял далеко не весь генералитет МО.Многие
прославленные генералы и маршалы  были направлены в послевоенный период командовать отдаленными ВО понимали свою степень ответственности в укреплении обороноспособности и не роптали, что они кем-то и как-то обделены.Добавлю,в 1945г в среде генералитета МО  было более 250 человек беспартийных...  

Однако перейдем к "авиационному делу".
Как все "тихие и громкие" дела послевоенного периода начинались с "мелочей".Кто-то, где-то,что-то сказал,кто-то написал...Инициатором этого дела стал далеко не В.И.Сталин,хотя в дальнейшем
в период "хрущевской оттепели" и своего ареста,Василий дал показания следователю военной прокуратуры о том,что он делился с отцом информацией о качестве продукции НКАП  сопоставляя надежность советских и американских самолетов (к этому вернусь несколько позже).Замечу,что на мой взгяд Василий Сталин не был наделен такой чертой характера,что бы бегать к отцу и жаловаться на кого- либо.Наоборот по воспоминаниям его боевых товарищей,В.И.Сталин часто скрывал от вышестоящего руководства крупные и мелкие случаи,которые случались в авиаполку.
"Авиационное дело" началось в январе 1946г., с момента ареста органами военной контразведки в декабре 1945г.  бывшего командующего 12-й Воздушной армии маршала авиации (звание было присвоено в августе 1944г. ) С.А.Худякова. Командующий был арестован на аэродроме под Читой т.к. 12-я Воздушная армия входила в состав Забайкальского фронта и под конвоем был отправлен в Москву. В январе 1946г. следственное управление МГБ СССР возбудило  уголовное дело №100384 по факту ареста (в деле значится дата ареста 18 марта 1946г.) и проверки  личности С.А.Худякова,который на самом деле оказался  Арменак Артемович Ханферянц,1902г. рождения, по национальности-арменин.

 " ХУДЯКОВ Сергей Александрович, он же ХАНФЕРЯНЦ Аремена Артемиевич, маршал авиации, бывший командующий 12 воздушной армией, 1902 года рождения, армянин, сын владельца рыбного  промысла, бывший член ВКП(б) с 1924 года.
 Арестован 18 марта 1946 года.
Обвиняется в шпионской деятельности. Агент английской разведки. В 1918 году был завербован в гор. Баку английской разведкой,  по заданию которой, скрыв свою настоящую фамилию, национальность и социальное прошлое, внедрился на военную службу в Красную Армию и пролез в ряды ВКП(б). На протяжении многих лет выдавал себя за ХУДЯКОВА Сергея Александровича, сына железнодорожного машиниста, тогда как на самом деле происходит из семьи владельца рыбного промысла ХАНФЕРЯНЦ.  Являясь агентом английской разведки, в 1918 году дезертировал из красногвардейского отряда и, перейдя на сторону дашнаков, участвовал в вооруженной борьбе против Советской власти. В том же 1918 году входил в состав конвойной команды, сопровождавшей  на расстрел 26 бакинских комиссаров. По заданиям английской  разведки перебрасывался в период 1918-1919 г.г. в расположение  частей Красной Армии и доставлял англичанам шпионские сведения".

Продолжение следует...


    


Название: Re: "Бунт маршалов-мятеж генералов"
Отправлено: Дмитрий от 07 Апреля 2011, 21:08:26
Аlex, приветствую!
Хм, мальчишка в 16 лет стал агентом?! Не верится, но все возможно. насколькоя помню, он взял фамилию геройски погибшего товарища по красногвардейскому отряду. На мой взгляд что-то могло попасть из захваченных нашими контрразведчиками белогвардейсих архивов и и архивов националистов относительно Ханферянца-Худякова.


Название: Re: "Бунт маршалов-мятеж генералов"
Отправлено: Alex от 08 Апреля 2011, 15:55:27
Худяков, Сергей Александрович (Арменак Ханферянц) родился 7 января 1902 года в селе Мец Таглар  Нагорного Карабаха.Период (1917г.- 1922г.) в личном деле Худякова,что называется покрыт
мраком- много неясностей до сих пор и ответа на них нет. Что заставило Ханферянца присвоить фамилию,имя,отчество,год,место рождение и происхождение не удалось выяснить даже во время следствия,в ходе допросов  следователями  Рюминым и Лихачевым. Если следовать официальной версии, то Ханферянц в возрасте 16 лет  ( февраль 1918 г.) вступил в ряды Красногвардейцев. Участвовал в боях на Кавказе, защищал Царицын,командовал взводом, кавэскадроном на Закавказском фронте. В 1922 году Ханферянц ( Худяков) оканчил 2-е кавалерийские курсы усовершенствования командного состава в Тифлисе.Член ВКП(б) с 1924г.В период с 1928г. по1931г.  Худяков  занимал должность начальника штаба червонно-казачьего кавалерийского полка в Изяславе (Украина). В 1928 г. женился на В. П. Леляк. В 1936 г. по окончанию  Военно-Воздушной Академии имени Н. Е. Жуковского, Худяков получил назначение в Белорусский ВО.Занимал должность начальника оперотделения штаба авиабригады. В 1937 году переведен на должность начальника оперотдела штаба ВВС КА, а в 1938г. полковник Худяков был назначен начальником тыла управления ВВС КА. Начало войны полковник Худяков встретил  в должности начальника штаба ВВС ЗапОВО.а  декабрь 1941г. уже в должности начштаба ВВС Западного фронта (командующий генерал Ф.Г.Мичугин,с 25.12.1941г генерал Н.Ф.Науменко,военком бригадный комиссар В.Я.Клоков). В 1942г. Худякову  было присвоено воинское звание генерал-майор,затем через небольшой промежуток времени -генерал-лейтенант.В 1943г  генерал-полковник С.А.Худяков- 2-й (после Г.А.Ворожейкина) заместитель командующего ВВС КА маршала авиации А.А.Новикова.Как представитель Ставки ГВК  Худяков координировал боевые действия авиации Воронежского и Степного фронтов в Курской битве  8 июля 1943г доносил командующему  ВВС КА "...Принятое накануне решение об изменении тактики нашей авиации в сторону массированного ее использования большими группами оказалось совершенно правильным.Командование Воронежского фронта признало действия авиации значительно более эффективными,чем накануне..." (ЦАМО ф35оп.226133 д.1).
Вплоть до мая 1945г Худяков оставался на должности начальника штаба ВВС КА.В августе 1944 г. за проведение 5-й и 17-й Воздушными армиями  успешной  Ясско-Кишиневской операции, Указом Президиума Верховного Совета СССР Худякову было  присвоено звание маршала авиации.Интересно отметить,что в феврале 1945 г. маршал авиации Худяков присутствовал в составе советской делегации на Крымской конференции так называемой "Большой тройке" являясь советником И.В.Сталина по авиации.В марте 1945 г. маршал Худяков был назначен командующим
 авиационной группировкой советских ВВС на Дальнем Востоке.В состав авиагруппировки входили  12-я Воздушная армия Забайкальского фронта,9-я Воздушная армия 1-го Дальневосточного фронта и 10-я Воздушная армия 2-го Дальневосточного фронта (командующие С.А.Худяков,И.М.Соколов и П.Ф.Жигарев).Усилия авиационной группировки координировал командующий ВВС КА Главный маршал авиации А.А.Новиков...
Боевые действия советских войск на Дальнем Востоке завершились разгромом Квантунской армии и полной Победой.Россия вернула себе исконно русские земли Южный Сахалин и Курильские острова.23 августа 1945г. Москва салютовала победителям...
 
14 декабря 1945г. маршал авиации С.А.Худяков был неожиданно арестован сотрудниками военной контразведки.Арест маршала тут же начал обростать невероятными слухами,которые кстати до сих пор  подробно тиражируется в СМИ- о загадочно исчезнувшем транспортном самолете на борту которого находились драгоценности принадлежащие китайскому императору Маньчжоу Пу И.На самом деле Худяков (как и многие наши генералы в Германии) был арестован для проверки по банальному обвинению-"  злоупотребление властью,а также халатное отношение к службе лица начальственного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии" (ст.193-17 "а" и "б" УК РСФСР редакции 1926г с изменениями на 1 декабря 1938г.).

Продолжение следует.


Название: Re: "Бунт маршалов-мятеж генералов"
Отправлено: Alex от 09 Апреля 2011, 14:15:35
Причина ареста маршала авиации Худякова заключалась далеко не в трофейном барахле,которое многими вывозилось на транспортных самолетах, а в количестве летных проишествий и небоевых потерях авиационной техники 12-й Воздушной армии.После ареста Худякова, следователям НКВД(МГБ) понадобилось меньше месяца,чтобы доказать,что Худяков скрывал в течении длительного времени  своё происхождение и настоящую фамилию.Как известно жизнь военного человека,в отличии от гражданского "видна как на ладоне".Установить факт,что Худяков не был сыном "машиниста из города Вольска,родители которого умерли от тифа в 1922г." для сотрудников НКВД и СМЕРШа не составляло труда.Тем более,что лицом Худяков ни как "не тянул" на волжанина. Под натиском улик  и вопросов "кто,откуда и зачем" картина с биографией начала проясняться,а обвинительная статья УК 193- переростать в 58-ю...
После допроса многочисленных родственников Ханферянца,следствием было установлено,что в семье Ханферянц кроме Аремена (Арменак) было еще два сына- Авак (Арташес) и Андраник.Старший сын Авак с началом войны был призван в армию в звании политрука и в ноябре 1941г. пропал без вести.
В феврале 1946г. Худяков начал давать показания.В протоколе допроса появились фамилии Репина (главный инженер ВВС КА),Шаманова (член Военного Совета ВВС КА) и Новикова (командующий ВВС).Из протокола допроса: "....Касаясь конкретных фактов преступлений, совершенных в ВВС нами, Новиковым, мною, Репиным и Шимановым , я прежде всего должен остановиться на серьезных дефектах   некоторых типов самолетов, поступавших из авиационной промышленности  на вооружение Военно-Воздушных Сил...".На очередных допросах Худяков выдвинул обвинения в сторону авиаконструкторов Яковлева,Ильюшина,Климова отметив серьезные конструктивные недоработки самолетов и авидвигателей.Показания Худякова касались поставок  авиационной техники в войска с  заводским браком.А это уже было обвинение  наркома НКАП  Шахурина в "явном вредительстве": "....Шахурин всегда знал,что делается в ВВС и имел возможность сгладить все острые углы,а Новиков,зная обо всех безобразиях с материальной частью,не принимал никаких мер сам и не докладывал об этом Генералиссимусу..."
Известно,что с момента ареста, дело Худякова было под пристальным взглядом И.В.Сталина,которому постоянно шли доклады о ходе следствия.В первых числах марта 1946г. состоялось заседание Политбюро ЦК ВКП(б)на котором присутствовали  Молотов,Маленков,Жданов,Берия,Булганин,Микоян. После ознакомления с протоколами допроса,члены Политбюро приняли решение о снятии  с занимаемых должностей Репина,Шиманова,Селезнева, Новикова, Шахурина ,секретарей оборонного сектора ЦК  Григорьяна и Будникова,а их дела передать на расследование в МГБ.
В средине марта  1946г. прошла волна очередных арестов.Аресты руководящих работников проводились без лишнего шума и ажиотажа- дела были "тихие"...

Вместо Новикова на пост главкома ВВС СССР был назначен К.А.Вершинин,на пост наркома авиапромышленности -М.В.Хруничев.Заместитель  наркома НКАП с 1940г.авиаконструктор А.С.Яковлев остался на своем месте,хотя следственные органы МГБ достаточно "подергали" и его."Крупно" досталось Г.М.Маленкову,который в течении длительного времени курировал НКАП...
11 апреля 1946г. всем секретарям ЦК ВКП(б),кандидатам и членам Политбюро ЦК,руководителям МО и ВВС СССР  было разослано закрытое письмо  И.В.Сталина,в котором говорилось: "...Проверка работы ВВС и жалобы летчиков с фронта на недоброкачественность наших самолетов привели к выводу, что бывший нарком авиапромышленности Шахурин, который сдавал самолеты для фронта, затем бывший главный инженер ВВС Репин и подчиненный ему Селезнев, которые принимали самолеты от Шахурина для фронта, - находились в сговоре между собой с целью принять от Шахурина недоброкачественные самолеты, выдавая их за доброкачественные,  обмануть таким образом правительство и потом получать награды за "выполнение" и "перевыполнение" плана. Эта преступная деятельность поименованных выше лиц продолжалась около двух лет и вела к гибели наших летчиков на фронте. Бывший командующий ВВС Новиков, зная о преступлениях названных выше лиц, не только не сообщал об этом  Правительству, но и запрещал своим подчиненным делать такие сообщения, опасаясь того, что в случае раскрытия вышеназванных преступных действий, ответственность падет, прежде всего, на него,  то есть на Новикова. Таким образом, преступления продолжались, фронт  получал недоброкачественные самолеты, аварии шли за авариями и расплачивались за это своей кровью наши летчики. Нам помогли вскрыть это дело летчики с фронта. Пришлось арестовать названных выше непосредственных виновников преступления - Шахурина, Репина, Селезнева, а также члена Военного Совета ВВС - Шиманова.Ниже приводятся показания арестованных.
            Секретарь ЦК И.СТАЛИН"
 
 Контроль за ходом следствия по "авиационному делу" был возложен на  Секретариат ЦК (А.А.Кузнецов) ,с мая 1946г на министра МГБ В.С.Абакумова и на  заведующего Особым Сектором ЦК ВКП(б) Поскребышева,который должен был готовить ежедневные сводки.

Продолжение следует.
          


Название: Re: "Бунт маршалов-мятеж генералов"
Отправлено: Дмитрий от 09 Апреля 2011, 18:45:05
Alex, хочу уточнить: Григорьян был Зав. Отделом авиационного моторостроения ЦК ВКП(б), а Будников - зав. Отделом самолетостроения ЦК ВКП (б). В те годы эти посты не играли такой важной и заметной роли, как  потом. После освобождения в 1953г.  оба вышеуказанных были назначены директорами заводов автиапрома в Москве.
Что же касается Худякова... Да, он явно не тянул на русского мужика. Но почему раньше-то об этом никто не мзадумывался?
Теперь интересная информация: на следствии Худяков (он же  Ханферянц) утверждал, что взял Ф.И.О. своего погиьшего боевого товарища.  Ну ладно, допускаю.  Тогда время было романтическое, вот и ряд товарищей сменил фимилию на Октябрьский. А Дрищев стал Горлинским. Но дело в другом: как простой полковник так активно продвигался по службе? Да, война, да недостаток подготовленных кадров...но как-то очень быстро двигался ничем не примечательный полковник и рос, аж дух захватывает. Вообще И.В. Сталин, СМЕРШ и терорганы госбезопасности очень внимательно присматривались к выходцам из ЗапВО. Это желтая карточка Худякову.
Теперь красная карточка. Во всех армиях мира, при авариях, катастрофах и т.п., носящих системный характер, командующий соединением/объединением всегда снимается с должности (либо отстраняется от должности временно) и по нему проводится служебная проверка. Худяков же, полвойны просидевший в Москве перекладывая бумажки, не обладал морально-волевыми и командирскими качествами, необходимыми для командующего таким крупным объединением, как 12-я армия ВВС. Я насмотрелся на таких "буревестников", кроме мата и унижения подчиненных ничего не умеют, а как малейшая заковыка, так к нам, - "избавьте, дорогие мои, от врагов и саботажников", и весь разговор. Конечно, шпионов, агентом глубокого внедрения Худяков не был.
Хочу особо остановится на личности Шахурина. Человек он, безусловно, с хорошими организаторскими способностями. Этот факт подтверждает и то, что ему в августе 1941 года, когда немец стоял под Смоленском, было присвоено звание Героя Социалистического Труда.  Проблемы с госбезопасностью у него начались  тогда, когда его сын в приступе ревности застрелил дочь посла Уманского и застрелилмся сам (эх, молодость, молодость). Учитывая и жесткий характер Шахурина, и лежащую на нем ответственность, и человеческое горе, понятно, почему он послал чекистов, приехавших к нему, к такой-то матери. А ведь он был не прав: к нему приехал Богдан Захарович Кобулов,  Лев Володзимерский и пара фигур колибром поменьше. Причем начали беседу они с сочувствия и сорболезнования. Но... тут стороны и вошли в клинч.
Существует версия, будто-бы Шахурин и Василий Сталин на приеме в честь дня ВВС в августе 1945г. поспорили и чуть ли не подрались по поводу технической оснащенности ВВС, НО перестроечные и постперестроечные лжеученые-историки вообще все строят не на фактах, а на сплетнях.  А Будников и Григорян были выходцы из Наркомата авиапромышленности, поэтому Шахуин оставался для них начальником.  Надо заметить, что Шахурина, первоначально, не хотели снимать: его перевели на должность замПредсовмина РСФСР и рассматривался вопрос о назначении на должность первого секретаря одного из крупных обкомов. Но, доказательная база перевесила.


Название: Re: "Бунт маршалов-мятеж генералов"
Отправлено: Alex от 09 Апреля 2011, 21:31:18
Дмитрий
Спасибо за уточнение.Вы как всегда довольно четко аргументируете и ставите ударение  разделяя и дополняя некоторые моменты.Кстати о смене фамилий.Допустимое безобразие творилось в Союзе
вплоть до 1928-29гг. после чего сменить официально фамилию даже на фамилию жены было довольно затруднительно.Легенда о Ханферянце,при каких обстоятельствах он стал  Худяковым   впервые прозвучала из уст А.А.Новикова в период Хрущева.Кстати существуют и еще две подобных
легенды.Правда обстоятельства там другие. Но думаю для участников форума все это не очень интересно т.к.  активность участников довольно низкая в обсуждении любой темы.Уж не знаю,какую тему  предложить для рассмотрения в следующий раз. Может Вы подкините идею создав тему? 


Название: Re: "Бунт маршалов-мятеж генералов"
Отправлено: Alex от 09 Апреля 2011, 21:40:36
Несколько слов о том,что фабриковать органам ГБ уголовное (политическим оно стало в период Хрущева ) "авиационное дело" не было нужды.Фактов аварий,катастроф авиационной техники в период войны было более чем достаточно.Список составляет не одну страницу.По каждому случаю велось расследование ОО НКВД с участием авиационных специалистов.Много лет спустя авиаконструктор Яковлев,в своей книге "Цель жизни"
вспоминал один эпизод, когда из-за нарушения заводской технологии  на многих самолетах переданных в строевые части начал отслаиваться перкаль на крыльях и фюзеляже самолетов.Часто виной летных проишествий становился двигатель самолета.Например, самый распространненный на истребителях двигатель М-105П (пушечный) не добирал мощности,часто выбрасывал масло в самый не подходящий для летчика момент,забрызгивая весь самолет маслом от кока до хвоста, лишая летчика видимости.Приказ №200 по ВВС КА от 5 октября 1942г  запрещал летчикам поднимать обороты двигателя выше 2400 об/мин,хотя прирост мощности наблюдался как раз при оборотах 2550-2700.По воспоминаниям известного летчика Щербакова "...На самолете Як-9 был недоведен мотор ВК-107,и самолет был запущен в серийное производство конечно преждевременно...".Подобных примеров,у следователей было, что называется "пруд-пруди".

Из допроса генерал-полковника Н.С.Шиманова: " Шахурин создавал видимость,что авиационная промышленность выполняет производственную программу,и получал за это награды.Вместо того,чтобы доложить народному комиссару обороны,что самолеты разваливаются в воздухе,мы сидели на совещаниях иписали графики устранения дефектов на самолетах.Новиков и Репин преследовали лиц,которые сигнализировали о том,что в армию поступают негодные самолеты.Так,например,пострадал полковник Кац"...

В заключение хотелось -бы привести выдержки из письма А.А.Новикова, направленного из Лефортовской тюрьмы- И.В.Сталину:"...Помимо того,что я являюсь непосредственным виновником приема на вооружение авиационных частей недоброкачественных самолетов и моторов,выпускавшихся авиационной промышленностью,я как командующий  военно-воздушных сил должен был обо всем этом доложить Вам,но я этого не сделал,скрывая от Вас антигосударственную разболтанность ряда ответственных работников ВВС,что многие занимались своим личным благополучием больше,чем государственным делом,что некоторые руководящие работники безответственно относились к работе.Все это происходило потому,что я сам попал в болото преступлений,связанных с приемом на вооружение бракованной авиационной техники..."

Следствие по "авиационному делу" продолжалось недолго,в отличии от дела маршала Худякова,которому через полтора года (после ареста 22 августа 1947г.) было предьявлено обвинение согласно  ст.58-1 УК РСФСР.
18 апреля 1950г. Военная Коллегия Верховного суда СССР вынесла приговор по делу бывшего маршала авиации
С.А.Худякова приговорив его к Высшей мере социальной защиты и конфискации лично ему принадлежащего имущества...


                                                                     П Р И Г О В О Р                              
                            ИМЕНЕМ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Военная Коллегия Верховного суда Союза ССР в составе:
Председательствующего — генерал-полковника юстиции УЛЬРИХ В.В.
Членов: генерал-майора юстиции ДМИТРИЕВА Л.Д. и полковника юстиции СЮЛЬДИНА В.В.
При секретарях — подполковнике юстиции ПОЧИТАЛИНЕ и майоре юстиции МАЗУР
В закрытом судебном заседании, в гор. Москве, 10–11 мая 1946 года, рассмотрела дело по обвинению:
1. бывш. Народного Комиссара Авиационной Промышленности СССР, Героя Социалистического Труда, генерал-полковника инженерно-авиационной службы ШАХУРИНА Алексея Ивановича, 1904 года рождения, с высшим образованием, в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 193-17 п. «б» и 128 а УК РСФСР;
2. бывш. Командующего Военно-Воздушными Силами Красной Армии, дважды Героя Советского Союза, главного Маршала авиации НОВИКОВА Александра Александровича, 1900 года рождения, с высшим образованием;
3. бывш. Члена Военного Совета Военно-Воздушных Сил Красной Армии генерал-полковника авиации ШИМАНОВА Николая Сергеевича, 1901 года рождения;
4. бывш. Заместителя командующего ВВС Красной Армии и главного инженера ВВС Красной Армии генерал-полковника инженерно- авиационной службы РЕПИНА Александра Константиновича, 1903 года рождения, с высшим образованием, и
5. бывш. Начальника Главного Управления заказов ВВС Красной Армии генерал-лейтенанта инженерно- авиационной службы СЕЛЕЗНЕВА Николая Павловича, 1906 года рождения,
всех четырех в преступлении, предусмотренном ст.193-17 п. «а» УК РСФСР;
6. бывш. Заведующего Отделом Управления Кадров ЦК ВКП /б/ — БУДНИКОВА Александра Викторовича, 1907 года рождения, с высшим образованием.
7. бывш. Заведующего Отделом Управления Кадров ЦК ВКП /б/ ГРИГОРЬЯН Гамлета Мкртычевича, 1909 года рождения, с высшим техническим образованием –обоих в преступлениях, предусмотренных ст. ст.17-193-17 п. «б» и 17-128-а УК РСФСР.
Предварительным и судебным следствием установлено, что в системе Народного Комиссариата Авиационной промышленности и Военно-Воздушных Сил Красной Армии существовала антигосударственная практика, приводившая к тому, что на протяжении войны и в послевоенный период Наркоматом Авиационной Промышленности систематически выпускались бракованные самолеты и авиамоторы, которые преступным
путем «протаскивались» на вооружение авиачастей Красной Армии.Основными виновниками выпуска и приемки на вооружение Военно-Воздушных Сил СССРнедоброкачественной военной техники были: бывший Нарком Авиационной Промышленности генерал-полковник инженерно-авиационной службы ШАХУРИН А.И.; бывший главнокомандующий Военно-Воздушными Силами — главный Маршал авиации НОВИКОВ А.А., заместитель командующего и главный инженер Военно-Воздушных Сил — генерал-полковник инженерно- авиационной службы РЕПИН А.К., Член Военного Совета Воено-Воздушных Сил — генерал-полковник авиации ШИМАНОВ Н.С., начальник Главного Управления ВВС генерал-лейтенант инженерно- авиационной службы СЕЛЕЗНЕВ Н.П. и заведующие авиационными отделами Управления кадров ЦК ВКП /б/ БУДНИКОВ А.В. и ГРИГОРЬЯН Г.М.
В результате существовавшей между руководителями НКАП и ВВС семейственности и круговой поруки, ШАХУРИН, НОВИКОВ, РЕПИН, ШИМАНОВ, СЕЛЕЗНЕВ, БУДНИКОВ и ГРИГОРЬЯН протаскивали на вооружение ВВС заведомо бракованные самолеты и моторы крупными партиями, по прямому сговору между собой, что приводило к большому количеству аварий и катастроф в строевых частях ВВС, гибели летчиков, а на аэродромах, в ожидании ремонта, скапливалось большое количество самолетов.По данным Управления Технической Эксплуатации ВВС, за период с ноября 1942 года по февраль 1946 года, в частях и учебных заведениях ВВС, по причине конструктивно-производственных недоделок самолетов и моторов, имело место более 45.00[417] не выходов самолетов на боевые задания, 766 аварий и 305 катастроф.
Бывший Нарком Авиационной Промышленности ШАХУРИН, в погоне за цифровыми показателями выполнения плана, систематически нарушая решения правительства, запускал в серийное производство самолеты и моторы, имевшие крупные конструктивные недоделки. Наряду с этим по вине ШАХУРИНА в серийное производство
запускались самолеты и моторы не прошедшие государственных и войсковых испытаний. В процессе самого производства допускались случаи нарушения технологического процесса и недоброкачественное выполнение работы.Подобную преступную практику работы в авиационной промышленности ШАХУРИН сознательно скрывал от правительства.Антигосударственной деятельности ШАХУРИНА способствовали заведующие авиационными отделами ЦК ВКП /б/ БУДНИКОВ и ГРИГОРЬЯН, которым было известно о том, что авиационная промышленность выпускает недоброкачественные самолеты и моторы и тем не менее никаких мер к прекращению этой антигосударственной практики не принимали и в ряде случаев, в угоду ШАХУРИНУ, сознательно помогали последнему протаскивать бракованные самолеты и моторы на вооружение ВВС.
Руководство ВВС, в лице НОВИКОВА, РЕПИНА, ШИМАНОВА и СЕЛЕЗНЕВА, не только не вело борьбу за качество выпускаемой авиационной промышленностью продукции, но по сговору с ШАХУРИНЫМ, БУДНИКОВЫМ и ГРИГОРЬЯНОМ, принимало заведомо недоброкачественные самолеты и моторы, имеющие конструктивно-производственные дефекты, на вооружение частей ВВС, грубо нарушая, тем самым, постановления правительства.По признанию самого ШАХУРИНА, он протаскивал в ВВС самолеты и моторы, заведомо зная об их серьезных конструктивных и производственных недоделках, прибегая в таких случаях к сговору с командующим ВВС НОВИКОВЫМ и главным инженером РЕПИНЫМ, которые в силу существующих между ними близких отношений, принимали от него бракованные самолеты.Эти показания ШАХУРИНА подтвердили на суде НОВИКОВ, ШИМАНОВ, РЕПИН и СЕЛЕЗНЕВ.
РЕПИН, являясь главным инженером ВВС и Начальником Научно-Испытательного Института, возглавлял техническое руководство в ВВС. Пользуясь своим бесконтрольным положением, РЕПИН преступно проводил государственные испытания новых образцов самолетов.По вине РЕПИНА Научно-Испытательный Институт ВВС принимал на государственные испытания новые образцы самолетов без статических испытаний, т. е. без
предварительной проверки прочности данного образца.В отношении многих самолетов, фактически не выдержавших государственных испытаний из-за имеющихся в них серьезных конструктивных недоделок,
Научно-Испытательный Институт, возглавляемый РЕПИНЫМ, давал заключения о допуске этих самолетов в серийное производство, при условии устранения выявленных при испытании дефектов. Практически такие решения приводили к тому, что самолеты поступали на вооружение, оставаясь недоработанными.
СЕЛЕЗНЕВ, будучи Начальником Главного Управления заказов ВВС, как инженер-специалист, зная, что выпускаемые авиационной промышленностью самолеты и моторы имели серьезные дефекты, принимал их на вооружение Военно-Воздушных Сил.Руководимый СЕЛЕЗНЕВЫМ аппарат военных представителей по приемке самолетов от авиапромышленности, не проверял в должной мере на заводах принимаемые самолеты,
что увеличивало недоброкачественность самолетов, поступающих в ВВС.В годы Отечественной войны по вине ШАХУРИНА, НОВИКОВА, РЕПИНА, ШИМАНОВА, СЕЛЕЗНЕВА, БУДНИКОВА и ГРИГОРЬЯН на вооружение Военно-Воздушных Сил был протащен не выдержавший государственных испытаний истребитель «ЯК-9у» с мотором «ВК-107 А»Самолет был запущен в производство ШАХУРИНЫМ вместе с конструктором только по результатам заводского испытания опытного образца.Между тем, в процессе государственных испытаний, проводившихся в Научно-Испытательном Институте ВВС уже в период серийного производства самолета
«ЯК-9у» было выявлено, что самолеты этой конструкции имели недостаточную прочность крыла, что приводило к авариям и катастрофам, не имели пылефильтров, что способствовало преждевременному износу и выходу мотора из строя, не были оснащены радиомачтами и имели плохую вентиляцию кабины летчика. Наряду с этим
самолет «ЯК-9у» не мог дать заданной правительством скорости.РЕПИН, лично утверждавший заключение о результатах испытаний самолета «ЯК-9у», хорошо знал о крупных недостатках самолета, но в угоду ШАХУРИНУ не ставил вопроса о прекращении серийного производства этих самолетов. Такую же позицию в отношении самолета «ЯК-9у» занимали НОВИКОВ, ШИМАНОВ и СЕЛЕЗНЕВ.В случаях, когда военпреды на заводах пытались приостановить приемку самолетов «ЯК-9у» от промышленности, ШАХУРИН, НОВИКОВ, РЕПИН, ШИМАНОВ и СЕЛЕЗНЕВ давали распоряжения продолжать их приемку, хотя и были осведомлены о низком качестве
выпускаемых самолетов.БУДНИКОВ и ГРИГОРЬЯН, зная о том, что самолет «ЯК-9у» был допущен в серийное
производство с нарушением существующих на этот счет постановлений правительства и, что промышленностью самолеты выпускаются недоброкачественные, не желая портить личные отношения с ШАХУРИНЫМ, не приняли мер к прекращению выпуска этих самолетов и скрывали от правительства преступные действия ШАХУРИНА и других.
В результате преступной деятельности ШАХУРИНА, НОВИКОВА, РЕПИНА, ШИМАНОВА, СЛЕЗНЕВА, БУДНИКОВА и ГРИГОРЬЯН, в ВВС было поставлено около 4.000 таких дефектных самолетов, причем по данным акта правительственной комиссии на 2 267 самолетах «ЯК-9у», полеты были запрещены по причине производственных недоделок.В 1943 году на вооружение ВВС ШАХУРИНЫМ, при содействии НОВИКОВА, РЕПИНА, ШИМАНОВА, СЕЛЕЗНЕВА, БУДНИКОВА и ГРИГОРЬЯН, был протащен самолет «ЯК-3» с мотором «ВК-105ПФ», который не проходил войсковых испытаний, а также не был испытан на прочность.Крупным дефектом на самолетах «ЯК-3» являлось отставание верхней обшивки крыла, что приводило к срыву обшивки в воздухе и неизбежной катастрофе. По показаниям свидетелей инженера-полковника ЖУКОВА и инженер-майора САЛЬНИКОВА процент самолетов с такими дефектами был большим и достигал 40 % из числа проступавших в части. В итоге полеты на этих самолетах в 1945 году были запрещены.В 1943 году по вине ШАХУРИНА, НОВИКОВА, ШИМАНОВА, РЕПИНА и СЕЛЕЗНЕВА на вооружение ВВС стали поступать самолеты «ТУ-2», с мотором «АШ-82 ФН», у которых имелось большое количество серьезных конструктивных дефектов, что приводило к загоранию самолета и гибели экипажа.Государственными испытаниями в 1943 году был забракован представленный Наркоматом Авиационной Промышленности самолета «ЕР-2» с мотором «М-105» из-за
ряда серьезных конструктивно-производственных недоделок. Несмотря на это в том же году Наркомат Авиационной Промышленности запустил самолет «ЕР-2», но уже с мотором «АЧ-30» в серийное производство. Убедившись в дельнейшем, что самолет «ЕР-2» является все же непригодным для ВВС, но, боясь сообщить об этом правительству, ШАХУРИН в течение 2-х лет продолжал производство этих негодных самолетов на автозаводе. Таким образом, 2-годичная работа одного авиационного завода протекла впустую.В 1943 году было несколько случаев аварий и катастроф на самолетах «ЛА-5» с мотором «АШ-82» из-за срыва в воздухе обшивки крыльев самолета и выхода из строя мотора. В некоторых авиачастях, как например, в 278 авиадивизии, после первого вылета выходило из строя 50–60 % самолетов этого типа.Летом 1943 года во время государственных испытаний самолета «ЛА-7» с мотором «АШ-82 НФ» было выявлено, что самолет имеет максимальную скорость на 15 км. в час ниже установленной правительством. Кроме того, на этом же самолете не было радиомачты, отсутствовал пылефильтр и во время полета самолета, в кабине летчика создавались высокая температура, доходившая до 50–55. Тем не менее, самолет «ЛА-7» РЕПИНЫМ был рекомендован для запуска в серийное производство при условии устранения выявленных дефектов, а ШАХУРИНЫМ этот самолет был запущен в серийное производство лишь с частично устраненными недоделками.НОВИКОВ, ШИМАНОВ, РЕПИН и СЕЛЕЗНЕВ зная о том, что самолет «ЛА-7» запущен в серийное производство с не устраненными конструктивно-производственными дефектами, принимали эти самолеты на вооружение ВВС.
В частях при эксплуатации самолета «ЛА-7» были выявлены и другие серьезные дефекты — непрочность лонжеронов, в результате чего в воздухе отваливались крылья самолетов и гибли летчики, имели место случаи и срыва в воздухе элеронов.В связи с этим в условиях фронтовой обстановки, непосредственно в боевых частях ВВС приходилось проводить большие ремонтные работы по устранению производственного брака.Крупные конструктивно-производственные недоработки имели и самолеты «ИЛ-2» и «ИЛ-10», поставлявшиеся авиапромышленностью на вооружение частей ВВС в период войны.В результате преступной деятельности подсудимых по настоящему делу государству был нанесен значительный материальный ущерб и в войсках ВВС имели место гибель большое количества летного состава и самолетов.На основании изложенного Военная Коллегия Верхсуда СССР признала доказанным виновность:
1/ ШАХУРИНА Алексея Ивановича в том, что, будучи Народным Комиссаром Авиационной Промышленности СССР:
а/ на протяжении длительного времени выпуская самолеты и моторы с большими конструктивно -производственными недоделками и по сговору с командованием Военно-Воздушных Сил постановлял их на вооружение ВВС, в результате чего в авиационных частях произошло большое количество аварий и катастроф, гибли летчики, а также скапливалось много бракованных самолетов, которые нельзя было использовать в боях с немцами;
б/ многочисленные сигналы о серьезных недоделках самолетов, которые поступали с фронтов, ШАХУРИН скрывал от правительства и продолжал поставлять на вооружение Воено-Воздушных Сил недоброкачественную продукцию;
в/ нарушая решения правительства, запускал в серийное производство самолеты и моторы, имеющие крупные недоделки, которые по этой причине впоследствии оказались непригодными и тем самым нанес государству большой материальный ущерб, т. е. в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 193-17 п. «а» и 128-а
УК РСФСР.
2/ РЕПИНА Александра Константиновича в том, что являясь главным инженером и руководителем технической эксплуатации материальной части в Военно-Воздушных Силах, знал, что на фронтах из-за приемки от авиационной промышленности недоброкачественных самолетов и моторов имело место большое количество
катастроф, гибли летчики и отдельные авиасоединения временно теряли боеспособность, однако в силу круговой поруки, существовавшей в НКАП и ВВС, не принимал мер к пресечению преступной деятельности ШАХУРИНА и скрывал это от Народного комиссара Обороны.Кроме того, возглавляя Научно- Испытательный институт ВВС, преступно проводил государственные испытания новых образцов самолетов и моторов, которые, поступая на вооружение Красной Армии, оказывались негодными к эксплуатации, что приводило к снижению боеспособности Военно-Воздушных Сил, т. е. в совершении преступления, предусмотренного ст. 193-17 п. «а» УК РСФСР.
3/ НОВИКОВА Александра Александровича и
4/ ШИМАНОВА Николая Сергеевича — в том, что, возглавляя ВВС, вступили в преступный сговор с бывшим Наркомом Авиационной Промышленности ШАХУРИНЫМ и на протяжении 1943–1945 г.г. систематически принимали на вооружение ВВС самолеты и авиационные моторы с крупными конструктивн-производственными недоделками.В результате этих преступных действий НОВИКОВА и ШИМАНОВА в действующих авиационных частях происходило большое количество аварий и катастроф, приводивших к гибели летчиков, а также понижалась боеспособность Военно-Воздушных Сил.
Несмотря на многочисленные сигналы, поступавшие из авиационных частей о низком качестве самолетов и моторов, НОВИКОВ и ШИМАНОВ скрывали все это от Народного Комиссара Обороны и продолжали принимать от авиационной промышленности недоброкачественную материальную часть вплоть до 1946 года, т. е. в совершении преступления, предусмотренного ст. 193-17 п. «а» УК РСФСР.
5/ СЕЛЕЗНЕВА Николая Павловича в том, что, являясь руководителем приемки материальной части ВВС, в угоду ШАХУРИНУ, систематически принимал от Наркомата Авиационной Промышленности недоброкачественную авиационную технику, в результате чего на фронтах были катастрофы с гибелью летчиков, т. е. в совершении
преступления, предусмотренного ст. 193-17 п. «а» УК РСФСР.
6/ БУДНИКОВА Александра Викторовича,
7/ ГРИГОРЬЯН Гамлет Мкртычевича, в том, что будучи заведующими авиационными отделами ЦК ВКП/б/ и, зная, что бывший Нарком Авиационной Промышленности ШАХУРИН выпускал и поставлял на вооружение ВВС самолеты и моторы с крупными конструктивно-производственными недоделками, не принимали мер к пересечению антигосударственной деятельности ШАХУРИНА и, подпав под влияние ШАХУРИНА, выгораживали и покрывали его, способствуя протаскиванию на вооружение Военно-Воздушных Сил недоброкачественных самолетов и моторов, т. е. в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 17-193-17 п. «а» и 17-128-а УК РСФСР.Руководствуясь ст. ст. 319 и 320 УПК РСФСР и, имея в виду заслуги всех обвиняемых в период Отечественной войны — Военная Коллегия Верховного суда СССР.
П Р И Г О В О Р И Л А:
1/ ШАХУРИНА Алексея Ивановича по совокупности совершенных им преступлений, на основании ст.128 а и 193-17 п. «а» УК РСФСР к лишению свободы сроком на СЕМЬ лет;
2/ РЕПИНА Александра Константиновича, на основании ст. 193-17 п. «а» УК РСФСР к лишению свободы сроком на ШЕСТЬ лет;
3/ НОВИКОВА Александра Александровича, на основании ст. 193-17 п. «а» УК РСФСР к лишению свободы сроком на ПЯТЬ лет;
4/ ШИМАНОВА Николая Сергеевича, на основании ст. 193-17 п «а» УК РСФСР к лишению свободы сроком на ЧЕТЫРЕ года;
5/СЕЛЕЗНЕВА Николая Павловича, на основании ст. 193-17 п. «а» УК РСФСР к лишению свободы сроком на ТРИ года;
6/ БУДНИКОВА Александра Викторовича и
7/ ГРИГОРЬЯН Гамлета Мкртычевича по совокупности преступлений, на основании ст. ст. 17-128 а и 17-193-17 п. «а» УК РСФСР к лишению свободы сроком на ДВА года каждого.
Возбудить ходатайство перед Президиумом Верховного Совета СССР:
1/ о лишении НОВИКОВА А.А. воинского звания Главного Маршала Авиации и звания дважды Героя Советского Союза;
2/ ШАХУРИНА А.И. — звания Героя Социалистического Труда и
3/ о лишении всех правительственных наград /орденов и медалей/ ШАХУРИНА, НОВИКОВА, РЕПИНА, ШИМАНОВА, СЕЛЕЗНЕВА, БУДНИКОВА и ГРИГОРЬЯН.
Возбудить ходатайство перед Советом Министров СССР о лишении воинских званий: ШАХУРИНА А.И. и РЕПИНА А.К. генерал-полковника инженерно-авиационной службы;
ШИМАНОВА Н.С. — генерал-полковника авиации; СЕЛЕЗНЕВА Н.П. — генерал-лейтенанта инженерно -авиационной службы.
Ввиду того, что действиями осужденных причинен большой материальный ущерб государству, наложить арест на имущество лично принадлежащее осужденным, в целях обеспечения возможности возмещения ущерба.
Приговор окончательный и кассационному обжалованию не подлежит.

Подлинный за надлежащими подписями.
С подлинным верно: Секретарь ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХСУДА СССР подполковник юстиции /Почиталин/
верно: Начальник 1 отделения Отдела «А» МГБ СССР подполковник  (ВОРОБЬЕВ)
 
В связи с "авиационным делом" Г.М.Маленков,получивший в 1943г. за образцовое выполнение  правительственных заданий звание Героя Социалистического Труда,19 марта 1946г был снят с должности заместителя Председателя СНК СССР,а 6 мая 1946г. был отстранен от должности секретаря ЦК с  формулировкой "...как шеф над  авиационной промышленностью и по приемке самолетов для ВВС, морально  отвечает за те безобразия, которые вскрыты в работе ведомств (выпуск   и приемка недоброкачественных самолетов),и  зная об этих безобразиях, не сигнализировал о них в ЦК ВКП(б)".

  А.А.Новиков вышел на свободу в феврале 1952г.После смерти Сталина,29 мая 1953г. Военная Коллегия Верховного суда прекратила  дело Новикова из-за отсутствия состава преступления.12 июня 1953г. Президиум ЦК КПСС отменил решение Политбюро от 16 мая 1946г.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июня 1953г.
А.А.Новиков был восстановлен в воинском звании,были возвращены все награды и звание Героя Советского Союза. В 1954г.Новиков выступил в качестве свидетеля на судебном процессе над бывшим министром МГБ Абакумовым...        
          


Название: Re: "Бунт маршалов-мятеж генералов"
Отправлено: Дмитрий от 23 Апреля 2011, 11:32:44
Alex приветствую!
Долго не был на форуме, т.к. ыл 2 недели в командировке в Воронеже. Там я познакомился с Эйтингоном-младшим. Не скрою, очень на это надеялся. Он на книге об отце оставил мне автограф и добрые пожелания.
Интересен тот факт, что кроме Шахурина (человека, в общем-то, довольно амбициозного и чванлиыого) все фигуранты по данному делу остались довольны своей судьбой. Их восстановили в армии, звания должности и награды... НО не вернули к активно руководящей жизни.


Название: Re: "Бунт маршалов-мятеж генералов"
Отправлено: Alex от 23 Апреля 2011, 12:09:56

Дмитрий,приветствую
Служба есть служба...
Кстати о знакомстве.Каждый человек интересен сам по себе,а ветеран и его воспоминания о прошедшем  живая страница нашей истории. Я также всякий раз,когда выпадает возможность стараюсь познакомится и переговорить с ветеранами.Чисто по человечески-проявив к ним внимание и чуткость.Пожилые и старые люди воспринимают это с одобрением,что  дело всей их жизни не забыто и кто-то этим интересуется.

По теме- в отношении А.И.Шахурина.В 1983г вышла его книга,под названием "Крылья Победы"
(Политиздат М.,1983г).Книга была издана после смерти Шахурина.Рукопись передали в издательство   братья Алексея Ивановича.В подготовке рукописи к издательству приняли участие Григорьян, Завитаев,Кузнецов,Сандлер,Чаромский и другие.По сему содержание книги получилось довольно обтекаемое,как всякий коллективный труд...Но несомненно  книга  представляет определенный интерес для читателя.


Название: Re: "Бунт маршалов-мятеж генералов"
Отправлено: Дмитрий от 23 Апреля 2011, 14:25:43
Alex, насчет книги согласен. Она у меня есть в домашней библиотеке. Книга обтекаема и как-то обезличена. Еще есть серия интервью Шахурина в книге "Говорят Сталинские наркомы".


Название: Re: "Бунт маршалов-мятеж генералов"
Отправлено: Alex от 27 Мая 2014, 15:41:38
ЗАПИСКА Р.А. РУДЕНКО и И. А. СЕРОВА В ЦК КПСС  О РЕАБИЛИТАЦИИ С. А.ХУДЯКОВА*

  4 июня 1954 г.

       ЦК КПСС

Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР  рассмотрены материалы дела по обвинению бывш. командующего 12 воздушной армией ВВС, маршала авиации Худякова Сергея Александровича (он же Ханферянц Арменак  Артемьевич), осужденного Военной Коллегией Верховного Суда СССР в 1950 году за измену Родине и злоупотребление служебным положением к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение.
Худяков-Ханферянц был заключен под стражу Главным управлением контрразведки «Смерш» в декабре 1945 года, однако постановление на его арест утверждено  Абакумовым и санкционировано прокурором лишь 18 марта 1946 года. На следствии Худяков-Ханферянц долгое время виновным себя не признавал, но после применения к нему мер физического воздействия показал, что в 1918  году, отстав от отряда Красной Армии, он был мобилизован на службу в
дашнакский отряд эсеро-меньшевистского правительства в Баку и в сентябре того же года вместе с группой сослуживцев принимал участие в сопровождении 26 бакинских комиссаров, вывезенных из Баку в Красноводск на пароходе «Туркмен».  В протоколах допроса Худякова-Ханферянца записано далее, что в том же 1918 году он познакомился с английским офицером Вильсоном, был привлечен им к  шпионской деятельности, а затем передан на связь белогвардейскому офицеру Вознесенскому, по заданию которого неоднократно перебирался через линию фронта в расположение частей 39 дивизии Красной Армии для сбора шпионских сведений. Перед последней заброской за линию фронта он получил сфабрикованные  документы на имя Худякова и, проникнув в расположение советских войск,  обманным путем приобрел себе билет красногвардейца и остался на службе в  Красной Армии.
В этом же плане Худяков дал показания и в судебном заседании Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР в апреле 1950 года. Вместе с тем, в суде он заявил, что после 1918 года никакой антисоветской работой не занимался и
честно выполнял свой служебный долг в рядах Советской Армии.  «Признания» Худякова-Ханферянца о службе в дашнакском отряде и связях с английской разведкой, полученные в результате применения к нему незаконных
методов ведения следствия, противоречивы, вызывают сомнение в их  правдоподобности и никакими объективными данными не подтверждаются. Следствие по делу Худякова-Ханферянца велось односторонне и тенденциозно.
К делу не были приобщены документы, оправдывающие Худякова-Ханферянца или смягчающие его вину. Например, ни в одном документе, приобщенном следствием к делу, ничего не упоминается о заслугах Худякова-Ханферянца перед Советским  государством за весь период его службы в Советской Армии и особенно в годы Отечественной войны.
Между тем следствию было хорошо известно, что за 25-летний период службы в Советской Армии Худяков-Ханферянц проявил себя с положительной стороны, был награжден семью орденами, а также медалями.  Рассмотрев все материалы дела, Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР и Прокуратура Союза ССР полагали бы возможным пересмотреть решение Военной Коллегии в отношении Худякова-Ханферянца и  посмертно его реабилитировать.
       
Просим Ваших указаний.

  Генеральный прокурор Союза ССР  Р.Руденко
  Председатель Комитета госбезопасности при Совете Министров СССР  И.Серов
-------------------------------------------------------------
* На первом листе записки имеются резолюции: «В круговую. Чл[енам]  През[идиума] ЦК. За.Н.Хрущев. 7/VI-54г.», «За – Г.Маленков», «За –  К.Ворошилов», «За – А.Микоян», «За – М.Первухин», «За – Л.Каганович», «За –
Булганин», «За – М.Сабуров» и пометы «Тов. Булганин за. В.Малин» и «Тт. Руденко и Серову сообщено. В архив. В.Малин». – Сост.
  АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 313. Л. 167–169. Подлинник. Машинопись.
 
Цит.по: «Реабилитация: как это было…» т.1, стр.154-155
 


Название: Re: "Бунт маршалов-мятеж генералов"
Отправлено: Alex от 18 Июня 2014, 18:18:16
"СЛЕДСТВИЕ ПРИБЕГЛО К ИЗВРАЩЕННЫМ ПРИЕМАМ..."


Название: Re: "Бунт маршалов-мятеж генералов"
Отправлено: Alex от 18 Июня 2014, 18:19:37
Продолжение...


Название: Re: "Бунт маршалов-мятеж генералов"
Отправлено: Alex от 18 Июня 2014, 18:20:49
 Окончание...


Название: Re: "Бунт маршалов-мятеж генералов"
Отправлено: Alex от 08 Сентября 2014, 14:48:35
Записка Г.К. Жукова в ЦК КПСС о председателе Военной Коллегии и Главном  военном прокуроре
      19 ноября 1956г.


Председатель Военной Коллегии Верховного Суда СССР генерал-лейтенант юстиции Чепцов А.А.и Главный военный прокурор и Заместитель Генерального Прокурора СССР генерал-майор юстиции Варской Е.И.в период 1946—1951 гг. своими действиями способствовали незаконному осуждению генералов Советской Армии по сфальсифицированным на них делам бывшим Министерством госбезопасности.

Так, Чепцов А.А. в 1946 году санкционировал арест Главного Маршала авиации Новикова А.А., генерал-полковника инженерно-авиационной службы Репина А.К., генерал-полковника авиации Шиманова Н.С., генерал-лейтенанта
инженерно-авиационной службы Селезнева Н.П.и им же было утверждено на них и Шахурина А.И., Будникова А.В., Григорьяна Г.М.обвинительное заключение. Все эти лица реабилитированы в своих правах и из-под стражи освобождены, причем реабилитация проходила при участии Чепцова А.А.

Варской Е.И. в 1947-1948 гг. утверждал обвинительные заключения на арестованных генералов Терентьева В.Г., Варенникова И.С., Минюк Л.Ф., Крюкова В.В., Филатова А.А.Все эти генералы в период войны 1941—45 гг. были моими адъютантами и для особо важных поручений, дела на них были явно сфальсифицированы, причем все они
вынуждались к даче ложных показаний и на меня.

Помимо этих дел на совести Чепцова и Варского лежит и ряд других подобных дел.

В настоящее время со стороны многих лиц имеется большое недовольство бывшими незаконными действиями Чепцова и Варского, их двуличностью, выразившейся в выдаче санкций на арест и проведение судебных процессов над ни в чем неповинными людьми, а впоследствии в пересмотре и реабилитации этих осужденных лиц.

В связи с этим считаю, что Чепцов и Варской в период 1946-1948 гг., находясь в органах прокуратуры и суда, нарушая социалистическую законность, себя полностью дискредитировали, за что и подлежат снятию с занимаемых ныне должностей.

Вместо них рекомендуются: на должность Председателя Военной Коллегии Верховного Суда СССР Борисоглебский В.В., работающий в настоящее время Заместителем Председателя Военной Коллегии Верховного Суда СССР,
и на должность Главного военного прокурора и Заместителя Генерального Прокурора СССР Афанасьев Н.П., работающий в настоящее время Военным прокурором Уральского военного округа.

Проект Постановления ЦК КПСС представляю1.

Прошу утвердить2.

Г. ЖУКОВ


РГАНИ. Ф. 5. Оп. 47. Д. 154. Лл. 167-168. Подлинник. Машинопись.
 


© 2001-2014 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация


Название: Re: "Бунт маршалов-мятеж генералов"
Отправлено: BM от 09 Сентября 2014, 16:39:10
Да он всегда много на себя брал. А уж в бытность минобороны - особенно.

За что собственно и подвергался товарищеской критике.